Адаптированная образовательная прогрограмма ППССЗ специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы 2020-2021

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

«Утверждено»
педагогическим советом
ГБПОУ «ГЭТ» протокол № 33
Директор _________Б.М.Спасов
«23» марта 2020 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
Квалификация: техник-электрик
Подготовка: базовая
Форма обучения: очная
Нормативный срок получения образования: 3 года 10 месяцев

Гусиноозерск, 2020

Основная профессиональная образовательная программа по специальности 13.02.03
Электрические станции, сети и системы разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
13.02.03 Электрические станции, сети и системы, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации №1248 от 22.12.2017 г., зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2018
N49678.
Специальность среднего профессионального образования 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы входит в состав укрупненной группы профессии 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Разработчики:
Жарова Ю.Л., преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории,
председатель ПЦК
Сауткина О.И.., преподаватель специальных дисциплин
Черепанов А.Ф., преподаватель специальных дисциплин
Аверина С.В., руководитель по практическому обучению
Еремина Л.А., за. очным и заочным отделением
Белых Л.В., зав. методическим кабинетом

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения
Используемые термины, определения, сокращения
1.1. Нормативно - правовые основы разработки АППССЗ по специальности
1.2. Нормативный срок освоения АППССЗ по специальности
1.3. Присваиваемая квалификация
1.4. Требования к абитуриенту
Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к
2
результатам освоения АППССЗ по специальности
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
2.2. Виды деятельности, формируемые компетенции
3 Структура АППССЗ по специальности
3.1. Структура адаптированной программы
3.2. Распределение вариативной части
4
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
4.1. Учебный план
4.2. Календарный учебный график
4.3. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию АОП: АОП
дисциплин по циклам, АОП профессиональных модулей, включая программы
практик; в том числе адаптационного (коррекционно-развивающего) цикла
5 Контроль и оценка результатов освоения АППССЗ по специальности
5.1. Адаптированные оценочные средства текущего контроля
5.2. Адаптированные оценочные средства промежуточной аттестации
5.3. Адаптированная программа государственной аттестации
6 Условия реализации АППССЗ специальности
6.1. Материально-техническое обеспечение
6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
6.3. Организация практики
6.4. Кадровое обеспечение
6.5 Характеристика среды техникума, обеспечивающей развитие общих и
социально-личностных компетенций выпускников
6.5 Организация образовательного процесса
6.6. Характеристика социокультурной среды образовательной организации,
обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся
с ОВЗ
7. Оценка результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена
7.1 Контроль и оценка достижений обучающихся
7.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников

4
4
4
6
6
6
6
6
7
9
9
10
11
11

11
12
13
13
14
14
14
15
15
16
16
17

19
19
20

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена представляет собой комплекс
нормативно-методической документации, разработанной на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1248 от
22.12.2017 г., зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2018 N 49678 с учетом требований
регионального

рынка труда, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества

подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Адаптированная программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивает достижение
обучающимися результатов обучения, установленных указанными федеральным государственным
образовательным стандартом (по программе базовой подготовки).
Основными пользователями являются:
- преподаватели, сотрудники ОО ;
- студенты с особыми образовательнымипотребностями, обучающиеся по специальности 13.02.03
Электрические станции, сети и системы;
- администрация и коллективные органы управления ОО;
- абитуриенты и их родители;
- работодатели.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Обучающийся с особыми образовательными потребностями - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки
специалистов среднего звена, адаптированная для обучения лиц с особыми образовательными
потребностями с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы
среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и
коммуникативных

умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации

обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в
4

себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена
ОУ - образовательное учреждение
УД - учебная дисциплина
ПМ - профессиональный модуль
ПК - профессиональная компетенция
ОК - общая компетенция
МДК - междисциплинарный курс
УП - учебная практика
ПП - производственная практика
ГИА - государственная (итоговая) аттестация
АУД - адаптационная учебная дисциплина
1.1.

Нормативно-правовые основы разработки адаптированной профессиональной

образовательной программы
Адаптированная профессиональная образовательная программа (далее АПОП) - представляет
собой

комплекс

нормативно-методической

документации,

регламентирующий

содержание,

организацию и оценку качества подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии
реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной
профессии и включает в себя: график учебного процесса, учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки
обучающихся, а также программы производственной практики и методические материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативную

правовую

основу

разработки

адаптированной

профессиональной

образовательной программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями;
5

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы (по отраслям),
утвержденный Министерства образования и науки Российской Федерации №1248 от 22.12.2017 г.,
зарегистрированного в Минюсте России 18.01.2018 N49678;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования», утверждённым Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 464 от 14 июня 2013 (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5
марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в
редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 года №
164, от 31 августа 2009 года № 320, от 19 октября 2009 года № 427, 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012
г.);
- Приказ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. N 1580 "О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464";
-

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2014 г. №36 "Об утверждении

Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования";
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных
программ

и

дополнительных

профессиональных

программ

с

учетом

соответствующих

профессиональных стандартов, утвержденных МИНОБРНАУКИ РФ 22 января 2015 года N ДЛ-1/05вн;
- «Положение

о

практике

обучающихся,

осваивающих

основные

профессиональные

образовательные программы среднего профессионального образования», утвержденном приказом
Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 968 «Об
утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
6

- Методические

рекомендации

по

организации

выполнения

и

защиты

выпускной

квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы
среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена
(утвержденные Минобрнауки РФ от 20.07.2015 г. №06-846);
- Методические
профессиональным

рекомендации

образовательным

об

организации

программам

ускоренного

среднего

обучения

по

профессионального

основным

образования,

утвержденные Минобрнауки России от 20.07.2015 г. №06-846;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 г. №12-696 «О

разъяснениях по формированию учебного плана ППССЗ НПО/СПО»; базисный учебный план по
специальности СПО (приложение к стандарту), утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 05.04.2010 г. №273;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 292
от 18.04.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным программам профессионального обучения».
-

«Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные

образовательные программы среднего профессионального образования», утвержденном приказом
Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291;
-

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 968

«Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями,
утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2014 г., 17 ноября 2017
г.);
- Методические

рекомендации

по

организации

выполнения

и

защиты

выпускной

квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы
среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена
(утвержденные Минобрнауки РФ от 20.07.2015 г. №06-846);
- Методические
профессиональным

рекомендации

образовательным

об

организации

программам

ускоренного

среднего

обучения

профессионального

по

основным

образования,

утвержденные Минобрнауки России от 20.07.2015 г. №06-846;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2013 г. № ИР - 535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
-

«Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ в

профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и
воспитания», утвержденные приказом директора Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих Кадров и ДПО Минобрнауки России 26.12.2013 г. № 06-2412 вн.
7

Нормативный срок освоения программы

1.2.

Нормативный срок освоения программы 3 года 10 месяцев.
Трудоемкость образовательной программы среднего профессионального образования по
специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, на базе основного общего
образования за весь период обучения составляет 5940 час. и включает все виды аудиторной и
самостоятельной работы обучающегося, практики и время, отводимое на контроль качества освоения
обучающимся АПОП.
Присваиваемая квалификация

1.3.

В результате освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы обучающимся будет присвоена квалификация –
техник-электрик.
1.4. Требования к абитуриентам
Абитуриент должен иметь основное общее образование. При поступлении на обучение по
адаптированной программе подготовки специалистов среднего звена абитуриент должен
предъявить:
- документ об основном общем образовании;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией для обучения по
данной специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения
(обучающиеся с ОВЗ);
- индивидуальную программу реабилитации с рекомендацией об обучении по данной
специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также
сведения относительно рекомендованных условий и видов труда (обучающийся инвалид).
2.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к

результатам освоения адаптированной программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
2.1.

Область и объекты профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ

по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию электрического и электромеханического
оборудования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-

материалы и комплектующие изделия;

-

технологическое оборудование и технологические процессы;

-

технологическая оснастка;

-

электрическое и электромеханическое оборудование;

-

средства измерения
8

-

техническая документация;
профессиональные знания и умения персонала производственного подразделения;

-

первичные трудовые коллективы.
2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции выпускника
Выпускник, освоивший ППССЗ, должен обладать общими и профессиональными

компетенциями.
Техник-электрик должен обладать следующими общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.
Техник-электрик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
ВД 1
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5.
ПК 1.6.

Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Проводить техническое обслуживание электрооборудования
Проводить профилактические осмотры электрооборудования
Проводить работы по монтажу и демонтажу электрооборудования
Проводить наладку и испытания электрооборудования
Оформлять техническую документацию по обслуживанию электрооборудования
Сдавать и принимать из ремонта электрооборудование
9

ВД 2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ВД 3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5.
ВД 4
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ВД 5
ПК 5.1.
ПК 5.2.
ПК 5.3.
ПК 5.4.
ВД 6
ДПК 6.1.
ДПК 6.2.
ДПК 6.3.
ДПК 6.4.
ДПК 6.5.

Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций,
сетей и систем
Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования
Выполнять режимные переключения в энергоустановках
Оформлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования
Организация деятельности производственного подразделения.
Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии
Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии
Контролировать распределение электроэнергии и управлять им
Оптимизировать технологические процессы в соответствии с нагрузкой на
оборудование
Определять технико-экономические показатели работы электрооборудования
Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей
и систем
Определять причины неисправностей и отказов электрооборудования
Планировать работы по ремонту электрооборудования
Проводить и контролировать ремонтные работы
Организация и управление производственным подразделением
Планировать работу производственного подразделения
Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам
Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в
соответствии с требованиями охраны труда
Контролировать выполнение требований пожарной безопасности
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
Выполнять простые и средней сложности работы по ведению заданного режима
работы электротехнического оборудования;
Выполнять простые и средней сложности работы по проведению оперативных
переключений, пусков и остановов электротехнического оборудования;
Выполнять простые и средней сложности работы по техническому обслуживанию
электротехнического оборудования;
Выполнять простые и средней сложности работы по ликвидации аварий и
восстановлению нормального режима функционирования электротехнического
оборудования;
Проводить профилактическую работу по предотвращению несчастных случаев и
профзаболеваний на производстве, аварий, пожаров, технологических нарушений
в работе электротехнического оборудования

Структура адаптированной программы подготовки специалистов среднего
звена по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
3.1. Структура адаптированной программы по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы.
3.

Индекс
ОГСЭ.1
ОГСЭ.2
ОГСЭ.3
ОГСЭ.4

Перечень дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных
модулей ОПОП по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы (по отраслям)
Основы философии
История
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Физическая культура / физическая культура (адаптированная)
10

ОГСЭ.5
ЕН.01
ЕН.02
ОП.1
ОП.2
ОП.3
ОП.4
ОП.5
ОП.6
ОП.7
ОП.8
ОП.9
ОП.10
ПМ.01
МДК.01.01
МДК.01.02
УП.01.01
ПП.01.01
ПМ.02
МДК.02.01
МДК.02.02
УП.02.01
ПП.02.01
ПМ.03
МДК.03.01
МДК.03.02
УП.03.01
ПП.03.01
ПМ.04
МДК.04.01
УП.04.01
ПП.04.01
ПМ.05
МДК.05.01
УП.05.01
ПП.05.01
ПМ.06
ПП.06.01

Психология общения
Математика
Экологические основы природопользования
Инженерная графика
Электротехника и электроника
Метрология, стандартизация и сертификация
Техническая механика
Материаловедение
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Основы экономики
Правовые основы профессиональной деятельности
Охрана труда
Безопасность жизнедеятельности
Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Техническое обслуживание электрооборудования электрический станций, сетей
и систем
Наладка электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций,
сетей и систем
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Релейная защита электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Контроль и управление технологическими процессами
Автоматизированные системы управления в электро-энергосистемах
Учет и реализация электрической энергии
Контроль и управление технологическими процессами
Контроль и управление технологическими процессами
Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Техническая диагностика и ремонт электрооборудования
Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и
систем
Организация и управление коллективом исполнителей
Основы управления персоналом производственного подразделения
Организация и управление коллективом исполнителей
Организация и управление коллективом исполнителей
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих: 19848 Электромонтер по обслуживанию электрооборудования
электростанций

11

3.2. Распределение вариативной части
По рекомендации представителей регионального рынка труда вариативная часть в объеме 1278
часов использована:
- на введение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла:
ОГСЭ.6 Основы финансовой грамотности (36);
ОГСЭ.07 Основы предпринимательской деятельности (54);
- на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины математического и общего
естественнонаучного учебного цикла:
ЕН.01. Математика (18);
- на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины общепрофессионального цикла:
ОП.01. Инженерная графика (20);
ОП.02. Электротехника и электроника (38);
ОП.04. Техническая механика (20);
- на введение дисциплин общепрофессионального цикла:
ОП.11 Общая энергетика (36);
ОП.12 Инженерная компьютерная графика (42);
- на увеличение объема времени, отведенного на междисциплинарные курсы и практики
обязательной части:
МДК.01.01 Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и
систем (122);
МДК.01.02 Наладка электрооборудования электрических станций, сетей и систем (108);
УП.01.01. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем (18);
ПП.01.01. Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем (18);
МДК.2.1 Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем
(46);
МДК.2.2 Релейная защита электрооборудования электрических станций, сетей и систем (54);
ПП.2.1 Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем (18);
МДК.03.01. Автоматизированные системы управления в электро-энергосистемах (16);
ПП.03.01. контроль и управление техническими процессами (12)
МДК.04.01. Техническая диагностика и ремонт электрооборудования (116);
УП.04.01.Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем (6)
ПП.04.01.Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и систем
(18)
- на введение междисциплинарных курсов и практик:
МДК.01.03 Электрические машины и трансформаторы (174);
12

МДК.06.01 Выполнение работ по профессиям рабочих: 19848 Электромонтер по обслуживанию
электрооборудования электростанций (144);
МДК.06.02 Основы слесарно-сборочных работ (72);
УП.06.01 Слесарно-механическая (36);
ПП.06.02 Основы лужения и пайки элементов электроники (36).
Документы, определяющие содержание и организацию

4.

образовательного процесса
4.1. Учебный план
Учебный

план

для

реализации

адаптированной

образовательной

программы

предусматривает включение адаптационных дисциплин по желанию обучающегося инвалида или
лиц с ОВЗ, предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и
профессиональных компетенций за счет вариативной части.
Учебный план программы подготовки специалистов среднего звена техникума разработан
на основе:
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального

образования по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы (по отраслям),
утвержденный Министерства образования и науки Российской Федерации №1248 от 22.12.2017 г.,
зарегистрированного в Минюсте России 18.01.2018 N49678;
Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 "О напрпавлении доработанных рекомендаций по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования",
Письма Минобрнауки России от 20.06.2017 № ТС-194/08 "Об организации изучения
учебного предмета Астрономия";
Разъяснения по формированию общеобразовательного цикла основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования и программно-методическому сопровождению изучения
общеобразовательных дисциплин (октябрь 2017).
Нормативный срок освоения ППССЗ при очной форме получения образования на
базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев. Начало учебного года 1 сентября.
Учебный год разбит на 2 семестра. Зимние каникулы на всех курсах составляют 2 недели.
Продолжительность учебной недели— шестидневная. Обязательная аудиторная нагрузка для
обучающихся составляет 36 часов в неделю. Чередование теоретических и практических занятий
13

регламентируется календарным учебным графиком, который составляется ежегодно на основании
графика учебного процесса учебного плана.
В календарном учебном графике конкретизируются даты периодов практик, каникул,
начала и окончания семестров и т.п.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов освоение
дисциплины «Физическая культура» осуществляется на основании соблюдения принципов
здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть занятия адаптивной
физической культурой в составе специальной медицинской группы, которая проводится
специалистом, имеющим соответствующую подготовку. При проведении занятий учитывается вид и
тяжесть нарушений организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для них могут проводиться занятия по видам спорта, не требующим двигательной активности.
5.
программы

Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной
подготовки

специалистов

среднего

звена

по

специальности

13.02.03

Электрические станции, сети и системы.
6.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется исходя

из требований к овладению общими и профессиональными компетенциями, обозначенными в
ФГОС СПО по данной специальности, соответствуют целям и задачам Адаптированной
программы и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общих и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
Оценка качества освоения адаптированной программы включает текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую
аттестацию выпускников.
5.1 Текущий контроль успеваемости
Обучающемуся, при необходимости, разрабатывается и предоставляется индивидуальный
график проведения текущего контроля успеваемости. При необходимости предоставляется
дополнительное время для подготовки ответа.
Успеваемость обучащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы,
предусмотренных индивидуальным учебным планом. Содержание и организация текущего
контроля осуществляется в соответствии с адаптированными оценочными средствами по каждой
дисциплине, междисциплинарному курсу, модулю. При формировании фонда оценочных средств
учитываются особенности восприятия и воспроизведения словесной информации, связанные с
наличием сенсорного или физического нарушения.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе:
- проведения практических занятий и лабораторных работ,
14

- выполнения индивидуальных работ и домашних заданий
- тренировочного тестирования.
Текущий контроль проводится в целях получения информации о выполнении обучаемым
требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых
действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизации,
быстроты выполнения) и т.д.
В качестве видов текущего контроля успеваемости используются:
- контрольные работы,
- устные опросы,
- письменные работы,
- тестирование,
- технические зачеты.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом
образовательной программы.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной
системе.
Последствия

получения

неудовлетворительного

результата

текущего

контроля

успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной
программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся,
индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку
образовательной деятельности в отношении учащегося.
Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных
установленных документах).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения
предусмотренных документов, в том числе в электронной форме так и по запросу родителей
(законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями
(законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего
контроля успеваемости учащихся в устной форме.
5.2. Промежуточная аттестация обучающихся

В качестве форм промежуточного контроля используются зачёты и экзамены.
Вид промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно,
15

письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
Конкретные формы, виды и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливаются техникумом самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Они доводятся до
сведения обучающихся не позднее первых двух месяцев от начала обучения.
При необходимости возможно увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а
также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
Для промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины
(междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватели
смежных дисциплин (курсов).
В отдельных случаях промежуточная аттестация проводится в несколько этапов по
завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее
разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала.
Формы

и

срок

проведения

контроля

определяются

преподавателем

с

учетом

индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников- инвалидов и

обучающихся с ОВЗ
Государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение, является
обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в
полном объеме.
Государственная итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями
здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования по
Адаптированной программе государственной итоговой аттестации.
Для проведения государственной итоговой аттестации разрабатывается программа,
определяющая требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы, а также к процедуре ее защиты.
Техникум определяет требования к процедуре проведения Государственной итоговой
аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Не позднее, чем за 3 месяца, выпускники обращаются с письменным заявлением о
необходимости создания специальных условий при проведении государственной итоговой
аттестации.
В специальные условия могут входить:
16

предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа,
присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую или психологическую
помощь,
выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной
итоговой аттестации,
формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на
компьютере, с использованием услуг ассистента,
использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема
пищи, лекарств и др.
7.
Условия реализации адаптированной программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы
В рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации

8.

инвалида, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, отмечено обучение «по
индивидуальной программе с применением дистанционных технологий в специальных условиях
со значительной помощью посторонних лиц. Оснащение (оборудование) специального рабочего
места с учетом нарушений функций и ограничений жизнедеятельности и производственной
адаптации».
6.1 Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной ППССЗ
Материально-техническое обеспечение реализации программы подготовки специалистов
среднего звена должно отвечать не только общим требованиям, определенным ФГОС СПО по
специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного
процесса каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе:
• создание безбарьерной архитектурной среды в образовательной организации и
студенческих общежитиях должно учитывать потребности инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это
включает обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории,
входных

путей,

путей

перемещения

внутри

здания,

наличие

оборудованных

санитарно-гигиенических помещений, системы сигнализации и оповещения для обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• для оборудования рабочих мест для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется
изыскать возможность оформления специальных учебных мест в лекционных аудиториях,
кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и иных помещениях
17

образовательной организации (1-2 места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья
– опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения);
• оснащение техническими и программными средствами общего и специального
назначения:
- учебная аудитория, в которой обучаются лица с нарушением слуха, должна быть
оборудована радио-классом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и
колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской,
документ-камерой, мультимедийной системой. Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает
использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной
информации в доступных формах;
- для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях необходимо
предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или
слайда на экране) при помощи видео-увеличителей для удаленного просмотра. Обучение лиц с
нарушениями зрения предполагает использование брайлевской компьютерной техники,
электронных луп, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и
других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах;
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и
учебных аудиториях необходимо предусмотреть увеличение зоны на одно место с учетом
подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену
двухместных столов на одноместные, регулируемые парты с источником питания для
индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов.
В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в
среднем ряду предусмотреть для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, а для
обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного
проема. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации адаптированной
ППССЗ.
6.2.

Учебно-методическое

и

информационное

обеспечение

реализации

адаптированной ППССЗ.
Реализация

ППССЗ

обеспечивается

адаптированными

учебно-методическими,

дидактическими и наглядными материалами, учебно-методическими комплексами по учебным
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
Осваивание

содержания

программы

дисциплины,

модуля

осуществляется

с

использованием различных форм обучения, в том числе с частичным применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Адаптированная ППССЗ должна быть обеспечена учебно-методической документацией по
18

всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с
требованиями ФГОС СПО по специальности.
Для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалида
рекомендовано обеспечить свободный доступ к информационным и библиографическим
ресурсам в сети Интернет, предоставить не менее чем одно учебное, методическое печатное и/или
электронное издание по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному
модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия (включая
электронные базы периодических изданий).
Так, для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля;
для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - в печатной форме; - в форме
электронного документа;
- в форме аудиофайла; для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства
аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с
иллюстрациями, мультимедийные материалы.
Библиотечный фонд необходимо укомплектовать электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературой по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за
последние 5 лет, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, доступ к
которым должен осуществляться с использованием специальных технических и программных
средств. Для самостоятельной подготовки обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья должен быть обеспечен свободный доступом к сети Интернет.
Пользователям, преподавателям и обучающимся - инвалидам предоставлен широкий
спектр возможностей ведения образовательной деятельности на основе облачных сервисов без
необходимости использования дополнительных аппаратно-программных средств и привлечения
ИТ-специалистов.
Система электронного обучения включает базовые модули и дополнительные модули
(подсистемы), которые предназначены для обеспечения индивидуальных образовательных
потребностей студентов инвалидов с учетом их психофизических особенностей.
Для выстраивания индивидуальной образовательной траектории инвалида система
19

электронного обучения дает возможность:
- формирования гибкого расписания работы студента с учебными материалами,
- загрузки преподавателями специальных рабочих программ, изменения контента,
изменения последовательности прохождения курсов, разделов и тем,
- адаптации интерфейса (изменение размеров шрифта с увеличением до 200% и гарнитур с засечками, без засечек, Брайля, кернинга и интервалов, возможность изменения цветовой схемы,
увеличения изображений, звукового сопровождения и проч.)
- проведения независимого тестирования в удаленном режиме.
Библиотечный фонд укомплектован электронными изданиями основной и дополнительной
учебной литературой по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет,
справочно-библиографическими

и

периодическими

изданиями,

доступ

к

которым

осуществляться с использованием специальных технических и программных средств.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность оперативного
обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным
профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
6.3.Организация практики
Для студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата форма
проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья с учетом
рекомендаций

содержащихся

в

индивидуальной

программе

реабилитации

инвалида,

относительно рекомендованных условий и видов труда.
Учебная практика проводится концентрированно в каждом модуле согласно учебному
плану, начиная со второго курса с использованием ДОТ.
Производственная практика проводится концентрированно в организациях различных
организационно-правовых форм на основе прямых договоров между организацией и
образовательным учреждением с учетом рекомендаций содержащихся в индивидуальной
программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения практики инвалидами и лицами с ОВЗ в
организациях создаются специальные рабочие места.
6.4.

Кадровое обеспечение

В реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы участвуют
преподаватели, имеющие высшее педагогическое и специальное образование.
Педагогические работники

ознакомлены с технологическими, методическими

и

психологическими аспектами обучения, учитывают специфические особенности обучения - в
зависимости от имеющихся ограничений возможностей здоровья.
20

Преподаватели,

участвующие

в

реализации

адаптированной

программы

имеют

необходимые знания:
-

об

особенностях

психофизического

развития

детей,

относящихся к

разным

педагогическим группам;
- в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для
обучающихся, относящихся к разным педагогическим группам;
- о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически
осуществлять процесс обучения с использованием ДОТ.
К реализации адаптированной образовательной программы привлекаются тьюторы,
психологи (педагоги-психологи, специальные психологи), социальные педагоги (социальные
работники), специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения.
6.5.

Характеристика среды техникума, обеспечивающей развитие общих и

социально-личностных компетенций выпускников
В техникуме созданы условия для формирования общих и социально-личностных
компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления). Среда, создаваемая в техникуме, способствует развитию студенческого
самоуправления, участию обучающихся в спортивных секциях и творческих клубах, кружках,
студенческом научном обществе, волонтерском движении.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в
учебно-воспитательном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных и
внеклассных занятий (деловых и ролевых игр, тренингов, мастер-классов, разбора конкретных
ситуаций, кейс-технологии, технологии личностно-ориентированного обучения и др.).
Общие и социально-личностные компетенции формируются в процессе подготовки,
участия и проведения обучающимися внеклассных мероприятий.
В техникуме работает психолого-педагогическая служба с целью адаптации и
социализации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
В техникуме организована воспитательная работа с целью формирования среды,
способствующей формированию готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству,
способности воспринимать социальные, личностные различия, пропаганды среди обучающихся
техникума толерантного отношения к детям-инвалидам, лицам с ОВЗ.
Инвалиды и лица с ОВЗ, поступая на учебу и имея при этом индивидуальный опыт,
отличный от других сверстников, социально дезориентированы. Поэтому профессиональное
образование на базе техникума обеспечивает вхождение указанных обучающихся в социальные
взаимодействия волонтерского характера за счет применяемых мер по коммуникации и
адаптации. Это создает и расширяет базу для их системной интеграции - постепенно и
21

планомерно развиваются коллективизм, организаторские способности, умение налаживать
контакты и сотрудничать с разными людьми.
Важным

фактором

социальной

адаптации

является

индивидуальная

поддержка

обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая
носит название "сопровождение". Сопровождение привязано к структуре образовательного
процесса, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы
учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному
формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить непрерывный и
комплексный характер. А именно:
• организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной
деятельности обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ в соответствии с графиком
учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое
сопровождение может включать контроль посещаемости занятий; помощь в организации
самостоятельной
отсутствующих

работы;

организацию

обучающихся;

индивидуальных

консультаций

содействие в прохождении

для

длительно

промежуточной

аттестации,

ликвидации академической задолженности; коррекцию взаимодействия обучающегося и
преподавателя в учебном процессе; коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и
семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность.
• психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов
и обучающихся с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и
направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное
становление с помощью психодиагностических процедур и коррекции личностных искажений.
• медицинско - оздоровительное сопровождение включает диагностику физического
состояния обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, сохранение здоровья, развитие
адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
• социально-педагогическое

сопровождение

содействует

в

решении

бытовых

потребностей, транспортных проблем, вопросов социальных выплат и выделения материальной
помощи, стипендиального обеспечения, организации досуга, отдыха, вовлечения в студенческое
самоуправление и волонтерское движение указанных лиц.
В техникуме имеется медицинский пункт для оказания первой медицинской помощи,
осуществления

профилактических

и

реабилитационных

мероприятий,

пропаганды

гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов.
Обучающиеся в техникуме инвалиды и лица с ОВЗ обеспечиваются льготами в
соответствии с его потребностями и нормами действующего законодательства.
22

6.7. Организация образовательного процесса
При планировании обучения обеспечивается структурирование учебных, наглядных и
дидактических материалов в формах, приемлемых для восприятия различных нозологий.
Предусматривается применение методов обучения, соблюдающих требования к
доступности и условиям здоровьесбережения.
Обучение в учреждении среднего профессионального образования в инклюзивной форме
требует

от

обучающегося

с

нарушением

здоровья

приобретения

новых

навыков

интеллектуального труда, большого напряжения при восприятии учебного материала.
Результатом обучения должно стать полное овладение общими и профессиональными
компетенциями, предусмотренными ФГОС СПО по специальности, и для полноценного освоения
компетенций студентам-инвалидам необходимо усвоить дополнительные специфические
навыки, формирующиеся путем освоения дисциплин адаптационного цикла.
Содержанием дисциплин адаптационного цикла должно быть адресным.
Для повышения познавательной активности обучающихся педагог применяет средства,
способствующие активизации учебной деятельности.
Образовательная организация организует процесс обучения с частичным применением
ДОТ.
Педагог планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или
создает простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания. Администрация техникума,
методическая служба, педагоги, обучающиеся, родители (их законные представители)
своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и
итоговых результатах. Обучающиеся выполняют задания (собирают, анализируют и организуют
информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.),
обращаются к преподавателям за консультацией. Педагоги оценивают работы обучающихся, в
виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций.
Обучающиеся, родители (их законные представители), преподаватели получают дополнительные
возможности общения внутри социума, выражая свое мнение, выдвигая предложения и
инициативы, фиксируя их в информационной среде. Все результаты деятельности автоматически
собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио
обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, частичное использование дистанционных образовательных технологий
дает возможность организовать обучение обучающихся в удобное время и в удобном месте, в
соответствии с индивидуальными особенностями, по индивидуальному расписанию (особенно
важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья).
Использование средств электронного контроля знаний повышает объективность и независимость
23

оценок. Наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального
компьютера и средств коммуникаций.
Организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемнопоисковой и проектной
деятельности

обучающихся,

стимулирует

развитие

самостоятельности

в

организации

деятельности. Обучающиеся приобретают не только новые информационные компетенции,
необходимые для успеха в любой деятельности, но и пополняют перечень навыков и
компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность
человека во всех сферах его жизнедеятельности.
6.8. Характеристика социокультурной среды техникума, обеспечивающей
социальную адаптацию инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
В техникуме выстроена эффективная система психолого-педагогического сопровождения
и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидов, которую осуществляют специалисты высокой
квалификации: педагог - психолог, социальный педагог, преподаватели, что обеспечивает
социально-педагогическую и психологическую реабилитацию; социальную диагностику и
консультирование; правовую защиту обучающихся; диагностику эмоционального состояния;
разработку индивидуальной программы; оказание психологической помощи и поддержки
обучающимся в сложных жизненных ситуациях; психологическую поддержку обучающихся в
учебном процессе; специфические методические приемы и средства обучения; дисциплины
коррекционной направленности по развитию познавательной активности, межличностного общения,
расширению социальных связей и т.д.).
Для

осуществления

личностного,

индивидуализированного

социального

сопровождения

обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья колледж
внедряет такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества.
Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и влияет на развитие
общекультурного уровня у остальных обучающихся, формирует гражданскую, правовую и
профессиональную позицию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к
способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Инвалиды
и обучающиеся с ОВЗ имеют возможность принимать участие в студенческом самоуправлении,
спортивных секциях и творческих коллективах. В техникуме организовано привлечение
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в
конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы
способствуют формированию опыта творческой деятельности обучающихся, создают оптимальные
условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения
24

уровня

профессионального

мастерства,

формирования

портфолио,

необходимого

для

трудоустройства.
7. Оценка результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
7.1 Контроль и оценка достижений обучающихся
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных
направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин и оценка уровня освоения компетенций.
Техникум, реализующий подготовку по программам дисциплин и профессиональных
модулей, обеспечивает организацию и проведение входного, текущего контроля и промежуточной
аттестации.
Формами текущего контроля знаний обучающихся и оценки качества их подготовки по
дисциплинам и

междисциплинарным курсам являются контрольные работы, курсовое

проектирование, рефераты, тесты, защита проектов и др. Текущий контроль предполагает
проверку «остаточных» знаний обучающихся, которая может включать:
- внутреннюю экспертизу с использованием собственных оценочных средств;
- тестирование на основе тестов Национального аккредитационного агентства в сфере образования
в процессе участия в Федеральном Интернет-экзамене.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по дисциплине, междисциплинарному курсу завершается промежуточной
аттестацией.

Формами

промежуточной

аттестации

являются

экзамен,

зачет

и

дифференцированный зачет. Зачет и дифференцированный зачет проводятся за счет времени,
отведенного на дисциплину, междисциплинарный курс.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией,
которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить
представители работодателей.
Формы, методы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по
каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются техникумом самостоятельно
и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС
включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения
соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям результатов подготовки обучающихся по ППССЗ.
Основные показатели результатов освоения ППССЗ, а также формы и методы контроля освоения
общих и профессиональных компетенций приведены в программах дисциплин и модулей.
Форма ответа в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации для обучающихся
25

инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом
индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на
компьютере и т.п.). При необходимости предусмотрено для них увеличение времени на
подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставление дополнительного времени для
подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление индивидуальных графиков
прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.
психофизических особенностей обучающихся.
Для проведения промежуточной аттестации желательно привлекать других специалистов,
обеспечивавших

освоение

адаптированной

ППССЗ.

Это

могут

быть

психологи

(педагог-психолог), социальный педагог, специалисты по специальным техническим и
программным средствам обучения.
7.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является
отсутствие академической задолженности и выполнение учебного плана выпускником в полном
объеме.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломный проект). Обязательное требование- соответствие тематики
выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных
модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы
определяются образовательной организацией на основании порядка проведения государственной
итоговой аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников- инвалидов и
выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление
необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и государственную
итоговую аттестацию, выдаются документы установленного образца.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
26

ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575806

Владелец

Спасов Баир Михайлович

Действителен

С 11.03.2021 по 11.03.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575806

Владелец

Спасов Баир Михайлович

Действителен

С 11.03.2021 по 11.03.2022

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».