Образовательная программа ППКРС профессия 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин 2021-2022

Министерство образования и науки РБ
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно-программная документация

СК-УПД -ППКРС -2.5.-21

2.1. Проектирование и разработка ППССЗ и ППКРС
Программа подготовки квалифицированных рабочих,
специалистов

УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР:
______________ Т.В.Славко
«___»_______2021 г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник АТБ
ООО «Разрез Загустайский»
«___»____________2021 г.
___________ А.М.Брылев

Основная профессиональная образовательная
ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И
СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ 23.01.06 МАШИНИСТ ДОРОЖНЫХ
И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Квалификация: машинист бульдозера
тракторист

г.Гусиноозерск
2021 г.

Организация - разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Содержание
1. Общие положения ППКРС…………………………………………………………..5
1.1. Программа подготовки квалифицированных рабочих , служащих……………….5
1.2.Нормативная база реализации ППКРС………………………………………………6
1.3.Общая характеристика ППКРС среднего профессионального образования………9
1.3.1.Цель ППКРС………………………………………………………………………….9
1.3.2.Срок освоения ППКРС…………………………………………………. …………..10
1.3.3.Трудоемкость ППКРС……………………………………………………………….10
1.3.4.Требования к абитуриенту …………………………………….……… …………..11
2.Характеристика профессиональной деятельности выпускника КРС среднего
профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и
строительных машин
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника …………………………..11
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника ………………………….11
2.3. Виды профессиональной деятельности …………………………………….……....11
3. Требования к результатам освоения ППКРС 23.01.06 Машинист дорожных и
строительных машин
3.1. Общие компетенции………………………………………………………................12
3.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции…….13
3.3 Структура ППКРС……………………………………………………………………13
3.3.1. Учебные циклы …...…………………………………………………………….…13
3.3.2. Обязательная часть ППКРС ..................................................................................13
3.3.3. Профессиональный цикл ППКРС………………………………………………...15
3.3.4. Программы учебной и производственной практик ……………………………..15
3.3.5.Нормативный срок освоения ППКРС…………………………………………….16
4.Условия реализации ППКРС
4.1.Порядок утверждения ППКРС………………………………………………………17
4.2.Содержание ППКРС………………………………………………………………….17
4.3.Организация учебного процесса……………………………………………………..18
4.4.Место прохождения практик…………………………………………………………20
5. Ресурсное обеспечение ППКРС среднего профессионального образования по
профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
5.1. Кадровое обеспечение ……………………………………….………………………20
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение ………..…………………21

6 .Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения
обучающихся ППКРС среднего профессионального образования по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации ………………………………………………………….26
7.2. Государственная итоговая аттестация выпускников ППКРС среднего
профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и
строительных машин……………………………………………………………..…32
8. Приложения Программа воспитания (размещена на сайте ПОО)

1. Общие положения
1.1. Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин среднего профессионального
образования

(далее

–

профессиональном
техникум» (далее

ППКРС),

реализуемая

в

Государственном

бюджетном

образовательном учреждении «Гусиноозерский энергетический
–

ГБПОУ

«ГЭТ») представляет

собой систему документов,

разработанную и утвержденную техникумом с учетом требований рынка труда на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующей
профессии среднего профессионального образования (ФГОС СПО, утвержденным МО и
Н РФ № 695 от 2 августа 2013 г., зарегистрированного Минюстом России №29538 20
августа 2013 г., с изменениями в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 9
апреля 2015 г. N 389 и на основе федерального стандарта среднего (полного) общего
образования, реализуемого в пределах ППКРС с учетом профиля получаемого
профессионального образования № 1089 в ред. от 31.01.2012 года с последующими
изменениями, ФГОС СОО.
ППКРС регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и
технологии

реализации

образовательного процесса, оценку качества

выпускника по данной профессии,

включает в себя:

подготовки

календарный учебный график,

учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и
другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также
программы

учебной

и

производственной

практик

и

методические

материалы,

обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
ППКРС ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных
планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ
профессиональных модулей, программы производственной (преддипломной) практики,
методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.
ППКРС реализуется в совместной образовательной, научной, производственной,
общественной и иной деятельности обучающихся и работников техникума.
1.2. Нормативная база реализации ППКРС
Нормативные документы для разработки ППКРС среднего профессионального
образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин:
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06
Машинист дорожных и строительных машин разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
№ 695 от 02.08. 2013 г. , зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 29538 от
20 августа 2013г.) с изменениями в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 9

апреля 2015 г. N 389 и на основе федерального стандарта среднего (полного) общего
образования, реализуемого в пределах ППКРС с учетом профиля получаемого
профессионального образования, профессионального стандарта Машинист дорожных и
строительных машин (проект).
- Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в РФ» (от 29 декабря
2012 года №273-Ф.З) с последующими изменениями;
- Приказ Минобразования России от 29.10.13 №1199 (изменения внесены от 14.05.2014
№518

«Об

утверждении

перечней

профессий

и

специальностей

среднего

профессионального образования»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. № 464);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014
№31 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования
утвержденный приказом Минобрнауки от 14.06.2013г № 464»;
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 16 августа 2013 г., № 968, с изменениями от 17.11.17 г.;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291);
- Письмо Минобрнауки России от 20 октября 2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по
формированию учебного плана ППССЗ НПО/СПО», которое включает:
- Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной
образовательной программы начального профессионального образования и среднего
профессионального образования с приложением макета учебного плана с рекомендациями
по его заполнению;
- Разъяснения по реализации Федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах
основных профессиональных образовательных программ начального профессионального
или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего
профессионального образования;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе

основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (Письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. №06-259);
- Устав ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»;
- Локальные акты ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум».
- Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей
СПО на основе ФГОС, утвержденные Департаментом государственной политики в
образовании Минобрнауки РФ от 27.08.2009 г.;
-

Инструктивно-методического

письма

по

реализации

программ

Молодые

профессионалы России от 07.12.2018
- Приказ Министерства просвещения РФ №190, Рособрнадзора №1512 от 07.11.2018 «Об
утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СОО»;
- Письмо Минобрнауки от 20.06.2017 №ТС- 194/08 «Об организации изучения учебного
предмета астрономия»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 20.02.2017 №06-156 «О методических рекомендациях по
реализации ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и
специальностям»;
- Стратегия развития системы СПО до 2030 года;
-

Постановление

Правительства

РФ

от

26.12.2017

№1642

«Об

утверждении

государственной программы РФ «Развития образования» (ред. 15.03.2021);
- Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ СПО, реализуемых на базе общеобразовательных организаций.
Распоряжение Минпросвещения РФ от 30.04.2021 № р-98.
1.3.

Общая

характеристика

основной

профессиональной

образовательной

программы среднего профессионального образования
1.3.1. Цель ППКРС
Целью (миссия) ППКРС среднего профессионального образования по профессии 23.01.06
Машинист дорожных и строительных машин является развитие у обучающихся
профессиональных

компетенций,

личностных

качеств,

а

также

формирование

общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной
профессии.
1.3.2.Срок освоения ППКРС
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной
программы при очной форме получения образования:
Образовательная база
приема

Наименование
квалификации (профессии

Нормативный срок
освоения ОПОП при очной

На базе основного общего
образования

по Общероссийскому
классификатору профессий
рабочих, должностей
служащих и тарифных
разрядов (ОК 016-94)
Тракторист, Машинист
бульдозера

форме получения
образования

2 года 10 месяцев

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных
технологий увеличиваются:
на базе основного общего образования не более чем на 1,5 года;
- для инвалидов и лиц с ОВЗ не более чем на 6 мес.
1.3.3. Трудоемкость ППКРС
Трудоемкость ППКРС среднего профессионального образования по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин за весь период обучения в
соответствии с ФГОС СПО по данной профессии включает все виды аудиторной и
самостоятельной работы учащегося, практики и время, отводимое на контроль качества
освоения обучающимся ППКРС.
Таблица сводных данных по бюджету времени

и распределении

бюджета

времени по неделям приведена в структуре учебного плана , размещенного на
официальном сайте ПОО.
1.3.4. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)
общем образовании, об основном общем образовании.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ППКРС среднего
профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и
строительных машин
ППКРС предназначена для подготовки рабочих кадров по профессии среднего
профессионального образования 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2.1.Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников: обслуживание и управление
дорожными и строительными машинами при выполнении дорожно-строительных работ
(по видам).
2.2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- дорожные и строительные машины по (видам);
-системы и оборудование;
-ручной и механизированный инструмент;

-техническая документация
2.3. Виды профессиональной деятельности
- осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных
машин (по видам);
- обеспечение производства дорожно-строительных работ ( по видам ).
3. Требования к результатам освоения ППКРС
3.1. Общие компетенции
Осваивая ППКРС по профессии Машинист дорожных и строительных машин,
выпускник ГБПОУ «ГЭТ» должен обладать общими компетенциями, включающими
способность:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем;
- ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы;
- ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
-

ОК.

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности;
- ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами;
- ОК. 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
- ОК. 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности
- ОК. 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
3.2.Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции
Выпускник

ГБПОУ

«ГЭТ»,

освоивший

ППКРС,

должен

профессиональными компетенциями:
- ПК. 1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин;
- ПК. 2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования;
- ПК .3. Осуществлять управление дорожными и строительными машинами;

обладать

- ПК. 4. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические
требования и безопасность производства.
3.3.Структура ППКРС
3.3.1.Учебные циклы
ППКРС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общеобразовательного
- общепрофессионального;
- профессионального;
и разделов:
- физическая культура;
- учебная практика;
- производственная практика;
- промежуточная аттестация;
- государственная (итоговая) аттестация
3.3.2. Обязательная часть ППКРС
Обязательная часть ППКРС составляет около 80% от общего объема времени,
отведенного на ее освоение. Вариативная часть составляет около 20 %

и

дает

возможность расширения и углубления подготовки рабочих, определяемой содержанием
основной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых
для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами
регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины,
междисциплинарные

курсы

и

профессиональные

модули

вариативной

части

определяются ГБПОУ « ГЭТ» самостоятельно и согласуются с работодателями, что
отражается в учебном плане по профессии.
Обязательная часть профессионального цикла ППКРС предусматривает изучение
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Обязательная часть циклов ППКРС составляет:
- общепрофессиональный цикл
- профессиональный цикл
- физическая культура
- вариативная часть циклов ОПОП
- учебная и производственная практика
- промежуточная аттестация
- государственная (итоговая) аттестация
3.3.3. Профессиональный цикл ППКРС

Профессиональный цикл ППКРС состоит из следующих общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами
деятельности:
электротехника;
материаловедение;
безопасность жизнедеятельности;
слесарное дело;
основы технического черчения;
основы технической механики и гидравлики.
ПМ.01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных
машин (по видам), в состав которого входит междисциплинарный курс:
- устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных
машин;
- учебная практика;
- производственная практика.
ПМ.02 Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам), в состав
которого входит междисциплинарный курс:
- управление и технология выполнения работ;
- учебная практика;
- производственная практика.
3.3.4. Программы учебной и производственной практики
В состав каждого профессионального модуля входит междисциплинарный курс.
При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика
(производственное обучение) и (или) производственная практика.
Данный раздел ППКРС конкретизирован в учебном плане по профессии СПО
Машинист дорожных и строительных машин (прилагается, размещен на сайте ПОО)
3.3.5. Нормативный срок освоения ППКРС
Нормативный срок освоения ППКРС

при очной форме получения образования

составляет 2 г.10мес.
4. Условия реализации ППКРС
4.1. Порядок утверждения ППКРС
ГБПОУ

«ГЭТ» в рамках

действующего

законодательства самостоятельно

разрабатывает и утверждает ППКРС по профессии СПО Машинист дорожных и
строительных машин с учетом регионального рынка труда и региональной примерной
программы развития по согласованию с работодателями в части конкретизации конечных

результатов обучения в виде

профессиональных компетенций, умений и знаний,

приобретаемого практического опыта. Вариативная часть учебных часов согласовывается
с работодателями, о чем составляются протоколы.
Программа утверждается приказом по образовательной организации.
4.2. Содержание ППКРС
ППКРС

предусматривает

реализацию

компетентностного

подхода

путем

использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий с
применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр,
индивидуальных и групповых проектов, тренингов в сочетании с внеаудиторной работой
для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся
Содержание

ППКРС определяется конкретными видами профессиональной

деятельности, к которым готовится обучающийся.
ППКРС разрабатывается на полный срок освоения и обновляется ежегодно с
учетом запросов работодателей, особенностями развития региона, науки, культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы, установленных ФГОС, вариативной
составляющей учебного плана, на основании чего вносятся изменения в рабочие
программы: четкое формулирование требований к результатам освоения

программ,

компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям, обеспечению
эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием
управления со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения,
формирование индивидуальной образовательной программы.
При формировании индивидуальной образовательной траектории обучающиеся
имеют право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей,
освоенных в процессе предшествующего обучения.
4.3. Организация учебного процесса
Начало учебных занятий 1 сентября. Продолжительность учебной недели – шесть
дней; продолжительность занятий -45 минут, группировка парами.

По ОДП 11

Информатика и ИКТ при количестве учащихся более 25 происходит деление на группы.
Учебный план (УП)

определяет следующие характеристики ППКРС по

специальности:
- объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
- перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов
(междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
- последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной
аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим
междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);
- объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий,

по учебным дисциплинам,

профессиональным модулям и их составляющим;
- сроки прохождения и продолжительность практики;
- формы государственной (итоговой) аттестации, объемы времени, отведенные на
подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках ГИА;
- объем каникул по годам обучения.
Максимальный

объем

учебной

нагрузки

обучающихся

составляет

54 академических часа в неделю, включая все виды обязательной аудиторной и
внеаудиторной учебной работы; максимальный объем обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающихся составляет 36 академических часов в неделю; максимальная
учебная

нагрузка

обучающихся

не

предусмотрена

ФГОС

для

учебной

и

производственной практики; самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена
ФГОС для учебной и производственной практики.
Разработаны конкретные формы и процедуры текущего контроля по каждой
дисциплине и профессиональному модулю, которые доводятся до сведения обучающихся
в течение первых двух месяцев после начала обучения. Текущий контроль проводят в
пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, как
традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
4.4. Места прохождения практики
Производственная практика проводится в организациях г. Гусиноозерска и
Селенгинского района, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки обучающихся, где созданы условия для прохождения практики.
Учебная практика (производственное обучение), предусмотренная при изучении
ПМ.01 и ПМ.02, проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями
междисциплинарных курсов в рамках профессиональных модулей, производственная
практика, предусмотренная ПМ.01 и ПМ.02, проводится концентрированно, после
изучения междисциплинарных курсов в рамках профессиональных модулей.
Консультации для обучающихся, в соответствии с ФГОС, предусмотрены в объеме
4 часа на одного обучающегося, зачисленного на 1 курс (25 чел.), итого 100 часов в год.
Формы проведения консультаций: индивидуальные, групповые. Приложение Учебный
план
5. Ресурсное обеспечение среднего профессионального образования по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

5.1. Кадровое обеспечение
Реализация ППКРС по профессии Машинист дорожных и строительных машин
обеспечивается

педагогическими

кадрами,

имеющими

высшее

профессиональное

образование и среднее профессиональное, соответствующее профилю преподаваемых
дисциплин, мастера производственного обучения имеют квалификацию рабочего на 2
разряда выше, чем предусмотрено стандартом для выпускников. Преподаватели
спецдисциплин и мастера производственного обучения

проходят стажировку в

профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд для освоения данной профессии укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех
циклов,

изданными

за

последние

5

лет,

включает

официальные,

справочно-

библиографические и периодические издания согласно нормативам, необходимым
комплектом лицензионного программного обеспечения (электронные учебники, пособия,
наглядные пособия). Учащимся в рамках программы обеспечен доступ в интернет.
Имеется доступ к электронно-библиотечной системе IPR books, PROFобразование, также
в читальном зале библиотеки имеются 4 моноблока с выходом в интернет.
Техникум при реализации ППКРС обеспечивает выполнение обучающимися
лабораторных

и

практических

занятий,

включая

как

обязательный

компонент

практические задания с использованием ПК, электронные тестирующие программы типа
«May test», электронно-образовательную платформу ZOOM.
Реализация ППКРС по профессии Машинист дорожных и строительных машин в
ГБПОУ

«ГЭТ» сопровождается

учебно-методической

документацией

по

всем

дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям, определенным
в положении об учебно-методическом комплексе профессии Машинист дорожных и
строительных машин.
ГБПОУ «ГЭТ», реализующее программу, располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических
занятий по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям, а
также для проведения учебной практики (производственного обучения), предусмотренных
учебным планом ГБПОУ «ГЭТ» по данной профессии. Учебный план разрабатывается и
утверждается приказом по ГБПОУ «ГЭТ» для каждой группы набора обучающихся.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских для освоения основной
профессиональной образовательной программы по профессии Машинист дорожных
и строительных машин:
Кабинеты:

технической механики и гидравлики;
электротехники;
охраны труда;
безопасности жизнедеятельности;
конструкции дорожных и строительных машин.
Лаборатории:
материаловедения;
технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин
технического черчения;
Мастерские:
слесарные;
электромонтажные.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир - электронный;
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
6. Характеристика среды техникума, обеспечивающая развитие общих компетенций
выпускников
На

основании

Санитарно-эпидемиологического

заключения

Управления

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Бурятия

№ 03.БЦ.03.110.М.000007.01.13 от 09.01.2013 г. и

Заключения Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия №301 от 20 марта
2012 года, в целях удовлетворительного обеспечения социально-бытовыми условиями
студентов, в образовательном учреждении имеются необходимые социальные объекты.
Имеется электронный стрелковый тир (общая площадь109,4 кв.м.), хоккейная
коробка, футбольное поле.
Имеется

благоустроенное общежитие на 80 мест для проживания студентов.

Студенты обеспечиваются стипендией, размер которой устанавливается учредителем.
Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают
социальные выплаты в соответствии с действующим законодательством.
Система воспитания студентов техникума представлена программой Воспитания.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения
обучающимися ППКРС среднего профессионального образования по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных
образовательных достижений обучающихся применяются:
•

входной контроль;

•

текущий контроль;

•

итоговый контроль.

Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания
достижений обучающихся определяются Положением о контроле.
Для текущего, промежуточного и итогового контроля образовательным
учреждением разрабатываются фонды оценочных средств (ФОС), предназначенные для
определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных
достижений обучающихся основным показателям результатов подготовки. ФОС
приводятся в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Организация

консультаций:

ежегодный

бюджет

времени

на

консультации

распределяется на основании
- письма Минобразования России «О рекомендациях по планированию и организации
самостоятельной работы студентов ОУ СПО» от 29.12.2000 №16-52-138 ин/16-13;
- письма Минобразования России «О рекомендациях по организации промежуточной
аттестации студентов в ОУ СПО» от 05.04.99 № 16-52-59ин/16-13;
-

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования" 0
Порядок аттестации обучающихся:
Учебные дисциплины и профессиональные модули, в т. ч. введенные за счет часов
вариативной части, являются обязательными для аттестации элементами, их освоение
завершается одной из возможных форм промежуточной аттестации:
- по дисциплинам общеобразовательного цикла формой промежуточной аттестации
является дифференцированный зачет и экзамен по русскому языку, математике – в
письменной форме, по одной из профильных дисциплин (физике) – в устной;
дифференцированные зачеты проводятся за счет времени, отведенного на дисциплину,
экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС .

-

по

дисциплинам

общепрофессионального

цикла

–

зачет;

по

безопасности

жизнедеятельности – экзамен.
- при освоении программ профессиональных модулей в последнем семестре изучения
формой промежуточной аттестации является квалификационный экзамен.
Учебным планом предусмотрено проведение двух

квалификационных экзаменов,

которые проводятся после изучения ПМ.01 и ПМ.02. Квалификационный

экзамен

представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием
работодателей;

по

его

итогам

выпускнику

присваивается

соответствующие

квалификации. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к
выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него
компетенций. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной
деятельности освоен» или «вид профессиональной деятельности не освоен». Условием
допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися
всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля
(МДК) и практик, также УП предусмотрено проведение промежуточной аттестации в
форме дифференцированного зачета по учебной и производственным практикам по
ПМ.01 и ПМ.02 и МДК.
Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный
от других форм учебной нагрузки. Промежуточная аттестация в форме зачета или
дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение
соответствующей

учебной

дисциплины

или

профессионального

модуля.

На

промежуточную аттестацию в форме экзаменов на 2 курсе отводится 3 недели, в
последний год обучения – 1 неделя. Учебные дисциплины и профессиональные модули
изучаются

концентрированно,

поэтому

промежуточная

аттестация

проводится

непосредственно после завершения их освоения. Время, в течении 2 дней, может быть
использовано на самостоятельную подготовку к экзаменам или на проведение
консультаций.
7.2.

Государственная

итоговая

аттестация

выпускников

ППКРС

среднего

профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и
строительных машин
Формой Государственной итоговой аттестации по образовательным программам
подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального
образования является защита выпускной квалификационной работы.
квалификационная

работа

выполняется

в

виде

выпускной

Выпускная
практической

квалификационной работы и письменной экзаменационной работы, и, соответствует
тематике

и

содержанию

одного

или

нескольких

профессиональных

модулей.

Практическая квалификационная работа предусматривает сложность работы не ниже
разряда профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Содержание, объем и структура
выпускной квалификационной работы определены образовательным учреждением на
основании положения о порядке проведения ГИА выпускников. К Государственной
итоговой

аттестации

допускается

обучающийся,

не

имеющий

академической

задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по осваиваемой
образовательной программе среднего профессионального образования.
8. Приложения:

Учебный план
Рабочие программы
Программы учебной и производственной практики
Отчеты по практикам
КОСы

Хранятся в отдельных папках, размещены на официальном сайте ПОО.

Аннотации программ общеобразовательных учебных дисциплин
Аннотация к рабочей программе ОУД. 01 Русский язык
•
•

Область применения программы
Программа учебной дисциплины является элементом программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по

профессии 23.01.06 Машинист

дорожных и строительных машин.
2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание

программы

совершенствование
речемыслительных,

направлено

общеучебных

на

умений

орфографических,

достижение
и

навыков

следующих
обучаемых:

пунктуационных,

целей:

языковых,

стилистических;

формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической

(языковедческой),

коммуникативной,

культуроведческой);

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; −
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире; способность к речевому самоконтролю; оцениванию
устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Аннотация к рабочей программе ОУД. 02 Литература
1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является элементом программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по профессии

23.01.06 Машинист

дорожных и строительных машин.
2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание

программы

направлено

на

достижение

следующих

целей:

совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:
Развитие

информационных умений и навыков;

воспитание духовно развитой

личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения,

национального

самосознания,

гражданской

позиции,

чувства

патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного

целого

в

его

историко-литературной

обусловленности

с

использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных
типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том
числе в сети Интернет.
Аннотация к рабочей программе ОУД.03 Иностранный язык (английский)
1. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины направлено на достижение следующих
целей:
- формирование представлений об английском языке как о языке международного
общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных
культур;

- формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на
английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере
профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также
условий, мотивов и целей общения;
- формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции:
лингвистической,

социолингвистической,

дискурсивной,

социокультурной,

социальной, стратегической и предметной;
- воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на
межкультурном уровне;
- воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным
субкультурам.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и
средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры; –
сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о
роли английского языка и культуры в развитии мировой культуры; развитие интереса
и способности к наблюдению за иным способом мировидения;

осознание своего

места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на английском
языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение
проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по
общению;

готовность и способность к непрерывному образованию, включая

самообразование, как в профессиональной области с использованием английского
языка, так и в сфере английского языка;
Аннотация к рабочей программе ОУД. 04 История
1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации
в современном мире, гражданской идентичности личности;
- формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и
истории как науки;
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические
события, процессы и явления;
- формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе
осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности,
раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

воспитание

обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого
многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов
России.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к
государственным символам (гербу, флагу, гимну); становление гражданской позиции
как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности,
обладающего

чувством

традиционные

собственного

национальные

и

уважающего закон и правопорядок,
достоинства,

осознанно

общечеловеческие

принимающего

гуманистические

и

демократические ценности; − готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном

мире;

сформированность

представлений

о

современной

исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

владение комплексом

знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и
особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений применять
исторические

знания

в

профессиональной

и

общественной

деятельности,

поликультурном общении;
Аннотация к рабочей программе ОУД.05 Основы безопасности жизнедеятельности

1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы —
совокупность

потребностей,

удовлетворение

которых

надежно

обеспечивает

существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и
государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности,
общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к
приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
-

обеспечение

профилактики

асоциального

поведения

учащихся.

Освоение

содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение следующих результатов:
-

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,

обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз; − готовность к служению Отечеству, его защите;

формирование

потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности; исключение из своей жизни вредных привычек
(курения, пьянства и т. д.);

воспитание ответственного отношения к сохранению

окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и
общественной ценности;

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формулировать

личные

понятия

о

безопасности;

овладение умениями

анализировать

причины

возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать
последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно- следственные
связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;

Аннотация к рабочей программе ОУД.06 Химия
1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания
для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественно-научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной,
социальной, культурной, технической среды,

используя для этого химические

знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной
системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и
обработки

информации,

коммуникативных

навыков,

навыков

измерений,

сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:

химически грамотное поведение в профессиональной

деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и
процессами;

умение использовать достижения современной химической науки и

химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в
выбранной профессиональной деятельности;

использование различных видов

познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки
задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации,

выявления

причинно-следственных

связей,

поиска

аналогов,

формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных
методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для

изучения различных

сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость

сталкиваться в профессиональной сфере; сформированность представлений о месте
химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой.
Аннотация к рабочей программе ОУД.07 Обществознание
1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-

воспитание

самосознания,

гражданственности,
патриотизма,

социальной

приверженности

ответственности,
конституционным

правового
принципам

Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного
социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовнонравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
-

умение получать

информацию

из

различных

источников, анализировать,

систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в
рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных
сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:

сформированность мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на

диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире; российская гражданская идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение
государственных символов (герба, флага, гимна);

гражданская позиция в качестве

активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего
традиционные

чувством

собственного

национальные

демократические ценности;

и

достоинства,

осознанно

общечеловеческие,

принимающего

гуманистические

и

толерантное сознание и поведение в поликультурном

мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
деятельности как

возможности

осознанное отношение к профессиональной
участия в решении

личных, общественных,

государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

умение

самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности сформированность знаний об обществе как
целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

сформированнность

представлений

об

основных

тенденциях

и

в

возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
Аннотация к рабочей программе УД.08 Биология
1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм,
Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в

формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного
познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с
целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить
и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых
путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о
сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
-

воспитание

необходимости

убежденности

в

необходимости

познания

рационального

природопользования,

живой

бережного

природы,

отношения

к

природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи
при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:

представления о целостной естественно - научной картине

мира; понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния
на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую
сферы деятельности человека; способность использовать знания о современной
естественно - научной картине мира в образовательной и профессиональной
деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного
самообразования; способность использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения,
алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готовность к
оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами; повышение интеллектуального уровня в
процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии,

вошедших в общечеловеческую культуру; умение обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; о способность применять биологические и экологические знания для
анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; сформированность
представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;
понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности
для решения практических задач.
Аннотация к рабочей программе ОУД. 09 География
1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины направлено на достижение следующих
целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания

и

анализа

природных,

социально-экономических,

геоэкологических

процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы,
для

правильной

оценки

международной жизни;

важнейших

социально-экономических

вопросов

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного

развития

международного

туризма

и

отдыха,

деловых

и

образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню

развития

географической

науки

и

общественной

практики;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность

к

самостоятельной,

творческой

и

ответственной

деятельности;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;

умение ориентироваться в различных

источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

представление о

необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования
адекватного понимания особенностей развития современного мира; понимание места
и роли географии в системе наук;

владение представлениями о современной

географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем
Аннотация к рабочей программе УД.10 Экология
1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их
функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории
возникновения и развития экологии как естественно - научной и социальной
дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

- определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и
сельских поселений;
- проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной
деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
соблюдению правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и
общества;
среды,

умения проанализировать техногенные последствия для окружающей

бытовой

и

производственной

деятельности

человека;

готовность

самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности,
используя для этого доступные источники информации;

овладение умениями и

навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон
окружающей среды; применение основных методов познания (описания, наблюдения,
эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение
использовать

различные

источники

для

получения

сведений

экологической

направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и
задач;

сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество — природа»; сформированность
экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности.
Аннотация к рабочей программе ОУД.11 Физическая культура
1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

по

2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-

формирование

физической

культуры

личности

будущего

профессионала,

востребованного на современном рынке труда;
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными
физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и
навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического
здоровья;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в
формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных
формах занятий физическими упражнениями.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению;
здоровому

образу

жизни

и

сформированность устойчивой мотивации к
обучению,

целенаправленному

личностному

совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной
направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков; потребность к самостоятельному использованию физической культуры
как составляющей доминанты здоровья;

способность использовать межпредметные

понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и
социальной практике;

умение использовать разнообразные формы и виды

физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения

здоровья,

поддержания

работоспособности,

профилактики

предупреждения

заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
Аннотация к рабочей программе ОУД.12 Математика
1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и
исторических факторах становления математики;
- обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического
мышления;
- обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении
различных задач;
-

обеспечение

сформированности

представлений

о

математике

как

части

общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и
изучать реальные процессы и явления.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
сформированность представлений о математике как универсальном языке науки,
средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; −
понимание значимости математики для научно-технического прогресса,
сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей
профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни, для освоения смежных естественно - научных дисциплин и дисциплин
профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих
углубленной математической подготовки; готовность и способность к образованию,
в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
Аннотация к рабочей программе ОУД.13 Информатика

1. Область применения программы
элементом программы подготовки

Программа учебной дисциплины является

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-

формирование

у

обучающихся

представлений

о

роли

информатики

и

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
- формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в
том числе при изучении других дисциплин;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
при изучении различных учебных предметов;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной,
деятельности;
- приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание
ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение и использование информации;
- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий,
средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
- осознание своего места в информационном обществе; готовность и способность к
самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием
информационно-коммуникационных технологий; умение использовать достижения

современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития
в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые
для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные
источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в

командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием
современных средств сетевых коммуникаций; умение выбирать грамотное поведение
при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных
технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; умение определять
цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их
реализации;
решения

использование различных видов познавательной деятельности для

информационных

(наблюдения,

описания,

задач,

применение

измерения,

основных

эксперимента)

для

методов

организации

познания
учебно-

исследовательской и проектной деятельности с использованием информационнокоммуникационных

технологий;

использование

различных

информационных

объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере в изучении явлений и процессов;

использование различных источников

информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из
сети Интернет;

умение анализировать и представлять информацию, данную в

электронных форматах на компьютере в различных видах;

умение использовать

средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач.
Аннотация к рабочей программе ОУД.14 Физика
1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является
элементом программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

по

профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: цикл общеобразовательных учебных дисциплин.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира;
наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

-

овладение

умениями

проводить

наблюдения,

планировать

и

выполнять

эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания
по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников и современных информационных технологий;
- воспитание убеждѐнности в возможности познания законов природы, использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения
к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно - научного содержания;
готовности к морально – этической оценке использования научных достижений,
чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретѐнных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний
при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при
обращении с приборами и устройствами;
повышения

квалификации

в

готовность к продолжению образования и

избранной

профессиональной

деятельности

и

объективное осознание роли физических компетенций в этом; умение использовать
достижения современной физической науки и физических технологий для повышения
собственного

интеллектуального

развития

в

выбранной

деятельности;

умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания,

используя для этого доступные источники информации;
конструктивные
использование

взаимоотношения
различных

видов

в

команде

по

познавательной

профессиональной
умение выстраивать

решению

деятельности

общих
для

задач;
решения

физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения,

эксперимента)

для

изучения

различных

сторон

окружающей

действительности; использование основных интеллектуальных операций: постановки
задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации,

выявления

причинно-следственных

связей,

поиска

аналогов,

формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере; − умение генерировать идеи и определять средства,
необходимые для их реализации; − умение использовать различные источники для
получения физической информации, оценивать ее достоверность; сформированность
представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира;
понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической
терминологии и символики;

владение основными методами научного познания,

используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи; − сформированность умения
применять полученные знания для объяснения условий протекания физических
явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в
повседневной жизни.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».