Образовательная программа ППССЗ специальность 13.02.01 Тепловые электрический станции 2022-2023

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Программа подготовки специалистов среднего звена
13.02.01 Тепловые электрические станции
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 25.08.2021 г. № 598

Квалификация выпускника -

Техник-теплотехник

Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования Зг 10м

Гусиноозерск. 2022

Разработчики ППССЗ:

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Обсуждено на заседании ПЦК от «/О » £<9

2Q ^r (протокол №

Председатель ПЦК

Согласовано:
Зам. директора по УР

Заведующая методи­
ческим кабинетом

/ Т.В. Славко / « /9?

)

Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего професси­
онального образования (далее - ПООП СПО) разработана на основе федерального государ­
ственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специаль­
ности 13.02.01 Тепловые электрические станции, утвержденного Приказом Минпросвещения
России от 25.08.2021 N 598.
ПООП

СПО

определяет

рекомендованный

объем

и

содержание

среднего

профессионального образования по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции,
планируемые

результаты

освоения

образовательной

программы,

примерные

условия

образовательной деятельности.

3

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕЕ Назначение ЕЛ1ССЗ по специальности
Е2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности
ЕЗ. Цель ППССЗ
Е4. Сроки освоения ППССЗ
Е5. Объем ППССЗ
Е6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ­
ПУСКНИКА
2 Л. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ,ФОРМИРУЕМЫЕВРЕЗУЛЬТАТЕОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕЕЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРЕАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
4. Е Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных моду­
лей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРЕАНИЗАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕ­
ТЕНЦИЙ ВЫПУСКН1ИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КА­
ЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕН­
КИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7. Е Программа государственной итоговой аттестации
7Л.Е Требования к выпускной квалификационной работе
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

4

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Назначение ППССЗ по специальности
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), реализуемая в
Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее - ГБПОУ «ГЭТ») специальности 13.02.01 Тепловые
электрические станции реализуется по программе базовой подготовки на базе основного об­
щего образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с учетом требований регионального
рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства обра­
зования и науки Российской Федерации № 598 от «25» августа 2021года.
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и техноло­
гии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по спе­
циальности 13.02.01. Тепловые электрические станции и включает в себя учебный план, ра­
бочие программы дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддиплом­
ной) практики и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку
обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов,
состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных
модулей, программы производственной (преддипломной) практики, методических материа­
лов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной
образовательной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и ра­
ботников образовательной организации

ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производ­
ственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников обра­
зовательной организации.
1.2.
Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности 13.02
01 Тепловые электрические станции
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 августа 2021
года № 598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 13.02.01 «Тепловые электриче­
ские станции» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября
2021 года, регистрационный № 65210);
Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении П о­
рядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессиональ­
ного образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образо­
вательных программ среднего профессионального образования»;
Приказ Минпросвещения России от 25.08.2021 № 598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции»;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении П о­
рядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным про­
граммам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ве­
дения реестра примерных основных образовательных программ;

5

Приказ Минобрнауки России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении По­
рядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от
5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о прак­
тической подготовке обучающихся»);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7
апреля 2014 г. № 192н«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32278);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11
апреля 2014 г. № 237н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2014 г., регистрационный № 32374);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15
декабря 2014 г. № 1038н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по опе­
ративному управлению объектами тепловой электростанции» (зарегистрирован М инистер­
ством юстиции Российской Федерации 23 января 2015 г., регистрационный № 35654);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8
сентября 2015 г. № 607н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по орга­
низации эксплуатации тепломеханического оборудования тепловой электростанции» (зареги­
стрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2015 г., регистрацион­
ный № 39215);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14
сентября 2015 г. № 63Он «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по экс­
плуатации тепломеханического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2015 г., регистрационный №
39002);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6
июля 2015 г. № 429н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист насосных
установок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2015
г., регистрационный № 38168);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от
24 декабря 2015 г. № 1129н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по
эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов и трубопрово­
дов пара» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016
г., регистрационный № 40863).
1.3.
Цель ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции является
развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной спе­
циальности, а также удовлетворение потребностей общества в фундаментально образованных
и гармонично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области со­
ответствующей профессиональной деятельности.
1.4.
Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Техниктеплотехник
Получение образования по специальности: допускается только в профессиональной
образовательной организации.
Формы обучения: очная.

6

Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 5940 академических часов.
Таблица 1
Уровень образования, необ­ Наименование квалифика­ Срок получения СПО по
ходимый для приема на ции
ППССЗ базовой подготовки
в очной форме получения
базовой подготовки
обучение по ППССЗ
образования
3 года 10 месяцев
основное общее образование Техник- теплотехник

1.5. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции
(базовой подготовки) на базе основного общего образования составляет 199 недель.
Учебные циклы
Обучение
по
дисциплинам
и
междисциплинарным курсам
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулярное время

Количество недель
124

часы
4464

6
18
4
7
6
34
199

216
648
144
252
216
-

5940

Подготовка специалистов по специальности 13.02.01 Тепловые электрические стан­
ции осуществляется на базе основного общего образования. В соответствии с и. 3 ст. 68 гл.8
Закона РФ «Об образовании» «получение среднего профессионального образования на базе
основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего обще­
го образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего професси­
онального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессиональ­
ного образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на ос­
нове требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандар­
тов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специ­
альности среднего профессионального образования».
Для реализации общеобразовательной подготовки увеличен нормативный срок освое­
ния ППССЗ для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, на 52 недели (1год)
из расчета: теоретическое обучение - 39 недель; промежуточная аттестация - 2 недели; кани­
кулярное время - 11 недель.
Общеобразовательный цикл изучается на первом курсе в объеме 1476 аудиторных
часов.
1.6. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами приема на обучение
по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энергетического техникума», по образова­
тельным программам среднего профессионального образования, в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении По­
рядка приема на обучение по программам среднего профессионального образования.

7

Прием на 1I1ICC3 по специальности 13.02.01 Тепловые электрические станции при
наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или среднем общем обра­
зовании в зависимости от образования базы приема.

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­
НОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.0бласть профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение
работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию
оборудования тепловых электрических станций. Ключевой функционал: обслуживание
котельного оборудования на ТЭС, обслуживание турбинного оборудования на ТЭС, ремонт
теплоэнергетического оборудования, контроль технологических процессов производства
тепловой энергии и управление им; организация и управление работами коллектива
исполнителей.. Выпускник может осуществлять профессиональную деятельность: в
Строительстве и ЖКХ, в Электроэнергетике и в других видах профессиональной деятельности
в промышленности
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Техниктеплотехник.
Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям:
Наименование основных видов
деятельности

Обслуживание котельного
оборудования на ТЭС
Обслуживание турбинного
оборудования на ТЭС
Ремонт теплоэнергетического
оборудования
Контроль технологических
процессов производства
тепловой энергии и управление
им
Организация и управление
работами коллектива
исполнителей
Выполнять отдельные виды
работ в решении различных
типов производственных задач
по энергосбережению,

Наименование
профессиональных
модулей
ПМ 01 Обслуживание
котельного оборудования
на ТЭС
ПМ 02 Обслуживание
турбинного оборудования
на ТЭС
ПМ 03 Ремонт
теплоэнергетического
оборудования
ПМ 04 Контроль
технологических
процессов производства
тепловой энергии и
управление им
ПМ 05 Организация и
управление работами
коллектива исполнителей
ПМ 06 Выполнение работ
по одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям, служащие

Наименование квалифика­
ц и е й ) специалиста сред­
него звена
техник-теплотехник
осваивается

осваивается

осваивается

осваивается

осваивается

осваивается

8

техническому переоснащению
и реконструкции производства
тепловой энергии

13929 Машинист
обходчик котельного
оборудования

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
3.1 Общие компетенции
Код
компете
нции

Формулировка
компетенции

О К01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 02

Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат
и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов
поиска;
оформлять результаты поиска

9

OK 03

OK 04

OK 05

OK 06

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
гражданско­
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
Умения:
определять актуальность нормативно­
правовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать траектории профессионального развития
и самообразования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно­
правовой документации; современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений

Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения

10

OK 07

Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

OK 08

Использовать сред­
ства
физической
культуры для сохра­
нения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и под­
держания необходи­
мого уровня физиче­
ской подготовленно­
сти

OK 09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

OK 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
Умения:
использовать
физкультурно­
оздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей; применять рациональные
приемы двигательных функций в профессиональной
деятельности; пользоваться средствами профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Умения:
применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в
профессиональной
деятельности
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы

11

OK 11

Использовать знания
по финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере

Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
Умения:
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать бизнес-идею; определять источники
финансирования
Знания: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

12

3.2 Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
Обслуживание ко­
тельного оборудова­
ния на ТЭС

Показатели освоения компетенции
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проводить экс­ Практический опыт:
плуатационные работы управлении работой котла в соответствии с заданной нагрузкой;
на основном и вспомо­ выполнении переключений в тепловых схемах;
гательном
оборудова­ составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию котельного
нии котельного цеха, оборудования;
топливоподачи и мазут­ регистрации показаний контрольно-измерительных приборов;
переключении с группового щита управления котлов в зависимости от изменения ре­
ного хозяйства.
жима работы;
составлении типовой схемы расстановки приборов при испытаниях парового котла.
Умения:
выбирать типы, марки насосов и вентиляторов согласно нормам технологического
проектирования;
выбирать оптимальный режим работы котла в соответствии с заданным графиком
нагрузки;
определять правильность действия персонала при возникновении неполадок в работе
котла и вспомогательного оборудования;
Знания:
устройство, принцип работы и технические характеристики паровых и водогрейных
котлов;
технологическую схему топливоподачи, мазутного и газового хозяйства, схемы при­
готовления твердого топлива, систему золошлакоудаления;
назначение, типы, принципиальное устройство, работу насосов и вентиляторов ко­
тельного цеха;
основы организации, проведения теплотехнических испытаний котлов и вспомога­
тельного оборудования;
водные режимы барабанных и прямоточных котлов;
структуру и порядок оформления технической документации.
ПК 1.2. Проводить под­ Практический опыт:
готовку топлива к ежи- составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию котельного
13

оборудования;
Умения:
выбирать оптимальный режим работы котла в соответствии с заданным графиком
нагрузки;
определять правильность действия персонала при возникновении неполадок в работе
котла и вспомогательного оборудования;
Знания:
устройство, принцип работы и технические характеристики паровых и водогрейных
котлов;
технологическую схему топливоподачи, мазутного и газового хозяйства, схемы при­
готовления твердого топлива, систему золошлакоудаления;
структуру и порядок оформления технической документации.
ПК 1.3. Контролировать Практический опыт:
работу тепловой авто­ управлении работой котла в соответствии с заданной нагрузкой;
матики и контрольно­ составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию котельного
измерительных прибо­ оборудования;
ров в котельном цехе.
регистрации показаний контрольно-измерительных приборов;
переключении с группового щита управления котлов в зависимости от изменения ре­
жима работы;
составлении типовой схемы расстановки приборов при испытаниях парового котла;
Умения:
выбирать оптимальный режим работы котла в соответствии с заданным графиком
нагрузки;
применять режимные карты и анализировать работу котла по режимной карте;
определять правильность действия персонала при возникновении неполадок в работе
котла и вспомогательного оборудования;
контролировать показания средств измерения;
определять причины возникновения неполадок;
определять последовательность и объем работ при проведении режимных видов ис­
пытаний.
Знания:
схемы автоматических защит основного и вспомогательного котельного оборудоваганию.

14

ния;
компоновку щитов контроля и пультов управления котельной установкой;
допустимые отклонения рабочих параметров котлов и вспомогательного оборудова­
ния;
требования правил технической эксплуатации, правил техники безопасности при об­
служивании котельных установок;
структуру и порядок оформления технической документации.
ПК 1.4. Проводить
Практический опыт:
наладку и испытания выполнении переключений в тепловых схемах;
основного и вспомога­ составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию котельного
тельного оборудования оборудования;
регистрации показаний контрольно-измерительных приборов;
котельного цеха.
составлении типовой схемы расстановки приборов при испытаниях парового котла;
выполнении разработки и ведения паспортов тепловых пунктов и тепловых сетей.
Умения:
выбирать оптимальный режим работы котла в соответствии с заданным графиком
нагрузки;
выбирать схему и метод опробования и опрессовки обслуживаемого оборудования;
применять режимные карты и анализировать работу котла по режимной карте;
определять правильность действия персонала при возникновении неполадок в работе
котла и вспомогательного оборудования;
определять причины возникновения неполадок;
определять последовательность и объем работ при проведении режимных видов ис­
пытаний.
Знания:
технологическую схему топливоподачи, мазутного и газового хозяйства, схемы при­
готовления твердого топлива, систему золошлакоудаления;
назначение, типы, принципиальное устройство, работу насосов и вентиляторов ко­
тельного цеха;
основы организации, проведения теплотехнических испытаний котлов и вспомога­
тельного оборудования;
водные режимы барабанных и прямоточных котлов;
15

Обслуживание тур­
бинного оборудова­
ния на ТЭС

требования правил технической эксплуатации, правил техники безопасности при об­
служивании котельных установок;
структуру и порядок оформления технической документации.
ПК 2.1. Проводить экс­ Практический опыт:
плуатационные работы чтении технологических и полных схем турбинного цеха;
на основном и вспомо­ управлении работой турбины в соответствии с заданной нагрузкой;
гательном
оборудова­ выполнении переключений в тепловых схемах;
составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию турбинного
нии турбинного цеха.
оборудования;
наладке работы турбинного оборудования при отклонении контролируемых величин;
участии в испытаниях систем регулирования.
Умения:
выбирать оптимальный режим работы турбины;
рассчитывать расход пара на турбину;
выбирать паровую турбину и вспомогательное оборудование;
анализировать работу вспомогательного оборудования по заданным значениям кон­
тролируемых величин;
пользоваться ключами щитов управления турбинной установкой;
выбирать способы предупреждения и устранения неисправностей в работе турбинно­
го оборудования, применяемые инструменты и приспособления.
Знания:
устройство, принцип работы и технические характеристики турбины и вспомогатель­
ного оборудования;
технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
конструкцию узлов и деталей паровых турбин;
регулирование, маслоснабжение и защиту паровых турбин;
режимы работы турбин;
требования правил технической эксплуатации, правил техники безопасности при об­
служивании турбинных установок и вспомогательного оборудования;
структуру и порядок оформления технической документации;
схемы автоматических защит основного и вспомогательного оборудования турбин­
ной установки;
16

допустимые отклонения рабочих параметров турбоустановок и вспомогательного
оборудования;
неполадки и нарушения в работе турбинного оборудования;
основы организации, проведения теплотехнических испытаний турбин и вспомога­
тельного оборудования;
правила промышленной безопасности.
ПК 2.2. Контролироват Практический опыт:
ь водный режим элек- управлении работой турбины в соответствии с заданной нагрузкой;
трической станции.
составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию турбинного
оборудования;
регистрации показаний контрольно-измерительных приборов;
наладке работы турбинного оборудования при отклонении контролируемых величин.
Умения:
выбирать оптимальный режим работы турбины;
рассчитывать расход пара на турбину;
выбирать паровую турбину и вспомогательное оборудование;
выбирать способы предупреждения и устранения неисправностей в работе турбинно­
го оборудования, применяемые инструменты и приспособления.
Знания:
технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
неполадки и нарушения в работе турбинного оборудования;
основы организации, проведения теплотехнических испытаний турбин и вспомога­
тельного оборудования;
правила промышленной безопасности.
ПК 2.3. Контролировать Практический опыт:
работу тепловой авто- управлении работой турбины в соответствии с заданной нагрузкой;
матики,
контрольно- выполнении переключений в тепловых схемах;
измерительных прибо­ составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию турбинного
ров, электрооборудова- оборудования;
ния в турбинном цехе.
регистрации показаний контрольно-измерительных приборов;
производстве переключений с группового щита управления турбины;
наладке работы турбинного оборудования при отклонении контролируемых величин.
17

ПК 2.4. Проводить
наладку и испытания
основного и вспомогательного оборудования
турбинного цеха.

Умения:
выбирать оптимальный режим работы турбины;
выбирать паровую турбину и вспомогательное оборудование;
анализировать работу вспомогательного оборудования по заданным значениям кон­
тролируемых величин;
пользоваться ключами щитов управления турбинной установкой;
контролировать показания средств измерения;
выбирать способы предупреждения и устранения неисправностей в работе турбинно­
го оборудования, применяемые инструменты и приспособления.
Знания:
требования правил технической эксплуатации, правил техники безопасности при об­
служивании турбинных установок и вспомогательного оборудования;
структуру и порядок оформления технической документации;
схемы автоматических защит основного и вспомогательного оборудования турбин­
ной установки;
компоновку щитов контроля и пультов управления турбинной установкой;
допустимые отклонения рабочих параметров турбоустановок и вспомогательного
оборудования;
неполадки и нарушения в работе турбинного оборудования;
основы организации, проведения теплотехнических испытаний турбин и вспомога­
тельного оборудования;
правила промышленной безопасности.
Практический опыт:
чтении технологических и полных схем турбинного цеха4
составлении и заполнении оперативной документации по обслуживанию турбинного
оборудования;
участии в испытаниях систем регулирования.
Умения:
рассчитывать расход пара на турбину;
выбирать паровую турбину и вспомогательное оборудование;
анализировать работу вспомогательного оборудования по заданным значениям контролируемых величин;
18

Ремонт теплоэнерге­
тического оборудо­
вания

пользоваться ключами щитов управления турбинной установкой;
выбирать способы предупреждения и устранения неисправностей в работе турбинно­
го оборудования, применяемые инструменты и приспособления.
Знания:
требования правил технической эксплуатации, правил техники безопасности при об­
служивании турбинных установок и вспомогательного оборудования;
структуру и порядок оформления технической документации;
компоновку щитов контроля и пультов управления турбинной установкой;
допустимые отклонения рабочих параметров турбоустановок и вспомогательного
оборудования;
неполадки и нарушения в работе турбинного оборудования;
основы организации, проведения теплотехнических испытаний турбин и вспомога­
тельного оборудования;
правила промышленной безопасности.
ПК 3.1. Планировать и Практический опыт:
обеспечивать подгото­ выполнении операций вывода оборудования в ремонт;
вительные работы по составлении и заполнении технической документации на ремонтные работы;
ремонту теплоэнергети­ разработке мер по предупреждению неисправностей в работе и по повышению каче­
ческого оборудования.
ства ремонтов оборудования, трубопроводов и арматуры тепловых сетей.
Умения:
определять степень и причины износа оборудования;
выбирать методы восстановления оборудования и его узлов;
определять последовательность и содержание ремонтных работ;
выбирать технологию ремонта в зависимости от характера дефекта.
Знания:
виды, периодичность, типовые объемы ремонтных работ ремонта;
правила и порядок вывода оборудования в ремонт;
требования нормативно-технической документации по проведению ремонтных работ;
технологию и способы ремонта деталей и узлов котельной, турбинной установок и
вспомогательного оборудования;
правила оформления отчетной документации по результатам испытаний и наладки
теплотехнического оборудования и систем теплоснабжения;
19

ПК 3.2. Определять
причины
неисправностей и отказов работы
теплоэнергетического
оборудования.

ПК 3.3. Проводить ремонтные работы и контролировать
качество
их выполнения.

правила организации технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений
тепловых сетей.
Практический опыт:
выполнении операций вывода оборудования в ремонт;
составлении и заполнении технической документации на ремонтные работы;
проверке узлов основного и вспомогательного оборудования после различных видов
ремонта;
контроле соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания оборудо­
вания, трубопроводов;
разработке мер по предупреждению неисправностей в работе и по повышению каче­
ства ремонтов оборудования, трубопроводов и арматуры тепловых сетей.
Умения:
определять степень и причины износа оборудования;
выбирать методы восстановления оборудования и его узлов;
определять неисправности в работе теплоэнергетического оборудования, их причины
и способы предупреждения;
выбирать технологию ремонта в зависимости от характера дефекта.
Знания:
правила и порядок вывода оборудования в ремонт;
виды аварий и неполадок на теплоэнергетическом оборудовании, их причины;
способы предупреждения и устранения неисправностей в работе теплоэнергетическо­
го оборудования;
технологию приема оборудования из ремонта;
правила оформления отчетной документации по результатам испытаний и наладки
теплотехнического оборудования и систем теплоснабжения.
Практический опыт:
проверке узлов основного и вспомогательного оборудования после различных видов
ремонта;
контроле соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания оборудо­
вания, трубопроводов;
разработке мер по предупреждению неисправностей в работе и по повышению каче­
ства ремонтов оборудования, трубопроводов и арматуры тепловых сетей.
20

Контроль технологи­
ческих процессов
производства тепло­
вой энергии и управ­
ление им.

Умения:
определять степень и причины износа оборудования;
выбирать методы восстановления оборудования и его узлов;
определять последовательность и содержание ремонтных работ;
определять неисправности в работе теплоэнергетического оборудования, их причины
и способы предупреждения;
выбирать технологию ремонта в зависимости от характера дефекта;
контролировать качество выполненных ремонтных работ.
Знания:
виды аварий и неполадок на теплоэнергетическом оборудовании, их причины;
способы предупреждения и устранения неисправностей в работе теплоэнергетическо­
го оборудования;
технологию и способы ремонта деталей и узлов котельной, турбинной установок и
вспомогательного оборудования;
технологию приема оборудования из ремонта;
правила оформления отчетной документации по результатам испытаний и наладки
теплотехнического оборудования и систем теплоснабжения.
ПК 4.1. Управлять па­ Практический опыт:
раметрами
производ­ контроле параметров и объеме производства тепловой энергии;
ства тепловой энергии.
регулировке параметров производства тепловой энергии;
в наладке режимов работы теплотехнического оборудования.
Умения:
читать технологические схемы ТЭС;
рассчитывать коэффициенты, характеризующие надежность и эффективность работы
оборудования электрической станции.
Знания:
схемы и классификацию систем теплоснабжения, потребителей тепловой энергии;
основные энергетические и теплотехнические параметры теплоносителей по тракту
ТЭС;
графики нагрузок;
способы регулирования отпуска теплоты с горячей водой, технологическим паром;
критерии надежности и экономичности работы котла и турбины в условиях макси21

Организация и
управление работами
коллектива исполни­
телей

мальной и минимальной нагрузок;
условия рационального распределения нагрузки между параллельно работающими
агрегатами.
ПК 4.2. Определять
Практический опыт:
технико-экономические контроле параметров и объеме производства тепловой энергии;
показатели работы ос­ в наладке режимов работы теплотехнического оборудования.
новного и вспомога­ Умения:
тельного оборудования определять основные энергетические показатели ТЭС, параметры теплоносителя;
ТЭС.
рассчитывать коэффициенты, характеризующие надежность и эффективность работы
оборудования электрической станции.
Знания:
основные энергетические и теплотехнические параметры теплоносителей по тракту
ТЭС;
графики нагрузок;
способы регулирования отпуска теплоты с горячей водой, технологическим паром;
условия рационального распределения нагрузки между параллельно работающими
агрегатами.
ПК 5.1. Планировать
Практический опыт:
работу производствен­ определении производственных задач коллективу исполнителей;
ного подразделения.
прогнозировании результатов принимаемых решений;
проведения инструктажа.
Умения:
организовывать работу коллектива исполнителей;
проводить подготовку и выполнение работ производственного подразделения в соот­
ветствии с технологическим регламентом;
осуществлять первоочередные действия при возникновении аварийных ситуаций на
производственном участке.
Знания:
порядок подготовки к работе эксплуатационного персонала;
функциональные обязанности должностных лиц энергослужбы организации;
трудовую дисциплину и ее виды, методы обеспечения;
порядок выполнения работ производственным подразделением;
22

основы менеджмента, основы психологии деловых отношений.
ПК 5.2. Проводить ин­ Практический опыт:
структажи и осуществ­ определении производственных задач коллективу исполнителей;
лять допуск персонала к прогнозировании результатов принимаемых решений;
работам.
проведения инструктажа.
Умения:
организовывать работу коллектива исполнителей;
проводить подготовку и выполнение работ производственного подразделения в соот­
ветствии с технологическим регламентом.
Знания:
порядок подготовки к работе эксплуатационного персонала;
функциональные обязанности должностных лиц энергослужбы организации;
порядок выполнения работ производственным подразделением;
виды инструктажей.
ПК 5.3. Контролировать Практический опыт:
состояние рабочих мест определении производственных задач коллективу исполнителей;
и
оборудования
на прогнозировании результатов принимаемых решений;
участке в соответствии проведения инструктажа.
с требованиями охраны Умения:
труда.
проводить подготовку и выполнение работ производственного подразделения в соот­
ветствии с технологическим регламентом;
осуществлять первоочередные действия при возникновении аварийных ситуаций на
производственном участке.
Знания:
порядок подготовки к работе эксплуатационного персонала;
функциональные обязанности должностных лиц энергослужбы организации;
трудовую дисциплину и ее виды, методы обеспечения;
порядок выполнения работ производственным подразделением;
основы менеджмента, основы психологии деловых отношений;
виды инструктажей.
ПК 5.4. Контролировать Практический опыт:
выполнение требований определении производственных задач коллективу исполнителей;
23

пожарной безопасности.

Выполнять отдель­
ные виды работ в ре­
шении различных ти­
пов производствен­
ных задач по энерго­
сбережению, техни­
ческому переоснаще­
нию и реконструкции
производства тепло­
вой энергии.

прогнозировании результатов принимаемых решений;
проведения инструктажа.
Умения:
организовывать работу коллектива исполнителей;
проводить подготовку и выполнение работ производственного подразделения в соот­
ветствии с технологическим регламентом;
осуществлять первоочередные действия при возникновении аварийных ситуаций на
производственном участке.
Знания:
функциональные обязанности должностных лиц энергослужбы организации;
порядок выполнения работ производственным подразделением;
виды инструктажей.
ПК 6.1. Решать техниче­ Практический опыт:
ские задачи по энерго­ подготовке организационно-распорядительных документов;
сбережению в части сво­ оформлении технологической документации по энергосбережению, при отладке но­
ей компетенции.
вых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции про­
изводства тепловой энергии;
сборе, обработке и накоплении исходных данных для анализа результатов производ­
ства тепловой энергии.
Умения:
составлять схемы типовых систем энергосбережения при отладке новых технологи­
ческих режимов, техническом переоснащении и реконструкции производства тепло­
вой энергии;
проводить анализ результатов производства тепловой энергии;
работать с производственно-технической, эксплуатационной и нормативной доку­
ментацией;
разрабатывать должностные инструкции;
оформлять результаты исследований по энергосбережению, отладке новых техноло­
гических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства
тепловой энергии.
Знания:
производственно-техническую, эксплуатационную документацию по направлению
24

ПК 6.2. Осуществлять
отладку и разработку но­
вых технологических ре­
жимов, техническом пе­
реоснащении и рекон­
струкции производства
тепловой энергии в части
своей компетенции.

ПК 6.3. Осуществлять
оценку
эффективности

деятельности;
порядок организации работ по нарядам и распоряжениям при проведении исследова­
ний по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому
переоснащению и реконструкции производства тепловой энергии;
формы отчетной документации по результатам деятельности;
правила разработки и сопровождения эксплуатационной и производственно­
технической документации.
Практический опыт:
подготовке организационно-распорядительных документов;
оформлении технологической документации по энергосбережению, при отладке но­
вых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции про­
изводства тепловой энергии;
сборе, обработке и накоплении исходных данных для анализа результатов производ­
ства тепловой энергии.
Умения:
оформлять технологическую документацию в соответствии с действующими норма­
тивными правовыми актами;
разрабатывать должностные инструкции;
оформлять результаты исследований по энергосбережению, отладке новых техноло­
гических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства
тепловой энергии.
Знания:
производственно-техническую, эксплуатационную документацию по направлению
деятельности;
порядок организации работ по нарядам и распоряжениям при проведении исследова­
ний по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому
переоснащению и реконструкции производства тепловой энергии;
формы отчетной документации по результатам деятельности;
правила разработки и сопровождения эксплуатационной и производственно­
технической документации.
Практический опыт:
подготовке организационно-распорядительных документов;
25

производственной
дея­
тельности по отладке но­
вых технологических ре­
жимов,
техническому
переоснащению и реконсгрукции производства
тепловой энергии, пере­
вооружению производ­
ства.

ПК 6.4. Осуществлять
оценку затрат на обеспе­
чение требуемого каче­
ства и надежности техни­
ческого обслуживания и
ремонта систем тепло­
снабжения.

оформлении технологической документации по энергосбережению, при отладке но­
вых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции про­
изводства тепловой энергии;
сборе, обработке и накоплении исходных данных для анализа результатов производ­
ства тепловой энергии.
Умения:
составлять схемы типовых систем энергосбережения при отладке новых технологи­
ческих режимов, техническом переоснащении и реконструкции производства тепло­
вой энергии;
оформлять технологическую документацию в соответствии с действующими норма­
тивными правовыми актами;
проводить анализ результатов производства тепловой энергии.
Знания:
порядок организации работ по нарядам и распоряжениям при проведении исследова­
ний по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому
переоснащению и реконструкции производства тепловой энергии;
формы отчетной документации по результатам деятельности;
правила разработки и сопровождения эксплуатационной и производственно­
технической документации.
Практический опыт:
подготовке организационно-распорядительных документов;
оформлении технологической документации по энергосбережению, при отладке но­
вых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции про­
изводства тепловой энергии;
сборе, обработке и накоплении исходных данных для анализа результатов производ­
ства тепловой энергии.
Умения:
работать с производственно-технической, эксплуатационной и нормативной доку­
ментацией;
оформлять результаты исследований по энергосбережению, отладке новых техноло­
гических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства
тепловой энергии.
26

Знания:
порядок организации работ по нарядам и распоряжениям при проведении исследова­
ний по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому
переоснащению и реконструкции производства тепловой энергии;
формы отчетной документации по результатам деятельности;
правила разработки и сопровождения эксплуатационной и производственно­
технической документации._______________________________________________________

27

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОР­
ГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4Л. Календарный учебный график https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных мо­
дулей httPs://austeh.profiedu.ru/ora-info/education-annotation?id=377
4.4.
Рабочие программы учебной и производственной практик
httPs://austeh.profiedu.ru/ora-info/education-annotation?id=377

5.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового до­
говора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направ­
ление деятельности которых соответствует области профессиональной деятель­
ности 16 Строительство и ЖКХ, 20 Электроэнергетика, 40 Сквозные виды про­
фессиональной деятельности в промышленности и имеющих стаж работы в дан­
ной профессиональной области не менееЗ лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном
стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образова­
ния и дополнительного профессионального образования», утвержденном прика­
зом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сен­
тября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, получают дополнительное профессиональное образование по про­
граммам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в органи­
зациях, направление деятельности которых соответствует области профессио­
нальной деятельности 16Строительство и ЖКХ, 20 Электроэнергетика, 40
Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, не реже 1
раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значе­
ниям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных мо­
дулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 16
Строительство и ЖКХ,20 Тепло-Электроэнергетика, 40 Сквозные виды профес­
сиональной деятельности вЗОпромышленности, в общем числе педагогических
работников, реализующих образовательную программу, не менее 25 процентов.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет уком­
плектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая
28

учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно
печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю)
на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права од­
новременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (элек­
тронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.3.
Материально-техническое обеспечение
5.3.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы 13.02.01. Тепловые электрические станции.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной про­
граммой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими
средствами обучения и материалами, учитывающими требования международ­
ных стандартов
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
- гуманитарных дисциплин;
- иностранного языка;
- математики;
- экологии природопользования;
- инженерной графики;
- метрологии, стандартизации и сертификации;
- технической механики;
- материаловедения;
- информационных технологий;
- экономики;
- правоведения;
- охраны труда;
- безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
- котельного оборудования ТЭС;
- турбинного оборудования ТЭС;
- электротехники и электроники;
- обслуживания и наладки теплоэнергетического оборудования;
- ремонта теплоэнергетического оборудования.
29

Мастерские:
слесарно-механическая.
Полигон: теплоэнергетического оборудования.
Спортивный комплекс
- спортивный зал;
- открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
Актовый зал
5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности,
должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведе­
ние всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лаборатор­
ной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально­
технического обеспечения, включает в себя:
Оснащение лабораторий
Лаборатория «Котельного оборудования ТЭС» стенды с элементамитеплоэнергетического оборудования:
- макеты с элементами теплоэнергетическогооборудования:
- плакаты с элементами теплоэнергетического оборудования;
- видеофильмы и фотографии по устройству и эксплуатации теплоэнергетиче­
ского оборудования;
- технические средства обучения и программного обеспечения:
- интерактивная доска;
- интерактивный комплект оперативной диагностики;
- интерактивный планшет;
- мобильный программно-технический комплекс;
- мультимедийный проектор;
программно-аппаратная станция.
Лаборатория «Турбинного оборудования ТЭС»
лабораторные стенды;
- испытательные установки;
- средства индивидуальной защиты, документация по технике безопасности;
- нормативная документация.
- комплект учебно-методической документации;
- промышленные образцы теплотехнического оборудования.
Лаборатория «Электротехники и электроники»
- рабочие места по количеству обучающихся (на одну подгруппу);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
30

- лабораторный стенд по типу НТЦ-01.01 «Электротехника и основы электрони­
ки»;
- лабораторный стенд по типу НТЦ-02.05 ПС «Электроника»;
- лабораторный стенд по типу НТЦ-02.58 ПС «Основы цифровой электроники и
микропроцессорной техники»;
-цифровые осциллографы по типу АКИП 4115/2А.
Лаборатория «Обслуживания и наладки теплоэнергетического оборудования»
стенды с элементами теплоэнергетического оборудования:
- макеты с элементами теплоэнергетического оборудования:
- плакаты с элементами теплоэнергетического оборудования;
- видеофильмы и фотографии по устройству и эксплуатации теплоэнергетиче­
ского
оборудования;
- технические средства обучения и программного обеспечения:
- интерактивная доска;
- интерактивный комплект оперативной диагностики;
- интерактивный планшет;
- мобильный программно-технический комплекс;
- мультимедийный проектор;
- программно-аппаратная станция.
Лаборатория «Ремонта теплоэнергетического оборудования»
- комплект учебно-методической документации;
- методические указания по выполнению практических занятий;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студен­
тов;
- наряды-допуски на отдельные узлы и детали оборудования;
- трубопроводная арматура с вырезанным корпусом.
Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарно-механическая»
- верстак слесарный, оборудованный тисами и защитным экраном. Количество
рабочих мест не менее 15;
- станки настольно-сверлильные, заточные и т.д. Количество не менее 1 станка
каждого вида;
- набор слесарных и измерительных инструментов, приспособления для правки и
рихтовки (не менее 15 комплектов);
- заготовки для выполнения слесарных работы;
- технологические карты выполнения работ;
- набор плакатов.
Мастерская Тепломонтажная:
- рабочее место слесаря (верстак, тиски);
- стенд проведения статистической балансировки;
- стенд центрирования оборудования;
- стенд с запорной, регулируемой, контрольной арматуры;
- монтажный макет трубопроводов поверхностей нагрева котла;
31

- теплообменник;
- макет турбины;
- станок сверлильный;
- станок заточный;
- станок трубогибочный;
- электротельфер;
- редуктора;
- станок отрезной (36В 400Гц.);
- консольные насосы;
- инструкционные карты;
- технологические карты по выполняемым работам
Полигон Теплоэнергетического оборудования:
- оборудование действующей газовой котельной с водогрейными котлами ЗИО60:
- водогрейный котел по типу № ЗИО-60 № 1, 2,3,4,5;
- газовая горелка по типу ИГК1 -35;
- регулятор давления газа по типу РДБК1;
- газоанализатор по типу ЭССА - СО;
- прибор автоматики безопасности по типу КСУМ1;
- сигнализатор загазованности по типу СЗ-1-1Г, СЗ-2-2В;
- инструкция для персонала котельной по обслуживанию водогрейных котлов
ЗИО-60,работающих на газообразном топливе;
- внешние сети газопровода;
- элементы конструкции турбин: муфты и полумуфты, диафрагмы, обоймы, бан­
дажи,
концевые уплотнения, турбинные шпильки и гайки, стопорные и регулирующие
клапаны, валоповоротное устройство, турбинные лопатки малых размеров;
- средства малой механизации ремонтных работ: инструменты, специальные
приспособления и оснастка, применяемые при сборке и монтаже трубопроводов,
баков, листовых конструкций;
- элементы парового котла: горелки, форсунки, послойный образец обмуровки
парового котла;
- огнеупорные и теплоизоляционные материалы;
насосное оборудование:
насос с электроприводом консольный - типа К, шестеренчатый, винтовой,
плунжерный и др., секционный, бустерный (типа ПД), установленный на фунда­
ментной плите с электродвигателями; инжектор, эжектор;
- детали насосов разного типа с элементами внутреннего повреждения (для де­
монстрации);
- вспомогательные материалы (сальники, и т.д.).
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учеб­
ную и производственную практику.

32

Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образова­
тельной организации, где имеется в наличии оборудование, инструменты, рас­
ходные материалы, обеспечивающие выполнение всех видов работ, определен­
ных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудо­
вание и инструменты, используемые при проведении конкурсных мероприятий.
Производственная практика реализуется в организациях электротепло­
энергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в про­
фессиональной области 16 Строительство и ЖКХ, 20 Электроэнергетика, 40
Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. Оборудо­
вание предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производствен­
ной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по
всем видам деятельности, предусмотренным программой, с использованием со­
временных технологий, материалов и оборудования.
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗА­
ЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНШКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИ­
ТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия организации воспитания определяются образовательной организацией.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
- информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и
Т.д.)

- массовые и социокультурные мероприятия;
- спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
-деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
- психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
- научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты
идр);
- профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
- опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
Цель рабочей программы воспитания - личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
- формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия
для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
- организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно­
ценностные социализирующие отношения;
- формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравствен ых ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
- усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.

33

Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания и календарный план воспитательной работы

7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
Программа государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной для образо­
вательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направ­
лению подготовки специалистов среднего звена 13.02.01. Тепловые электрические станции. В
ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников тре­
бованиям ФГОС.
ГИА проходится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая вы­
полняется в виде дипломного проекта и демонстрационного экзамена.
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, выпол­
няют выпускную квалификационную работу (дипломный проект) и сдают демонстрационный
экзамен. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной рабо­
ты образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатыва­
ется программа государственной итоговой аттестации и фонды оценочных средств.
Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных
стандартов и с учетом оценочных материалов, разработанных АНО «Агентство развития про­
фессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»,
при условии наличия соответствующих профессиональных стандартов и материалов.
Оценочные средства для проведения ГИА включают типовые задания для демонстра­
ционного экзамена, темы дипломных работ, описание процедур и условий проведения госу­
дарственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Фонд оценочные средства для проведения ГИА

8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей, как в
разработке образовательной программы, так и в контроле качества ее освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
- ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве внештатных экспертов
программ государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации, для согласова­
ния фондов оценочных средств промежуточной аттестации по профессиональным модулям и
для государственной итоговой аттестации;
- представители работодателей привлекаются в качестве внешних экспертов при прове­
дении промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям;
- с представителями работодателей согласовывается программа государственной ито­
говой аттестации. Представители работодателей включаются в состав Государственной экза­
менационной комиссии;
- по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
- работодатели предоставляют производственную базу для организации и проведения
всех видов практик, дают характеристики обучающимся после прохождения практики.

34

9.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Содержание среднего профессионального образования и условия организации обуче­
ния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой. Обучение по образовательным программам среднего професси­
онального образования обучающихся в ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здо­
ровья и инвалидов осуществляется на основе образовательных программ среднего профессио­
нального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучаю­
щихся.

35

УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ГБПОУ ТЭТ
(протокол № 44 от «16» ноября 2022)
Председатель педагогического совета
Врио директора
Т. В. Славко
ИЗМЕНЕНИЯ
в Программу подготовки специалистов среднего звена
13.02.01. «Тепловые и электрические станции»
На основании Приказа Министерства просвещения РФот 1 сентября 2022 г. N 796
"О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты,
среднего профессионального образования", решения Педагогического совета от
16.11.2022 внести следующие изменения в Программу подготовки специалистов среднего
звена: 13.02.01. «Тепловые и электрические станции.
Пункт 1.2. «Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности»
дополнить абзацем следующего содержания:
«Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01 сентября 2022 года №
796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 11 октября 2022 года, регистрационный № 70461)»

Код
компет
енции

Пункт 1.4..
«Срок освоения ППССЗ по специальности» дополнить абзацем
следующего содержания:
«Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в
условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной
технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального
образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет», а так же объём такой
образовательной программы могут быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП,
но не более чем на 40 процентов от срока получения образования и объема
образовательной программы, установленных ФГОС СПО, за исключением срока
получения образования и объема образовательной программы, отведенных на получение
среднего общего образования в пределах образовательной программы»
Пункт 3.1 «Общие компетенции изложить» в следующей редакции:

ОК01

Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат
и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
применять средства информационных технологий для
решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
номенклатураинформационныхисточников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Умения:
определять
актуальность нормативно­
правовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать траектории профессионального развития
и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять бизнес­
план; рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования; определять инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной деятельности; презентовать бизнес­
идею; определять источники финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно­
правовой документации; современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес­
планов;
порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
гражданско­
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений

ОК 06

ОК 07

Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

ОК 09

Использовать
Умения:
использовать
физкультурно­
средства физической оздоровительную
деятельность
для
укрепления
культуры
для здоровья,
достижения
жизненных
и
сохранения
и
профессиональных целей; применять рациональные
укрепления здоровья
приемы двигательных функций в профессиональной
в
процессе
деятельности; пользоваться средствами профилактики
профессиональной
характерными
для
данной
деятельности
и перенапряжения,
поддержания
специальности
необходимого
Знания:
роль
физической
культуры
в
уровня физической
общекультурном, профессиональном и социальном
подготовленности
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Пользоваться
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
профессиональной
произнесенных высказываний на известные темы
документацией на
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
государственном и
базовые профессиональные темы; участвовать в
иностранных языках
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности

Абзацы 2 и 3 раздела 7 «Нормативно-методическое обеспечение системы качества
освоения обучающимися ППССЗ» изложить в следующей редакции:
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного
проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена,
сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (работу). Требования
к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) образовательная
организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».

Исп. Ульянова Светлана Александровна,
руководитель методическим кабинетом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».