Образовательная программа ППССЗ специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы 2022-2023

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»

Программа подготовки специалистов среднего звена
13.03.02 Электрические станции, сети и системы
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 22.12.2017 г. № 1248
( зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января
2018 года, регистрационный номер 49678)

Квалификация выпускника -

Техник-электрик

Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования Зг 10м

Гусиноозерск. 2022

Разработчики ПГТССЗ:

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Обсуждено на заседании ПЦК от « / О » О & 20^/г (протокол № -/»? )

АР А

Председатель П1 (К

Согласовано:
Зам. директора по УР

Заведующая методи­
ческим кабинетом

/ Т.В. Славко / «

•

.

..

■

-•

it.*;// -f

_________

2Q^/r

Ж

'

Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего профессио­
нального образования (далее - ПООП СПО) разработана на основе федерального государ­
ственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специаль­
ности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 22.12.2017 г. № 1248

ПООП

СПО

определяет

рекомендованный

объем

и

содержание

среднего

профессионального образования по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и
системы, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.

3

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕЕ Назначение ЕЛ1ССЗ по специальности
Е2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности
ЕЗ. Цель ППССЗ
Е4. Сроки освоения ППССЗ
Е5. Объем ППССЗ
Е6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ­
ПУСКНИКА
2 Л. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ,ФОРМИРУЕМЫЕВРЕЗУЛЬТАТЕОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕЕЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРЕАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
4. Е Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных моду­
лей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРЕАНИЗАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕ­
ТЕНЦИЙ ВЫПУСКН1ИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КА­
ЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕН­
КИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7. Е Программа государственной итоговой аттестации
7Л.Е Требования к выпускной квалификационной работе
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

4

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Назначение ППССЗ по специальности
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), реализуемая в
Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее - ГБПОУ «ГЭТ») специальности 13.03.02 Электриче­
ские станции, сети и системы реализуется по программе базовой подготовки на базе основно­
го общего образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с учетом требований регионального
рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства обра­
зования и науки Российской Федерации № 1248 от «22» декабря 2017 года.
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и техноло­
гии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по спе­
циальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы и включает в себя учебный план,
рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, производственной (предди­
пломной) практики и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подго­
товку обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов,
состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных
модулей, программы производственной (преддипломной) практики, методических материа­
лов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной
образовательной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и ра­
ботников образовательной организации

ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производ­
ственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников обра­
зовательной организации.
1.2.
Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности
13.03.02 Электрические станции, сети и системы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 декабря 2017
года № 1248 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 13.03.02 Электрические станции,
сети и системы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января
2018 года, регистрационный номер 49678);
Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении П о­
рядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессиональ­
ного образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образо­
вательных программ среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении П о­
рядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным про­
граммам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ве­
дения реестра примерных основных образовательных программ;
Приказ Минобрнауки России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении По­
рядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»;

5

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от
5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о прак­
тической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 июля
2015 г. № 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по организации
эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2015 г., регистрационный № 38254);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 октября
2015 г. № 690н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации
электротехнического оборудования тепловой электростанции» (зарегистрирован Министер­
ством юстиции Российской Федерации 05 ноября 2015 г., регистрационный № 39602);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря
2015 г. № 1165н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по техническому
обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи» (зарегистрирован Министер­
ством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40861);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря
2015 г. № 1177н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обслуживанию
оборудования подстанций электрических сетей» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40844)
1.3.
Цель ППССЗ по специальности
Цель ППССЗ по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы явля­
ется развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной спе­
циальности, а также удовлетворение потребностей общества в фундаментально образованных
и гармонично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области со­
ответствующей профессиональной деятельности.
1.4.
Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Техникэлектрик
Получение образования по специальности: допускается только в профессиональной
образовательной организации.
Формы обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 5940 академических часов.
Таблица 1
Уровень образования, необ­ Наименование квалифика­ Срок получения СПО по
ходимый для приема на ции
ППССЗ базовой подготовки
в очной форме получения
базовой подготовки
обучение по ППССЗ
образования
3 года 10 месяцев
основное общее образование Техник- электрик

1.5. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и
системы (базовой подготовки) на базе основного общего образования составляет 199 недель.
Учебные циклы
Обучение
по
дисциплинам
междисциплинарным курсам

и

Количество недель
120

часы
4320

6

Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулярное время

9 1/2
18 1/2
4
7
6
34
199

342
666
144
252
216
-

5940

Подготовка специалистов по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и
системы осуществляется на базе основного общего образования. В соответствии с п. 3 ст. 68
гл.8 Закона РФ «Об образовании» «получение среднего профессионального образования на
базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего
общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего про­
фессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессио­
нального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается
на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных
стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой
специальности среднего профессионального образования».
Для реализации общеобразовательной подготовки увеличен нормативный срок освое­
ния ППССЗ для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, на 52 недели (Н од)
из расчета: теоретическое обучение - 39 недель; промежуточная аттестация - 2 недели; кани­
кулярное время - 11 недель.
Общеобразовательный цикл изучается на первом курсе в объеме 1476 аудиторных
часов.
1.6. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами приема на обучение
по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энергетического техникума», по образова­
тельным программам среднего профессионального образования, в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении По­
рядка приема на обучение по программам среднего профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и систе­
мы при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или среднем об­
щем образовании в зависимости от образования базы приема.

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­
НОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.0бласть профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: 20 Электроэнергетика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Техникэлектрик.
Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям:

Наименование основных видов
деятельности

Наименование
профессиональных
модулей

Наименование ква­
лиф икацией) специали­
ста среднего звена_____
техник-электрик

7

Обслуживание электрооборудова­
ния электрических станций, сетей
и систем
Техническая эксплуатация
электрооборудования электриче­
ских станций, сетей и систем
Контроль и управление техноло­
гическими процессами
Диагностика состояния
электрооборудования электриче­
ских станций, сетей и систем
Организация и управление произ­
водственным подразделением
Техническое обслуживание слож­
ного электрооборудования элек­
трических станций, сетей и систем

Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих (приложе­
ние № 2 к настоящему ФГОС
СПО).

осваивается
ПМ.01 Обслуживание
электрооборудования
электрических станций,
сетей и систем
осваивается
ПМ.02 Техническая экс­
плуатация электрообору­
дования электрических
станций, сетей и систем
осваивается
ПМ.ОЗ Контроль и управ­
ление технологическими
процессами
осваивается
ПМ.04 Д иагностика со ­
стояния электрооборудо­
вания электрических
станций, сетей и систем
осваивается
ПМ.05 Организация и
управление производ­
ственным подразделением
не осваивается
ПМ.06 Техническое об­
служивание сложного
электрооборудования
электрических станций,
сетей и систем
ПМ Выполнение работ по Осваивается одна или не­
сколько квалификаций ра­
одной или нескольким
бочих:
профессиям
19929 Электрослесарь по
Электрооборудования;
19848 Электромонтер по
электрооборудования
электростанций.

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ (карты компетенций)
Код
компет
енции

3.1 Общие компетенции

ОК01

Формулировка
компетенции

Знания, умения

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы; владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)

8

OK 02

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

OK 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие

OK 04

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

OK 05

Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях; методы работы
в профессиональной и смежных сферах; структуру плана
для решения задач; порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее значимое
в перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять результаты
поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат
оформления результатов поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять современную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального развития и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста;
правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

9

OK 06

OK 07

OK 08

Проявлять
гражданско­
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Использовать
средства физиче­
ской культуры для
сохранения
и
укрепления здоро­
вья в процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
не­
обходимого уров­
ня
физической
подготовленности

OK 09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

OK 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных
языках.

Умения:
обосновывать
значимость
своей
специальности,
демонстрировать
поведение
в
соответствии
общечеловеческими
ценностями
и
антикоррупционными стандартами
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей и антикоррупционных
стандартов поведения; значимость профессиональной
деятельности по специальности

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных
функций в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности
и
зоны
риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Умения:
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые
высказывания
о
себе
и
о
своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы

10

OK 11

Использовать
знания по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательс
кую деятельность
в
профессиональной
сфере

Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности; особенности
произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
Умения:
выявлять
достоинства
и
недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей
в рамках профессиональной деятельности; презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования
Знание: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

11

Основные виды
деятельности
ВД.01 Обслужива­
ние электрообору­
дования электриче­
ских станций, сетей
и систем

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проводить
техническое
обслу­
живание электрообо­
рудования

ПК 1.2. Проводить
профилактические
осмотры электрообо­
рудования

3.2 Профессиональные компетенции
Показатели освоения компетенции
Практический опыт:
- выполнении переключений;
- определении технического состояния электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче­
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра­
боты электрооборудования;
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- восстанавливать электроснабжение потребителей;
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта определять состав и последовательность
необходимых действий при выполнении работ;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- особенности принципов работы нового оборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного
из работы;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ре­
монтные работы;
- мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;
- оборудование и оснастка для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений применяемые при обслужива­
нии электрооборудования
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и

устройств;

ПК 1.3. Проводить
работы по монтажу и
демонтажу электро­
оборудования

ПК 1.4. Проводить
наладку и испытания
электрооборудования

Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче­
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра­
боты электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку электрооборудования;
Знания:
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- сроки испытаний защитных средств и приспособлений;

13

ПК 1.5. Оформлять
техническую
доку­
ментацию по обслу­
живанию электрообо­
рудования

ПК 1.6. Сдавать и
принимать из ремонта
электрооборудование

ВД.02 Техническая
эксплуатация элек­
трооборудования
электрических стан­
ций, сетей и систем

ПК 2.1. Контролиро­
вать работу основно­
го и вспомогательно­
го оборудования

- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ре­
монтные работы;
Практический опыт:
- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудова­
ния;
Практический опыт:
- сдаче и приемке из ремонта электрооборудования;
Умения:
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта;
Знания:
- виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
Практический опыт:
- производстве включения в работу и останова оборудования;
- контроле работы устройств релейной защиты, электро-автоматики, дистанционного управления
и сигнализации;
Умения:
- контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;
- определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
- применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования
подстанций;
Знания:
- назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
- допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
- инструкции по эксплуатации оборудования;
- порядок действий по ликвидации аварий;

14

ПК 2.2. Выполнять
режимные переклю­
чения в энергоуста­
новках

ПК 2.3. Оформлять
техническую доку­
ментацию по эксплу­
атации электрообору­
дования
ВД.ОЗ Контроль и
управление техно­
логическими про­
цессами

ПК 3.1. Контролиро­
вать и регулировать
параметры производ­
ства электроэнергии

- схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического оборудования ТЭС;
- способы определения характерных неисправностей и повреждений электрооборудования и
устройств;
- нормы испытаний силовых трансформаторов;
Практический опыт:
- оперативных переключениях;
- аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или людям угрожает
опасность;
Умения:
- проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;
Знания:
- схемы электроустановок;
- назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
Практический опыт:
- оформлении оперативно-технической документации;
Умения:
- составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования;
Практический опыт:
- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
Умения:
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон­
троля;
- определять выработку электроэнергии;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- принцип работы автоматических устройств управления и контроля;
- категории потребителей электроэнергии;

15

- технологический процесс производства электроэнергии;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.2. Контролиро­ Практический опыт:
вать и регулировать - обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
параметры передачи электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
электроэнергии
- оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;
- регулировании напряжения на подстанциях;
Умения:
- контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;
- осуществлять оперативное управление режимами передачи;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон­
троля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:
- способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;
- методы регулирования напряжения в узлах сети;
- допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.3. Контролиро­ Практический опыт:
вать
распределение - обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии
и электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
управлять им
Умения:
- включать и отключать системы контроля управления;
- обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления,
автоматических устройств регуляторов;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон­
троля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства

16

ВД.04 Диагностика
состояния электро­
оборудования элек­
трических станций,
сетей и систем

связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации;
Знания:
- инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей; опе­
ративные схемы сетей;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.4. Оптимизиро­
Практический опыт:
вать технологические - соблюдении порядка выполнения оперативных переключений;
процессы в соответ­
- регулировании параметров работы электрооборудования;
ствии с нагрузкой на
Умения:
оборудование
- обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
Знания:
- оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами;
ПК 3.5. Определять
Практический опыт:
- расчете технико-экономических показателей;
технико­
экономические пока­
Умения:
затели
работы
- определять показатели использования электрооборудования;
электрооборудования Знания:
- методы расчета технических и экономических показателей работы;
ПК 4.1. Определять Практический опыт:
причины неисправно­ - устранении и предотвращении неисправностей оборудования; оценке состояния электрообору­
стей и отказов элек­ дования;
трооборудования
Умения:
- пользоваться средствами и устройствами диагностирования; составлять документацию по ре­
зультатам диагностики;
Знания:
- основные неисправности и дефекты оборудования;
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- сведения по сопротивлению материалов;
- признаки и причины повреждений электрооборудования, правила и нормы испытания изоля-

17

ции электротехнического оборудования;
- способы определения и устранения характерных неисправностей электротехнического обору­
дования и устройств;
ПК 4.2. Планировать Практический опыт:
работы по ремонту - определении ремонтных площадей;
электрооборудования - определении сметной стоимости ремонтных работ;
- выявлении потребности запасных частей, материалов для ремонта;
Умения:
- определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;
- составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие
графики движения ремонтного персонала;
- рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;
Знания:
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида,
численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристи­
ки ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
ПК 4.3. Проводить и Практический опыт:
контролировать
ре­ - проведении особо сложных слесарных операций;
- применении специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки,
монтные работы
средств измерений и испытательных установок;
Умения:
- проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по резуль­
татам оценок;
- применять методы устранения дефектов оборудования;
- проводить текущие и капитальные ремонты по типовой номенклатуре;
- проводить послеремонтные испытания;
- контролировать технологию ремонта;

18

- выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;
Знания:
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида,
численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристи­
ки ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
ВД.05 Организация и ПК 5.1. Планировать Практический опыт:
управление
произ­ работу
производ­ - анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
водственным
под­ ственного подразде­ - построении организационной
структуры
управления энергопредприятием или его участ­
разделением
ления
ком;
Умения:
- анализ результатов работы коллектива в заданной ситуации;
- подготавливать резюме и составлять анкету о приёме на работу;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.2. Проводить Практический опыт:
инструктажи и осу­ - разработке должностной инструкции производственного персонала энергопредприятия;
ществлять
допуск - оформлении наряда-допуска на производство работ в действующих электроустановках;
персонала к работам
Умения:
- проведение инструктажа на производство работ;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.3. Контролиро­
Практический опыт:
- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
вать состояние рабо­
чих мест и оборудо­
- построении организационной
структуры
управления энергопредприятием или его участ­
ком;
вания на участке в

19

соответствии с требо­
ваниями охраны тру­
да

Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.4. Контролиро­
Практический опыт:
вать выполнение тре­ - анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
бований пожарной
- построении организационной
структуры
управления энергопредприятием или его участ­
безопасности
ком;
Умения:
- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:
- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования.
ВД.06 Техническое ПК 6.1. Осуществлять Практический опыт:
обслуживание слож­ наладку, регулировку - определении технического состояния сложного электрооборудования;
ного электрообору­ и проверку сложного - осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
дования электриче­ электрооборудования Умения:
ских станций, сетей электрических стан­ - обеспечивать бесперебойную работу сложного электрооборудования станций, сетей;
ций, сетей и систем
и систем
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрообору­
дования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслужи­
вании сложного электрооборудовании;
ПК 6.2. Организовы­ Практический опыт:
вать и выполнять тех­ - определении технического состояния сложного электрооборудования;
ническое обслужива- - осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;

20

ние сложного элек­
трооборудования
электрических стан­
ций, сетей и систем

ПК 6.3. Осуществлять
испытания
нового
сложного
электро­
оборудования
элек­
трических
станций,
сетей и систем

ПК 6.4. Вести отчет­
ную
документацию
по испытаниям ново­
го сложного электро­
оборудования
элек­
трических
станций,
сетей и систем
по
Выполнение
работ Электрослесарь
по одной или не­ ремонту
скольким професси- электрооборудования

Умения:
- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче­
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра­
боты сложного электрооборудования;
- выполнять работы по монтажу и демонтажу сложного электрооборудования;
Знания:
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрообору­
дования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслужи­
вании сложного электрооборудовании;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
- проводить испытание нового сложного электрооборудования;
Знания:
- особенности принципов работы нового сложного оборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
Практический опыт:
- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:
- составлять технические отчеты по обслуживанию сложного электрооборудования;
Знания:
- правила оформления технической документации в процессе обслуживания сложного электро­
оборудования;
Практический опыт:
- выполнения отдельных несложных работ по ремонту электрооборудования;
- выполнения простейших измерений;

21

ям рабочих, должно­ электростанций
стям служащих1

- выполнения работ по осмотру и техническому обслуживанию электрического оборудования.
Умения:
- выполнять чистку контактов и контактных поверхностей;
- выполнять очистку электрооборудования с частичной разборкой, промывкой и протиркой дета­
лей;
- подключать и отключать электрооборудование и выполнять простейшие измерения;
- работать электроинструментом;
- правильно организовывать и содержать рабочее место, экономно расходовать материалы, ин­
струмент и электроэнергию;
- производить расчет электрического оборудования;
- выполнять отдельные несложные работы по обслуживанию электрооборудования под руковод­
ством электромонтера более высокой квалификации;
- прокладывать установочные провода и кабели;
- выполнять простые слесарные и монтажные работы при ремонте электрооборудования;
- выполнять монтаж и ремонт распределительных коробок, клеммников, предохранительных
щитков и осветительной арматуры;
- выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением до 1000 В;
- выполнять такелажные работы с применением простых грузоподъемных средств и кранов,
управляемых с пола;
- выполнять проверку и измерения мегомметром сопротивления изоляции распределительных
сетей, статоров и роторов электродвигателей, обмоток трансформаторов, вводов и выводов кабе­
лей;
- организовывает обслуживание и ремонт электрического оборудования;
- пользуется оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта;
- соблюдает правила безопасности, противопожарные правила.________________________________
Знания:
-классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения электриче­
ского оборудования;
- наименование, назначение и правила пользования применяемым рабочим и контрольно­
измерительным инструментом и основные сведения о производстве и организации рабочего ме-

1Программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно

22

ста;
- типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте
и испытаниях электрического оборудования;
- прогрессивные технологии ремонта электрического оборудования;
- устройство и принцип работы электродвигателей, генераторов, трансформаторов, коммутаци­
онной и пусковой аппаратуры, аккумуляторов и электроприборов;
- методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния электрического обо­
рудования;
- правила и способы монтажа и ремонта электрооборудования в объеме выполняемых работ;
- приемы и способы замены, сращивания и пайки проводов низкого напряжения;
- приемы и последовательность производства такелажных работ;
- порядок организации ремонта электрического оборудования;
- основные виды электрических материалов, их свойства и назначение;
- правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;
- способы монтажа и наладки приборов автоматизации;
- правила техники безопасности и электробезопасности при обслуживании электроустановок в
объеме квалификационной группы 2
Электромонтер
по Практический опыт:
обслуживанию элек­ - проведения работ по обслуживанию и обеспечению бесперебойной и экономичной работы
трооборудования
электрооборудования электростанций;
электростанций
Умения:
- обслуживания электрооборудования электростанции и обеспечения его бесперебойной и эко­
номичной работы.
- обеспечения контроля за состоянием релейной защиты, дистанционного управления, сигнали­
зации и электроавтоматики.
- проведения оперативных переключений в распределительных устройствах.
- перевода генераторов с водородного охлаждения на воздушное и наоборот.
- проверки мегаомметром состояния изоляции электрооборудования.
- проведения измерений электрических параметров электроизмерительными клещами.
- выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.
- ликвидация аварийных ситуаций на электрооборудовании.
- вывода электрооборудования в ремонт, подготовки рабочих мест и допуск рабочих для произ-

23

водства ремонтных или наладочных работ и ввода оборудования в работу.
Знания:
- назначения и устройства электрооборудования;
- электрических схем распределительных устройств электростанции;
- устройства и назначения средств измерений электрических параметров, выпрямителей пере­
менного тока, установок тока высокой частоты; назначение, принцип действия и схемы релейной
защиты, электроавтоматики, сигнализации;
- способы обнаружения мест повреждения электрооборудования;
- расположение и технические характеристики основного и вспомогательного оборудования
электростанции;
- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
- технологии энергосбережения;
- основы электротехники;
-элементарные основы теплотехники.________________________________________________________

24

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОР­
ГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4Л. Календарный учебный график https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план https://gusteh,profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных мо­
дулей httDs://austeh.Drofiedu.ru/ora-info/education-annotation?id=378
4.4.
Рабочие программы учебной и производственной практик
httDs://austeh.Drofiedu.ru/ora-info/education-annotation?id=378

5.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих
стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, не
реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, в общем числе
педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
5.2.
Учебно-методическое и информационное обеспечение

Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет уком­
плектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая
учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно
печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю)
на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права од­

новременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (элек­
тронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.3.

М атериально-техническое обеспечение

5.3.1. Т ребования к м атериально-техническом у оснащ ению образовательной
програм м ы 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами,
учитывающими требования международных стандартов.

Кабинеты:
-

Гуманитарных дисциплин
Истории
Психологии общения
Иностранного языка
Математики
Инженерной графики
Экологии природопользования
Материаловедения
Метрологии, стандартизации и сертификации
Охраны труда
Технической механики
Электротехники и электроники
Информационных технологий в профессиональной деятельности
Безопасности жизнедеятельности

-

Основ экономики

Лаборатории:
-

Электротехники и электроники
Эксплуатации и ремонта электрических станций, сетей и систем
Электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем
Электрических машин и трансформаторов
Технической механики

Мастерские:
-

Слесарно-механическая
Электромонтажная

Полигоны:
- Электрооборудования станций и подстанций

26

Спортивный зал

-

Залы:
Читальный зал с выходом в Интернет
Библиотека

5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 13.02.03
Электрические станции, сети и системы должна располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным
планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий

Лаборатория Электротехники и электроники:
- комплект учебно-методической документации;
- образцы измерительных приборов;
- схемы по автоматизированным системам управления;
- лабораторные стенды по измерительной технике, для изучения цепей постоянного
тока, цепей переменного тока, проведению электроизмерений и др.;
-цифровые осциллографы по типу АКИП 4115/2А.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ бригадами по
3-4 человека.
Лаборатория Эксплуатации и ремонта электрооборудования электрических
станций, сетей и систем'.
- комплект учебно-методической документации;
- лабораторный стенд для исследования режимов работы нейтралей трансформаторов;
- лабораторный стенд по типу «Распределительные сети систем электроснабжения» для
измерения показателей качества электрической энергии и изучения регулирования
напряжения путем поперечной и продольной компенсации реактивной мощности с
помощью конденсаторной батареи;
- лабораторные стенды и установки для измерения сопротивления электрооборудования,
измерения сопротивления заземляющего устройства, измерения переходного
сопротивления контактов, определения места повреждения в кабельной линии,
определения распределения напряжения по гирлянде изоляторов, измерения емкости,
коэффициента абсорбции изоляции, тангенса угла диэлектрических потерь жидкого
диэлектрика, вводов трансформаторов и коммутационных аппаратов;
- испытательные установки повышенного напряжения;
- установки постоянного и переменного тока для определения пробивного напряжения
твердых диэлектриков;
- образцы диэлектриков;
- тренажеры или стенды по оперативным переключениям и по отработке действий
персонала при ликвидации аварий;
- средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током;
- оперативная документация;

27

-

компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при отсутствии
лабораторных стендов. Рабочие места по количеству обучающихся.
Лаборатория Электрооборудования электрических станций, сетей и систем'.
- комплект учебно-методической документации;
- действующие коммутационные аппараты: разъединители внутренней и наружной уста­
новки, короткозамыкатель, отделитель, выключатели масляные с электромагнитным и
ручным приводом, выключатели электромагнитный и вакуумный;
- промышленные образцы электрооборудования: предохранители напряжением выше 1
кВ, ограничители перенапряжений, вентильный разрядник;
- промышленные образцы измерительных трансформаторов тока и напряжения;
- макеты воздушных и элегазовых выключателей;
- лабораторные стенды для проведения исследований генераторов постоянного тока па­
раллельного и смешанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и
смешанного возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двига­
теля, асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;
- лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации и групп соедине­
ния обмоток трансформатора;
- каталоги, плакаты, планшеты и нормативная документация;
- средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током;
- документацией по технике безопасности;
- приборы и устройства для определения уровня освещенности поверхности, прозвонки
жил кабеля и их маркировки.
- Рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ бригадным ме­
тодом по 3-4 человека.
Лаборатория Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем.
- комплект учебно-методической документации;
- образцы реле и аппаратуры вторичной коммутации;
- схемы релейной защиты;
- лабораторные стенды по релейной защите по типу: «Исследование схем соединения
обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание электромагнитных реле тока и
напряжения», «Испытание промежуточных, указательных реле и реле времени»,
«Настройка уставок и проверка работы ступенчатой токовой защиты линии»,
«Испытание направленной максимальной токовой защиты на постоянном оперативном
токе», «Настройка и проверка работы дифференциальной поперечной зашиты линий»,
«Испытание защиты кабельной линии от замыканий на землю», «Испытание
дифференциального реле РНТ-565», «Проверка работы дифференциальной защиты
трансформатора», «Настройка и проверка работы защиты асинхронного двигателя от
КЗ и перегрузок»;
- компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при отсутствии
лабораторных стендов.
Рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ бригадами
по 3-4 человека;
Лаборатория Электрических машин и трансформаторов.
комплект учебно-методической документации, лабораторные стенды для проведения
исследований генераторов постоянного тока параллельного и смешанного возбужде­
ния, двигателей постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, трехфаз­
ного синхронного генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с ко­
роткозамкнутым ротором, лабораторный стенд для определения коэффициента транс­
формации и групп соединения обмоток трансформатора, макеты, каталоги и промыш­
ленные образцы электрооборудования, плакаты, планшеты и нормативная документа­

28

ция, средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током, документа­
ция по технике безопасности, рабочие места по количеству обучающихся, с учетом
выполнения работ бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Технической механики.
1. Универсальная испытательная машина УММ-5; 2. Машина разрывная Р-5;
3. Машина для испытаний на кручение;
4. Тензометры рычажные;
5. Приспособление для испытаний на сжатие (шаровая опора) для установки на универ­
сальной испытательной машине;
6. Индикаторный угломер для установки на образец при испытаниях на кручение;
7. Измерительные инструменты
8. Плакаты;
9. Оверхед - проектор и компьютер.

Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарно-механическая»
Оборудование Слесарно-механической мастерской и рабочих мест мастерской:
- верстак слесарный, оборудованный тисами и защитным экраном. Количество рабочих
мест не менее 15;
- станки настольно-сверлильные, заточные и т.д. Количество не менее 1
станка каждого вида;
- набор слесарных и измерительных инструментов, приспособления для
правки и рихтовки (не менее 15 комплектов);
- заготовки для выполнения слесарных работы;
- технологические карты выполнения работ;
- набор плакатов.
Мастерская «Электромонтажная»
Оборудование Электромонтажной мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочее место слесаря (верстак, тиски);
- электрофицированные стенды;
- электротельфер г/п 2 тн;
- рабочие места для пайки;
- инверторный сварочный аппарат;
- станок сверлильный;
- станок наждачный;
- электрогенератор;
- приточно-вытяжная вентиляция;
- коммутационные аппараты до 1000В (предохранители, рубильники,
пакетные переключатели, кнопочные станции, контакторы и магнитные
пускатели, автоматические выключатели);
- стенды-тренажеры для выполнения электромонтажных работ;
- образцы проводов и кабелей;
- осветительные установки различного вида;
- сварочная установка;
- распределительные щиты;
- электромонтажный инструмент и приспособления;
- средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током,
документация по технике безопасности.
Полигон Электрооборудования станций и подстанций:
- опоры железобетонные с линией электропередачи 10 кВ; 0,4 кВ;
- комплектная трансформаторная подстанция КТП 10/0,4 кВ;

29

- линейный разъединитель 10 кВ;
- силовой трансформатор ТМ-6300/10;
- траверсы;
- изоляторы.
Оснащение рабочего места для проведения демонстрационного экзамена по типовому
заданию.
1. Бланки наряда-допуска.
2. Маломасляный выключатель ВМП-10П.
3. Разъединитель РЛНД-10 -13 (с приводом).
4. Спецодежда - термостойкий костюм.
5. Защитные средства (перчатки, каска).
6. Диэлектрический коврик.
7. Изолирующие клещи.

Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и произ­
водственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной орга­
низации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечива­
ющих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональ­
ных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чем­
пионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации
WorldSkills по компетенции «электромонтаж» (или их аналогов).
Производственная практика реализуется в организациях электро- и теплоэнергетического
профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области в дея­
тельности 20 Электроэнергетика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производ­
ственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и
дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем ви­
дам деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
Практика является обязательным разделом ООП. Она представляет собой вид учебной
деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей про­
фессиональной деятельностью.

6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗА­
ЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНШКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИ­
ТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия организации воспитания определяются образовательной организацией.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
- информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и
Т.д.)

- массовые и социокультурные мероприятия;
- спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
-деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
- психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;

30

- научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты
идр);
- профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
- опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
Цель рабочей программы воспитания - личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
- формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия
для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
- организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно­
ценностные социализирующие отношения;
- формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравствен ых ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
- усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания и календарный план воспитательной работы

7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
Программа государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной для образо­
вательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направ­
лению подготовки специалистов среднего звена 13.02.01. Тепловые электрические станции. В
ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников тре­
бованиям ФГОС.
ГИА проходится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая вы­
полняется в виде дипломного проекта и демонстрационного экзамена.
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, выпол­
няют выпускную квалификационную работу (дипломный проект) и сдают демонстрационный
экзамен. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной рабо­
ты образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатыва­
ется программа государственной итоговой аттестации и фонды оценочных средств.
Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных
стандартов и с учетом оценочных материалов, разработанных АНО «Агентство развития про­
фессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»,
при условии наличия соответствующих профессиональных стандартов и материалов.
Оценочные средства для проведения ГИА включают типовые задания для демонстра­
ционного экзамена, темы дипломных работ, описание процедур и условий проведения госу­
дарственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Фонд оценочные средства для проведения ГИА

31

8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей, как в
разработке образовательной программы, так и в контроле качества ее освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
- ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве внештатных экспертов
программ государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации, для согласова­
ния фондов оценочных средств промежуточной аттестации по профессиональным модулям и
для государственной итоговой аттестации;
- представители работодателей привлекаются в качестве внешних экспертов при прове­
дении промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям;
- с представителями работодателей согласовывается программа государственной ито­
говой аттестации. Представители работодателей включаются в состав Государственной экза­
менационной комиссии;
- по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
- работодатели предоставляют производственную базу для организации и проведения
всех видов практик, дают характеристики обучающимся после прохождения практики.

9.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Содержание среднего профессионального образования и условия организации обуче­
ния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой. Обучение по образовательным программам среднего професси­
онального образования обучающихся в ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здо­
ровья и инвалидов осуществляется на основе образовательных программ среднего профессио­
нального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучаю­
щихся.

32

У Т В Е РЖ Д Е Н О
П едагогическим советом ГБ П О У ТЭ Т
(протокол № 44 от «16» ноября 2022)
П редседатель п едагогического совета
В рио директора
/ у Ц ^ Т . В. С лавко

ИЗМЕНЕНИЯ
в Программу подготовки специалистов среднего звена
13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
На основании Приказа Министерства просвещения РФот 1 сентября 2022 г. N 796
"О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования", решения Педагогического совета от
16.11.2022 внести следующие изменения в Программу подготовки специалистов среднего
звена: 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы».
Пункт 1.2. «Нормативные документы для разработки ППССЗ по специальности»
дополнить абзацем следующего содержания:
«Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01 сентября 2022 года №
796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 11 октября 2022 года, регистрационный № 70461)»

Код
компет
енции

Пункт 1.4.
«Срок освоения ППССЗ по специальности» дополнить абзацем
следующего содержания:
«Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в
условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной
технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального
образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет», а так же объём такой
образовательной программы могут быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП,
но не более чем на 40 процентов от срока получения образования и объема
образовательной программы, установленных ФГОС СПО, за исключением срока
получения образования и объема образовательной программы, отведенных на получение
среднего общего образования в пределах образовательной программы»
Пункт 3.1 «Общие компетенции изложить» в следующей редакции:

ОК01

Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат
и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
применять средства информационных технологий для
решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
номенклатураинформационныхисточников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Умения:
определять
актуальность нормативно­
правовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать траектории профессионального развития
и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять бизнес­
план; рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования; определять инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной деятельности; презентовать бизнес­
идею; определять источники финансирования

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

ОК 05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
гражданско­
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,

ОК 06

ОК 07

Знания:
содержание
актуальной
нормативно­
правовой документации; современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес­
планов;
порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений

Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности

ОК 08

ОК 09

применять знания об Знания: правила экологической безопасности при
изменении климата,
ведении профессиональной деятельности; основные
принципы
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
бережливого
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Использовать
Умения:
использовать
физкультурно­
средства физической оздоровительную
деятельность
для
укрепления
культуры
для здоровья,
достижения
жизненных
и
сохранения
и
профессиональных целей; применять рациональные
укрепления здоровья
в
процессе приемы двигательных функций в профессиональной
деятельности; пользоваться средствами профилактики
профессиональной
характерными
для
данной
деятельности
и перенапряжения,
поддержания
специальности
необходимого
Знания:
роль
физической
культуры
в
уровня физической общекультурном, профессиональном и социальном
подготовленности
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Пользоваться
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
профессиональной
произнесенных высказываний на известные темы
документацией на
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
государственном и
базовые профессиональные темы; участвовать в
иностранных языках
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности

Абзацы 2 и 3 раздела 7 «Нормативно-методическое обеспечение системы качества
освоения обучающимися ППССЗ» изложить в следующей редакции:
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного
проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена,
сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (работу). Требования
к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) образовательная
организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».

Раздел 6. «Характеристика среды образовательной организации, обеспечивающий
развитие социально-личностных компетенций выпускников. Рабочая программа
воспитания. Календарный план воспитательной работы» дополнить абзацем следующего
содержания:
«Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и
утвержденных с учетом включенных в примерную основную образовательную программу
примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана
воспитательной работы»

Исп. Ульянова Светлана Александровна,
руководитель методическим кабинетом

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».