ППССЗ 13.02.03 Электрические станции, сети и системы - заочная форма обучения

Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гусиноозерский энергетический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ГБПОУ ТЭТ
(протокол № / / от «Сё» 0? 20 J%)
У У Председатель педагогического совета
Б.М. Спасов
fa Директор

Программа подготовки специалистов среднего звена
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
ФГОС СПО утверждён приказом Минобрнауки России от 22.12.2017 г. № 1248
( с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ № 796)

Квалификация выпускника - Техник-электрик
Форма обучения - заочное
Нормативный срок обучения:
на базе среднего общего образования Зг 10м

Гусиноозерск. 2023г.

Разработчики ППССЗ:

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Обсуждено на заседании ПЦК от «

Председатель ПЦК

О5^

(протокол № Ж )

/
расшифровка

Согласовано:
Зам. директора по УР

_______/ Т.В. Славко / « 0вУ

Заведующая методи­
ческим кабинетом

/ ^льлш Ла

^ 2 0 /jr

^

Настоящая основная образовательная программа по специальности сред­
него профессионального образования (далее - ООП СПО) разработана на ос­
нове федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 13.03.02 Электрические
станции, сети и системы, утвержденного Приказом Минпросвещения России
от 22.12.2017 г. № 1248 (с изменениями от 1 сентября 2022 г. Приказ Мини­
стерства просвещения РФ N 796).
ООП

СПО

определяет

объем

и

содержание

среднего

профессионального образования по специальности 13.03.02 Электрические
станции, сети и системы, планируемые результаты освоения образовательной
программы, условия образовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по специально­

сти
1.3. Цель ППССЗ
1.4. Сроки освоения ППССЗ
1.5. Объем ППССЗ
1.6. Требования к абитуриенту
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника
3. КОМПЕТЕНЦИИ,ФОРМИРУЕМЫЕ ВРЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
(карты компетенций)
4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГА­
НИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных мо­
дулей
4.4. Рабочие программы учебной и производственной практик
5.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3. Материально-техническое обеспечение
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗА­
ЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКН1ИКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИ­
ТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7.1. Программа государственной итоговой аттестации
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
9.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3

2

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение ППССЗ по специальности
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ),
реализуемая в Государственном бюджетном профессиональном образова­
тельном учреждении «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее ГБПОУ «ГЭТ») специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и си­
стемы реализуется по программе базовой подготовки на базе среднего обще­
го образования.
ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с уче­
том требований регионального рынка труда на основе Федерального госу­
дарственного образовательного стандарта среднего профессионального обра­
зования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1248 от «22» декабря 2017 года (с измене­
ниями от 1 сентября 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ N 796).
ППССЗ регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание,
условия и технологии организации образовательного процесса, оценку каче­
ства подготовки выпускника по специальности 13.02.03 Электрические стан­
ции, сети и системы и включает в себя учебный план, рабочие программы
дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддиплом­
ной) практики и другие методические материалы, обеспечивающие каче­
ственную подготовку обучающихся.
ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания
учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабо­
чих программ профессиональных модулей, программы производственной
(преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих ка­
чество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной образо­
вательной, производственной, общественной и иной деятельности обучаю­
щихся и работников образовательной организации
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, произ­
водственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников
образовательной организации.
1.2. Нормативные документы для разработки ППССЗ по
специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22декабря 2017 года № 1248 «Об утверждении федерального государствен­
ного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 13.03.02 Электрические станции, сети и системы»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
01сентября 2022 года № 796 «О внесении изменений в федеральные государ­
ственные образовательные стандарты среднего профессионального образо­
3

вания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11
октября 2022 года, регистрационный № 70461)
Приказ Министерства образования и науки Республика Бурятия
от 26 января 2023 г. N 119 "Об утверждении методических рекомендаций по
обновлению основных образовательных программ среднего профессиональ­
ного образования в соответствии с потребностями работодателей, включая
формирование дополнительных компетенций"
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. N
762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образователь­
ной деятельности по образовательным программам среднего профессиональ­
ного образования"
Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных
программ среднего профессионального образования, проведения их экспер­
тизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 08ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России №
390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе
с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера­
ции от 6 июля 2015 г. № 428н «Об утверждении профессионального стандар­
та «Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудова­
ния тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 24 июля 2015 г., регистрационный № 38254);
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федера­
ции от 05 октября 2015 г. № 690н «Об утверждении профессионального
стандарта «Работник по эксплуатации электротехнического оборудования
тепловой электростанции» (зарегистрирован Министерством юстиции Рос­
сийской Федерации 05 ноября 2015 г., регистрационный № 39602);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 октября
2022 г. N 605н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи"
(Зарегистрировано
в
Минюсте
РФ
31
октября
2022 г.
Регистрационный N 70768)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 августа
2021 г. N 611н"Об утверждении профессионального стандарта "Работник по
обслуживанию
оборудования
подстанций
электрических
сетей"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 октября 2021 г. Регистрационный
N 65260)
1.3.

Цель ППССЗ по специальности
4

Цель ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы является развитие у обучающихся личностных качеств, а также
формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соот­
ветствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, а также удо­
влетворение потребностей общества в фундаментально образованных и гар­
монично развитых специалистах, владеющих современными технологиями в
области соответствующей профессиональной деятельности.

1.4. Срок освоения ППССЗ по специальности
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик
Получение образования по специальности: допускается только в
профессиональной образовательной организации.
Формы обучения: заочное.
Объем
программы
по
освоению
программы
среднего
профессионального образования на базе среднего общего образования: 4464
академических часов.
Таблица 1
Уровень образования, необ­ Наименование квалифика­ Срок получения СПО по
ходимый для приема на ции
ППССЗ базовой подготовки
в заочной форме получения
базовой подготовки
обучение по ППССЗ
образования
3 года 10 месяцев
основное общее образование Техник-электрик
Срок получения образования по образовательной программе, реализу­
емой в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой
образовательной технологии конструирования образовательных программ
среднего профессионального образования в рамках федерального проекта
«Профессионалитет», а так же объём такой образовательной программы мо­
гут быть уменьшены с учетом соответствующей ОПОП, но не более чем на
40 процентов от срока получения образования и объема образовательной
программы, установленных ФГОС СПО, за исключением срока получения
образования и объема образовательной программы, отведенных на получение
среднего общего образования в пределах образовательной программы
1.5. Объем ППССЗ:
Трудоемкость ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические
станции, сети и системы (базовой подготовки) на базе среднего общего
образования составляет 199 недель._________________________________
часы
Учебные циклы
Количество
недель
110
2334
Самостоятельное изучение
Лабораторно - экзаменационная сессия
18
640
5

Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулярное время

9 1/2
18 1/2
4
6
33
199

342
666
144
122
216
4464

1.6. Требования к абитуриенту:
Основные требования к абитуриенту устанавливаются Правилами
приема на обучение по программам СПО ГБПОУ «Гусиноозерского энерге­
тического техникума», по образовательным программам среднего професси­
онального образования, в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образова­
нии в Российской Федерации»;
-

Приказами Министерства образования и науки Российской Феде­
рации о утверждении Порядка приема на обучение по программам среднего
профессионального образования.
Прием на ППССЗ по специальности 13.02.03 Электрические станции,
сети и системы осуществляется при наличии у абитуриента документа о
среднем общем образовании.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯ­
ТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
2.1.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников:
20
Электроэнергетика
2.2 Виды профессиональной деятельности выпускника
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: Техник-электрик.
Соответствие
профессиональных
модулей
присваиваемым
квалификациям:
Наименование квалификации(й) специали­
ста среднего звена
Наименование основных видов
Наименование
техник-электрик
деятельности
профессиональных
модулей
осваивается
Обслуживание электрооборудова­ ПМ.01 Обслуживание
ния электрических станций, сетей электрооборудования
и систем
электрических станций,
сетей и систем
осваивается
Техническая эксплуатация
ПМ.02 Техническая экс­
электрооборудования электриче­
плуатация электрообору­
ских станций, сетей и систем
дования электрических
станций, сетей и систем
осваивается
ПМ.03 Контроль и управКонтроль и управление техноло6

гическими процессами

ление технологическими
процессами
Диагностика состояния
ПМ.04 Диагностика со­
электрооборудования электриче­
стояния электрооборудо­
вания электрических
ских станций, сетей и систем
станций, сетей и систем
ПМ.05Организация
и
Организация и управление произ­
водственным подразделением
управление производ­
ственным подразделением
Техническое обслуживание слож­ ПМ.06 Техническое об­
ного электрооборудования элек­
служивание сложного
трических станций, сетей и систем электрооборудования
электрических станций,
сетей и систем
Выполнение работ по одной или
ПМ Выполнение работ по
нескольким профессиям рабочих, одной или нескольким
должностям служащих (приложе­ профессиям
ние № 2 к настоящему ФГОС
СПО).

осваивается

осваивается
не осваивается

Осваивается одна или не­
сколько квалификаций ра­
бочих:
19929 Электрослесарь по
Электрооборудования;
19848 Электромонтер по
электрооборудования
электростанций.

Код
компет
енции

3. КОМПЕТЕНЦИИ,ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ
3.1 Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Знания, умения

распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

Умения:

7

Знания: актуальный профессиональный и социальный

ОК 02

ОК 03

контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Использовать
Умения: определять задачи для поиска информации;
современные
определять необходимые источники информации;
средства поиска,
планировать процесс поиска; структурировать
анализа и
получаемую информацию; выделять наиболее
интерпретации
значимое в перечне информации; оценивать
информации и
практическую значимость результатов поиска;
информационные
оформлять результаты поиска
технологии для
выполнения задач
применять средства информационных технологий для
профессиональной
решения профессиональных задач; использовать
деятельности
современное программное обеспечение
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Планировать и
Умения:
определять актуальность нормативно­
реализовывать
правовой
документации
в
профессиональной
собственное
деятельности;
применять современную научную
профессиональное и профессиональную терминологию; определять и
личностное
выстраивать траектории профессионального развития
развитие,
предпринимательску и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
ю деятельность в
профессиональной
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в
сфере, использовать профессиональной деятельности; оформлять бизнес­
знания по
план; рассчитывать размеры выплат по процентным
финансовой
ставкам кредитования; определять инвестиционную
грамотности в
привлекательность коммерческих идей в рамках
различных
профессиональной деятельности; презентовать бизнес­
жизненных
идею; определять источники финансирования
ситуациях

8

содержание актуальной нормативно­
правовой документации; современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес­
планов;
порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
Эффективно
взаимодействовать и взаимодействовать с коллегами,
руководством,
работать в
клиентами в ходе профессиональной деятельности
коллективе и
Знания:
психологические основы деятельности
команде
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Осуществлять
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
устную и
документы по профессиональной тематике на
письменную
государственном языке, проявлять толерантность в
коммуникацию на
рабочем коллективе
государственном
Знания: особенности социального и культурного
языке Российской
Федерации с учетом контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
особенностей
социального и
культурного
контекста
Проявлять
Умения: описывать значимость своей специальности;
гражданско­
применять стандарты антикоррупционного поведения
патриотическую
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позицию,
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
демонстрировать
профессиональной деятельности по специальности;
осознанное
антикоррупционного
поведения
и
поведение на основе стандарты
последствия его нарушения
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
Умения:
соблюдать
нормы
экологической
сохранению
безопасности;
определять
направления
окружающей среды, ресурсосбережения в рамках профессиональной
ресурсосбережению, деятельности по специальности
Знания:

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

9

ОК 08

ОК 09

применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
Использовать сред­
ства
физической
культуры для сохра­
нения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и под­
держания необходи­
мого уровня физиче­
ской подготовленно­
сти

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

Знания: правила экологической безопасности при

ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

использовать
физкультурно­
оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей; применять рациональные
приемы двигательных функций в профессиональной
деятельности; пользоваться средствами профилактики
перенапряжения,
характерными
для
данной
специальности
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
Умения:

10

3.2Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности

ВД.01 Обслужива­
ние электрообору­
дования электриче­
ских станций, сетей
и систем

Показатели освоения компетенции

Код и наименование
компетенции

ПК 1.1. Проводить
техническое обслу­
живание электрообо­
рудования

Практический опыт:

- выполнении переключений;
- определении технического состояния электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:

- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче­
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра­
боты электрооборудования;
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- восстанавливать электроснабжение потребителей;
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта определять состав и последовательность
необходимых действий при выполнении работ;
Знания:

- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- особенности принципов работы нового оборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного
из работы;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ре­
монтные работы;
- мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;
- оборудование и оснастка для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений применяемые при обслужива­
нии электрооборудования
ПК 1.2. Проводить
профилактические
осмотры электрообо-

Практический опыт:

- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
2

рудования

- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:

- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче­
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра­
боты электрооборудования;
Знания:

- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
ПК 1.3. Проводить
работы по монтажу и
демонтажу электро­
оборудования

Практический опыт:

- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:

- выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
Знания:

- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;
ПК 1.4. Проводить
наладку и испытания
электрооборудования

Практический опыт:

- определении технического состояния электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;
- контроле параметров работы закрепленного электротехнического оборудования, механизмов и
устройств;
Умения:

- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку электрооборудования;
Знания:

- способы определения работоспособности оборудования;
- основные виды неисправностей электрооборудования;
- безопасные методы работ на электрооборудовании;
- сроки испытаний защитных средств и приспособлений;
- причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ре3

монтные работы;
ПК 1.5. Оформлять
техническую
доку­
ментацию по обслу­
живанию электрообо­
рудования

Практический опыт:

- определении технического состояния электрооборудования;
Умения:

- составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;
Знания:

- правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудова­
ния;
ПК 1.6. Сдавать и Практический опыт:
принимать из ремонта - сдаче и приемке из ремонта электрооборудования;
электрооборудование Умения:
- проводить контроль качества ремонтных работ;
- проводить испытания электрооборудования из ремонта;
Знания:

- виды неисправностей электрооборудования;
- способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из
работы;
ВД.02 Техническая
эксплуатация элек­
трооборудования
электрических стан­
ций, сетей и систем

ПК 2.1. Контролиро­
вать работу основно­
го и вспомогательно­
го оборудования

Практический опыт:

- производстве включения в работу и останова оборудования;
- контроле работы устройств релейной защиты, электро-автоматики, дистанционного управления
и сигнализации;
Умения:

- контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;
- определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;
- применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования
подстанций;
Знания:

- назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
- допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
- инструкции по эксплуатации оборудования;
- порядок действий по ликвидации аварий;
- схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического оборудования ТЭС;
- способы определения характерных неисправностей и повреждений электрооборудования и
устройств;
4

- нормы испытаний силовых трансформаторов;
ПК 2.2. Выполнять
режимные переклю­
чения в энергоуста­
новках

Практический опыт:

- оперативных переключениях;
- аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или людям угрожает
опасность;
Умения:

- проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;
Знания:

- схемы электроустановок;
- назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
ПК 2.3. Оформлять
техническую документацию по эксплу­
атации электрооборудования

Практический опыт:

- оформлении оперативно-технической документации;
Умения:

- составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
Знания:

- правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования;
ВД.03 Контроль и
управление техно­
логическими процессами

ПК 3.1. Контролиро­
вать и регулировать
параметры производства электроэнергии

Практический опыт:

- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
Умения:

- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон­
троля;
- определять выработку электроэнергии;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации
Знания:

- принцип работы автоматических устройств управления и контроля;
- категории потребителей электроэнергии;
- технологический процесс производства электроэнергии;
- параметры режимов работы электрооборудования;
ПК 3.2. Контролиро­ Практический опыт:
вать и регулировать - обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
5

параметры передачи электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;
электроэнергии
- оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;
- регулировании напряжения на подстанциях;_________________________________________
Умения:

- контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;
- осуществлять оперативное управление режимами передачи;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон­
троля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации____________
Знания:

- способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;
- методы регулирования напряжения в узлах сети;
- допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;
- параметры режимов работы электрооборудования;____________________________________
ПК 3.3. Контролиро­
вать распределение
электроэнергии
и
управлять им

Практический опыт:

- обслуживании систем контроля и управления производства, передачи и распределения
электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;______________
Умения:

- включать и отключать системы контроля управления;
- обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления,
автоматических устройств регуляторов;
- измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;
- пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами кон­
троля;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
- контролировать состояние релейной защиты, электроавтоматики и сигнализации;___________
Знания:

- инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей; опе­
ративные схемы сетей;
- параметры режимов работы электрооборудования;____________________________________
6

ПК 3.4. Оптимизиро­
вать технологические
процессы в соответ­
ствии с нагрузкой на
оборудование

Практический опыт:

- соблюдении порядка выполнения оперативных переключений;
- регулировании параметров работы электрооборудования;
Умения:

- обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;
- определять экономичность работы электрооборудования применять современные средства
связи;
Знания:

- оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами;
ПК 3.5. Определять
технико­
экономические пока­
затели
работы
электрооборудования

Практический опыт:

- расчете технико-экономических показателей;
Умения:

- определять показатели использования электрооборудования;
Знания:

- методы расчета технических и экономических показателей работы;
ВД.04 Диагностика
состояния электро­
оборудования элек­
трических станций,
сетей и систем

ПК 4.1. Определять
причины неисправно­
стей и отказов элек­
трооборудования

Практический опыт:

- устранении и предотвращении неисправностей оборудования; оценке состояния электрообору­
дования;
Умения:

- пользоваться средствами и устройствами диагностирования; составлять документацию по ре­
зультатам диагностики;
Знания:

- основные неисправности и дефекты оборудования;
- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- сведения по сопротивлению материалов;
- признаки и причины повреждений электрооборудования. правила и нормы испытания изоля­
ции электротехнического оборудования;
- способы определения и устранения характерных неисправностей электротехнического обору­
дования и устройств;
ПК 4.2. Планировать Практический опыт:
работы по ремонту - определении ремонтных площадей;
электрооборудования - определении сметной стоимости ремонтных работ;
- выявлении потребности запасных частей, материалов для ремонта;
7

Умения:

- определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;
- составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие
графики движения ремонтного персонала;
- рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;
Знания:

- методы и средства, применяемые при диагностировании;
- годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;
- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида,
численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристи­
ки ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
ПК 4.3. Проводить и Практический опыт:
контролировать ре­ - проведении особо сложных слесарных операций;
- применении специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки,
монтные работы
средств измерений и испытательных установок;
Умения:

- проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по резуль­
татам оценок;
- применять методы устранения дефектов оборудования;
- проводить текущие и капитальные ремонты по типовой номенклатуре;
- проводить послеремонтные испытания;
- контролировать технологию ремонта;
- выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;
Знания:

- периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;
- нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида,
численности ремонтных рабочих и т.п.
- особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристи­
ки ремонтируемого оборудования;
- порядок организации производства ремонтных работ;
8

ВД.05 Организация и
управление произ­
водственным
под­
разделением

ПК 5.1. Планировать
работу
производ­
ственного подразде­
ления

Практический опыт:

- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участ­
ком;
Умения:

- анализ результатов работы коллектива в заданной ситуации;
- подготавливать резюме и составлять анкету о приёме на работу;
Знания:

- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.2. Проводить
инструктажи и осу­
ществлять
допуск
персонала к работам

Практический опыт:

- разработке должностной инструкции производственного персонала энергопредприятия;
- оформлении наряда-допуска на производство работ в действующих электроустановках;
Умения:

- проведение инструктажа на производство работ;
Знания:

- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.3. Контролиро­
вать состояние рабо­
чих мест и оборудо­
вания на участке в
соответствии с требо­
ваниями охраны тру­
да

Практический опыт:

- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участ­
ком;
Умения:

- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:

- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования;
ПК 5.4. Контролиро­
вать выполнение тре­
бований пожарной
безопасности

Практический опыт:

- анализе сильных и слабых сторон энергетического подразделения;
- построении организационной структуры управления энергопредприятием или его участ­
ком;
9

Умения:

- выбирать оптимальное решение в заданной нестандартной (аварийной) ситуации;
Знания:

- оформление распоряжения на производство работ, утверждение перечня работ, выполняемых в
порядке эксплуатаций;
- расчет показателей состояния рабочих мест и оборудования.
ВД.06 Техническое
обслуживание слож­
ного электрообору­
дования электриче­
ских станций, сетей
и систем

ПК 6.1. Осуществлять
наладку, регулировку
и проверку сложного
электрооборудования
электрических стан­
ций, сетей и систем

Практический опыт:

- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:

- обеспечивать бесперебойную работу сложного электрооборудования станций, сетей;
- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
Знания:

- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрообору­
дования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслужи­
вании сложного электрооборудовании;
ПК 6.2. Организовы­
вать и выполнять тех­
ническое обслужива­
ние сложного элек­
трооборудования
электрических стан­
ций, сетей и систем

Практический опыт:

- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:

- выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения, оценивать техниче­
ское состояние, отклонения и возможные факторы, приводящие к отклонению от нормальной ра­
боты сложного электрооборудования;
- выполнять работы по монтажу и демонтажу сложного электрооборудования;
Знания:

- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы сложного электрообору­
дования;
- основные виды неисправностей сложного электрооборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
- приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслужи­
вании сложного электрооборудовании;
10

ПК 6.3. Осуществлять
испытания
нового
сложного
электро­
оборудования элек­
трических станций,
сетей и систем

Практический опыт:

- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:

- проводить испытания и наладку сложного электрооборудования;
- проводить испытание нового сложного электрооборудования;
Знания:

- особенности принципов работы нового сложного оборудования;
- средства, приспособления для монтажа и демонтажа сложного электрооборудования;
ПК 6.4. Вести отчет­
ную документацию
по испытаниям ново­
го сложного электро­
оборудования элек­
трических станций,
сетей и систем
Выполнение работ
по одной или не­
скольким професси­
ям рабочих, должно­
стям служащих1

Электрослесарь
по
ремонту
электрооборудования
электростанций

Практический опыт:

- определении технического состояния сложного электрооборудования;
- осмотре, определении и ликвидации дефектов и повреждений сложного электрооборудования;
Умения:

- составлять технические отчеты по обслуживанию сложного электрооборудования;
Знания:

- правила оформления технической документации в процессе обслуживания сложного электро­
оборудования;
Практический опыт:

- выполнения отдельных несложных работ по ремонту электрооборудования;
- выполнения простейших измерений;
- выполнения работ по осмотру и техническому обслуживанию электрического оборудования.
Умения:

- выполнять чистку контактов и контактных поверхностей;
- выполнять очистку электрооборудования с частичной разборкой, промывкой и протиркой дета­
лей;
- подключать и отключать электрооборудование и выполнять простейшие измерения;
- работать электроинструментом;
- правильно организовывать и содержать рабочее место, экономно расходовать материалы, ин­
струмент и электроэнергию;
- производить расчет электрического оборудования;
- выполнять отдельные несложные работы по обслуживанию электрооборудования под руковод­
ством электромонтера более высокой квалификации;
Программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно

11

- прокладывать установочные провода и кабели;
- выполнять простые слесарные и монтажные работы при ремонте электрооборудования;
- выполнять монтаж и ремонт распределительных коробок, клеммников, предохранительных
щитков и осветительной арматуры;
- выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением до 1000 В;
- выполнять такелажные работы с применением простых грузоподъемных средств и кранов,
управляемых с пола;
- выполнять проверку и измерения мегомметром сопротивления изоляции распределительных
сетей, статоров и роторов электродвигателей, обмоток трансформаторов, вводов и выводов кабе­
лей;
- организовывает обслуживание и ремонт электрического оборудования;
- пользуется оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта;
- соблюдает правила безопасности, противопожарные правила.
Знания:

-классификацию, конструкции, технические характеристики и области применения электриче­
ского оборудования;
- наименование, назначение и правила пользования применяемым рабочим и контрольно­
измерительным инструментом и основные сведения о производстве и организации рабочего ме­
ста;
- типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте
и испытаниях электрического оборудования;
- прогрессивные технологии ремонта электрического оборудования;
- устройство и принцип работы электродвигателей, генераторов, трансформаторов, коммутаци­
онной и пусковой аппаратуры, аккумуляторов и электроприборов;
- методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния электрического обо­
рудования;
- правила и способы монтажа и ремонта электрооборудования в объеме выполняемых работ;
- приемы и способы замены, сращивания и пайки проводов низкого напряжения;
- приемы и последовательность производства такелажных работ;
- порядок организации ремонта электрического оборудования;
- основные виды электрических материалов, их свойства и назначение;
- правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;
- способы монтажа и наладки приборов автоматизации;
- правила техники безопасности и электробезопасности при обслуживании электроустановок в
12

объеме квалификационной группы 2
Электромонтер
по
обслуживанию элек­
трооборудования
электростанций

Практический опыт:

- проведения работ по обслуживанию и обеспечению бесперебойной и экономичной работы
электрооборудования электростанций;
Умения:

- обслуживания электрооборудования электростанции и обеспечения его бесперебойной и эко­
номичной работы.
- обеспечения контроля за состоянием релейной защиты, дистанционного управления, сигнали­
зации и электроавтоматики.
- проведения оперативных переключений в распределительных устройствах.
- перевода генераторов с водородного охлаждения на воздушное и наоборот.
- проверки мегомметром состояния изоляции электрооборудования.
- проведения измерений электрических параметров электроизмерительными клещами.
- выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.
- ликвидация аварийных ситуаций на электрооборудовании.
- вывода электрооборудования в ремонт, подготовки рабочих мест и допуск рабочих для произ­
водства ремонтных или наладочных работ и ввода оборудования в работу.
Знания:

- назначения и устройства электрооборудования;
- электрических схем распределительных устройств электростанции;
- устройства и назначения средств измерений электрических параметров, выпрямителей пере­
менного тока, установок тока высокой частоты; назначение, принцип действия и схемы релейной
защиты, электроавтоматики, сигнализации;
- способы обнаружения мест повреждения электрооборудования;
- расположение и технические характеристики основного и вспомогательного оборудования
электростанции;
- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
- технологии энергосбережения;
- основы электротехники;
-элементарные основы теплотехники.

13

4.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОР
ГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ППКРС
4.1. Календарный учебный график
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.2. Учебный план
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных мо­
дулей
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378 4.4.
Ра­
бочие программы учебной и производственной практик
https://gusteh.profiedu.ru/org-info/education-annotation?id=378
5. PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ
5.1. Кадровое обеспечение
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих стаж
работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна
отвечать
квалификационным
требованиям,
указанным
в
профессиональном
стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального
образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование
по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
ставок),
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 20 Электроэнергетика, в общем числе
педагогических
работников, обеспечивающих
освоение
обучающимися

14

профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее
25 процентов.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Библиотечный фонд образовательной организации должен имеет уком­
плектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая
учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно
печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю)
на одного обучающегося.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права од­
новременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (элек­
тронной) библиотеке.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
5.3. Материально-техническое обеспечение
5.3.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими
средствами
обучения
и
материалами,
учитывающими
требования
международных стандартов.
Кабинеты:
Г уманитарных дисциплин
Истории
Психологии общения
Иностранного языка
Математики
Инженерной графики
Экологии природопользования
Материаловедения
Метрологии, стандартизации и сертификации
Охраны труда
Технической механики
Электротехники и электроники
Информационных технологий в профессиональной деятельности

15

-

Безопасности жизнедеятельности
Основ экономики

Лаборатории:
Электротехники и электроники
Эксплуатации и ремонта электрических станций, сетей и систем
Электрооборудования электрических станций, сетей и систем
Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем
Электрических машин и трансформаторов
Технической механики
Мастерские:
Слесарно-механическая
Электромонтажная
Полигоны:
-

Электрооборудования станций и подстанций

Спортивный зал
Залы:
Читальный зал с выходом в Интернет
Библиотека
5.3.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной
и
междисциплинарной
подготовки,
лабораторной,
практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально­
технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория Элект рот ехники и электроники:
-

комплект учебно-методической документации;

-

образцы измерительных приборов;

-

схемы по автоматизированным системам управления;

16

лабораторные стенды по измерительной технике, для изучения цепей
постоянного тока, цепей переменного тока, проведению электроизмерений и др.;
-

цифровые осциллографы по типу АКИП 4115/2А.

рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения
работ бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория
Эксплуат ации
и рем онт а
электрооборудования
элект рических ст анций, сетей и сист ем:
комплект учебно-методической документации;
лабораторный стенд для исследования режимов работы нейтралей
трансформаторов;
лабораторный стенд по типу «Распределительные сети систем
электроснабжения» для измерения показателей качества электрической энергии
и изучения регулирования напряжения путем поперечной и продольной
компенсации реактивной мощности с помощью конденсаторной батареи;
лабораторные стенды и установки для измерения сопротивления
электрооборудования, измерения сопротивления заземляющего устройства,
измерения переходного сопротивления контактов, определения места
повреждения в кабельной линии, определения распределения напряжения по
гирлянде изоляторов, измерения емкости, коэффициента абсорбции изоляции,
тангенса угла диэлектрических потерь жидкого диэлектрика, вводов
трансформаторов и коммутационных аппаратов;
испытательные установки повышенного напряжения;
установки постоянного и переменного тока для определения
пробивного напряжения твердых диэлектриков;
образцы диэлектриков;
тренажеры или стенды по оперативным переключениям и по
отработке действий персонала при ликвидации аварий;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим
током;
оперативная документация;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов. Рабочие места по количеству обучающихся.
Лаборатория Электрооборудования элект рических ст анций, сетей и
сист ем :
комплект учебно-методической документации;
действующие коммутационные аппараты: разъединители внутренней
и наружной установки, короткозамыкатель, отделитель, выключатели масляные
с электромагнитным и ручным приводом, выключатели электромагнитный и ва­
куумный;
промышленные образцы электрооборудования: предохранители
напряжением выше 1 кВ, ограничители перенапряжений, вентильный разрядник;
промышленные образцы измерительных трансформаторов тока и
17

напряжения;
макеты воздушных и элегазовых выключателей;
лабораторные стенды для проведения исследований генераторов по­
стоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, двигателей постоян­
ного тока параллельного и смешанного возбуждения, трехфазного синхронного
генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкну­
тым ротором;
лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации
и групп соединения обмоток трансформатора;
каталоги, плакаты, планшеты и нормативная документация;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим то­
ком;
документацией по технике безопасности;
приборы и устройства для определения уровня освещенности по­
верхности, прозвонки жил кабеля и их маркировки.
Рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения
работ бригадным методом по 3-4 человека.
Лаборатория Релейной защ иты, автоматики электроэнергетических
систем.
комплект учебно-методической документации;
образцы реле и аппаратуры вторичной коммутации;
схемы релейной защиты;
лабораторные стенды по релейной защите по типу: «Исследование
схем соединения обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание
электромагнитных реле тока и напряжения», «Испытание промежуточных,
указательных реле и реле времени», «Настройка уставок и проверка работы
ступенчатой токовой защиты линии», «Испытание направленной максимальной
токовой защиты на постоянном оперативном токе», «Настройка и проверка
работы дифференциальной поперечной зашиты линий», «Испытание защиты
кабельной линии от замыканий на землю», «Испытание дифференциального
реле РНТ-565», «Проверка работы дифференциальной защиты трансформатора»,
«Настройка и проверка работы защиты асинхронного двигателя от КЗ и
перегрузок»;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов.
- рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека;
Лаборатория Элект рических м аш ин и трансформаторов.
комплект учебно-методической документации, лабораторные стенды для
проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и сме­
шанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и смешанно­
го возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя,
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, лабораторный стенд для
18

определения коэффициента трансформации и групп соединения обмоток транс­
форматора, макеты, каталоги и промышленные образцы электрооборудования,
плакаты, планшеты и нормативная документация, средства индивидуальной за­
щиты от поражения электрическим током, документация по технике безопасно­
сти, рабочие места по количеству обучающихся, с учетом выполнения работ
бригадами по 3-4 человека.
Лаборатория Технической механики.
1.
Универсальная испытательная машина УММ-5;2. Машина разрывная Р
5;
3. Машина для испытаний на кручение;
4. Тензометры рычажные;
5. Приспособление для испытаний на сжатие (шаровая опора) для установ­
ки на универсальной испытательной машине;
6. Индикаторный угломер для установки на образец при испытаниях на
кручение;
7. Измерительные инструменты
8. Плакаты;
9. Оверхед - проектор и компьютер.
Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарно-механическая»
Оборудование Слесарно-механической мастерской и рабочих мест ма­
стерской:
верстак слесарный, оборудованный тисами и защитным экраном.
Количество рабочих мест не менее 15;
станки настольно-сверлильные, заточные и т.д. Количество не менее
1
станка каждого вида;
набор слесарных и измерительных инструментов, приспособления
для
правки и рихтовки (не менее 15 комплектов);
заготовки для выполнения слесарных работы;
технологические карты выполнения работ;
набор плакатов.
Мастерская «Электромонтажная»
Оборудование Электромонтаж ной мастерской и рабочих мест мастер­
ской:
рабочее место слесаря (верстак, тиски);
электрофицированные стенды;
электротельфер г/п 2 тн;
рабочие места для пайки;
инверторный сварочный аппарат;
станок сверлильный;
станок наждачный;
19

электрогенератор;
приточно-вытяжная вентиляция;
коммутационные аппараты до 1000В (предохранители, рубильники,
пакетные переключатели, кнопочные станции, контакторы и магнит­
ные
пускатели, автоматические выключатели);
стенды-тренажеры для выполнения электромонтажных работ;
образцы проводов и кабелей;
осветительные установки различного вида;
сварочная установка;
распределительные щиты;
электромонтажный инструмент и приспособления;
средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током,
документация по технике безопасности.
Полигон Электрооборудования ст анций и подст анций:
опоры железобетонные с линией электропередачи 10 кВ; 0,4 кВ;
комплектная трансформаторная подстанция КТП 10/0,4 кВ;
линейный разъединитель 10 кВ;
силовой трансформатор ТМ-6300/10;
траверсы;
изоляторы.
Оснащение рабочего м ест а для проведения демонстрационного экзамена
по т иповому заданию.
1. Бланки наряда-допуска.
2. Маломасляный выключатель ВМП-10П.
3. Разъединитель РЛНД-10 -1З (с приводом).
4. Спецодежда - термостойкий костюм.
5. Защитные средства (перчатки, каска).
6. Диэлектрический коврик.
7. Изолирующие клещи.
Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учеб­
ную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образова­
тельной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных со­
держанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и
инструментов, используемых при проведении чемпионатов Профессионалы и
указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации.

20

Производственная практика реализуется в организациях электро- и тепло­
энергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в про­
фессиональной области в деятельности 20 Электроэнергетика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессио­
нальной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессио­
нальными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных про­
граммой, с использованием современных технологий, материалов и оборудова­
ния.
Практика является обязательным разделом ООП. Она представляет собой
вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, разви­
тие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗА­
ЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕСОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНШКОВ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИ­
ТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Условия
организации
воспитания определяются
образовательной
организацией.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разраба­
тываемых и утвержденных с учетом включенных в примерную основную обра­
зовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерно­
го календарного плана воспитательной работы
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для
реализации
Программы
определены
следующие
формы
воспитательной работы с обучающимися:
информационно-просветительские
занятия
(лекции, встречи,
совещания, собрания и т.д.)
массовые и социокультурные мероприятия;
спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
психолого-педагогические
тренинги
и
индивидуальные
консультации;
научно-практические
мероприятия
(конференции,
форумы,
олимпиады, чемпионаты и др);
профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер­
классы, квесты, экскурсии и др.);
опросы, анкетирование, социологические исследования среди обу­
чающихся.

21

Цель рабочей программы воспитания - личностное развитие обучающихся
и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к
общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения
сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих на практике.
Задачи:
формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
https://gusteh.profiedu.ru/sveden/education
7.
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ППССЗ
7.1.Программа государственной итоговой аттестации
Г осударственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего
курса обучения по направлению подготовки специалистов среднего звена
13.03.02 Электрические станции, сети и системы. В ходе ГИА оценивается сте­
пень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям
ФГОС.
«ГИА проходится в форме демонстрационного экзамена и защиты ди­
пломного проекта (работы).
Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего
звена, сдают демонстрационный экзамен и выполняют дипломный проект (рабо­
ту). Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (рабо­
ты) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП».
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации.
При проведении демонстрационного экзамена в составе ГЭК создается
экспертная группа из числа лиц, приглашенных из сторонних организаций и об­
ладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответ­
ствующей профессии или специальности среднего профессионального образова­
ния или укрупненной группы профессий и специальностей, по которой прово­
22

дится демонстрационный экзамен (далее соответственно - экспертная группа,
эксперты).
Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с использованием
единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оце­
ночной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее - оце­
ночные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой ему органи­
заций (далее - оператор)».
Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе
не явившимся по уважительной причине для прохождения одного из аттестаци­
онных испытаний, предусмотренных формой ГИА (далее - выпускники, не про­
шедшие ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти
ГИА, в том числе не пройденное аттестационное испытание (при его наличии),
без отчисления из образовательной организации».
Фонд оценочные средства для проведения ГИА
https://gusteh.profiedu.ru/7section id=5888
8.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ППССЗ
Переход к компетентностной модели предусматривает участие работода­
телей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле качества
ее освоения.
При разработке ППКРС техникум учитывает запросы работодателей:
ведущие специалисты работодателей привлекаются в качестве вне­
штатных экспертов программ государственной итоговой аттестации и промежу­
точной аттестации, для согласования фондов оценочных средств промежуточной
аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой ат­
тестации;
представители работодателей привлекаются в качестве внешних экс­
пертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся по профессио­
нальным модулям;
с представителями работодателей согласовывается программа госу­
дарственной итоговой аттестации. Представители работодателей включаются в
состав Государственной экзаменационной комиссии;
по согласованию с работодателями формируется вариативная часть;
работодатели предоставляют производственную базу для организа­
ции и проведения всех видов практик, дают характеристики обучающимся после
прохождения практики.
9.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С OB3
Содержание среднего профессионального образования и условия органи­
зации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья опре-

23

деляются адаптированной образовательной программой. Обучение по образова­
тельным программам среднего профессионального образования обучающихся в
ГБПОУ «ГЭТ» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осу­
ществляется на основе образовательных программ среднего профессионального
образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обу­
чающихся.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».