М и н и с т е р с т в о о б р а зо в а н и я и н а у к и Р е с п у б л и к и Б у р я т и я Г Б П О У « Г у с и н о о зе р с к и й э н е р г е т и ч е с к и й те х н и к у м » П олож ение по видам деятельн ости 3.7. С о ц и а л ь н а я п о д д е р ж к а о б у ч а ю щ и х с я и с о т р у д н и к о в С К -П В Д -3 .7.-23 П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У « Г у с и н о о зе р с к и й э н е р г е т и ч е с к и й те х н и к у м » О Социально-психологической службе в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Гусиноозерск, 2023 г. М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия i(± i i l i Ш счгэт / Э к зем пляр СК-ПВД-3.7.-23 Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м » лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 2 и № I. 1.1. Общие положения Положение о социально - психологической службе (в дальнейшем СПС) разработано в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее ГЭТ техникум). 1.2. Настоящее положение регулирует деятельность социально - психологической службы в ГБПОУ «ГЭТ». Социально - психологическая служба является одним из структурных компонентов целостной системы образовательной деятельности техникума, который обеспечивает социальнопсихологическое сопровождение образовательного процесса. 1.3. Социально-психологическая служба является структурным подразделением техникума, которое обеспечивает социально-психологическое сопровождение образовательного процесса. II. 2.1. Цели и задачи социально - психологической службы Целью деятельности социально - психологической службы является личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в техникуме, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и социализации обучающихся. 2.2. являются: Задачами деятельности социально - психологической службы М инистерство образования и науки Республики Бурятия i(± i i l i Ш счгэт / Экземпляр № СК-ПВД-3.7.-23 ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум» лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 3 ii - обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности обучающегося, ее социализации и профессионального становления; - обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности обучающегося, ее социализации и профессионального становления; - осуществление профилактики возникновения социально психологической дезадаптации, создание правового пространства техникума; - адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи; - обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной среды; - помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о естественных склонностях и способностях ребёнка; - осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации; - содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи; - оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и среде техникума; М инистерство образования и науки Республики Бурятия i(± i i l i Ш счгэт / Экземпляр № - СК-ПВД-3.7.-23 ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум» лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 4 ii проведение консультативно-просветительской работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей; III. Основные направления и функции социально-психологической службы: 3.1. профилактическая работа: • ведение работы по созданию в педагогическом и студенческом коллективах оптимального психологического климата; • ведение работы по пропаганде психологических знаний среди педагогов, обучающихся и их родителей, в том числе по вопросам психогигиены и психоадаптации; • изучение жилищно-бытовых условий в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; 3.2. диагностическая работа: • ведение индивидуальной психодиагностической работы в и интересах групповой обеспечения учебно воспитательного процесса в техникуме с учетом данных ежегодного медицинского осмотра обучающихся; • выявление обучающихся с асоциальным поведением, установление причин такого поведения; 3.3. развивающая и коррекционная работа: • ведение психокоррекционной работы в целях личностного развития обучающихся; • составление реабилитационных программ на период обучения; консультационная работа: М инистерство образования и науки Республики Бурятия Ш счгэт • ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум» лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 5 ii / Экземпляр № психологическое педагогов, обучающихся, педагогической и социальной • создания • СК-ПВД-3.7.-23 консультирование и их родителей по вопросам возрастной, психологии; благоприятного семейного микроклимата; психологическое консультирование администрации по вопросам психологии управления учебно-воспитательным процессом; • оказание помощи учащимся, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; 3.4. социально - диспетчерская деятельность: • их обеспечение родителей, помощью, обучающихся педагогов, и администрации социально-психологической выходящей за рамки профессиональной компетентности специалистов социально - педагогической службы. IV. Структура и регламент работы социально психологической службы. 4.1. педагог, В состав Службы входят: психолог, социальный заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители (при необходимости), которые работают в соответствии со своими функциональными обязанностями, утвержденными в установленном порядке. 4.2. Непосредственное руководство работой Службы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе техникума, по текущим вопросам работу курирует социальный педагог техникума. Функциональные обязанности Руководитель СПС - организует работу службы; - обеспечивает систематичность заседаний СПС; М инистерство образования и науки Республики Бурятия Ш счгэт / Экземпляр № СК-ПВД-3.7.-23 ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум» лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 6 ii - формирует состав участников для очередного заседания; - формирует состав обучающихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание; - координирует связи с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы; - контролирует выполнение рекомендаций СПС. Педагог-психолог техникума Главной задачей педагога-психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самоорганизации и саморазвитию. Работа педагога психолога осуществляется по следующим основным направлениям: -психопрофилактика; -психодиагностика; -психологическое консультирование; -психокоррекция и развитие. Социальные педагоги - дает информацию социального характера о семьях обучающихся; - предоставляет информацию о социально - педагогической ситуации в техникуме - устанавливает причины отклоняющегося поведения детей и подростков, причины социального неблагополучия семьи; - прогнозирует, на основе анализа социально - педагогической ситуации, процесс воспитания и развития личности; М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия i(± i i l i Ш счгэт / f Э к зем пляр СК-ПВД-3.7.-23 Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м » лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 7 ii № - формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде; - лично участвует в проведении межведомственных рейдов по профилактике безнадзорности и правонарушений и привлекает к этой работе кураторов группы; - проводит индивидуальное и групповое консультирование участников образовательного процесса по социально - правовым вопросам, правилам поведения и т. д; - осуществляет взаимодействие с ОВД города; - проводит профилактическую работу с детьми и семьями «группы риска»; - проводит профилактическую работу по употреблению ПАВ и т.д. Кураторы - дают развернутую педагогическую характеристику на обучающегося по предлагаемой форме; - формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации - совместно с социальным педагогом участвует в проведении межведомственных рейдов по профилактике безнадзорности и правонарушений; - проводит профилактическую работу с детьми и семьями «группы риска»; - проводит профилактическую работу по употреблению ПАВ и т.д. 3.3. Служба должна иметь следующую документацию: - годовой (перспективный) план работы, утвержденный директором; - индивидуальные карточки трудных подростков; - рабочий журнал психолога для учета консультаций (учащихся, ИПР, родителей); СК-ПВД-3.7.-23 М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия Ш счгэт / Э к зем пляр Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м » лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 8 ii № - журнал социального педагога по учету индивидуальной работы с учащимися; - социальные паспорта группы; -акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации. - протоколы заседаний V. Полномочия социально-психологической службы. Служба имеет право: 5.1. Реализовать полноту функций, возложенных на социально психологическую службу в рамках настоящего положения. 5.2. По согласованию с администрацией ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический формирует и «группы техникум» осуществляет программы риска», работы для программы профилактики обучающихся социально - психологической обучающихся, родителей, педагогов, администрации, избирать пути достижения целей и задач, оговоренных в положении о данной Службе, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ. 5.3. Выполнять только те распоряжения органов образования, администрации ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум», которые не противоречат профессионально-этическим принципам и задачам работы и могут быть у специалистов 5.4. выполнены на основании имеющихся Службы профессиональных умений и навыков. Посещать уроки, внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся. 5.5. Знакомиться документацией. с необходимой для работы педагогической М и н и стер ст в о обр а зо в а н и я и н аук и Р есп у б л и к и Бурятия Ш счгэт / Э к зем пляр СК-ПВД-3.7.-23 Г Б П О У « Г у си н о о зе р с к и й эн ер гет и ч еск и й т ех н и к у м » лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 9 ii № 5.6. Обращаться с запросом в медицинские, правовые и другие учреждения. 5.7. Выступать с обобщением опыта своей работы. VI. Ответственность работников социально-психологической службы. 6.1. Специалисты правильность и несут персональную адекватность ответственность диагностических, за развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов. 6.2. Специалисты обязаны хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультационной других видов деятельности. 6.3. Специалисты несут ответственность за неисполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. VII. В своей деятельности СПС взаимодействует с: V ЦРБ Селенгинского района V ОМВД РФ по Селенгинскому району РБ V Управлением социальной защиты населения Селенгинского района V Комиссией по делам несовершеннолетних администрации МО «Селенгинский район» V Отделом по опеке и попечительству администрации «Селенгинский район» V УФСИН УИИ №2 V Республиканским психоневрологическим диспансером V родителями (законными представителями) обучающихся VIII. Заключительные положения. МО М инистерство образования и науки Республики Бурятия Ш ± 1 а! 1 tv 5' ■ Ш-Гчниизтн = )~| Ш чяйээп(Ж Экземпляр № 8.1. СК-ПВД-3.7.-23 ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум» лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Е Б П О У « Г у с и н о о зе р с к и й э н е р г е т и ч е с к и й т е х н и к у м » 10 12 Все выводы и заключения психолога носят рекомендательный характер. 8.2. Настоящее Положение подлежит применению с даты подписания и до отмены его действия или его замены новым. 8.3. Данное Положение актуализируется по мере необходимости (в случае изменения законодательства об образовании). Определение актуальности Положения проводится не реже 1 раза в год. 8.4. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются приказом директора техникума. Р а зр а б о т ч и к и : Г урж апова Е вгени я А лександровна, 72^ В РИ О зам ести теля д и р е к т о р а по воспитательной работе соц и альн ы й педагог О сокина Е вгени я Н иколаевн а Х усаева М ария В ладим и ровна Q//j п е д а г о г -п с и х о л о г С огласованн о: У льян о ва С ветлан а А лексан дровн а руководи тель м етодического кабинета, руководитель отдела качества Г арипов И льф ат Х арисович, ю рисконсульт М инистерство образования и науки Республики Бурятия i(± i i l i Ш счгэт / f Экземпляр № СК-ПВД-3.7.-23 ГБП О У «Гусиноозерский энергетический техникум» лист листов всего П о л о ж е н и е о с о ц и а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б е Г Б П О У «Г уси н оозерски й эн ергети чески й техникум » 11 ii Лист регистрации изменений № Номера листов изме Заменен нени ных я Новых Аннулиро ванных Основание для внесения изменений Подпись Расшифровка подписи Дата Дата введения изменений