Рабочая программа МДК 02.02. ЭССиС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа профессионального модуля по
специальности
13.02.03 Электрические станции, сети и системы

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №_______
«___»_________________20___ г.
__________
Репина Т.Н.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________
Ульянова С.А.
подпись

И.О.Фамилия

И.О.Фамилия

Протокол №____
от «__»__________20__г.

СОГЛАСОВАНО
Должность
Наименование организации
«___»_____________20 г.
________
Утюмов А.Е.
Подпись

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК02.02 Релейная защита электрооборудования электрических
станций сетей и систем
«ПМ.02 Техническая эксплуатация электрооборудования
электрических станций, сетей и систем»

г. Гусиноозерск 2023 г
1

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГСО) и
примерной программы профессионального модуля по подготовке
специалистов среднего звена (ППССЗ. «ПМ.02 Техническая эксплуатация
электрооборудования электрических станций, сетей и систем»
МДК02.02 Релейная защита электрооборудования электрических станций
сетей и систем

Организация-разработчик:

ГБПОУ

«Гусиноозерский

энергетический

техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

18

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Техническая эксплуатация электрооборудования электрических
станций, сетей и систем
МДК02.02 Релейная защита электрооборудования электрических станций
сетей и систем
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая
программа) – является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей
и систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования
2. Выполнять режимные переключения в энергоустановках
3.Оформлять
техническую
документацию
по
эксплуатации
электрооборудования
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области энергетики по специальности 13.02.03
Электрические станции, сети и системы при наличии среднего (полного) общего
образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт в:
производстве включения в работу и останова оборудования; оперативных
переключениях;
оформлении оперативно-технической эксплуатации;
аварийном отключении оборудования в случаях, когда оборудованию или
людям угрожает опасность;
контроле работы устройств релейной защиты, электроавтоматики,
дистанционного управления и сигнализации.
уметь:
контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного
оборудования;
определять причины сбоев и отказов в работе оборудования; проводить
режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и
4

системах;
составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;
применять справочные материалы по техническому обслуживанию и ремонту
оборудования подстанций.
знать:
назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;
схемы электроустановок;
допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;
инструкции по эксплуатации оборудования;
порядок действия по ликвидации аварий;
правила оформления технической документации по эксплуатации
электрооборудования;
назначение и принцип действия устройств релейной защиты и автоматики;
схемы автоматики, сигнализации и блокировок электротехнического
оборудования ТЭС;
способы определения характерных неисправностей и повреждений
электрооборудования и устройств;
нормы испытаний силовых трансформаторов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
МДК 02.02. «Релейная защита электрооборудования электрических
станций сетей и систем» профессионального модуля ПМ02 :
всего – 356часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 122 часов, включая:
обучающегося обязательной аудиторной учебной нагрузки – 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 6 часов;
По модулю ПМ02:
консультации – 6 часов
экзамен по ПМ02 - 12 час.
учебной и производственной практики – 252 часов,
в том числе:
учебную – 108;
производственную - 108 часов

5

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности
Техническая
эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

6

Код
ВД 2
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

ОК 07.

ОК 08.

ОК 9.

Наименование результата обучения
Техническая эксплуатация электрооборудования электрических
станций, сетей и систем
Контролировать работу основного и вспомогательного
оборудования
Выполнять режимные переключения в энергоустановках
Оформлять техническую документацию по эксплуатации
электрооборудования
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранных языках

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
Всего,
работы и
работа
работа
часов
часов
практические
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля*

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

1

2

3

4

5

-

-

-

ПК 1
ОК 1-11
ПК 1
ОК 1-11
ПК 2
ПК 3
ОК 1-11

Раздел 1.Организация контроля
режима работы основного и
вспомогательного оборудования
Раздел 2. Настройка устройств
релейной защиты
электрооборудования электрических
станций сетей и систем
Раздел 3. Выполнение оперативных
переключений и ликвидация аварий в
электрической части энергоустановок
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
Консультации
Промежуточная аттестация – экзамен
по модулю
Всего:

108

-

8

6

82
-

7

-

116
136

6

-

-

-

Практика
Производственная
(по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
9

10

-

-

-

-

108

-

144

108

8
12

-

356

116

50

-

6

-

108

108

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в
соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов
4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы
профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в
*

Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного
и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

8

пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать
указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю
специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю
специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный
период
(концентрированно).

9

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 02 МДК02.02
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1

2

Раздел 2 ПМ.02 Настройка устройств релейной защиты электрооборудования электрических станций, сетей и систем
МДК 02.02. Релейная защита электрооборудования электрических станций сетей и систем
Тема 2.1. Расчет токов короткого замыкания

Содержание
1. Общая характеристика процесса короткого замыкания: виды КЗ, причины и
2. Трехфазное короткое замыкание в цепи, питающейся от шин неизменного
напряжения. Составляющие полного тока КЗ. Ударный ток КЗ.
3. Трехфазное короткое замыкание в цепи, питающейся от генератора
ограниченной мощности. Сверхпереходные параметры генератора.
4. Методы расчета токов трехфазного КЗ. Составление расчетных схем
электроустановок и схем замещения. Выражение параметров элементов
схем в именованных и относительных единицах при выбранных базовых
П начального
б
5. Определение
действующего значения периодической

6.

Общие и
Объем часов профессиональны
е компетенции
3

116
6
6

4

ПК 1
ПК 1
ПК 1
ПК 1

ПК 1

составляющей тока КЗ. Определение ударного тока КЗ. Определение
периодической и апериодической составляющих тока КЗ в любой момент
КЗ Р
б Понятие о
Основные положения метода симметричных
составляющих.

ПК 1

токах и напряжениях прямой, обратной и нулевой последовательностей.
Принципы составления схем замещения отдельных последовательностей.
Расчетные формулы для определения токов и напряжений при различных
видах несимметричных КЗ. Комплексные схемы замещения для различных
8. Уровни токов КЗ в современных энергосистемах. Способы снижения токов
КЗ. Применение токоограничивающих реакторов: типы, конструкции,
параметры, схемы включения. Выбор секционных и линейных реакторов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Расчет токов трехфазного КЗ в различных присоединениях КЭС.
2. Расчет токов трехфазного КЗ в системе собственных нужд напряжением 3
– 6 кВ.
3. Расчет токов несимметричных КЗ.

ПК 1

7.

ПК 1

32
ПК 1
ПК 1
ПК 1

10

4.
Тема 2.2 Релейная защита
электрооборудования электрических станций
сетей и систем

ПК 1

Выбор реакторов напряжением 6-10 кВ

Содержание
1. Назначение релейной защиты (РЗ). Требования, предъявляемые к
устройствам РЗ. Виды схем РЗ. Функциональная схема релейной защиты
как устройства автоматического управления. Основные органы релейной
защиты.
2. Способы изображения реле на принципиальных схемах. Понятие о
монтажных схемах устройств РЗА. Классификация реле.
3. Назначение постоянного и переменного оперативного тока. Источники
оперативного тока.
4. Схемы соединения обмоток трансформаторов тока и реле. Коэффициент
схемы.
5. Виды реле. Реле прямого действия,устройство,область применения.
Принципы выполнения и действия электромагнитных реле. Конструкция
электромагнитных реле тока и напряжения. Параметры срабатывания и
возврата, коэффициент возврата. Способы регулирования параметров.
6. Полупроводниковые реле тока и напряжения. Способы регулирования
параметров.
7. Индукционное реле тока, принцип действия. Время-токовые
характеристики реле.
8. Поляризованные и магнитоэлектрические реле. Промежуточные реле,
реле времени, указательные реле, их назначение, конструктивные
особенности.
9. Токовые защиты. Принципы выполнения и действия максимальной
токовой защиты (МТЗ). Принципиальная схема защиты. Расчет уставок
защиты и проверка чувствительности. МТЗ с пуском, но напряжению.
10. Токовая отсечка, принцип действия, схема. Расчет уставок. Ступенчатая
токовая защита.
11. Принцип действия направленной МТЗ. Схема защиты, основные органы.
Конструкция реле направленной мощности. Расчет уставок защиты.
Мертвая зона защиты.
12. Защита от замыканий на землю в электрических сетях. Защита кабельных
линий напряжением 6-10 кВ. Конструкция трансформатора тока нулевой
последовательности.
13. Дифференциальные защиты линий. Принципы выполнения и действия
продольной дифференциальной защиты линий. Токи небаланса.

28

ПК 1

ПК 1
ПК 1
ПК 1
ПК 1

ПК 1
ПК 1
ПК 1

ПК 1

ПК 1
ПК 1

ПК 1

ПК 1

11

Поперечная дифференциальная защита двух параллельных электрических
линий. Мертвая зона защиты. Поперечная направленная
дифференциальная защита двух параллельных электрических линий.

ПК 1

Защита трансформаторов и автотрансформаторов. Газовая защита.
Принцип действия, устройство, требования к установке газового реле.
Дифференциальная защита на трансформаторах (автотрансформаторах).
Принцип действия.
16. Защита синхронных генераторов. Выбор уставок дифференциальной
защиты. Оценка чувствительности.
17. Защита асинхронных двигателей от междуфазных КЗ и перегрузок.
Защита минимального напряжения.
18. Защита сборных шин. Виды повреждений на сборных шинах. Принципы
выполнения и действия дифференциальной защиты шин.
19. Резервирование действия релейных защит и выключателей. Принцип
выполнения УРОВ.
В том числе лабораторных работ
1.
Исследование схем включения вторичных обмоток трансформаторов тока.

ПК 1

14.

15.

ПК 1
ПК 1
ПК 1
ПК 1

44
ПК 2

2.

Испытание электромагнитных реле тока и напряжения

ПК 2

3.

Испытание реле времени.

ПК 2

4.

Испытание реле напряжения.

ПК 2

5.

Расчёт, настройка уставок и проверка работы ступенчатой токовой
защиты линии.
Испытание максимальной токовой защиты с применением электронного
токового реле.
Испытание защиты кабельной линии от замыканий на землю

ПК 2

ПК 2

9.

Настройка и проверка работы дифференциальной поперечной защиты
линий.
Испытание дифференциального реле РСТ-15(РНТ-565).

10.

Проверка работы дифференциальной защиты трансформатора.

ПК 2

11.

Испытание релейной защиты понижающего трансформатора

ПК 2

6.
7.
8.

ПК 2
ПК 2

ПК 2

12

В том числе практических занятий
1.
Расчет уставок максимальных токовых защит в сети с односторонним
питанием.
2.
Расчет уставок и проверка чувствительности МТЗ в сети с односторонним
питанием.
3.
Расчет трехступенчатой токовой защиты от многофазных КЗ в сети с
односторонним питанием.
Примерная тематика самостоятельной работы по разделу 2 ПМ.02.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам,
главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Построение кривых изменения токов трехфазного КЗ в цепи шин неизменного напряжения, в цепи генератора без АРВ и с АРВ.
Разработка структурной схемы трехступенчатой дистанционной защиты.
Вычерчивание и изучение схемы дифференциальной защиты шин с фиксированным распределением присоединений
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Составление опорных конспектов по заданным темам:
-определение токов КЗ с учетом регулирования напряжения под нагрузкой трансформаторов;
- особенности расчета токов КЗ в электроустановках до 1000 В;
- особенности расчета токов КЗ в цепях собственных нужд электростанций;
- порядок расчета токов однофазного и двухфазного КЗ.
-конструктивные особенности реле на постоянном и переменном токе, быстродействующих и с замедлением;
-область применения направленных МТЗ;
- операции, выполняемые оперативным персоналом в цепях дифференциальной защиты при оперативных переключениях.
Учебная и производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю. Примерные виды
работ
1. Выполнение отдельных работ в операциях по включению в работу и останову основного и вспомогательного
электрооборудования
2. Выполнение отдельных работ в определении причин сбоев и отказов в работе электрооборудования
3.Составление технической документации по эксплуатации электрооборудования
4.Составление оперативной документации
5. Выполнение отдельных работ в выполнении оперативных переключений в распределительных устройствах
электростанций и подстанций
5. Контроль и управление режимами работы электрооборудования
6. Выполнение отдельных работ в противоаварийных тренировках оперативного персонала
Консультации
Промежуточная аттестация – экзамен по модулю
ВСЕГО

6
ПК 2
ПК 2
ПК 2

6

ПК 3

216

ПК 3

6
12
356
13

Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

14

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных
кабинета «Охраны труда»; мастерской «Электромонтажная», лабораторий
«Эксплуатации и ремонта электрооборудования электрических станций,
сетей и систем», «Электрооборудования электрических станций, сетей и
систем», «Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем».
- Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: технические
паспорта и каталоги средств диагностики, методические рекомендации по
организации самостоятельной работы студентов, плакаты, средства
индивидуальной защиты от поражения электрическим током, документация
по технике безопасности, диски с учебными фильмами, фотографиями.
- Технические средства обучения: лицензионное программное обеспечение
профессионального назначения, обучающие и тестирующие программы,
методические указания по выполнению практических работ;
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: комплекты рабочих
мест электромонтажника.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Рабочее место преподавателя;
Посадочные места по количеству обучающихся;
Ноутбук, мультимедиа
Комплекс мультиметров,
Комплект учебников, учебных и методических пособий;
Комплект моделей, макетов, лабораторных стендов;
Комплект оборудования и инструментов;
Комплект плакатов, схем, таблиц;
Комплект учебных и методических пособий;
Комплект наглядных пособий.
Лаборатория Релейной защиты, автоматики электроэнергетических
систем: комплект учебно-методической документации; образцы реле
и аппаратуры вторичной коммутации; схемы релейной защиты;
лабораторные стенды по релейной защите по типу: «Исследование
схем соединения обмоток трансформаторов тока и реле», «Испытание
электромагнитных реле тока и напряжения», «Испытание
промежуточных, указательных реле и реле времени», «Настройка
уставок и проверка работы ступенчатой токовой защиты линии»,
«Испытание направленной максимальной токовой защиты на
15

постоянном оперативном токе», «Настройка и проверка работы
дифференциальной поперечной зашиты линий», «Испытание защиты
кабельной линии от замыканий на землю», «Испытание
дифференциального
реле
РНТ-565»,
«Проверка
работы
дифференциальной защиты трансформатора», «Настройка и проверка
работы защиты асинхронного двигателя от КЗ и перегрузок»;
компьютеры для выполнения виртуальных лабораторных работ при
отсутствии лабораторных стендов. Рабочие места по количеству
обучающихся, с учетом выполнения работ бригадами по 3-4 человека;
Реализация профессионального
производственную практику.

модуля

предполагает

обязательную

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: комплекты
рабочих мест электромонтажника.
Реализация образовательной программы предполагает обязательную
учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в
мастерских профессиональной образовательной организации, в которых
обеспечено наличие оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
инфраструктурных листах оценочных материалов демонстрационного
экзамена базового уровня по специальности, в том числе оборудования и
инструментов, используемых при проведении чемпионатов Профессионалы
указанных в конкурсной документации по компетенции «Электромонтаж»
(или их аналогов).
Производственная практика реализуется в организациях электро- и
теплоэнергетического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся
в профессиональной области в деятельности 20 Электроэнергетика.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствовует содержанию профессиональной
деятельности
и
дает
возможность
обучающемуся
овладеть
профессиональными компетенциями по всем видам деятельности,
предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования. Практика является обязательным разделом
ООП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на
формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций
в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
16

1. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей
промышленных предприятий. В 2 кн.. Кн. 1: учебник для учреждений
нач. проф. образования/ Ю.Д. Сибикин.- 7-е изд., испр.-М.:
Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
2. Наладка и испытание электрооборудования электростанций и
подстанций: Дляучащихся энергетических и энергостроительных
техникумов. -2-е изд., перераб. И доп.-2019-464 с., ил.
3. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник
для сред. проф. образования/ Л.Д. Рожкова, Л.К. Карнеева, Т.В.
Черкова.- М.: Издательский центр «Академия», 2019-448 с.
4. Асинхронные
электродвигатели.
Архипцев
Ю.Ф.:
портал
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
http://www.diagram.com.ua/library/bem/. Дата обращения: 01.03.2016.
Дополнительные источники:
1. Акимова, Н.А.
Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт
электрического и электромеханического оборудования: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство,
2018.- 296 с.
2. Сибикин, Ю.Д. Технология электромонтажных работ: учеб.пособие для
проф.учеб.заведений, - М.: Высш.шк., 2020. – 301 с.
3. Алексеева, Б.А. Объем и нормы испытаний электрооборудования. – М.:
НЦ ЭНАС, 2018. – 256 с.
Кацман, М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и
электрическому приводу: учеб пособие – М.: Академия, 2018.- 256 с. Режим
доступа: http://www.electrocentr.info/down/o-19.html. Дата обращения:
01.03.2016.
Кацман, М.М. Электрические машины: учебник – М.: Академия, 2011.496 с. Режим доступа: http://www.electrocentr.info/down/o-19.html. Дата
обращения: 01.03.2016.
4. Макаров, Е.Ф. Обслуживание и ремонт электрооборудования
электростанций и сетей: учеб. – М.: ИРПО; Изд. центр Академия,
2019.- 448 с.
5. Рожкова, Л. Д. Электрооборудование электрических станций и
подстанций: учебник для СПО - М.: изд. центр «Академия», 2019- 448 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций,
текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для
17

самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами,
учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
 Охраны труда
Лаборатории:
 Эксплуатации и ремонта электрических станций, сетей и систем
 Электрооборудования электрических станций, сетей и систем
 Релейной защиты, автоматики электроэнергетических систем
 Электрических машин и трансформаторов
Мастерские:
- Слесарно-механическая
 Электромонтажная
Полигон:
- Электрооборудования станций и подстанций
- Спортивный зал
Залы: Читальный зал с выходом в Интернет
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов
профессиональной
деятельности
по
специальности
среднего
профессионального образования, формирование общих и профессиональных
компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта
практической работы по специальности.
Видами
практики
обучающихся,
осваивающих
основную
профессиональную
образовательную
программу
(ОПОП)
СПО,
являются: учебная
практика и производственная
практика.
Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по
профессии (по профессиональному модулю ПМ) и преддипломная практика.
Практика по профессии направлена на формирование у обучающегося
общих и профессиональных компетенций, приобретение практического
опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по
каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС
СПО профессии.
Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки
специалиста и проводится после освоения обучающимися программы
теоретического и практического обучения для овладения выпускником
первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной
готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
В ходе преддипломной практики обучающийся приобретает опыт:
самостоятельной работы по выбранной теме, работы с оборудованием и
материалами; знакомится с используемыми методами исследований,
производит сбор и анализ материалов, необходимых для выполнения
выпускной квалификационной работы.
Обучающимся оказывается консультационная помощь.
Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать
изучение следуюших
предметов и профессиональных
модулей:
18

электротехника и электроника, инженерная графика, ПМ01 Обслуживание
электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических)
кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
_ Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми
к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового
договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности 20 Электроэнергетика и имеющих стаж работы в данной
профессиональной области не менее 3 лет. Квалификация педагогических
работников
образовательной
организации
должна
отвечать
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8
сентября 2015 г. № 608н. Педагогические работники, привлекаемые к
реализации образовательной программы, должны получать дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в
том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 20
Электроэнергетика, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в
приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих
освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности 20
Электроэнергетика, в общем числе педагогических работников,
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей
образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: преподаватели электротехнических
дисциплин.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные, общие
компетенции)
2.1. Контролировать работу основного

Основные показатели оценки
результата
- Демонстрация навыков

Формы и методы
контроля и оценки
наблюдение за ходом
19

и вспомогательного
оборудования.
ОК 01 Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности,
применительно к различным
контекстам
ОК 02 Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности.
ОК 04 Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 09 Пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранных
языках.

2.2. Выполнять режимные
переключения в энергоустановках.
ОК 01 Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности,
применительно к различным
контекстам
ОК 02 Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности.
ОК 04 Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 07 Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,применять знания
об изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК.08 Использовать средства
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК 09 Пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранных
языках

исследования режимов работы
электрических машин и
трансформаторов, устройств
релейной защиты;
- точность подбора средств
измерений для контроля режимов
работы основного оборудования,
и правильность составления схем
подключения измерительных
приборов;
- выполнение расчета
симметричных и
несимметричных токов коротких
замыканий в соответствии с
алгоритмом;
- аргументированность выбора
устройств релейной защиты и
автоматики в различных цепях
основного и вспомогательного
оборудования;
- характеристика способов
включения в работу основного
оборудования в соответствии с
Правилами технической
эксплуатации;
- демонстрация навыков по
включению в работу и останову
электрооборудования
Соответствие выбора схем
распределительных устройств
электроустановок нормам
технологического
проектирования;
- составление бланков
переключений в заданных
электрических схемах в
соответствии с типовыми
бланками переключений;
- выполнение оперативных
переключений в схемах с
использованием компьютерных
программ и на тренажерах в
соответствии с бланками
переключений;
- демонстрация навыков
производства оперативных
переключений в различных
схемах электростанций и
подстанций;
- выполнение действий
оперативного персонала при
ликвидации различных аварий на
электростанциях, в сетях и
системах в соответствии с
инструкциями;
- демонстрация навыков действий
персонала при ликвидации
различных аварий при участии в

выполнения
лабораторных работ и
анализ её результатов;
анализ результата
выполнения
практического задания;
анализ результатов
выполнения
практических заданий;
анализ результатов
защиты лабораторных
работ и практических
заданий;
анализ результатов
выполнения
практических заданий;
наблюдение за
выполнением заданий на
производственной
практике и анализ ее
результатов.

Анализ результатов
выполнения
практических заданий;
Анализ результата
выполнения
практического задания;
наблюдение за
деятельностью
обучающегося
в ходе
выполнения
лабораторной работы,
анализ результатов;
наблюдение за
выполнением заданий на
производственной
практике и анализ ее
результатов;
наблюдение за
деятельностью
обучающегося
в ходе
выполнения
лабораторной работы,
анализ результатов;
наблюдение за
деятельностью
обучающегося
в ходе
выполнения
лабораторных работ,
20

противоаварийных
тренировках оперативного
персонала;

2.3. Оформлять техническую
документацию по эксплуатации
электрооборудования.
ОК 02 Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 09 Пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранных
языках

- демонстрация навыков владения
безопасными методами
работ при оперативных
переключениях;
- Грамотность заполнения
бланков технической
документации по эксплуатации
электрооборудования;
- грамотность заполнения
бланков оперативно-технической
документации.

анализ результатов;
наблюдение за
деятельностью
обучающихся на
производственной
практике и анализ ее
результатов;
Анализ результатов
выполнения
практических заданий.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изме-

Раздел рабочей программы

заменен-

Номера листов
новых
аннули-

Основание для внесения
изменений

21

нения

ных

рованных

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».