Рабочая программа Психология общения ЭССиС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Учебно-программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения»
Специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и
системы»

Утверждено
Методическим советом
Протокол №_____
«___»______________2023г.
_____________
Ульянова С.
А.

Рассмотрено на заседании ПЦК
общего гуманитарного и
социально-экономического цикла
Протокол № ____
« » _____________ 2023г.
___________ Т.В. Репина

Рабочая программа
Учебной дисциплины
ОГСЭ 05 Психология общения

Гусиноозерск
2023г
1

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного

образовательного

стандарта

(далее

–

ФГОС)

по

специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
13.02.03. Электрические станции, сети и системы
Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Гусиноозерский энергетический техникум»

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

подпись
подпись
подпись

Ф.И.О Осокина Е.Н.
Ф.И.О
Ф.И.О

2

Содержание
Общая характеристика программы учебной дисциплины

4

Структура учебной дисциплины

4

Условия реализации программы

10

Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины

11

3

1.Общая характеристика программы учебной дисциплины «ОГСЭ 05

психология общения »
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общий гуманитарный и социальноэкономический цикл
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
Умения
ОК
ОК 01- 011 применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной
деятельности
организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в
ходе профессиональной
деятельности

Знания
психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности;
роли и ролевые ожидания в
общении
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы,
убеждения
механизмы взаимопонимания в
общении
источники, причины, виды и
способы разрешения
конфликтов
этические принципы общения

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем в
часах
48

в том числе:
теоретическое обучение

34

Практическая работа

12

Промежуточная аттестация в форме зачета

2

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05 Психология общения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Раздел 1. Теоретические и практические основы психологии общения
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Общение- основа
Содержание учебного материала:
человеческого
1. Общение в системе межличностных и общественных
бытия
отношений.
Роль общения в профессиональной деятельности. Единство
общения и деятельности. Изучение информационного
материала (приемы эффективного общения по Д.Карнеги).
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Классификация
1. Виды общения. «Контакт масок», примитивное,
общения
формально-ролевое,
деловое
светское
общение
Структура общения. Функции общения. Общение как
обмен информацией, общение как понимание людьми
друг
друга,
общение
как
межличностное
взаимодействие.
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Содержание учебного материала

Объем в часах
22
2
2

2
2

6

Осваиваемые
элементы
компетенций
ОК 01-11

ОК 01-11

ОК 01-11

5

Средства общения

1. Вербальные средства общения. Невербальные средства
общения.
2
2. Кинесика, экстралингвистика, паралингвистика,
такесика, проксемика.

Практические занятия: Общение с использованием
вербальных и невербальных компонентов общения.
Самодиагностика коммуникативных способностей
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.4.
Общение как
1. Общение как коммуникация. Средства, используемые в
обмен
процессе передачи информации. Коммуникативная
информацией
тактика и стратегия. Коммуникативные барьеры.
(коммуникативная
2. Психология речевой коммуникации. Управление
сторона общения
впечатлением партнёра по общению. Роль комплимента
в общении.

Тема 1.5.
Общение как
восприятие
людьми друг друга
(перцептивная
сторона общения)

2
2
4

ОК 01-11

2
2

Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие
социальной перцепции. Эффекты и механизмы
восприятия. Эффекты первичности и новизны; эффект
ореола; эффект стереотипизации; эффект внешней
привлекательности; эффект положительного отношения

2

Практические занятия

-

ОК 01-11

2

6

Тема 1.6.
Общение как
взаимодействие
(интерактивная
сторона общения

Тема 1.7.
Техники
активного
слушания

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общение как взаимодействие. Виды социальных
взаимодействий: взаимная поддержка и конкуренция.
Взаимодействие в стандартных социальных ситуациях.
Вертикальные и горизонтальные позиции участников
социального взаимодействия.
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Виды, правила и техники слушания. Методы развития
коммуникативных способностей.

Практические занятия
1. Деловая игра «Я Вас слушаю»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Деловое общение
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Деловое общение
1.Деловое общение. Виды делового общения. Этапы
делового общения.
2.Психологические особенности ведения деловых дисскусий
и публичных выступлений
Практические занятия «Техники и приемы общения»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проявление
Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента.
индивидуальных
Практическое занятие

2
2

4

ОК 01-11

2

2
12
6
2
2
2
2
2
7

особенностей в
деловом общении
Тема 2.3.
Этикет в
профессиональной
деятельности

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
1.Переговоры как разновидность делового общения.
2. Подготовка к переговорам.
3.Ведение переговоров.
Практические занятия Деловая игра «Переговоры»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Конфликты в деловом общении
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Конфликт его
1. Понятие конфликта Функции конфликта Источники и
сущность
виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов.
Динамика межличностного конфликта и его последствия
Практические занятия «Способы разрешения конфликтов».
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.2
Стратегии
поведения в
конфликтной
ситуации

Тема 3.3.

Содержание учебного материала
1. Особенности производственных конфликтов
Профилактика конфликтов в организациях. Способность
действовать в социально-напряженных ситуациях
Практические занятия
1. Приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала

4
2

2
12
4

ОК 01-11

2
2
-

4

ОК 01-11

2

2
2

ОК 01-11
8

Конфликты в
деловом общении

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.
Правила поведения в конфликтах.
Практические занятия

2
-

Самостоятельная работа
Тема 3.4.
Стресс и его
особенности

Содержание учебного материала
1. Стресс и его характеристика. Профилактика стрессов в
деловом общении». Самодиагностика «Стресс, его
особенности»
Практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме зачета
Всего

2
2

2
48

9

3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения кабинет «Гуманитарных
и социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- место преподавателя,
- комплект учебно-наглядных пособий,
- комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном
носителе (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты
тестовых заданий, методические рекомендации и разработки);
-техническими средствами обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением с
доступом к сети Интернет;
- оргтехника;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания:
1. Гарькуша О.Н. Профессиональное общение, ООО «Издательский центр
РИОР», 2013.
2. Жарова М.Н. Психология общения, ОИЦ Академия, 2014.
3. Тимохин В.В. Психология делового общения. Учебник и практикум для
академического бакалавриата. Юрайт, 2016.
4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г.М.
Шеламова.-М.: Академия, 2016.
3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Информационный портал Режим доступа: http://ps-psiholog.ru/obshhenie-vinternete/aktivnyie-polzovateli-interneta-kto-oni.html.
2. Информационный портал Режим доступа:
http://psbatishev.narod.ru/library/19938.htm.
3. Информационный портал Режим
доступа:http://www.inwent.ru/psikhologiya/190-psikhologiya-delovogoobshcheniya.
4. Информационный портал Режим доступа: https://psyera.ru/4322/obshchenie.
3.2.3.Дополнительная литература
1.Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте /
Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - С.77-81.

2.Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.:
ПИТЕР, 2008.
3.Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством
работы сестринского персонала первичного звена на примере городской
поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. – 2009.- с.
34-38.
4.Купер К. Л., Дейв Ф. Дж., О'Драйсколл М. П.. Организационный
стресс., 2007 Надеждина В.И. Психология общения. Как вести себя с
подчиненными / В.И. Надеждина .-М.: Харвест , 2007.
5.Романова Н. Н., Филиппов , А. В. Культура речевого общения: этика,
прагматика, психология:словарь. /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов .-М.:
Флинта, 2009.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Оценка решений
Оперирует основными
Знания:
творческих задач
понятиями психологии
психологические основы
Тестирование
общения, правильно и
деятельности коллектива,
Анализ ролевых
точно описывает
психологические
ситуаций
методики и техники
особенности личности;
убеждения, слушания,
основы проектной
способы разрешения
деятельности
роли и ролевые ожидания в конфликтных ситуаций
общении
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы,
убеждения
механизмы
взаимопонимания в
общении
источники, причины, виды и
способы разрешения
конфликтов
этические принципы
общения
Демонстрирует владение Анализ ролевых
Умения:
ситуаций
техниками и приемам
применять техники и
эффективного общения, Оценка решений
приемы эффективного
творческих задач
Разрешает
общения в
смоделированные
профессиональной
конфликтные ситуации
деятельности
11

организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности

Демонстрирует владение
приемами
саморегуляции
поведения в процессе
межличностного
общения

12

Лист изменений
№ изменения

№ и дата
№ листа с Дата
извещения об изменением
внесения
изменении
изменения

Подпись
лица,
внесшего
изменения

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».