Рабочая программа Биология МД

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Биология» по
специальности 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________
О.В. Думнова
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ __________
подпись

И.О.Фамилия

Протокол №_________
от «___» _______ 2023 г

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
(базовый уровень)

г. Гусиноозерск, 2023 г.

1

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

М.А.Симонова
М.А.Симонова
С.А.Ульянова

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022
№ 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации
21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.05.2012г.

№413»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.09.2022 №
70034)
‒

Инструктивно-методическое

письмо

Департамента

государственной

политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального
обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных
методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в
системе

среднего

профессионального

образования,

учитывающих

образовательные потребности обучающихся образовательных организаций,
реализующих программы среднего профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401 «Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа

общеобразовательной дисциплины

«Математика» для профессиональных образовательных организаций (базовый
уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития
образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

профессионального

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология» ........................................................... Ошибка! Закладка не определена.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................. 12
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплин ................... 19
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины . 22

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1 Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология»
направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с
требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС
СПО.
1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций и профессиональных компетенций.

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих

-сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
-сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
-сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
-сформированность умения выделять существенные

утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,

признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
-сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
-сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников
(средства массовой информации, научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;
-сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии

анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать самоопределению;
и
работать
в -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
коллективе
и проектной и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным

-приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов

Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 07.
В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание
сохранению
влияния
социально-экономических
процессов
на
окружающей
состояние природной и социальной среды, осознание
среды,
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
ресурсосбережени
ю, применять
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
знания об
изменении климата, активное неприятие действий, приносящих вред
принципы
окружающей среде;
бережливого
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
производства,
их;
эффективно
действовать в
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
чрезвычайных
ситуациях
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

-сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

ПК 1.1 Проверять
техническое
состояние
дорожных,
строительных
и
лесных машин

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- не принимать действия, приносящие вред окружающей
среде;

-приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов

-сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
-уметь прогнозировать неблагоприятные экологические образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
среде;
понимание
необходимости
последствия предпринимаемых действий, предотвращать природной
использования
достижений
современной
биологии и
их;
биотехнологий для рационального природопользования
-давать оценку новым ситуациям;

ПК 1.3. Проводить
ежесменное и
периодическое
техническое
обслуживание
техническому
обслуживанию и
ремонту систем,
узлов и двигателей

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
владеть
различными
взаимодействия;

способами

общения

и

- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;

-сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников
(средства массовой информации, научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;

принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты -сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
совместной работы;
биологической информации из нескольких источников,
- координировать и выполнять работу в условиях грамотно использовать понятийный аппарат биологии
реального,
виртуального
и
комбинированного
-сформированность умения раскрывать содержание
взаимодействия;
основополагающих биологических терминов и понятий:
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
воображение, быть инициативным
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)

60
2
8
8
4
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
характеристик биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
а жизни
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем. Химический состав клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
ая организация клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
клеток
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между
изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Тема 1.3.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
ые факторы
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.
наследственнос Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные
ти
процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства
Тема 1.4.
Основное содержание

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
14
2
2

4

6
2

ОК 2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

2

2

2
2

ОК - 1
ОК - 2

2

ОК - 2

Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза.
Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема
Основное содержание
2.1.Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
организмов
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений,
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
животных и
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
человека
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Тема 2.4.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
и наследования Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем
скрещивания
Тема 2.5.
Основное содержание
Сцепленное
Теоретическое обучение:
наследование
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков
признаков, сцепленных с полом

2

2
2

ОК - 2
ОК - 4

16
2
2

ОК - 2
ОК - 4

2
2

ОК - 2

2

ОК - 2
ОК - 4

4
2

ОК - 2
ОК - 4

2

4
2

ОК - 1
ОК - 2

Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
и
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
изменчивости
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека.
Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с
наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и
лечении генетических заболеваний человека
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:
эволюционного Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина.
учения.
Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюци Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
я
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции
Тема 3.2.
Основное содержание
Макроэволюци Теоретическое обучение:
я.
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
Возникновение достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
и развитие
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.
жизни на Земле Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты.
Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот
Тема 3.3.
Основное содержание
Происхождение Теоретическое обучение:
человека –
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
антропогенез
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Теоретическое обучение:

2
2
2

12
4
4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

ОК - 2
ОК - 4

2
4
4
2

ОК - 2
ОК - 4

2
4
4
2

ОК - 2
ОК - 4

2
22
4
4

ОК - 1
ОК - 2

факторы и
среды жизни

Тема 4.2.
Популяция,
сообщества,
экосистемы

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система
Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикохимические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах.
Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю.
Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные
с определенной профессией/специальностью
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму
отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2

ОК - 7

2
4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

2

2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

6
4
2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК 1.1
ПК 1.3
…

6
4

ОК - 2
ОК - 4

2

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования
здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты
рационального питания
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием
научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности
Тема 5.2.1.
Основное содержание
Биотехнологии Практические занятия:
в
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ
промышленнос информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
ти
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

2

ОК - 7
ПК 1.1
ПК 1.3

2
2

8
4
2
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.3
…

2
2
4
4
4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК 1.1
ПК 1.3
…

2

Всего:

72
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет

3.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.

Для

реализации

программы

учебной

дисциплины

должны

быть

предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Биологии»,
 оснащенный оборудованием:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические
процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
-микроскоп, модели ДНК;
 техническими средствами обучения:
- учебно-методический комплекс (УМК) преподавателя;
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
многофункциональный комплекс преподавателя;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. М.: 2020
-Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: 2020
-Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. - М.: 2018
-Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология
Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2018
-Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. - М.: 2021
-Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. М.: 2020

3.2.2. Дополнительные источники
1. Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010 Биология.
Руководство к практическим занятиям. Под ред. В.В.Маркиной. — М.: 2010
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939 Дарвин Ч.
Происхождение видов. - М.: 2006
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс:
Учебное пособие для вузов. - М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010 Чебышев
Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010

2.Интернет-ресурсы

http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи,
новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным
ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному
курсу биологии.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/

-

Электронный

учебник,

большой список Интернет-ресурсов.
http://www.mformika.ru/text/mftech/edu/edujava/biology/

-

бесплатные

обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/

-

биологическая

картина

мира.

Раздел

компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном
Открытом университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект
Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других;
очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам. ww.schoolcity.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88

-

биология

в

вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm

-

Каталог

ссылок

на

образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников.
Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая
биология, Ботаника, Зоология, Человек.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
ОК/ПК

ОК 02

Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в клетке

Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы

характеристик типов обмена
веществ
ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма

Контрольная работа “Строение и
функции организма”

ОК 02
ОК 04

Строение организма

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
и человека
характеристикой этапов онтогенеза
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания

Раздел 3. Теория эволюции

Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем
круговоротавеществ, используя
материалы лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.3

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.3

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов

(выступление с презентацией)
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3

Промышленная биотехнология Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3

Социально-этические аспекты
биотехнологий

Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номера листов
Номе
р
аннулиРаздел рабочей программы
заменен
изменовых
рованн
-ных
нения
ых

Основание для
внесения изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».