Рабочая программа обществознание МД

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины по
профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №_______
«___»_________________20___ г.
__________
_______________
подпись

И.О.Фамилия

УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________
__________
подпись

Ф.О.Фамилия

Протокол №____
от «__»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

г.Гусиноозерск 2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на
основе
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации
применения современных методик и программ преподавания по
общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального
образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся
образовательных организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401
«Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций
(базовый уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития
профессионального образования, 2022г.

Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»............................................................................................... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................................ 20
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» ..................................................................................................................... 31
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины ................................................................................................................................ 33

3

1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания преемственности с основной
школой являются:
с учётом
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости
за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
- овладение
умениями
получать,
анализировать,
интерпретировать
и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее
и
использовать
для
самостоятельного
решения
учебнопознавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности профессионального образования;
организации среднего
- становление
духовно-нравственных
позиций и приоритетов личности в
период ранней юности, выработка интереса к
освоению социальных и
гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе
ФГОС С00. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и
финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;

5

OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и

- вносить коррективы в деятельность, оценивать

- владеть базовым понятийным аппаратом социальных

соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные

наук,уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам сточки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации полученной из
6

информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированное™ навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов включая универсальные
7

OK 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
- отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях политической
системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно- исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и
8

бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития

9

- уметь оценивать риски и своевременно принимать

общества и государства

решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
б и
- готовность к саморазвитию, самостоятельности
OK 04. Эффективно
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействовать и
взаимодействия с представителями других
самоопределению;
работать в коллективе и овладение навыками учебно исследовательской,
национальностей и культур в целях успешного
команде
выполнения типичных социальных ролей, реализации прав
проектной и социальной деятельности;
и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Овладение универсальными коммуникативными
Российской Федерации, в том числе правомерного
действиями:
налогового поведения; ориентации в актуальных
б) совместная деятельность:
общественных событиях, определения личной
- понимать и использовать преимущества командной и
гражданской позиции; осознание значимости здорового
индивидуальной работы;
образа жизни; роли непрерывного образования;
- принимать цели совместной деятельности,
использовать средства информационнокоммуникационных
организовывать и координировать действия по ее
технологий в решении различных задач
достижению: составлять план действий, распределять
й

б
10

- координировать и выполнять работу в условиях

OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
суметом особенностей
социального и
культурного контекста

реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными

- владеть умениями проводить с опорой на полученные

знания учебно- исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
11

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

положения социальных наук для объяснения явлений
- распознавать невербальные средства общения, понимать социальной действительности; конкретизировать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки теоретические положения фактами социальной
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
действительности, модельными ситуациями, примерами из
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
личного социального опыта и фактами социальной
использованием языковых средств
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
OK 06. Проявлять
- осознание обучающимися российской гражданской
1) сформировать знания об (о):
идентичности;
обществе как целостной развивающейся системе в
гражданско- целенаправленное развитие внутренней позиции
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
патриотическую
личности на основе духовно-нравственных ценностей
основах социальной динамики;
позицию,
народов Российской Федерации, исторических и
особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
демонстрировать
коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных
осознанное поведение национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
проблемах и вызовах современности; перспективах
на основе
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
развития современного общества, в том числе тенденций
традиционных
экологической культуры, способности ставить цели и
развития Российской Федерации; человеке как субъекте
общечеловеческих
общественных отношений и сознательной деятельности;
ценностей, в том числе строить жизненные планы;
особенностях социализации личности в современных
с учетом гармонизации В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, условиях, сознании, познании и самосознании человека;
межнациональных и
уважение закона и правопорядка;
особенностях профессиональной деятельности в области
межрелигиозных
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
отношений, применять - принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических значении духовной культуры общества и разнообразии ее
стандарты
ценностей;
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
антикоррупционного
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
государства в экономике, в том числе государственной
поведения
12

особенностях рыночных отношений в современной
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах экономике;
гражданского общества,участвовать в самоуправлении в роли государственного бюджета в реализации
общеобразовательной организации и детско-юношеских полномочий органов государственной власти, этапах
организациях;
бюджетного процесса механизмах принятия бюджетных
- умение взаимодействовать с социальными институтами в социальных отношениях, направлениях социальной
соответствии с их функциями и назначением;
политики в Российской Федерации, в том числе
- готовность к гуманитарной и волонтерской
поддержки семьи, государственной политики в сфере
деятельности;
межнациональных отношений; структуре и функциях
патриотического воспитания:
политической системы общества, направлениях
- сформированное™ российской гражданской
государственной политики Российской Федерации;
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
конституционном статусе и полномочиях органов
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
настоящее многонационального народа России;
Российской Федерации;
- ценностное отношение к государственным символам,
правовом регулирования гражданских, семейных,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке, трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных отношений;
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите системе права и законодательства Российской Федерации;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
нравственные ценности, в том числе ценности
универсальные учебные действия (регулятивные,
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
познавательные, коммуникативные);
семьи, созидательного труда, норм морали и
- способность их использования в познавательной и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
социальной практике, готовность к самостоятельному
милосердия, справедливости, коллективизма,
планированию и осуществлению учебной деятельности, исторического единства народов России, преемственности
13

работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины; использовать
понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
общества; характеризовать функции социальных
институтов; обосновывать иерархию нормативных
правовых актов в системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов включая универсальные методы науки а также
14

6) владеть умениями применять полученные знания при

анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
15

типичных социальных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационнокоммуникационных
технологий в решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам сточки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
16

OK 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению

финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на основе
полученных знаний правовую оценку действиям людей в
модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных
и межличностных конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение сточки зрения социальных
норм, ценностей, экономической рациональности и
финансовой грамотности; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения, осознавать опасность
б положения фактами
- конкретизировать теоретические

В области экологического воспитания:
- сформированное™ экологической культуры, понимание социальной действительности, модельными ситуациями,
влияния социально-экономических процессов на
примерами из личного социального опыта и фактами
состояние природной и социальной среды осознание
социальной действительности в том числе по соблюдению
17

применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение навыками учебно исследовательской
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированное™ мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую

правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
обществ
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

18

действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;

19

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Общий объем

72

теоретическое обучение

44

практические занятия

28

Индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

нет
2

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые
компетенции

1
Раздел 1. Человек в общ
Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества3

2

3

4

естве
Основное содержание учебного материала

10
4

Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация
и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Технический и естественно-научный профили - Перспективы развития (название
специальности) в информационном обществе. Направления цифровизации в
профессиональной деятельности (название специальности). Роль науки в решении
глобальных проблем
Социально-экономический и гуманитарный профили - Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную деятельность
(название специальности). Направления цифровизации в профессиональной деятельности
(название специальности)

2
1
ОК 01
ОК 05

1

21

Гема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Основное содержание учебного материала

4

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.

2

В том числе практических занятий

2

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности (название специальности).
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его
б
ф
( учебного материала )
Основное
содержание

1

Тема 1.3.
Познавательная
В том числе практических занятий
деятельность человека. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
Научное познание
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество
и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности (название специальности)
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная
Духовная культура
личности и общества и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура.

ОК 02
ОК 04
ОК 05

1

2
2

1

ОК 02
ОК 04
ОК 05

1

8
2

ОК 03
ОК 05
ОК 06

22

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3. Религия

Тема 2.4. Искусство

Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие
современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование
ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный
регулятор Категории морали Гражданственность Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности (название специальности)
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Ц
ф
б
Профессионально
ориентированное содержание
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности профессиональной
деятельности в сфере науки, образования
Для других профилей - Профессиональное образование в сфере (название специальности).
Роль и значение непрерывности образования
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

1

2
2

ОК 02
ОК 03
1

2

2
2
1

ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 05

1

23

Для отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности профессиональной
деятельности в сфере искусства
Для других профилей - Образ профессии/ специальности (название специальности) в
искусстве
Раздел 3. Экономическая жизнь общества4
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
Экономика- основа
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла Фазы экономического цикла Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Особенности разделения труда и специализации в сфере (название
специальности)
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
Рыночные отношения в Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
экономике.
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовые
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
институты
банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Тема 3.3.
Основное содержание учебного материала

16
2

1

ОК 02
ОК 07

1

4

2

ОК 01
ОК 03
ОК 09

4

ОК 01

24

Рынок труда и
безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины
и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для социально-экономического профиля - Особенности профессиональной деятельности в
экономической и финансовой сферах
Для других профилей - Спрос на труд и его факторы в сфере (название специальности).
Стратегия поведения при поиске работы. Возможности (название специальности)
профессиональной переподготовки
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере (название специальности).

ОК 02
ОК 03
2

2
2

2
2
ОК 01

1
ОК 03
1

Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала

2

Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.

1

ОК 01
ОК 09

2

ОК 06
ОК 09
25

развития экономики
России и
международная
экономика

и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

Технический и естественно-научный профили - Направления импортозамещения в
условиях современной экономической ситуации в сфере (название специальности).
Собственное производство как средство устойчивого развития государства Социальноэкономический и гуманитарный профили - Региональная экономика и её особенности в
сфере (название специальности). Основные направления развития региональной экономики
(
)
Раздел 4. Социальная сфера
Основное содержание учебного материала
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека
в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста
Тема 4.2.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Семья в современном
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
мире
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Тема 4.3.
Основное содержание учебного материала
Этнические общности Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
и нации
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

1

8
2

ОК 01
ОК 05
1

2
2

ОК 05
ОК 06

2
ОК 05
ОК Об
2

ОК 04
26

Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт
и способы его
разрешения

В том числе практических занятий
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии
поведения в конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
Политика и власть.
Политическая система институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного

Тема 5.2.

2

ОК 05

1

8
4

В том числе практических занятий

2

ОК 05
ОК Об

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Основное содержание учебного материала

4

ОК 03

27

Политическая культура Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
общества и личности. участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
Политический процесс идейно политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
и его участники
политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации5
Основное содержание учебного материала
Тема 6.1.
Право в системе
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
социальных норм
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского
права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности

ОК 04

2
1

1
20
4

ОК 01
ОК 05
ОК 09
1

28

Гема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание

2
1

Для всех профилей - Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в
организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени

Основное содержание учебного материала
Тема 6.3.
Правовое регулирование Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
гражданских, семейных, Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
трудовых,
несовершеннолетних.
образовательных
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
правоотношений
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей

6

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг

Тема 6.4.

ОК 02
ОК 06
ОК 07

ОК 02
ОК 05
ОК 06

В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей социально - экономического профиля - Юридическое
образование, юристы как социально-профессиональная группа
Для других профилей - Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Особенность регулирования трудовых отношений в сфере (название специальности)

4
2

Основное содержание учебного материала

4

ОК 02

29

Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое

Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права
на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.

Тема 6.5.

ОК Об
ОК 09

Основное содержание учебного материала
Основы процессуального Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
права
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего

72

2

ОК 02
ОК 05
ОК 09

30

3.

Условия

реализации

программы общеобразовательной
«Обществознание»

дисциплины

3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором
имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и
в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно- нормативам и
быть оснащено типовым специализированной
эпидемиологических правил и
учебной
мебелью
и
которого
участники
оборудованием, в том числе
образовательного визуальную информацию по
средствами обучения.
В кабинете должно быть

мультимедийное оборудование, посредством

процесса могут просматривать создавать
обществознанию,
видеоматериалы,
иные документы.
презентации,
В состав учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения
программы
учебной
дисциплины
«Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Печатные
и
электронные
издания,
рекомендованные
использования при реализации общеобразовательной дисциплины

для

Основные печатные издания
1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 319 с.
2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 334 с.
3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. —

М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с.
4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные
задания. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
Электронные издания (ресурсы)
1. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
URL:http://school-collection.edu.ru
2. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
3. Официальный
сайт компании
«Консультант Плюс».
URL:http://www.consultant.ru.
4. ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450724
5. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru.
6. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru
7. Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru
8. Официальный сайт Совета Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru
9. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации.
URL:http://www.vsrf.ru.
10. Официальный
сайт
Правительства
России.
URL:http://www.government.ru
11. Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый
урок».
URL:http://festival.1september.ru/
12. Министерство
просвещения
Российской Федерации.
URL:https://edu.gov.ru
13. Министерство
науки и высшего образования
Российской
Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru
14.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

(Рособрнадзор). URL: https://obrnadzor.gov.ru
15. Официальный
сайт Национальных проектов России.
URL:https://национальныепроекты.рф
16. Федеральный
портал
«Российское
образование».
URL:https://www.edu.ru
17. Федеральный
портал
«Информационно-коммуникационных
технологий в образовании». URL: http://window.edu.ru
18.Федеральный
портал по финансовой
грамотности.
URL:https://vashifinancy.ru
19. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). URL:
https://fipi.ru
Дополнительные источники
1. «Конституция
Российской
Федерации»
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
25.02.2022)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от
14.07.2022)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с
25.07.2022)
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от
04.08.2022)
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от
14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от
28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022)
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ.
— 1992. —№ 15. — Ст. 766. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости
населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов
РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
10. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //
СЗ РФ. —2002.
11. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1993.

12. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
14. Федеральный
закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. —
1999. — № 14.
— Ст. 1650.
15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //
СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
16. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998
N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
17. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67ФЗ (ред.от. 28.06.2022)

34

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания
учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направлено на формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК б, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных
результатов, регламентированных ФГОС С00.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные
пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого
комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие
оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на
контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей,
промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности
обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть
организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
35

-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к
документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам,
таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера;
задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При
организации
и
проведении
процедуры
оценивания
образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть
возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся.
Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные
результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего
изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает
как развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно
выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий
и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть
известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения
процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По
возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и
обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому
параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное
количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации
обучения по программе дисциплины.
Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05

Познавательные задания
Тема 1.1.
• Вопросы проблемного
Общество и общественные
характера
отношения. Развитие
• Задания к схемам, таблицам,
общества
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
36

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос Познавательные
задания • Задания к документам,
содержащим социальную
информацию

37

• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
OK 02
OK 04
OK 05

Устный опрос
Тема 1.3.
Познавательные задания
Познавательная
• Задания к документам,
деятельность человека.
содержащим социальную
Научное познание
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура

OK 03
OK 05
OK Об

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

OK 02
OK 03

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

OK 05
OK 06

Тема 2.3.
Религия

OK 01
OK 05

Тема 2.4.
Искусство

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос Познавательные
задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания

38

• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07

ОК 01
ОК 03
ОК 09

ОК 01
ОК 02
ОК 03

ОК 01
ОК 03

ОК 01
ОК 09

Устный опрос
Тема 3.1.
Экономика - основа ж и з Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
н едеятел ь н о сти
диаграммам, инфографике
общества
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос Познавательные
Тема 3.2.

Рыночные отношения в задания
экономике. Финансовые • Задания к документам,
содержащим социальную
институты
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Тема 3.3.
Познавательные задания
Рынок труда и
• Задания-задачи
безработица.
• Задания к схемам,таблицам,
Рациональное поведение
диаграммам, инфографике
потребителя
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Тема 3.4.
Предприятие в экономике Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Тема 3.5.
Экономика и государство Познавательные задания
• Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
39

Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК Об
OK 09

Познавательные задания
Тема З.б.
• Вопросы проблемного
Основные тенденции
характера
развития экономики
России и международная • Работа с документами,
содержащими социальную
экономика
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера

ОК 01
ОК 05

ОК 05
ОК Об

ОК 05
ОК Об

ОК 04
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос Познавательные
задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Устный опрос
Познавательные задания
Семья в современном мире
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Тема 4.3.
Этнические общности и Познавательные задания
• Задания к документам,
нации
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 4.4.
Устный опрос
Социальные нормы и Познавательные задания
• Задания-задачи
социальный контроль.
Социальный конфликт и • Проектные задания
Тема 4.2.

40

способы его разрешения Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05
ОК Об

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный

опрос

Познавательные задания •
Задания

к

документам,

содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
ОК ОЗ
Тема 5.2.
ОК 04
Политическая культура Познавательные задания
• Задания-задачи
общества и личности.
Политический процесс и • Задания к документам,
содержащим социальную
его участники
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

ОК 02
ОК Об
ОК 07

ОК 02
ОК 05
ОК Об

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Устный опрос
Тема 6.2.
Познавательные задания
Основы конституционного
• Задания- задачи
права Российской
Тестирование
Федерации
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема б.З.
Устный опрос
Правовое регулирование Познавательные задания
гражданских, семейных, • Задания-задачи
Тестирование
трудовых,
Самооценка и взаимооценка
образовательных
знаний /умений обучающихся
правоотношений
41

OK 02
OK Об
OK 09

OK 02
OK 05
OK 09

OK 01, OK 02, OK 03, OK
04, OK 05, OK 06, OK 07,
OK 09

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Тема 6.5.
Отрасли процессуального
права

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Выполнение заданий
промежуточной аттестации

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».