Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Рабочая программа 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа СГ05 Основы бережливого производства Профессия 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин Рассмотрено на заседании ПЦК «_________________________» Протокол №_______ «___»_________________2023___ г. __________ _О.В.Думнова__ подпись УТВЕРЖДЕНО Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» ________ __________ подпись И.О.Фамилия Протокол №____ от «__»__________2023__г. И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ( базовый уровень) Гусиноозерск 2023 г. Разработчик преподаватель Репина Т.Н. Проверил Еремина Л.А. зав. отделением Ульянова С.А. Согласовал: рук.. методкабинетом 2 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) и примерной программы по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский техникум» 3 энергетический СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы бережливого производства 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины - научить обучающихся «бережливому образу мышления» и сформировать умение применять «бережливый подход» в дальнейшей трудовой деятельности. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания 1.2.2 Общие компетенции и личностные результаты Код компетенци и ОК 01-07; ОК 09 ЛР 13-14, 17, 18, 19 Умения Знания -Использовать эффективные методы для снижения различных видов потерь; - обслуживать оборудование, для того, чтобы всегда поддерживать его в полностью работоспособном состоянии; системная организация рабочего места, основанная на визуальном контроле; - вести активный поиск методов повышения качества -умение пользоваться методом «время такта», - настраиваться на перемены, доверять людям, следовать правилам и нормам поведении на бережливом предприятии -Выявить недостатки традиционного подхода, использовать понятия бережливого производства -Выстраивать производственные функции в единый производственный поток, пользоваться средствами -В чем преимущество бережливого производства -Особенности становления производственной системы Toyota, путь внедрения основных принципов бережливого производства -Особенности принципов и идеалов бережливого производства -Как рассматривать любые действия на предприятии с точки зрения клиента -Виды потерь и причины их образования -Способы и методы производственного анализа проблем в системе бережливого производства -Что представляет собой стандартизированная работа -Как производится измерение затрат рабочего времени на рабочих местах, этапы хронометража, назначение бланков стандартизированной работы -Сущность каждого этапа 5S, как данная система работает на рабочем месте 5 визуального контроля работы производственной линии -Относиться к изменениям позитивно, настроиться на изменения, преодолевать внутреннее сопротивление -Описывать поток создания ценности -Выявить потери в производственном процессе, анализировать причины возникновения и их искоренять -Пользоваться инструментами выявления и решения поставленных проблем -Рассчитывать время такта -Заполнять бланки стандартизированной работы -Правильно и эффективно организовать свое рабочее место, используя принципы визуального контроля -Устранять потери с помощью организации потока единичных изделий -Разделять действия при переналадке на внутренние и внешние, преобразовывать внутренние во внешние -Обнаружить муда в любой деятельности, касающейся сферы услуг -Работать по-новому, настроиться на нововведения -Как организуется поток единичных изделий -Основные этапы процесса быстрой переналадки -Особенности применения принципов бережливого производства в непроизводственных сферах -Преимущества нововведений -Основы принципы системы бережливого производства, основные методы организации рабочего места, основные виды потерь, их источники и способы их устранения, различные виды контроля, правила построения потоков создания ценности и способы их оптимизации, инструменты бережливого производства; - понимание процесса «время такта»; - правил, уберегающих от сокращения; - про взаимоотношения в коллектив; -о недостатке бережливого производства; -. что от вас ждет бережливое предприятие; - понимать необходимость работать поновому 1.2. 3 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» относится к профильному образовательному циклу основной образовательной программы. Овладение учебными универсальными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и 6 практической деятельности, к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т. ч.: теоретическое обучение 22 практические занятия 12 Самостоятельная работа 2 зачет Промежуточная аттестация 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 Тема 1. Введение. Общие положения 2 3 14 Содержание учебного материала 1.Основные понятия и принципы бережливого производства. Цель бережливого производства. История возникновения бережливого производства. Особенности бережливого производства в сравнении с традиционным производством. Причины возникновения необходимости перехода к бережливому производству. Основные понятия курса «Бережливое производство»: БП, ценность продукта, потери (муда), точно вовремя, принципы работы производственного оборудования (джидока).. Концепция БП компании Toyota: джидока – встраивание качества в процесс производства; точно вовремя – система производства, при которой изготавливается необходимое потребителю количество нужных изделий в точное время. 2. Основы, которым необходимо следовать всем, и менеджерам и рабочим, внедряющим Бережливое производство на предприятии. Взаимоотношения «поставщик-заказчик», почему надо внимательно относиться к потребностям не только внешнего, но и внутреннего заказчика, почему жалобы заказчика важны. «Система «Последний проектировщик»– инструментарий Бережливого строительства 3.Идеалы Бережливого производства Идеалы Производственной системы ГАЗ, почему необходимо стремиться к совершенству. Как стандартизированная работа, Хейдзунка и др. методы помогают двигаться к идеалу. Стремление к совершенству.Развитие стремления к постоянному усовершенствованию своего рабочего места. 8 8 Коды компетенций и личностных результатов формированию которых способствует элемент программы ОК 01-03; ОК 07; ЛР 13-14, 17, 18, 19 4. Потери. Хронические проблемы и недостатки организации строительного производства. Концепция «Бережливое строительство». Причины, виды образования потерь. Понимание смысла мероприятий по искоренению потерь. Последовательность действий по устранению потерь. В том числе практических занятий и лабораторных занятий Практическое занятие №1. Принципы бережливого производства Практическое занятие №2 Определение последовательности действий для единичного производства и производства партиями Тема №2 Основные инструменты бережливого производства. Тема 3. Разработка потока создания ценностей Практическое занятие №3. Умение обнаружить потери разного рода и анализировать причины их возникновения. например, выполнение домашнего задания, уборка квартиры, чистка салона автомобиля и т.п. Определить этапы, время выполнения, организацию рабочего места, лишние перемещения. Что необходимо изменить? Содержание учебного материала 1. Инструменты бережливого производства. Знание основных инструментов Бережливого производства и их назначение. Методика использования в процессе производства. Почему процесс совершенствования должен быть постоянным. Система кайдзен (непрерывное улучшение.) Сферы деятельности и принципы системы. В том числе практических занятий и лабораторных занятий Практическое занятие №4. Система рационализации рабочего места. «Пять «S». Система 5С: визуализация и упорядочение Самостоятельная работа Какие факторы влияют на успешный переход компании к бережливому производству. О роли культуры постоянного совершенствования и ключевых этапах преобразования компании. Каких конкретных успехов добиваются компании, внедрившие систему Бережливого производства Содержание учебного материала 1. Управление потоком создания ценностей Карта потока создания ценностей В том числе практических и лабораторных занятий 9 6 4 2 ОК 01-03; ОК 07; ЛР 13-14, 17, 18, 19 2 2 4 2 2 ОК 01-03; ОК 07; ЛР 13-14, 17, 18, 19 Практическое занятие №5 Моделирование производственных процессов: выталкивающая и вытягивающая системы, серийное и единичное производство изделий. Тема 4. Содержание учебного материала Особенности 1. Недостатки бережливого производства. Правила, уберегающие от сокращения. взаимоотношений 2. Взаимоотношения в коллективе. Формирование «команды процесса» в коллективе на Организация взаимодействия в цепочке процесса. Условия успешной мотивации бережливом людей. Правила доверия. Инструменты нематериальной мотивации. предприятии. Особенности формирования и работы команды. Мотивация Тема 5. Система Содержание учебного материала бездефектного 1. Элементы системы бездефектного изготовления продукции. Причины изготовления возникновения дефектов. Предупреждение дефектов. Метод дзидока-встраивание продукции. качества в производственный процесс. 2. Кружки качества. Семь простых инструментов качества Тема 6. Содержание учебного материала Стандартизация 1.Понятие « стандарт». Виды, типы и назначение стандартов. Стандартизация в РФ. работы. Стандарты в бережливом производстве, стандартизованная работа и её составляющие. Карты стандартных операций. Этапы совершенствования стандартов Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований и правил к изготовлению изделий, а также характеристик самих изделий Промежуточная аттестация Всего: 10 4 ОК 01-03; ОК 07; ЛР 13-14, 17, 18, 19 4 4 4 2 2 2 36 ОК 01-03; ОК 07; ЛР 13-14, 17, 18, 19 ОК 01-03; ОК 07; ЛР 13-14, 17, 18, 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрен учебный кабинет. Оборудование учебного кабинета: 1. посадочные места по количеству обучающихся; 2. рабочее место преподавателя; 3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет; 4. аудиторная доска для письма. Технические средства обучения: 1. мультимедиа проектор; 2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением; 3. лазерный принтер; 4. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Основы бережливого производства: учебник /А.В.Курамшина, Е.В.Попова. Москва : КНОРУС, 2023.-200 стр. – ( среднее профессиональное образование) 3.2.2. Основные электронные издания 1. Бережливое производство: учеб. пособие./ А .В. Вялов- Комсомольскна-Амуре: ФГБОУ «ВПО» «КнАГТУ», 2014. 100 стр. 2.https://fictionbook.ru/author/alsu_vinirovna_kuramshina/osnovyi_berejliv ogo_proizvodstva_spo_uchebnik/ 3. https://www.litres.ru/alsu-vinirovna-kuram/osnovy-berezhlivogo- proizvodstva-spo-uchebni-68491223/ 3.2.3. Дополнительные источники 1. Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2020, №6, Том 12 / 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today/issue-62020.html 2. URL статьи: https://esj.today/PDF/41SAVN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи: Соловьева Е.В., Даниелова А.Г. Адаптация строительных организаций России для эффективного внедрения и применения инновационных методов Бережливого строительства // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, УДК 658.5 ГРНТИ 67.01.11, Соловьева Екатерина Владимировна ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, Россия Зав. кафедрой «Технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью» Доктор экономических наук, доцент E-mail: soloveisolovei008@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=660726; Даниелова Анна Генадиевна ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, Россия Институт строительства и транспортной инфраструктуры Магистрант кафедры «Технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью» E-mail: ann_adamova9596@mail.ru Адаптация строительных организаций России для эффективного внедрения и применения инновационных методов Бережливого строительства 12 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Основные принципы системы бережливого производства, основные методы организации рабочего места, основные виды потерь, их источники и способы их устранения, различные виды контроля, правила построения потоков создания ценности и способы их оптимизации, инструменты бережливого производства; - понимание процесса «время такта»; - правил, уберегающих от сокращения; - про взаимоотношения в коллективе; -о недостатке бережливого производства; -. что от вас ждет бережливое предприятие; - понимать необходимость работать по-новому Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: -Использовать эффективные методы для снижения различных видов потерь; - обслуживать оборудование, для того чтобы всегда поддерживать его в полностью работоспособном состоянии; - организацию рабочего места, основанная на визуальном контроле; - вести активный поиск методов повышения качества; -умение пользоваться методом «время такта»; Критерии оценки Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены: Демонстрирует сущность понятия «бережливое производство», инструменты бережливого производства Устанавливает соответствие различных видов контроля, правил построения потоков создания ценности Представляет способы оптимизации потерь Демонстрирует знание: основных методов организации рабочего места; основных виды потерь, их источников и способы их устранения; правил, уберегающих от сокращения; о недостатке бережливого производства; про взаимоотношения в коллективе Представляет, что от неё ждет бережливое предприятие; Демонстрирует понимание: необходимости работать поновому; процесса «время такта» Характеристики демонстрируемых умений Использует эффективные методы для снижения различных видов потерь; - обслуживает оборудование, для того чтобы всегда поддерживать его в полностью работоспособном состоянии на уроках производственного обучения - организует рабочее место, - ведёт активный поиск методов повышения качества; -умеет пользоваться методом «время такта»; 14 Методы оценки Какими процедурами производится оценка: Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Письменный опрос Решение ситуационных задач Экспертное наблюдение за работой студента на практических занятиях Тестирование Оценка результатов выполнения практической работы Итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта. Мониторинг роста самостоятельности и навыков получения знания Какими процедурами производится оценка: Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы - настраиваться на перемены, доверять людям, следовать правилам и нормам поведения на бережливом предприятии ЛР 13-14, 17, 18, 19 - настраивается на перемены, доверяет людям, следует правилам и нормам поведения на бережливом предприятии -умеет выстраивать траекторию собственного профессионального и личностного развития, планирует предпринимательскую деятельность, использует знания по финансовой грамотности; - осознаёт потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; - владеет навыками коммуникабельности в коллективе; -решает различные задачи профессиональной деятельности. 15 Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы, на урока производственного обучения и во внеурочной деятельности ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по профессии (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) 16 (И.О. Фамилия)