Рабочая программа Основы технической механики и гидравлики МД

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа

СК-УПД-РП-2.5.-23

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа УД «Основы технической механики и
гидравлики» по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и
строительных машин.

Рассмотрено на заседании ЦК
преподавателей спецдисциплин
и мастеров п/о по ППКРС
Протокол №_______
«___»_________________2023г.
__________ __Л.В. Цыбденова

УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________
_______
подпись

«__»__________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы технической механики и гидравлики

Гусиноозерск, 2023г

И.О.Фамилия

Протокол №____от

Программа учебной дисциплины «Основы технической механики и гидравлики»
разработана

в соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом (далее – ФГОС СОО) для профессии среднего профессионального
образования (далее СПО) 23.01.06

Машинист дорожных и строительных

машин
Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И ГИДРАВЛИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС
профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании по программам повышения
квалификации и переподготовки специалистов в области транспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать кинематические схемы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивление
материалов;
- требования к деталям и сборочным единицам общего и специального
назначения;
- основные понятия гидростатики и гидродинамики.
1.4.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

78
74

лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Подготовка к защите практических работ
Выполнение отчета по лабораторным работам
Подготовка сообщений по данным темам
Выполнение реферата
Изучение дополнительной литературы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

14
30
4

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы технической механики и гидравлики
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1
Раздел 1
Механические
передачи.
Тема 1.1.
Механизм и
машина. Общие
сведения о
передачах.

2

3
44

Тема 1.2.
Фрикционные и
зубчатые передачи.

Тема 1.3.
Передача винтгайка.
Тема 1.4.
Червячная
передача.

Тема 1.5.
Общие сведения о
редукторах.
Тема 1.6.
Ременные передачи.

Содержание учебного материала
1 Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Требования предъявляемые к машинам, деталям.
Критерии работоспособности и расчёта деталей и машин.Назначения механических передач и их
классификация по принципу действия. Передаточное отношение и передаточное число. Основные
кинематические и силовые отношения в передачах.
Практические занятия
Кинематический расчет двухступенчатого привода.
Содержание учебного материала
Принцип работы. Цилиндрическая фрикционная передача. Виды разрушений и критерии
работоспособности. Передача с бесступенчатым регулированием передаточного числа- вариаторы .
Область применения.Характеристики, классификация, область применения. Основы теории зубчатого
зацепления. Виды разрушений зубчатых колёс. Основные критерии работоспособности и расчёта.
Материалы. Прямозубые,
цилиндрические передачи. Особенности геометрии и расчета на прочность. Конические прямозубые
передачи. Принцип работы и устройства.
Лабораторные работы.
Изучение конструкции цилиндрического зубчатого редуктора.
Содержание учебного материала
1 Винтовая передача. Передача с трением скольжения и трением качения. Виды разрушений и критерии
работоспособности. Материалы.
Содержание учебного материала
1 Общие сведения. Геометрические соотношения, передаточное число, КПД. Виды разрушения зубьев
червячных колёс. Материалы звеньев.
Лабораторная работа.
Изучение конструкции червячного редуктора.
Практические занятия.
Оценивание КПД по средним значениям числа заходов червяка.
Содержание учебного материала
1 Назначение, устройства, классификация. Конструкция одно- и двухступенчатых редукторов. Моторредуктор. Основные параметры редукторов.
Содержание учебного материала.
1
Детали ременных передач. Основные геометрические соотношения. Передаточное число. Виды
разрушений и критерии работоспособности.

2

ОК 01-07
ПК01-02

4
2

1

Практические работы
Кинематический расчёт ременной передачи .

Общие и
профессиональные
компетенции
4

ОК 01-07
ПК01-02

4
2

2
4

ОК 01-07
ПК01-02
ОК 01-07
ПК01-01

2
2
2

ОК 01-07
ПК01-02
ОК 01-07
ПК01-02

4

6

Тема 1.7.
Цепные передачи.
Раздел 2.
Основные сведения
о некоторых
механизмах.
Тема 2.1
Валы, оси.

Тема 2.2
Опоры осей и валов.

Тема 2.3
Муфты.
Тема 2.4
Разъёмные
соединения деталей.

Тема 2.5
Неразъемные
соединения.

Раздел 3
Основы
гидростатики и
гидродинамики.
Тема3.1
Силы давления
жидкости.

Содержание учебного материала
1 Классификация, деталей передач. Геометрические соотношения. Критерии работоспособности.

2
35

Содержание учебного материала
1

2

Назначение, классификация. Элементы конструкций, материалы. Проверочный расчет осей.

Практические занятия.
Определение диаметра неподвижной оси балки по грузоподъёмности.
Содержание учебного материала
Общие сведения. Подшипники скольжения. Виды разрушения, критерии работоспособности.
Подшипники качения. Классификация. Особенности работы. Причины выхода из строя.
Смазывание.
Уплотнения.
Лабораторная работа.
Изучение конструкции подшипников качения и определение в них потерь на трения.
Содержание учебного материала.
1
Назначение и классификация. Устройство и принцип действия. Подбор стандартных и
нормализованных
муфт.
Содержание учебного материала
1
Резьбовые соединения. Шпоночные и шлицевые соединения. Классификация, сравнительная
характеристика.

4

Соединения сварные, паянные, клеевые. Соединения с натягом. Основные типы сварных швов и
сварных
соединений.
Практические занятия.
Выяснение факторов, влияющих на прочность сварного соединения.

ОК 01-07
ПК01-02
4
2
ОК 01-07
ПК01-02
2
ОК 01-07
ПК01-02
4
2

1

Содержание учебного материала
1
Силы давления жидкости.Направление сил давления. Единицы давления. Распределение давления
внутри
жидкости. Закон Паскаля. Жидкость под действием силы тяжести.
Практические занятия.
Изучение схемы и работы гидравлического пресса

ОК 01-07
ПК01-02

2

1

Практические занятия.
Изучение способов стопорения резьбовых соединений.
Содержание учебного материала

ОК 01-07
ПК01-02

ОК 01-07
ПК01-02
4
27

2

ОК 01-07
ПК01-02

4

7

Тема 3.2
Закон Архимеда.

Тема 3.3
Гидродинамика.

Тема 3.4
Сведения о
гидродвигателях.

Содержание учебного материала.
1
Закон Архимеда. Плаванье тел. Ареометр, устройство. Работа. Тела, лежащие на дне сосуда.

2

Лабораторная работа
Опытная проверка закона Архимеда.
Содержание учебного материала.

2
2

1

Давление в движущейся жидкости. Трение жидкости. Закон Бернулли. Реакция движущийся
жидкости и
её использование.
Практические занятия.
Изучение работы и устройства гидроцилиндров экскаватора.
Содержание учебного материала.
1
Общие сведения. Схема гидродвигателя бульдозера
Самостоятельная работа.
Работа с дополнительной справочной литературой.
Оформление и подготовка к защите практической работы.
Подготовка сообщений.
Защита рефератов.

ОК 01-07
ПК01-02

ОК 01-07
ПК01-02
4
2
ОК 01-07
4

Всего:

ПК01-02

78

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
технической механики и гидравлики;
Оборудование учебного кабинета:
 рабочее место преподавателя,
 посадочные места для обучаемых,
 комплект учебно-методической документации,
 комплект учебно-наглядных пособий,
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники. – 2-е изд.
- М., Академия, 2012.
2. Горбач Н.И. Теоретическая механика. Динамика [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Горбач Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Минск:
Вышэйшая школа, 2012.— 320 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/20286.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3.Лукьянов А.М. Техническая механика [Электронный ресурс]: учебник/
Лукьянов А.М., Лукьянов М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.:
Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2014.— 712 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/45321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительные источники:
1. Полосин М.Д. Машинист дорожных и строительных машин:
справочное пособие. -М.: Академия, 2013
Интернет ресурсы:
1. Лекции по технической механике и гидравлике.
Форма допуска: свободная http://www. texnik.ru

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
читать кинематические схемы
знать:
основные понятия и термины кинематики
механизмов, сопротивление материалов;
требования к деталям и сборочным
единицам общего и специального
назначения;
основные понятия гидростатики и
гидродинамики.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение
за
ходом
выполнения
практических работ
Оценка результатов практических работ
Оценка результатов практических работ
Оценка результатов
практических работ.

лабораторных

и

10

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения

Номера листов
Раздел рабочей программы

замененных

новых

аннулированных

Основание для внесения
изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».