СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02 Обеспечение производства подготовительных и землеройнотранспортных работ с применением машин соответствующего назначения» 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности «Обеспечение производства подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения», соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код Наименование общих компетенций ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ОК 04 ОК 07 ОК 09 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД 2 Обеспечение производства подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения Осуществлять управление машиной, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций Осуществлять технологическую настройку систем и регулировку рабочих органов Проводить подготовку к транспортировке различными видами транспорта Выполнять подготовительные и землеройно-транспортные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства Оформлять техническую и отчетную документацию ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Иметь - управления машинами в различных ситуациях, при производстве работ, практический опыт в том числе и при возникновении нештатных ситуаций; - технологической настройки систем и регулировки работы рабочих органов; - погрузки-выгрузки, увязки, транспортировки различными видами транспорта; - выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ в строгом соответствии с технологией производства, с соблюдением правил безопасности производства; - оформления технической и отчетной документации Уметь - управлять техникой в зависимости от поставленных производственных задач; - выполнять настройки работы систем, регулировки движения рабочих органов; - выполнять работы по погрузке-разгрузке, увязке, оформлению документации; - осуществлять подготовительные и землеройно-транспортные работы; - заполнять, оформлять, согласовывать, утверждать техническую и отчетную документацию - органы управления, положения их в зависимости от направления движения рабочих органов, контрольных показаний приборов, действий при возникновении нештатных ситуаций; - параметры, нагрузки, геометрические значения движения рабочих органов; - порядок транспортирования, схемы увязки, габариты погрузки, материальное обеспечение, правила оформления документов; - виды, технические требования, технологию производства, условия выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ, требования безопасного производства; - формы документов в зависимости от видов работ, порядок заполнения, согласования и утверждения Знать 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов 498 в том числе в форме практической подготовки 80 часов Из них на освоение МДК 128 часов в том числе самостоятельная работа___8_______ на практики, в том числе учебная 108 часа производственная 216 часов Промежуточная аттестация ______24______. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Структура профессионального модуля В т.ч. в форме практической подготовки Объем профессионального модуля, ак. час. Обучение по МДК Всего В том числе Лабораторны х и Самостоятельн практических ая работа2 занятий 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздел 1. Обеспечение качественного выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения Производственная практика 150 80 142 80 8 Х 108 Х Промежуточная аттестация Всего: 24 498 Всего, час. 1 1 ОК 01, 04, 07, 09 ПК 2.1–2.5 ПК 2.1–2.5 Практики Промежуточная аттестация Коды профессионал Наименования разделов ьных и общих профессионального модуля компетенций Учебная Производствен ная 216 216 142 80 8 24 108 216 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ) Наименование разделов и тем профессионального Содержание учебного материала, модуля (ПМ), лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа междисциплинарных курсов обучающихся (МДК) 1 2 Раздел 1. Обеспечение качественного выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения МДК 02.01. Управление и технология выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения Тема 1.1 Правила дорожного Содержание движения (ПДД) и Особенности подхода к изучению ПДД. Терминология. Обязанности участников безопасность дорожного движения движения Дорожные знаки Расположение транспортных средств на проезжей части Регулирование дорожного движения Безопасность при движении и перевозке Оценка дорожной ситуации. Выбор безопасных режимов движения Оценка технических неисправностей и возможности движения при их наличии Правовая ответственность при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) (самостоятельная) В том числе практических занятий Практическое занятие 1. Изучение дорожных знаков Практическое занятие 2. Решение практических задач по регулированию дорожного движения Практическое занятие 3. Отработка правил проезда перекрестков (регулируемых и нерегулируемых) Практическое занятие 4. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 3 498/404 128/80 32/20 12 2 20 10 4 2 4 Тема 1.2. Охрана труда и окружающей среды Тема 1.3. Эксплуатация машин при выполнении подготовительных и землеройно-транспортных работ, управление рабочими органами Содержание Производственный травматизм и его профилактика, методы анализа Электробезопасность и пожарная безопасность Основы предупреждения профессиональных заболеваний Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Обеспечение нормальных режимов работы труда и отдыха рабочих Оказание первой медицинской помощи Государственный экологический контроль Отходы производства и потребления Организация охраны окружающей среды на предприятии (самостоятельная) В том числе практических занятий Практическое занятие 5. Заполнение формы Н-1 «Акт о несчастном случае на производстве» (постановление Правительства РФ от 11.03.1999 г. № 279) Практическое занятие 6. Оказание первой медицинской помощи человеку, пострадавшему при воздействии электрического тока Содержание Общие сведения об объектах применения машин для выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ Способы производства и подготовка участка к работе Обязанности машиниста по осмотру, проверке и подготовке машин: смазка всех узлов, опробование воздухопроводов и рабочих механизмов, осмотр приборов, ходовых частей, рессорного подвешивания, приведение машин в транспортное положение Порядок движения машин в транспортном положении со станции до места работы, приведение машин в рабочее положение Правила и порядок работы машин. Рабочие скорости машин Эксплуатационные материалы: бензин, дизельное топливо; их марки, применение Требования безопасности при эксплуатации машин Возможные неисправности и способы их устранения Приведение машины из рабочего положения в транспортное, правила его следования с места работ на станцию погрузки и наоборот, погрузка, увязка, крепление и транспортирование железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта 32/20 12 2 20 10 10 32/20 12 2 Тема 1.4. Технология и организация подготовительных и землеройно-транспортных работ с соблюдением технических требований и безопасности производства Учебная практика (самостоятельная) В том числе практических занятий Практическое занятие 7. Изучение органов управления и контрольно-измерительных приборов машин Практическое занятие 8. Ознакомление с возможными неисправностями машин и способы их устранения Содержание Разработка грунта Технология производства работ по уплотнению грунта разными способами (укаткой, трамбованием, вибрированием, комбинированным способом) Резание и набор грунта Перемещение грунта к месту укладки. Траншейный способ перемещения грунта Укладка грунта. Балластировочные работы Работа в твердых грунтах Расчистка дорожной полосы Возведение земельного полотна из боковых резервов Применение сжатого воздуха в строительных работах Погрузка и разгрузка сыпучих песков (самостоятельная) Разработка траншей в комплексе с различными машинами Соблюдение безопасных условий труда при производстве дорожно-строительных работ В том числе практических занятий Практическое занятие 9. Применение навыков при работе машин по резанию, перемещению и укладке грунта Практическое занятие 10. Применение навыков при работе машин по расчистке дорожной полосы и разработке твердых грунтов Практическое занятие 11. Регулировка органов управления в зависимости от свойств грунтов Практическое занятие 12. Применение навыков при работе машин по расчистке дорожной полосы 20 10 10 32/20 12 2 20 6 6 4 4 108 Виды работ Выполнение правил дорожного движения (тренажер): выполнение работ по планировке грунта; выполнение работ по разработке и перемещению грунтов; выполнение работ по погрузке, разгрузке и перемещению грузов; выполнение работ по расчистке местности и снегоочистке, расчистке дорожной полосы; выполнение работ по планировке участков с преобладающе ровным рельефом, имеющим частичные неровности в виде мелких канав, ям, воронок, окопов, мелких бугорков; Выполнение технологических процессов на тренажере Производственная практика Виды работ Управление машинами различных типов и назначения, силовыми установками и отдельными рабочими узлами, и механизмами согласно технологическому процессу при сооружении, ремонте и текущем содержании верхнего строения дорог, искусственных сооружений, земляного полотна. Техническое обслуживание машины. Выявление и устранение неисправностей в процессе работы машины. Участие в планово-профилактическом ремонте оборудования. Заливка горючими и смазочными материалами. Управление машиной, при разработке, перемещения грунта, транспортировке различных грузов, механизмов, металлоконструкций и сооружений разной массы и габаритов с применением прицепных приспособлений или устройств. Наблюдение за погрузкой, креплением и разгрузкой транспортируемых грузов. Заправка машины топливом, смазка. Выявление и устранение неисправностей в работе машин. Производство текущего ремонта и участие во всех других видах ремонта обслуживаемой машины, её рабочих органов и прицепных устройств Самостоятельная Консультация Промежуточная аттестация Всего 216 8 14 24 498/404 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: «Кабинет конструкции дорожных и строительных машин», оснащенный оборудованием: посадочные места по количество обучающихся, рабочее место преподавателя, двигатель внутреннего сгорания, комплект натурных образцов агрегатов, механизмов, дорожных и строительных машин; техническими средствами: компьютеры; программное обеспечение; видеофильмы; мультимедиапроектор. Лаборатория «Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3 примерной основной образовательной программы по профессии. Мастерская «Слесарная», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.4 примерной основной образовательной программы по данной профессии. Оснащенные базы практики в соответствии с п. 6.1.2.5 примерной основной образовательной программы по профессии. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве / О.Н. Куликов, Е.Н. Ролин. – Москва: Академия, 2021. – 416 с. 2. Нерсерян В.И. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, и механизмов: В 2 ч. Часть 1. – Москва: Академия, 2019. – 288 с. 3. Нерсерян В.И. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, и механизмов: В 2 ч. Часть 2. – Москва: Академия, 2019. – 304 с. 4. Нерсерян В.И. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин, и механизмов: ЭУМК. – Москва: Академия, 2019. 5. Покровский Б.С. Основы слесарных и сборочных работ. – Москва: Академия, 2017. – 208 с. 6. Покровский Б.С. Слесарные и сборочные работы. – Москва: Академия, 2019. – 352 с. 7. Полосин М.Д. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин. – Москва: Академия, 2019. – 240 с. 8. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. – Москва: Академия, 2019. – 320 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 404 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469913 2. Двигатели автотракторной техники: учебник / Шатров М.Г., под ред., Алексеев И.В., Дунин А.Ю., Ерещенко В.Е., Мельников В.И., Скороделов С.Д. – Москва: КноРус, 2021. – 400 с. – URL: https://book.ru/book/941541 – Текст: электронный. 3. Тракторы и автомобили. Конструкция: учебное пособие / Поливаев О.И., под ред., Гребнев В.П., Ворохобин А.В., Божко А.В. – Москва: КноРус, 2020. – 252 с. – URL: https://book.ru/book/932702 – Текст: электронный. 4. Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие для спо / Б. Ф. Белецкий. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-8114-8100-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171843 (дата обращения: 17.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Смирнов, Ю. А. Эксплуатация автомобилей, машин и тракторов : учебное пособие для спо / Ю. А. Смирнов. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 236 с. — ISBN 9785-8114-8749-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200258 (дата обращения: 17.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 6. Козьмин, С. Ф. Машины и механизмы в садово-парковом строительстве. Практикум : учебное пособие для спо / С. Ф. Козьмин. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 96 с. — ISBN 978-5-8114-8828-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/208484 (дата обращения: 17.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Правила дорожного движения. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9004835?marker=65A0IQ 2. Огороднов, С.М. Конструкция автомобилей и тракторов: учебник / С.М. Огороднов, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец. – Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. – 284 с. – ISBN 978-5-9729-0364-1. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1048737 3. Родичев В.А. Тракторы. – Москва: Академия, 2018. – 288 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля3 ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК.2.1. Осуществлять управление машиной, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций Критерии оценки Методы оценки - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) - эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; - знание и использование ресурсосберегающих технологий Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы; экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам - эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке - применение способов производства подготовительных и землеройнотранспортных работ; - осуществление управление машинами, рабочими органами; - соблюдение требований - устный опрос; - тестирование; - оценка выполнения практических занятий; ПК.2.2. Осуществлять технологическую настройку систем и регулировку рабочих органов ПК 2.3. Проводить подготовку к транспортировке различными видами транспорта ПК 2.4. Выполнять подготовительные и землеройнотранспортные работы, соблюдая технические требования, и безопасность производства ПК 2.5. Оформлять техническую и отчетную документацию инструкций по технологии эксплуатации машин; - применение безопасных приемов труда при управлении машинами; - соблюдение правил дорожного движения - выбор способов настройки систем и регулировки рабочих органов; - использование необходимых приборов и инструмента - экзамен квалификационный - способность провести мероприятия для осуществления транспортировки и перевода в транспортное положение; - осуществление погрузки и крепления на различные виды транспорта - устный и письменный опросы, тестирование; - защита отчетов по практическим занятиям, отчеты по учебной и производственной практике - последовательность выполнения тех или иных подготовительных и землеройно-транспортных работ с соблюдением безопасности производства - правильность оформления и ведения необходимой документацию при эксплуатации и техническом обслуживании