Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-20 СОГЛАСОВАНО Начальник АТБУ – 1 ООО «Разрез Загустайский» «___»_______________ 2020 г __________ А.М.Брылев подпись Ф.И.О. Рабочая программа ПМ01 учебной и производственной практики 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин УТВЕРЖДЕНО Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» ________ Л.В. Белых подпись Протокол №____ от«___»________2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГСО) по профессии среднего профессионального образования 2301.06 Машинист дорожных и строительных машин. Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гусиноозерский энергетический техникум» Разработчик программы: __________ Симонова Маргарита Анатольевна Проверила заведующая по ПО _________ Ульянова Светлана Александровна Согласовал зав. метод. кабинетом ___________ Белых Любовь Владимировна СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 4 ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 5 ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И 11 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 13 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной и производственной практики профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Транспортные средства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1.Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин. 2.Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования. Рабочая программа учебной и производственной практики профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области транспорта, на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной и производственной практики профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - разборки узлов и агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов, подготовки их к ремонту; - обнаружения и устранения неисправностей; 1.3. Рекомендуемое количество часов профессионального модуля: всего – 684 часа, в том числе: учебной практики - 144 часа производственной практики – 540 часов. на освоение программы 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 1 ПК 2 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 Наименование результата обучения Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профессиональных компетенций 1 ПК 1, ПК 2 . Наименования разделов учебной и производственной практик профессионального модуля Всего часов Практика 2 Раздел 1. Техническое обслуживания и ремонт дорожных и строительных машин. Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая практика) Всего: 3 144 4 144 Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) 5 - 540 684 144 540 540 Учебная, часов 3.2.1. Содержание обучения учебной практики профессионального модуля Наименование разделов учебной практики профессионального модуля (ПМ) и тем 1 Раздел 1. Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин. Тема 1.1 Разборка и сборка узлов и механизмов дорожностроительных работ. Тема 1.2. Система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин Тема 1.3 Выявления неисправностей. Виды работ учебной и производственной практики. Объем часов Уровень освоения 2 3 144 4 Виды работ 1. Ознакомление с устройством трактора. 2. Ознакомление с рабочим оборудованием дорожно-строительной машины. 3. Выполнение операций технического обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Виды работ 1. Выполнение операций технического обслуживания агрегатов трансмиссии дорожных и строительных машин. 2. Техническое обслуживание ходового устройства. 3. Регулировка зазоров клапанов ДВС, натяжения гусениц ходовых тележек. 4. Замена масла в ДВС. Замена воздушных, масляных, топливных фильтров на ДВС 5. Замена масла в коробке передач и в бортовых редукторах. Заправка самоходной машины топливом и охлаждающей жидкостью. Виды работ 1. Выполнение подготовительно операций перед началом смены. 2 Выполнение заключительных операций перед началом смены 3 Выявление неисправностей при подготовке к работе. 12 3 3 3 60 3 3 3 3 3 12 3 3 3 Тема 1.4 Выполнения ремонтных работ с использованием ручных и механизированных инструментов Тема 1.5. Ведения эксплуатационной и технической документации Виды работ 1. Проведение текущего ремонта ДВС, с целью обнаружения и устранения обнаруженных неисправностей. 2. Проведение текущего ремонта коробки перемены передач с целью обнаружения и устранения обнаруженных неисправностей. 3 Проведение текущего ремонта других агрегатов самоходных машин с целью обнаружения и устранения обнаруженных неисправностей. 4 Снятие, обслуживание и установка осветительной арматуры. Виды работ 1. Ведение эксплуатационной и технической документации. Всего 48 3 3 3 3 12 3 144 часа 3.2.2. Содержание обучения производственной практики профессионального модуля Наименование разделов учебной практики профессионального модуля (ПМ) и тем 1 Раздел 1. Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин. Тема 1.1 Разборка и сборка узлов и механизмов дорожностроительных работ. Тема 1.2. Система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин Тема 1.3 Выявления неисправностей. Виды работ учебной и производственной практики. Объем часов Уровень освоения 2 3 540 4 Виды работ 1. Выполнения ремонтных работ с использованием ручных и механизированных инструментов 2. Ознакомление с рабочим оборудованием дорожно-строительной машины. 3. Выполнение операций технического обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Виды работ 1. Выполнение операций технического обслуживания агрегатов трансмиссии дорожных и строительных машин. 2. Техническое обслуживание ходового устройства. 3. Регулировка зазоров клапанов ДВС, натяжения гусениц ходовых тележек. 4. Замена масла в ДВС. Замена воздушных, масляных, топливных фильтров на ДВС 5. Замена масла в коробке передач и в бортовых редукторах. Заправка самоходной машины топливом и охлаждающей жидкостью. Виды работ 1. Выполнение подготовительно операций перед началом смены. 2 Выполнение заключительных операций перед началом смены 3 Выявление неисправностей при подготовке к работе. 142 3 3 3 142 3 3 3 3 3 92 3 3 3 Тема 1.4 Выполнения ремонтных работ с использованием ручных и механизированных инструментов Тема 1.5. Ведения эксплуатационной и технической документации Всего Виды работ 1. Проведение текущего ремонта ДВС, с целью обнаружения и устранения обнаруженных неисправностей. 2. Проведение текущего ремонта коробки перемены передач с целью обнаружения и устранения обнаруженных неисправностей. 3 Проведение текущего ремонта других агрегатов самоходных машин с целью обнаружения и устранения обнаруженных неисправностей. 4 Снятие, обслуживание и установка осветительной арматуры. Виды работ 1. Ведение эксплуатационной и технической документации. 96 3 3 3 3 68 3 540 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной и производственной практики модуля предполагает наличие лаборатории технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин и слесарной мастерской. Технические средства обучения: -мультимедиапроектор; - компьютер Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - рабочие места для учащихся - комплект плакатов, - комплект учебно-методической документации. - узлы и агрегаты для проведения лабораторных работ Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: 1. Слесарной - рабочие места по количеству обучающихся - станки: настольно-сверлильный, заточный и токарно-винторезный - механические ножницы по металлу - набор слесарных инструментов - наборы заготовок - набор измерительных инструментов и приспособлений - заготовки для выполнения слесарных работ Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: - гусеничные и колесные трактора - оборудованием дорожных и строительных машин - дорожные и строительные машины - бульдозер Реализация программы учебной и производственной практик модуля предполагает обязательную итоговую производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники: Интернет-ресурсов, 1. Раннев А.В, Полоснин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожностроительных машин. – М: Издательский центр Академия«, 2013. Дополнительные источники: 1. Крупницкий И.Н., Спельман Е.П. Справочник по строительным машинам и оборудованию. -М.: Воениздат, 2013. Интернет – ресурсы: 1. Строй-Техника.Ру. - информационная система по строительной технике. Форма доступа: свободная http://www.stroy-technics.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Для реализации учебной и производственной практик профессионального модуля необходимы: лаборатория технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин и слесарная мастерская. Учебная практика проводится в лаборатории по техническому обслуживанию и ремонту дорожных и строительных машин и в слесарной мастерской, реализовывается концентрировано. Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и реализовывается концентрированно. Аттестация по итогам производственной практики проводиться с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций Обязательным условием прохождения учебной и производственной практик профессионального модуля является освоение МДК: Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Педагогический состав: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего модулю Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Проверять техническое состояние - заправка транспортного средства дорожных и строительных горюче-смазочными материалами и машин специальными жидкостями с соблюдением экологических требований. - техническое обслуживание транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки в соответствии с правилами Осуществлять монтаж и -выполнять монтаж и демонтаж демонтаж рабочего оборудования рабочего оборудования в соответствии технологической последовательностью Формы и методы контроля и оценки -экспертное наблюдение за учащимися во время учебной практики - оценка практической работы экспертное наблюдение и оценка за выполнением заданий во время производственно й практики Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты Основные показатели оценки (освоенные общие результата компетенции) Понимать сущность и социальную - положительная значимость своей будущей характеристика работодателя профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - участие в профессиональных конкурсах, днях открытых дверей, исследовательской работе. Организовывать собственную - рациональное распределение деятельность, исходя из цели и времени на всех этапах решения способов ее достижения, задач определенных руководителем. Формы и методы контроля и оценки - экспертная оценка работодателя - наблюдение за внеурочной деятельностью наблюдение за выполнением задания во время учебной деятельности, учебной и производственной практики Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. - полнота ситуации анализа рабочей оценка анализа рабочей ситуации - своевременная проверка и самопроверка выполненной работы - грамматная корректировка и своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе Осуществлять поиск информации, - активное использование необходимой для эффективного различных источников для выполнения профессиональных решения профессиональных задач. задач Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - активное использование в учебной деятельности и входе практики информационных и коммуникационных ресурсов Работать в коллективе и команде, - соблюдение этических норм эффективно общаться с коллегами, общения при взаимодействии с руководством, клиентами. учащимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики. - активное участие в жизни коллектива. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах. - оценка эффективности и правильности проверки и самопроверки выполненной работы - наблюдение за за выполнением задания во время учебной деятельности, учебной и производственной практики наблюдение за выполнением работ в учебной деятельности и в ходе учебной и производственной практики наблюдение за выполнением работ в учебной деятельности и в ходе учебной и производственной практики наблюдение за учебной деятельностью и учебной и производственной практикой наблюдение за учебной деятельностью и учебной и производственной практикой наблюдение за внеурочной работой