Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-20 СОГЛАСОВАНО Начальник АТБУ – 1 ООО «Разрез Загустайский» «___»_______________ 2020 г __________ А.М.Брылев подпись Ф.И.О. Рабочая программа ПМ02 учебной и производственной практики 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин УТВЕРЖДЕНО Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» ________ Л.В. Белых подпись Протокол №____ от«___»________2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам работ) Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин. Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гусиноозерский энергетический техникум» Разработчик программы: __________ Симонова Маргарита Анатольевна Проверила заведующая по ПО ____________ Ульянова Светлана Александровна Согласовал зав. метод. кабинетом ___________ Белых Любовь Владимировна СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 4 ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 5 ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И 11 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 14 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам работ) 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной и производственной практики профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам работ) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1.Осуществлять управление дорожными и строительными машинами. 2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области транспорта, на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется. 1.2. Цели и задачи практики модуля – требования к результатам освоения практики С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной и производственной практики профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - выполнения земляных, дорожных и строительных работ; 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной и производственной практики профессионального модуля: всего – 648 часов, в том числе: учебной практики - 72 часов производственной практики – 576 часа. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы учебной и производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам работ) в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 1 ПК 2 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 Наименование результата обучения Осуществлять управление дорожными и строительными машинами. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профессиональных компетенций 1 ПК 1, ПК 2, . Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (практики) 2 Раздел 1. Осуществление дорожно-строительных работ. Производственная практика, часов Всего: 3 72 576 648 Практика Учебная, часов 7 72 72 Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) 8 576 576 3.2.1. Содержание обучения учебной практики профессионального модуля Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 Раздел 1.Осуществление дорожно-строительных работ Тема 1.1 Производство земляных работ. Тема 1.2. Управления дорожностроительными машинами Виды работ учебной и производственной практики. Объем часов Уровень освоения 2 3 72 4 Виды работ 1. - инструктаж по техники безопасности и организации рабочего места во время эксплуатации бульдозера и отработка навыков управления механизмами и системами бульдозера при неработающем двигателе 2. - проведение контрольных осмотров бульдозеров в перерывах работы (кратковременные стоянки) 3. - выполнение монтажа и демонтажа навесного оборудования. 4. - освоение приемов транспортирования тракторных прицепов, трейлеров без груза и с грузом Виды работ 1. - ознакомление с оборудованием кабины машиниста бульдозера и 18 2 2 2 2 24 2 приобретение навыков управления бульдозером -проведение контрольного осмотра механизмов и систем трактора перед пуском дизеля и началом движения трактора - вождение бульдозера по прямой и с поворотами на низших передачах 3. - освоение запуска двигателя пусковой рукояткой и стартером, остановка пускового двигателя, запуск и установка дизельного двигателя 4. - отработка приемов трогания бульдозера с места и его остановки 5. - отработка приемов изменения направления движения машины с использованием передач заднего хода 6. - приемы вождения бульдозера при различных условиях. Виды работ 1. - проверка качества дорожных работ. 2. Тема 1.3 Требования к качеству земляных, дорожных и строительных работ Тема 1.4 Техническая эксплуатация дорожностроительных машин Тема 1.5 Основы законодательства в сфере дорожного движения. 2 2 2 2 2 6 2 12 Виды работ 1. - изучение и использование комплекта инструментов и принадлежностей, прикладываемых к бульдозеру. 2. - заправка бульдозера горюче-смазочными материалами, охлаждающей и рабочей жидкостями. Виды работ 1. - ознакомление с общими обязанностями водителей. 2. - выполнение буксировки механических транспортных средств. 2 2 12 2 2 Всего 72 3.2.2. Содержание обучения производственной практики профессионального модуля Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 Раздел 1.Осуществление дорожно-строительных работ Тема 1.1 Производство земляных работ. Виды работ учебной и производственной практики. Объем часов Уровень освоения 2 3 576 4 Виды работ 1. - определение основных свойства грунтов 2. - определение по внешним признакам категории грунтов 3. - ознакомление с рабочими местами 4. - ознакомление с инструментами, механизмами, машинами применяемыми в дорожно-строительных работах 162 3 5. 6. Тема 1.2. Управления дорожностроительными машинами Тема 1.3 Требования к качеству земляных, дорожных и строительных работ Тема 1.4 Техническая эксплуатация дорожностроительных машин Тема 1.5 Основы законодательства в сфере дорожного движения. - выполнение подготовительных работ - инструктаж по техники безопасности во время эксплуатации бульдозера 7. - подготовка бульдозера к работе 8. - монтаж и демонтаж рабочего оборудования 9. - проверка агрегата и подготовка его к работе Виды работ 1. - пуск двигателя 2. - совершенствование приемов управления бульдозером на месте 3. - совершенствование приемов управления бульдозером в движении 4. - выполнение работ по возведению насыпей поперечными проходами из резервов и продольными проходами из выемки 5. - разработка выемок продольными и поперечными проходами в две стороны 6. - планировка выемок со срезкой бугров и засыпкой впадин параллельными проходами и с перемещением больших масс грунта 7. - разработка террас и полок на косогорах поперечными и продольными проходами 8. -освоение приемов опускания и заглубления отвала в грунт, приемов резания, накапливания и перемещения грунта, возвращения бульдозера в исходное положение 9. - освоение приемов работы по планировке площади Виды работ 1. - контролировать качество земляных работ 2. - контролировать качество дорожных работ 3. - контролировать качества строительных работ 4-5. - контролировать качество работ по уплотнению грунтов Виды работ 1. - выполнение ТО основного двигателя 2. - выполнение ТО КШМ и ГРМ 3. - выполнение ТО трансмиссии и тормозов 4-5. - выполнение работ ежемесячного технического обслуживания бульдозера Виды работ 1. - движение по дорогам общего пользования. 2. - выполнение обгона 3. -выполнение встречного разъезда. 4. - допуск транспортных средств к эксплуатации 5. - определение неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. 6. - выбор скоростного режима. 3 162 3 3 70 3 3 80 3 3 102 3 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. - движение с учетом дорожных знаков и дорожной разметки. - остановка и стоянка. - проезд перекрестков. - движение через железнодорожные пути. - движение в жилых зонах. - использование внешних световых приборов и звуковых сигналов. - выполнение буксировки механических транспортных средств. - оказание первой медицинской помощи при ДТП. Всего 3 576 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета конструкции дорожных и строительных машин, лаборатории технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин. Оборудование учебного кабинета конструкции дорожных и строительных машин: - рабочее место учителя - посадочные места для учащихся - комплект бланков технологической документации; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия Технические средства обучения: -мультимедиапроектор; - компьютер Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - рабочие места для учащихся - комплект плакатов, - комплект учебно-методической документации. - узлы и агрегаты для проведения лабораторных работ Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить по первоначальному обучению вождению в сетке учебных занятий, а по обучению практическому вождению на дорожных и строительных машинах в условиях реального дорожного движения вне сетки учебного времени индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению, а также предполагает обязательную итоговую производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Правила дорожного движения Российской Федерации М.: Третий Рим, 2014г. 2. Раннев А.В, Полоснин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожностроительных машин. – М: Издательский центр Академия«, 2013 г. 3. Экзаменационные билеты в новой редакции с комментариями для приема теоретического экзамена на право управления транспортным средством категории С, D. Москва, «Рецепт – Холдинг», 2014 г. Дополнительные источники: 1. Крупницкий И.Н., Спельман Е.П. Справочник по строительным машинам и оборудованию. -М.: Воениздат, 2013. 2. Богоявлинский И. Ф. Оказание первой медицинской помощи на месте ДТП. Санкт – Петербург, 2013 г. Интернет – ресурсы: 1.Правила дорожного движения 2011г. Форма доступа: свободная http://www.carsquru.net 2.Правила дорожного движения + обновление. Форма доступа: свободная http://www. kachalkin.ru 3.Первая медицинская помощь при ДТП. Форма доступа: свободная http://www.avtodispetcher.ru 4.Первая медицинская помощь при ДТП. Форма доступа: свободная http://www.adrive.by 5. Строй-Техника.Ру. - информационная система по строительной технике. Форма доступа: свободная http://www.stroy-technics.ru 4.3. Общие требования к организации учебной и производственной практики Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и реализовывается концентрированно. Аттестация по итогам производственной практики проводиться с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. Аттестация по итогам изучения профессионального модуля проводиться в два этапа: 1 этап: теоретический экзамен в Гостехнадзоре 2. этап: практический экзамен по вождению дорожных – строительных работ. Обязательным условием к изучению профессионального модуля Обеспечение производства дорожно–строительных работ (по видам) является освоение профессионального модуля Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам). Для прохождения учебной практики необходимым условием является получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам наличие среднего профессионального и высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Педагогический состав: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего модулю Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Инструктор по вождению: наличие не ниже среднего (полного) общего образования, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет и документ на право обучения вождению самоходными машинами данной категории. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Выполнять земляные и - действие в нештатных дорожные работы, соблюдая ситуациях. технические требования и безопасность производства - выполнение земляных и дорожных работ с соблюдением технических требований и безопасности производства Осуществлять управление -управление дорожными и дорожными и строительными машинами при производстве земляных работ строительными машинами Формы и методы контроля и оценки - экспертная оценка и наблюдение за учащимися, во время учебной и производственно й практик -экспертное оценка и наблюдение за учащимися, во время учебной практики экспертная оценка практической работы и учебной практики Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки -проявление активности и инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятия, и в процессе учебной практики -участие в профессиональных конкурсах и т.п. - подведение итогов профессиональных конкурсов и т.д. - экспертная оценка решения ситуационных задач - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач - анализ рабочей ситуации, - экспертная оценка осуществление текущего и анализа рабочей итогового контроля. ситуации, текущего, и итогового контроля - самоанализ и коррекция - экспертная оценка результатов собственной эффективности и работы правильности самоанализа собственной работы - поиск, отбор и использование экспертное информации для эффективного наблюдение за ходом выполнения профессиональных выполнения задач, профессионального и практических и личностного развития лабораторных занятий, и в процессе учебной практики - использование - экспертная оценка информационноза выполнением коммуникационных технологии самостоятельной в профессиональной работы. деятельности - взаимодействие с участниками -экспертное учебно-производственного наблюдение за ходом процесса: обучающимися, аудиторной и преподавателями и мастерами неаудиторной производственного обучения, деятельностью рабочими и руководством при прохождении учебной практики Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - планирование и участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности экспертное наблюдение и оценка мероприятий по военнопатриотическому воспитанию.