Рабочая программа УП и ПП по ПМ 02 Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам работ)

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-20

СОГЛАСОВАНО
Начальник АТБУ – 1
ООО «Разрез Загустайский»
«___»_______________ 2020 г
__________ А.М.Брылев
подпись

Ф.И.О.

Рабочая программа ПМ02
учебной и производственной практики
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________ Л.В. Белых
подпись
Протокол №____
от«___»________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам
работ)

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному
модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО)
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик программы: __________ Симонова Маргарита Анатольевна
Проверила заведующая по ПО ____________ Ульянова Светлана Александровна
Согласовал зав. метод. кабинетом ___________ Белых Любовь Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

4

ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

5

ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И

11

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам работ)
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
и
производственной
практики
профессионального модуля – является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные
средства в части освоения основного вида профессиональной деятельности
(ВПД): Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и
строительных машин (по видам работ)
и соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
1.Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.
2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические
требования и безопасность производства.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения
квалификации и переподготовки специалистов в области транспорта, на базе
основного общего образования. Практический опыт не требуется.
1.2. Цели и задачи практики модуля – требования к результатам освоения
практики
С
целью
овладения
соответствующими
профессиональными
компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной и производственной
практики профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения земляных, дорожных и строительных работ;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной и
производственной практики профессионального модуля:
всего – 648 часов, в том числе:
учебной практики - 72 часов
производственной практики – 576 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы учебной и производственной практики
профессионального модуля является овладение обучающимися видом
профессиональной
деятельности
Осуществление
технического
обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам
работ) в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1
ПК 2
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7

Наименование результата обучения
Осуществлять управление дорожными и строительными
машинами.
Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические
требования и безопасность производства.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 1, ПК 2, .

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов
(практики)

2
Раздел 1. Осуществление дорожно-строительных работ.
Производственная практика, часов
Всего:

3
72
576
648

Практика
Учебная,
часов

7
72
72

Производственная,
часов
(если
предусмотрена
рассредоточенная
практика)
8
576
576

3.2.1. Содержание обучения учебной практики профессионального модуля
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Раздел 1.Осуществление
дорожно-строительных работ
Тема 1.1 Производство
земляных работ.

Тема 1.2. Управления дорожностроительными машинами

Виды работ учебной и производственной практики.

Объем часов

Уровень
освоения

2

3
72

4

Виды работ
1.
- инструктаж по техники безопасности и организации рабочего места
во время эксплуатации бульдозера и отработка навыков управления
механизмами и системами бульдозера при неработающем двигателе
2.
- проведение контрольных осмотров бульдозеров в перерывах работы
(кратковременные стоянки)
3.
- выполнение монтажа и демонтажа навесного оборудования.
4.
- освоение приемов транспортирования тракторных прицепов,
трейлеров без груза и с грузом
Виды работ
1.
- ознакомление с оборудованием кабины машиниста бульдозера и

18
2
2
2
2
24
2

приобретение навыков управления бульдозером
-проведение контрольного осмотра механизмов и систем трактора
перед пуском дизеля и началом движения трактора
- вождение бульдозера по прямой и с поворотами на низших
передачах
3.
- освоение запуска двигателя пусковой рукояткой и стартером,
остановка пускового двигателя, запуск и установка дизельного
двигателя
4.
- отработка приемов трогания бульдозера с места и его остановки
5.
- отработка приемов изменения направления движения машины с
использованием передач заднего хода
6.
- приемы вождения бульдозера при различных условиях.
Виды работ
1.
- проверка качества дорожных работ.
2.

Тема 1.3 Требования к
качеству земляных, дорожных
и строительных работ
Тема 1.4 Техническая
эксплуатация дорожностроительных машин
Тема 1.5 Основы
законодательства в сфере
дорожного движения.

2

2
2
2
2
6
2
12

Виды работ
1.
- изучение и использование комплекта инструментов и
принадлежностей, прикладываемых к бульдозеру.
2.
- заправка бульдозера горюче-смазочными материалами,
охлаждающей и рабочей жидкостями.
Виды работ
1.
- ознакомление с общими обязанностями водителей.
2.
- выполнение буксировки механических транспортных средств.

2
2
12
2
2
Всего

72

3.2.2. Содержание обучения производственной практики профессионального модуля
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Раздел 1.Осуществление
дорожно-строительных работ
Тема 1.1 Производство
земляных работ.

Виды работ учебной и производственной практики.

Объем часов

Уровень
освоения

2

3
576

4

Виды работ
1.
- определение основных свойства грунтов
2.
- определение по внешним признакам категории грунтов
3.
- ознакомление с рабочими местами
4.
- ознакомление с инструментами, механизмами, машинами
применяемыми в дорожно-строительных работах

162
3

5.
6.

Тема 1.2. Управления дорожностроительными машинами

Тема 1.3 Требования к
качеству земляных, дорожных
и строительных работ

Тема 1.4 Техническая
эксплуатация дорожностроительных машин

Тема 1.5 Основы
законодательства в сфере
дорожного движения.

- выполнение подготовительных работ
- инструктаж по техники безопасности во время эксплуатации
бульдозера
7.
- подготовка бульдозера к работе
8.
- монтаж и демонтаж рабочего оборудования
9.
- проверка агрегата и подготовка его к работе
Виды работ
1.
- пуск двигателя
2.
- совершенствование приемов управления бульдозером на месте
3.
- совершенствование приемов управления бульдозером в движении
4.
- выполнение работ по возведению насыпей поперечными проходами
из резервов и продольными проходами из выемки
5.
- разработка выемок продольными и поперечными проходами в две
стороны
6.
- планировка выемок со срезкой бугров и засыпкой впадин
параллельными проходами и с перемещением больших масс грунта
7.
- разработка террас и полок на косогорах поперечными и
продольными проходами
8.
-освоение приемов опускания и заглубления отвала в грунт, приемов
резания, накапливания и перемещения грунта, возвращения
бульдозера в исходное положение
9.
- освоение приемов работы по планировке площади
Виды работ
1.
- контролировать качество земляных работ
2.
- контролировать качество дорожных работ
3.
- контролировать качества строительных работ
4-5. - контролировать качество работ по уплотнению грунтов
Виды работ
1.
- выполнение ТО основного двигателя
2.
- выполнение ТО КШМ и ГРМ
3.
- выполнение ТО трансмиссии и тормозов
4-5. - выполнение работ ежемесячного технического обслуживания
бульдозера
Виды работ
1.
- движение по дорогам общего пользования.
2.
- выполнение обгона
3.
-выполнение встречного разъезда.
4.
- допуск транспортных средств к эксплуатации
5.
- определение неисправностей, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств.
6.
- выбор скоростного режима.

3
162
3

3
70
3
3
80
3
3
102
3

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

- движение с учетом дорожных знаков и дорожной разметки.
- остановка и стоянка.
- проезд перекрестков.
- движение через железнодорожные пути.
- движение в жилых зонах.
- использование внешних световых приборов и звуковых сигналов.
- выполнение буксировки механических транспортных средств.
- оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Всего

3
576

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного
кабинета конструкции дорожных и строительных машин, лаборатории
технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин.
Оборудование учебного кабинета конструкции дорожных и строительных
машин:
- рабочее место учителя
- посадочные места для учащихся
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
-мультимедиапроектор;
- компьютер
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места для учащихся
- комплект плакатов,
- комплект учебно-методической документации.
- узлы и агрегаты для проведения лабораторных работ
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную
практику, которую рекомендуется проводить по первоначальному обучению
вождению в сетке учебных занятий, а по обучению практическому вождению
на дорожных и строительных машинах в условиях реального дорожного
движения вне сетки учебного времени индивидуально с каждым обучаемым
в соответствии с графиком очередности обучения вождению, а также
предполагает обязательную итоговую производственную практику, которую
рекомендуется проводить концентрированно
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации М.: Третий Рим,
2014г.
2. Раннев А.В, Полоснин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожностроительных машин. – М: Издательский центр Академия«, 2013 г.

3. Экзаменационные билеты в новой редакции с комментариями для
приема теоретического экзамена на право управления транспортным
средством категории С, D. Москва, «Рецепт – Холдинг», 2014 г.
Дополнительные источники:
1. Крупницкий И.Н., Спельман Е.П. Справочник по строительным
машинам и оборудованию. -М.: Воениздат, 2013.
2. Богоявлинский И. Ф. Оказание первой медицинской помощи на месте ДТП.
Санкт – Петербург, 2013 г.
Интернет – ресурсы:
1.Правила дорожного движения 2011г. Форма доступа: свободная
http://www.carsquru.net
2.Правила дорожного движения + обновление. Форма доступа: свободная
http://www. kachalkin.ru
3.Первая медицинская помощь при ДТП. Форма доступа: свободная
http://www.avtodispetcher.ru
4.Первая медицинская помощь при ДТП. Форма доступа: свободная
http://www.adrive.by
5. Строй-Техника.Ру. - информационная система по строительной технике.
Форма доступа: свободная http://www.stroy-technics.ru
4.3. Общие требования к организации учебной и производственной
практики
Производственная практика проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и
реализовывается концентрированно.
Аттестация по итогам производственной практики проводиться с
учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций.
Аттестация по итогам изучения профессионального модуля
проводиться в два этапа:
1 этап: теоретический экзамен в Гостехнадзоре
2. этап: практический экзамен по вождению дорожных – строительных работ.
Обязательным условием к изучению профессионального модуля
Обеспечение производства дорожно–строительных работ (по видам) является
освоение
профессионального модуля Осуществление технического
обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам). Для
прохождения учебной практики необходимым условием является получения
первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение
по
междисциплинарным
курсам
наличие
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования,

соответствующего профилю модуля Осуществление технического
обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), с
обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3
года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой
Педагогический состав: наличие среднего профессионального или высшего
профессионального образования, соответствующего модулю Осуществление
технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по
видам), 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в
профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной
стажировкой в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Инструктор по вождению: наличие не ниже среднего (полного) общего
образования, непрерывный стаж управления
транспортным средством
соответствующей категории не менее трех лет и документ на право обучения
вождению самоходными машинами данной категории.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки
результата

Выполнять
земляные
и - действие в нештатных
дорожные работы, соблюдая ситуациях.
технические требования и
безопасность производства
- выполнение земляных и
дорожных работ с соблюдением
технических требований и
безопасности производства

Осуществлять управление -управление дорожными и
дорожными
и строительными машинами при
производстве земляных работ
строительными машинами

Формы и
методы
контроля и
оценки
- экспертная
оценка и
наблюдение за
учащимися, во
время учебной и
производственно
й практик
-экспертное
оценка и
наблюдение за
учащимися, во
время учебной
практики
экспертная
оценка
практической
работы и учебной
практики

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Понимать сущность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

Организовывать
собственную
деятельность, исходя из цели и
способов
ее
достижения,
определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести
ответственность за
результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации,
необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных
задач.

Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

-проявление активности и
инициативности в процессе
освоения профессиональной
деятельности

экспертное
наблюдение и оценка
на практических и
лабораторных
занятия, и в процессе
учебной практики

-участие в профессиональных
конкурсах и т.п.

- подведение итогов
профессиональных
конкурсов и т.д.
- экспертная оценка
решения
ситуационных задач

- выбор и применение методов и
способов решения
профессиональных задач

- анализ рабочей ситуации, - экспертная оценка
осуществление
текущего
и анализа
рабочей
итогового контроля.
ситуации, текущего,
и итогового контроля
- самоанализ и коррекция
- экспертная оценка
результатов собственной
эффективности
и
работы
правильности
самоанализа
собственной работы
- поиск, отбор и использование
экспертное
информации для эффективного
наблюдение за ходом
выполнения профессиональных выполнения
задач, профессионального и
практических
и
личностного развития
лабораторных
занятий, и в процессе
учебной практики
- использование
- экспертная оценка
информационноза
выполнением
коммуникационных технологии самостоятельной
в профессиональной
работы.
деятельности
- взаимодействие с участниками -экспертное
учебно-производственного
наблюдение за ходом
процесса: обучающимися,
аудиторной
и
преподавателями и мастерами
неаудиторной
производственного обучения,
деятельностью
рабочими и руководством при
прохождении учебной практики

Исполнять воинскую обязанность,
в том числе с применением
полученных
профессиональных
знаний (для юношей).

- планирование и участие во
внеурочной работе с учетом
подготовки к исполнению
воинской обязанности

экспертное
наблюдение и оценка
мероприятий
по
военнопатриотическому
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».