Рабочая программа Электротехника МД

СК-УПД-РП-2.5.-23

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа УД «Электротехника» по
профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных
машин.

Рассмотрено на заседании ЦК
преподавателей спецдисциплин
и мастеров п/о по ППКРС
Протокол №_______
«___»_________________2023г.
__________ __Л.В. Цыбденова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________
_______
подпись

И.О.Фамилия

Протокол №____от

«__»__________2023г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника

2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
и примерной программы по профессии среднего профессионального
образования (далее СПО) 23.01.06 Машинист дорожных и строительных
машин.
Организация-разработчик:

ГБПОУ

«Гусиноозёрский

энергетический

техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

8

ОСВОЕНИЯ

9

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС
по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании по программам повышения
квалификации и переподготовки специалистов в области транспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-производить расчёт параметров электрических цепей;
-собирать электрические схемы и проверять их работу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-методы преобразования электрической энергии;
-сущность физических процессов, происходящих в электрических и
магнитных цепях, порядок расчёта их параметров.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часа.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
68
64
22
24
4

в том числе:
Оформление и подготовка к защите практических работ
Выполнение отчета по лабораторным работам
Подготовка сообщений по данным темам
Выполнение реферата
Изучение дополнительной справочной литературы
Итоговая аттестация в форме зачета

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Электрические и
магнитные цепи
Тема 1.1.
Электрические цепи
постоянного тока

Тема 1.2.
Магнитные цепи

Тема 1.3.
Электрические цепи
переменного тока

Раздел 2.
Электротехнические
устройства
Тема 2.1.
Электроизмерительные
приборы и
электрические
измерения
Тема 2.2.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

2

3

Содержание учебного материала
1 Понятие и основные характеристики постоянного электрического тока. Электрическая цепь и ее
элементы. Электрическое сопротивление. Потенциал и ЭДС. Напряжение. Закон Ома для участка
цепи. Способы соединения потребителей электроэнергии. Первый закон Кирхгофа. Закон Ома для
полной цепи. Работа и мощность электрического тока. Методы расчета простых электрических
цепей.
Лабораторные работы
Исследование цепей с последовательным, параллельным соединением резисторов.
Практические занятия
Расчет цепей постоянного тока со смешанным соединением резистор.
Содержание учебного материала
1 Основные характеристики магнитного поля. Намагничивание тел. Явление гистерезиса. Магнитная
индукция. Электромагнитная индукция. Взаимоиндукция. Вихревые токи.
Лабораторные работы
Исследование катушки со стальным сердечником.
Содержание учебного материала
1 Получение переменного тока. Характеристики переменного тока. Законы цепей переменного тока.
Мощность в цепи переменного тока. Коэффициент мощности, способы его повышения. Трехфазная
система переменного тока. Соединение звездой. Соединение треугольником. Мощность трехфазного
тока.
Практические занятия
Определение емкости конденсатора для повышения коэффициента мощности.
Лабораторные работы по теме Электрические и магнитные цепи

2

Содержание учебного материала
1 Классификация приборов. Измерительные приборы различных систем. Принципы работы типовых
электрических устройств. Условные обозначения приборов. Измерение силы тока, напряжения.
Лабораторные работы
Измерение энергии электросчетчиком.
Содержание учебного материала

Освоение
профессиональных
компетенций
4

ПК10, ОК1
ОК2, ОК3, ОК4

4
4
2

ПК01, ОК1
ОК2, ОК3

4

2

ПК01,
ОК2, ОК3, ОК4

4
4

2
4

ПК01, ОК1
ОК2, ОК4

2

6

Трансформаторы

Тема 2.3.
Электрические
машины

Раздел 3.
Производство,
распределение и
потребление
электроэнергии.
Техника безопасности.
Тема 3.1.
Электрические
станции, сети и
электроснабжение
Тема 3.2
Меры безопасности
при работе с
электрооборудованием

ПК01, ОК1

1

Устройство и принцип действия трансформатора. Автотрансформаторы.
Трехфазный трансформатор.
Практическая работа
Изучение однофазного трансформатора
Изучение трехфазного трансформатора
Содержание учебного материала
1 Электрические машины переменного тока. Асинхронные электродвигатели. Синхронные машиныгенераторы, электродвигатели. Устройство, принцип действия применение. Машины постоянного
тока- генератор, электродвигатель. Обратимость машин постоянного тока. Мощность, к.п.д.
эл.двигателей и генераторов.
Лабораторные работы
Разборка и сборка автомобильного генератора постоянного тока и его испытание.
Практические занятия
Расчет мощности и КПД двигателя постоянного тока.
Лабораторные работы по теме Электротехнические устройства

Содержание учебного материала
1 Общие сведения.
Схема распределительных устройств мощной станции и повысительных устройств.
Практическое занятие
Расчет выбора сечения провода линий электропередач.
Содержание учебного материала
1 Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Практическое занятие
Меры безопасности при работе с электроинструментами
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение презентаций.
Выполнение рефератов.
Изучение дополнительной справочной литературы.
Подготовка сообщений по темам.
Контрольная работа. Зачет.

6
2

ПК01, ОК1
ОК2, ОК3, ОК4

4
4
6

2
4
4
2

ПК01,, ОК1
ОК2, ОК4

ПК01,ОК1
ОК2, ОК3 , ОК7

4

Всего:

2
68

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета электротехники и электромонтажной мастерской;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета электротехники:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места для обучаемых;
 комплект учебно-методической документации;
 комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
1. Электромонтажная:
- электроосветительной арматуры;
- наличие изолированных проводов разных марок.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. Электротехника. Серия:
Начальное профессиональное образование. -М.: Издательский центр
Академия, 2010.
2. Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей и тракторов
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чижков Ю.П.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Машиностроение, 2012.— 656 c.— Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/5188.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительные источники:
1.Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. Серия: Начальное
профессиональное образование – М.: Академия, 2010.
.
2.Прошин В.М. Рабочая тетрадь для лабораторных и практических
работ по электротехнике. –М.: ИРПО, Академия, 2011.
3. Прошин В.М. Лабораторно – практические работы по
электротехнике. – М.: ИРПО, Академия, 2012.
4.Ярочкина Г.В. Володарская А.А. Рабочая тетрадь по
электротехнике для НПО. – М.: ИРПО, Академия, 2010.
Интернет ресурсы:
1. Лекции по электротехники. Форма доступа: свободная http://www.
texnik.ru
8

2. Лекции по электротехники. Форма доступа: свободная http://www.
exponenta.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
измерять параметры электрической
цепи;
рассчитывать
сопротивление
заземляющих устройств;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение
за
ходом
выполнения
лабораторной и практической работ
Наблюдение
за
ходом
выполнения
лабораторной работы

производить расчеты для выбора
электроаппаратов;
знать:
основные положения электротехники;

Наблюдение
за
ходом
выполнения
лабораторной и практической работ
Оценка применения основных положений
электрогтехники во время апроведения
лабораторных и практических работ
методы расчета простых электрических
Оценка
результатов
выполнения
цепей;
практической работы
принципы
работы
типовых Оценка
результатов
выполнения
электрических устройств;
лабораторных и практических работ
меры безопасности при работе с Оценка и наблюдение за ходом выполнения
электрооборудованием
и лабораторной и практической работ.
электрифицированными инструментами

9

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения

Номера листов
Раздел рабочей программы

замененных

новых

аннулированных

Основание для внесения
изменений

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».