Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация СК-УПД-РП-2.5.-23 2.5. Учебный процесс Рабочая программа УД Охрана труда профессия 43.01.09. «Повар, кондитер» Рассмотрено на заседании ПЦК «преподавателей спец.дисциплин и мастеров п/о Протокол №_______ «___»_________________2023__ г. __________ Л.В.Цыбденова подпись Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» ________С.А. Ульянова подпись И. О.Фамилия Протокол №_________ И.О.Фамилия от «___» июня 2023 г. Рабочая программа по учебной дисциплине Охрана труда профессия 43.01.09. «Повар, кондитер». гГусиноозерск 2023г Разработчик преподаватель Проверил зав. отделением Согласовал: зав. методкабинетом Мухина Н.Ф. Симонова М.А. Ульянова С.А. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер. Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение энергетический техникум» бюджетное «Гусиноозёрский СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 8 УЧЕБНОЙ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 И СОДЕРЖАНИЕ 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в образовательную программу, с дисциплинами ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места, ОП.08 Безопасность жизнедеятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Умения Знания -выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; -обязанности работников в области -использовать средства охраны труда; коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с -фактические или потенциальные собственной характером выполняемой последствия профессиональной деятельности; деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности -участвовать в аттестации труда; рабочих мест по условиям труда, последствия в т. ч. оценивать условия труда и -возможные несоблюдения технологических уровень травмобезопасности; процессов и производственных -проводить вводный инструктаж инструкций подчиненными помощника повара (кондитера), работниками (персоналом); инструктировать их по вопросам и периодичность техники безопасности на рабочем -порядок месте с учетом специфики инструктажей по охране труда и технике безопасности; выполняемых работ; -вырабатывать и контролировать -порядок хранения и использования средств коллективной и навыки, необходимые для индивидуальной достижения требуемого уровня безопасности труда. ОК 01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определять необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). ОК 02 Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска ОК 03 Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории Содержание актуальной нормативноправовой документации Современная научная и профессиональная терминология ОК 04 ОК 05 ОК 06 профессионального и личностного развития Возможные траектории профессионального развития и самообразования Организовывать работу коллектива и команды Психология коллектива Психология личности Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Основы проектной деятельности Излагать свои мысли на государственном языке Особенности социального и культурного контекста Оформлять документы Правила оформления документов. Описывать значимость своей профессии Сущность гражданскопатриотической позиции Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности ОК 07 Соблюдать нормы экологической Правила экологической безопасности безопасности при ведении профессиональной деятельности Определять направления ресурсосбережения в рамках Основные ресурсы задействованные профессиональной деятельности в профессиональной деятельности по профессии Пути обеспечения ресурсосбережения. ОК 09 Применять средства Современные средства и устройства информационных технологий для информатизации решения профессиональных задач Порядок их применения и Использовать современное программное обеспечение в программное обеспечение профессиональ-ной деятельности ОК 10 Понимать общий смысл четко правила построения простых и произнесенных высказываний на сложных предложений на известные темы профессиональные темы (профессиональные и бытовые), основные общеупотребительные понимать тексты на базовые глаголы (бытовая и профессиональные темы профессиональная лексика) участвовать в диалогах знакомые общие профессиональные темы на лексический минимум, относящийся и к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной особенности произношения деятельности правила чтения текстов кратко обосновывать и профессиональной направленности объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем часов Вид учебной работы Объем образовательной программы 72 в том числе: Теоретическое обучение 30 Лабораторные занятия - Практические занятия 40 Самостоятельная работа1 2 . 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Введение 2 Содержание учебного материала Объем часов Осваиваемые элементы компетенций 3 2 ОК 1-7, ОК 9,10 2 ОК 1-7, ОК 9,10 1. Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачи дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Роль знаний по охране труда в профессиональной деятельности. Состояние охраны труда в отрасли Раздел 1 Нормативно - правовая база охраны труда Тема 1.1 Содержание учебного материала Законодательство в 1. Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение. Федеральные области охраны труда законы в области охраны труда: Конституция Российской Федерации, «Об основах охраны труда в Российской Федерации», трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 33-36). Основные нормы, регламентирующие этими законами, сферами их применения Основные направления государственной политики в области охраны труда. Полномочия органов государственной власти России и субъектов РФ, а также местного самоуправления в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда (Трудовой кодекс РФ, ст. 211). 4 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты. Межотраслевые правила по охране труда, назначение, содержание, порядок действия Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях: назначение, содержание Тематика практических работ 1.Оформление нормативно-технических документов, Тема 1.2 Обеспечение охраны труда 2. Соответствие этих документов действующим Федеральным законам в области охраны труда 3.Заполнение актов в области охраны труда 4.Заполнение актов в области охраны труда Содержание учебного материала 8 2 ПК 1.1-1.5 1. Обеспечение охраны труда: понятие, назначение. Государственное управлении охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Органы надзора и контроля за охраной труда. Федеральные инспекции труда: назначение, задачи, функции. Права государственных инспекторов труда. Государственные технические инспекции (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанинспекция, Государственная пожарная инспекция и др.), их назначение и функции. Административный, общественный, личный контроль за охраной труда. Права и обязанности профсоюзов по вопросам охраны труда. Правовые акты, регулирующие взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (Коллективный договор, соглашение по охране труда). Ответственность за нарушение требований охраны труда: административная, дисциплинарная Тематика практических работ 1. Правовые акты, регулирующие взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (Коллективный договор.). ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 8 2.Соглашение по охране труда. 3.Административная ответственность за нарушение требований охраны труда 4.Дисциплинарная, уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда Тема 1.3. Организация охраны труда в организациях, на предприятиях Содержание учебного материала 1.Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права, функциональные обязанности. Основание для заключения договоров со специалистами или организациями, оказывающими услугу по охране труда. Комитеты (комиссии) по охране труда: состав, назначение Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Соответствие производственных процессов и продукции требования охраны труда. Обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда. 2.Санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Обеспечение прав работников на охрану труда. Дополнительные гарантии по охране труда отдельных категорий работников Обеспечение и профессиональная подготовка в области охраны труда. Инструктажи по охране и технике безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий), характеристика, оформление документации Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда Тематика практических работ Раздел 2 Тема 2.1 Основы понятия условия труда. 4 1.Заключения договоров со специалистами или организациями, оказывающими услугу по охране труда. 2.Комитеты (комиссии) по охране труда: состав, назначение Условия труда на предприятиях общественного питания Содержание учебного материала 1.Основные понятия: условия труда, их виды. Основные метеорологическиепараметры (производственный микроклимат) и их влияние на ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 4 4 ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 Опасные и вредные производственные факторы Тема 2.2 Производственный травматизм и профессиональные заболевания Раздел 3 организм человека. Санитарные нормы условий труда. Мероприятия по поддерживанию установленных норм 2.Вредные производственные факторы: понятие, классификация. Краткая характеристика отдельных видов вредных производственных факторов (шум, вибрация, тепловое излучение, электромагнитные поля и т.д.), их воздействие на человека Допустимые параметры опасных и вредных производственных факторов, свойственных производственным процессам в общественном питании. Понятие о ПДК (предельно-допустимых концентрациях) вредных факторов. Способы и средства защиты от вредных производственных факторов Тематика практических занятий 1.Исследование метеорологических характеристик помещений, 2.Проверка их соответствия установленным нормам 3.Заполнение соответствующих документов Содержание учебного материала 1. Производственный травматизм и профессиональные заболевания: понятия, причины и их анализ. Травмоопасные производственные факторы в предприятиях общественного питания. Изучение травматизма: методы, документальное оформление, отчетность. Первая помощь при механических травмах (переломах, вывихах, ушибах и д.т.), при поражениях холодильными агентами и др. основные мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний 2. Несчастные случаи: понятия, классификация. Порядок расследования и документального оформления и учета несчастных случаев в организациях. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников в связи с несчастными случаями. Доврачебная помощь пострадавшим от несчастного случая Тематика практических занятий 1.Анализ причин производственного травматизма на предприятии. 2.Определение коэффициентов травматизма: общего, частоты, тяжести, 3.Оформление актов Электробезопасность и пожарная безопасность ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 6 4 6 ОК 1-7, ОК 9,10 Тема 3.1 Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током. Факторы, влияющие на тяжесть электротравм Содержание учебного материала 4 ПК 1.1-1.5 1. Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током. Условия возникновения электротравм, их классификация. Факторы, влияющие на тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия, особенности состояния организма) Классификация условий работы по степени электробезопасности. Опасные узлы и зоны машин. Требования электробезопасности, предъявляемые к конструкции технологического оборудования 2.Защита от поражения электрическим током. Технические способы защиты (защитное заземление и зануление, защитное отключение, изоляция и ограждение токоведущих частей), понятие, назначение. Порядок и сроки проверки заземляющих устройств, и сопротивление изоляции. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током, их виды, назначение, сроки проверки, правила эксплуатации и хранения Статистическое электричество: понятие, способы защиты от его воздействия Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности на предприятиях общественного питания Тематика практических работ ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 4 1.Изучение технических способов защиты (защитное заземление и зануление, защитное отключение, изоляция и ограждение токоведущих частей), понятие, назначение. Порядок и сроки проверки заземляющих устройств, и сопротивление изоляции. 2.Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током, их виды, назначение, сроки проверки, правила эксплуатации и хранения Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; составление конспектов с использованием нормативных документов по электробезопасности. Составление плана мероприятий по ОК 1-7, ОК 9,10 2 Тема 3.2 Пожарная безопасность обеспечению электробезопасности в горячем цехе предприятия общественного питания Содержание учебного материала 4 ПК 1.1-1.5 1.Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения. Правовая база: ФЗ «О пожарной безопасности», стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности. Организация пожарной охраны в предприятиях. Пожарная безопасность зданий и сооружений (СниП 21-01-97). Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-99). Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечением пожарной безопасности в предприятиях. Государственная служба пожарной безопасности: назначение, структура, область компетенции 2. Факторы пожарной опасности отраслевых объектов. Основные причины возникновения пожаров в предприятиях, способы предупреждения и тушения пожаров. Огнетушители: назначение, типы, устройство, принцип действия, правила хранения и применения Пожарный инвентарь. Противопожарное водоснабжение, его виды, особенности устройства и применения. Средства пожарной сигнализации и связь, их типы, назначение Организация эвакуации людей при пожаре на предприятии общественного питания Тематика практических занятий ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 4 1.Изучение устройства и овладения приемами эксплуатации средств тушения Тема 3.3 Требования безопасности к пожаров, пожарной сигнализации и связи. 2. Составление плана эвакуации людей при пожаре в предприятии общественного питания Эвакуация людей в общественном питании при пожарах Содержание учебного материала 4 ОК 1-7, ОК 9,10 ПК 1.1-1.5 производственному оборудованию Итого: 1.Нормативная база: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности. Общие требования безопасности, предъявляемые к торговотехнологическому оборудованию (к материалам, конструкции, эксплуатации, элементам защиты, монтажу и т.д.). Опасные зоны технологического оборудования ПК 2.1-2.8 2.Специальные требования безопасности при эксплуатации различных типов оборудования: механического, торгового, измерительного, холодильного, подъемно-транспортного и другого оборудования. ПК 5.1-5.5 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 72 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 1.2.1. Печатные издания Нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. доступа: http://www.constitution.ru/ Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/ Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «С санитарноэпидемиологическом благополучии населения». Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» Федеральный закон от 31 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 16 10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», № 967 от 15.12.2000. 11. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» от 18.12.1998 г. 12. ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования 13. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01 от 06.11.2001г (в ред. 31.03.2011г.) Основная литература: 1. Бурашников Ю.М., Максимов А.С. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле: учебное пособие– 8-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2013.–320с. 1.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 2. Иванов А.А. Открытый урок «Электробезопасность на предприятии общественного питания». 2011. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://festival.allbest.ru /articles/55682, свободный 3. Информационный портал «Охрана труда в России [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru 4. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gost.ru 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Охрана труда в торговле. Практикум. Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – 2-е изд.стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2014.– 160с. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знание: Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Текущий контроль -законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; -обязанности работников в области охраны труда; -фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; -возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета/ экзамена по МДК в виде: -порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; -письменных/ устных ответов, -порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты -тестирования. Итоговый контроль Умения: -выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Текущий контроль: -Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы: - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; презентаций, ….. - экспертная оценка демонстрируемых умений, 18 -участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности; -проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность действий и т.д. выполняемых действий в процессе практических/лабораторн ых занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете/экзамене -вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда 19 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УД Охрана труда по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора 2023 , форма обучения очная) на 2024 / 2025 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: №п/п измене ния Раздел рабочей программы Номера страниц замененные нумерованные аннулированные Основания для внесения изменений Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии Протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия) 20 21