Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин» Протокол №_____ «___»______________2021. _______ О.В.Думнова УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УР: «___»_______2021г. _______ Т.В.Славко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ Основы философии Гусиноозерск, 2021 Программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО. ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО). 13.02.03 Электрические станции, сети и системы 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи 13.02.01 Тепловые электрические станции Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум» Разработчик программы: __________________________Л.Е.Будаева, преподаватель высшей квалификационной категории Согласование Проверено Согласовано Должность Зав. отделением Еремина Л.А. Зав. методкабинетом Белых Л.В. Подпись 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 2 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ОСВОЕНИЯ 11 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 4 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01.ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 13.02.01 «Тепловые электрические станции» 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ переподготовки специалистов энергетической отрасли. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина Основы философии входит в общий гуманитарный и социально – экономический цикл. 1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Базовая часть В результате освоения дисциплины студент должен уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей -сформулировать представление об истине и смысле жизни. - В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48 часов 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) не предусмотрено Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено домашняя работа Итоговая аттестация в форме дифф.зачета Объем часов 48 48 12 2 - 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Предмет философии и ее история Тема1.1 Основные понятия и предмет философии № заня тия 1 2 Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия 3 4 5 6 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии Предмет и определение философии П.з Сочинение «Смысл жизни» Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия) Философия Древнего Китая и Древней Индии Объем Уровень часов освоения 3 4 1 2 1 2 2 2 2 Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 2 «Философские школы Древней Греции» 1 Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика 2 1 2 2 7 7 Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени 8 «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» 2 Реферат «Философия Аристотеля» Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» 2 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени 9 Тема 1.4. Современная философия 10 11 12 13 Раздел2. Структура и основные направления философии Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма П.з «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем 1 1 1 1 Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм экзистенциализм. Философия бессознательного. 2 П.з «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем Особенности русской философии. Русская идея. Работа с текстом В.С.Соловьева«Русская идея» Философия П.А.Флоренского. Философия В.И.Вернадского «Теория ноосферы» 2 2 Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) – по выбору учащихся «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» «Основные направления философии XX века» 2 1 2 2 2 2 8 Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение 14 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная( Новое время, xx век) Этапы философии 15 Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный, и др.. Строение философии и ее основные направления Методы философии Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания 16 17 Тема 2.3. Этика и социальная философия 18 19 20 Эссе «Философская система нашего времени: основные черты» Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. П.з Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Значение этики Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: Ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. 1 2 1 1 2 1 2 2 3 2 2 1 3 1 1 П. з Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии 1 Философия о глобальных проблемах современности 2 3 2 9 Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение 21 22 23 24. Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки, идеологии. Сравнение философии с другими отраслями науки. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время) П.з.Контрольная работа «Содержание основных разделов философии» 1 3 1 2 3 2 2 10 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Философии» 3.1. Материально – техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии Оборудование учебного кабинета Философии − посадочные места по количеству обучающихся; − рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: − компьютер с программным обеспечением − мультимедийный комплекс. 3.2.Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Горелов А.А.Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с. ( с хрестоматией). 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2009. – 288 с. (Профессиональное образование) 3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для суд. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Универсальная книга; Логос. 2009. – 286 с. Дополнительные источники: 1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с. 2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с. 3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с. 4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс. 2010. – 496 с. 5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с. Дополнительные оригинальные источники: 1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с. 2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мыслб.1972. – 343 с. 3. Древнекитайская философия: В 2 – х т. - М.: Мысль. 1972 4.Лосский Н.О.История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. – 480 с. 5. Сенека Л.А. Нравственные письма Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с. 6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с. Интернет ресурсы www.alleg.ru\edu\philos1.htm ru. Wikipedia.org\wiki\Философия www.diplom-inet.ru\resursfil 11 4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: Формы и методы контроля и оценки результатов обучения - -ориентироваться в наиболее -домашние задания проблемного характера; -практические задания по работе с оригинальными текстами; -подготовка и защита групповых заданий -подготовка и защита индивидуальных заданий -тестовые задания по соответствующим темам -контрольные работы общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей -сформулировать представление об истине и смысле жизни. Знать: - основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. -контрольные работы -тестовые задания -устные ответы -накопительная оценка -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания обучающимися 12 6.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № изменения, дата внесения, № страницы с изменением Было Стало Основание: Подпись лица, внесшего изменения 13 14