"--i*V . /Ж , Шж вд ill Ш кгэт i . __ хГ /// СК-УМД-2.4.-23 Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно-методическая документация 2.4. Методическая и научно-исследовательская деятельность Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» * Утверждаю ДиректорТ^ПОУ «ГЭТ» М. Спасов Приказ № •' . ~&\ : : f : ■&% от / / , и \ : -L s ■ / 2023 г > ■ '£ Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Гусиноозерск, 2023 Министерство образования и науки Республики Бурятия £ ± af ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у Экземпляр № Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего 2 12 1. Общие положения 1.1. Методические рекомендации по разработке поурочных планов (далее - Рекомендации) разработаны с целью оказания методической помощи в подготовке поурочных планов в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» (далее ГБПОУ «ГЭТ»/техникум). 1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании»); - Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Устав ГБПОУ «ГЭТ» и иные локальные нормативные акты. 1.3. Поурочный план - это документ, который обеспечивает методически правильное планирование учебного занятия. 1.4. Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности педагогического работника, в котором реализуется его научно методические представления, мастерство построении процесса обучения. По одной и той же теме педагогический работник может разработать в разные годы для разных групп различные планы уроков. 1.5. Поурочный план составляется педагогическим работником в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по учебной дисциплине/ профессиональному модулю. 1.6. Основные задачи поурочного плана: - определение места урока в изучаемой теме; - определение цели урока; С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия af £ ± ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № - отбор содержания урока в соответствии с 3 12 федеральным государственным образовательным стандартом; - группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; - отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала. - формирование общих и профессиональных компетенций при освоении учебной дисциплины/профессионального модуля. 2. Характеристика компонентов поурочного плана 2.1. Поурочные планы в совокупности характеризуют стиль работы педагогического работника. 2.2. Для целесообразности разработки и удобства использования поурочных планов в практической деятельности рекомендуется включить в поурочный план следующие компоненты: целевой, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный. 2.2.1. Целевой компонент - постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Цель урока Дидактическая - цель это главный урока имеет системообразующий три элемент основополагающих урока. аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный. Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогическим работником результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока. Цель урока необходима для обеспечения целостности фокусирования внимания на наиболее значимых результатах. урока и Министерство образования и науки Республики Бурятия £ ± af ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № 2.2.2. Коммуникативный компонент - С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего 4 12 определение уровня общения педагогического работника с группой. Педагогическое общение - комплекс средств и методов социально психологического взаимодействия между педагогическим работником и обучающимся, содержанием которого является оказание воспитательного воздействия, обмен информацией, организация взаимоотношений с использованием коммутативных средств. 2.2.3. Содержательный компонент - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; Важнейшим этапом планирования урока является отбор материала для изучения в соответствии с поставленными целями. Основное содержание учебного материала определено программой. Учебный материал также должен быть ориентирован на личностное развитие и саморазвитие обучающихся. 2.2.4. Технологический компонент - выбор форм, методов и приемов обучения. 2.2.4.1. Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Часто выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные формы обучения. Такая классификация не является строго научной, упорядочить разнообразие форм обучения. но позволяет несколько С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия af £ ± ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № Индивидуальная форма обучения подразумевает 5 12 взаимодействие педагогического работника с одним обучающимся. В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма обучения предполагает работу педагогического работника сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия. 2.2.4.2. Методы обучения - это пути, способы достижения определенно дидактической цели (например, усвоить понятие, сформировать умение или навык). Существует много классификаций методов обучения, в основу которых положены разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. В учебной работе можно выделить: - словесные методы (источником является устное или печатное слово); - наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); - практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия); - методы проблемного обучения. Педагогический работник сам выбирает методы обучения. Выбор методов обучения зависит: - от общих целей образования, обучения, воспитания и развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики; - от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; Министерство образования и науки Республики Бурятия £± л f ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № - от особенностей методики дисциплины/междисциплинарного преподавания конкретной С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего 6 12 учебной курса и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; - от цели, задач и содержания материала конкретного урока; - от времени, отведенного на изучение того или иного материала; - от возрастных особенностей обучающихся, уровня их реальных познавательных возможностей; - от уровня подготовленности обучающихся (образованности, воспитанности и развития); - от материальной оснащенности образовательной организации, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; - от возможностей и особенности педагогического работника, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. 2.2.4.3. Приемом называется такой составной компонент метода, которы направляет обучающихся на решение частичных дидактических задач. в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. В практике обучения, например, широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. £± л f Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № 2.2.5. С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего Контрольно-оценочный компонент - использование 7 12 оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 2.3. Этапы планирования урока. - определение типа урока, разработка его структуры; - отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний; - выделение главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на уроке; - подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом; - выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; - определение форм и объема домашнего задания; - продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; - оформление поурочного плана. 2.4. Для обеспечения успешного проведения планируемого урока должны соблюдаться следующие правила: - учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей, обучающихся группы, уровня их знаний, а также особенностей всего коллектива в целом; - подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является. узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям; - дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»; Министерство образования и науки Республики Бурятия £ ± af ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» у - ‘ 1 )1 -у С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № 8 12 - определение способов развития познавательного интереса обучающихся - (интересный факт, эффектный опыт и т.п.); - продумывание приемов педагогической техники. 3. Оформление поурочного плана 3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта. 3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную. 3.3. Формальная часть конспекта включает: - номер урока в изучаемой теме; - тему урока; - цель урока; - задачи уроки (обучающую, развивающую, воспитывающую); - тип урока; - оборудование; - межпредметные связи; - литература; 3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, их названия и содержание конкретного учебного материала по данной теме. 3.5. В заключительной части конспекта указываются этапы и время на их выполнение: - обобщение темы, итог урока; -выставление оценок; 3.6. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте или электронном виде хранятся в папке-накопителе отдельно на каждый предмет, на каждую группу, каждую специальность. W * М -Д *. & >и п СК-УМД-2.4,23 Министерство образования и науки Республики Бурятия d в s \s ] ш УздД Экземпляр № Разработчики: Ульянова ЛИСТОВ ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» ЛИСТ Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» 9 Светлана Александровна руководитель всего методического кабинета, руководитель отдела качества Согласованно: Славко Татьяна Васильевна, заместитель директора по учебной работе ^ /L l ' Еремина Любовь Александровна, заведующая по ППССЗ ‘ ' Симонова Маргарита Анатольевна, заведующая ППКРС Леонова Любовь Анатольевна, юрисконсульт Думнова Ольга Васильевна, председатель ПЦК Цыбденова Любовь Васильевна, председатель ПЦК Репина Татьяна Николаевна, председатель ПЦК 12 С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего Министерство образования и науки Республики Бурятия £± л f ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» ‘ 1 )1 Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № 10 12 Приложение Примерный поурочный план План урока № Дисциплина/МДК____________________________________________________ Дата__________ Тема урока__________________________________________________________ Цель урока (с учет ом возмож ност ей ф ормирования общ их и проф ессиональны х компетенций ) : ________________________________________ Задачи урока Обучающая - ________________________________________________________ Развивающая - ______________________________________________________ Воспитательная - ____________________________________________________ Тип урока: (изучение нового материала; совершенствование знаний, умений и навыков; комбинированный Вид урока: урок; (лекция, урок обобщения проблемный урок, и беседа, систематизации знаний, мультимедиа-урок, др.) сочинение, практическая работа, лабораторная работа, ролевая игра, деловая игра, др.) Оснащение урока___________________________________________________ £± л f ‘ 1 )1 Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего 11 12 Технологическая карта урока № п/п Этапы урока Планируемое время Преподаватель Методы обучения Формы обучения Деятельность преподавателя И.О. Фамилия Деятельность обучающегося Министерство образования и науки Республики Бурятия £± л f ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» •у ‘ 1 )1 Методические рекомендации по разработке поурочных планов ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Экземпляр № С К -У М Д -2.4.23 листов лист всего 12 Лист регистрации изменений № Н ом ер а листов изм е Зам енен нени ны х я Н овы х А ннулиро ванны х О снование для внесения и зм енений П одпись Расш ифровка п одп и си Дата Дата введения изменений 12