Методические рекомендации по разработке поурочных планов

"--i*V
.
/Ж ,
Шж

вд ill
Ш
кгэт
i . __ хГ
///
СК-УМД-2.4.-23

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно-методическая документация
2.4. Методическая и научно-исследовательская деятельность
Методические рекомендации по разработке поурочных планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

*

Утверждаю
ДиректорТ^ПОУ «ГЭТ»
М. Спасов

Приказ №

•'

. ~&\
: : f : ■&%
от / / , и \
: -L s
■

/

2023 г

> ■ '£

Методические рекомендации
по разработке поурочных планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Гусиноозерск, 2023

Министерство образования и науки Республики Бурятия
£ ±

af

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

Экземпляр
№

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

2

12

1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке поурочных планов (далее
- Рекомендации) разработаны с целью оказания методической помощи в
подготовке поурочных планов в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический
техникум» (далее ГБПОУ «ГЭТ»/техникум).
1.2.

Рекомендации

разработаны

в

соответствии

с

требованиями

следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании»);
- Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Устав ГБПОУ «ГЭТ» и иные локальные нормативные акты.
1.3. Поурочный план - это документ, который обеспечивает методически
правильное планирование учебного занятия.
1.4. Планирование урока является одним из аспектов творческой
деятельности педагогического работника, в котором реализуется его научно­
методические представления, мастерство построении процесса обучения. По
одной и той же теме педагогический работник может разработать в разные
годы для разных групп различные планы уроков.
1.5.

Поурочный

план

составляется

педагогическим

работником

в

соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по
учебной дисциплине/ профессиональному модулю.
1.6. Основные задачи поурочного плана:
- определение места урока в изучаемой теме;
- определение цели урока;

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

Министерство образования и науки Республики Бурятия

af

£ ±

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

-

отбор

содержания

урока

в

соответствии

с

3

12

федеральным

государственным образовательным стандартом;
-

группировка

отобранного

учебного

материала

и

определение

последовательности его изучения;
-

отбор

методов

обучения

и

форм

организации

познавательной

деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения
ими учебного материала.
- формирование общих и профессиональных компетенций при освоении
учебной дисциплины/профессионального модуля.

2. Характеристика компонентов поурочного плана
2.1. Поурочные планы в совокупности характеризуют стиль работы
педагогического работника.
2.2.

Для

целесообразности

разработки

и

удобства

использования

поурочных планов в практической деятельности рекомендуется включить в
поурочный

план

следующие

компоненты:

целевой,

коммуникативный,

содержательный, технологический, контрольно-оценочный.
2.2.1.

Целевой

компонент

-

постановка

целей

учения

перед

обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Цель

урока

Дидактическая

-

цель

это

главный

урока

имеет

системообразующий
три

элемент

основополагающих

урока.
аспекта:

образовательный, развивающий, воспитательный.
Триединая

цель

урока

-

это

заранее

запрограммированный

педагогическим работником результат, который должен быть, достигнут им
самим и обучающимися в конце урока.
Цель

урока

необходима

для

обеспечения

целостности

фокусирования внимания на наиболее значимых результатах.

урока

и

Министерство образования и науки Республики Бурятия
£ ±

af

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

2.2.2. Коммуникативный компонент -

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

4

12

определение уровня общения

педагогического работника с группой.
Педагогическое общение - комплекс средств и методов социально­
психологического

взаимодействия

между

педагогическим

работником

и

обучающимся, содержанием которого является оказание воспитательного
воздействия,

обмен

информацией,

организация

взаимоотношений

с

использованием коммутативных средств.
2.2.3. Содержательный компонент - подбор материала для изучения,
закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;
Важнейшим этапом планирования урока является отбор материала для
изучения в соответствии с поставленными целями.
Основное содержание учебного материала определено программой.
Учебный материал также должен быть ориентирован на личностное развитие и
саморазвитие обучающихся.
2.2.4. Технологический компонент - выбор форм, методов и приемов
обучения.
2.2.4.1.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю

сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания,
методов и средств обучения, материальных условий, состава участников
образовательного процесса и других его элементов.
Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по
количеству

обучающихся,

времени

и

месту

обучения,

порядку

его

осуществления.
Часто

выделяют

индивидуальные,

групповые,

фронтальные,

коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные формы обучения. Такая
классификация

не

является

строго

научной,

упорядочить разнообразие форм обучения.

но

позволяет

несколько

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

Министерство образования и науки Республики Бурятия

af

£ ±

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

Индивидуальная

форма

обучения

подразумевает

5

12

взаимодействие

педагогического работника с одним обучающимся.
В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах,
создаваемых на различных основах.
Фронтальная форма обучения предполагает работу педагогического
работника сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что
обучающиеся

рассматриваются

как

целостный

коллектив

со

своими

особенностями взаимодействия.
2.2.4.2.

Методы обучения - это пути, способы достижения определенно

дидактической цели (например, усвоить понятие, сформировать умение или
навык). Существует много классификаций методов обучения, в основу которых
положены разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
В учебной работе можно выделить:
- словесные методы (источником является устное или печатное слово);
-

наглядные

методы

(источником

знаний

являются

наблюдаемые

предметы, явления; наглядные пособия);
- практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают
умения и навыки, выполняя практические действия);
- методы проблемного обучения.
Педагогический работник сам выбирает методы обучения.
Выбор методов обучения зависит:
-

от общих целей образования, обучения, воспитания и развития

обучающихся и ведущих установок современной дидактики;
- от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета,
темы;

Министерство образования и науки Республики Бурятия

£± л f

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

-

от

особенностей

методики

дисциплины/междисциплинарного

преподавания

конкретной

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

6

12

учебной

курса и определяемых ее спецификой

требований к отбору общедидактических методов;
- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
-

от возрастных особенностей

обучающихся, уровня их реальных

познавательных возможностей;
-

от

уровня

подготовленности

обучающихся

(образованности,

воспитанности и развития);
- от материальной оснащенности образовательной организации, наличия
оборудования, наглядных пособий, технических средств;
- от возможностей и особенности педагогического работника, уровня
теоретической и практической подготовленности, методического мастерства,
его личных качеств.
2.2.4.3.

Приемом называется такой составной компонент метода, которы

направляет обучающихся на решение частичных дидактических задач. в
практике

обучения широко

используются наглядные

приемы

обучения,

сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на
таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных
объектов, устройств, механизмов.
В практике обучения, например, широко используются наглядные
приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу:
показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация
моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов.

£± л f

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

2.2.5.

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

Контрольно-оценочный

компонент

-

использование

7

12

оценки

деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и
развития познавательного интереса.
2.3. Этапы планирования урока.
- определение типа урока, разработка его структуры;
- отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение
его на ряд опорных знаний;
- выделение главного материала, который обучающийся должен понять и
запомнить на уроке;
- подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии
с типом урока и каждым отдельным его этапом;
- выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
- определение форм и объема домашнего задания;
- продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
- оформление поурочного плана.
2.4. Для обеспечения успешного проведения планируемого урока должны
соблюдаться следующие правила:
- учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей,
обучающихся группы, уровня их знаний, а также особенностей всего
коллектива в целом;
- подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является.
узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой
ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к
знаниям;
- дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от
простого к сложному»;

Министерство образования и науки Республики Бурятия
£ ±

af

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

у - ‘ 1 )1 -у

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

8

12

- определение способов развития познавательного интереса обучающихся
- (интересный факт, эффектный опыт и т.п.);
- продумывание приемов педагогической техники.

3. Оформление поурочного плана
3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.
3.2.

Конспект

поурочного

плана

содержит

две

основные

части:

формальную и содержательную.
3.3. Формальная часть конспекта включает:
- номер урока в изучаемой теме;
- тему урока;
- цель урока;
- задачи уроки (обучающую, развивающую, воспитывающую);
- тип урока;
- оборудование;
- межпредметные связи;
- литература;
3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, их
названия и содержание конкретного учебного материала по данной теме.
3.5. В заключительной части конспекта указываются этапы и время на их
выполнение:
- обобщение темы, итог урока;
-выставление оценок;
3.6. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В
обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте или электронном
виде хранятся в папке-накопителе отдельно на каждый предмет, на каждую
группу, каждую специальность.

W

*
М -Д *.

& >и п

СК-УМД-2.4,23

Министерство образования и науки Республики Бурятия

d в
s \s ]

ш

УздД

Экземпляр
№
Разработчики:
Ульянова

ЛИСТОВ

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

ЛИСТ

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

9

Светлана

Александровна

руководитель

всего

методического

кабинета, руководитель отдела качества
Согласованно:
Славко Татьяна Васильевна, заместитель директора по учебной работе
^ /L l '

Еремина Любовь Александровна, заведующая по ППССЗ

‘ ' Симонова Маргарита Анатольевна, заведующая ППКРС
Леонова Любовь Анатольевна, юрисконсульт
Думнова Ольга Васильевна, председатель ПЦК
Цыбденова Любовь Васильевна, председатель ПЦК
Репина Татьяна Николаевна, председатель ПЦК

12

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

Министерство образования и науки Республики Бурятия

£± л f

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

‘ 1 )1

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

10

12

Приложение
Примерный поурочный план

План урока №

Дисциплина/МДК____________________________________________________
Дата__________
Тема урока__________________________________________________________
Цель

урока

(с

учет ом

возмож ност ей

ф ормирования

общ их

и

проф ессиональны х компетенций ) : ________________________________________

Задачи урока
Обучающая - ________________________________________________________
Развивающая - ______________________________________________________
Воспитательная - ____________________________________________________
Тип урока: (изучение нового материала; совершенствование знаний, умений и навыков;
комбинированный

Вид

урока:

урок;

(лекция,

урок

обобщения

проблемный

урок,

и

беседа,

систематизации

знаний,

мультимедиа-урок,

др.)

сочинение,

практическая работа, лабораторная работа, ролевая игра, деловая игра, др.)

Оснащение урока___________________________________________________

£± л f
‘ 1 )1

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

11

12

Технологическая карта урока
№
п/п

Этапы
урока

Планируемое
время

Преподаватель

Методы
обучения

Формы
обучения

Деятельность
преподавателя

И.О. Фамилия

Деятельность
обучающегося

Министерство образования и науки Республики Бурятия

£± л f

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

•у ‘ 1 )1

Методические рекомендации по разработке поурочных
планов
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Экземпляр
№

С К -У М Д -2.4.23
листов
лист
всего

12

Лист регистрации изменений
№

Н ом ер а листов

изм е

Зам енен

нени

ны х

я

Н овы х

А ннулиро
ванны х

О снование
для внесения
и зм енений

П одпись

Расш ифровка
п одп и си

Дата

Дата
введения
изменений

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».