Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 02. Информатика и ИКТ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения программы Программа обязательной учебной частью дисциплины основной (далее программа) профессиональной является образовательной программы СПО углубленной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Данная рабочая программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Программа принадлежит к дисциплинам математического и общего естественнонаучного учебного цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий; - создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; 4 - использовать сервисы и информационные ресурсы информационно телекоммуникационной сети Интернет в профессиональной деятельности. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ; - основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; - возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; - назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемое в профессиональной деятельности. Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся 5 (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. 6 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа; - самостоятельной работы обучающегося 37 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа О бъем часов 111 74 42 6 37 37 П ром еж ут очная ат т ест ация в ф орме диф ф еренцированного зачёт а 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Раздел 1. Введение Тема 1.1. Техника безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности Тема 1.2. Аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 4 /1 Соде зжание учебного материала: 1 Техника безопасности и информационная культура. Информатика как наука. Информационная картина мира. Гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности. Соде ржание учебного материала: 1 Основные устройства компьютера их функции и взаимосвязь. Память, виды памяти. Центральный процессор. Устройства ввода-вывода, характеристика. Программное и аппаратное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему «Компьютер и профессия». Раздел 2. Технология обработки текстовой, числовой, графической информации на компьютере Тема 2.1. Соде ржание учебного материала: Технология обработки 1 Текстовые редакторы и текстовые процессоры, основные отличия. Текстовый текстовой информации. процессор MSWord. Возможности. Набор и редактирование текста. Основные Текстовый редактор Microsoft правила. Выделение текста. Форматирование текста. Форматирование символов Word и абзацев, правила. 2 Работа с несколькими документами. Сохранение и открытие документов. Использование специальных символов. Расстановка переносов. Просмотр документа. Страницы и разделы. Вставка разрыва. Колонтитулы. 3 Использование колонок и списков в документе. Виды списков. Работа с таблицами. Дизайн документа. Рамки. Работа с панелью рисования. Оформление формул редактором MS EQUATION. Использование комплексных документов в профессиональной деятельности, применение диаграмм в документах, их назначение. 4 Создание, редактирование, оформление, сохранение деловых документов в редакторе MS WORD. Практические работы: 1 Набор и редактирование текста. Форматирование текста. 2 1 2 2 1 5 6 /3 0 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 2 Работа с несколькими документами. Использование специальных символов. Расстановка переносов. Страницы и разделы. Вставка разрыва. Колонтитулы. 3 Использование колонок и списков в документе. Виды списков. Работа с таблицами. Дизайн документа. 4 Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. 5 Оформление формул редактором MS EQUATION. 5 Организационные диаграммы в документе MS WORD. Создание комплексных документов в текстовом редакторе Создание, редактирование, оформление, сохранение деловых документов в редакторе MS WORD Контрольная работа: «Комплексное использование возможностей MS WORD для создания документов». Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий на форматирование текстового документа, по работе с таблицами, формулами и диаграммами, создание комплексных документов в текстовом редакторе MS Word, работа с деловыми документами. Тема 2.2. Технология обработки числовой информации. Табличный процессор MS Excel 1 2 1 2 1 1 2 2 8 2 2 12 Соде зжание учебного материала: 1 2 3 Электронные таблицы. Виды, назначение. MS Excel, особенности. Запуск MS Excel. Ячейки их содержимое, свойства. Действия с ячейками. Запись арифметических выражений в Excel. Простейшие формулы и работа с ними. Работа с функциями в Excel. Создание, редактирование, оформление, сохранение электронной книги. Относительная и абсолютная адресации в MS EXCEL. Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах MS EXCEL. Сортировки и фильтры. Применение табличного процессора в профессиональной деятельности, использование диаграмм в документах. 1 2 2 2 1 Практические работы: 1 2 3 4 Запись арифметических выражений в Excel. Простейшие формулы и работа с ними. Создание, редактирование, оформление, сохранение электронной книги. Относительная и абсолютная адресации в MS EXCEL. Организация расчетов в табличном процессоре MS EXCEL. Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах MS EXCEL. Сортировки и фильтры. Построение простейших диаграмм и простейших графиков функций. 9 1 2 3 3 1 2 3 2 Применение табличного процессора в профессиональной деятельности, использование диаграмм в документах. Контрольная работа: «Комплексное использование возможностей MS EXCEL». Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий на относительную и абсолютную адресацию, выполнение расчетов, построение диаграмм и графиков функций. Тема 2.3. Технология обработки графической информации на компьютере 2 8 Соде ржание учебного материала: 1 Теоретические основы компьютерной графики. Виды графической информации: растровая, векторная, фрактальная. Форматы графических файлов. Графический редактор Paint. Создание графических изображений. 1 2 1 2 2 2 Практические работы: 1 Графический редактор Paint. Панель инструментов. Создание графических изображений. 2 Ввод изображения со сканера. Применение графического редактора в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий по использованию графического редактора в профессиональной деятельности. Тема 2.4. Технология создания и обработки мультимедийной информации 2 Соде ржание учебного материала: 1 Microsoft Office PowerPoint. Создание мультимедийных презентаций. Оформление слайдов презентации. Наполнение текстовым и графическим материалом. Добавление мультимедийных объектов в презентацию. Настройка анимации. Смена слайдов. Внедренные объекты. 1 1 1 2 2 2 Практические работы: 1 2 Microsoft Office PowerPoint. Создание мультимедийной презентации. Разработка мультимедийной презентации по одной из тем профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся: подбор информации и разработка мультимедийной презентации. Тема 2.5. Система управления базами данных MS Access 4 Соде ржание учебного материала: 1 2 СУБД, виды. Знакомство с программой MS Access. Таблицы базы данных, формы, отчеты, пользовательские запросы, их создание. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS ACCESS. Создание форм в СУБД MS ACCESS. 10 2 2 Практические работы: 1 Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS ACCESS 2 Редактирование и модификация таблиц базы данных СУБД MS ACCESS 3 Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS ACCESS 4 Создание форм в СУБД MS ACCESS. 5 Создание отчетов в СУБД MS ACCESS. Самостоятельная работа обучающихся: работа с базой данных: редактирование таблиц, создание форм. Раздел 3. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности Тема 3.1. Соде ржание учебного материала: Организация работы в глобальной сети Интернет 1 2 Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Глобальная сеть Internet: структура и адресация в сети. Возможности глобальной сети. Технология WWW. Электронная почта. Компьютерные вирусы: понятие, виды. Антивирусные программы, их виды. 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 4 1 0 /4 2 2 1 2 3 2 2 2 Практические работы: 1 Электронная почта. Почтовая программа MS OUTLOOK EXPRESS. Настройка браузера. Работа с антивирусными программами. 2 Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности, возможности их применения в профессиональной деятельности. Возможности Интернета для применения мультимедийных технологий в профессиональной деятельности. Контрольная работа: «Поиск информации в сети Интернет. Сохранение найденной информации». Самостоятельная работа обучающихся: поиск информации в сети Интернет, подготовка сообщения «Возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития». Раздел 4. Применение обучающих программ в профессиональной деятельности Тема 4.1. Соде ржание учебного материала: Возможности использования обучающих программ в 1 Отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников, его критерии. 11 2 4 2 /2 2 1 соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучаю щихся/воспитанников Возможности использования обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий. Дифференцированный зачёт 2 2 Всего: Максимальная учебная нагрузка -111 часов, из них аудиторной нагрузке отводится 74 часа (в т.ч. теория - 26 часов, практические занятия - 48 часов), на самостоятельную работу обучающихся - 37 часов. 12 74/37 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины осуществляется на базе лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий. Оборудование лаборатории: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование, ноутбуки для обучающихся и преподавателя с выходом в Интернет. Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Куприянов, Д. В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Куприянов. - Москва: Юрайт, 2020. - 255 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451935 Дополнительные источники: 1. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной дельности: учеб. пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. 384 с. 2. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в 13 профессиональной дельности: учеб. пособие для для студ. учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. - 13-е изд., испр. Москва: Академия, 2013. - 256 с. 3. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 383 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/413451 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ При изучении учебной дисциплины организуется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, контрольных работ, дифференцированного зачёта, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, подготовки сообщений. Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки. Формируемые профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно коммуникационных 14 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практические работы, тестирование, подготовка сообщений, проекты, контрольные определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять технологий в работы, профессиональной дифференцирован деятельности; применять ный зачёт современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; использовать сервисы и информационные ресурсы информационнотелекоммуникационной сети Интернет в профессиональной деятельности. Знать правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; 15 профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемое в профессиональной деятельности. 16 ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей._______ Шкала оценки индивидуальных образовательных достижений Качество оценки индивидуальных Процент образовательных достижений результативности (правильных ответов) Вербальный аналог Балл (отметка) 91-100% 5 отлично 81-90% 4 хорошо 71-80% 3 удовлетворительно 2 менее 71% неудовлетворительно 17