ЕН 02 Информатика и ИКТ

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02. Информатика и ИКТ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы
Программа
обязательной

учебной

частью

дисциплины

основной

(далее

программа)

профессиональной

является

образовательной

программы СПО углубленной подготовки в соответствии с ФГОС по
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Данная рабочая программа может реализовываться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий,
размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа принадлежит к дисциплинам математического и общего
естественнонаучного учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации
при

использовании

средств

информационно-коммуникационных

технологий в профессиональной деятельности;
- применять современные технические средства обучения, контроля и
оценки уровня физического развития, основанные на использовании
компьютерных технологий;
- создавать,

редактировать,

оформлять,

сохранять,

передавать

информационные объекты различного типа с помощью современных
информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
4

- использовать сервисы и информационные ресурсы информационно­
телекоммуникационной сети Интернет в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- правила

техники

безопасности

и

гигиенические

требования

при

использовании средств ИКТ;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых,
графических, числовых) с помощью современных программных средств;
- возможности

использования

ресурсов

сети

Интернет

для

совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и
личностного развития;
- назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного
обеспечения, применяемое в профессиональной деятельности.
Представленные умения и знания направлены на формирование
общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
5

(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный
процесс.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию
досуговых мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области
деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном
процессе используются активные и интерактивные формы проведения
занятий: компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, групповые
дискуссии.
6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа

О бъем часов
111
74
42
6
37

37
П ром еж ут очная ат т ест ация в ф орме диф ф еренцированного зачёт а

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
Раздел 1. Введение
Тема 1.1.
Техника безопасности и
гигиенические рекомендации
при использовании средств
ИКТ в профессиональной
деятельности
Тема 1.2.
Аппаратное и программное
обеспечение ПК, применяемое
в профессиональной
деятельности

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

4 /1

Соде зжание учебного материала:
1 Техника безопасности и информационная культура. Информатика как наука.
Информационная картина мира. Гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Соде ржание учебного материала:
1 Основные устройства компьютера их функции и взаимосвязь. Память, виды
памяти. Центральный процессор. Устройства ввода-вывода, характеристика.
Программное и аппаратное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной
деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему
«Компьютер и профессия».
Раздел 2. Технология обработки текстовой, числовой, графической информации на компьютере
Тема 2.1.
Соде ржание учебного материала:
Технология обработки
1 Текстовые редакторы и текстовые процессоры, основные отличия. Текстовый
текстовой информации.
процессор MSWord. Возможности. Набор и редактирование текста. Основные
Текстовый редактор Microsoft
правила. Выделение текста. Форматирование текста. Форматирование символов
Word
и абзацев, правила.
2
Работа с несколькими документами. Сохранение и открытие документов.
Использование специальных символов. Расстановка переносов. Просмотр
документа. Страницы и разделы. Вставка разрыва. Колонтитулы.
3
Использование колонок и списков в документе. Виды списков. Работа с
таблицами. Дизайн документа. Рамки. Работа с панелью рисования.
Оформление формул редактором MS EQUATION. Использование комплексных
документов в профессиональной деятельности, применение диаграмм в
документах, их назначение.
4
Создание, редактирование, оформление, сохранение деловых документов в
редакторе MS WORD.
Практические работы:
1 Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

2

1

2

2

1
5 6 /3 0

1

1

1

1

4

1

1

1

1

2

2

Работа с несколькими документами. Использование специальных символов.
Расстановка переносов. Страницы и разделы. Вставка разрыва. Колонтитулы.
3
Использование колонок и списков в документе. Виды списков. Работа с
таблицами. Дизайн документа.
4
Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.
5
Оформление формул редактором MS EQUATION.
5
Организационные диаграммы в документе MS WORD. Создание комплексных
документов в текстовом редакторе Создание, редактирование, оформление,
сохранение деловых документов в редакторе MS WORD
Контрольная работа: «Комплексное использование возможностей MS WORD для
создания документов».
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий на форматирование
текстового документа, по работе с таблицами, формулами и диаграммами, создание
комплексных документов в текстовом редакторе MS Word, работа с деловыми
документами.

Тема 2.2.
Технология обработки
числовой информации.
Табличный процессор MS
Excel

1

2

1

2

1
1

2
2

8

2

2

12

Соде зжание учебного материала:
1

2

3

Электронные таблицы. Виды, назначение. MS Excel, особенности. Запуск MS
Excel. Ячейки их содержимое, свойства. Действия с ячейками. Запись
арифметических выражений в Excel. Простейшие формулы и работа с ними.
Работа с функциями в Excel.
Создание, редактирование, оформление, сохранение электронной книги.
Относительная и абсолютная адресации в MS EXCEL. Связанные таблицы.
Расчет промежуточных итогов в таблицах MS EXCEL. Сортировки и фильтры.
Применение табличного процессора в профессиональной деятельности,
использование диаграмм в документах.

1

2

2

2

1

Практические работы:
1
2

3
4

Запись арифметических выражений в Excel. Простейшие формулы и работа с
ними.
Создание, редактирование, оформление, сохранение электронной книги.
Относительная и абсолютная адресации в MS EXCEL. Организация расчетов в
табличном процессоре MS EXCEL.
Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах MS EXCEL.
Сортировки и фильтры.
Построение простейших диаграмм и простейших графиков функций.
9

1

2

3

3

1

2

3

2

Применение табличного процессора в профессиональной деятельности,
использование диаграмм в документах.
Контрольная работа: «Комплексное использование возможностей MS EXCEL».
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий на относительную и
абсолютную адресацию, выполнение расчетов, построение диаграмм и графиков
функций.

Тема 2.3. Технология
обработки графической
информации на компьютере

2
8

Соде ржание учебного материала:
1

Теоретические основы компьютерной графики. Виды графической
информации: растровая, векторная, фрактальная. Форматы графических файлов.
Графический редактор Paint. Создание графических изображений.

1

2

1

2

2

2

Практические работы:
1

Графический редактор Paint. Панель инструментов. Создание графических
изображений.
2
Ввод изображения со сканера. Применение графического редактора в
профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий по использованию
графического редактора в профессиональной деятельности.

Тема 2.4. Технология создания
и обработки мультимедийной
информации

2

Соде ржание учебного материала:
1

Microsoft Office PowerPoint. Создание мультимедийных презентаций.
Оформление слайдов презентации. Наполнение текстовым и графическим
материалом. Добавление мультимедийных объектов в презентацию. Настройка
анимации. Смена слайдов. Внедренные объекты.

1

1

1

2

2

2

Практические работы:
1
2

Microsoft Office PowerPoint. Создание мультимедийной презентации.
Разработка мультимедийной презентации по одной из тем профессиональной
деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся: подбор информации и разработка
мультимедийной презентации.

Тема 2.5. Система управления
базами данных MS Access

4

Соде ржание учебного материала:
1
2

СУБД, виды. Знакомство с программой MS Access. Таблицы базы данных,
формы, отчеты, пользовательские запросы, их создание.
Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS ACCESS. Создание
форм в СУБД MS ACCESS.
10

2
2

Практические работы:
1

Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера
таблиц в СУБД MS ACCESS
2
Редактирование и модификация таблиц базы данных СУБД MS ACCESS
3
Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS ACCESS
4
Создание форм в СУБД MS ACCESS.
5
Создание отчетов в СУБД MS ACCESS.
Самостоятельная работа обучающихся: работа с базой данных: редактирование
таблиц, создание форм.

Раздел 3. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной
деятельности
Тема 3.1.
Соде ржание учебного материала:
Организация работы в
глобальной сети Интернет

1

2

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные
средства организации компьютерных сетей. Глобальная сеть Internet: структура
и адресация в сети. Возможности глобальной сети.
Технология WWW. Электронная почта. Компьютерные вирусы: понятие, виды.
Антивирусные программы, их виды.

2

2

2
1
1
2

2
2
2
2

4

1 0 /4

2

2

1

2

3

2

2

2

Практические работы:
1

Электронная почта. Почтовая программа MS OUTLOOK EXPRESS. Настройка
браузера. Работа с антивирусными программами.
2
Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в
профессиональной деятельности, возможности их применения в
профессиональной деятельности. Возможности Интернета для применения
мультимедийных технологий в профессиональной деятельности.
Контрольная работа: «Поиск информации в сети Интернет. Сохранение найденной
информации».
Самостоятельная работа обучающихся: поиск информации в сети Интернет,
подготовка сообщения «Возможности использования ресурсов сети Интернет для
совершенствования
профессиональной
деятельности,
профессионального
и
личностного развития».

Раздел 4. Применение обучающих программ в профессиональной деятельности
Тема 4.1.
Соде ржание учебного материала:
Возможности использования
обучающих программ в

1

Отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем
психического развития обучающихся/воспитанников, его критерии.
11

2

4

2 /2

2

1

соответствии с возрастом и
уровнем психического
развития
обучаю щихся/воспитанников

Возможности использования обучающих программ в соответствии с возрастом
и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение заданий.

Дифференцированный зачёт

2
2

Всего:
Максимальная учебная нагрузка -111 часов, из них аудиторной нагрузке отводится 74 часа
(в т.ч. теория - 26 часов, практические занятия - 48 часов), на самостоятельную работу обучающихся - 37 часов.

12

74/37

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется на базе лаборатории
информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование лаборатории: 25 посадочных мест, мультимедийное
оборудование, ноутбуки для обучающихся и преподавателя с выходом в
Интернет.
Для

организации

электронного

обучения

с

применением

дистанционных образовательных технологий может использоваться система
электронного

обучения

Moodle,

сервис

ZOOM,

электронная

почта;

электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype;
социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая

база,

необходимая

для

осуществления

образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Куприянов, Д. В. Информационное обеспечение профессиональной
деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Д. В. Куприянов. - Москва: Юрайт, 2020. - 255 с. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/451935
Дополнительные источники:
1. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной
дельности: учеб. пособие для студ. учреждений среднего профессионального
образования / Е.В. Михеева. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. 384 с.
2. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в
13

профессиональной дельности: учеб. пособие для для студ. учреждений
среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. - 13-е изд., испр. Москва: Академия, 2013. - 256 с.
3. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник
для
среднего
профессионального
образования /
М. В. Гаврилов,
В. А. Климов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 383 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/413451

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении учебной дисциплины организуется текущий контроль и
промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного
зачета.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ,
тестирования, контрольных работ, дифференцированного зачёта, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, подготовки
сообщений.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд
оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя оценочные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия)
индивидуальных

образовательных

достижений

основным

показателям

оценки результатов подготовки.
Формируемые
профессиональные (ПК) и
общие (ОК) компетенции

ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

Уметь соблюдать правила
техники безопасности и
гигиенические
рекомендации при
использовании средств
информационно­
коммуникационных
14

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения

Практические
работы,
тестирование,
подготовка
сообщений,
проекты,
контрольные

определять методы решения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе
и команде,
взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели,
мотивировать деятельность
обучающихся
(воспитанников),
организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять

технологий в
работы,
профессиональной
дифференцирован
деятельности; применять ный зачёт
современные технические
средства обучения,
контроля и оценки уровня
физического развития,
основанные на
использовании
компьютерных
технологий; создавать,
редактировать,
оформлять, сохранять,
передавать
информационные объекты
различного типа с
помощью современных
информационных
технологий для
обеспечения
образовательного
процесса; использовать
сервисы и
информационные ресурсы
информационнотелекоммуникационной
сети Интернет в
профессиональной
деятельности.
Знать правила техники
безопасности и
гигиенические требования
при использовании
средств ИКТ; основные
технологии создания,
редактирования,
оформления, сохранения,
передачи и поиска
информационных
объектов различного типа
(текстовых, графических,
числовых) с помощью
современных
программных средств;
15

профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания, смены
технологий.
ПК 1.1. Определять цели и
задачи, планировать
занятия.
ПК 1.6. Оформлять
документацию,
обеспечивающую
образовательный процесс.
ПК 2.2. Организовывать и
проводить досуговые
мероприятия.
ПК 2.5. Оформлять
документацию,
обеспечивающую
организацию досуговых
мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать
методические материалы
(рабочие программы,
учебно-тематические
планы) на основе
примерных с учетом
области деятельности,
особенностей возраста,
группы и отдельных
занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в
кабинете (мастерской,
лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать
и оценивать педагогический
опыт и образовательные
технологии в области
дополнительного
образования на основе
изучения профессиональной
литературы, самоанализа и
анализа деятельности
других педагогов.

возможности
использования ресурсов
сети Интернет для
совершенствования
профессиональной
деятельности,
профессионального и
личностного развития;
назначение и технологию
эксплуатации аппаратного
и программного
обеспечения,
применяемое в
профессиональной
деятельности.

16

ПК 3.4. Оформлять
педагогические разработки
в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в
исследовательской и
проектной деятельности в
области дополнительного
образования детей._______
Шкала оценки индивидуальных образовательных достижений
Качество оценки индивидуальных
Процент
образовательных достижений
результативности
(правильных ответов)
Вербальный аналог
Балл (отметка)
91-100%
5
отлично
81-90%
4
хорошо
71-80%
3
удовлетворительно
2
менее 71%
неудовлетворительно

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».