ОГСЭ 02 Психология общения

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения»
по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02. Психология общения

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

УЧЕБНОЙ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (курсы повышения
квалификации и переподготовки учителей начальных классов, педагогов
дополнительного образования, воспитателей).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы
Учебная
дисциплина
принадлежит
к
дисциплинам
общего
гуманитарного и социально-экономического цикла (обязательная часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к
результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в
профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Представленные умения и знания направлены на формирование
общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
определять методы решения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
4

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития. ОК
5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации. ОК
9. Осуществлять профессиональную деятельность в
условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с
соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и
задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на
занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 2.1.
Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия. ПК 2.2.
Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать
обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых
мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых
мероприятий.
В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном
процессе используются активные и интерактивных формы проведения
занятий: ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии;
применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
1.4.
Количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 79 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.

учебной

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
в форме дифференцированного зачета

О бъем часов

79
60
44
19
-

19

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Н аим енование
разделов и тем
1
Р аздел 1.
С оц иально­
психологические
аспекты общ ения
Т ем а 1.1. О бщ ение
как соц иал ьн о­
п сихологический
процесс

С одерж ание уч ебного м атери ала, л абораторн ы е р аботы и п рак ти ческ ие занятия, сам остоятель н ая работа
обуч аю щ и хся
2

3

У ровень
освоен ия
4

28/8

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 П он ятие общ ения. В заим освязь общ ен и я и д ея тел ь н ости . Структура, цели, функции, виды общения.

6

2

4

Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Критерии удовлетворенности общением.
С ущ ность п едагоги ческ ого об щ ен и я . Модели поведения учителей в педагогическом общении. Структура
педагогических воздействий.
П рак ти ческ и е занятия

Качества личности педагога дополнительного образования, влияющие на педагогическое общение
С ам остоятельная работа о б уч аю щ и хся :
1. Самоанализ «Какой я собеседник?»
Т ем а 1.2.
С оциальная
перцепция

О бъем часов

2
2
2

6

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 С ущ ность социальн ой перцепции.

Механизмы социальной перцепции. Имидж личности как
воспринимаемый и передаваемый образ. Эффекты восприятия. Особенности формирования социальных
установок.

3

2

4
1
1
2
2

П рак ти ческ и е занятия

Механизмы взаимопонимания в общении
Эмпатия в структуре профессионально-значимых качеств личности педагога
Имидж личности педагога дополнительного образования
С ам остоятельная работа обуч аю щ и хся

1. Анализ ситуаций.
Т ем а 1.3.
И нтерактивны й
аспект общ ения

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 С ущ ность и нтер ак ц и и . Единицы

взаимодействий. Взаимодействие
психологической совместимости.

4
взаимодействия. Стратегии взаимодействия.
как организация совместной деятельности.

Виды социальных
Понятие и виды

П рак ти ческ и е занятия

Психологическая совместимость членов группы

1

2

2
2

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся:

1.Конспект источников - подготовка сообщений о транзакционном анализе и символическом интеракционизме
как концепциях взаимодействия
Т ем а 1.4.
К ом м уникативны й
аспект общ ения

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 П он ятие ком м уникации. Психологическая обратная связь.

Коммуникативные барьеры. Феномены
межличностного влияния. Специфика межличностного обмена информацией. Субъективные каналы
восприятия и передачи информации. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Невербальная
коммуникация: кинестетика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика, визуальное общение.

П рак ти ческ и е занятия

Вербальная и невербальная коммуникация
Техники и приемы общения: умение слушать, ведение беседы
Психологические способы воздействия: внушение, убеждение. Обратная связь в общении.

2

10

3

1

9
1
4
4

7

С ам остоятельная работа обуч аю щ и хся

1. Составление самоанализа - психологического автопортрета личности.
К онтрольная работа по 1 разделу
Р аздел 2. Л и чн ая и
проф ессиональная
эф ф екти вн ость в
м еж личностном
общ ении
Т ем а 2.1.
С оциальны е роли и
ролевы е ож идания

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 С оциальны е роли и ролевы е ож идания. Понятие, виды, функции, основные характеристики социальной

2

2
21/6

8

3

2

роли. Ролевые ожидания. Влияние социальной роли на развитие личности. Особенности освоения
социальных ролей.
П рак ти ческ и е занятия

Социальные роли личности
Профессиональные роли педагога дополнительного образования
Ролевая игра
С ам остоятельная работа обучаю щ ихся:

6
2
2
2
3

1. Написание эссе на тему «Освоение социальной роли педагога дополнительного образования»
Т ем а 2.2. Э тические
п ринципы общ ения

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 Э ти к ет . Понятие мораль, нравственность, этика. этикет. Виды этикета. Деловой этикет. Э тические
принципы и нормы .
П рак ти ческ и е занятия

Этические принципы общения
Коммуникативная культура педагога

6

3

2
4
2
2

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся:

Т ем а 2.3. П рием ы
сам орегуляции
поведения в
п роцессе
м еж личностного
общ ения

1. Проектное задание «Воспитание социально-психологической культуры личности», составление программы
по самовоспитанию социально-психологической культуры.

3

С одерж ание уч ебного м атери ала

6

1

Целеполагание как основа любой деятельности. Цель как критерия принятия решения. Понятие уверенного
поведения. Основные составляющие уверенности. Эффективные и неэффективные способы реагирования в
стрессовых ситуациях. Управление эмоциями.

П рак ти ческ и е занятия

6

Целеполагание
Уверенное поведение
Управление стрессом

2
2
2

К онтрольная работа по 2 разделу
Р аздел 3.
С оциальная
психология
конф ликта
Т ем а 3.1. К онф ликт
как особая ф орм а
взаим одействия

2

С одерж ание уч ебного м атери ала
1 Конфликт: понятие и виды. П ри чи н ы возни к новен и я к онф ли ктов. С труктура к онф ли кта. Стратегии

1
9/5

2

5
2

разрешения конфликта. Ассертивная позиция в конфликте.
П рак ти ческ и е занятия

Конфликт как особая форма взаимодействия.

3
1

8

Условия конструктивного разрешения конфликта

2

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся:

Т ем а 3.2.
П едагогич еский
конф ликт

1. Анализ конфликта: выявление мотивации оппонента, оценка приоритетов, обоснование выбора стратегии
взаимодействия, выработка взаимовыгодных предложений

3

С одерж ание уч ебного м атери ала

3

1

1

Объективные причины педагогических конфликтов. П ози ц ии п едагога в к онф ли ктн ой ситуации.
О сновны е и сточ ни к и педагоги ческ ого к онф ли кта. Стратегии взаимодействия учителя и ученика в
конфликтной ситуации.

3

2
1
1

П рак ти ческ и е занятия

Основные источники педагогического конфликта
Педагогический конфликт: стратегии взаимодействия
С ам остоятельная работа обучаю щ ихся:

1. Анализ педагогических ситуаций

2

К онтрольная работа по 3 разделу
Д и ф ф еренц и рован ны й зачет
Всего:

1
2
79

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
как правило, кабинет психолого-педагогических дисциплин. Оборудование
учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование,
компьютер с выходом в интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Лавриненко, В. Н. Психология общения: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова; под
редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва: Юрайт, 2018. —
350 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/413808
Дополнительные источники:
Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное
пособие для СПО / Н. С. Ефимова. - Москва: Инфра-М: Форум, 2015. - 192 с.
Бороздина, Г. В. Психология общения: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под
общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва: Юрайт, 2020. — 463 с. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450947
Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В.
Овсянникова. — Москва: Юрайт, 2020. — 437 с. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450805

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии со шкалой.
Шкала оценки индивидуальных образовательных достижений
Процент
результативности
(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
вербальный аналог
балл (отметка)

VO

•I-

00

о

90 - 100
50 - 69
менее 50

Формируемые ОК и HK

ОК
1.
Понимать
сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый
интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность, определять методы
решения профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и
качество. ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в нестандартных
ситуациях. ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки
и
решения
профессиональных
задач, профессионального и
личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно­
коммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности. ОК
6. Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с руководством,
коллегами
и
социальными
партнерами. ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся,
организовывать
и
контролировать
их
работу
с
принятием на себя ответственности

5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Результаты
обучения
(освоенные
умения,
усвоенные
знания)
- умение применять
техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
умение
использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного
общения.

знание
взаимосвязи
общения
и
деятельности;
- знание
целей,
функций, видов и
уровней общения;
знание
социальных ролей

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Вы полнение
заданий
и
упраж нений на практикуме,
самоанализ
результ ат ов
психодиагностики, реф лексия в
конце
занятия,
выполнение
заданий
внеаудиторной
самост оят ельной
работ ы :
составление
резюме,
программы
самовоспитания
социально-психологической
культуры личности, написание
эссе,
анализ
педагогических
ситуаций
Вы полнение
заданий
на
практикуме,
самоанализ,
контрольные работ ы по трем
разделам, выполнение заданий
внеаудиторной
самост оят ельной
работ ы :
реш ение
задач
по
темам,
подгот овка
сообщений,
выступление на семинарском
занятии; дифф еренцированный
зачет.

11

за
качество
образовательного и
ролевых
процесса. ОК 8. Самостоятельно ожиданий
в
определять
задачи общении;
и личностного
профессионального
знание
видов
развития,
заниматься
социальных
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение взаимодействий;
знание
квалификации. ОК 9. Осуществлять механизмов
профессиональную
деятельность в условиях обновления взаимопонимания в
ее
целей,
содержания,
смены общении;
технологий. ОК 10. Осуществлять - знание техник и
профилактику
травматизма, приемов общения,
обеспечивать охрану
жизни
и правил слушания,
здоровья детей. ОК 11. Строить ведения
беседы,
профессиональную деятельность с убеждения;
соблюдением регулирующих
ее - знание этических
правовых норм. ПК 1.1. Определять принципов
цели и задачи, планировать занятия. общения;
ПК
1.2.
Организовывать
и знание
проводить
занятия.
ПК
1.4. источников,
Оценивать процесс и результаты причин, видов и
деятельности
занимающихся
на способов
занятии и освоения дополнительной разрешения
образовательной программы. ПК 2.1. конфликтов.
Определять
цели
и
задачи,
планировать
досуговые
мероприятия.
ПК
2.2.
Организовывать
и
проводить
досуговые мероприятия. ПК 2.3.
Мотивировать
обучающихся,
родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и
результаты досуговых мероприятий.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».