Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. Психология общения СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ стр. 4 УЧЕБНОЙ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология общения 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (курсы повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей). 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина принадлежит к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла (обязательная часть). 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку 4 информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном процессе используются активные и интерактивных формы проведения занятий: ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии; применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 79 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа; самостоятельной работы обучающегося 19 часов. учебной 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета О бъем часов 79 60 44 19 - 19 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения Н аим енование разделов и тем 1 Р аздел 1. С оц иально психологические аспекты общ ения Т ем а 1.1. О бщ ение как соц иал ьн о п сихологический процесс С одерж ание уч ебного м атери ала, л абораторн ы е р аботы и п рак ти ческ ие занятия, сам остоятель н ая работа обуч аю щ и хся 2 3 У ровень освоен ия 4 28/8 С одерж ание уч ебного м атери ала 1 П он ятие общ ения. В заим освязь общ ен и я и д ея тел ь н ости . Структура, цели, функции, виды общения. 6 2 4 Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Критерии удовлетворенности общением. С ущ ность п едагоги ческ ого об щ ен и я . Модели поведения учителей в педагогическом общении. Структура педагогических воздействий. П рак ти ческ и е занятия Качества личности педагога дополнительного образования, влияющие на педагогическое общение С ам остоятельная работа о б уч аю щ и хся : 1. Самоанализ «Какой я собеседник?» Т ем а 1.2. С оциальная перцепция О бъем часов 2 2 2 6 С одерж ание уч ебного м атери ала 1 С ущ ность социальн ой перцепции. Механизмы социальной перцепции. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Эффекты восприятия. Особенности формирования социальных установок. 3 2 4 1 1 2 2 П рак ти ческ и е занятия Механизмы взаимопонимания в общении Эмпатия в структуре профессионально-значимых качеств личности педагога Имидж личности педагога дополнительного образования С ам остоятельная работа обуч аю щ и хся 1. Анализ ситуаций. Т ем а 1.3. И нтерактивны й аспект общ ения С одерж ание уч ебного м атери ала 1 С ущ ность и нтер ак ц и и . Единицы взаимодействий. Взаимодействие психологической совместимости. 4 взаимодействия. Стратегии взаимодействия. как организация совместной деятельности. Виды социальных Понятие и виды П рак ти ческ и е занятия Психологическая совместимость членов группы 1 2 2 2 С ам остоятельная работа обучаю щ ихся: 1.Конспект источников - подготовка сообщений о транзакционном анализе и символическом интеракционизме как концепциях взаимодействия Т ем а 1.4. К ом м уникативны й аспект общ ения С одерж ание уч ебного м атери ала 1 П он ятие ком м уникации. Психологическая обратная связь. Коммуникативные барьеры. Феномены межличностного влияния. Специфика межличностного обмена информацией. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Невербальная коммуникация: кинестетика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. П рак ти ческ и е занятия Вербальная и невербальная коммуникация Техники и приемы общения: умение слушать, ведение беседы Психологические способы воздействия: внушение, убеждение. Обратная связь в общении. 2 10 3 1 9 1 4 4 7 С ам остоятельная работа обуч аю щ и хся 1. Составление самоанализа - психологического автопортрета личности. К онтрольная работа по 1 разделу Р аздел 2. Л и чн ая и проф ессиональная эф ф екти вн ость в м еж личностном общ ении Т ем а 2.1. С оциальны е роли и ролевы е ож идания С одерж ание уч ебного м атери ала 1 С оциальны е роли и ролевы е ож идания. Понятие, виды, функции, основные характеристики социальной 2 2 21/6 8 3 2 роли. Ролевые ожидания. Влияние социальной роли на развитие личности. Особенности освоения социальных ролей. П рак ти ческ и е занятия Социальные роли личности Профессиональные роли педагога дополнительного образования Ролевая игра С ам остоятельная работа обучаю щ ихся: 6 2 2 2 3 1. Написание эссе на тему «Освоение социальной роли педагога дополнительного образования» Т ем а 2.2. Э тические п ринципы общ ения С одерж ание уч ебного м атери ала 1 Э ти к ет . Понятие мораль, нравственность, этика. этикет. Виды этикета. Деловой этикет. Э тические принципы и нормы . П рак ти ческ и е занятия Этические принципы общения Коммуникативная культура педагога 6 3 2 4 2 2 С ам остоятельная работа обучаю щ ихся: Т ем а 2.3. П рием ы сам орегуляции поведения в п роцессе м еж личностного общ ения 1. Проектное задание «Воспитание социально-психологической культуры личности», составление программы по самовоспитанию социально-психологической культуры. 3 С одерж ание уч ебного м атери ала 6 1 Целеполагание как основа любой деятельности. Цель как критерия принятия решения. Понятие уверенного поведения. Основные составляющие уверенности. Эффективные и неэффективные способы реагирования в стрессовых ситуациях. Управление эмоциями. П рак ти ческ и е занятия 6 Целеполагание Уверенное поведение Управление стрессом 2 2 2 К онтрольная работа по 2 разделу Р аздел 3. С оциальная психология конф ликта Т ем а 3.1. К онф ликт как особая ф орм а взаим одействия 2 С одерж ание уч ебного м атери ала 1 Конфликт: понятие и виды. П ри чи н ы возни к новен и я к онф ли ктов. С труктура к онф ли кта. Стратегии 1 9/5 2 5 2 разрешения конфликта. Ассертивная позиция в конфликте. П рак ти ческ и е занятия Конфликт как особая форма взаимодействия. 3 1 8 Условия конструктивного разрешения конфликта 2 С ам остоятельная работа обучаю щ ихся: Т ем а 3.2. П едагогич еский конф ликт 1. Анализ конфликта: выявление мотивации оппонента, оценка приоритетов, обоснование выбора стратегии взаимодействия, выработка взаимовыгодных предложений 3 С одерж ание уч ебного м атери ала 3 1 1 Объективные причины педагогических конфликтов. П ози ц ии п едагога в к онф ли ктн ой ситуации. О сновны е и сточ ни к и педагоги ческ ого к онф ли кта. Стратегии взаимодействия учителя и ученика в конфликтной ситуации. 3 2 1 1 П рак ти ческ и е занятия Основные источники педагогического конфликта Педагогический конфликт: стратегии взаимодействия С ам остоятельная работа обучаю щ ихся: 1. Анализ педагогических ситуаций 2 К онтрольная работа по 3 разделу Д и ф ф еренц и рован ны й зачет Всего: 1 2 79 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета как правило, кабинет психолого-педагогических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование, компьютер с выходом в интернет. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники Лавриненко, В. Н. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва: Юрайт, 2018. — 350 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413808 Дополнительные источники: Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. - Москва: Инфра-М: Форум, 2015. - 192 с. Бороздина, Г. В. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва: Юрайт, 2020. — 463 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450947 Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва: Юрайт, 2020. — 437 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450805 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии со шкалой. Шкала оценки индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений вербальный аналог балл (отметка) VO •I- 00 о 90 - 100 50 - 69 менее 50 Формируемые ОК и HK ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) - умение применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; умение использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. знание взаимосвязи общения и деятельности; - знание целей, функций, видов и уровней общения; знание социальных ролей Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Вы полнение заданий и упраж нений на практикуме, самоанализ результ ат ов психодиагностики, реф лексия в конце занятия, выполнение заданий внеаудиторной самост оят ельной работ ы : составление резюме, программы самовоспитания социально-психологической культуры личности, написание эссе, анализ педагогических ситуаций Вы полнение заданий на практикуме, самоанализ, контрольные работ ы по трем разделам, выполнение заданий внеаудиторной самост оят ельной работ ы : реш ение задач по темам, подгот овка сообщений, выступление на семинарском занятии; дифф еренцированный зачет. 11 за качество образовательного и ролевых процесса. ОК 8. Самостоятельно ожиданий в определять задачи общении; и личностного профессионального знание видов развития, заниматься социальных самообразованием, осознанно планировать повышение взаимодействий; знание квалификации. ОК 9. Осуществлять механизмов профессиональную деятельность в условиях обновления взаимопонимания в ее целей, содержания, смены общении; технологий. ОК 10. Осуществлять - знание техник и профилактику травматизма, приемов общения, обеспечивать охрану жизни и правил слушания, здоровья детей. ОК 11. Строить ведения беседы, профессиональную деятельность с убеждения; соблюдением регулирующих ее - знание этических правовых норм. ПК 1.1. Определять принципов цели и задачи, планировать занятия. общения; ПК 1.2. Организовывать и знание проводить занятия. ПК 1.4. источников, Оценивать процесс и результаты причин, видов и деятельности занимающихся на способов занятии и освоения дополнительной разрешения образовательной программы. ПК 2.1. конфликтов. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. 12