ОГСЭ 03 История

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «История» по
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 03. История

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

5

УЧЕБНОЙ

11

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является обязательной частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Программа может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео­
конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения
колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально­
экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной
ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально­
экономических, политических и культурных проблем
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков
(XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов
в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их
деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения.
1.4. Учебная дисциплина направлена на формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
4

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на
занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том
числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую
среду.
ПК 3.3. Систематизировать
и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные технологии в области дополнительного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном
процессе используются активные и интерактивных формы проведения занятий:
ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов

68
51
13
1

17
1 час

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История
Наименование разделов и тем
Тема 1.1.
Введение. Основы
исторических знаний

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
Содержание учебного материала
Значение изучения истории. П роблем а достоверности исторических знаний. Исторические
источники и основные методы работы историка. Ф ормационная концепция истории.
Ц ивилизационная концепция истории. Сочетание формационного и цивилизационного
подходов. П роблема периодизации истории

Уровень
освоения

2

2

Самостоятельная работа

1,5

1. Эссе «П рактический смы сл истории».
2. К онспект по теме: «Виды исторических источников»

1
0,5

Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Индустриальная
Становление индустриального общ ества. Н овые явления в экономике, политике, идеологии.
модернизация традиционного В озникновение пром ы ш ленно-ф инансовы х групп. Создание новы х политических партий.
общества в начале XX в.
Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. И зм енения в структуре общ ества.
У рбанизация. М играция населения. Н аучно-технический прогресс. Социальные движ ения в
нач. X X в. Револю ционеры и реформисты . М еж дународны е отнош ения в 1900— 1914 гг.
Территориальны й раздел мира. П ротивостояние двух коалиций: Тройственного сою за и
Антанты. Гонка вооруж ений. Локальные войны и конфликты . У силение меж дународной
напряженности. Ведущ ие государства м ира в начале X X в. (Великобритания, Германия,
Ф ранция, Соединенные Ш таты А мерики, А встро-В енгерская империя). Общие и
специфические черты эконом ического и политического развития. П олитический строй.
Основные цели внеш ней политики. О бщ ая характеристика колониальны х и зависим ы х
стран (Япония, Китай, И ндостан, Иран, Османская империя, страны А ф рики и Л атинской
А мерики). Х арактеристика политических режимов. П олитика ведущ их держ ав в Азии,
А фрике и Л атинской А мерике. Столкновение интересов ведущ их держав. Системы
колониального управления. Н ачало антиколониальной борьбы

Тема 1.3.
Первая мировая война и ее
последствия

Объем
часов
2/1,5

2/1

2

Самостоятельная работа

1

1. Т аблица «Колониальная систем а к началу X X в.»

1

Содержание учебного материала
Военны е действия на основны х фронтах Первой мировой войны. И ю льский кризис и начало
войны. Х арактер войны и планы сторон. Основные собы тия на фронтах в 1914-1916 гг.
В ойна и социально-экономическое развитие государств. П атриотический подъем
начального периода. П еревод государственного управления и эконом ики на военные
рельсы. А нтивоенны е и национально-демократические движения.
П рименение новы х
видов вооружения. Заверш аю щ ий этап боевых действий 1917-1918 гг. Вступление в войну
СШ А и вы ход из войны России. П ораж ение стран Ч етверного союза. П одписание
Компьенского перемирия. И тоги Первой мировой

2

4/0,5

2

2

7

войны

Тема 1.4.
Борьба демократических и
тоталитарных тенденций в
20-30-е гг.

Тема 1.5.
Мир в период послевоенной
реконструкции и «холодной
войны»

Практическое занятие

1,5

Образование национальны х государств и послевоенная система договоров

1,5
0,5

Контрольная работа
Самостоятельная работа

0,5

1. А нализ итогов П ервой мировой войны

0,5

Содержание учебного материала

4

Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития.
О собенности послевоенной ситуации в экономике и политике В еликобритании, Ф ранции,
СШ А, Германии, Италии. Д емилитаризация экономики. «Новый курс» президента Ф. Д.
Рузвельта в СШ А. М ировой эконом ический кризис 1929 - 1933 гг. П ричины и начало
кризиса. П роявление кризиса в хозяйствах других стран. П оиск возмож ны х путей выхода из
кризиса. Х арактер и последствия Великой депрессии. У силение государственного
регулирования хозяйства. Реформы в социально-эконом ической области. Сохранение
изоляционизм а во внеш ней политике.
М еж дународны е отнош ения в 20-е гг. X X в. С табилизация Версальско-В аш ингтонской
системы. П ротиворечия нового мирового порядка. П ациф изм и проблем а разоружения.
О бщ ественно-политический выбор стран Европы и С еверной А мерики; установление
тоталитарны х, авторитарны х и либеральны х режимов. Х арактерны е черты тоталитаризма,
авторитаризма и либерализма. В оздействие Первой мировой войны на страны Востока.
Ф ормирование предпосы лок для национального освобождения.
В озникновение ф аш истской партии и переход к созданию корпоративного государства в
И талии. К ризис В еймарской республики и приход к власти нацистов. М еждународны е
отнош ения в 30-е гг. XX в. К ризис Версальско-В аш ингтонской системы. Возникновение
очагов новой м ировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальны е захваты
Герм ании и Японии. П олитика «коллективной безопасности» в Европе. В оенно­
политические кризисы второй половины 30-х гг. М ю нхенское соглаш ение. Заклю чение
советско-германского пакта о ненападении

2

Практическое занятие

2

В торая мировая война

2

Содержание учебного материала

3

1

3

2/1

Окончание В торой м ировой войны и проблемы послевоенного мироустройства. Коренные
перемены в мире. Создание и начало деятельности ООН. У став ООН. В сеобщ ая декларация
прав человека 1948 г. Н овая расстановка политических сил.
И стоки
и причины
«холодной войны».
П ариж ская конф еренция
1946 г. и ее
реш ения. Основные противоречия меж ду держ авам и-победительницам и. Территориальны е
изменения в Европе. Германская проблема. Д октрина Т рум эна и план М арш алла. Создание
НА ТО . «Атомная дипломатия». Образование «социалистического лагеря». Ф ормирование
биполярной системы в м еж дународны х отнош ениях. Борьба за мир в 50-е годы

2

Самостоятельная работа

1

2

8

1. Вы деление в научной и учебной литературе основны х подходов к сущ ности понятия
«холодная война»

Тема 1.6.
США во второй
половине XX в.

Тема 1.7.
Страны западной Европы во
второй половине XX в.

Содержание учебного материала

1

2/1

О бщ ая характеристика социально-политического и эконом ического развития стран
Запада во второй половине X X в. П ервы й эт ап (1946 г. — конец 50-х гг.) — м асш табный
процесс восстановления после В торой мировой войны и формирование послевоенной
политической системы. П реодоление эконом ических последствий войны. Вт орой этап
(конец 50-х — конец 60-х гг.) — повы ш ение социальной защ ищ енности, высокие доходы.
Создание модели государства «всеобщ его благоденствия». Основные тенденции
эконом ического развития в 50— 60-е гг. Третий эт ап (70-е гг.) — социально­
эконом ический и политический кризис. Э кономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг.
Ф ормирование трех центров м еж дународны х хозяйственны х связей. Четвертый эт ап (80­
е гг.) — проведение ж есткой социальной и эконом ической политики. СШ А как лидер
западного мира. Основные события внутриполитического и эконом ического характера.
Глобализация
хозяйственны х
связей.
А нгло-американские
отнош ения.
Кризис
справедливого курса Г. Трумэна. М аккартизм. Д. Кеннеди. Карибский кризис. Вьетнамская
война. «Рейгономика». А мерикано-советские отнош ения в годы «холодной» войны. Рабочее
и профсою зное движение. О бщ ественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания
«холодной войны» и прекращ ения сущ ествования СССР н а политические и социальные
процессы.

2

Самостоятельная работа

1

1. С ообщ ения по теме «СШ А и страны Запада во второй половине X X в.»

1

Содержание учебного материала

2

О собенности и политического развития В еликобритании, Ф ранции, И талии, Германии.
Распад Британской империи. Вступление Ф ранции в Н А ТО. Распад Ф ранцузской
колониальной империи. Суэцкий кризис 1956 г. Германия в условиях оккупационного
режима. П олитика западны х государств и СССР в германском вопросе. Раскол Германии в
1949 г. И тальянское «экономическое чудо». П ереход к «левоцентризму». П олитика
социального маневрирования. Вступление Великобритании в ЕЭС. П роблем а Северной
И рландии.
А нгло-советские
отнош ения.
Становление
новы х
франко-российских
отнош ений. Ф РГ и ЕЭС. Вступление Ф РГ в НА ТО. Германский вопрос в 1980-х гг. Ф РГ и
перестройка в СССР. Социально-политический кризис в ГДР и процесс объединения
Герм ании в 1990 г.

1

Практическое занятие

1

О собенности социально-экономического развития стран Запада во втор. пол. X X в.

1

2

2

3

9

Тема 1.8.
Послевоенный мир и СССР:
выбор пути

Тема 1.9.
Советская политическая
система в 1953-1980 гг.

Тема 1.10.
Страны Азии и Африки во
второй половине XX века

Содержание учебного материала

2

С оциально-экономическое полож ение СССР после войны. М обилизационны е методы
восстановление хозяйства. И деологические кампании конца 1940-х гг. Х олодная война и ее
влияние на эконом ику и внеш ню ю политику страны. Биполярны й характер послевоенной
системы меж дународны х отнош ений. Создание ракетно-ядерного оруж ия в СССР.
Ф ормирование мировой социалистической системы. Духовная ж изнь в послевоенные
годы.

2

Содержание учебного материала

4/2

Советская политическая модель: теория и практика. Борьба за власть в вы сш ем руководстве
СССР после смерти И.В. Сталина. Х Х съезд КП СС и осуждение культа личности.
Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг.,
реорганизации органов власти и управления. СССР в глобальны х и региональны х
конф ликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Демократизация общ ественной ж изни в период
«оттепели». Н аучно-техническое развитие СССР, достиж ения в освоении космоса.
Замедление темпов научно-технического прогресса. Д еф ицит товаров народного
потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление
кризиса советской м одели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.
Д иссидентское и правозащ итное движения. П опы тки преодоления кризисны х тенденций в
советском общ естве в начале 1980-х гг. СССР в глобальны х и региональны х конфликтах
середины 1960-х - начала 1980-х гг. С оветский Сою з и политические кризисы в странах
Восточной Европы. «Д октрина Брежнева». Д остиж ение военно-стратегического паритета
СССР и СШ А. Х ельсинкский процесс. П олитика разрядки и причины ее срыва. А фганская
война и ее последствия.

2

Практическое занятие

2

1. Страны восточной Европы в 1945-1990 гг.

2

Самостоятельная работа

2

1. Эссе н а тем у «Проблемы и трудности социалистического развития»
2. П одготовка сообщ ения по истории стран Восточной Европы во второй половине X X
В.

1
1

Содержание учебного материала
Япония в 1945-1980 годах: путь от пораж ения к лидерству. Реформы во время оккупации.
Конституция 1947 года. Э кономическое развитие и его основны е этапы. Н аучно­
технический прогресс и традиции в Японии. Д емократические преобразования. Связи
Я понии с СССР, Россией и Китаем. Граж данская война и победа народной револю ции в
Китае. Образование КНР и основны е этапы развития. С оциально-экономические
преобразования в 50-х годах. П римирение с СССР. М ао Цзэдун, Ч ж оу Эньлай. П ереход к
политике «Больш ого скачка». «Культурная револю ция». К ульт личности М ао Цзэдуна.
Освоение атомной бомбы в 1964 году. Внутренняя борьба 1976-1978 годов. П рограм м а Дэн
Сяопина. С оциально-экономические
реформы
80-90-х
годов
и
их
результаты .
Современное внутреннее положение и внеш няя политика Китая. Освобож дение Кореи и

2

2

3

2/1

2

1

10

ее разделение. П ричины и последствия войны на К орейском полуострове. Экономическое
развитие и процветание в 70-ы х годах. П олож ение в 80-90-х годах. П уть к демократическим
преобразованиям. Северная Корея. М еханизм и результаты технологического прыжка.
П роблемы социального развития. Развитие Северной Кореи по некапиталистическому
пути. С оциально-экономические преобразования. Тоталитарны й реж им в Северной Корее.
Культ Ким Ир Сена. Современное положение и внеш няя политика Кореи.
Страны Ю го-В осточной Азии. Распад колониальной системы. Н езависимы е государства
И ндокитая. Разделение В ьетнама н а две части. Демократическая Республика Вьетнам
(ДРВ). Вьетнамская война. Объединение и развитие Вьетнама. Хо Ш и Мин.
П ровозглаш ение независимы х государств (Лаос, К амбоджа, И ндонезия) и их развитие.
Д иктатура Сухарто. Создание А С ЕА Н и его современны й курс развития. Индия, П акистан
и страны Ю ж ной Азии. Экономическое и политическое развитие в 50-80 годы. Третичная
модель капитализма. Дж авахарлал Н еру, И ндира Ганди. И ндия н а рубеже 80-90 годов.
П роблемы социальной стабильности и национального единства. О бразование и развитие
И сламской Республики Пакистан. М. Джинна. Каш мирская проблем а и война с Индией.
Экономическое и политическое положение в 50-80 годах. П акистан в 90-х годах. События
1970-1971 годов и образование Н ародной Республики Бангладеш . П олитическая и
эконом ическая ж изнь Бангладеш . Ш ри Ланка, М ьянма, Непал: этапы развития, внутренняя
и внеш няя политика. Тайвань, Гонконг, Сингапур: социально-экономическое и
политическое развитие. Страны Ю ж ной А зии и мировые проблемы.

Тема 1.11.
Страны Латинской Америки
во второй половине XX века

Тема 1.12.
Внутренняя политика
государственной власти в
СССР к началу 90-х годов

Самостоятельная работа

1

1. Сообщ ения по истории стран Азии, Африки, Л атинской А м ерики во второй половине XX
в.

1

Содержание учебного материала

2

Д остиж ения и проблемы развиваю щ ихся стран. Структура и состав группы развиваю щ ихся
стран. Х арактерны е черты стран Л атинской А мерики в 50-90-е гг. Экономическое развитие
(неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Основные вехи
социально-эконом ических
трансформаций.
П роблема
вы бора
моделей
развития.
П олитические режимы; демократия и диктатура. Реф ормизм и револю ционная борьба как
пути реш ения социально-эконом ических противоречий. Х арактеристика развития
отдельны х государств и регионов Л атинской А м ерики в 50— 90-е гг. X X в.

1

Практическое занятие

1

П олитическое развитие стран Л атинской А мерики во второй половине X X в.

1

Содержание учебного материала

2

П опы тки м одернизации советской эконом ики и политической системы во второй половине
1980-х гг. С тратегия «ускорения»
социально-эконом ического
развития
и
ее
противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития
предпринимательства. Кризис потребления. П олитика «гласности». Демократизация
общ ественной жизни. О тмена цензуры и развитие плю рализма в СМ И. Ф ормирование
многопартийности. Кризис ком мунистической идеологии. У трата руководящ ей роли КПСС
в ж изни советского общ ества. «Новое политическое мыш ление». С оветско-американский

2

2

3

2

тт

диалог во второй половине 1980-х гг.

Тема 1.13.
Политические события в
Восточной Европе во второй
пол. 80-х. гг.

Содержание учебного материала
Реформы и реальны й социализм. Н арастание социальны х проблем. Экономические
проблемы
в
социалистических
странах. Д остиж ения и проблемы социалистической
интеграции. В неш няя политика социалистических стран. А вторитарны е и тоталитарные
черты ком мунистических режимов. П ерестройка в СССР и страны Восточной Европы.
П опы тки «обновления социализма». П оследствия объединения Германии для Европы и
мира. Ц епочка «бархатных» револю ций. Распад мировой социалистической системы.

1,5

Л иквидация СССР и образование СНГ

1,5
0,5

1. Эссе н а основе анализа документального ф ильма «Как не стало СССР»

Тема 1.15.
Мир на исходе XX века

2

Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Тема 1.14.
Постсоветское пространство
в 90-е гг.

4/1

Содержание учебного материала

3

1
1

2/4

Л окальные национальные и религиозны е конфликты на пространстве бывш его СССР в
1990-е гг. У частие меж дународны х организаций (ООН, Ю НЕС КО) в разреш ении
конфликтов н а постсоветском пространстве.
Российская
Ф едерация в планах
меж дународны х организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое
сотрудничество. О тнош ения Россия - Н А ТО

2

Самостоятельная работа

4

1. Реф ерат «Региональные конфликты н а постсоветском пространстве в 90-е-2000-е гг.»

4

Содержание учебного материала

2

2

4/1

П оследствия распада СССР для мирового сообщ ества. П ричины и характер противостояния
«Запад-В осток» и «Север-Ю г». Перемены в Европе и мире в 90-е гг. О бщ еевропейский
процесс и ОБСЕ. Восточная Европа и проблем а вхож дения в западную цивилизацию .
Безопасность в Европе и расш ирение Н А ТО. Н овая роль ООН. М еж дународны й пакт об
экономических, социальны х и культурны х правах, М еж дународны й пакт о граж данских и
политических правах и Ф акультативны й протокол. И нтеграционны е и дезинтеграционные
процессы в мире. Европейский союз. Главные центры мировой политики. Ф ормирование
новой системы в м еж дународны х отнош ениях. Страны «семерки» и ОЭРС. Границы и
пределы ры ночной экономики. «П осткапитализм».
П оиски альтернатив в мировом
развитии. Единство и многообразие современного мира. Глобализация как новы й
цивилизационны й процесс X X I века. Ц ивилизационны е сдвиги в странах Запада. Переход
от
«европоцентризма» к «американоцентризму». Н Т П и
перемена в развитии
производительны х сил. Кризисны е процессы
в системах парлам ентской демократии.
Рост национализма и сепаратизма в Европе и Америке.

2

Практическое занятие

2

1. М еждународны е отнош ения и региональны е конфликты

2

Самостоятельная работа

1

1. Сообщ ения по теме «Религия в современном мире»

1

2

3

12

Тема 1.16.
Наука и культура в
современном мире

4/3

Содержание учебного материала
Глобальные проблемы человечества. Н аучно-технический прогресс и развитие мировой
цивилизации. Н овые явления в социальной и политической жизни. Экологическая
проблема. Концепция «устойчивого развития». Д ем ографическая проблем а в мире.
П роблем а прав человека. Сохранение и развитие культуры как глобальная проблема
соврем енной цивилизации. Н овы е черты западного общ ества. СШ А как лидер западной
цивилизации. К ультурологические сдвиги в странах Запада в Х Х ! в. У падок христианских
верований. Распространение ислам а в западном мире. Столкновение цивилизаций.
М одернизм - изменение м ировоззренческих и эстетических основ худож ественного
творчества. Ф еномен контркультуры . Н арастание технократизма и иррационализма в
массовом сознании

2

Практическое занятие

2

1. Религия в современном мире

2

Самостоятельная работа

3

1. Реф ерат «Пути и средства формирования духовны х ценностей общ ества в современной
России»

3

Тема 1.17.
Содержание учебного материала
Экономические, социально­
М ировая демократия. И ндивидуализм. Л иберальная
политические и культурные П ротестантская трудовая этика. П остмодернизм.
основы западной цивилизации Секулярность общ ества и традиционны е религии.

2

3

2
экономика. Ф илософия прагматизма.
М ассовая культура и массмедиа.
П олиткорректность и толерантность.

2

2

Глобализация.

Тема 1.18.
Участие России в мировых
процессах в ХХ! веке

Тема 1.19.

Содержание учебного материала

2

В неш неполитические приоритеты. Ближнее и дальнее зарубежье. В заимоотнош ения в
рам ках СНГ. «Оранжевые» револю ции. К онфликты «М осква-М инск», «М осква-Киев».
Роль России в осетино-грузинском конфликте в 2008 г. Военны е действия СШ А в И раке и в
А фганистане, расш ирение Н А ТО на Восток. Сирийская проблема. М еж дународны й
терроризм. Россия и ЕС. А мерикано-российские взаимоотнош ения. Развитие российско­
китайских отнош ений. У частие России в деятельности меж дународны х организаций.
П ерспективны е направления и основны е проблемы развития России н а соврем енном этапе.
И нновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике.
Внеш неполитический потенциал и национально-государственны е интересы современной
России.
В неш неполитическая
стратегия
современной
России.
Х арактеристика
политической системы
Российской
Ф едерации и роль
отдельны х институтов
государственной власти в формировании внеш ней политики современной России.
Экономическая стабилизация в начале X X I века. П олитические реформы , партийная
система. М ировой эконом ический кризис: проблемы и перспективы развития России.
С анкционны е ограничения и российская эконом ика

2

Содержание учебного материала

2

2

13

Перспективы развития РФ в
современном мире

П ерспективны е направления и основны е проблемы развития России на современном этапе
Территориальная целостность России, уваж ение прав ее населения и соседних народов главное условие политического развития. И нновационная деятельность - приоритетное
направление в науке и экономике. Сохранение традиционны х нравственны х ценностей и
индивидуальны х свобод человека - основа развития

Дифференцированный зачет

Всего:

2

2

1
68

51|17

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных
мест, оборудование в
соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер.
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного обучения
Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»;
система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий
включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и
обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
дополнительной литературы.

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основные источники
1

Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального
образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534­
00824-1.
—
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/452489
Дополнительные источники

1.

Артемов В. В. История: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр.
- Москва: Академия, 2014. - 448 с.

2.

Всеобщая история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник
для среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. —
Москва : Издательство
Юрайт,
2020. — 296 с. —
(Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11919-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456096

3.

Заец С. В. История России. XXI век. Хроника основных событий. Ярославль ЯрГУ
2017. — URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20170601.pdf

4.

История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт,
2019. — 345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413
20

5.

Петрович-Белкин, О. К. История и культура Европы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. К. Петрович-Белкин. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534­
11901-5.
—
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/457197

6.

Пряхин, В. Ф. История: Россия в глобальной политике: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. Ф. Пряхин. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 479 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14147-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467887

7.

Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов,
М. А. Сафонова. —
Москва:
Издательство
Юрайт,
2020. —
299 с. —
(Профессиональное
образование). —
ISBN 978-5-534-10213-0.
—
Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456469

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинарских
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Формируемые ОК и ПК

ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность,
определять методы
решения профессиональных задач,
оценивать
их
эффективность
и
качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать
решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,
взаимодействовать
с
руководством,
коллегами
и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность
воспитанников,
организовывать и контролировать их
работу
с
принятием
на
себя
ответственности
за
качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК
9.
Осуществлять
профессиональную деятельность в
условиях
обновления ее целей,
содержания, смены технологий.

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
обучающийся должен
уметь:
ориентироваться
в
современной экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь
отечественных,
региональных, мировых
социально-экономических,
политических и культурных
проблем

обучающийся должен
знать:
- основные
направления
развития
ключевых
регионов мира на рубеже
веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX начале XXI в.;
- основные процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического развития
ведущих государств и
регионов мира;
- назначение ООН, НАТО,
ЕС и других организаций и
основные направления их
деятельности;
- о роли науки, культуры и
религии в
сохранении и
укреплении
национальных и

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Задания в тестовой
форме, контрольная
работа, написание
эссе и реферата,
подготовка
сообщений, работа с
историческим
документом, работа с
картой.
Осуществляется
рубежный контроль.
Промежуточная
аттестация
осуществляется в
форме
дифференцированног
о зачета.

22

ОК 10. Осуществлять профилактику
травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную
деятельность
с
соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи,
планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить
занятия.
ПК 1.4.
Оценивать
процесс
и
результаты
деятельности
занимающихся
на
занятии
и
освоения
дополнительной
образовательной программы.
ПК 2.1. Определять цели и задачи,
планировать
досуговые
мероприятия,
в
том
числе
конкурсы, олимпиады, соревнования,
выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить
досуговые мероприятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и
результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.2. Создавать в кабинете
(мастерской,
лаборатории)
предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и
оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области
дополнительного образования на
основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.

государственных
традиций;
- содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».