Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «История» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 03. История СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 5 УЧЕБНОЙ 11 СОДЕРЖАНИЕ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально экономическому циклу. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально экономических, политических и культурных проблем В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. 1.4. Учебная дисциплина направлена на формирование компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 4 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном процессе используются активные и интерактивных формы проведения занятий: ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. 1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час; самостоятельной работы обучающегося 17 часов. 5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 68 51 13 1 17 1 час 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История Наименование разделов и тем Тема 1.1. Введение. Основы исторических знаний Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Значение изучения истории. П роблем а достоверности исторических знаний. Исторические источники и основные методы работы историка. Ф ормационная концепция истории. Ц ивилизационная концепция истории. Сочетание формационного и цивилизационного подходов. П роблема периодизации истории Уровень освоения 2 2 Самостоятельная работа 1,5 1. Эссе «П рактический смы сл истории». 2. К онспект по теме: «Виды исторических источников» 1 0,5 Тема 1.2. Содержание учебного материала Индустриальная Становление индустриального общ ества. Н овые явления в экономике, политике, идеологии. модернизация традиционного В озникновение пром ы ш ленно-ф инансовы х групп. Создание новы х политических партий. общества в начале XX в. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. И зм енения в структуре общ ества. У рбанизация. М играция населения. Н аучно-технический прогресс. Социальные движ ения в нач. X X в. Револю ционеры и реформисты . М еж дународны е отнош ения в 1900— 1914 гг. Территориальны й раздел мира. П ротивостояние двух коалиций: Тройственного сою за и Антанты. Гонка вооруж ений. Локальные войны и конфликты . У силение меж дународной напряженности. Ведущ ие государства м ира в начале X X в. (Великобритания, Германия, Ф ранция, Соединенные Ш таты А мерики, А встро-В енгерская империя). Общие и специфические черты эконом ического и политического развития. П олитический строй. Основные цели внеш ней политики. О бщ ая характеристика колониальны х и зависим ы х стран (Япония, Китай, И ндостан, Иран, Османская империя, страны А ф рики и Л атинской А мерики). Х арактеристика политических режимов. П олитика ведущ их держ ав в Азии, А фрике и Л атинской А мерике. Столкновение интересов ведущ их держав. Системы колониального управления. Н ачало антиколониальной борьбы Тема 1.3. Первая мировая война и ее последствия Объем часов 2/1,5 2/1 2 Самостоятельная работа 1 1. Т аблица «Колониальная систем а к началу X X в.» 1 Содержание учебного материала Военны е действия на основны х фронтах Первой мировой войны. И ю льский кризис и начало войны. Х арактер войны и планы сторон. Основные собы тия на фронтах в 1914-1916 гг. В ойна и социально-экономическое развитие государств. П атриотический подъем начального периода. П еревод государственного управления и эконом ики на военные рельсы. А нтивоенны е и национально-демократические движения. П рименение новы х видов вооружения. Заверш аю щ ий этап боевых действий 1917-1918 гг. Вступление в войну СШ А и вы ход из войны России. П ораж ение стран Ч етверного союза. П одписание Компьенского перемирия. И тоги Первой мировой 2 4/0,5 2 2 7 войны Тема 1.4. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг. Тема 1.5. Мир в период послевоенной реконструкции и «холодной войны» Практическое занятие 1,5 Образование национальны х государств и послевоенная система договоров 1,5 0,5 Контрольная работа Самостоятельная работа 0,5 1. А нализ итогов П ервой мировой войны 0,5 Содержание учебного материала 4 Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. О собенности послевоенной ситуации в экономике и политике В еликобритании, Ф ранции, СШ А, Германии, Италии. Д емилитаризация экономики. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в СШ А. М ировой эконом ический кризис 1929 - 1933 гг. П ричины и начало кризиса. П роявление кризиса в хозяйствах других стран. П оиск возмож ны х путей выхода из кризиса. Х арактер и последствия Великой депрессии. У силение государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-эконом ической области. Сохранение изоляционизм а во внеш ней политике. М еж дународны е отнош ения в 20-е гг. X X в. С табилизация Версальско-В аш ингтонской системы. П ротиворечия нового мирового порядка. П ациф изм и проблем а разоружения. О бщ ественно-политический выбор стран Европы и С еверной А мерики; установление тоталитарны х, авторитарны х и либеральны х режимов. Х арактерны е черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. В оздействие Первой мировой войны на страны Востока. Ф ормирование предпосы лок для национального освобождения. В озникновение ф аш истской партии и переход к созданию корпоративного государства в И талии. К ризис В еймарской республики и приход к власти нацистов. М еждународны е отнош ения в 30-е гг. XX в. К ризис Версальско-В аш ингтонской системы. Возникновение очагов новой м ировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальны е захваты Герм ании и Японии. П олитика «коллективной безопасности» в Европе. В оенно политические кризисы второй половины 30-х гг. М ю нхенское соглаш ение. Заклю чение советско-германского пакта о ненападении 2 Практическое занятие 2 В торая мировая война 2 Содержание учебного материала 3 1 3 2/1 Окончание В торой м ировой войны и проблемы послевоенного мироустройства. Коренные перемены в мире. Создание и начало деятельности ООН. У став ООН. В сеобщ ая декларация прав человека 1948 г. Н овая расстановка политических сил. И стоки и причины «холодной войны». П ариж ская конф еренция 1946 г. и ее реш ения. Основные противоречия меж ду держ авам и-победительницам и. Территориальны е изменения в Европе. Германская проблема. Д октрина Т рум эна и план М арш алла. Создание НА ТО . «Атомная дипломатия». Образование «социалистического лагеря». Ф ормирование биполярной системы в м еж дународны х отнош ениях. Борьба за мир в 50-е годы 2 Самостоятельная работа 1 2 8 1. Вы деление в научной и учебной литературе основны х подходов к сущ ности понятия «холодная война» Тема 1.6. США во второй половине XX в. Тема 1.7. Страны западной Европы во второй половине XX в. Содержание учебного материала 1 2/1 О бщ ая характеристика социально-политического и эконом ического развития стран Запада во второй половине X X в. П ервы й эт ап (1946 г. — конец 50-х гг.) — м асш табный процесс восстановления после В торой мировой войны и формирование послевоенной политической системы. П реодоление эконом ических последствий войны. Вт орой этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повы ш ение социальной защ ищ енности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщ его благоденствия». Основные тенденции эконом ического развития в 50— 60-е гг. Третий эт ап (70-е гг.) — социально эконом ический и политический кризис. Э кономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Ф ормирование трех центров м еж дународны х хозяйственны х связей. Четвертый эт ап (80 е гг.) — проведение ж есткой социальной и эконом ической политики. СШ А как лидер западного мира. Основные события внутриполитического и эконом ического характера. Глобализация хозяйственны х связей. А нгло-американские отнош ения. Кризис справедливого курса Г. Трумэна. М аккартизм. Д. Кеннеди. Карибский кризис. Вьетнамская война. «Рейгономика». А мерикано-советские отнош ения в годы «холодной» войны. Рабочее и профсою зное движение. О бщ ественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращ ения сущ ествования СССР н а политические и социальные процессы. 2 Самостоятельная работа 1 1. С ообщ ения по теме «СШ А и страны Запада во второй половине X X в.» 1 Содержание учебного материала 2 О собенности и политического развития В еликобритании, Ф ранции, И талии, Германии. Распад Британской империи. Вступление Ф ранции в Н А ТО. Распад Ф ранцузской колониальной империи. Суэцкий кризис 1956 г. Германия в условиях оккупационного режима. П олитика западны х государств и СССР в германском вопросе. Раскол Германии в 1949 г. И тальянское «экономическое чудо». П ереход к «левоцентризму». П олитика социального маневрирования. Вступление Великобритании в ЕЭС. П роблем а Северной И рландии. А нгло-советские отнош ения. Становление новы х франко-российских отнош ений. Ф РГ и ЕЭС. Вступление Ф РГ в НА ТО. Германский вопрос в 1980-х гг. Ф РГ и перестройка в СССР. Социально-политический кризис в ГДР и процесс объединения Герм ании в 1990 г. 1 Практическое занятие 1 О собенности социально-экономического развития стран Запада во втор. пол. X X в. 1 2 2 3 9 Тема 1.8. Послевоенный мир и СССР: выбор пути Тема 1.9. Советская политическая система в 1953-1980 гг. Тема 1.10. Страны Азии и Африки во второй половине XX века Содержание учебного материала 2 С оциально-экономическое полож ение СССР после войны. М обилизационны е методы восстановление хозяйства. И деологические кампании конца 1940-х гг. Х олодная война и ее влияние на эконом ику и внеш ню ю политику страны. Биполярны й характер послевоенной системы меж дународны х отнош ений. Создание ракетно-ядерного оруж ия в СССР. Ф ормирование мировой социалистической системы. Духовная ж изнь в послевоенные годы. 2 Содержание учебного материала 4/2 Советская политическая модель: теория и практика. Борьба за власть в вы сш ем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Х Х съезд КП СС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. СССР в глобальны х и региональны х конф ликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Демократизация общ ественной ж изни в период «оттепели». Н аучно-техническое развитие СССР, достиж ения в освоении космоса. Замедление темпов научно-технического прогресса. Д еф ицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской м одели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Д иссидентское и правозащ итное движения. П опы тки преодоления кризисны х тенденций в советском общ естве в начале 1980-х гг. СССР в глобальны х и региональны х конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг. С оветский Сою з и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Д октрина Брежнева». Д остиж ение военно-стратегического паритета СССР и СШ А. Х ельсинкский процесс. П олитика разрядки и причины ее срыва. А фганская война и ее последствия. 2 Практическое занятие 2 1. Страны восточной Европы в 1945-1990 гг. 2 Самостоятельная работа 2 1. Эссе н а тем у «Проблемы и трудности социалистического развития» 2. П одготовка сообщ ения по истории стран Восточной Европы во второй половине X X В. 1 1 Содержание учебного материала Япония в 1945-1980 годах: путь от пораж ения к лидерству. Реформы во время оккупации. Конституция 1947 года. Э кономическое развитие и его основны е этапы. Н аучно технический прогресс и традиции в Японии. Д емократические преобразования. Связи Я понии с СССР, Россией и Китаем. Граж данская война и победа народной револю ции в Китае. Образование КНР и основны е этапы развития. С оциально-экономические преобразования в 50-х годах. П римирение с СССР. М ао Цзэдун, Ч ж оу Эньлай. П ереход к политике «Больш ого скачка». «Культурная револю ция». К ульт личности М ао Цзэдуна. Освоение атомной бомбы в 1964 году. Внутренняя борьба 1976-1978 годов. П рограм м а Дэн Сяопина. С оциально-экономические реформы 80-90-х годов и их результаты . Современное внутреннее положение и внеш няя политика Китая. Освобож дение Кореи и 2 2 3 2/1 2 1 10 ее разделение. П ричины и последствия войны на К орейском полуострове. Экономическое развитие и процветание в 70-ы х годах. П олож ение в 80-90-х годах. П уть к демократическим преобразованиям. Северная Корея. М еханизм и результаты технологического прыжка. П роблемы социального развития. Развитие Северной Кореи по некапиталистическому пути. С оциально-экономические преобразования. Тоталитарны й реж им в Северной Корее. Культ Ким Ир Сена. Современное положение и внеш няя политика Кореи. Страны Ю го-В осточной Азии. Распад колониальной системы. Н езависимы е государства И ндокитая. Разделение В ьетнама н а две части. Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). Вьетнамская война. Объединение и развитие Вьетнама. Хо Ш и Мин. П ровозглаш ение независимы х государств (Лаос, К амбоджа, И ндонезия) и их развитие. Д иктатура Сухарто. Создание А С ЕА Н и его современны й курс развития. Индия, П акистан и страны Ю ж ной Азии. Экономическое и политическое развитие в 50-80 годы. Третичная модель капитализма. Дж авахарлал Н еру, И ндира Ганди. И ндия н а рубеже 80-90 годов. П роблемы социальной стабильности и национального единства. О бразование и развитие И сламской Республики Пакистан. М. Джинна. Каш мирская проблем а и война с Индией. Экономическое и политическое положение в 50-80 годах. П акистан в 90-х годах. События 1970-1971 годов и образование Н ародной Республики Бангладеш . П олитическая и эконом ическая ж изнь Бангладеш . Ш ри Ланка, М ьянма, Непал: этапы развития, внутренняя и внеш няя политика. Тайвань, Гонконг, Сингапур: социально-экономическое и политическое развитие. Страны Ю ж ной А зии и мировые проблемы. Тема 1.11. Страны Латинской Америки во второй половине XX века Тема 1.12. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 90-х годов Самостоятельная работа 1 1. Сообщ ения по истории стран Азии, Африки, Л атинской А м ерики во второй половине XX в. 1 Содержание учебного материала 2 Д остиж ения и проблемы развиваю щ ихся стран. Структура и состав группы развиваю щ ихся стран. Х арактерны е черты стран Л атинской А мерики в 50-90-е гг. Экономическое развитие (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Основные вехи социально-эконом ических трансформаций. П роблема вы бора моделей развития. П олитические режимы; демократия и диктатура. Реф ормизм и револю ционная борьба как пути реш ения социально-эконом ических противоречий. Х арактеристика развития отдельны х государств и регионов Л атинской А м ерики в 50— 90-е гг. X X в. 1 Практическое занятие 1 П олитическое развитие стран Л атинской А мерики во второй половине X X в. 1 Содержание учебного материала 2 П опы тки м одернизации советской эконом ики и политической системы во второй половине 1980-х гг. С тратегия «ускорения» социально-эконом ического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления. П олитика «гласности». Демократизация общ ественной жизни. О тмена цензуры и развитие плю рализма в СМ И. Ф ормирование многопартийности. Кризис ком мунистической идеологии. У трата руководящ ей роли КПСС в ж изни советского общ ества. «Новое политическое мыш ление». С оветско-американский 2 2 3 2 тт диалог во второй половине 1980-х гг. Тема 1.13. Политические события в Восточной Европе во второй пол. 80-х. гг. Содержание учебного материала Реформы и реальны й социализм. Н арастание социальны х проблем. Экономические проблемы в социалистических странах. Д остиж ения и проблемы социалистической интеграции. В неш няя политика социалистических стран. А вторитарны е и тоталитарные черты ком мунистических режимов. П ерестройка в СССР и страны Восточной Европы. П опы тки «обновления социализма». П оследствия объединения Германии для Европы и мира. Ц епочка «бархатных» револю ций. Распад мировой социалистической системы. 1,5 Л иквидация СССР и образование СНГ 1,5 0,5 1. Эссе н а основе анализа документального ф ильма «Как не стало СССР» Тема 1.15. Мир на исходе XX века 2 Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа Тема 1.14. Постсоветское пространство в 90-е гг. 4/1 Содержание учебного материала 3 1 1 2/4 Л окальные национальные и религиозны е конфликты на пространстве бывш его СССР в 1990-е гг. У частие меж дународны х организаций (ООН, Ю НЕС КО) в разреш ении конфликтов н а постсоветском пространстве. Российская Ф едерация в планах меж дународны х организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. О тнош ения Россия - Н А ТО 2 Самостоятельная работа 4 1. Реф ерат «Региональные конфликты н а постсоветском пространстве в 90-е-2000-е гг.» 4 Содержание учебного материала 2 2 4/1 П оследствия распада СССР для мирового сообщ ества. П ричины и характер противостояния «Запад-В осток» и «Север-Ю г». Перемены в Европе и мире в 90-е гг. О бщ еевропейский процесс и ОБСЕ. Восточная Европа и проблем а вхож дения в западную цивилизацию . Безопасность в Европе и расш ирение Н А ТО. Н овая роль ООН. М еж дународны й пакт об экономических, социальны х и культурны х правах, М еж дународны й пакт о граж данских и политических правах и Ф акультативны й протокол. И нтеграционны е и дезинтеграционные процессы в мире. Европейский союз. Главные центры мировой политики. Ф ормирование новой системы в м еж дународны х отнош ениях. Страны «семерки» и ОЭРС. Границы и пределы ры ночной экономики. «П осткапитализм». П оиски альтернатив в мировом развитии. Единство и многообразие современного мира. Глобализация как новы й цивилизационны й процесс X X I века. Ц ивилизационны е сдвиги в странах Запада. Переход от «европоцентризма» к «американоцентризму». Н Т П и перемена в развитии производительны х сил. Кризисны е процессы в системах парлам ентской демократии. Рост национализма и сепаратизма в Европе и Америке. 2 Практическое занятие 2 1. М еждународны е отнош ения и региональны е конфликты 2 Самостоятельная работа 1 1. Сообщ ения по теме «Религия в современном мире» 1 2 3 12 Тема 1.16. Наука и культура в современном мире 4/3 Содержание учебного материала Глобальные проблемы человечества. Н аучно-технический прогресс и развитие мировой цивилизации. Н овые явления в социальной и политической жизни. Экологическая проблема. Концепция «устойчивого развития». Д ем ографическая проблем а в мире. П роблем а прав человека. Сохранение и развитие культуры как глобальная проблема соврем енной цивилизации. Н овы е черты западного общ ества. СШ А как лидер западной цивилизации. К ультурологические сдвиги в странах Запада в Х Х ! в. У падок христианских верований. Распространение ислам а в западном мире. Столкновение цивилизаций. М одернизм - изменение м ировоззренческих и эстетических основ худож ественного творчества. Ф еномен контркультуры . Н арастание технократизма и иррационализма в массовом сознании 2 Практическое занятие 2 1. Религия в современном мире 2 Самостоятельная работа 3 1. Реф ерат «Пути и средства формирования духовны х ценностей общ ества в современной России» 3 Тема 1.17. Содержание учебного материала Экономические, социально М ировая демократия. И ндивидуализм. Л иберальная политические и культурные П ротестантская трудовая этика. П остмодернизм. основы западной цивилизации Секулярность общ ества и традиционны е религии. 2 3 2 экономика. Ф илософия прагматизма. М ассовая культура и массмедиа. П олиткорректность и толерантность. 2 2 Глобализация. Тема 1.18. Участие России в мировых процессах в ХХ! веке Тема 1.19. Содержание учебного материала 2 В неш неполитические приоритеты. Ближнее и дальнее зарубежье. В заимоотнош ения в рам ках СНГ. «Оранжевые» револю ции. К онфликты «М осква-М инск», «М осква-Киев». Роль России в осетино-грузинском конфликте в 2008 г. Военны е действия СШ А в И раке и в А фганистане, расш ирение Н А ТО на Восток. Сирийская проблема. М еж дународны й терроризм. Россия и ЕС. А мерикано-российские взаимоотнош ения. Развитие российско китайских отнош ений. У частие России в деятельности меж дународны х организаций. П ерспективны е направления и основны е проблемы развития России н а соврем енном этапе. И нновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике. Внеш неполитический потенциал и национально-государственны е интересы современной России. В неш неполитическая стратегия современной России. Х арактеристика политической системы Российской Ф едерации и роль отдельны х институтов государственной власти в формировании внеш ней политики современной России. Экономическая стабилизация в начале X X I века. П олитические реформы , партийная система. М ировой эконом ический кризис: проблемы и перспективы развития России. С анкционны е ограничения и российская эконом ика 2 Содержание учебного материала 2 2 13 Перспективы развития РФ в современном мире П ерспективны е направления и основны е проблемы развития России на современном этапе Территориальная целостность России, уваж ение прав ее населения и соседних народов главное условие политического развития. И нновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционны х нравственны х ценностей и индивидуальны х свобод человека - основа развития Дифференцированный зачет Всего: 2 2 1 68 51|17 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест, оборудование в соответствии с паспортом кабинета. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер. Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых дополнительной литературы. учебных изданий, Интернет-ресурсов, Основные источники 1 Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534 00824-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489 Дополнительные источники 1. Артемов В. В. История: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с. 2. Всеобщая история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11919-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456096 3. Заец С. В. История России. XXI век. Хроника основных событий. Ярославль ЯрГУ 2017. — URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20170601.pdf 4. История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413 20 5. Петрович-Белкин, О. К. История и культура Европы: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. К. Петрович-Белкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534 11901-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457197 6. Пряхин, В. Ф. История: Россия в глобальной политике: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Ф. Пряхин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 479 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14147-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467887 7. Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10213-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456469 21 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формируемые ОК и ПК ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) обучающийся должен уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем обучающийся должен знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Задания в тестовой форме, контрольная работа, написание эссе и реферата, подготовка сообщений, работа с историческим документом, работа с картой. Осуществляется рубежный контроль. Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированног о зачета. 22 ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения 23