ОГСЭ 05 Физическая культура

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура»
по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05. Физическая культура

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1.

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее - программа) является
обязательной частью основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.03. Педагогика

дополнительного образования.
Программа может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в формате видео-конференций, выполнения
заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.

1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина Физическая культура принадлежит к дисциплинам общего
гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование физической культуры
обучающегося и способности направленного использования разнообразных средств
физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической
подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны:

уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:
- о роли физической культуры
социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни;

в

общекультурном,

профессиональном

и

Программа предполагает освоение следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
4

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка 384 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
самостоятельная работа - 192 часа.

5

-

192

часа,

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

384

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

192

в том числе:
теоретические занятия

8

практические занятия

184

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

192

Промежуточная аттестация в форме зачета по завершению 3,4,5,6,7 семестра
изучения дисциплины, дифференцированного зачета по завершению изучения
дисциплины - в 8 семестре

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и
тем.
1

Раздел I.
Тема 1.1. Техника
безопасности на
занятиях легкой
атлетикой

Тема 1.2. Техника бега на
короткие дистанции.

Тема 1.3. Кроссовая
подготовка.
Тема 1.4. Техника прыжка в
длину.

Тема 1.5. Техника
эстафетного бега.
Тема 1.6. Подвижные игры
и эстафеты,
способствующие
совершенствованию
техники легкоатлетических
упражнений

Содержание учебного материала
2

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Объем часов
3

54

Соде эжание учебного материала
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека. Роль физической культуры для развития детей дошкольного
возраста. Основы здорового образа жизни Техника безопасности на уроках физической
культуры.
6
Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях различными (2 ч. - теор., 4 ч.
видами легкой атлетикой. Классификация видов легкой атлетики. Правила
- практ.)
соревнований по легкой атлетике.
Бег на короткие дистанции. Специальные упражнения бегуна: бег с высоким
подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад, семенящий бег, бег с
ускорением, с хода, с высокого и низкого стартов. Совершенствование техники бега на
дистанции 100 м.
Теоретические основы кроссовой подготовки.
Особенности бега по твердому и
мягкому грунту, бега под уклон, бега в ropy небольшой крутизны. Совершенствование
техники бега на средние дистанции.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Специальные упражнения: прыжок в шаге, через шаг, многоскоки, прыжок в длину
с места. Имитация постановки ноги при отталкивании в сочетании с работой рук.
Совершенствование техники прыжка способом «согнув ноги». Изучение прыжка
способом «ножницы». Приемы страховки и самостраховки при выполнении прыжков.
Эстафетный бег, Способы передачи эстафетной палочки.
Игры на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных
способностей, ориентации в пространстве: «Два мороза», «Белые медведи»,
«Космонавты». Эстафеты: «Смена сторон», «Вызов номеров», круговая эстафета,
«Встречные старты».
Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках, скоростно-силовых
способностей: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», прыжки
по полоскам. Приемы страховки и самостраховки при играх и эстафетах. Особенности
проведения игр и эстафет с детьми разного возраста.
7

8

6

6

6
14

Текущий контроль

Определение уровня физической подготовленности

8

Самостоятельная работа по разделу «Легкая атлетика»

60

Подготовка к сдаче нормативов уровня физической подготовленности
Участие обучающихся в соревнованиях по легкой атлетике
Отработка техники бега на короткие и средние дистанции
Занятия оздоровительным бегом
Отработка техники прыжков
Отработка техники метания мяча
Подготовка сообщения по правилам проведения соревнований в бегу на короткие дистанции
(100м., 200м.), в беге на средние дистанции (400,800,1000 м.), в прыжках в длину и высоту, в
метаниях.
Подготовка сообщения о знаменитых легкоатлетах Вологодской области, участников
чемпионатов Европы, Мира и Олимпийских игр.
Подбор подвижных игр и эстафет для детей младшего школьного возраста, направленных на
совершенствование техники бега

6
4
14
12
10
6
2

2
4

88
Раздел II.
Тема 2.1. Техника
безопасности на
занятиях спортивными
играми
Тема 2.2. Развитие
физических качеств и
навыков через специальные
и подготовительные
упражнения.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Содержание учебного материала
Техника безопасности на занятиях волейболом, баскетболом. Профилактика
9
травматизма при игре с мячом с детьми дошкольного возраста. Правила соревнований по (3 ч. - теор., 6 ч.
- практ.)
волейболу, баскетболу. Отработка навыков безопасной игры. Приемы страховки и
самостраховки в спортивных играх.
Специальные и подготовительные упражнения для развития физических качеств и
31
технических навыков в спортивных играх (баскетбол, волейбол).
Упражнения для развития быстроты движений. Упражнения для развития силы плечевого
пояса.
Упражнения для развития прыгучести. Упражнения для развития координации движений.
Упражнения аэробики. Упражнения силовой гимнастики. Упражнения для развития
скоростно-силовых качеств. Упражнения из стрейчинга. Упражнения степ- аэробики.
Упражнения силовой и функциональной круговой тренировки. Приемы страховки и
самостраховки при выполнении упражнений.

8

Тема 2.3.
Технические приемы
игры в волейбол.

Тема 2.4.
Технические приемы
игры в баскетбол

Тема 2.5. Подвижные игры
и эстафеты на
закрепление технических
приемов в спортивных
играх (волейбол и
баскетбол).

Волейбол. Передвижения: влево, вправо, вперед и назад приставными шагами, с
остановкой прыжком (влево, вправо, вперед), по звуковым, зрительным сигналам. Техника
владения мячом: прием и передача сверху в движении (влево, вправо, назад). Подачи мяча
через сетку: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. Нападающий удар и
блокировка. Совершенствование пройденного материал. Учебная игра.
Баскетбол. Бег с изменением скорости и направления движения. Остановки, повороты
по звуковым и зрительным сигналам. Техника владения мячом: ловля и передачи мяча после
остановки, в движении, со сменой мест. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками с
отскоком. Ведение мяча в высокой и средней стойках, с изменением направления движения,
сменой руки. Сочетание приемов: ловля мяча, ведение мяча с изменением направления,
передача. Двухшажная техника после ведения с передачей мяча. Броски мяча одной рукой от
плеча. Персональный бросок. Совершенствование пройденного материала. Учебная игра.

21

Подвижные игры и эстафеты, способствующие овладению техническими приемами
волейбола, баскетбола.

7

Самостоятельная работа

82

1

Участие в соревнованиях по волейболу

8

2

Участие в соревнованиях по баскетболу

8

3

Отработка технических приёмов игры в волейбол:
Отработка техники приёма и передачи мяча между игроками, передачи мяча через
сетку; отработка техники подач мяча, отработка техники блокирования, отработка
техники нападающего удара
Отработка технических приёмов игры в баскетбол:
Отработка техники броска в кольцо в т.ч. штрафного; отработка техники ведения и
передачи мяча; отработка техники ведения и броска мяча в сочетании; отработка
вариантов игры в защите и нападении
Подбор подвижных игр и эстафет с мячом для детей дошкольного и младшего
школьного возраста
Подготовка к выполнению контрольных нормативов

4

5
6

Раздел III.

20

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

26

26

6
8

38
9

Тема
3.1.
безопасности.

Техника

Тема 3.2. Техника перехода
с одного лыжного хода на
другой
Тема 3.3.
Совершенствование
техники изученных
способов передвижения на
лыжах через игры и
эстафеты.

Содержание учебного материала
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание первой помощи при
травмах и обморожениях. Правила соревнований по лыжным гонкам. Особенности лыжной
подготовки детей дошкольного возраста. Приемы страховки и самостраховки в процессе
лыжной подготовки.
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный, одновременный бесшажный и
одношажный хода. Техника одновременного двухшажного хода.
Основы техники спусков и подъёмов. Способы спусков и подъёмов на склоне.
Игры и эстафеты:
способствующие овладению техникой попеременного двухшажного хода: «Слушай сигнал»,
«Сороконожка», «Техничный лыжник»;
способствующие овладению техникой одновременных ходов: «Встречная эстафета», «Кто
самый быстрый»;
способствующие овладению техникой спусков и подъемов: «Штурм высоты». «Спуск в
ворота», « Не задень» (подготовить сообщение);
способствующие развитию физических качеств: «Борьба за флажок», «День и ночь»,
«Г онки с гандикапом».

Самостоятельная работа по разделу «Лыжная подготовка»
1.

2
3
4
5

Промежуточная
аттестация

Отработка техники передвижения на лыжах:
отработка техники одновременного бесшажного и одношажного хода, попеременного
двухшажного и одновременного двухшажного хода; отработка техники перехода с хода
на ход; отработка техники конькового хода
Участие в лыжных гонках
Подбор подвижных игр, способствующих овладению техникой передвижения на лыжах
Подготовка сообщения о пользе закаливающих процедур в профилактике OP3 и ОРВИ
Подготовка сообщения о правилах соревнования по лыжным гонкам

5
(3 ч. - теор., 1
ч. - практ.)
25
2
6

38
20

10
4
2
2

12
Зачет в 3 семестре
Зачет в 4 семестре
Зачет в 5 семестре
Зачет в 6 семестре
Зачет в 7 семестре
Дифференцированный зачет в 8 семестре
10

2
2
2
2
2
2

Самостоятельная работа
Подготовка к промежуточной аттестации (выполнению контрольных нормативов)
Всего:

11

12
12
192 аудит.
+192 сам.
работы

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, лыжной базы,
стадиона, спортивного инвентаря и оборудования.
Для
организации
электронного
обучения
с
применением
дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle,
сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система
интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий
включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, а также
интернет-ресурсов.
Основные источники:
Муллер, А. Б. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО
/ А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. - Москва: Юрайт, 2017. - 424 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E97C2A3C-8BE2-46E8-8F7A-66694FBA438E
(ЭБС «Юрайт»)

Дополнительные источники:
Жданкина, Е. Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка [Электронный ресурс]:
учебное пособие для СПО / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин; под науч. ред. С. В.
Новаковского. - Москва: Юрайт, 2017. - 125 с. - Режим доступа: https://biblioonline.ru/book/1B577315-8F12-4B8D-AD42-6771A61E9611 (ЭБС «Юрайт»)

Интернет-ресурсы
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду
[Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.gto.ru/

12

и

обороне»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерием освоения обучающимися учебного материала является оценка
регулярности посещения обязательных учебных занятий и результатов выполнения
контрольных заданий в виде тестов и упражнений. Промежуточная аттестация по
дисциплине «Физическая культура» выставляется по данным текущего контроля по
основным разделам программы.
При выставлении оценки принимается во внимание степень усвоения
теоретических
знаний
и
результаты
выполнения
контрольных
нормативов,
предусмотренных учебной программой, упражнений и тестов, определяющих уровень
физической подготовленности обучающихся.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию
о степени усвоения теоретических знаний, о состоянии и динамике физического развития,
о физической профессионально-прикладной подготовленности каждого обучающегося.
К выполнению контрольных упражнений и нормативов допускаются обучающиеся,
регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую физическую
подготовку. Контрольные упражнения и нормативы могут выполняться в условиях
соревнований.
Оценка успеваемости обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к
подготовительной медицинской группе, выставляется за технику выполнения
упражнений, без сдачи нормативов. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе, готовят и защищают рефераты.
За выполнение этих требований обучающимся выставляется «зачет».
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателями в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные знания, умения и навыки)
уметь:

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

- использовать
физкультурно­
оздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей

знать:
- о роли физической культуры
общекультурном, профессиональном
социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни;

в
и

13

практическая проверка
(сдача контрольных
нормативов), зачет

Виды упражнений.
Бег 100 м. (сек.)
Бег 500 м.
Бег 1000м. (м. сек.)
Прыжок в высоту
(см.)
Прыжок в длину с
разбега (см.)
Волейбол: передача
мяча над собой;
передач. мяча в парах
через сетку;
подачи мяча через
сетку (5 попыток)
Баскетбол: передача
мяча в парах за 30с.
штрафной бросок из
10 попыток;
сочетание приемов (5
попыток);
Лыжи
- 3 км.
5 км.

Пол.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.

3
18.0
15.5
2.05
2.00
5.20
5.00
100
120
300
400
14
16
20
22
2
2
32
36
2
3
1
1
20.30
28.00

Контрольные нормативы
для обучающихся II - IV курсов.
II курс
III курс
4
5
3
4
17.5
17.0
17.5
17.0
15.0
14.5
15.0
14.5
2.00
1.55
2.00
1.55
1.55
1.50
1.50
1.45
5.10
5.00
5.10
5.00
4.55
4.50
4.55
4.50
105
110
105
110
125
130
125
130
340
360
330
350
420
450
420
450
16
18
16
18
18
20
18
20
24
28
24
28
26
30
26
30
3
4
3
4
3
4
3
4
36
40
36
40
40
44
40
44
3
4
3
4
4
5
4
5
2
3
2
3
2
3
2
3
19.30
18.30
19.30
18.30
27.00
26.00
27.00
26.00

14

5
16.5
14.0
1.50
1.40
4.50
4.40
115
135
380
460
20
22
32
34
5
5
44
48
5
6
4
4
17.30
25.00

3
17.0
14.5
1.55
1.45
5.00
4.50
110
130
340
450
18
20
26
30
3
3
40
44
4
5
3
3
18.30
26.00

IV курс
4
16.5
14.0
1.50
1.40
4.50
4.40
115
135
360
460
20
22
30
34
4
4
44
48
5
6
4
4
17.30
25.00

5
16.2
13.5
1.40
1.35
4.45
4.30
120
140
385
480
22
24
34
38
5
5
48
50
6
7
5
5
16.00
24.00

Нормативы
для обучающихся II - IV курсов.
Нормативы.

Пол.

Тройной прыжок с
Дев.
места (см.) дев.
Юн.
Подтягивание на Дев.(низ.)
перекладине (раз) Юн.(выс.)
Дев.
Поднимание
Юн.
туловища за мин.
Дев.
Сгибание и
Юн.
разгибание рук.
Прыжки через
Дев.
скакалку за 30сек.
Юн.

3
520
600
15
4
27
35
6
12
75
64

II курс
4
550
620
17
9
30
40
8
14
80
66

5
570
640
23
11
37
45
10
18
85
68

3
530
620
16
9
30
40
8
14
80
66

15

III курс
4
570
640
19
11
35
45
10
18
85
68

5
590
670
25
15
40
50
12
20
90
70

3
540
630
19
11
32
42
10
18
85
68

IV курс
4
580
660
25
15
37
47
12
20
90
70

5
600
680
28
20
45
52
14
25
95
75

Нормативы
уровня физической подготовленности обучающихся.
№

Контрольные
нормативы
1. Бег 60 м. (сек.)

2. Челночный бег
3х10 м. (сек.)
3. Прыжок в длину
с места (см.)
4. Наклон тулов. из
пол. стоя (см.)

Пол.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.

5
9.5
8.5
8.2
7.3
205
230
20
20

4
10.0
8.7
8.7
7.6
180
205
16
14

II курс
3
10.5
9.0
9.4
7.8
160
195
13
9

2
11.0
9.5
9.6
8.0
155
190
10
7

1
11.2
10.0
9.8
8.2
150
185
8
5

5
9.0
8.0
8.0
7.2
210
240
22
21

4
9.5
8.5
8.5
7.4
185
210
18
15

III курс
3
10.0
8.7
9.0
7.7
165
200
15
11

2
10.5
9.0
9.4
7.9
160
190
13
9

1
11.0
9.5
9.6
8.0
155
185
10
7

Сумма баллов: 17 - 20 - отлично;
13 - 16 - хорошо;
10 - 12 - удовлетворительно.

16

5
8.7
7.6
7.9
7.1
215
245
23
22

4
9.0
8.0
8.4
7.3
190
230
20
16

IV курс
3
9.5
8.5
8.9
7.6
170
210
16
12

2
10.0
8.7
9.0
7.9
165
205
14
10

1
10.5
9.0
9.4
8.0
160
200
12
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».