Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись И.О.Фамилия Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 06. Русский язык и культура речи СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа) является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования. Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Программа принадлежит к дисциплинам вариативной части общего гуманитарного и социально- экономического цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны уметь: - определять стилевую принадлежность текста, выполнять стилистический разбор текста; - составлять документы официально-делового стиля, создавать и редактировать письменные и устные тексты профессионального и социального значимого содержания; - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; - устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка; - готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты. знать: - цель, задачи, содержание, принципы изучаемой дисциплины; - различия между языком и речью; функции языка; признаки литературного языка и типы языковых норм; основные компоненты культуры речи; - особенности русского ударения и произношения; основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка; - лексические и фразеологические единицы языка; основные нормы словоупотребления и употребления фразеологических единиц в современном русском литературном языке; - основные нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи в современном русском литературном языке 4 - синтаксический строй предложений и нормы построения словосочетаний и предложений в современном русском литературном языке; - законы создания текстов разных типов и стилей речи; - правила современного русского правописания; основные законы русской орфографии и пунктуации. Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. А также на формирование дополнительных умений и знаний, необходимых для работы с письменными и устными текстами профессионального и социально значимого содержания. В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном процессе используются активные и интерактивных формы проведения занятий: ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов; самостоятельной работы обучающегося 12 часов. 1.4. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) О бъем часов 64 52 23 5 12 П ром еж ут очная ат т ест ация в ф орме диф ф еренцированного зачет а 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Введение. Тема 1.1. Понятие культуры речи. Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов 2 3 Содержание учебного материала. 1. Понятие культуры речи. Язык и речь. Язык и речь, основные единицы языка и речи. Литературный язык и языковая норма. Типы норм. Основные лингвистические словари русского языка. Культура речи и ее социальные аспекты. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Практические занятия. Эссе «Культура профессиональной речи педагога». Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1 1 1 Конспектирование источников по теме «Основные компоненты культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный». Раздел 2. Нормы произношения в современном русском литературном языке. Содержание учебного материала. Тема 2.1. Основные 1. Понятие орфоэпической нормы. орфоэпические Становление и особенности формирования орфоэпических норм современного русского литературного нормы языка. Варианты русского литературного произношения. современного 2. Виды орфоэпических норм. русского Произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Орфоэпия литературного грамматических форм и отдельных слов. языка. Практические занятия. 1. 2. Освоение орфоэпического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками. Составление текстов, насыщенных словами с орфоэпическими трудностями. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Тема 2.2. Акцентологические нормы. Подготовка сообщения по теме «Сценическое произношение и его особенности». Содержание учебного материала. 1. Понятие акцентологической нормы. Ударение. Функции ударения в русском языке. Особенности русского ударения. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от принадлежности к частям речи. 1 1 2 2 1 2 Практические занятия. 1. 2. Освоение акцентологического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками. Составление текстов мнемонического характера с целью закрепления нормативного произношения и ударения. 2 1 7 Контрольная работа. Акцентологический и орфоэпический минимум. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1 1 Создание банка данных по теме «Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация». Раздел 3. Основные нормы словоупотребления. Содержание учебного материала. Тема 3.1. Лексико 1. Слово и его лексическое значение. Лексические единицы русского языка. фразеологическая Понятие лексического значения слова. Лексическая сочетаемость. Употребление в речи многозначных норма. слов, омонимов, синонимов, паронимов. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к 2. 3. активному и пассивному словарному составу языка, со сферой употребления и экспрессивной окраской. Профессиональная лексика и научные термины. Понятие лексической нормы. Варианты лексических норм. Виды лексических ошибок. Специфика лексических норм языка. Понятие варианта лексической нормы. Употребление слов в несвойственном им значении. Многословие. Лексическая неполнота высказывания. Лексические нормы, связанные с употреблением в речи новых и устаревших слов, диалектизмов, слов иноязычного происхождения, разговорных и просторечных слов Понятие о плеоназме, тавтологии, алогизмах, избыточных словах в тексте и т.п. Исправление лексических ошибок. Нормы употребления фразеологизмов. Фразеологические единицы русского языка и особенности их нормативного употребления. Варианты употребления фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Афоризмы и крылатые выражения. 2 2 2 Практические занятия. Редактирование текста с лексико-фразеологическими ошибками. Контрольная работа. Лексико-фразеологические нормы русского языка. 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. 1 1 3 Создание презентаций на тему по выбору обучающихся. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Клише, штампы, канцеляризмы. Раздел 4. Грамматические нормы. Тема 4. 1. Нормы Содержание учебного материала. русского 1. Понятие словообразовательной нормы. Понятие морфологической нормы. словообразования. Способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательные нормы и 2 словообразовательные ошибки. Выявление и исправление словообразовательных ошибок в речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Тенденции движения морфологических норм. Варианты морфологических норм. Допустимые и недопустимые отклонения от нормы. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1 Составление тезисов главы 6 «Знакомство с изобразительными ресурсами русского словообразования» из книги Львовой С.И. «Уроки словесности. 5-9 классы». 8 Тема 4.2. Нормативное употребление слов разных частей речи. Содержание учебного материала. 1. Нормативное употребление грамматических форм имени существительного. Нормативное 2 употребление числительных. Трудные случаи определения рода имен существительных, аббревиатур. Нормы употребления падежных форм имени существительного. Несклоняемые имена существительные и нормы их употребления. Вариативность форм числа имен существительных. Склонение числительных разных разрядов. Сочетаемость собирательных числительных с существительными. 2. Нормы употребления имен прилагательных. Употребление отдельных глагольных форм. Нормативное употребление местоимений. 2 Ошибки в употреблении степеней сравнения мен прилагательных. Закономерности употребления полной и краткой форм имени прилагательного. Особенности употребления личных и возвратных местоимений. Нормы употребления форм повелительного наклонения отдельных глаголов. Ограничения в образовании форм 1-го лица настоящего и будущего времени глагольных форм. Практические занятия. Анализ трудных случаев употребления форм рода и числа имен существительных. Анализ трудных случаев в склонении имен существительных. Выявление и исправление ошибок в употреблении степеней сравнения имен прилагательных, личных и возвратных местоимений, глагольных форм. 4. Редактирование текстов с разными видами морфологических ошибок. Контрольная работа. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Тема 4.3. Синтаксическая норма. 1. 2. 3. 1 1 2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1 1 1 . Конспектирование источников по теме «Выразительные возможности русской морфологии». Содерж ание учебного материала. 1. Основные синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение. Синтаксический строй простого предложения. Стилистический анализ синтаксических структур. 2. Нормы согласования и управления. Нормы построения простого предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определения с определяемым словом. Нормы управления. Нанизывание падежей. Порядок слов. Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов. Правила построения предложений с однородными членами. 1 2 Практические занятия. 1. 2. Редактирование текстов с разными видами синтаксических ошибок. Стилистический анализ синтаксических структур в тексте. Контрольная работа. Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы : 2 1 2 2 Создание презентаций по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса: инверсия, парцелляция и другие фигуры речи» (по выбору обучающихся). Раздел 5. Нормы правописания. 9 Тема 5.1. Основные правила русской орфографии и пунктуации. Содерж ание учебного материала. 1. Нормы орфографии. Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. 2. Нормы пунктуации. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 2 2 Практические занятия. 1. 2. 2 2 2 Анализ орфограмм в тексте. Анализ пунктограмм в тексте. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подбор иллюстративного материала по теме «Выразительные возможности русской орфографии и пунктуации». Дифференцированный зачет 2 Всего: Теория - 24 Практика - 23 Контр. р.- 5 Самост.р.- 12 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Учебная дисциплина реализуется в стандартном учебном кабинете, как правило, в кабинете русского языка и культуры речи. Оборудование учебного кабинета: не менее 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование, компьютер с выходом в интернет. Программа курса, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, материалы для подготовки к практическим занятиям размещены на портале дистанционного обучения на сайте колледжа (http://do.volkolledzh.ru). Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Интернет-ресурсов, Основные источники: Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 389 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414664 Дополнительные источники: 1. Риторика: учебник для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.]; под общей редакцией В. Д. Черняк. — Москва: Юрайт, 2018. — 430 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait.ru/bcode/414017 1. 2. 3. 4. Интернет-ресурсы Грамота.ру [Электронный ресурс]: справочно-информационный портал. - URL: http://gramota.ru/ Культура письменной речи [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://gramma.ru/ Slovari.ru [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050 Словари русского языка для скачивания [Электронный ресурс] // 11 5. 6. Говорим по-русски: форум. - URL: http://speakrus .ru/dict/ Grammatika.ru [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://grammatika.ru/ Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://ruslang.ru/ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - определять стилевую принадлежность текста, выполнять стилистический разбор текста - составлять документы официально делового стиля, создавать и редактировать письменные и устные тексты профессионального и социального значимого содержания; - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; - устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка; - готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - цель, задачи, содержание, принципы изучаемой дисциплины; - различия между языком и речью; функции языка; признаки литературного языка и типы языковых норм; основные компоненты культуры речи; - особенности русского ударения и произношения; основные орфоэпические нормы современного русского Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Тестирование, творческие работы, информационные сообщения, анализ текстов, тематические контрольные работы, итоговая контрольная работа. 13 литературного языка; - лексические и фразеологические единицы языка; основные нормы словоупотребления и употребления фразеологических единиц в современном русском литературном языке; - основные нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи в современном русском литературном языке - синтаксический строй предложений и нормы построения словосочетаний и предложений в современном русском литературном языке; - законы создания текстов разных типов и стилей речи; - правила современного русского правописания; основные законы русской орфографии и пунктуации. 14