ОГСЭ 06 Русский язык и культура речи

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура
речи» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного
образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 06. Русский язык и культура речи

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа) является частью
основной профессиональной образовательной программы - программы
подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки,
разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03. Педагогика
дополнительного образования.
Программа может реализовываться с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций,
видео-конференций,
выполнения
заданий,
размещенных
на
портале
дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа принадлежит к дисциплинам вариативной части общего
гуманитарного и социально- экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны
уметь:
- определять стилевую принадлежность текста, выполнять стилистический
разбор текста;
- составлять документы официально-делового стиля, создавать и
редактировать письменные и устные тексты профессионального и
социального значимого содержания;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и
этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты.
знать:
- цель, задачи, содержание, принципы изучаемой дисциплины;
- различия между языком и речью; функции языка; признаки литературного
языка и типы языковых норм; основные компоненты культуры речи;
- особенности русского ударения и произношения; основные орфоэпические
нормы современного русского литературного языка;
- лексические и фразеологические единицы языка; основные нормы
словоупотребления и употребления фразеологических единиц в современном
русском литературном языке;
- основные нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи в
современном русском литературном языке
4

- синтаксический строй предложений и нормы построения словосочетаний и
предложений в современном русском литературном языке;
- законы создания текстов разных типов и стилей речи;
- правила современного русского правописания; основные законы русской
орфографии и пунктуации.
Представленные умения и знания направлены на формирование общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
А также на формирование дополнительных умений и знаний, необходимых для
работы с письменными и устными текстами профессионального и социально
значимого содержания.
В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном процессе
используются активные и интерактивных формы проведения занятий: ролевые
игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
1.4.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

О бъем часов
64
52

23
5
12
П ром еж ут очная ат т ест ация в ф орме диф ф еренцированного зачет а

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Русский язык и культура речи
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Понятие
культуры речи.

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

2

3

Содержание учебного материала.
1.
Понятие культуры речи. Язык и речь.
Язык и речь, основные единицы языка и речи. Литературный язык и языковая норма. Типы норм.
Основные лингвистические словари русского языка.
Культура речи и ее социальные аспекты. Качества хорошей речи: правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств.
Практические занятия. Эссе «Культура профессиональной речи педагога».

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1

1
1

Конспектирование источников по теме «Основные компоненты культуры речи: нормативный, этический,
коммуникативный».

Раздел 2. Нормы произношения в современном русском литературном языке.
Содержание учебного материала.
Тема 2.1.
Основные
1.
Понятие орфоэпической нормы.
орфоэпические
Становление и особенности формирования орфоэпических норм современного русского литературного
нормы
языка. Варианты русского литературного произношения.
современного
2.
Виды орфоэпических норм.
русского
Произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Орфоэпия
литературного
грамматических форм и отдельных слов.
языка.
Практические занятия.
1.
2.

Освоение орфоэпического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками.
Составление текстов, насыщенных словами с орфоэпическими трудностями.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Тема 2.2.
Акцентологические
нормы.

Подготовка сообщения по теме «Сценическое произношение и его особенности».
Содержание учебного материала.
1.
Понятие акцентологической нормы.
Ударение. Функции ударения в русском языке. Особенности русского ударения. Языковые
требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от принадлежности к частям речи.

1

1

2
2
1

2

Практические занятия.
1.
2.

Освоение акцентологического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками.
Составление текстов мнемонического характера с целью закрепления нормативного произношения и
ударения.

2
1

7

Контрольная работа. Акцентологический и орфоэпический минимум.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1
1

Создание банка данных по теме «Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация».

Раздел 3. Основные нормы словоупотребления.
Содержание учебного материала.
Тема 3.1.
Лексико­
1.
Слово и его лексическое значение. Лексические единицы русского языка.
фразеологическая
Понятие лексического значения слова. Лексическая сочетаемость. Употребление в речи многозначных
норма.
слов, омонимов, синонимов, паронимов. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к

2.

3.

активному и пассивному словарному составу языка, со сферой употребления и экспрессивной
окраской. Профессиональная лексика и научные термины.
Понятие лексической нормы. Варианты лексических норм. Виды лексических ошибок.
Специфика лексических норм языка. Понятие варианта лексической нормы.
Употребление слов в несвойственном им значении. Многословие. Лексическая неполнота
высказывания. Лексические нормы, связанные с употреблением в речи новых и устаревших слов,
диалектизмов, слов иноязычного происхождения, разговорных и просторечных слов
Понятие о плеоназме, тавтологии, алогизмах, избыточных словах в тексте и т.п. Исправление
лексических ошибок.

Нормы употребления фразеологизмов.
Фразеологические единицы русского языка и особенности их нормативного употребления. Варианты
употребления фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Афоризмы и крылатые
выражения.

2

2

2

Практические занятия.
Редактирование текста с лексико-фразеологическими ошибками.
Контрольная работа. Лексико-фразеологические нормы русского языка.
1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

1
1
3

Создание презентаций на тему по выбору обучающихся.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Клише, штампы, канцеляризмы.

Раздел 4. Грамматические нормы.
Тема 4. 1. Нормы
Содержание учебного материала.
русского
1.
Понятие словообразовательной нормы. Понятие морфологической нормы.
словообразования.
Способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательные нормы и

2

словообразовательные ошибки. Выявление и исправление словообразовательных ошибок в речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Тенденции движения морфологических норм. Варианты морфологических норм. Допустимые и
недопустимые отклонения от нормы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1

Составление тезисов главы 6 «Знакомство с изобразительными ресурсами русского словообразования» из
книги Львовой С.И. «Уроки словесности. 5-9 классы».

8

Тема 4.2.
Нормативное
употребление слов
разных частей речи.

Содержание учебного материала.
1.
Нормативное употребление грамматических форм имени существительного. Нормативное

2

употребление числительных.
Трудные случаи определения рода имен существительных, аббревиатур. Нормы употребления
падежных форм имени существительного. Несклоняемые имена существительные и нормы их
употребления. Вариативность форм числа имен существительных.
Склонение числительных разных разрядов. Сочетаемость собирательных числительных с
существительными.
2.

Нормы употребления имен прилагательных.
Употребление отдельных глагольных форм.

Нормативное

употребление

местоимений.

2

Ошибки в употреблении степеней сравнения мен прилагательных. Закономерности употребления
полной и краткой форм имени прилагательного.
Особенности употребления личных и возвратных местоимений. Нормы употребления форм
повелительного наклонения отдельных глаголов. Ограничения в образовании форм 1-го лица
настоящего и будущего времени глагольных форм.

Практические занятия.
Анализ трудных случаев употребления форм рода и числа имен существительных.
Анализ трудных случаев в склонении имен существительных.
Выявление и исправление ошибок в употреблении степеней сравнения имен прилагательных, личных и
возвратных местоимений, глагольных форм.
4.
Редактирование текстов с разными видами морфологических ошибок.
Контрольная работа. Морфологические нормы современного русского литературного языка.

Тема 4.3.
Синтаксическая
норма.

1.
2.
3.

1
1
2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1
1
1

. Конспектирование источников по теме «Выразительные возможности русской морфологии».
Содерж ание учебного материала.
1.
Основные синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение. Синтаксический строй
простого предложения. Стилистический анализ синтаксических структур.
2.
Нормы согласования и управления. Нормы построения простого предложения.
Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определения с определяемым словом. Нормы
управления. Нанизывание падежей. Порядок слов. Нормативное употребление причастных и
деепричастных оборотов. Правила построения предложений с однородными членами.

1

2

Практические занятия.
1.
2.

Редактирование текстов с разными видами синтаксических ошибок.
Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
Контрольная работа. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы :

2
1
2
2

Создание презентаций по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса: инверсия, парцелляция и
другие фигуры речи» (по выбору обучающихся).

Раздел 5. Нормы правописания.
9

Тема 5.1.
Основные
правила русской
орфографии и
пунктуации.

Содерж ание учебного материала.
1.
Нормы орфографии.
Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического
анализа при написании слов различной структуры и значения.
2.
Нормы пунктуации.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении,
смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой
речи. Цитирование.

2

2

Практические занятия.
1.
2.

2
2
2

Анализ орфограмм в тексте.
Анализ пунктограмм в тексте.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подбор иллюстративного материала по теме «Выразительные возможности русской орфографии и
пунктуации».

Дифференцированный зачет

2

Всего:

Теория - 24
Практика - 23
Контр. р.- 5
Самост.р.- 12

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Учебная дисциплина реализуется в стандартном учебном кабинете, как
правило, в кабинете русского языка и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета: не менее 25 посадочных
мест,
мультимедийное оборудование, компьютер с выходом в интернет.
Программа курса, методические рекомендации по выполнению
самостоятельной работы, материалы для подготовки к практическим занятиям
размещены на портале дистанционного обучения на сайте колледжа
(http://do.volkolledzh.ru).
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного
обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная
связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов,
Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 389 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414664
Дополнительные источники:
1. Риторика: учебник для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк
[и др.]; под общей редакцией В. Д. Черняк. — Москва: Юрайт, 2018. — 430 с. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https: //urait.ru/bcode/414017

1.
2.
3.
4.

Интернет-ресурсы
Грамота.ру [Электронный ресурс]: справочно-информационный
портал. - URL: http://gramota.ru/
Культура письменной речи [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http://gramma.ru/
Slovari.ru [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
Словари русского языка для скачивания [Электронный ресурс] //
11

5.
6.

Говорим по-русски: форум. - URL: http://speakrus .ru/dict/
Grammatika.ru [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http://grammatika.ru/
Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук
[Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://ruslang.ru/

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен уметь:
- определять стилевую принадлежность
текста, выполнять стилистический разбор
текста
- составлять документы официально делового стиля, создавать и редактировать
письменные
и
устные
тексты
профессионального
и
социального
значимого содержания;
- строить свою речь в соответствии с
языковыми,
коммуникативными
и
этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее
нормативности,
уместности
и
целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в устной и
письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского
языка;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты,
конспекты.
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен знать:
- цель, задачи, содержание, принципы
изучаемой дисциплины;
- различия между языком и речью; функции
языка; признаки литературного языка и типы
языковых норм; основные компоненты
культуры речи;
- особенности
русского
ударения
и
произношения; основные орфоэпические
нормы
современного
русского

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения

Тестирование,
творческие работы,
информационные
сообщения, анализ
текстов,
тематические
контрольные
работы, итоговая
контрольная
работа.

13

литературного языка;
- лексические и фразеологические единицы
языка; основные нормы словоупотребления
и употребления фразеологических единиц в
современном русском литературном языке;
- основные
нормы
употребления
самостоятельных и служебных частей речи в
современном русском литературном языке
- синтаксический строй предложений и
нормы построения словосочетаний и
предложений в современном русском
литературном языке;
- законы создания текстов разных типов и
стилей речи;
- правила
современного
русского
правописания; основные законы русской
орфографии и пунктуации.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».