Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно - программная документация ** СК-УПД-РП-2.5.-23 2.5. Учебный процесс Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Рассмотрено на заседании ПЦК «________________________» Протокол №______ « » 2023 г. подпись П одпись И .О .Ф ам илия Протокол № _______ от « » 2023 г. И .О .Ф ам илия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02. Психология СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология 1.1. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ учебной дисциплины Психология по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании,; составлении программ повышения квалификации учителей начальных классов. Данная рабочая программа учебной дисциплины Психология может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа в системе электронного обучения Moodle. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Психология относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять знания по психологии при решении педагогических задач; - выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; - основы психологии личности; - закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; - возрастную периодизацию; - возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; - особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте - групповую динамику; - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; - основы психологии творчества Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: 4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: интерактивные технологии и инновационные методы обучения: работа в малых 5 группах, мозговой штурм, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), технология развития критического мышления, метод проектов, дистанционные образовательные технологии. Программа учебной дисциплины включает самостоятельную работу: составление схемы, заполнение сравнительной таблицы, подготовку сообщений, подбор игр и упражнений, написание эссе, составление конспектов, написание творческой работы, разработку рекомендаций, подготовка самоанализа, письменный психологический анализ занятия и др. Часть компонентов учебной дисциплины реализуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность в форме практической подготовки организуется при изучении учебной дисциплины путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа, из них в форме практической подготовки19 часов; самостоятельной работы обучающегося 71 час. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы О бъем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 213 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация - в форме экзамена 142 19 12 71 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ (прием 2017года и далее) Н аим енование разделов и тем 1 Р аздел 1 О бщ ая психология Т ем а 1.1. О собенности психол огии как науки. Е ё связь с педагогической н аук ой и практикой Т ем а 1.2. О сновы психологии лич ности С одерж ание учебн ого м атери ала, л абор атор н ы е работы и п рак ти ч еск и е занятия, сам остоятел ьн ая р абота обучаю щ и хся 2 С одерж ание учебного м атери ал а 1. П редм ет психологии. И стори я психологии. С вязь пси хологи и с педагоги чески м и наукам и П сихология как наука. П редм ет психологии, ее значение и задачи. Связь психологии с други м и областям и знаний. П реды стория научн ой психологии. В озникновение н аучной психологии: структурализм , функционализм , интроспекция. О сновны е направления западной психологии: бихевиоризм , психоанализ, геш тальтпсихология, когнитивная психология, гум анистическая п сихология П сихология теорети ческая и практическая. 2. К л ассиф икаци я м етодов пси хологи ческ ого исследования. М етодология, м етодика, метод. П онятие о м етоде как способе познания изучаем ой реальности. Требования, предъявляем ы е к м етодам психологического исследования. К лассиф икация м етодов по Б.Г. Ананьеву. Х арактеристика м етодов наблю дение и сам онаблю дения, эксп ерим ента (виды эксперим ента), стратегии психологического исследования, характеристика п сиходиагностических методов: психологических тестов (виды тестов), м етода анализа продуктов деятельности, анкетирования, беседы , интервью . 3. П онятие о психи к е и её эволю ция. С ознание человека. П о н я т и е о п с и х и к е и е ё э в о л ю ц и я . П онятие «психика». Э волю ция п сихики ж ивотны х. С о з н а н и е ч е л о в е к а . С ознание как вы сш ая ф орм а психики. Ф ункции сознания. П сихологическая структура сознания. Развитие сознания, сам осознания как результата самопознания. С пециф ика бессознательного, его структура. П р актич еское занятие 1. «М етоды психологии» К онтрол ьная работа 1. К онтрольная раб о та «П сихология как наука» О бъем часов 3 А уд.\сам . 74\37 8 2 3 3 1 1 1 1 С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся 1. С оставление схем ы «О трасли психологии». 2. Заполнение сравнительной табли ц ы «М етоды психологического исследования. Д остоинства и недостатки». 3. П одготовка сообщ ений по темам: «И спользование м етода наблю дения за детьм и м ладш его ш кольного возраста», «И спользование м етода беседы в начальной ш коле», «О собенности анализа продуктов деятельности», «О собенности тестирования». С одерж ание учебного м атери ал а 27 1. 2 2. О щ ущ ение как начальная ступень познания. П онятие об ощ ущ ениях. Ф изиологические основы ощ ущ ений. В и ды ощ ущ ений: зрительны е, слуховы е, вибрационны е, обонятельны е, вкусовы е, кож ны е (тактильны е и тем пературны е), двигательны е (кинестезические), органические, осязательны е, ощ ущ ения равновесия, болевы е ощ ущ ения. О сновны е законом ерности ощ ущ ений. В заим одействие и развитие ощ ущ ений. В осприятие и представление. 4 1 1 2 7 В о с п р и я т и е и п р е д с т а в л е н и е ( в о с п р и я т и я ) П онятие о восприятии. Ф изиологические основы восприятия. В иды 3 4 5 восприятия. О сновны е свой ства восприятия. Н аблю дение и наблю дательность. И ндивидуальны е особенности восприятия. О собенности восприятия м ладш и х ш кольников. В о с п р и я т и е и п р е д с т а в л е н и е ( п р е д с т а в л е н и е ) П онятие о представлении. Ф изиологические основы представлений. В иды представлений. О сновны е свойства представлений. И ндивидуальны е особенности представлений. В н и м ан и е . П онятие о внимании. Ф изиологические основы вним ания. В ним ание и личность. В и ды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное и и х сравнительная характеристика. О сновны е свойства вним ания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение вним ания, переклю чение, избирательность. Рассеянность и её виды П ам ять. П онятие о памяти. Ф изиологические основы пам яти. А ссоциации, виды ассоциаций: по см еж ности, по сходству, по контрасту. В иды памяти: - словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная; - произвольная и непроизвольная; - кратковрем енная, долговрем ен н ая и оперативная. П роцессы памяти: запом инание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забы вание (расстройства памяти). К ачества памяти: бы строта запоминания, прочность сохранения, точность пам яти, готовность памяти. Т ипы памяти: зрительны й, слуховой, двигательны й; см еш анны е типы. И ндивидуальны е особенности памяти. Рациональны е прием ы запоминания. Развитие п ам яти м ладш их ш кольников. М ы ш л е н и е к а к в ы с ш а я ст у п ен ь п о зн а н и я . М ы ш л е н и е к а к вы сш а я ст у п ен ь п о зн а н и я (п о н я т и е, ф орм ы , м ы с л и т е л ь н ы е о п ер а ц и и ) 2 2 2 2 2 П онятие о м ы ш лении и его ф изиологические основы. М ы слительны е операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщ ение и конкретизация. Реш ение м ы слительны х задач. Ф орм ы мы ш ления: понятие; суж дение (рассуж дение) истинны е, лож ны е, предполож ительны е; ум озаклю чение - индукция и дедукция. М ы ш л е н и е к а к в ы с ш а я с т у п е н ь п о з н а н и я (к а ч е с т в а у м а , и н т е л л е к т )) 6 7 8 9 21. К ачества ума: сам остоятельность, ш ирота, глубина, бы строта, гибкость, критичность. П онятие интеллекта. Р ечь. П онятие о речи. Ф изиологические основы речи. В и д ы речи: внутренняя и внеш няя; устная: м онологическая и диалогическая; письм енная; аф фективная; эгоцентрическая и и х характеристика. Значение и ф ункции речи. Связь р еч и и м ыш ления. Развитие реч и у детей м ладш его ш кольного возраста. В ооб раж ен и е. П онятие о воображ ении. Ф изиологические основы воображ ения. Значение воображ ения в деятельности человека. В и ды воображ ения. П сихологические м еханизм ы воображ ения: ком бинирование (его частн ы й случай - агглю тинация), акцентирование (схематизация, гиперболизация, типизация, утрирование). Л ичность. Л и ч н о с т ь . Л ичность, субъект, индивид, индивидуальность. С труктура личности (по К.К. П латонову, К.К. Ковалеву, С.Л. Рубинш тейну). Л и ч н о с т ь ( ф а к т о р ы ф о р м и р о в а н и я и р а з в и т и я л и ч н о с т и ) . Н аправленность личности. «Л ичность и социальны е роли. С амосознание личности. Я -концепция Д еятельн ость. Д е я т е л ь н о с т ь ( О б щ е е п о н я т и е о д е я т е л ь н о с т и ) . С труктура индивидуальной деятельности: потребности, м отивы, цели, действия, контроль, оценка. В неш няя и внутренняя деятельность. Д е я т е л ь н о с т ь ( О с н о в н ы е в и д ы д е я т е л ь н о с т и ) О бщ ение, игра, труд, учение. Э м о ц и о н а л ь н о -в о л е в а я с ф е р а л и ч н о с т и . 2 2 2 2 2 2 1 2 8 Т е м а 1.3. И ндивидуально п сихологические осо б ен н о сти человека О бщ ая характеристика эм оций и чувств. Значение и ф ункции эм оций и чувств. П олож ительны е и отрицательны е, стенические и астенические эмоции. Э м оциональны е состояния. В ы сш и е чувства. О бщ ая характеристика воли. Ф изиологические основы волевы х действий. Значение и ф ункции воли. М отивация и волевая активность. Ступени волевого действия. В олевы е качества личности. Р азвитие и воспитание воли у детей м ладш его ш кольного возраста. П ракти чески е зан яти я 1. «И сследование р оли ощ ущ ений в познавательной деятельности человека» 2. «И сследование особенностей восприятия» 3. «И сследование систем ы п редставлений инф орм ации» 4. «С войства внимания». 5. «И сследование особен н остей памяти». 6. «И сследование м ы ш ления», 7. «И сследование речи». 8. «С войства воображ ения». 9. «И сследование эм оциональной сферы». К онтрольны е работы 1. Т ест «П ознавательны е процессы». 2. Т ест «Л ичность и деятельность». 3. Т ест «Э м оции и воля». С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а о б у ч аю щ и х с я 1. П одбор игр и упраж н ен и й не развитие ощ ущ ений и восприятия м ладш его ш кольника 2. П одбор игр и упраж н ен и й не развитие вним ания м ладш его ш кольника. 3. П одготовка сообщ ений по темам: «И ндивидуальны е особенности пам яти», «Рациональны е прием ы запоминания». 4. П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие пам яти у детей м ладш его ш кольного возраста. 5. П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие м ы ш ления и р еч и м ладш его ш кольника. 6. П одготовка сообщ ений по темам: «В иды воображ ения: непроизвольное (пассивное): галлю цинации - слуховы е, зрительны е; грезы , сновидения»; «П роизвольное (активное): воссоздаю щ ее (репродуктивное), творческое (фантазия, мечта)» 7. П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие воображ ения м ладш его ш кольника 8. С оставление психологического портрета личности ребенка. 9. Заполнение табли ц ы «Э тапы деятельности». 10. П одготовка сообщ ений по темам: «О своение деятельности: знания», «О своение деятельности: ум ения», «О своение деятельности: навы ки», «О своение деятельности: привы чки»; «У словия ф орм ирования навыка». 11. К онспекты по темам: «В неш нее вы раж ение эмоций»; «Э м оциональны е состояния: настроение, аффект, страсть, стресс», «В олевы е качества личности» 12. П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие эм оционально-волевой сф еры детей м ладш его ш кольного возраста С о д ер ж ан и е уч еб н о го м а т е р и а л а 1 Т е м п е р а м е н т . П онятие о темперам енте. С войства темперам ента. Ф и зиологические основы тем перам ента. У чет тем перам ентов детей м ладш его ш кольного возраста в учебно-восп и тательн ой работе. 2. Х а р а к т е р . П онятие о характере и его ф изиологическая основа. С труктура характера. В заим освязь характера с другим и сторонам и личности. Ф акторы , влияю щ ие н а форм ирование и развитие характера. Ф орм ирование характера у м ладш их ш кольников. 3. С п особ н ости . П онятие о способностях. П риродны е предпосы лки развития способностей. О бщ ая структура способностей. Д иагностика сп особностей и задачи проф ессиональной ориентации. 15 2 1 1 2 2 2 2 2 1 4 2 1 1 23 2 2 2 1 2 1 2 3 2 2 2 2 12 3 3 3 9 4. О сновы психол оги и твор ч ества П роблем а творческого м ы ш ления в п сихологии и педагогике. Сущ ность креативности. О собенности р азви ти я творческого м ы ш ления в м ладш ем ш кольном возрасте. Д етская одарённость и ш кольное обучение. Л ичностны е ф акторы в становлении одарённости м ладш их ш кольников и подростков П р актич еские занятия i. «И сследование ти п а и свойств тем перам ента» 2 «И сследование характера» 3 «И сследование способностей» К онтрол ьная работа 1. «И ндивидуально-психологические особенности человека» С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся 1. П одготовка сообщ ений по темам: «П сихологические характеристики тем перам ента «сангвиник», «П сихологические характеристики тем перам ента «холерик», «П сихологические характеристики тем п ерам ен та «меланхолик», «П сихологические характеристики тем п ерам ен та «ф легм атик» 2. Т ворческая работа по тем е «Роль учи теля в разви ти и сп особностей учащ и хся начальны х классов». 3. П одготовка сообщ ений «У словия разви ти я сп особн остей у детей м ладш его ш кольного возраста». 4. С оставление реком ендаций по учету и н дивидуально-типологических особенностей детей в педагогическом процессе. О бобщ аю щ ее занятие по Р азделу 1 «О бщ ая п си хологи я» Р аздел 2. В озрастная психология Т ем а 2.1. Т еоретические вопросы возрастной психологии С одерж ание учебного м атери ала 1. С тановление и соврем енн ое состоян и е возрастн ой психологии В клад западны х психологов А. Бине, Ж. П иаж е, А. В аллона, Ст. Х олла, Дж. С елли в развитие возрастной психологии. В клад отечественны х п сихологов Л.С. В ы готского, С.Л. Р убинш тейна, А.Н, Л еонтьева, Д.Б. Эльконина, В.А. К рутецкого в развитие возрастной психологии. Связь возрастной п сихологии с други м и науками. П редмет, задачи и структура возрастной психологии. О сновны е понятия возрастной психологии. М етоды возрастн ой п сихологии. Х арактеристика основны х м етодов исследования в возрастной психологии; прим енение их практической деятельности педагога. 2. И сточники, зак он ом ерн ости и дви ж ущ ие си лы р азви ти я Законом ерности психического развития человека, личности и индивидуальности. И сточн и ки и движ ущ ие силы психического развития. О сновны е законом ерности психического развития. В лияние эволю ционны х, револю ционны х и ситуационны х изм енений н а развитие личности. К лассиф икация м етодов психологического и сследования по Б. Г. А наньеву. 3. П роблем ы пси хологи и возрастного развития П ять основны х проблем психологии возрастного развития. К атегории возраста в психологии. Р оль биологических, социальны х ф акторов и собственной активности реб ен ка в психическом развитии. 4. П сихоаналитич еск ая кон ц еп ц и я З. Ф рейда. П ери оди зац и я пси хосек суальн ого р азви ти я З. Ф рейда Э тологическая теория К. Л оренца, психоаналитическая теори я З. Ф рей да - ф азы бесполого, нейтрального, двуполого, полового детства. Ф иксация разви ти я в определенной фазе, их поведенческие проявления. 5. Э пигенетическ ая кон ц еп ц и я Э. Э риксона П сихосоциальная теори я Э. Э риксона - понятие «идентичности» как р езультата идентификации. Две линии развития ребенка. Э пигенетическая схем а разви ти я личности. 6. К огнитивная кон ц еп ц и я Ж . П иаж е 3 3 1 1 1 1 1 10 2 3 3 2 2 А уд.\сам . 50/23 18 2 2 2 3 2 2 10 Т еория когнитивного развития Ж. П иаж е - п арам етры интеллекта, структура, ф ункции и содерж ание. А даптация как проявление интеллектуальны х способностей. П онятие эгоцентризм а в мыш лении. П ериодизация развития интеллекта у ребенка, концепция м орального развития Ж. П иаж е.________________________________________________________________________ 7. Т еория ф орм и рован и я м оральн ого сознания Л . К олберга П онятие нравственного р еали зм а и нравственного релятивизм а. Т еория становления м орального сознания по Л. К олбергу - три уровня развития морали.______________________________________________________________________________________________ 8. Д е я т е л ь н о с т н а я т е о р и я А. Н . Л е о н т ь е в а . В о з р а с т н а я п е р и о д и за ц и я Д. Б . Э л ь к о н и н а Д еятельностная теория А.Н. Л еон тьева и Д.Б. Э льконина - деятельность, действие, операция. С труктурная и психологическая м одель деятельн ости по А.Н. Леонтьеву. П онятие «ведущ ая деятельность», д в а основны х ти п а деятельности. 9. К у л ь т у р н о -и с т о р и ч е с к а я к о н ц е п ц и я Л . С. В ы го т с к о го О снование и схем ы периодизации психического р азви ти я в онтогенезе. К ультурно-историческая концепция Л.С. В ы готского - основны е полож ения концепции. Закон разви ти я вы сш и х п сихических функций. Д иалектическая взаим освязь процессов развития и обучения. П онятие «зоны ближ айш его развития». О пределение и структура возрастны х кризисов___________________________________________________________________________________________________________________ К онтрольны е работы 1. «П сихология возрастного развития» 2. «В озрастны е периодизации» С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а о б у ч аю щ и х с я: Т е м а 2.2 Р азви ти е субъективности человека в о н то ген езе 2 2 1 2 1 1 12 П одготовить сообщ ение «В клад отечественны х и зарубеж ны х у чен ы х в становление и развитие возрастной психологии» 2 С оставить схем у м етодов психологии (по Б. Г. А наньеву) 2 С оставить таблицу: «С равнительны й анализ концепций возрастного развития» 4 С оставить сравнительную таблицу различны х подходов к периодизации Н азвание, автор периодизации возрастного развития «Д ош кольны й (м ладш ий ш кольны й, подростковы й) возраст с точки зрения возрастного развития» по образцу: П роявления особенностей П ери од (стадия), соответствую щ ая дош кольном у психического разви ти я в поведении, деятельности (младш ем у ш кольному, подростковом у) возрасту 4 С оде р ж ан и е уч еб н о го м а т е р и а л а 1. П е р и н а т а л ь н о е р а з в и т и е р еб ён к а. Н о в о р о ж д ён н о с ть . М л а д е н ч е с т в о П онятие перинатального развития. В лияние перинатального оп ы та на развитие психики ребенка. Н оворож денность: врож денны е ф орм ы психики и поведения. П онятие кризиса новорож денности, «комплекс ож ивления». М ладенчество: сенсом оторное развитие м ладенца, эм оционально-личностное общ ение как ведущ ий вид деятельности. П редпосы лки и динам ика речевого развития. К ризис первого года жизни. 2. Р а н н е е д етство . Раннее детство: прям охож дение и предм етная деятельность, речевое общ ение, си м волизм и начальны е ф орм ы игровой деятельности, развитие наглядно-действенного м ы ш ления, начальны е ф орм ы самосознания. К ризис тр ех лет. 3. Д о ш к о л ь н ы й в о зр а с т С оциальная ситуация развития. Н овообразования. Развитие психических ф ункций детей дош кольного возраста. О собенности восприятии, памяти, вним ания, м ы ш ления, воображ ения, речи. Развитие психических процессов. О собенности разви ти я эм оционально-личностной сф еры , развитие самосознания, 28 2 2 2 11 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. половой идентификации. О собенности общ ен и я детей в дош кол ьн ом возрасте К онцепция генезиса общ ения М .И. Лисиной, теори я социализации ребен ка Л.И. Б ож ови ч и А.В. П етровского, психоф изиологическая концепция П.П. Б лонского и др. П роявление половы х и индивидуальны х различий и и х у чет в организации деятельности и общ ения. А вторитет педагога. О тнош ения со сверстникам и. М оти вац и я общ ения. О собенности д р уж ески х связей. Д ети с трудностям и в общ ении. И гр а как ф актор р азвития в дош кол ьн ом возрасте И гра как ведущ ая деятельность в дош кольном возрасте, роль сю ж етно-ролевой игры в ф орм ировании личностны х и познавательны х качеств дош кольника. В заим оотнош ение детей в игре. Д ругие виды деятельн ости дош кольника: продуктивная, учебная, игровая. О собенности разви ти я познавательны х процессов в дош кольном возрасте. Развитие сю ж етно-ролевой игры. И гры с правилами. И гры -грезы . И гра и психическое развитие ребенка. О бучение и воспитание в игре Г отовность р ебён к а к ш коле К ризис 6-7 лет. Ф еном ен «потери непосредственности» по Л.С. В ы готском у. Ш кольная зрелость. П сихологическая готовность к обучению в школе. М етоды определения ш кольной зрелости. Ц ель ди агностической работы по определению готовности ребен ка к ш коле. А дап тац и я к ш коле П онятие ш кольной адаптации. А даптированность. У ровни адаптации к ш коле. П онятие дезадаптации и ее признаки на ф изиологическом и психологическом уровнях. П ри чи н ы и проф илактика дезадаптации. О собен н ости адап тац и и ребенка к ш коле при переходе в среднее звено. О собенности п озн авательн ой сф еры в м ладш ем ш кольном возрасте Развитие психических ф ункций м ладш его ш кольника. Н ачало развития произвольности и опосредованности познавательны х процессов. Развитие вним ания и вним ательности. О собенности восприятия при ем ы развития наблю дательности. П ам ять м ладш его ш кольника. Развитие прием ов логического запом инания и воспроизведения. Развитие м ы ш лен и я и ф орм ирование ум ствен н ы х дей стви й в м ладш ем ш кольном возрасте. В нутренний п лан дей стви й как новообразование возраста. Д инам ика и этапы речевого развития. В озрастн ая ди н ам и ка воображ ения. О собенности ли ч н остн ой сф еры в м ладш ем ш кол ьн ом возрасте О собенности эм оциональной сф еры м ладш его ш кольника. У силение волевой регуляц и и деятельн ости и поведения по м ере взросления. Ф орм ирование реф лексивного сознания, произвольности, сам остоятельности, п озиции учащ егося как личностны х новообразований. С тановление характера, ф орм ирование самосознания, сам ооценки, чувства компетентности. В лияние ш кольной оц ен ки на сам ооценку и статус ребенка в группе. В озрастны е особенности: откры тость, доверительность, послуш ание, реактивность, исполнительность и т.п. П сихическое р азви ти е н а рубеж е м ладш его ш кольного и п одростк ового возрастов Развитие м отивов поведения, общ ения и учения. Значение м отивации в достиж ении успеха. С тановление мировоззрения, ценностны х ориентаций. Готовность к обучению в средней ш коле. С оциальная ситуация развития; внутренняя позиция ш кольника; О сновны е п роблем ы переходного периода. П одростковы й возраст: анатом о-ф и зи ологи ч еск ая п ер естр ой к а ор ган и зм а и ее отраж ен и е в п си хологи ческ и х особенностях подростк а С оциальная ситуация развития в подростковом возрасте. Ф еном енология кризиса отрочества. «Чувство взрослости» по Д.Б. Эльконину. П отребность в самоутверж дении. У становление новы х форм взаим оотнош ений с взрослы м и и сверстникам и. О собенности м еж личностны х отнош ений: полоролевое поведение, реакци я эмансипации. П ознавател ьны е и ли ч н остн ы е особен н ости подростков К ачественны е изм енения в познавательной сф ере подростка. С пециф ические особенности м ы ш ления, памяти, внимания. С ензитивность возраста дл я разви ти я волевы х качеств. О бщ ение как в едущ и й ти п деятел ьн ости в п одростк овом 2 2 2 2 2 2 1 2 2 12 13. 14. в о зр а с т е . П роблем а лидерства. А кцентуации характера. О собенности общ ения и группового поведения в подростковом возрасте. Н еправильны е дей стви я педагогов и родителей как при чи н а сры вов и н аруш ений в п оведении подростка._______ Т и п и ч н ы е т р у д н о с т и в у ч е н и и в м л а д ш е м ш к о л ь н о м и п о д р о с т к о в о м в о зр а с т а х П ричины возникновения у ш кольников отрицательного отнош ения к учебн ой деятельности. Ф орм ирование устойчивой полож ительной м отивации к учебн ой деятельности. Р оль учи теля в ф орм ировании м отивации обучения. Н есф орм ированность рациональны х прием ов и сп особов у м ствен н ой работы. П роблем ы саморегуляции. П одростки с утилитарной м оралью разви ти я волевой сферы. Э м оциональная нестабильность. И м пульсивность поведения. «С лабость целей» (Л.С. В ы готский). А грессивность, грубость. У прямство, негативизм . Тревож ность, н еуверенность в себе. Лень. Ложь. Бегство в воображ аем ы й мир. В оровство. Х улиганство, аддиктивное поведение.___________________________________ О б о б щ аю щ ее з а н я т и е по Р азд ел у 2 « В о з р а с т н а я п с и х о л о г и я » К онтрольны е работы 1. «П сихическое развитие детей м ладш его ш кольного возраста» 2. «П сихические особенности детей разн ы х возрастны х групп» С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а о б у ч аю щ и х с я 1 П одготовить сообщ ение по вы бору н а тему: «Т еория социализации ребен ка М .И. Л исиной», «Т еория социализации ребенка Л. И. Б ож ович»__________________________________________________________________________________________________ 2 П одготовить кон сп ект н а выбор: «И нтеллектуальная готовность к ш коле», «М отивационная готовность к ш коле», «С оциальная готовность к ш коле» 3 С оставить кластер (схему) «П сихическое развитие ребенка» 5 П одготовить сообщ ение (по выбору): «Д евиантное поведение подростков. В и ды девиаций», «П роф илактика девиантного поведения в подростковом возрасте»______________________________________________________________________________________ С оставить реком ендации по взаим одействию взрослы х (родителей, педагогов) с ребенком , проявляю щ им признаки Кризис П роявления 3 2 2 1 1 11 2 2 2 2 3 Р еком ендации по взаим одействию с ребенком Р одителям П едагогам К ризис 1 года К ризис 3 лет К ризис 7 лет П одростковы й кризис Р а зд е л 3. П едагоги ческая п сихология Т е м а 3.1 П сихология о б у ч аю щ и х с я А уд.\сам . 16\11 С оде р ж ан и е уч еб н о го м а т е р и а л а 1. П е д а г о г и ч е с к а я п с и х о л о ги я : с т а н о в л е н и е и со в р ем ен н о е со с то я н и е Связь педагогической п сихологии с другим и науками. О бъект, предмет, задачи и структура п едагогической психологии. И стория становления п едагогической психологии. О сновны е пон яти я педагогической психологии. Х арактери сти ка основны х м етодов и сследования в п едагогической психологии и их прим енение в практической деятельности педагога. В клад отечественны х и зарубеж ны х у чен ы х в становление и развитие педагогической психологии. 2. У ч е б н а я д е я т е л ь н о с т ь и и н д и в и д у а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к и е о со б ен н о сти д етей Законом ерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса. О бучение как общ ественно-историческое явление и как психологический процесс. О собенности познавательн ой и учебной деятельности м ладш его ш кольника. П роцесс у своен и я знаний и его психологические компоненты. 6 2 2 13 3. Т ем а 3.2 П сихология педагогической деятел ьности Ф орм ирование учебн ы х у м ен и й и навыков. О собенности познавательной и учебн ой деятельности детей подросткового возраста. О бучаем ость и п роблем ы уп равлен и я п роцессом усвоен и я зн ан и й и ум ствен н ой деятельностью обучаю щ ихся. П сихотравм ирую щ ие ф акторы образовательного процесса. М отивация к учебной деятельн ости и её формирование. С пособности обуч аю щ и хся и их учет в обуч ен и и и воспитании. О собенности разви ти я творческого м ы ш ления в м ладш ем ш кольном возрасте. Д етская одарённость и ш кольное обучение. Л ичностны е ф акторы в становлении одарённости м ладш их ш кольников и подростков. 2 С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся 1. Разработать реком ендации педагогу по учету и н дивидуально-психологических особенностей обучаю щ ихся (характер, тем перам ент, способности) в обучении и воспитании 2. П одготовить сообщ ение (на выбор): «П рием ы повы ш ения интереса к уроку (занятию ), «П рием ы , активизирую щ ие м ы ш ление на уроке (занятии»), «П рием ы у правления вним анием н а уроке (занятии)», «М нем онические приём ы запоминания» С оде ржание учебного м атери ала 1. П едагог как субъект педагоги ческой деятельн ости П сихология тр у д а педагога. П сихология личности педагога. П редпосы лки и п ротивопоказания к занятию педагогической деятельностью . П роф ессиональное мастерство. Р азвитие проф ессионального м астерства педагога. И м и д ж и культура педагога. Л ичностны е качества п едагога в структуре субъекта п едагогической деятельности. 2. П едагогич еск ая деятельность П едагогическая деятельность: формы, характеристики, содерж ание. М отивация педагогической деятельности. О сновны е ф ункции педагогической деятельности. П едагогические ум ения. С тили п едагогической деятельности П едагогические способности. 3. П сихологич еск и й анализ урока (занятия) в деятел ьн ости п едагога П сихологический анализ у р о к а (занятия) в деятельности педагога. У ровни (этапы ) психологического ан али за урока (занятия). С хем а психологического ан али за ур о ка (занятия). 4. В заим одействи е участн и к ов образовательн ого процесса О бщ ая характеристика взаимодействия. У чебно-педагогическое сотрудничество. В лияние сотрудничества на учебную деятельность. П едагогическое общ ение как ф орм а взаимодействия. С тили педагогического общ ения. Б арьеры в педагогическом общ ении и учебно-п едагоги ческой деятельности. О сновны е области затруднения в педагогическом взаимодействии. К онф ликты в образовательном процессе. С пособы п роф илактики и разреш ения конф ликтны х ситуаций в образовательном процессе 4 2 5. 2 О бобщ аю щ ее занятие по Р азделу 3 «П едагоги ческ ая пси хол оги я» К онтрол ьны е работы 1. «О сновы педагогической психологии» С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся: 1 С ам оанализ «М ои личностны е качества и способности как будущ его педагога» 2. П исьм енны й психологический анализ у р о ка (занятия) В сего н а Р азделы возрастной и педагоги ческой психологии 2 9 2 2 2 3 1 1 7 4 3 102 (68+34) 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия стандартного кабинета. Оборудование учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование, компьютер с выходом в интернет. Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Макарова, И. В. Общая психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва: Юрайт, 2020. — 185 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.rU/viewer/obschaya-psihologiya-451116#page/1 Дополнительные источники: 1. Белякова, Е. Г. Психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Г. Белякова. — Москва: Юрайт, 2020. — 263 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-452247#page/1 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва: Юрайт, 2020. — 359 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/vozrastnaya-i-pedagogicheskayapsihologiya-452619#page/4 3. Дубровина И.В. Психология: учеб. для студентов пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. Москва: Академия, 2011. - 464 с. 4. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 480 с. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/psihologiya-413846#page/1 5. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 524 с. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/obschayapsihologiya-455567#page/1 6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 274 с. — Текст: 15 электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/obschayapsihologiya-i-psihologicheskiy-praktikum-452392#page/177 7. Иванников, В. А. Психология: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва: Юрайт, 2020. — 480 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-451094#page/1 8. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва: Юрайт, 2020. — 291 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-detey-mladshego-shkolnogovozrasta-453482#page/1 9. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова; под общей редакцией Т. В. Скляровой. — Москва: Юрайт, 2020. — 235 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/obschaya-vozrastnaya-i-pedagogicheskaya-psihologiya456277#page/5 10. Педагогическая психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.]; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва: Юрайт, 2019. — 493 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/viewer/pedagogicheskaya-psihologiya444564#page/1 Электронные ресурсы: 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: сайт. - URL: http://school-collection.edu.ru 2. Научная педагогическая электронная библиотека: сайт НПБ им. К.Д. Ушинского. - URL: http://elib.gnpbu.ru (дата обращения: 15.05.2020) 3. Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru 4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. URL: http://fcior.edu.ru 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 1). Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных достижений_____________________________ Процент Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений результативности (правильных ответов) вербальный аналог балл (отметка) 91-100% 5 отлично 71-90% 4 хорошо 51-70% 3 удовлетворительно 2 менее 50% неудовлетворительно Формируемые профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания по психологии при решении педагогических задач; выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; основы психологии личности; закономерности психического развития Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Решение проблемных задач и ситуаций по всем разделам психологии. Оценка практических работ в разделе «Общая психология» Контрольные работы. 17 профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; возрастную периодизацию; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте групповую динамику; понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; основы психологии творчества 18 обучающихся (воспитанников). ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и 19 образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей._____ 20