ОПД 02 Психология

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно - программная документация

**
СК-УПД-РП-2.5.-23

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» по
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«________________________»
Протокол №______
« »
2023 г.
подпись

П одпись

И .О .Ф ам илия

Протокол № _______ от
« »
2023 г.

И .О .Ф ам илия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 02. Психология

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

17

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения рабочей программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована при разработке
программ учебной дисциплины Психология по специальностям 44.02.02
Преподавание в начальных классах,
44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании,; составлении программ повышения квалификации
учителей начальных классов.
Данная рабочая программа учебной дисциплины Психология может быть
реализована с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций,
выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа
в системе электронного обучения Moodle.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Психология относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и
является обязательной частью основной профессиональной образовательной
программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и
практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека
как
субъекта
образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности
обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном
возрасте
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции
школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества
Представленные умения и знания направлены на формирование общих
и профессиональных компетенций:

4

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления
ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на
занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в
том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
интерактивные технологии и инновационные методы обучения: работа в малых
5

группах, мозговой штурм, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), технология
развития
критического
мышления,
метод
проектов,
дистанционные
образовательные технологии.
Программа учебной дисциплины включает самостоятельную работу:
составление схемы, заполнение сравнительной таблицы, подготовку сообщений,
подбор игр и упражнений, написание эссе, составление конспектов, написание
творческой работы, разработку рекомендаций, подготовка самоанализа,
письменный психологический анализ занятия и др.
Часть
компонентов учебной дисциплины реализуется в
форме
практической подготовки. Образовательная деятельность в форме практической
подготовки организуется при изучении учебной дисциплины путем проведения
практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных
элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем
непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
1.4.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа, из них
в форме практической подготовки19 часов;
самостоятельной работы обучающегося 71 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

О бъем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

213

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация - в форме экзамена

142
19
12
71

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ
(прием 2017года и далее)

Н аим енование
разделов и тем
1
Р аздел 1
О бщ ая психология
Т ем а 1.1.
О собенности
психол огии как
науки. Е ё связь с
педагогической
н аук ой и практикой

Т ем а 1.2.
О сновы психологии
лич ности

С одерж ание учебн ого м атери ала, л абор атор н ы е работы и п рак ти ч еск и е занятия, сам остоятел ьн ая р абота
обучаю щ и хся
2

С одерж ание учебного м атери ал а
1.
П редм ет психологии. И стори я психологии. С вязь пси хологи и с педагоги чески м и наукам и
П сихология как наука. П редм ет психологии, ее значение и задачи. Связь психологии с други м и областям и знаний.
П реды стория научн ой психологии. В озникновение н аучной психологии: структурализм , функционализм , интроспекция.
О сновны е направления западной психологии: бихевиоризм , психоанализ, геш тальтпсихология, когнитивная психология,
гум анистическая п сихология П сихология теорети ческая и практическая.
2.
К л ассиф икаци я м етодов пси хологи ческ ого исследования.
М етодология, м етодика, метод. П онятие о м етоде как способе познания изучаем ой реальности. Требования,
предъявляем ы е к м етодам психологического исследования. К лассиф икация м етодов по Б.Г. Ананьеву.
Х арактеристика м етодов наблю дение и сам онаблю дения, эксп ерим ента (виды эксперим ента), стратегии психологического
исследования, характеристика п сиходиагностических методов: психологических тестов (виды тестов), м етода анализа
продуктов деятельности, анкетирования, беседы , интервью .
3.
П онятие о психи к е и её эволю ция. С ознание человека.
П о н я т и е о п с и х и к е и е ё э в о л ю ц и я . П онятие «психика». Э волю ция п сихики ж ивотны х.
С о з н а н и е ч е л о в е к а . С ознание как вы сш ая ф орм а психики. Ф ункции сознания. П сихологическая структура сознания.
Развитие сознания, сам осознания как результата самопознания. С пециф ика бессознательного, его структура.
П р актич еское занятие
1.
«М етоды психологии»
К онтрол ьная работа
1.
К онтрольная раб о та «П сихология как наука»

О бъем часов
3
А уд.\сам .
74\37
8
2

3

3

1
1
1
1

С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся
1.
С оставление схем ы «О трасли психологии».
2.
Заполнение сравнительной табли ц ы «М етоды психологического исследования. Д остоинства и недостатки».
3.
П одготовка сообщ ений по темам: «И спользование м етода наблю дения за детьм и м ладш его ш кольного возраста»,
«И спользование м етода беседы в начальной ш коле», «О собенности анализа продуктов деятельности», «О собенности
тестирования».
С одерж ание учебного м атери ал а

27

1.

2

2.

О щ ущ ение как начальная ступень познания.
П онятие об ощ ущ ениях. Ф изиологические основы ощ ущ ений. В и ды ощ ущ ений: зрительны е, слуховы е, вибрационны е,
обонятельны е, вкусовы е, кож ны е (тактильны е и тем пературны е), двигательны е (кинестезические), органические,
осязательны е, ощ ущ ения равновесия, болевы е ощ ущ ения. О сновны е законом ерности ощ ущ ений. В заим одействие и
развитие ощ ущ ений.
В осприятие и представление.

4
1
1
2

7

В о с п р и я т и е и п р е д с т а в л е н и е ( в о с п р и я т и я ) П онятие о восприятии. Ф изиологические основы восприятия. В иды

3

4

5

восприятия. О сновны е свой ства восприятия. Н аблю дение и наблю дательность. И ндивидуальны е особенности восприятия.
О собенности восприятия м ладш и х ш кольников.
В о с п р и я т и е и п р е д с т а в л е н и е ( п р е д с т а в л е н и е ) П онятие о представлении. Ф изиологические основы представлений.
В иды представлений. О сновны е свойства представлений. И ндивидуальны е особенности представлений.
В н и м ан и е .
П онятие о внимании. Ф изиологические основы вним ания. В ним ание и личность. В и ды внимания: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное и и х сравнительная характеристика. О сновны е свойства вним ания: сосредоточенность,
устойчивость, объем, распределение вним ания, переклю чение, избирательность. Рассеянность и её виды
П ам ять.
П онятие о памяти. Ф изиологические основы пам яти. А ссоциации, виды ассоциаций: по см еж ности, по сходству, по
контрасту. В иды памяти:
- словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная;
- произвольная и непроизвольная;
- кратковрем енная, долговрем ен н ая и оперативная.
П роцессы памяти: запом инание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забы вание (расстройства памяти).
К ачества памяти: бы строта запоминания, прочность сохранения, точность пам яти, готовность памяти. Т ипы памяти:
зрительны й, слуховой, двигательны й; см еш анны е типы. И ндивидуальны е особенности памяти. Рациональны е прием ы
запоминания. Развитие п ам яти м ладш их ш кольников.
М ы ш л е н и е к а к в ы с ш а я ст у п ен ь п о зн а н и я .
М ы ш л е н и е к а к вы сш а я ст у п ен ь п о зн а н и я (п о н я т и е, ф орм ы , м ы с л и т е л ь н ы е о п ер а ц и и )

2

2
2

2

2

П онятие о м ы ш лении и его ф изиологические основы. М ы слительны е операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция,
обобщ ение и конкретизация. Реш ение м ы слительны х задач. Ф орм ы мы ш ления: понятие; суж дение (рассуж дение) истинны е, лож ны е, предполож ительны е; ум озаклю чение - индукция и дедукция.
М ы ш л е н и е к а к в ы с ш а я с т у п е н ь п о з н а н и я (к а ч е с т в а у м а , и н т е л л е к т ))

6

7

8

9

21.

К ачества ума: сам остоятельность, ш ирота, глубина, бы строта, гибкость, критичность. П онятие интеллекта.
Р ечь.
П онятие о речи. Ф изиологические основы речи. В и д ы речи: внутренняя и внеш няя; устная: м онологическая и
диалогическая; письм енная; аф фективная; эгоцентрическая и и х характеристика. Значение и ф ункции речи. Связь р еч и и
м ыш ления. Развитие реч и у детей м ладш его ш кольного возраста.
В ооб раж ен и е.
П онятие о воображ ении. Ф изиологические основы воображ ения. Значение воображ ения в деятельности человека. В и ды
воображ ения. П сихологические м еханизм ы воображ ения: ком бинирование (его частн ы й случай - агглю тинация),
акцентирование (схематизация, гиперболизация, типизация, утрирование).
Л ичность.
Л и ч н о с т ь . Л ичность, субъект, индивид, индивидуальность. С труктура личности (по К.К. П латонову, К.К. Ковалеву, С.Л.
Рубинш тейну).
Л и ч н о с т ь ( ф а к т о р ы ф о р м и р о в а н и я и р а з в и т и я л и ч н о с т и ) . Н аправленность личности. «Л ичность и социальны е роли.
С амосознание личности. Я -концепция
Д еятельн ость.
Д е я т е л ь н о с т ь ( О б щ е е п о н я т и е о д е я т е л ь н о с т и ) . С труктура индивидуальной деятельности: потребности, м отивы,
цели, действия, контроль, оценка. В неш няя и внутренняя деятельность.
Д е я т е л ь н о с т ь ( О с н о в н ы е в и д ы д е я т е л ь н о с т и ) О бщ ение, игра, труд, учение.
Э м о ц и о н а л ь н о -в о л е в а я с ф е р а л и ч н о с т и .

2
2

2

2
2

2
1
2

8

Т е м а 1.3.
И ндивидуально­
п сихологические
осо б ен н о сти
человека

О бщ ая характеристика эм оций и чувств. Значение и ф ункции эм оций и чувств. П олож ительны е и отрицательны е,
стенические и астенические эмоции. Э м оциональны е состояния. В ы сш и е чувства. О бщ ая характеристика воли.
Ф изиологические основы волевы х действий. Значение и ф ункции воли. М отивация и волевая активность. Ступени
волевого действия. В олевы е качества личности. Р азвитие и воспитание воли у детей м ладш его ш кольного возраста.
П ракти чески е зан яти я
1.
«И сследование р оли ощ ущ ений в познавательной деятельности человека»
2.
«И сследование особенностей восприятия»
3.
«И сследование систем ы п редставлений инф орм ации»
4.
«С войства внимания».
5.
«И сследование особен н остей памяти».
6.
«И сследование м ы ш ления»,
7.
«И сследование речи».
8.
«С войства воображ ения».
9.
«И сследование эм оциональной сферы».
К онтрольны е работы
1.
Т ест «П ознавательны е процессы».
2.
Т ест «Л ичность и деятельность».
3.
Т ест «Э м оции и воля».
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а о б у ч аю щ и х с я
1.
П одбор игр и упраж н ен и й не развитие ощ ущ ений и восприятия м ладш его ш кольника
2.
П одбор игр и упраж н ен и й не развитие вним ания м ладш его ш кольника.
3.
П одготовка сообщ ений по темам: «И ндивидуальны е особенности пам яти», «Рациональны е прием ы запоминания».
4.
П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие пам яти у детей м ладш его ш кольного возраста.
5.
П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие м ы ш ления и р еч и м ладш его ш кольника.
6.
П одготовка сообщ ений по темам: «В иды воображ ения: непроизвольное (пассивное): галлю цинации - слуховы е,
зрительны е; грезы , сновидения»; «П роизвольное (активное): воссоздаю щ ее (репродуктивное), творческое (фантазия,
мечта)»
7.
П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие воображ ения м ладш его ш кольника
8.
С оставление психологического портрета личности ребенка.
9.
Заполнение табли ц ы «Э тапы деятельности».
10. П одготовка сообщ ений по темам: «О своение деятельности: знания», «О своение деятельности: ум ения», «О своение
деятельности: навы ки», «О своение деятельности: привы чки»; «У словия ф орм ирования навыка».
11.
К онспекты по темам: «В неш нее вы раж ение эмоций»; «Э м оциональны е состояния: настроение, аффект, страсть, стресс»,
«В олевы е качества личности»
12. П одбор игр и упраж н ен и й н а развитие эм оционально-волевой сф еры детей м ладш его ш кольного возраста
С о д ер ж ан и е уч еб н о го м а т е р и а л а
1
Т е м п е р а м е н т . П онятие о темперам енте. С войства темперам ента. Ф и зиологические основы тем перам ента. У чет
тем перам ентов детей м ладш его ш кольного возраста в учебно-восп и тательн ой работе.
2.
Х а р а к т е р . П онятие о характере и его ф изиологическая основа. С труктура характера. В заим освязь характера с другим и
сторонам и личности. Ф акторы , влияю щ ие н а форм ирование и развитие характера. Ф орм ирование характера у м ладш их
ш кольников.
3.
С п особ н ости . П онятие о способностях. П риродны е предпосы лки развития способностей. О бщ ая структура способностей.
Д иагностика сп особностей и задачи проф ессиональной ориентации.

15
2
1
1
2
2
2
2
2
1
4
2
1
1
23
2
2
2
1
2
1

2
3
2
2
2
2
12
3
3

3

9

4.

О сновы психол оги и твор ч ества П роблем а творческого м ы ш ления в п сихологии и педагогике. Сущ ность креативности.
О собенности р азви ти я творческого м ы ш ления в м ладш ем ш кольном возрасте. Д етская одарённость и ш кольное обучение.
Л ичностны е ф акторы в становлении одарённости м ладш их ш кольников и подростков
П р актич еские занятия
i.
«И сследование ти п а и свойств тем перам ента»
2
«И сследование характера»
3
«И сследование способностей»
К онтрол ьная работа
1.
«И ндивидуально-психологические особенности человека»
С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся
1.
П одготовка сообщ ений по темам: «П сихологические характеристики тем перам ента «сангвиник», «П сихологические
характеристики
тем перам ента
«холерик»,
«П сихологические
характеристики
тем п ерам ен та
«меланхолик»,
«П сихологические характеристики тем п ерам ен та «ф легм атик»
2.
Т ворческая работа по тем е «Роль учи теля в разви ти и сп особностей учащ и хся начальны х классов».
3.
П одготовка сообщ ений «У словия разви ти я сп особн остей у детей м ладш его ш кольного возраста».
4.
С оставление реком ендаций по учету и н дивидуально-типологических особенностей детей в педагогическом процессе.
О бобщ аю щ ее занятие по Р азделу 1 «О бщ ая п си хологи я»

Р аздел 2. В озрастная
психология
Т ем а 2.1.
Т еоретические
вопросы возрастной
психологии

С одерж ание учебного м атери ала
1.
С тановление и соврем енн ое состоян и е возрастн ой психологии
В клад западны х психологов А. Бине, Ж. П иаж е, А. В аллона, Ст. Х олла, Дж. С елли в развитие возрастной психологии.
В клад отечественны х п сихологов Л.С. В ы готского, С.Л. Р убинш тейна, А.Н, Л еонтьева, Д.Б. Эльконина, В.А. К рутецкого в
развитие возрастной психологии. Связь возрастной п сихологии с други м и науками. П редмет, задачи и структура
возрастной психологии. О сновны е понятия возрастной психологии. М етоды возрастн ой п сихологии. Х арактеристика
основны х м етодов исследования в возрастной психологии; прим енение их практической деятельности педагога.
2.
И сточники, зак он ом ерн ости и дви ж ущ ие си лы р азви ти я
Законом ерности психического развития человека, личности и индивидуальности. И сточн и ки и движ ущ ие силы
психического развития. О сновны е законом ерности психического развития. В лияние эволю ционны х, револю ционны х и
ситуационны х изм енений н а развитие личности. К лассиф икация м етодов психологического и сследования по Б. Г.
А наньеву.
3.
П роблем ы пси хологи и возрастного развития
П ять основны х проблем психологии возрастного развития. К атегории возраста в психологии. Р оль биологических,
социальны х ф акторов и собственной активности реб ен ка в психическом развитии.
4.
П сихоаналитич еск ая кон ц еп ц и я З. Ф рейда. П ери оди зац и я пси хосек суальн ого р азви ти я З. Ф рейда
Э тологическая теория К. Л оренца, психоаналитическая теори я З. Ф рей да - ф азы бесполого, нейтрального, двуполого,
полового детства. Ф иксация разви ти я в определенной фазе, их поведенческие проявления.
5.
Э пигенетическ ая кон ц еп ц и я Э. Э риксона
П сихосоциальная теори я Э. Э риксона - понятие «идентичности» как р езультата идентификации. Две линии развития
ребенка. Э пигенетическая схем а разви ти я личности.
6.
К огнитивная кон ц еп ц и я Ж . П иаж е

3

3
1
1
1
1
1
10
2

3
3
2
2

А уд.\сам .
50/23
18
2

2

2

3

2

2

10

Т еория когнитивного развития Ж. П иаж е - п арам етры интеллекта, структура, ф ункции и содерж ание. А даптация как
проявление интеллектуальны х способностей. П онятие эгоцентризм а в мыш лении. П ериодизация развития интеллекта у
ребенка, концепция м орального развития Ж. П иаж е.________________________________________________________________________
7.
Т еория ф орм и рован и я м оральн ого сознания Л . К олберга
П онятие нравственного р еали зм а и нравственного релятивизм а. Т еория становления м орального сознания по Л. К олбергу
- три уровня развития морали.______________________________________________________________________________________________
8.
Д е я т е л ь н о с т н а я т е о р и я А. Н . Л е о н т ь е в а . В о з р а с т н а я п е р и о д и за ц и я Д. Б . Э л ь к о н и н а
Д еятельностная теория А.Н. Л еон тьева и Д.Б. Э льконина - деятельность, действие, операция. С труктурная и
психологическая м одель деятельн ости по А.Н. Леонтьеву. П онятие «ведущ ая деятельность», д в а основны х ти п а
деятельности.
9.
К у л ь т у р н о -и с т о р и ч е с к а я к о н ц е п ц и я Л . С. В ы го т с к о го
О снование и схем ы периодизации психического р азви ти я в онтогенезе. К ультурно-историческая концепция Л.С.
В ы готского - основны е полож ения концепции. Закон разви ти я вы сш и х п сихических функций. Д иалектическая
взаим освязь процессов развития и обучения. П онятие «зоны ближ айш его развития». О пределение и структура возрастны х
кризисов___________________________________________________________________________________________________________________
К онтрольны е работы
1.
«П сихология возрастного развития»
2.
«В озрастны е периодизации»
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а о б у ч аю щ и х с я:

Т е м а 2.2
Р азви ти е
субъективности
человека в
о н то ген езе

2

2

1

2

1
1
12

П одготовить сообщ ение «В клад отечественны х и зарубеж ны х у чен ы х в становление и развитие возрастной психологии»

2

С оставить схем у м етодов психологии (по Б. Г. А наньеву)

2

С оставить таблицу: «С равнительны й анализ концепций возрастного развития»

4

С оставить сравнительную таблицу
различны х подходов к периодизации
Н азвание, автор периодизации
возрастного развития

«Д ош кольны й (м ладш ий ш кольны й, подростковы й) возраст с точки зрения
возрастного развития» по образцу:
П роявления особенностей
П ери од (стадия),
соответствую щ ая дош кольном у
психического разви ти я в
поведении, деятельности
(младш ем у ш кольному,
подростковом у) возрасту

4

С оде р ж ан и е уч еб н о го м а т е р и а л а
1.
П е р и н а т а л ь н о е р а з в и т и е р еб ён к а. Н о в о р о ж д ён н о с ть . М л а д е н ч е с т в о
П онятие перинатального развития. В лияние перинатального оп ы та на развитие психики ребенка. Н оворож денность:
врож денны е ф орм ы психики и поведения. П онятие кризиса новорож денности, «комплекс ож ивления». М ладенчество:
сенсом оторное развитие м ладенца, эм оционально-личностное общ ение как ведущ ий вид деятельности. П редпосы лки и
динам ика речевого развития. К ризис первого года жизни.
2.
Р а н н е е д етство .
Раннее детство: прям охож дение и предм етная деятельность, речевое общ ение, си м волизм и начальны е ф орм ы игровой
деятельности, развитие наглядно-действенного м ы ш ления, начальны е ф орм ы самосознания. К ризис тр ех лет.
3.
Д о ш к о л ь н ы й в о зр а с т
С оциальная ситуация развития. Н овообразования. Развитие психических ф ункций детей дош кольного возраста.
О собенности восприятии, памяти, вним ания, м ы ш ления, воображ ения, речи.
Развитие психических процессов. О собенности разви ти я эм оционально-личностной сф еры , развитие самосознания,

28
2

2

2

11

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

половой идентификации.
О собенности общ ен и я детей в дош кол ьн ом возрасте
К онцепция генезиса общ ения М .И. Лисиной, теори я социализации ребен ка Л.И. Б ож ови ч и А.В. П етровского,
психоф изиологическая концепция П.П. Б лонского и др. П роявление половы х и индивидуальны х различий и и х у чет в
организации деятельности и общ ения. А вторитет педагога. О тнош ения со сверстникам и. М оти вац и я общ ения.
О собенности д р уж ески х связей. Д ети с трудностям и в общ ении.
И гр а как ф актор р азвития в дош кол ьн ом возрасте
И гра как ведущ ая деятельность в дош кольном возрасте, роль сю ж етно-ролевой игры в ф орм ировании личностны х и
познавательны х качеств дош кольника. В заим оотнош ение детей в игре. Д ругие виды деятельн ости дош кольника:
продуктивная, учебная, игровая. О собенности разви ти я познавательны х процессов в дош кольном возрасте. Развитие
сю ж етно-ролевой игры. И гры с правилами. И гры -грезы . И гра и психическое развитие ребенка. О бучение и воспитание в
игре
Г отовность р ебён к а к ш коле
К ризис 6-7 лет. Ф еном ен «потери непосредственности» по Л.С. В ы готском у. Ш кольная зрелость. П сихологическая
готовность к обучению в школе. М етоды определения ш кольной зрелости. Ц ель ди агностической работы по
определению готовности ребен ка к ш коле.
А дап тац и я к ш коле
П онятие ш кольной адаптации. А даптированность. У ровни адаптации к ш коле. П онятие дезадаптации и ее признаки на
ф изиологическом и психологическом уровнях. П ри чи н ы и проф илактика дезадаптации. О собен н ости адап тац и и ребенка
к ш коле при переходе в среднее звено.
О собенности п озн авательн ой сф еры в м ладш ем ш кольном возрасте
Развитие психических ф ункций м ладш его ш кольника. Н ачало развития произвольности и опосредованности
познавательны х процессов. Развитие вним ания и вним ательности. О собенности восприятия при ем ы развития
наблю дательности. П ам ять м ладш его ш кольника. Развитие прием ов логического запом инания и воспроизведения.
Развитие м ы ш лен и я и ф орм ирование ум ствен н ы х дей стви й в м ладш ем ш кольном возрасте. В нутренний п лан дей стви й
как новообразование возраста. Д инам ика и этапы речевого развития. В озрастн ая ди н ам и ка воображ ения.
О собенности ли ч н остн ой сф еры в м ладш ем ш кол ьн ом возрасте
О собенности эм оциональной сф еры м ладш его ш кольника. У силение волевой регуляц и и деятельн ости и поведения по
м ере взросления. Ф орм ирование реф лексивного сознания, произвольности, сам остоятельности, п озиции учащ егося как
личностны х
новообразований.
С тановление
характера,
ф орм ирование
самосознания,
сам ооценки,
чувства
компетентности. В лияние ш кольной оц ен ки на сам ооценку и статус ребенка в группе. В озрастны е особенности:
откры тость, доверительность, послуш ание, реактивность, исполнительность и т.п.
П сихическое р азви ти е н а рубеж е м ладш его ш кольного и п одростк ового возрастов
Развитие м отивов поведения, общ ения и учения. Значение м отивации в достиж ении успеха. С тановление мировоззрения,
ценностны х ориентаций. Готовность к обучению в средней ш коле. С оциальная ситуация развития; внутренняя позиция
ш кольника; О сновны е п роблем ы переходного периода.
П одростковы й возраст: анатом о-ф и зи ологи ч еск ая п ер естр ой к а ор ган и зм а и ее отраж ен и е в п си хологи ческ и х
особенностях подростк а
С оциальная ситуация развития в подростковом возрасте. Ф еном енология кризиса отрочества. «Чувство взрослости» по
Д.Б. Эльконину. П отребность в самоутверж дении. У становление новы х форм взаим оотнош ений с взрослы м и и
сверстникам и. О собенности м еж личностны х отнош ений: полоролевое поведение, реакци я эмансипации.
П ознавател ьны е и ли ч н остн ы е особен н ости подростков
К ачественны е изм енения в познавательной сф ере подростка. С пециф ические особенности м ы ш ления, памяти, внимания.
С ензитивность возраста дл я разви ти я волевы х качеств. О бщ ение как в едущ и й ти п деятел ьн ости в п одростк овом

2

2

2

2

2

2

1

2

2

12

13.

14.

в о зр а с т е . П роблем а лидерства. А кцентуации характера. О собенности общ ения и группового поведения в подростковом
возрасте. Н еправильны е дей стви я педагогов и родителей как при чи н а сры вов и н аруш ений в п оведении подростка._______
Т и п и ч н ы е т р у д н о с т и в у ч е н и и в м л а д ш е м ш к о л ь н о м и п о д р о с т к о в о м в о зр а с т а х
П ричины возникновения у ш кольников отрицательного отнош ения к учебн ой деятельности. Ф орм ирование устойчивой
полож ительной м отивации к учебн ой деятельности. Р оль учи теля в ф орм ировании м отивации обучения.
Н есф орм ированность рациональны х прием ов и сп особов у м ствен н ой работы. П роблем ы саморегуляции. П одростки с
утилитарной м оралью разви ти я волевой сферы. Э м оциональная нестабильность. И м пульсивность поведения. «С лабость
целей» (Л.С. В ы готский). А грессивность, грубость. У прямство, негативизм . Тревож ность, н еуверенность в себе. Лень.
Ложь. Бегство в воображ аем ы й мир. В оровство. Х улиганство, аддиктивное поведение.___________________________________
О б о б щ аю щ ее з а н я т и е по Р азд ел у 2 « В о з р а с т н а я п с и х о л о г и я »

К онтрольны е работы
1.
«П сихическое развитие детей м ладш его ш кольного возраста»
2.
«П сихические особенности детей разн ы х возрастны х групп»
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а о б у ч аю щ и х с я
1
П одготовить сообщ ение по вы бору н а тему: «Т еория социализации ребен ка М .И. Л исиной», «Т еория социализации
ребенка Л. И. Б ож ович»__________________________________________________________________________________________________
2
П одготовить кон сп ект н а выбор: «И нтеллектуальная готовность к ш коле», «М отивационная готовность к ш коле»,
«С оциальная готовность к ш коле»
3
С оставить кластер (схему) «П сихическое развитие ребенка»
5
П одготовить сообщ ение (по выбору): «Д евиантное поведение подростков. В и ды девиаций», «П роф илактика девиантного
поведения в подростковом возрасте»______________________________________________________________________________________
С оставить реком ендации по взаим одействию взрослы х (родителей, педагогов) с ребенком , проявляю щ им признаки
Кризис

П роявления

3

2
2
1
1
11
2
2
2
2
3

Р еком ендации по взаим одействию с ребенком
Р одителям
П едагогам

К ризис 1 года
К ризис 3 лет
К ризис 7 лет
П одростковы й
кризис
Р а зд е л 3.
П едагоги ческая
п сихология
Т е м а 3.1
П сихология
о б у ч аю щ и х с я

А уд.\сам .
16\11
С оде р ж ан и е уч еб н о го м а т е р и а л а
1.
П е д а г о г и ч е с к а я п с и х о л о ги я : с т а н о в л е н и е и со в р ем ен н о е со с то я н и е
Связь педагогической п сихологии с другим и науками. О бъект, предмет, задачи и структура п едагогической психологии.
И стория становления п едагогической психологии. О сновны е пон яти я педагогической психологии. Х арактери сти ка
основны х м етодов и сследования в п едагогической психологии и их прим енение в практической деятельности педагога.
В клад отечественны х и зарубеж ны х у чен ы х в становление и развитие педагогической психологии.
2.
У ч е б н а я д е я т е л ь н о с т ь и и н д и в и д у а л ь н о -п с и х о л о г и ч е с к и е о со б ен н о сти д етей
Законом ерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса.
О бучение как общ ественно-историческое явление и как психологический процесс. О собенности познавательн ой и
учебной деятельности м ладш его ш кольника. П роцесс у своен и я знаний и его психологические компоненты.

6
2

2

13

3.

Т ем а 3.2
П сихология
педагогической
деятел ьности

Ф орм ирование учебн ы х у м ен и й и навыков. О собенности познавательной и учебн ой деятельности детей подросткового
возраста. О бучаем ость и п роблем ы уп равлен и я п роцессом усвоен и я зн ан и й и ум ствен н ой деятельностью обучаю щ ихся.
П сихотравм ирую щ ие ф акторы образовательного процесса. М отивация к учебной деятельн ости и её формирование.
С пособности обуч аю щ и хся и их учет в обуч ен и и и воспитании.
О собенности разви ти я творческого м ы ш ления в м ладш ем ш кольном возрасте. Д етская одарённость и ш кольное
обучение. Л ичностны е ф акторы в становлении одарённости м ладш их ш кольников и подростков.

2

С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся
1.
Разработать реком ендации педагогу по учету и н дивидуально-психологических особенностей обучаю щ ихся (характер,
тем перам ент, способности) в обучении и воспитании
2.
П одготовить сообщ ение (на выбор): «П рием ы повы ш ения интереса к уроку (занятию ), «П рием ы , активизирую щ ие
м ы ш ление на уроке (занятии»), «П рием ы у правления вним анием н а уроке (занятии)», «М нем онические приём ы
запоминания»
С оде ржание учебного м атери ала
1.
П едагог как субъект педагоги ческой деятельн ости
П сихология
тр у д а педагога. П сихология личности педагога. П редпосы лки и п ротивопоказания к занятию
педагогической деятельностью . П роф ессиональное мастерство. Р азвитие проф ессионального м астерства педагога.
И м и д ж и культура педагога. Л ичностны е качества п едагога в структуре субъекта п едагогической деятельности.
2.
П едагогич еск ая деятельность
П едагогическая деятельность: формы, характеристики, содерж ание. М отивация педагогической деятельности. О сновны е
ф ункции педагогической деятельности. П едагогические ум ения. С тили п едагогической деятельности П едагогические
способности.
3.
П сихологич еск и й анализ урока (занятия) в деятел ьн ости п едагога
П сихологический анализ у р о к а (занятия) в деятельности педагога. У ровни (этапы ) психологического ан али за урока
(занятия). С хем а психологического ан али за ур о ка (занятия).
4.
В заим одействи е участн и к ов образовательн ого процесса
О бщ ая характеристика взаимодействия. У чебно-педагогическое сотрудничество. В лияние сотрудничества на учебную
деятельность. П едагогическое общ ение как ф орм а взаимодействия. С тили педагогического общ ения.
Б арьеры в педагогическом общ ении и учебно-п едагоги ческой деятельности. О сновны е области затруднения в
педагогическом взаимодействии. К онф ликты в образовательном процессе. С пособы п роф илактики и разреш ения
конф ликтны х ситуаций в образовательном процессе

4
2

5.

2

О бобщ аю щ ее занятие по Р азделу 3 «П едагоги ческ ая пси хол оги я»

К онтрол ьны е работы
1.
«О сновы педагогической психологии»
С ам остоятельная р абота обучаю щ ихся:
1
С ам оанализ «М ои личностны е качества и способности как будущ его педагога»
2.
П исьм енны й психологический анализ у р о ка (занятия)
В сего н а Р азделы возрастной и педагоги ческой психологии

2

9
2

2

2

3

1
1
7
4
3
102
(68+34)

14

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия стандартного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное
оборудование, компьютер с выходом в интернет.
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного
обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного
процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных
технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи
преподавателей и обучающихся.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Макарова, И. В. Общая психология: учебное пособие для среднего
профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва: Юрайт, 2020. —
185 с. —
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.rU/viewer/obschaya-psihologiya-451116#page/1
Дополнительные источники:
1.
Белякова, Е. Г. Психология: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Е. Г. Белякова. — Москва: Юрайт, 2020. —
263 с. —
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-452247#page/1
2.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего
профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией
Б. А. Сосновского. — Москва: Юрайт, 2020. — 359 с. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт
[сайт].
— URL: https://urait.ru/viewer/vozrastnaya-i-pedagogicheskayapsihologiya-452619#page/4
3.
Дубровина И.В. Психология: учеб. для студентов пед. учеб. заведений
/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. Москва: Академия, 2011. - 464 с.
4.
Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для
среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва :
Издательство
Юрайт,
2018. —
480 с. —
Режим
доступа: https://urait.ru/viewer/psihologiya-413846#page/1
5.
Нуркова, В. В.
Общая психология: учебник для среднего
профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 524 с. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/obschayapsihologiya-455567#page/1
6.
Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум:
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М.
Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 274 с. — Текст:
15

электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/obschayapsihologiya-i-psihologicheskiy-praktikum-452392#page/177
7.
Иванников, В. А.
Психология: учебник для среднего
профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва: Юрайт, 2020. —
480 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/viewer/psihologiya-451094#page/1
8.
Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста:
учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю.
Кулагина. — Москва: Юрайт, 2020. — 291 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL:
https://urait.ru/viewer/psihologiya-detey-mladshego-shkolnogovozrasta-453482#page/1
9.
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология:
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В.
Склярова, Н. В. Носкова; под общей редакцией Т. В. Скляровой. — Москва:
Юрайт, 2020. — 235 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/viewer/obschaya-vozrastnaya-i-pedagogicheskaya-psihologiya456277#page/5
10.
Педагогическая психология: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.]; под редакцией
В. А. Гуружапова. — Москва: Юрайт, 2019. — 493 с. - Текст: электронный // ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL:https://urait.ru/viewer/pedagogicheskaya-psihologiya444564#page/1
Электронные ресурсы:
1.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: сайт. - URL:
http://school-collection.edu.ru
2.
Научная педагогическая электронная библиотека: сайт НПБ им. К.Д.
Ушинского. - URL: http://elib.gnpbu.ru (дата обращения: 15.05.2020)
3.
Российское
образование:
федеральный
портал.
URL:
http://www.edu.ru
4.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. URL: http://fcior.edu.ru

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии с
универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных
достижений_____________________________
Процент
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
результативности
(правильных ответов)
вербальный аналог
балл (отметка)
91-100%
5
отлично
71-90%
4
хорошо
51-70%
3
удовлетворительно
2
менее 50%
неудовлетворительно
Формируемые
профессиональные
(ПК) и
общие (ОК)
компетенции
ОК 1. Понимать
сущность и социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, определять
методы решения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку
информации,
необходимой для
постановки и решения

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

В результате освоения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен
уметь:
применять знания по
психологии при решении
педагогических задач;
выявлять индивидуальные
и типологические
особенности
обучающихся;
В результате освоения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен
знать:
особенности психологии
как науки, ее связь с
педагогической наукой и
практикой;
основы психологии
личности;
закономерности
психического развития

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Решение проблемных
задач и ситуаций по всем
разделам психологии.
Оценка практических
работ в разделе «Общая
психология»
Контрольные работы.

17

профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
взаимодействовать с
руководством, коллегами
и социальными
партнерами.
ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся
(воспитанников),
организовывать и
контролировать их
работу с принятием на
себя ответственности за
качество
образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания, смены
технологий.
ОК 10. Осуществлять
профилактику
травматизма,
обеспечивать охрану
жизни и здоровья

человека как субъекта
образовательного
процесса, личности и
индивидуальности;
возрастную
периодизацию;
возрастные, половые,
типологические и
индивидуальные
особенности
обучающихся, их учет в
обучении и воспитании;
особенности общения и
группового поведения в
школьном и дошкольном
возрасте
групповую динамику;
понятия, причины,
психологические основы
предупреждения и
коррекции
школьной и социальной
дезадаптации, девиантного
поведения;
основы
психологии
творчества

18

обучающихся
(воспитанников).
ОК 11. Строить
профессиональную
деятельность с
соблюдением
регулирующих ее
правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели
и задачи, планировать
занятия.
ПК 1.2. Организовывать
и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать
процесс и результаты
деятельности
занимающихся на
занятии и освоения
дополнительной
образовательной
программы.
ПК 1.5. Анализировать
занятия.
ПК 2.1. Определять цели
и задачи, планировать
досуговые мероприятия,
в том числе конкурсы,
олимпиады,
соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать
и проводить досуговые
мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать
обучающихся, родителей
(лиц, их заменяющих) к
участию в досуговых
мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать
процесс и результаты
досуговых мероприятий.
ПК 3.2. Создавать в
кабинете (мастерской,
лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3.
Систематизировать и
оценивать
педагогический опыт и
19

образовательные
технологии в области
дополнительного
образования на основе
изучения
профессиональной
литературы, самоанализа
и анализа деятельности
других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять
педагогические
разработки в виде
отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в
исследовательской и
проектной деятельности
в области
дополнительного
образования детей._____

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».