ОПД 03 Возрастная атанатомия, физиология и гигиена

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия,
физиология и гигиена» по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является обязательной частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО углубленной подготовки 44.02.03. Педагогика
дополнительного образования.
Данная программа может реализовываться с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий в формате
электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на
портале дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в
профессиональной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
принадлежит
к
общепрофессиональных дисциплин обязательной части.

структуре
учебному

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины результатам освоения учебной дисциплины:

основной
циклу

требования к

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-определять топографическое расположение и строение органов и
частей тела;
-применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
-оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на
функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом
и юношеском возрасте;
-проводить под руководством медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи;
-обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете
(мастерской, лаборатории) при организации обучения;
-учитывать
особенности
физической
работоспособности
и
закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени
(учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и
реализации образовательного процесса;
знать:
-основные положения и терминологию анатомии, физиологии и
гигиены человека;
-основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека;
-физиологические
характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности организма человека;

-возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и
юношей;
-влияние процессов физиологического созревания и развития человека на
его физическую и психическую работоспособность, поведение;
-основы гигиены детей и подростков;
-гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах онтогенеза;
-основы профилактики инфекционных заболеваний;
-гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу,
зданию и помещениям образовательной организации.
Представленные умения и знания направлены на формирование
общих и профессиональных компетенций:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья обучающихся (воспитанников).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на
занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в
том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности,
особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном
процессе используются активные и интерактивные формы проведения
занятий: ролевые ситуации, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.
1.4.
Количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия, вкл. семинары
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена

7

О бъем часов

111
74
19
8,5
37

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Наименование разделов
и тем
i
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Введение

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

2

3
2/0
(ауд./сам.)
2/0/0

Содержание учебного материала
1 Предмет и задачи дисциплины. Содержание возрастной анатомии, физиологии и гигиены

2

Уровень
освоения
4

1

Значение
изучения анатомо-физиологических особенностей детей для правильной организации
оптимальных условий адаптации ребенка, учебно-воспитательного
процесса,
совершенствования
физического и
нервно- психического развития, обеспечения здоровья детей, повышения их
работоспособности. Связь этих дисциплин с психолого-педагогическими и медицинскими дисциплинами.
Краткий обзор анатомо-физиологических методов исследования функций организма. Прикладной аспект
возрастной анатомии и физиологии. Значение дисциплины для диагностики детей, определения их
готовности к обучению в школе.

Раздел 2. Общие
закономерности роста и
развития детей
Тема 2.1.
Индивидуальное
развитие организма

6/4
(ауд./сам.)
2.5/0.5/0

Содержание учебного материала
1 Уровни организации организма человека

0,5

2

1

1

1

2

0,5

1

Общая схема строения организма человека (клетки, ткани, системы органов, функциональные системы,
организм как единое целое). Основные свойства организма: обмен веществ и энергии с окружающей
средой, саморегуляция, биологическая надежность,
адаптация к внешней среде, способность к
размножению.
2

Индивидуальное развитие организма. Внутриутробное развитие
Понятие онтогенеза как индивидуального развития от зарождения и до смерти. Периодизация онтогенеза
человека.
Женские и мужские половые клетки. Гаметогенез: овогенез, сперматогенез. Процесс оплодотворения
и его биологическое значение. Внутриутробное развитие. Эмбриогенез,
гистогенез,
органогенез.
Плодный период внутриутробного развития.

3

Внеутробное развитие
Постнатальный
период
онтогенеза.
Рост
и
развитие организма. Возрастная периодизация.
Характеристика возрастных периодов. Роль среды и наследственности в развитии человека (в
становлении функций организма в разные возрастные периоды).

Практические работы
1

Практическая работа №1 Клетка и ее органоиды

Са состоятельная работа обучающихся

2

1
2

1
1

Повторение строения и функций органоидов животной клетки по материалу учебника
Заполнение таблицы в рабочей тетради
Органоиды животной клетки
Органоид
Функции
Строение
Ядро и ядрышко
Цитоплазма
Митохондрии

8

Эндоплазматическая сеть
Комплекс Г ольджи
Рибосомы
Лизосомы

Тема 2.2. Основные
закономерности роста и
развития детей

1,5/0,5//1

Содержание учебного материала
1
Основные закономерности роста и развития (онтогенеза)

1

2

Основные
закономерности
онтогенеза:
неравномерность роста и развития, неодновременность
развития систем, биологическая надежность, зависимость роста и развития от генетических и средовых
факторов, зависимость роста и развития от пола, акселерация. Критические и сенситивные периоды
развития.
2

0,5

Хронологический (календарный) и биологический возраст
Хронологический возраст. Биологический возраст как отражение уровня морфофункционального
развития и состояния организма. Способы оценки биологического возраста. Значение оценки
соответствия биологического возраста паспортному для индивидуального подхода к обучению и
воспитанию ребенка.

Практические работы
1

Практическая
методами

работа №2 Определение

физического

развития

ребенка антропометрическими

Контрольная работа №1 по разделу «Общие закономерности роста и развития детей»
Самостоятельная работа обучающихся
1
2

Раздел 3. Развитие
систем регуляции
организма
Тема 3.1. Гуморальная
регуляция функций

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Особенности развития эмбриона»
Заполнение в рабочей тетради таблицы «Особенности развития эмбриона» с
дополнительной литературы

0,5

2

1

2
использованием

1
1

10/2
(ауд./сам.)
Содержание учебного материала
1
Понятие о гуморальной регуляции функций

2.5/1.5/0
1

2

1

1

1,5

2

Биологически активные вещества их источники. Железы внутренней секреции. Гормоны, их свойства и
значение. Механизм действия гормонов на клетку. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в
регуляции деятельности желез внутренней секреции. Взаимодействие эндокринных желез, становление
функций с возрастом.
2

Семинарское занятие
Возрастные особенности

эндокринной системы

Влияние эндокринных желез на
рост и развитие организма,
обмен веществ, процессы
жизнедеятельности,
формирование
иммунных
реакции
различные
периоды
онтогенеза.
Сензитивные периоды к действию гормонов. Базовый уровень гормонов в крови, влияние гипер- и
гипо- секреции эндокринных желе в разные периоды онтогенеза.
3

Строение и функции различных эндокринных желез в организме человека
Гипофиз, строение. Гормоны. Щитовидная железа, строение, гормоны их влияние на физическое и
психическое развитие ребенка в эмбриональный постэмбриональный периоды. Паращитовидные железы,
их
влияние на развитие ребенка, обмен кальция в организме. Надпочечники их строение и функции.
Г ормоны коркового и мозгового слоя. Поджелудочная железа, её секреторная функция. Половые железы,
их гормоны, влияние на рост и развитие детского организма. Половое воспитание детей.

Практические работы

1

Тема 3.2. Нервная
регуляция функций

Раздел 4.
Морфофункциональные
особенности сенсорных
систем организма детей
Тема 4.1.
Морфофункциональные
особенности сенсорных
систем организма детей

Практическая работа №3 Железы внутренней секреции: морфологические особенности, гормоны,
функции, (работа с раздаточными материалами)
Самостоятельная работа обучающихся
1
Составление схемы гипоталамо-гипофизарной системы с использованием материала учебника
Содержание учебного материала
1 Понятие нервной регуляции функций
Значение и общий план строения нервной системы. Основные этапы развития. Нервная ткань. Нейрон структурная и функциональная единица нервной системы. Возрастные особенности. Нейроглия,
особенности строения и функции. Контакты между нейронами - синапсы.
2
Строение и функции центральной нервной системы
Морфофункциональное созревание отделов ЦНС. Строение и функции, возрастные особенности
спинного мозга. Головной мозг - сложное иерархическое образование. Общие сведения, морфология,
развитие в онтогенезе. Анатомия и физиология стволовых структур, конечного мозга. Сенсорные,
моторные, ассоциативные зоны коры больших полушарий, функциональные свойства и формирование в
онтогенезе.
3
С еминарское занятие
Функции и возрастные особенности коры больших полушарий
Развитие интегративной деятельности коры, образование нейронных ансамблей по горизонталям
и вертикалям. Особенности развития и становления функций лобной коры - высшего
управленческого аппарата мозга. Изменение электрической активности мозга в онтогенезе.
Становление ритма как показателя степени развития коры. Развитие корково-подкоркового
взаимодействия. Функциональная асимметрия мозга, её становление в онтогенезе. Моторная,
сенсорная и психическая асимметрия. Роль левого полушария в высших формах психической
Практические работы
1 Практическая работа №4 Морфологические особенности спинного и головного мозга
3
Практическая работа №5 Анатомия переднего мозга
Контрольная работа №2 по разделу «Развитие систем регуляции организма»
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение рисунка нейрона в рабочей тетради с использованием материала учебника
2
Выполнение рисунка синапса в рабочей тетради с использованием материала учебника

Содержание учебного материала
1 Понятие сенсорных систем
Общая характеристика сенсорных систем, значение сенсорной информации для развития ребенка. Общий
план строения сенсорных систем. Г етерохронное созревание сенсорных систем. Сенситивные периоды.
2
Зрительная сенсорная система
Развитие зрительной сенсорной системы в онтогенезе. Общий план строения анализатора, строения глаза,
оптическая система, световосприятие. Возрастные изменения зрительных реакций. Нарушения зрения
у детей и их профилактика. Гигиенические требования к освещению, учебникам, книгам, шрифтам,
наглядным пособиям.
3
Слуховая сенсорная система. Другие виды сенсорных систем
Развитие слуховой сенсорной системы в онтогенезе. Значение и общий план строения, возрастные

0,5

2

1
1
2/3/1
1

2

1

2

2

2

0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
4/2
(ауд./сам.)

2
2

1,5/1,5/1
0,5

1

0,5

2

0,5

2

особенности, значение слуха в формировании речи у детей, гигиена слуха. Вестибулярный
аппарат, строение и функции. Морская болезнь. Развитие обонятельной, вкусовой и соматической
сенсорных систем в онтогенезе.

Практические работы
1
2
3

Практическая работа №6 Изучение
Практическая работа №7 Изучение
Практическая работа №8 Изучение
Контрольная работа №3 по разделу
детей»

Раздел 5.
Нейрофизиологические
аспекты поведения
детей
Тема 5.1. Формы
поведения

строения глаза по таблицам и муляжам
рефлекторных реакций зрачка
строения уха по таблицам и муляжам
«Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма

0,5
0,5
0,5
1

Самостоятельная работа обучающихся

2

1
2

1
1

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Морская болезнь: причины и профилактика»
Составление в рабочей тетради конспекта «Морская болезнь: причины и профилактика»

2
2
2

16/9
(ауд./сам.)

Содержание учебного материала
1 Понятие безусловных и условных рефлексов

3/1/0
1

2

1

2

1

2

1

2

Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов. Врожденные формы поведения:
безусловные рефлексы, инстинкты. Классификация безусловных рефлексов, их биологическая роль в
жизнедеятельности организма ребенка. Ориентировочный рефлекс. Его значение в формировании
ориентировочно - исследовательского поведения ребенка.
2

Общая характеристика условных рефлексов
Приобретенные формы поведения как основа различных форм обучения. Условные рефлексы на время.
Рефлексы подражания и их роль в формировании двигательных навыков, речи и социального поведения
детей. Скорость выработки условных рефлексов и их устойчивость. Механизм формирования условного
рефлекса.

3

Торможение условных рефлексов
Понятие торможения условных рефлексов. Внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов:
индукционное, запредельное. Внутреннее (условное) торможение: угасательное, дифференцировочное,
запаздывающее, условный тормоз. Значение для обучения и воспитания детей.

4

Семинарское занятие
Динамические стереотипы и их роль в жизнедеятельности организма
Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Динамический стереотип (ДС).
Механизм формирования. Образование ДС в процессе обучения и воспитания детей. Смена ДС в
дошкольном, в младшем школьном возрасте. Динамический стереотип - основа выработки у детей
привычек, навыков определенной системы поведения

Тема 5.2. Поведение как
результат
интегративной
деятельности мозга

Самостоятельная работа обучающихся

3

1
2
3

1
1
1

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Инстинкты и их роль в жизнедеятельности»
Составление конспекта «Инстинкты и их роль в жизнедеятельности» в рабочей тетради
Подбор примеров разных видов торможения условных рефлексов с использованием материала учебника

Содержание учебного материала
1 Понятие высшей нервной деятельности
Три функциональных блока управления высшей нервной и психической деятельности человека (А.
Р. Лурия, 1973). Блок регуляции состояния активности или бодрствования. Блок получения
переработки и хранения, информации. Блок программирования, регуляции и контроля над психической

7/2/0
1

1

Концепция функциональных систем ( П. К. Анохин) и её значения.
2

Типы высшей нервной деятельности

1

2

2

2

3

2

2

2

Нейрофизиологические
основы индивидуальных различий. Психологические особенности ВНД
ребенка. Учение И.П. Павлова о типах ВНД, развитие учения. Оценка психологических особенностей
детей. Значение
выявления
индивидуальных
различий
для
обучения воспитания ребенка.
Особенности педагогического подхода к детям различными типами ВНД.
3

Семинарское занятие
Морфологические и нейрофизиологические основы речи
Речь как средство общения. Моторная и сенсорная речь. Этапы формирования речи. Восприятие речи
детьми разного возраста. Особенности развития моторной речи. Структурно - функциональная
асимметрия речевых центров. Значение речевой среды для
развития речи ребенка. Речь как
характеристика индивидуальных психологических особенностей ребенка. Речь и мышление.

4

Мотивации, потребности, эмоции. Основы стресса
Мотивации и эмоции. Потребности и их роль в формировании поведения. Биологическая роль эмоций.
Физиологические основы эмоций. Стресс: понятие, причины, значение для организма. Нарушения ВНД у
детей, причины и профилактика. Неврозы, причины их профилактика.

5

Закономерности изменения работоспособности у детей
Периодичность физиологических функций и умственной работоспособности. Фазы работоспособности,
её дневная и недельная
периодичность. Гигиенические требования к организации учебно­
воспитательного
процесса.
Мероприятия,
способствующие
повышению
умственной
и
физической работоспособности детей.

Самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
4

Тема 5.3.
Биологические ритмы

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Этапы развития речи у детей»
Составление конспекта в рабочей тетради «Этапы развития речи у детей»
Изучение дополнительной литературы по вопросу «Профилактика нарушений ВНД у детей»
Составление рекомендаций для учителей и родителей по профилактике нарушений ВНД у детей

Содержание учебного материала
Понятие биологических ритмов

1

4
1
1
1
1

1/1/1
1

2

1

2

Биологические ритмы и их классификация. Суточный режим «сон-бодрствование». Фазы сна:
медленный и быстрый сон. Продолжительность сна у детей разного возраста. Нарушения сна, их
профилактика. Г игиена сна.
2

Режим дня как проявление динамического стереотипа. Гигиенические требования к режиму дня.
Организация режима дня детей разного возраста. Значение правильного режима дня. Примерные
схемы режима дня.
Контрольная работа №4 по разделу «Нейрофизиологические аспекты поведения детей»

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

1
2

Раздел 6. Опорно двигательный аппарат
детей. Гигиенические
требования к
оборудованию

Семинарское занятие
Режим дня ребенка

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Г игиена сна»
Составление в рабочей тетради памятки с правилами, которые необходимо соблюдать для поддержания
здорового сна

1
1

6/3
(ауд./сам.)

образовательных
учреждений
Тема 6.1. Опорно двигательный аппарат
детей. Гигиенические
требования к
оборудованию
образовательных
учреждений

2/3/1

Содержание учебного материала
1 Опорно-двигательный аппарат. Значение и строение костной системы

1

2

1

2

2

2

0,5
0,5
1

1
1

Опорно-двигательный аппарат как совокупность костной и мышечной систем. Строение и функции
костей, их развитие. Виды соединения костей. Рост и развитие скелета, изменение отделов скелета с
возрастом.
2

Значение и строение мышечной системы
Мышцы скелета как орган движения. Периоды интенсивного роста скелетных мышц, последовательность
развития различных групп скелетных мышц, потребность детей в движении. Нормы суточной активности
ребенка в разные возрастные периоды. Формы двигательной активности.

3

Семинарское занятие
Возрастные особенности
профилактика

ОДА.

Нарушения опорно-двигательного

аппарата у детей и их

Формирование
и
развитие
осанки
ребенка,
её
виды,
нарушения
и
профилактика.
Гигиенические требования к оборудованию ДОУ и школы. Гигиенические требования к ранцам,
сумкам, игрушкам, письменным принадлежностям, различным инструментам.

Практические работы
1
2

Практическая работа №9 Получение минерального и органического вещества кости (демонстрация)
Практическая работа №10 Правильная осанка
Контрольная работа №5 по разделу «Опорно-двигательный аппарат детей. Гигиенические требования к
оборудованию образовательных учреждений»

Самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
4

Раздел 7.
Морфофункциональные
особенности
вегетативных систем.
Гигиена. Возрастные
особенности систем
Тема 7.1. Кровь и
кровообращение

Изучение метода определения плоскостопия по инструкции для выполнения практических работ
Проведение практической работы №11 Определение наличия плоскостопия
Изучение дополнительной литературы по вопросу «Гигиенические требования к зданию и помещениям
школы»
Составление конспекта «Г игиенические требования к зданию и помещениям школы» в рабочей тетради

3
0,5
0,5
1
1

28/17

Содержание учебного материала
1 Внутренняя среда организма. Лимфатическая система.

6,5/1/0,5
2

2

2

2

2,5

2

Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость, их значения в
поддержке гомеостаза. Лимфа и её значение. Лимфатические узлы, небные и глоточные миндалины, их
значения в обеспечении защитных свойств детского организма.
2

Кровь: значение, строение и функции
Значения и состав крови. Функции клеток крови. Возрастные изменения состава крови. Гемолитическая
желтуха новорожденного. Анемия у детей, профилактика анемии. Группы крови, резус-фактор. Антитела
и антигены. Иммунитет, виды иммунитета. Аллергия и анафилаксия.

3

Строение возрастные особенности кровеносной системы. Кровообращение
Строение и работа сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений. Сосудистая
система: артерии, вены, капилляры. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по

Тема 7.2. Возрастные
особенности
дыхательной системы

Тема 7.3. Возрастные
особенности системы
органов пищеварения

сосудам. Особенности скорости движения крови у детей разного возраста. Рефлекторные реакции
кровеносной системы ребенка при физических и психических нагрузках. Тренировка кровеносной
системы. Развитие кровеносной системы во внутриутробный период.____________________________________
Практические работы
1
Практическая работа №12 Определение пульса и артериального давления
2
Практическая работа №13 Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после
действия физической нагрузки
Контрольная работа №6 по теме «Кровь и кровообращение»
Самостоятельная работа обучающихся
1
Изучение строения и функций клеток крови с использованием материала учебника
2
Заполнение таблицы в рабочей тетради
Клетки крови
Группа клеток
Функции
Место образования клеток
Строение
Количество в 1 мл крови
1. Эритроциты
2. Лейкоциты
3. Тромбоциты
3
Изучение дополнительной литературы по вопросу «Иммунитет. Аллергия и анафилаксия у детей»
4
Составление конспекта в тетради по вопросу «Иммунитет. Аллергия и анафилаксия у детей»
Содержание учебного материала
1 Значение, строение и возрастные особенности дыхательной системы
Возрастные особенности дыхательной системы. Содержание учебного материала
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания, изменения с возрастом. Г азообмен в легких и
тканях. Жизненная ёмкость легких, изменения с возрастом (МОД). Минутный объем дыхания.
Дыхательный центр. Влияние внешних и внутренних факторов на функции дыхательного центра.
Произвольное дыхание. Особенности произвольного дыхания у детей.___________________________________
2
Семинарское занятие
Г игиена дыхания и микроклимат в классе
Микроклимат ДОУ и школы. Вентиляция помещений. Гигиенические требования к отоплению детских
Практические р аботы
1 Практическая работа №14 Определение времени задержки дыхания при разных условиях
2
Практическая работа №15 Оценка запыленности воздуха учебного кабинета
3 Практическая работа №16 Санитарное обследование температуры воздуха и определение коэффициента
аэрации в кабинете__________________________________________________________________________________
Контрольная работа №7 по теме «Возрастные особенности дыхательной системы»
Самостоятельная работа обучающихся
1 Изучение дополнительной литературы по вопросу ««Профилактика инфекционных заболеваний у детей»
2
Составление в рабочей тетради памятки с мерами профилактики инфекционных заболеваний у детей
3 Изучение дополнительной литературы по вопросу ««Гигиенические требования к микроклимату в
классе»»
4
Составление конспекта по вопросу «Г игиенические требования к микроклимату в классе»
Содержание учебного материала
1 Строение и функции пищеварительной системы
Строение и функции органов пищеварения. Основные группы
пищеварительных

0,5
0,5

2
1

0,5
3
0,5
0,5

1
1
1/ 2,5/0,5
1

2

1

2

0,5
0,5
0,5

1
2
2

0,5
4
1
1
1
1
3/0,5/0,5
1

2

ферментов, особенности действия. Пищеварение в ротовой полости. Зубы, строение, возрастные
изменения. Пищеварение в желудке и тонком кишечнике. Процесс всасывания. Роль печени в процессе
пищеварения.______________________________________________________________________________________
2

Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения

2

2

0,5
0,5

2

Возрастные изменения пищеварительной трубки и процессов пищеварения. Смена зубов. Гигиена
полости рта. Кариес и его профилактика. Профилактика заболеваний желудка и кишечника у детей.
Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций у детей.______________________________

Практические работы
1

Практическая работа №17 Строение органов пищеварения (таблицы, муляжи)

Контрольная работа №8 по теме «Возрастные особенности системы органов пищеварения»
Самостоятельная работа обучающихся
3
4

Тема 7.4. Обмен
веществ энергии.
Питание. Гигиена
питания

Изучение материала учебника по вопросу «Кишечные инфекции у детей и их профилактика»
Составление в рабочей тетради конспекта «Кишечные инфекции у детей и их профилактика»

2
1
1

2.5/1/0.5

Содержание учебного материала
1
Обмен веществ и энергии

1,5

2

1

2

1
0,5

3

Понятие об обмене веществ в организме человека. Общий и основной обмен. Изменение интенсивности
основного обмена в зависимости от пола и возраста. Индивидуальные варианты. Обмен белков, жиров и
углеводов. Значение положительного азотистого баланса для развития детского организма. Особенности
жирового и углеводного обмена у детей. Регуляция обменных процессов. Обмен минеральных солей и
воды. Витамины, значение для роста и развития детского организма.____________________________________
2

Питание. Гигиена питания
Основы рационального питания. Энергетическая ценность пищи. Режим питания, гигиенические навыки
приема пищи._______________________________________________________________________________________

Практические работы
1

Практическая работа №18 Составление пищевого рациона для детей и подростков

Контрольная работа №9 по теме «Обмен веществ и энергии. Питание. Г игиена питания»
Самостоятельная работа обучающихся

3
4

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Роль воды в организме»
Составление конспекта в рабочей тетради «Роль воды в организме»
Изучение материала учебника по вопросу «Признаки недостатка витаминов в организме. Профилактика
авитаминозов»
Заполнение таблицы в рабочей тетради
Признаки недостатка витаминов в организме. Профилактика авитаминозов
Витамин
Продукты питания, богатые
Признаки недостатка витамина в организме
витамином
Жирорастворимые витамины
Витамин А
Витамин Д
Витамин Е
Водорастворимые витамины
Витамин С
Витамин В 1
Витамин Вб

15

4
1
1
1
1

I Витамин В 12

Тема 7.5. Возрастные
особенности системы
выделения

4/0/0

Содержание учебного материала
1 Значение и строение выделительной системы

2

2

2

2

Значение органов выделения (легкие, кишечник, кожа, почки). Пути выделения продуктов обмена. Почки
- специализированный орган выделения: макро- и микроструктура. Нефрон - структурная единица
почки. Состав и образование мочи. Изменение состава мочи в зависимости от состава пищи.
Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Произвольное мочевыделение у детей.
2

Возрастные особенности и гигиена выделительной системы
Формирование мочевыделительной системы в процессе онтогенеза. Состав и образование мочи у детей.
Энурез, его причины и профилактика. Факторы, провоцирующие воспалительные заболевания органов
выделения. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

1

2

Тема 7.6.
Теплорегуляция
организма ребёнка.
Гигиенические
требования к одежде и
обуви

1

2/1/1

Содержание учебного материала
1 Семинарское занятие
Значение и строение кожи.

1

2

2

2

Строение и функции кожи. Участие кожи в процессе терморегуляции. Гигиена кожи и ее производных
(волос, ногтей).
2

Раздел 8.
Тема 8.1. Обобщение

Изучение дополнительной литературы по вопросу «Профилактика заболеваний мочевыделительной
системы у детей»
Составление в рабочей тетради памятки с мерами профилактики заболеваний мочевыделительной
системы у детей»

Теплорегуляция организма детей. Гигиенические требования к детской одежде и обуви

Химическая и физическая теплорегуляция, её механизмы поддержания температуры тела.
Терморегуляция в период новорожденности, изменения терморегуляции с возрастом. Закаливание
детского организма. Основные принципы и средства закаливания. Гигиенические требования к детской
одежде и обуви.
Контрольная работа №10 по темам 7.5., 7.6.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

1
2

1
1

Изучение материала учебника по вопросу «Профилактика кожных заболеваний»
Составление в рабочей тетради памятки с мерами профилактики кожных заболеваний у детей

2
2/0
(ауд./сам.)

Содержание учебного материала
1

2

Обобщение по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Всего:
Экзамен

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

16

111

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
физиологии, анатомии и гигиены.
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест (см. паспорт
кабинета).
Технические средства обучения: занятия с использованием
технических средств обучения проводятся на базе лаборатории информатики.
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного
обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная
связь.
Материально-техническая
база,
необходимая
для
осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 414 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414667
Дополнительные источники:
1. Г олубев, В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного
возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев.
- 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 240 с.
Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями
детского организма): учебник для студ. образ. учреждений СПО / М. Р. Сапин,
В.И. Сивоглазов. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 384 с.

Интернет-ресурсы:
1. Атлас анатомии человека [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http://www.anatomcom.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ и
контрольных работ.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации
доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по учебной
дисциплине.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной
аттестацией в форме экзамена.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательным
учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в
себя
педагогические
контрольно-измерительные
материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия)
индивидуальных образовательных достижений основным показателям
оценки результатов подготовки.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии
с универсальной шкалой .
Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных достижений
Процент
результативности
(правильных ответов)
VO

•I-

00

о

90 - 100
50 - 69
менее 50

Формируемые ОК и ПК

ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья обучающихся
(воспитанников).
ПК 1.1. Определять цели и
задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и
проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и
результаты деятельности
занимающихся на занятии и

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
вербальный аналог
балл (отметка)
5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Результаты обучения
(усвоенные знания и умения)

Формируемые ОК и ПК

ОК 3. Оценивать риски и
В результате освоения учебной
принимать решения в
дисциплины обучающийся
нестандартных
ситуациях.
должен уметь:
ОК
10.
Осуществлять
-определять топографическое
профилактику травматизма,
расположение и строение
обеспечивать охрану жизни и
органов и частей тела;
здоровья обучающихся
-применять знания по анатомии, (воспитанников).
физиологии и гигиене при
ПК 1.1. Определять цели и
изучении профессиональных
задачи, планировать занятия.
модулей и в профессиональной
ПК 1.2. Организовывать и
деятельности;
проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и
-оценивать факторы внешней
результаты
деятельности
среды с точки зрения их
занимающихся
на занятии и
влияния на функционирование и

освоения дополнительной
развитие организма человека в освоения дополнительной
образовательной программы.
образовательной программы.
детском, подростковом и
ПК 1.5. Анализировать занятия. юношеском возрасте;
ПК 1.5. Анализировать
ПК 2.1. Определять цели и
занятия.
-проводить под руководством
задачи, планировать досуговые медицинского работника
ПК 2.1. Определять цели и
мероприятия, в том числе
задачи, планировать
мероприятия по профилактике
конкурсы, олимпиады,
досуговые мероприятия, в
заболеваний
детей, подростков и том числе конкурсы,
соревнования, выставки.
молодежи;
ПК 2.2. Организовывать и
олимпиады, соревнования,
-обеспечивать
соблюдение
проводить досуговые
выставки.
гигиенических требований в ПК 2.2. Организовывать и
мероприятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и кабинете (мастерской,
проводить досуговые
результаты досуговых
мероприятия.
лаборатории) при организации
мероприятий.
ПК 2.4. Анализировать
обучения;
ПК
3.1.
Разрабатывать
процесс и результаты
-учитывать особенности
досуговых
мероприятий.
методические материалы
физической работоспособности и
ПК
3.1.
Разрабатывать
(рабочие программы, учебно­
закономерности ее изменения
методические материалы
тематические планы) на основе
в течение различных
примерных с учетом области
(рабочие программы,
интервалов времени (учебный
учебно-тематические
деятельности, особенностей
год,
четверть,
месяц,
неделя,
планы) на основе примерных
возраста, группы и отдельных
день, занятие) при
с учетом области
занимающихся.
проектировании и реализации
деятельности, особенностей
ПК 3.2. Создавать в кабинете
образовательного процесса;
возраста, группы и
(мастерской, лаборатории)
отдельных занимающихся.
предметно-развивающую среду. знать:
ПК 3.2. Создавать в кабинете
ПК 3.3. Систематизировать и
-основные положения и
оценивать педагогический опыт и терминологию анатомии,
(мастерской, лаборатории)
образовательные технологии в
предметно-развивающую
физиологии и гигиены
области дополнительного
среду.
человека;
образования на основе
ПК 3.3. Систематизировать и
-основные закономерности роста
изучения профессиональной
оценивать педагогический
и развития организма человека; - опыт и образовательные
литературы, самоанализа и
строение и функции систем
технологии в области
анализа деятельности других
органов
здорового
человека;
дополнительного
педагогов
-физиологические
образования на основе
характеристики основных
изучения профессиональной
литературы, самоанализа и
процессов жизнедеятельности
анализа деятельности других
организма человека;
педагогов
-возрастные анатомо­
физиологические особенности
детей, подростков и юношей;
-влияние процессов
физиологического созревания и
развития человека на его
физическую и психическую
работоспособность, поведение;
-основы гигиены детей и
подростков;
-гигиенические нормы,
требования и правила сохранения
и укрепления здоровья на
различных этапах онтогенеза;
-основы профилактики
инфекционных заболеваний;
-гигиенические требования к
учебно-воспитательному
процессу, зданию и помещениям

образовательной организации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».