Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись И.О.Фамилия Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Возрастная анатомия, физиология и гигиена 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО углубленной подготовки 44.02.03. Педагогика дополнительного образования. Данная программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа. 1.2. Место учебной дисциплины в профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональных дисциплин обязательной части. структуре учебному 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины результатам освоения учебной дисциплины: основной циклу требования к В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; -применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; -оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте; -проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи; -обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения; -учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; знать: -основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; -основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; -физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; -возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей; -влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение; -основы гигиены детей и подростков; -гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; -основы профилактики инфекционных заболеваний; -гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации. Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: ролевые ситуации, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов; самостоятельной работы обучающегося 37 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия, вкл. семинары контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме экзамена 7 О бъем часов 111 74 19 8,5 37 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена Наименование разделов и тем i Раздел 1. Введение Тема 1.1. Введение Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 2 3 2/0 (ауд./сам.) 2/0/0 Содержание учебного материала 1 Предмет и задачи дисциплины. Содержание возрастной анатомии, физиологии и гигиены 2 Уровень освоения 4 1 Значение изучения анатомо-физиологических особенностей детей для правильной организации оптимальных условий адаптации ребенка, учебно-воспитательного процесса, совершенствования физического и нервно- психического развития, обеспечения здоровья детей, повышения их работоспособности. Связь этих дисциплин с психолого-педагогическими и медицинскими дисциплинами. Краткий обзор анатомо-физиологических методов исследования функций организма. Прикладной аспект возрастной анатомии и физиологии. Значение дисциплины для диагностики детей, определения их готовности к обучению в школе. Раздел 2. Общие закономерности роста и развития детей Тема 2.1. Индивидуальное развитие организма 6/4 (ауд./сам.) 2.5/0.5/0 Содержание учебного материала 1 Уровни организации организма человека 0,5 2 1 1 1 2 0,5 1 Общая схема строения организма человека (клетки, ткани, системы органов, функциональные системы, организм как единое целое). Основные свойства организма: обмен веществ и энергии с окружающей средой, саморегуляция, биологическая надежность, адаптация к внешней среде, способность к размножению. 2 Индивидуальное развитие организма. Внутриутробное развитие Понятие онтогенеза как индивидуального развития от зарождения и до смерти. Периодизация онтогенеза человека. Женские и мужские половые клетки. Гаметогенез: овогенез, сперматогенез. Процесс оплодотворения и его биологическое значение. Внутриутробное развитие. Эмбриогенез, гистогенез, органогенез. Плодный период внутриутробного развития. 3 Внеутробное развитие Постнатальный период онтогенеза. Рост и развитие организма. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов. Роль среды и наследственности в развитии человека (в становлении функций организма в разные возрастные периоды). Практические работы 1 Практическая работа №1 Клетка и ее органоиды Са состоятельная работа обучающихся 2 1 2 1 1 Повторение строения и функций органоидов животной клетки по материалу учебника Заполнение таблицы в рабочей тетради Органоиды животной клетки Органоид Функции Строение Ядро и ядрышко Цитоплазма Митохондрии 8 Эндоплазматическая сеть Комплекс Г ольджи Рибосомы Лизосомы Тема 2.2. Основные закономерности роста и развития детей 1,5/0,5//1 Содержание учебного материала 1 Основные закономерности роста и развития (онтогенеза) 1 2 Основные закономерности онтогенеза: неравномерность роста и развития, неодновременность развития систем, биологическая надежность, зависимость роста и развития от генетических и средовых факторов, зависимость роста и развития от пола, акселерация. Критические и сенситивные периоды развития. 2 0,5 Хронологический (календарный) и биологический возраст Хронологический возраст. Биологический возраст как отражение уровня морфофункционального развития и состояния организма. Способы оценки биологического возраста. Значение оценки соответствия биологического возраста паспортному для индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка. Практические работы 1 Практическая методами работа №2 Определение физического развития ребенка антропометрическими Контрольная работа №1 по разделу «Общие закономерности роста и развития детей» Самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 3. Развитие систем регуляции организма Тема 3.1. Гуморальная регуляция функций Изучение дополнительной литературы по вопросу «Особенности развития эмбриона» Заполнение в рабочей тетради таблицы «Особенности развития эмбриона» с дополнительной литературы 0,5 2 1 2 использованием 1 1 10/2 (ауд./сам.) Содержание учебного материала 1 Понятие о гуморальной регуляции функций 2.5/1.5/0 1 2 1 1 1,5 2 Биологически активные вещества их источники. Железы внутренней секреции. Гормоны, их свойства и значение. Механизм действия гормонов на клетку. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Взаимодействие эндокринных желез, становление функций с возрастом. 2 Семинарское занятие Возрастные особенности эндокринной системы Влияние эндокринных желез на рост и развитие организма, обмен веществ, процессы жизнедеятельности, формирование иммунных реакции различные периоды онтогенеза. Сензитивные периоды к действию гормонов. Базовый уровень гормонов в крови, влияние гипер- и гипо- секреции эндокринных желе в разные периоды онтогенеза. 3 Строение и функции различных эндокринных желез в организме человека Гипофиз, строение. Гормоны. Щитовидная железа, строение, гормоны их влияние на физическое и психическое развитие ребенка в эмбриональный постэмбриональный периоды. Паращитовидные железы, их влияние на развитие ребенка, обмен кальция в организме. Надпочечники их строение и функции. Г ормоны коркового и мозгового слоя. Поджелудочная железа, её секреторная функция. Половые железы, их гормоны, влияние на рост и развитие детского организма. Половое воспитание детей. Практические работы 1 Тема 3.2. Нервная регуляция функций Раздел 4. Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма детей Тема 4.1. Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма детей Практическая работа №3 Железы внутренней секреции: морфологические особенности, гормоны, функции, (работа с раздаточными материалами) Самостоятельная работа обучающихся 1 Составление схемы гипоталамо-гипофизарной системы с использованием материала учебника Содержание учебного материала 1 Понятие нервной регуляции функций Значение и общий план строения нервной системы. Основные этапы развития. Нервная ткань. Нейрон структурная и функциональная единица нервной системы. Возрастные особенности. Нейроглия, особенности строения и функции. Контакты между нейронами - синапсы. 2 Строение и функции центральной нервной системы Морфофункциональное созревание отделов ЦНС. Строение и функции, возрастные особенности спинного мозга. Головной мозг - сложное иерархическое образование. Общие сведения, морфология, развитие в онтогенезе. Анатомия и физиология стволовых структур, конечного мозга. Сенсорные, моторные, ассоциативные зоны коры больших полушарий, функциональные свойства и формирование в онтогенезе. 3 С еминарское занятие Функции и возрастные особенности коры больших полушарий Развитие интегративной деятельности коры, образование нейронных ансамблей по горизонталям и вертикалям. Особенности развития и становления функций лобной коры - высшего управленческого аппарата мозга. Изменение электрической активности мозга в онтогенезе. Становление ритма как показателя степени развития коры. Развитие корково-подкоркового взаимодействия. Функциональная асимметрия мозга, её становление в онтогенезе. Моторная, сенсорная и психическая асимметрия. Роль левого полушария в высших формах психической Практические работы 1 Практическая работа №4 Морфологические особенности спинного и головного мозга 3 Практическая работа №5 Анатомия переднего мозга Контрольная работа №2 по разделу «Развитие систем регуляции организма» Самостоятельная работа обучающихся 1 Выполнение рисунка нейрона в рабочей тетради с использованием материала учебника 2 Выполнение рисунка синапса в рабочей тетради с использованием материала учебника Содержание учебного материала 1 Понятие сенсорных систем Общая характеристика сенсорных систем, значение сенсорной информации для развития ребенка. Общий план строения сенсорных систем. Г етерохронное созревание сенсорных систем. Сенситивные периоды. 2 Зрительная сенсорная система Развитие зрительной сенсорной системы в онтогенезе. Общий план строения анализатора, строения глаза, оптическая система, световосприятие. Возрастные изменения зрительных реакций. Нарушения зрения у детей и их профилактика. Гигиенические требования к освещению, учебникам, книгам, шрифтам, наглядным пособиям. 3 Слуховая сенсорная система. Другие виды сенсорных систем Развитие слуховой сенсорной системы в онтогенезе. Значение и общий план строения, возрастные 0,5 2 1 1 2/3/1 1 2 1 2 2 2 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 4/2 (ауд./сам.) 2 2 1,5/1,5/1 0,5 1 0,5 2 0,5 2 особенности, значение слуха в формировании речи у детей, гигиена слуха. Вестибулярный аппарат, строение и функции. Морская болезнь. Развитие обонятельной, вкусовой и соматической сенсорных систем в онтогенезе. Практические работы 1 2 3 Практическая работа №6 Изучение Практическая работа №7 Изучение Практическая работа №8 Изучение Контрольная работа №3 по разделу детей» Раздел 5. Нейрофизиологические аспекты поведения детей Тема 5.1. Формы поведения строения глаза по таблицам и муляжам рефлекторных реакций зрачка строения уха по таблицам и муляжам «Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма 0,5 0,5 0,5 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 1 2 1 1 Изучение дополнительной литературы по вопросу «Морская болезнь: причины и профилактика» Составление в рабочей тетради конспекта «Морская болезнь: причины и профилактика» 2 2 2 16/9 (ауд./сам.) Содержание учебного материала 1 Понятие безусловных и условных рефлексов 3/1/0 1 2 1 2 1 2 1 2 Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты. Классификация безусловных рефлексов, их биологическая роль в жизнедеятельности организма ребенка. Ориентировочный рефлекс. Его значение в формировании ориентировочно - исследовательского поведения ребенка. 2 Общая характеристика условных рефлексов Приобретенные формы поведения как основа различных форм обучения. Условные рефлексы на время. Рефлексы подражания и их роль в формировании двигательных навыков, речи и социального поведения детей. Скорость выработки условных рефлексов и их устойчивость. Механизм формирования условного рефлекса. 3 Торможение условных рефлексов Понятие торможения условных рефлексов. Внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов: индукционное, запредельное. Внутреннее (условное) торможение: угасательное, дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз. Значение для обучения и воспитания детей. 4 Семинарское занятие Динамические стереотипы и их роль в жизнедеятельности организма Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Динамический стереотип (ДС). Механизм формирования. Образование ДС в процессе обучения и воспитания детей. Смена ДС в дошкольном, в младшем школьном возрасте. Динамический стереотип - основа выработки у детей привычек, навыков определенной системы поведения Тема 5.2. Поведение как результат интегративной деятельности мозга Самостоятельная работа обучающихся 3 1 2 3 1 1 1 Изучение дополнительной литературы по вопросу «Инстинкты и их роль в жизнедеятельности» Составление конспекта «Инстинкты и их роль в жизнедеятельности» в рабочей тетради Подбор примеров разных видов торможения условных рефлексов с использованием материала учебника Содержание учебного материала 1 Понятие высшей нервной деятельности Три функциональных блока управления высшей нервной и психической деятельности человека (А. Р. Лурия, 1973). Блок регуляции состояния активности или бодрствования. Блок получения переработки и хранения, информации. Блок программирования, регуляции и контроля над психической 7/2/0 1 1 Концепция функциональных систем ( П. К. Анохин) и её значения. 2 Типы высшей нервной деятельности 1 2 2 2 3 2 2 2 Нейрофизиологические основы индивидуальных различий. Психологические особенности ВНД ребенка. Учение И.П. Павлова о типах ВНД, развитие учения. Оценка психологических особенностей детей. Значение выявления индивидуальных различий для обучения воспитания ребенка. Особенности педагогического подхода к детям различными типами ВНД. 3 Семинарское занятие Морфологические и нейрофизиологические основы речи Речь как средство общения. Моторная и сенсорная речь. Этапы формирования речи. Восприятие речи детьми разного возраста. Особенности развития моторной речи. Структурно - функциональная асимметрия речевых центров. Значение речевой среды для развития речи ребенка. Речь как характеристика индивидуальных психологических особенностей ребенка. Речь и мышление. 4 Мотивации, потребности, эмоции. Основы стресса Мотивации и эмоции. Потребности и их роль в формировании поведения. Биологическая роль эмоций. Физиологические основы эмоций. Стресс: понятие, причины, значение для организма. Нарушения ВНД у детей, причины и профилактика. Неврозы, причины их профилактика. 5 Закономерности изменения работоспособности у детей Периодичность физиологических функций и умственной работоспособности. Фазы работоспособности, её дневная и недельная периодичность. Гигиенические требования к организации учебно воспитательного процесса. Мероприятия, способствующие повышению умственной и физической работоспособности детей. Самостоятельная работа обучающихся 1 2 3 4 Тема 5.3. Биологические ритмы Изучение дополнительной литературы по вопросу «Этапы развития речи у детей» Составление конспекта в рабочей тетради «Этапы развития речи у детей» Изучение дополнительной литературы по вопросу «Профилактика нарушений ВНД у детей» Составление рекомендаций для учителей и родителей по профилактике нарушений ВНД у детей Содержание учебного материала Понятие биологических ритмов 1 4 1 1 1 1 1/1/1 1 2 1 2 Биологические ритмы и их классификация. Суточный режим «сон-бодрствование». Фазы сна: медленный и быстрый сон. Продолжительность сна у детей разного возраста. Нарушения сна, их профилактика. Г игиена сна. 2 Режим дня как проявление динамического стереотипа. Гигиенические требования к режиму дня. Организация режима дня детей разного возраста. Значение правильного режима дня. Примерные схемы режима дня. Контрольная работа №4 по разделу «Нейрофизиологические аспекты поведения детей» 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 1 2 Раздел 6. Опорно двигательный аппарат детей. Гигиенические требования к оборудованию Семинарское занятие Режим дня ребенка Изучение дополнительной литературы по вопросу «Г игиена сна» Составление в рабочей тетради памятки с правилами, которые необходимо соблюдать для поддержания здорового сна 1 1 6/3 (ауд./сам.) образовательных учреждений Тема 6.1. Опорно двигательный аппарат детей. Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений 2/3/1 Содержание учебного материала 1 Опорно-двигательный аппарат. Значение и строение костной системы 1 2 1 2 2 2 0,5 0,5 1 1 1 Опорно-двигательный аппарат как совокупность костной и мышечной систем. Строение и функции костей, их развитие. Виды соединения костей. Рост и развитие скелета, изменение отделов скелета с возрастом. 2 Значение и строение мышечной системы Мышцы скелета как орган движения. Периоды интенсивного роста скелетных мышц, последовательность развития различных групп скелетных мышц, потребность детей в движении. Нормы суточной активности ребенка в разные возрастные периоды. Формы двигательной активности. 3 Семинарское занятие Возрастные особенности профилактика ОДА. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и их Формирование и развитие осанки ребенка, её виды, нарушения и профилактика. Гигиенические требования к оборудованию ДОУ и школы. Гигиенические требования к ранцам, сумкам, игрушкам, письменным принадлежностям, различным инструментам. Практические работы 1 2 Практическая работа №9 Получение минерального и органического вещества кости (демонстрация) Практическая работа №10 Правильная осанка Контрольная работа №5 по разделу «Опорно-двигательный аппарат детей. Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений» Самостоятельная работа обучающихся 1 2 3 4 Раздел 7. Морфофункциональные особенности вегетативных систем. Гигиена. Возрастные особенности систем Тема 7.1. Кровь и кровообращение Изучение метода определения плоскостопия по инструкции для выполнения практических работ Проведение практической работы №11 Определение наличия плоскостопия Изучение дополнительной литературы по вопросу «Гигиенические требования к зданию и помещениям школы» Составление конспекта «Г игиенические требования к зданию и помещениям школы» в рабочей тетради 3 0,5 0,5 1 1 28/17 Содержание учебного материала 1 Внутренняя среда организма. Лимфатическая система. 6,5/1/0,5 2 2 2 2 2,5 2 Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость, их значения в поддержке гомеостаза. Лимфа и её значение. Лимфатические узлы, небные и глоточные миндалины, их значения в обеспечении защитных свойств детского организма. 2 Кровь: значение, строение и функции Значения и состав крови. Функции клеток крови. Возрастные изменения состава крови. Гемолитическая желтуха новорожденного. Анемия у детей, профилактика анемии. Группы крови, резус-фактор. Антитела и антигены. Иммунитет, виды иммунитета. Аллергия и анафилаксия. 3 Строение возрастные особенности кровеносной системы. Кровообращение Строение и работа сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений. Сосудистая система: артерии, вены, капилляры. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по Тема 7.2. Возрастные особенности дыхательной системы Тема 7.3. Возрастные особенности системы органов пищеварения сосудам. Особенности скорости движения крови у детей разного возраста. Рефлекторные реакции кровеносной системы ребенка при физических и психических нагрузках. Тренировка кровеносной системы. Развитие кровеносной системы во внутриутробный период.____________________________________ Практические работы 1 Практическая работа №12 Определение пульса и артериального давления 2 Практическая работа №13 Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки Контрольная работа №6 по теме «Кровь и кровообращение» Самостоятельная работа обучающихся 1 Изучение строения и функций клеток крови с использованием материала учебника 2 Заполнение таблицы в рабочей тетради Клетки крови Группа клеток Функции Место образования клеток Строение Количество в 1 мл крови 1. Эритроциты 2. Лейкоциты 3. Тромбоциты 3 Изучение дополнительной литературы по вопросу «Иммунитет. Аллергия и анафилаксия у детей» 4 Составление конспекта в тетради по вопросу «Иммунитет. Аллергия и анафилаксия у детей» Содержание учебного материала 1 Значение, строение и возрастные особенности дыхательной системы Возрастные особенности дыхательной системы. Содержание учебного материала Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания, изменения с возрастом. Г азообмен в легких и тканях. Жизненная ёмкость легких, изменения с возрастом (МОД). Минутный объем дыхания. Дыхательный центр. Влияние внешних и внутренних факторов на функции дыхательного центра. Произвольное дыхание. Особенности произвольного дыхания у детей.___________________________________ 2 Семинарское занятие Г игиена дыхания и микроклимат в классе Микроклимат ДОУ и школы. Вентиляция помещений. Гигиенические требования к отоплению детских Практические р аботы 1 Практическая работа №14 Определение времени задержки дыхания при разных условиях 2 Практическая работа №15 Оценка запыленности воздуха учебного кабинета 3 Практическая работа №16 Санитарное обследование температуры воздуха и определение коэффициента аэрации в кабинете__________________________________________________________________________________ Контрольная работа №7 по теме «Возрастные особенности дыхательной системы» Самостоятельная работа обучающихся 1 Изучение дополнительной литературы по вопросу ««Профилактика инфекционных заболеваний у детей» 2 Составление в рабочей тетради памятки с мерами профилактики инфекционных заболеваний у детей 3 Изучение дополнительной литературы по вопросу ««Гигиенические требования к микроклимату в классе»» 4 Составление конспекта по вопросу «Г игиенические требования к микроклимату в классе» Содержание учебного материала 1 Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции органов пищеварения. Основные группы пищеварительных 0,5 0,5 2 1 0,5 3 0,5 0,5 1 1 1/ 2,5/0,5 1 2 1 2 0,5 0,5 0,5 1 2 2 0,5 4 1 1 1 1 3/0,5/0,5 1 2 ферментов, особенности действия. Пищеварение в ротовой полости. Зубы, строение, возрастные изменения. Пищеварение в желудке и тонком кишечнике. Процесс всасывания. Роль печени в процессе пищеварения.______________________________________________________________________________________ 2 Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения 2 2 0,5 0,5 2 Возрастные изменения пищеварительной трубки и процессов пищеварения. Смена зубов. Гигиена полости рта. Кариес и его профилактика. Профилактика заболеваний желудка и кишечника у детей. Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций у детей.______________________________ Практические работы 1 Практическая работа №17 Строение органов пищеварения (таблицы, муляжи) Контрольная работа №8 по теме «Возрастные особенности системы органов пищеварения» Самостоятельная работа обучающихся 3 4 Тема 7.4. Обмен веществ энергии. Питание. Гигиена питания Изучение материала учебника по вопросу «Кишечные инфекции у детей и их профилактика» Составление в рабочей тетради конспекта «Кишечные инфекции у детей и их профилактика» 2 1 1 2.5/1/0.5 Содержание учебного материала 1 Обмен веществ и энергии 1,5 2 1 2 1 0,5 3 Понятие об обмене веществ в организме человека. Общий и основной обмен. Изменение интенсивности основного обмена в зависимости от пола и возраста. Индивидуальные варианты. Обмен белков, жиров и углеводов. Значение положительного азотистого баланса для развития детского организма. Особенности жирового и углеводного обмена у детей. Регуляция обменных процессов. Обмен минеральных солей и воды. Витамины, значение для роста и развития детского организма.____________________________________ 2 Питание. Гигиена питания Основы рационального питания. Энергетическая ценность пищи. Режим питания, гигиенические навыки приема пищи._______________________________________________________________________________________ Практические работы 1 Практическая работа №18 Составление пищевого рациона для детей и подростков Контрольная работа №9 по теме «Обмен веществ и энергии. Питание. Г игиена питания» Самостоятельная работа обучающихся 3 4 Изучение дополнительной литературы по вопросу «Роль воды в организме» Составление конспекта в рабочей тетради «Роль воды в организме» Изучение материала учебника по вопросу «Признаки недостатка витаминов в организме. Профилактика авитаминозов» Заполнение таблицы в рабочей тетради Признаки недостатка витаминов в организме. Профилактика авитаминозов Витамин Продукты питания, богатые Признаки недостатка витамина в организме витамином Жирорастворимые витамины Витамин А Витамин Д Витамин Е Водорастворимые витамины Витамин С Витамин В 1 Витамин Вб 15 4 1 1 1 1 I Витамин В 12 Тема 7.5. Возрастные особенности системы выделения 4/0/0 Содержание учебного материала 1 Значение и строение выделительной системы 2 2 2 2 Значение органов выделения (легкие, кишечник, кожа, почки). Пути выделения продуктов обмена. Почки - специализированный орган выделения: макро- и микроструктура. Нефрон - структурная единица почки. Состав и образование мочи. Изменение состава мочи в зависимости от состава пищи. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Произвольное мочевыделение у детей. 2 Возрастные особенности и гигиена выделительной системы Формирование мочевыделительной системы в процессе онтогенеза. Состав и образование мочи у детей. Энурез, его причины и профилактика. Факторы, провоцирующие воспалительные заболевания органов выделения. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы Самостоятельная работа обучающихся 2 1 1 2 Тема 7.6. Теплорегуляция организма ребёнка. Гигиенические требования к одежде и обуви 1 2/1/1 Содержание учебного материала 1 Семинарское занятие Значение и строение кожи. 1 2 2 2 Строение и функции кожи. Участие кожи в процессе терморегуляции. Гигиена кожи и ее производных (волос, ногтей). 2 Раздел 8. Тема 8.1. Обобщение Изучение дополнительной литературы по вопросу «Профилактика заболеваний мочевыделительной системы у детей» Составление в рабочей тетради памятки с мерами профилактики заболеваний мочевыделительной системы у детей» Теплорегуляция организма детей. Гигиенические требования к детской одежде и обуви Химическая и физическая теплорегуляция, её механизмы поддержания температуры тела. Терморегуляция в период новорожденности, изменения терморегуляции с возрастом. Закаливание детского организма. Основные принципы и средства закаливания. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Контрольная работа №10 по темам 7.5., 7.6. 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 1 2 1 1 Изучение материала учебника по вопросу «Профилактика кожных заболеваний» Составление в рабочей тетради памятки с мерами профилактики кожных заболеваний у детей 2 2/0 (ауд./сам.) Содержание учебного материала 1 2 Обобщение по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена Всего: Экзамен Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 16 111 3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физиологии, анатомии и гигиены. Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест (см. паспорт кабинета). Технические средства обучения: занятия с использованием технических средств обучения проводятся на базе лаборатории информатики. Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта; электронная библиотека ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 414 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414667 Дополнительные источники: 1. Г олубев, В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 240 с. Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образ. учреждений СПО / М. Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 384 с. Интернет-ресурсы: 1. Атлас анатомии человека [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://www.anatomcom.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ и контрольных работ. Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по учебной дисциплине. Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена. Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой . Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) VO •I- 00 о 90 - 100 50 - 69 менее 50 Формируемые ОК и ПК ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений вербальный аналог балл (отметка) 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно Результаты обучения (усвоенные знания и умения) Формируемые ОК и ПК ОК 3. Оценивать риски и В результате освоения учебной принимать решения в дисциплины обучающийся нестандартных ситуациях. должен уметь: ОК 10. Осуществлять -определять топографическое профилактику травматизма, расположение и строение обеспечивать охрану жизни и органов и частей тела; здоровья обучающихся -применять знания по анатомии, (воспитанников). физиологии и гигиене при ПК 1.1. Определять цели и изучении профессиональных задачи, планировать занятия. модулей и в профессиональной ПК 1.2. Организовывать и деятельности; проводить занятия. ПК 1.4. Оценивать процесс и -оценивать факторы внешней результаты деятельности среды с точки зрения их занимающихся на занятии и влияния на функционирование и освоения дополнительной развитие организма человека в освоения дополнительной образовательной программы. образовательной программы. детском, подростковом и ПК 1.5. Анализировать занятия. юношеском возрасте; ПК 1.5. Анализировать ПК 2.1. Определять цели и занятия. -проводить под руководством задачи, планировать досуговые медицинского работника ПК 2.1. Определять цели и мероприятия, в том числе задачи, планировать мероприятия по профилактике конкурсы, олимпиады, досуговые мероприятия, в заболеваний детей, подростков и том числе конкурсы, соревнования, выставки. молодежи; ПК 2.2. Организовывать и олимпиады, соревнования, -обеспечивать соблюдение проводить досуговые выставки. гигиенических требований в ПК 2.2. Организовывать и мероприятия. ПК 2.4. Анализировать процесс и кабинете (мастерской, проводить досуговые результаты досуговых мероприятия. лаборатории) при организации мероприятий. ПК 2.4. Анализировать обучения; ПК 3.1. Разрабатывать процесс и результаты -учитывать особенности досуговых мероприятий. методические материалы физической работоспособности и ПК 3.1. Разрабатывать (рабочие программы, учебно закономерности ее изменения методические материалы тематические планы) на основе в течение различных примерных с учетом области (рабочие программы, интервалов времени (учебный учебно-тематические деятельности, особенностей год, четверть, месяц, неделя, планы) на основе примерных возраста, группы и отдельных день, занятие) при с учетом области занимающихся. проектировании и реализации деятельности, особенностей ПК 3.2. Создавать в кабинете образовательного процесса; возраста, группы и (мастерской, лаборатории) отдельных занимающихся. предметно-развивающую среду. знать: ПК 3.2. Создавать в кабинете ПК 3.3. Систематизировать и -основные положения и оценивать педагогический опыт и терминологию анатомии, (мастерской, лаборатории) образовательные технологии в предметно-развивающую физиологии и гигиены области дополнительного среду. человека; образования на основе ПК 3.3. Систематизировать и -основные закономерности роста изучения профессиональной оценивать педагогический и развития организма человека; - опыт и образовательные литературы, самоанализа и строение и функции систем технологии в области анализа деятельности других органов здорового человека; дополнительного педагогов -физиологические образования на основе характеристики основных изучения профессиональной литературы, самоанализа и процессов жизнедеятельности анализа деятельности других организма человека; педагогов -возрастные анатомо физиологические особенности детей, подростков и юношей; -влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение; -основы гигиены детей и подростков; -гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; -основы профилактики инфекционных заболеваний; -гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации