ОПД 06 Безопасность жизнедеятельности

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно - программная документация

**

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности» по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рассмотрено на заседании ПЦК
«__________________________»
Протокол №_______
« »
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________от
« »
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 06. Безопасность жизнедеятельности

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

22

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее программа) - является
обязательной частью основной профессиональной образовательной
программы СПО - программы подготовки специалистов среднего звена
(ППСЗ),
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Данная рабочая программа может реализовываться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий,
размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности принадлежит к
общепрофессиональным
дисциплинам
профессионального
цикла
(обязательная часть). Данная дисциплина является важным шагов в овладении
обучающимися профессиональными компетенциями по сохранению
собственного здоровья и личной безопасности в жизни и в профессиональной
деятельности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их последствий в профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно
определять среди них родственные полученной
специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
4

В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен знать:
принципы обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при
пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального
снаряжения,
состоящих
на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Представленные умения и знания направлены на формирование общих
и профессиональных компетенций:
Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)
должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за качество образовательного процесса.

5

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления
ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области
деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
Формы проведения занятий по учебной дисциплине Безопасность
жизнедеятельности включают в себя применение интерактивных технологий:
-личностно-ориентированные ; -критического мышления; -использование
ИКТ; -индивидуально-дифференцированное обучение; - проектное обучение.
Инновационные методы обучения по учебной дисциплине Безопасность
жизнедеятельности включают в себя : - метод мозгового штурма; - деловая
игра; - кейс -метод ( разбор ситуаций ) ; - творческие задания; -семинары.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часа;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек
использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности», отведенного на изучение чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени, средств индивидуальной и коллективной
защиты и освоение основ медицинских знаний и первой помощи
пострадавшим при различных условиях жизнедеятельности.
Так как большинство студентов колледжа составляют девушки, то
вопросы основ военной службы и обороны государства изучаются обзорно,
34 часа отведено на изучение основ медицинских знаний.
Для обучающих юношей, программа изучения раздела 6 «Основы
военных знаний», включает в себя проведение занятий в объеме 48 часов, в
6

том числе 35 часов на проведение военных сборов. Данная программа,
является приложением к основной обучающей программе, предназначенной
для юношей. (Приложение №1)

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

О бъем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):
из них практических работ
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
П р о м еж ут о ч н а я ат т ест а ц и я в ф орм е ди ф ф ер енц и р о ва н но го за ч ет а

8

102
66
18
34
2 часа

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Введение
Тема 1.1.
Безопасность
жизнедеятельности
как наука
Раздел 2.
Основные виды
потенциальных
опасностей и их
последствия в
профессиональной
деятельности и
быту, принципы
снижения
вероятности их
реализации
Тема 2.1.
Опасности и их
источники

Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

2

3
2
2

Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
Безопасность. Системы безопасности. Предмет, задачи, цель безопасности жизнедеятельности как науки.
Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности.

Уровень
освоения
4
1

15

Опасность. Вредный фактор. Травмирующий фактор. Классификация опасностей. Опасности
по вероятности воздействия на человека: потенциальная, реальная, реализованная опасности. Виды
реализованной опасности: происшествие, чрезвычайное происшествие, авария, катастрофа, стихийное
бедствие, чрезвычайная ситуация, отказ, инцидент. Дерево причин и следствий опасности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:
1
2

2

Сущность понятия «безопасность». Безопасность жизнедеятельности в системе наук.
Подготовить сообщение на темы:
- Официальная формулировка понятия «безопасность» в Законе РФ «О безопасности» от 28.12.2010 г. №
390-ФЗ

1
1

- Личность, общество и государство (социум) как объекты, и как субъекты безопасности
Тема 2.2.
Потенциальные
опасности
профессиональной

1

Качественный и количественный анализ производственных опасностей. Риск.
Опасный производственный фактор. Вредный производственный фактор. Группы опасных и вредных
производственных факторов. Риск. Индивидуальный риск. Коллективный риск. Приемлемый риск.
Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск.

9

2

1

деятельности

2

Условия труда и их гигиеническая оценка.
Условия труда. Физиологические изменения в организме при работе. Гигиенические нормативы условий
труда. Безопасные условия труда. Рабочая поза. Интеллектуальные нагрузки. Сенсорные нагрузки.
Эмоциональные нагрузки. Монотонность нагрузок. Режим работы.

Тема 2.3.
Принципы, методы,
средства
и
профилактические
меры
снижения
вероятности
реализации
опасностей
в
профессиональной
деятельности.

1

Принципы, методы, средства и профилактические меры снижения вероятности реализации
опасностей в профессиональной деятельности.
Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные, управленческие.
Методы обеспечения безопасности. Способы и средства обеспечения безопасности. Профилактические
меры снижения уровня опасности.

Тема 2.4.
Потенциальные
опасности в быту и
меры снижения
вероятности их
реализации

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Оценка соблюдения гигиенических требований в учебной аудитории.

2

Оформление конспекта по теме: «Классы условий труда по показателям тяжести и напряженности».

1

2

.

2

1

2
1

2

1

Меры безопасности в домашних условиях, на улице, в транспорте.
Опасности в домашних условиях. Правила дорожной безопасности. Правила поведения в общественном
транспорте. Правила управления мотоциклом и велосипедом. Меры безопасности при пользовании
железнодорожным транспортом. Правила безопасности в метрополитене. Обеспечение безопасности при
пользовании авиационным транспортом. Меры безопасности на водном транспорте. Меры
предотвращения падения в домашних условиях. Профилактика отравлений. Меры безопасности при
пользовании электроприборами в домашних условиях. Правила обращения с домашними инструментами,
оружием.

1

Практическая работа
Составление алгоритма действия по мерам безопасности в бытовых условиях, при перемещении на
общественном транспорте, при соблюдении правил безопасности и самообороны при следовании к месту
жительства, в условиях криминогенной ситуации.
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах, первичные средства
пожаротушения.
Пожар. Меры пожарной безопасности. Правила поведения и действия при пожаре. Первичные средства
тушения пожаров, принципы применения. Огнетушитель, виды огнетушителей. Правила пользования
огнетушителем.
Практическая работа
По работе с огнетушителями, особенностям тушения очага пожара с использованием различных видов
средств пожаротушения
Самостоятельная работа обучающихся

1

10

1

1

1

2

2

Написание эссе «Способы обеспечения безопасности в домашних условиях»
Раздел 3.
Чрезвычайные
ситуации,
организация
защиты
работающих и
населения
Тема 3.1.
Общие сведения о
чрезвычайных
ситуациях.
Классификация ЧС
Прогнозирование
развития событий и
оценки последствий
при ЧС

11

Чрезвычайная ситуация. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Зона чрезвычайной
ситуации. Источники и причины возникновения ЧС. Виды ЧС по источнику возникновения: техногенные,
антропогенные, природные ЧС. Виды ЧС по масштабу распространения: локальные, местные, региональные,
национальные, глобальные ЧС. Основные фазы протекания ЧС. Критерии оценки последствий ЧС.
Прогнозирование ЧС. Теоретические основы прогнозирования ЧС. Прогнозирование техногенных ЧС,
стихийных бедствий, терроризма. Порядок выявления и оценки обстановки.
Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

Сбор информации о ЧС, происшедших за месяц в мире, в России, в Вологодской области.

1

2

Составление плана действий в случае возникновения ЧС, произошедшей во время работы с детьми.

1

Тема 3.2.
Организация
защиты при
стихийных
бедствиях
Тема 3.3.
Организация
защиты при
техногенных ЧС

Самоспасение и спасение пострадавших при землетрясении, извержении вулкана, ураганах, бурях,
смерчах, грозах, снежных заносах, обледенении, сходах лавины, пурги, метели, бурана, вьюги, селях,
оползнях, лесных пожарах, торфяных пожарах, степных пожарах, наводнении.
Практическая работа
Определение алгоритма действий при стихийных бедствиях, характерных для Вологодской области.
Самоспасение и спасение пострадавших в автомобильных авариях, железнодорожных авариях,
авиакатастрофах, кораблекрушении. Самоспасение и спасение пострадавших при пожарах и взрывах на
объектах. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) на объектах с выбросом
токсичных химических веществ, с выбросом радиоактивных веществ

1

1

Тема 3.4.
Обеспечение
безопасности при
обнаружении
подозрительных
предметов, угрозе
совершения и

Практическая работа
Составление плана действий по защите населения при аварийной ЧС, связанной с выбросом АХОВ
(аммиак, хлор), характерных для города Вологды..
Террористический акт. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения в
толпе. Действия при получении информации о готовящемся террористическом акте. Меры снижения
пагубных последствий при теракте.
Практическая работа
Проведение групповой практической работы по определению поражающих факторов угрозы применения
взрывного устройства и порядка действий при наличии потенциальной опасности взрыва. Определить
степени защиты населения при угрозе взрыва.

11

1

2

2

1
1

1

1

2

1

совершенном
теракте
1
Раздел 4.
Гражданская
оборона - составная
часть
обороноспособности
страны
Тема 4.1.
Задачи и основные
мероприятия
гражданской
обороны.
Оружие массового
поражения, способы
защиты

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение Федерального закона «О противодействии терроризму»

1
и

Гражданская оборона (ГО). Структура ГО. Задачи по защите населения от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия ГО объекта по защите населения от
ЧС. Оповещение населения об угрозе таких ситуаций.
Современные средства поражения. Обычные современные средства поражения. Оружие массового
поражения. Ядерное оружие, боевые свойства. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Способы
защиты от оружия массового поражения. Эвакуация, способы и виды эвакуации.

1

Практическая работа
Проведение эвакуации студентов колледжа при поступлении сигнала оповещения по линии РСЧС о
готовящемся возможном поражении образовательного учреждения средствами ОМП, а также в условии
чрезвычайных ситуаций мирного времени. Составление алгоритма действий после проведения эвакуации и
разбор допущенных ошибок во время эвакуационного мероприятия в образовательном учреждении.

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение реализации мероприятий гражданской обороны в условиях БПОУ ВО «Вологодский
педагогический колледж»

2
2

Тема 4.2
Организация
коллективной
защиты от оружия
массового
поражения

Средства защиты. Коллективные средства защиты. Убежище, значение, место расположения, устройство.
Противорадиационное укрытие, защитные свойства, место расположения, устройство. Простейшие укрытия,
назначение, расположение и устройство. Правила поведения в коллективных средствах защиты.
Самостоятельная работа обучающихся

2

1

1

Тема 4.3
Организация
индивидуальной
защиты от оружия
массового
поражения

Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания. Противогаз. Респиратор.
Противопыльная тканевая маска. Ватно-марлевая повязка. Газодымозащитный комплект. Средства защиты
кожи. Общевойсковой защитный комплект. Защитная фильтрующая одежда. Легкий защитный костюм.
Медицинские средства защиты. Аптечка индивидуальная. Индивидуальный противохимический пакет.
Практическая работа
Применение индивидуальных средств защиты в условиях ГОЧС,
разборка содержимого
индивидуальной аптечки
и их использование при оказании профилактической и первой помощи

1

Составление таблицы «Сходства и различия коллективных средств защиты: убежища,
противорадиационного укрытия, простейшего укрытия».

12

1

1

1

1

1

пострадавшим.
2

Самостоятельная работа обучающихся:
1
Раздел 5.
Принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики
Тема 5.1.
Устойчивость
объектов
экономики

Раздел 6.
Основы военной
службы
Тема 6.1.
Воинская
обязанность и
оборона государства

Тема 6.2.
Вооруженные силы
России на
современном этапе

Изготовление ватно-марлевой повязки. Знакомство с противогазом, его применение на практике,
использование защитных форм одежды.

2
2

Устойчивость объектов экономики. Направления повышения устойчивости промышленного объекта:
повышение прочности и устойчивости производственных зданий, оборудования, технологического процесса,
систем газо-водо, энергоснабжения, разработка мер, обеспечивающих высокий уровень защиты населения.
Этапы организационно-технических мероприятий повышения устойчивости объекта. Факторы, влияющие на
устойчивость объекта: район расположения объекта, внутренняя планировка и застройка территории,
подготовленность персонала к работе в чрезвычайных ситуациях; готовность к восстановлению производства;
надежность жизненно важных систем промышленного объекта; технологический процесс; надежность и
гибкость производственных связей и систем управления производством.

2

1

5

1

Основные понятия о воинской обязанности и воинском учете Воинская обязанность. Структура
воинской обязанности. Особенности военной службы. Правовая основа военной службы. Предназначение
воинского учета. Организация воинского учета.

2

1

1

Вооруженные силы РФ на современном этапе.
Состав Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Военно-учетная специальность.
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении воинских подразделений,
в которых имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО.
Виды вооружения. Виды военной техники. Специальное военное снаряжение. Военно-учетные
специальности. Военно-учетные специальности родственные специальностям СПО.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к семинару
специальности в ВС России»

2

13

по теме : «Военно-учебные

Раздел 7.
Порядок и правила
оказания первой
помощи
пострадавшим
Тема 7.1.
Значение первой
помощи и правила
ее оказания

54-(34/20)

Первая помощь. Значение оказания первой помощи. Основные мероприятия первой помощи. Этапы
оказания ПП. Правила оказания ПП. Средства оказания ПП. Подручные средства. Табельные средства.
Аптечка первой медицинской помощи.

Тема 7.2.
Первая помощь при
синкопальных
состояниях.

Тема 7.3.
Доврачебная
помощь при
клинической
смерти
Тема 7.4.
Первая
медицинская
помощь при
ранениях

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:
1

2

Подготовка сообщения « Виды оказания первой помощи населению и ее особенности»

Обмороки, Синкопальные состояния. Помощь при колапссе. Шок причины возникновения шока. Фазы
шока. Профилактика.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка доклада по теме : « Шок организма и его профилактика»
1

Клиническая смерть. Признаки клинической смерти. Первая помощь при клинической смерти.
Практическая работа
Проведение реанимационных мероприятий по оказанию первой помощи при остановке дыхания,
отсутствия пульса, сознания. Отработка действий на медицинском манекене
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление схемы непрямого массажа сердца и проведения искусственного дыхания
Травма. Виды травм. Рана, как вид механической открытой травмы. Классификация ран. Порядок
оказания первой медицинской помощи при ранении. Асептика. Правила асептики. Антисептика. Виды
антисептики. Первая помощь при ранении живота. Первая помощь при ранении грудной клетки.
Самостоятельная работа обучающихся:
1

Подготовка сообщения о травмах, ранениях и их профилактики.

Тема 7.5.
Основы наложения
бинтовых повязок

1

Тема 7.6.
Кровотечение.
Оказание первой

1

Десмургия. Повязка. Перевязка. Виды повязок. Виды бинтовых повязок. Правила наложения бинтовой
повязки.
Практическая работа.
Отработка навыков наложения бинтовых повязок на голову и верхние конечности.
Отработка навыков наложения бинтовых повязок на туловище и нижние конечности
Кровотечение. Классификация кровотечений. Артериальное кровотечение, признаки, первая медицинская
помощь. Жгут. Правила наложения жгута. Венозное кровотечение, признаки, первая помощь.
Капиллярное кровотечение, порядок оказания первой медицинской помощи.

14

1
2

2

2

1

1
2

1

1

2

2

1

1

помощи при
кровотечениях

1
Тема 7.7.
Первая помощь при
закрытых
повреждениях.

Тема 7.8
Первая помощь при
переломах.

1

Темаа 7.11

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Решение ситуационных задач: определение вида кровотечения и последовательности оказания первой
помощи
Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Сотрясение мозга, черепно-мозговая травма.
Ушибы вывихи, растяжения, разрывы мышц и связок.
Практическая работа
Выполнение действий по оказанию первой помощи при закрытых травмах опорно-двигательного
аппарата
Самостоятельная работа обучающихся:
Создание презентации по теме : «Черепно-мозговая травма, ее опасности и профилактика»

1
1
1

2

2

1

1

Отработка навыков оказания первой помощи при повреждении грудной клетки.
Отработка навыков оказания первой помощи при переломе позвоночника и нижних конечностей.

3

1

Перелом. Классификация переломов. Признаки закрытых и открытых переломов. Травматический шок.
Профилактика и первая помощь при травматическом шоке. Способы транспортировки пострадавших
Практическая работа
Отработка способов иммобилизации при переломах, способы наложения транспортных шин на
пострадавших
Самостоятельная работа обучающихся:

2
Тема 7.9.
Самопомощь и
первая помощь при
поражении
электрическим
током
Тема 7.10.
Ожоги. Первая
помощь при ожогах.

Практическая работа.
Отработка навыков остановки кровотечения с использованием средств аптечки и подручных средств.

1
1

1

Воздействие электрического тока на организм человека. Способы прекращения воздействия
электрического тока на пострадавшего. Меры освобождения пострадавшего от токоведущих частей. Меры
первой помощи после освобождения пострадавшего от действия тока.

2

1

1

Ожог. Виды ожогов. Признаки и первая помощь при термических, химических, электрических и
радиационных ожогах. Степени ожогов, признаки, первая помощь.
Практическая работа.
Определение площади и глубины поражений организма при ожогах

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений по профилактике ожогов и действий при получении бытовых ожоговых травм
Тепловой удар. Солнечный удар. Причины и признаки теплового и солнечного удара. Первая помощь при

2

15

2

Первая
помощь при
солнечном и
тепловом ударах
Тема 7.12.
Обморожения,
оказание первой
помощи.
Тема 7.13.
Первая помощь при
механической
асфиксии,
заваливании землей
Тема 7.14.
Укусы и ужаления,
меры первой
помощи

тепловом и солнечном ударах. Профилактика теплового и солнечного удара.

Обморожение. Причины, признаки. Первая помощь при обморожении. Переохлаждение организма.
Профилактика обморожения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка доклада - Профилактика обморожений
Асфиксия. Первая помощь при асфиксии. Первая помощь при удушении, вызванном внешним
сдавливанием трахеи. Первая помощь при заваливании человека землей и другими предметами.

2

Правила поведении при нападении бешеных животных. Первая помощь при укусах змей, клещей,
скорпионов, ядовитых пауков, жалящих насекомых.

2

Тема 7.15.
Первая помощь при
утоплении.
Принципы
оказания первой
помощи при
попадании
инородного тела

2

1

Составление опорного конспекта «Первая помощь при укусе змеи, жалящих насекомых и клещей»

Утопления. Виды утоплений. Виды первой помощи при утоплениях. Правила поведения на воде.
Правила поведения при катании на лодке.
Инородное тело. Первая помощь при попадании инородного тела в глаза. Первая помощь при попадании
инородного тела в нос. Принципы оказания первой помощи при попадании инородного тела в ухо.
Практическая работа
Отработка действий на манекене по оказанию помощи утопающему и первой помощи при попадании
инородного тела в организм человека.

2

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 7.16.
Первая помощь при
отравлении.
Предотвращение
отравлений

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:
1

1

1

Подбор статьи о последствиях неосторожного купания детей.

2

Разработка правил поведения детей у водоемов.

3

Подбор статьи о последствиях попадания инородных тел.

0,5
1
0,5

Отравление. Острые и хронические отравления. Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом
отравлении. Самопомощь и первая помощь при отравлении вредными газами. Профилактика отравлений.
Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

2

Создание презентации по теме : « Виды отравлений организма и их профилактика»

16

2

2

Тема 7.17.
Первая помощь при
радиационных
повреждениях
организма

Причины радиационных повреждений. Лучевая болезнь. Стадии протекания лучевой болезни.
Радиационный ожог. Способы предотвращения радиационных повреждений.

2

2
Дифференцированный зачет
Всего

102

Приложение 1
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности. Раздел 6. Основы военной службы (для юношей).
Раздел 6.
Основы военной
службы
Тема 6.1.
Воинская обязанность
и оборона государства

48

Содержание
1

Основные понятия о воинской обязанности и воинском учете Воинская обязанность. Структура
воинской обязанности. Особенности военной службы. Правовая основа военной службы.
Предназначение воинского учета. Организация воинского учета. Обязательная подготовка граждан к
военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского
освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
2 Правовые основы военной службы. Конституция РФ, Федеральные законы. Общевоинские уставы ВС
РФ - закон воинской жизни. Военная присяга.
Практические занятия: 1.Устав ВС РФ - закон воинской жизни.
2. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России.
3 Военная служба по призыву и по контракту. Прохождение военной службы по призыву. Увольнение
с военной службы и пребывание в запасе. Прохождение военной службы по контракту.
Практическое занятие: 1. Подготовка к военной службы по призыву

2

4

2

Статус военнослужащего. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды. Права и
ответственность военнослужащих. Военнослужащий-патриот, с честью и достоинством несущий звание
защитника Отечества. Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и боевой
техникой. Военнослужащий-подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ,
выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Практическое занятие: 1. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.
2. Права и ответственность военнослужащих.
5 Международное гуманитарное право. Ограничение средств и методов ведения военных действий в

17

2
2
2
2
2

2
2
2

МГП. Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта
6

Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ

7

Психологические основы военной службы. Личность и социальная роль военного человека. Слухи
и искаженная информация. Призыв на военную службу как стрессовая ситуация, способы преодоления
стресса.
8. Психологические основы военной службы. Бесконфликтное общение и саморегуляция. Морально­
этические качества военнослужащих. Безконфликтное общение и саморегуляциявоеннослужащих.
Самовоспитание и самосовершенствование личности.
Практическое занятие: Способы безконфликтного общения и саморегуляция в повседневной деятельности
и экстремальных ситуациях военной службы.
Тема 6.2.
Вооруженные силы
России на
современном этапе

2
2

2

2

Содержание
1

Управление Вооруженными силами. Президент России - Верховный главнокомандующий ВС
России. Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны)- орган управления
Вооруженными силами России. Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации —
центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными
силами.Состав Вооруженных сил.Военно-административное деление Российской Федерации: Западный
военный округ, Южный военный округ, Центральный военный округ, Восточный военный округ.

2

2

Виды вооружённых сил. Сухопутные войска. Мотострелковые войска. Танковые войска. Ракетные
войска и артиллерия. Войска ПВО Сухопутных войск. Специальные войска и службы.

2

3

Виды вооружённых сил. Воздушно-космические силы. Дальняя авиация. Фронтовая авиация.
Армейская авиация. Военно-транспортная авиация. Военно-транспортная авиация. Специальная
авиация. Зенитные ракетные войска. Радиотехнические войска.

2

4

Виды вооружённых сил. Военно-морской флот.Подводные силы. Надводные силы. Морская авиация.
Береговые войска. Формирования спецназначенияВМФ.

2

5

Виды вооружённых сил. Самостоятельные рода войск. Войска воздушно-космической обороны.
Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска.

2

Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения. Виды вооружения.
Виды военной техники. Специальное военное снаряжение. Военно-учетные специальности. Военно­
учетные специальности родственные специальностям СПО.
Практическое занятие: Виды вооружения и боеприпасов, военно-технического и инженерного имущества
в Вооруженных силах РФ.

4

6

18

2

Повторительно-обобщающий урок

2

Контрольная работа

2

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест, бинты узкие,
бинты средние, бинты широкие, шины фанерные, косынки для косыночных
повязок, жгуты резиновые, плакаты, иллюстрирующие правила оказания
первой медицинской помощи, манекен для проведения реанимации, аптечка
индивидуальная, противопыльная тканевая маска, ватно-марлевая повязка.
Технические средства обучения: мультимедийное
оборудование,
экран, проектор, Электронный тир.
Для организации электронного обучения с применением дистанционных
образовательных технологий может использоваться система электронного
обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека
- ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети;
мессенджеры, телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.]; под общей
редакцией В. П. Соломина. — Москва: Юрайт, 2018. — 399 с. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413554
Дополнительные источники:
Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / отв. ред. А. А.
Бирюков, В. К. Кузнецов. - Москва: Проспект, 2014. - 400 с.
Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина.
— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 313 с. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413524
Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для
20

среднего профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 499 с. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413626
О гражданской обороне [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.02.1998 г.
№ 28-ФЗ, с изм. от 30.12.2015 г. // Гарант.ру: инф.-прав. портал. - URL:
http://base.garant.ru/178160/#friends
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.1994 г.
№ 68-ФЗ, с изм. от 23.06.2016 г. // Гарант.ру: инф.-прав. портал. - URL:
http://base.garant.ru/10107960/1/#friends
О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.12.1994
г. № 69-ФЗ, с изм. от 23.06.2016 г. // Гарант.ру: инф.-прав. портал. - URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/10103955/paragraph/276110:1
Интернет-ресурсы
МЧС России [Электронный ресурс]: сайт Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий. - URL: http://www.mchs.gov.ru
Министерство внутренних дел Российской
ресурс]: офиц. сайт. - URL: https://мвд.рф/

Федерации

[Электронный

Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц.
сайт. - URL: http://mil.ru/
Федеральная служба безопасности Российской Федерации [Электронный
ресурс]: офиц. сайт. - URL: http://www.fsb.ru/
Спас экстрим [Электронный ресурс]: портал детской безопасности МЧС
России. - URL: http://www.spas-extreme.ru
Академик [Электронный ресурс]: словари и энциклопедии на Академике:
сайт. - URL: http://dic.academic.ru/
Глобалтека [Электронный ресурс]: глобальная библиотека научных ресурсов.
- URL: http://globalteka.ru/index.html
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]:
портал. - URL: http://window.edu.ru/
IPRbooks [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. - URL:

21

http://www.iprbookshop .ru/
Победители [Электронный ресурс]: проект. - URL: http://www.pobediteli.ru/
Центральный музей ВВС РФ
http://monino.ru/

[Электронный ресурс]:

сайт.

-

URL:

Государственные символы России [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http://simvolika.rsl .ru/index.php?f=41
Милитера. Военная литература [Электронный ресурс]: сайт. http://mil itera.lib .ru/

URL:

Википедия [Электронный ресурс]:
http s://ru.wikipedia. org

URL:

свободная энциклопедия.

22

-

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с
универсальной шкалой (таблица 1).

VO

•I-

о
00

Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных
достижений.
Качественная оценка индивидуальных
Процент
образовательных достижений
результативности
(правильных ответов)
вербальный аналог
балл (отметка)
90 - 100
5
отлично
4
хорошо
50 - 69
3
удовлетворительно
2
менее 50
неудовлетворительно
Формируемые
профессиональные (ПК) и
общие (ОК) компетенции

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы решения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Оценивать риски и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно­
коммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной

В
результате
освоения
учебной
дисциплины
обучающийся должен уметь:
организовывать
и
проводить
мероприятия
по
защите работающих и населения
от
негативных
воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного
вида
и
их
последствий в профессиональной
деятельности и быту;
использовать
средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
применять
первичные
средства пожаротушения;
ориентироваться
в
перечне
военно-учетных
специальностей
и
самостоятельно определять среди
них родственные полученной
специальности;
23

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Задания
в
тестовой форме и
открытые
вопросы,
упражнения,
практические задания
по
демонстрации
компетенций,
которые
позволяют
оценить
уровень
знаний и умений по
предмету.
Контрольные
работы.
Дифференцирован­
ный зачет

деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК
7.
Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся
(воспитанников),
организовывать
и
контролировать их работу с
принятием
на
себя
ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием, осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК
9.
Осуществлять
профессиональную
деятельность
в
условиях
обновления
ее
целей,
содержания,
смены
технологий.
ОК
10.
Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья
обучающихся
(воспитанников).
ОК
11.
Строить
профессиональную
деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых
норм.
ПК 1.2. Организовывать и
проводить занятия.
ПК 2.2. Организовывать и
проводить
досуговые
мероприятия.
ПК
3.1.
Разрабатывать
методические
материалы
(рабочие программы, учебно­
тематические
планы)
на
основе примерных с учетом
области
деятельности,
особенностей
возраста,
группы
и
отдельных
занимающихся.

применять
профессиональные знания в ходе
исполнения
обязанностей
военной службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной специальностью;
владеть
способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим;
В результате освоения учебной
дисциплины обучающий должен
знать:
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных явлениях, в том числе
в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной
безопасности
России;
основные
виды
потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы
снижения
вероятности
их
реализации;
основы военной службы и
обороны государства;
задачи
и
основные
мероприятия
гражданской
обороны;
способы
защиты
населения от оружия массового
поражения;
меры
пожарной
безопасности
и
правила
безопасного
поведения
при
пожарах;
организацию и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные
виды
вооружения, военной техники и
специального
снаряжения,
24

ПК 3.2. Создавать в кабинете
(мастерской,
лаборатории)
предметно-развивающую
среду.
ПК 3.3. Систематизировать и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные
технологии
в
области
дополнительного образования
на
основе
изучения
профессиональной
литературы, самоанализа и
анализа деятельности других
педагогов.

состоящих
на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений,
в
которых
имеются
военно-учетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
область
применения
получаемых профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей военной службы;
порядок
и
правила
оказания
первой
помощи
пострадавшим.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».