Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум» ** Учебно - программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа учебной дисциплины «Технологии профориентации» по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено на заседании ПЦК «____________________________ » Протокол №_______ « » 2023 г. подпись И.О.Фамилия Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________ от « » 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 09. Технологии профориентации СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Технологии профориентации 1.1. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Данная рабочая программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Технологии профориентации относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (вариативная часть). 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - выявлять профессиональные интересы воспитанников и их родителей (законных представителей); - определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию воспитанников; - проводить мероприятие профориентационной направленности; - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности; - консультировать воспитанников и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации; - организовывать профориентационную работу с учетом возрастных особенностей детского коллектива, особенностей воспитанников (в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья). В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - теорию, общие принципы, содержание и технологии профориентационной работы с различными возрастными группами; - краткую историю развития и становления профориентации как науки; - основополагающие принципы профориентации; - специфику профориентационной работы с детьми различных возрастов. - профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности; - теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий; - особенности профориентационной деятельности с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья; 4 - способы выявления профессиональных интересов воспитанников и их родителей (законных представителей). Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном процессе используются активные и интерактивных формы проведения занятий: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии; применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Часть компонентов учебной дисциплины реализуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность в форме практической подготовки организуется при изучении учебной дисциплины путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 5 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, из них в форме практической подготовки 8 часов; самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы О бъем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 90 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 60 23 30 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕХНОЛОГИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Раздел 1. Теоретические основы профориентации Становление профориентации как отрасли научного знания: этапы предыстории и истории. Становление и развитие системы профессиональной ориентации в России. Место профориентации в системе научного знания, связь профориентации с философией, экономикой, социологией, правом, медициной, психологией труда, педагогикой. Современные проблемы профориентации. Общепедагогические принципы профориентации. Профориентация как учебный предмет, его задачи, структура, способы изучения, контрольные мероприятия по курсу. 5+3 / 4 2 1 1 2 Профориентация как система. Понятие «система профориентации». Функции системы профориентационной работы: социальная, экономическая, психологопедагогическая, медико-физиологическая. Структура системы профориентации. Многообразие подходов к структурированию. 2 1 Практические занятия 3 1 Основополагающие принципы профориентации: принципы сознательности, соответствия, активности, развития. 1 2 2 Структурные элементы профориентации: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор (подбор), профадаптация, профактивизация, профвоспитание. Функции системы профориентационной работы: социальная, экономическая, психологопедагогическая, медико физиологическая. 2 2 2 Профориентация как вид практической деятельности. Единство теоретической и практической сторон в профориентации. Основополагающие принципы профориентации: принципы сознательности, соответствия, активности, развития. Тема 1.2. Формы и методы профориентации Уровень усвоения 4 Ауд./сам. 40 / 11 Содержание учебного материала 1. Профориентация как отрасль научного знания. Тема 1.1. Профориентация как система Объем часов 3 3 Самостоятельная работа обучающихся 4 1 Составление схемы «Связь профориентации с другими науками». 2 2 2 Подготовка конспекта по теме: «Система профориентационной работы в России». 2 2 Содержание учебного материала 1 Понятия «форма» и «метод» профориентации. Место понятий «форма» и «метод» в теории профориентации. Классификация форм и методов профориентационной работы. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы. 6+4 / 4 2 1 7 2 Формы и методы, активизирующие деятельность по выбору профессии. Формы и методы, активизирующие деятельность по выбору профессии. Формы и методы изучения личности в целях профориентации. 3 1 2 1 Игровые методы профориентации. Место игровых методов в профориентации. Особенности использования, сочетаемость с другими формами и методами профориентации. Классификация игровых профориентационных методов. Трудности и проблемы в использовании игровых методов. Практические занятия 4 1 Формы и методы изучения личности в целях профориентации. 2 2 2 Игровые методы профориентации. 2 2 Самостоятельная работа обучающихся 4 1 Подбор игр для проведения профориентационной работы с детьми дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста. 2 2 2 Написание эссе «Возможности метода беседы в профориентационной работе». 2 3 1 Содержание учебного материала Профессиональная консультация. Профконсультация как центральный метод профориентации: задачи, подходы к типизации. Способы обработки, интерпретации и фиксации данных, полученных в результате профконсультации. Правила проведения профконсультации, этапы и технология. Тема 1.3. Профессиональная консультация 2+2 2 Практическое занятие 2 1 Роль службы занятости в содействии выбору (перевыбору) профессии. 2 1 Содержание учебного материала Классификация профессий в истории профориентации. 2 Тема 1.4. Общий обзор классификаций профессий 2 3 Понятие «профессия» и «специальность» как понятия профориентации. Классификация профессий в истории профориентации (В. Н. Татищев, С. М. Богословский). Современные классификации профессий по характеру труда и уровню требуемой квалификации и др. Классификация профессий Е.А. Климова. 4-х ярусная обзорная классификация профессий Е.А. Климова (по требованиям к психологическим свойствам и качествам работника). 1 2 4+2 / 3 2 1 1 2 1 2 Типы, классы, группы профессий. Типы профессий (по предмету труда): человек - природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек - художественный образ, их характеристика. Классы профессий (по цели труда) - гностические, преобразующие, изыскательные, их характеристика. Отделы профессий (по признаку основных орудий, средств труда) - профессии ручного труда, профессии машинного труда, профессии автоматизированного труда, их характеристика. Г руппы профессий (по условиям труда) - работа в условиях, близких к бытовым, работа на открытом воздухе, работа в необыкновенных условиях, работа, связанная с повышенной моральной ответственностью, их характеристика. 8 Тема 1.5. Особенности профессий и требований к профессионалам Практические занятия 2 1 Классификация профессий Е.А. Климова. 1 2 2 Группы профессий. 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 3 1 Составление информационных карточек о профессиях для разных возрастов. 3 1 Содержание учебного материала Особенности профессий. 1 1 3+1 1 2 Профессиональные требования, продиктованные спецификой отдела, класса или группы профессий. Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. 2 1 Практическое занятие 1 Характеристика профессионалов пяти типов (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человекчеловек, человек - художественный образ) и их деятельности. 1 Характеристика профессионалов пяти типов (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человекчеловек, человек - художественный образ) и их деятельности. 2 3 Профессиональные требования. Содержание учебного материала Человек как субъект труда. 2 3+1 Субъект деятельности как системная организация психики. Уровень действия и уровень целостной деятельности как этапы сформированности у субъекта осознанного отношения к труду. Стадии развития Тема 1.6. Человек как субъект труда и субъект выбора профессии человека как субъекта деятельности: множество подходов (Э.Гинзберг, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер). Отечественные теории: 1. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов - 6 этапов - стадия предигры, стадия игры, стадия овладения учебной деятельностью, стадия оптации, стадия профессиональной подготовки, стадия развития профессионала; 2. И.С. Кон - 3 возрастных этапа профессионального выбора - «детская игра», «подростковая фантазия», «предварительный выбор профессии». 2 2 1 2 Человек как субъект выбора профессии. Соотношение понятий «самореализация» и «самоопределение». Уровни профессионального самоопределения (гностический, практический) и их характеристика. Структура личностных изменений в ситуации профессионального самоопределения. Факторы, оказывающие влияние на личностный профессиональный выбор: позиция старших членов семьи, позиция близких сверстников, позиция педагогов, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний на общественное признание, личная информированность, склонности. Тема 1.7. Модель профессионального 2 Практическое занятие 1 1 Факторы, оказывающие влияние на личностный профессиональный выбор. 1 2 1 Содержание учебного материала Модель профессионального самоопределения по Е.А. Климову. 2 2 1 9 самоопределения Модель профессионального самоопределения (по Е.А. Климову), элементы модели - «хочу», «могу», «надо». Содержание элементов «хочу», «могу», «надо». Тема 1.8. Основные ошибки и затруднения в выборе профессии 1 Содержание учебного материала Основные ошибки и затруднения в выборе профессии. Основные ошибки и затруднения в выборе профессии. Причины неуспеха в профессиональном выборе. 1 1 Причины неуспеха в профессиональном выборе. 1 Содержание учебного материала Этапы профориентационной работы. Характеристика этапов профориентации (с учетом возрастных и познавательных возможностей обучающихся). Особенности профориентационной работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2 Особенности профориентации дошкольников и младших школьников. Профориентация дошкольников и младших школьников. 3 Особенности профориентации с обучающимися средней школы. Профориентация обучающихся V - VII классов. 4 Тема 2.1. Организация профориентационной работы в зависимости от возрастных особенностей детей Тема 2.2. Организация профориентации в образовательных 1 Практическое занятие Раздел 2. Организация профориентационной работы 1 1+1 Особенности профориентации с обучающимися старших классов. Профориентация обучающихся VIII - Х! классов. 2 2 Ауд./сам. 18 / 19 5+4 / 8 1 1 2 2 1 2 1 2 Практические занятия 4 1 Особенности профориентационной работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. 1 2 2 Особенности профориентации дошкольников и младших школьников. 1 2 3 Особенности профориентации с обучающимися средних и старших классов. 1 2 Разработка конспекта мероприятия по профориентации для детей разного возраста (дошкольный, младший, средний, старший школьный возраст). 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 8 1 Заполнение таблицы «Специфика профориентационной работы с разными профессионально-возрастными группами». 2 2 2 Разработка анкеты, выявляющей у воспитанников профессиональные намерения. 2 3 3 Разработка конспекта мероприятия по профориентации для детей младшего школьного возраста. 2 3 4 Разработка конспекта мероприятия по профориентации для детей среднего школьного возраста. 2 3 1 Содержание учебного материала Организация профориентации в общеобразовательной школе и организации дополнительного образования. 2+5 / 7 2 2 10 организациях различного типа в России Модель структуры управления профориентацией в общеобразовательной школе и организации дополнительного образования. Функции работников образовательной организации по профориентации детей разного возраста. Практические занятия 5 1 Организация профориентационных мероприятий в организации дополнительного образования. 1 2 2 Организация профориентационных мероприятий муниципального уровня (Дни открытых дверей, «Фестиваль профессий») 2 2 3 Организация профориентационных мероприятий регионального уровня («Дни карьеры молодежи») 2 Самостоятельная работа обучающихся 7 Составление схемы « Модель структуры управления профориентацией в организации дополнительного образования». 2 2 2 Составление схемы «Социальное партнерство в системе профориентации». 2 2 3 Посещение профориентационного мероприятия. 2 2 4 Анализ организации профориентационного мероприятия. 1 3 1 Содержание учебного материала Формы и средства работы по профориентации за рубежом. 1 Тема 2.3. Профориентация за рубежом 2/ 4 Система профориентационной деятельности за рубежом: формы и средства работы. Функции профориентаторов при организации профориентации за рубежом. 2 1 Самостоятельная работа обучающихся 4 1 Сообщение на тему: «Организация профориентационной работы за рубежом» (опыт страны на выбор студента). 2 2 2 Конспект на тему: «Возникновение профориентации в Европе». 2 2 Дифференцированный зачет Всего: 2 90 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета как правило, кабинет психолого-педагогических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование, компьютер с выходом в интернет. Для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий может использоваться система электронного обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта; электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype; социальные сети; телефонная связь. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет; средства связи преподавателей и обучающихся. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Интернет-ресурсов, Основная литература: 1. Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 312 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454358 Дополнительная литература: 1. Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Юрайт, 2020. — 133 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453511 2. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 363 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452459 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии со шкалой. Шкала оценки индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) VO •I- 00 о 90 - 100 50 - 69 менее 50 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений вербальный аналог балл (отметка) 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно Формируемые ОК и ПК Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: выявлять профессиональные интересы воспитанников и их родителей (законных представителей); - определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию воспитанников; проводить мероприятие профориентационной направленности; - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности; - консультировать воспитанников и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации; организовывать профориентационную работу с учетом возрастных особенностей детского коллектива, особенностей воспитанников (в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья). Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Р еш ение проблем ны х задач и сит уаций по всем р а зд ела м т ехнологии проф ориент ации. О ценка практ ических работ . С ам ост оят ельны е работ ы . Д иф ф еренцированны й зачет В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 13 задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений теорию, общие принципы, содержание и технологии профориентационной работы с различными возрастными группами; - краткую историю развития и становления профориентации как науки; основополагающие принципы профориентации; - специфику профориентационной работы с детьми различных возрастов. - профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности; - теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий; - особенности профориентационной деятельности с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья; способы выявления профессиональных интересов воспитанников и их родителей (законных представителей). 14