ОПД 09 Технологии профориентации

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины
«Технологии профориентации» по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования

СК-УПД-РП-2.5.-23
Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 09. Технологии профориентации

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

6
12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технологии профориентации
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Данная рабочая программа может реализовываться с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения заданий,
размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина Технологии профориентации относится к циклу
общепрофессиональных дисциплин (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выявлять профессиональные интересы воспитанников и их родителей
(законных представителей);
- определять профессиональную пригодность, проводить отбор и
профессиональную ориентацию воспитанников;
- проводить мероприятие профориентационной направленности;
- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;
- консультировать воспитанников и их родителей (законных представителей)
по вопросам дальнейшей профессионализации;
- организовывать профориентационную работу с учетом возрастных
особенностей детского коллектива, особенностей воспитанников (в том
числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- теорию, общие принципы, содержание и технологии профориентационной
работы с различными возрастными группами;
- краткую историю развития и становления профориентации как науки;
- основополагающие принципы профориентации;
- специфику профориентационной работы с детьми различных возрастов.
- профориентационные
возможности занятий
избранным
видом
деятельности;
- теоретические и методические основы определения профессиональной
пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий;
- особенности профориентационной деятельности с одаренными детьми,
детьми с ограниченными возможностями здоровья;

4

- способы выявления профессиональных интересов воспитанников и их
родителей (законных представителей).
Представленные умения и знания направлены на формирование общих
и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых
норм ее регулирующих.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
В целях реализации компетентностного подхода, в образовательном
процессе используются активные и интерактивных формы проведения
занятий: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии;
применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Часть компонентов учебной дисциплины реализуется в форме
практической подготовки.
Образовательная деятельность в форме
практической подготовки организуется при изучении учебной дисциплины
путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных
видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в
выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.

5

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, из них в
форме практической подготовки 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

О бъем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета

60
23
30
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕХНОЛОГИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Наименование разделов и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
2

Раздел 1.
Теоретические основы
профориентации

Становление профориентации как отрасли научного знания: этапы предыстории и истории. Становление и
развитие системы профессиональной ориентации в России. Место профориентации в системе научного
знания, связь профориентации с философией, экономикой, социологией, правом, медициной, психологией
труда, педагогикой. Современные проблемы профориентации. Общепедагогические принципы
профориентации. Профориентация как учебный предмет, его задачи, структура, способы изучения,
контрольные мероприятия по курсу.

5+3 / 4

2

1

1

2

Профориентация как система.
Понятие «система профориентации». Функции системы
профориентационной работы: социальная,
экономическая, психологопедагогическая, медико-физиологическая. Структура системы профориентации.
Многообразие подходов к структурированию.

2

1

Практические занятия

3

1

Основополагающие принципы профориентации: принципы сознательности, соответствия, активности,
развития.

1

2

2

Структурные элементы профориентации: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация,
профотбор
(подбор),
профадаптация,
профактивизация,
профвоспитание.
Функции
системы
профориентационной
работы:
социальная,
экономическая,
психологопедагогическая,
медико физиологическая.

2

2

2

Профориентация как вид практической деятельности.
Единство теоретической и практической сторон в профориентации. Основополагающие принципы
профориентации: принципы сознательности, соответствия, активности, развития.

Тема 1.2. Формы и методы
профориентации

Уровень
усвоения
4

Ауд./сам.
40 / 11
Содержание учебного материала
1.
Профориентация как отрасль научного знания.

Тема 1.1. Профориентация
как система

Объем
часов
3

3

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Составление схемы «Связь профориентации с другими науками».

2

2

2

Подготовка конспекта по теме: «Система профориентационной работы в России».

2

2

Содержание учебного материала
1
Понятия «форма» и «метод» профориентации.
Место понятий «форма» и «метод» в теории профориентации. Классификация форм и методов
профориентационной работы. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.

6+4 / 4
2

1

7

2

Формы и методы, активизирующие деятельность по выбору профессии.
Формы и методы, активизирующие деятельность по выбору профессии. Формы и методы изучения
личности в целях профориентации.

3

1

2

1

Игровые методы профориентации.
Место игровых методов в профориентации. Особенности использования, сочетаемость с другими формами
и методами профориентации. Классификация игровых профориентационных методов. Трудности и
проблемы в использовании игровых методов.

Практические занятия

4

1

Формы и методы изучения личности в целях профориентации.

2

2

2

Игровые методы профориентации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Подбор игр для проведения профориентационной работы с детьми дошкольного, младшего, среднего,
старшего школьного возраста.

2

2

2

Написание эссе «Возможности метода беседы в профориентационной работе».

2

3

1

Содержание учебного материала
Профессиональная консультация.
Профконсультация как центральный метод профориентации: задачи, подходы к типизации. Способы
обработки, интерпретации и фиксации данных, полученных в результате профконсультации. Правила
проведения профконсультации, этапы и технология.

Тема 1.3. Профессиональная
консультация

2+2
2

Практическое занятие

2

1

Роль службы занятости в содействии выбору (перевыбору) профессии.

2

1

Содержание учебного материала
Классификация профессий в истории профориентации.

2

Тема 1.4. Общий обзор
классификаций профессий

2

3

Понятие «профессия» и «специальность» как понятия профориентации. Классификация профессий в
истории профориентации (В. Н. Татищев, С. М. Богословский). Современные классификации профессий по характеру труда и уровню требуемой квалификации и др.
Классификация профессий Е.А. Климова.
4-х ярусная обзорная классификация профессий Е.А. Климова (по требованиям к психологическим
свойствам и качествам работника).

1

2

4+2 / 3
2

1

1

2

1

2

Типы, классы, группы профессий.
Типы профессий (по предмету труда): человек - природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак,
человек - художественный образ, их характеристика. Классы профессий (по цели труда) - гностические,
преобразующие, изыскательные, их характеристика. Отделы профессий (по признаку основных орудий,
средств труда) - профессии ручного труда, профессии машинного труда, профессии автоматизированного
труда, их характеристика. Г руппы профессий (по условиям труда) - работа в условиях, близких к бытовым,
работа на открытом воздухе, работа в необыкновенных условиях, работа, связанная с повышенной
моральной ответственностью, их характеристика.

8

Тема 1.5. Особенности
профессий и требований к
профессионалам

Практические занятия

2

1

Классификация профессий Е.А. Климова.

1

2

2

Группы профессий.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Составление информационных карточек о профессиях для разных возрастов.

3

1

Содержание учебного материала
Особенности профессий.

1

1

3+1
1

2

Профессиональные требования, продиктованные спецификой отдела, класса или группы профессий.
Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

2

1

Практическое занятие

1

Характеристика профессионалов пяти типов (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человекчеловек, человек - художественный образ) и их деятельности.

1

Характеристика профессионалов пяти типов (человек-природа, человек-техника, человек-знак, человекчеловек, человек - художественный образ) и их деятельности.
2

3

Профессиональные требования.

Содержание учебного материала
Человек как субъект труда.

2

3+1

Субъект деятельности как системная организация психики. Уровень действия и уровень целостной
деятельности как этапы сформированности у субъекта осознанного отношения к труду. Стадии развития

Тема 1.6. Человек как
субъект труда и субъект
выбора профессии

человека как субъекта деятельности: множество подходов (Э.Гинзберг, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер).
Отечественные теории:
1. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов - 6 этапов - стадия предигры, стадия игры, стадия
овладения учебной деятельностью, стадия оптации, стадия профессиональной подготовки, стадия развития
профессионала;
2. И.С. Кон - 3 возрастных этапа профессионального выбора - «детская игра», «подростковая фантазия»,
«предварительный выбор профессии».
2

2

1

2

Человек как субъект выбора профессии.
Соотношение понятий «самореализация» и «самоопределение». Уровни профессионального
самоопределения (гностический, практический) и их характеристика. Структура личностных изменений в
ситуации профессионального самоопределения.
Факторы, оказывающие влияние на личностный профессиональный выбор: позиция старших членов
семьи, позиция близких сверстников, позиция педагогов, личные профессиональные планы, способности,
уровень притязаний на общественное признание, личная информированность, склонности.

Тема 1.7. Модель
профессионального

2

Практическое занятие

1

1

Факторы, оказывающие влияние на личностный профессиональный выбор.

1

2

1

Содержание учебного материала
Модель профессионального самоопределения по Е.А. Климову.

2

2
1

9

самоопределения

Модель профессионального самоопределения (по Е.А. Климову), элементы модели - «хочу», «могу»,
«надо». Содержание элементов «хочу», «могу», «надо».

Тема 1.8. Основные ошибки и
затруднения в выборе
профессии

1

Содержание учебного материала
Основные ошибки и затруднения в выборе профессии.
Основные ошибки и затруднения в выборе профессии. Причины неуспеха в профессиональном выборе.

1

1

Причины неуспеха в профессиональном выборе.

1

Содержание учебного материала
Этапы профориентационной работы.
Характеристика этапов профориентации (с учетом возрастных и познавательных возможностей
обучающихся). Особенности профориентационной работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья.

2

Особенности профориентации дошкольников и младших школьников.
Профориентация дошкольников и младших школьников.

3

Особенности профориентации с обучающимися средней школы.
Профориентация обучающихся V - VII классов.

4

Тема 2.1. Организация
профориентационной работы
в зависимости от возрастных
особенностей детей

Тема 2.2. Организация
профориентации в
образовательных

1

Практическое занятие

Раздел 2. Организация
профориентационной работы
1

1+1

Особенности профориентации с обучающимися старших классов.
Профориентация обучающихся VIII - Х! классов.

2

2

Ауд./сам.
18 / 19
5+4 / 8
1

1

2

2

1

2

1

2

Практические занятия

4

1

Особенности профориентационной работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья.

1

2

2

Особенности профориентации дошкольников и младших школьников.

1

2

3

Особенности профориентации с обучающимися средних и старших классов.

1

2

Разработка конспекта мероприятия по профориентации для детей разного возраста (дошкольный,
младший, средний, старший школьный возраст).

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

8

1

Заполнение таблицы «Специфика профориентационной работы с разными профессионально-возрастными
группами».

2

2

2

Разработка анкеты, выявляющей у воспитанников профессиональные намерения.

2

3

3

Разработка конспекта мероприятия по профориентации для детей младшего школьного возраста.

2

3

4

Разработка конспекта мероприятия по профориентации для детей среднего школьного возраста.

2

3

1

Содержание учебного материала
Организация профориентации в общеобразовательной школе и организации дополнительного
образования.

2+5 / 7
2

2

10

организациях различного
типа в России

Модель структуры управления профориентацией в общеобразовательной школе и организации
дополнительного образования. Функции работников образовательной организации по профориентации
детей разного возраста.

Практические занятия

5

1

Организация профориентационных мероприятий в организации дополнительного образования.

1

2

2

Организация профориентационных мероприятий муниципального уровня (Дни открытых дверей,
«Фестиваль профессий»)

2

2

3

Организация профориентационных мероприятий регионального уровня («Дни карьеры молодежи»)

2

Самостоятельная работа обучающихся

7

Составление схемы « Модель структуры управления профориентацией в организации дополнительного
образования».

2

2

2

Составление схемы «Социальное партнерство в системе профориентации».

2

2

3

Посещение профориентационного мероприятия.

2

2

4

Анализ организации профориентационного мероприятия.

1

3

1

Содержание учебного материала
Формы и средства работы по профориентации за рубежом.

1

Тема 2.3. Профориентация за
рубежом

2/ 4

Система профориентационной деятельности за рубежом: формы и средства работы. Функции
профориентаторов при организации профориентации за рубежом.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Сообщение на тему: «Организация профориентационной работы за рубежом» (опыт страны на выбор
студента).

2

2

2

Конспект на тему: «Возникновение профориентации в Европе».

2

2

Дифференцированный зачет
Всего:

2
90

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
как правило, кабинет психолого-педагогических дисциплин. Оборудование
учебного кабинета: 25 посадочных мест, мультимедийное оборудование,
компьютер с выходом в интернет.
Для организации электронного обучения с применением
дистанционных образовательных технологий может использоваться система
электронного обучения Moodle, сервис ZOOM, электронная почта;
электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype;
социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основная литература:
1. Панина, С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. —
3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 312 с. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454358
Дополнительная литература:
1. Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического
сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей
редакцией В. И. Блинова. — Москва: Юрайт, 2020. — 133 с. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453511
2.
Дополнительное
образование
детей.
Психолого-педагогическое
сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л.
В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 363 с. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452459

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии со шкалой.
Шкала оценки индивидуальных образовательных достижений
Процент
результативности
(правильных ответов)
VO

•I-

00

о

90 - 100
50 - 69
менее 50

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
вербальный аналог
балл (отметка)
5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Формируемые ОК и ПК
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы
решения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество. ОК 3. Оценивать риски и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях. ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно­
коммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,
взаимодействовать
с
руководством,
коллегами
и
социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять

В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
уметь:
выявлять
профессиональные
интересы воспитанников и их
родителей
(законных
представителей);
- определять профессиональную
пригодность, проводить отбор и
профессиональную
ориентацию
воспитанников;
проводить
мероприятие
профориентационной
направленности;
- использовать профориентационные
возможности
досуговой
деятельности;
- консультировать воспитанников и
их
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
дальнейшей профессионализации;
организовывать
профориентационную
работу
с
учетом возрастных особенностей
детского коллектива, особенностей
воспитанников
(в
том
числе
одаренных
детей,
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья).

Формы и методы
контроля и
оценки
результатов
обучения

Р еш ение проблем ны х
задач и сит уаций по
всем р а зд ела м
т ехнологии
проф ориент ации.
О ценка практ ических
работ .
С ам ост оят ельны е
работ ы .
Д иф ф еренцированны й
зачет

В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
знать:

13

задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК
10.
Осуществлять
профилактику
травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную
деятельность
с
соблюдением
правовых норм ее регулирующих.
ПК 3.2. Создавать в кабинете
(мастерской,
лаборатории)
предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и
оценивать педагогический опыт и
образовательные
технологии
в
области
дополнительного
образования на основе изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические
разработки
в
виде
отчетов,
рефератов, выступлений

теорию,
общие
принципы,
содержание
и
технологии
профориентационной работы с
различными возрастными группами;
- краткую историю развития и
становления профориентации как
науки;
основополагающие
принципы
профориентации;
- специфику профориентационной
работы
с
детьми
различных
возрастов.
- профориентационные возможности
занятий
избранным
видом
деятельности;
- теоретические и методические
основы
определения
профессиональной
пригодности,
отбора
и
профессиональной ориентации в
процессе занятий;
- особенности профориентационной
деятельности с одаренными детьми,
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
способы
выявления
профессиональных
интересов
воспитанников и их родителей
(законных представителей).

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».