ПМ 02

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа профессионального модуля «Организация
досуговых мероприятий» по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 Организация досуговых мероприятий

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация досуговых мероприятий
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля ПМ 02 Организация досуговых
мероприятий (далее - программа) - является обязательной частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в части
освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация
досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч.
конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых
мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно­
тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности,
особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дополнительного образования детей.
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников),
4

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.

Рабочая программа профессионального модуля Организация досуговых
мероприятий может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в формате электронных лекций,
видео-конференций, выполнения заданий, размещенных на портале
дистанционного обучения колледжа.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном
процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, групповые дискуссии,
выполнение проектов.
Программа профессионального модуля включает самостоятельную
работу: составление банка игр, разработка сценариев, анализ и самоанализ
проведения досуговых мероприятий, подготовка презентаций, работа над
проектными заданиями и др.
Часть компонентов профессионального модуля реализуется в форме
практической подготовки. Образовательная деятельность в форме практической
подготовки организуется при изучении междисциплинарных курсов путем
проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в
выполнении
отдельных элементов работ,
связанных
с будущей
профессиональной деятельностью (разработка досуговых мероприятий
различного вида, проведение игр и досуговых мероприятий, самоанализ
проведенных мероприятий, изучение игровых интересов и потребностей детей,
оформление методических разработок и др.).
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем
непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Программа профессионального модуля может быть использована при
разработке программ повышения квалификации педагогов дополнительного
образования. Уровень образования: среднее профессиональное, высшее
профессиональное образование. Опыт работы: не требуется.

5

1.2.
Цели и задачи профессионального модуля - требования к
результатам освоения профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа планов и организации досуговых мероприятий различной
направленности в организациях дополнительного образования;
определения педагогических цели и задач, разработки сценариев и
проведения мероприятий;
организации совместной с детьми подготовки мероприятий;
проведения досуговых мероприятий с участием родителей (лиц, их
заменяющих);
наблюдения, анализа и самоанализа мероприятий, обсуждения отдельных
мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической
практики, методистами, разработки предложений по их совершенствованию и
коррекции;
ведения документации, обеспечивающей организацию досуговых
мероприятий;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники
информации, необходимые для подготовки и проведения различных
мероприятий;
определять цели и задачи мероприятий с учетом индивидуальных,
возрастных особенностей детей и особенностей группы (коллектива);
планировать досуговые мероприятия;
разрабатывать (адаптировать) сценарии досуговых мероприятий;
вести досуговые мероприятия;
диагностировать интересы детей и их родителей в области досуговой
деятельности, мотивировать их участие в досуговых мероприятиях;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности детей;
организовать репетиции, вовлекать занимающихся в разнообразную
творческую деятельность;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства
стимулирования и поддержания общения детей, помогать детям,
испытывающим затруднения в общении;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении мероприятий,
при необходимости принимать решения по коррекции их хода;
анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий;
взаимодействовать с представителями предприятий, организаций,
учреждений - социальных партнеров;
знать:
основные направления досуговой деятельности детей и подростков в
организациях дополнительного образования;
основные формы проведения досуговых мероприятий;
6

особенности организации и проведения массовых досуговых
мероприятий;
способы выявления интересов детей и родителей в области досуговой
деятельности;
педагогические и гигиенические требования к организации различных
мероприятий;
технологию разработки сценариев и программ досуговых мероприятий;
методы и приёмы активизации познавательной и творческой
деятельности детей, организации и стимулирования общения в процессе
подготовки и проведения мероприятий;
хозяйственный механизм, поступление и использование внебюджетных
средств от организации досуговых мероприятий организацией дополнительного
образования;
методику бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными
партнёрами при организации досуговых мероприятий;
виды документации, требования к ее оформлению.
1.3.
Количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 529 час в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 472 часа (на
освоение МДК - 114 час., 358 часов - учебной и производственной
практики);
самостоятельной работы обучающегося - 57 часов;
из них в форме практической подготовки - 418 часов.
Промежуточная аттестация:
МДК 02.01 Методика организации досуговых мероприятий - в форме
экзамена в 4 семестре
Экзамен (квалификационный) по модулю - в 7 семестре.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности организация досуговых
мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.

Наименование результата обучения
Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в
т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в досуговых мероприятиях.
Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

7

ПК 2.5.
ПК 3.1.

ПК 3.2.
ПК 3.3.

ПК 3.4.
ПК 3.5.
ОК 1.
ОК 2.

ОК 3.
ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Оформлять документацию, обеспечивающую организацию
досуговых мероприятий.
Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом
области деятельности, особенностей возраста, группы и
отдельных занимающихся.
Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметноразвивающую среду.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного
образования на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с
принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
Строить профессиональную деятельность с соблюдением
правовых норм ее регулирующих.

8

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
О бъем врем ени , отведен н ы й н а освоение
м еж ди сци п ли нарн ого курса (курсов)

Коды
профессиональных
компетенций

Всего
часов
(макс.
учебна я
нагрузка и
практ ики)

Н аим енования разделов
п р оф ессионального модуля*

О бязательн ая ауди торн ая уч ебн ая
нагр узк а обуч аю щ егося

В сего,

часов

в т.ч.
л абораторн ы е
работы и
п рак ти ческ ие
зан яти я,

в т.ч. в ф орме
п рак ти ческ ой
подготовк и ,

С ам остоятельная
работа
обуч аю щ егося

В сего,

часов

часов

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5

3

4

5

М Д К 02.01. М етодика организации
досуговы х мероприятий

171

114

60

П рои зводствен ная п рак ти ка 02.01
(к онцентрированная) «О рган изаци я
досуговы х м еропри яти й»

180

2

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1, 3.3, 3.4

У ч ебная п р ак ти ка 02.01.
(рассредоточ енная/кон ц ентри рован ная)
«О сновы организации каникулярного
отды ха д етей »

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5

П рои зводствен ная п рак ти ка 02.02.
(концентрированная)
«О рганизация каникулярн ого отды ха
детей »
Всего:

6

60

в т.ч.,
к урсовая
работа
(проект),

У ч ебная ,

часов

часов

часов
1

П рак ти к а

7
57

8
-

П рои зводствен ная
(по проф илю
сп ец и альн ости ),

часов
( если предусм от рена
рассредот оченная
практ ика)

9

10

-

-

-

180

70

-

180

70
70
34/36

108
108

529

108

114

60

418

57

-

70

288

9

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование тем
междисциплинарного курса
02.01. М етодика организации
досуговых мероприятий
i
Тема 1.
Сущность, понятие, функции и
структура досуга.

Тема 2.
Диагностика интересов и
потребностей детей и их
родителей в области досуговой
деятельности.
Тема 3.
Формы досуговых
мероприятий.

Тема 4.
Игра как форма организации
досуговых мероприятий.

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов

3
114-ауд., 57-сам., 171-макс.
2
2

Уровень
освоения

Содержание учебного материала
1.
Сущность, понятие, функции и структура досуга.
Исторические корни и социальная природа досуга.
Понятия «свободное время», «досуг», «досуговая деятельность», «культурно-досуговая
деятельность». Функции досуга. Структура досуга.
Основные направления досуговой деятельности детей и подростков в учреждениях дополнительного
образования детей.
Практические занятия

4

1.

2

2

2

2

2
2

2

4
2

2

2

2

2.

Диагностика интересов детей и их родителей в области досуговой деятельности.

Применение диагностических методик изучения интересов и потребностей детей и их родителей в
области досуговой деятельности.
Содержание учебного материала
1.
Формы досуговых мероприятий.
Понятие, функции, классификации форм досуговых мероприятий.
Массовые досуговые мероприятия: специфика, педагогический потенциал, особенности
организации.
Проблема и принципы выбора форм. Изучение эффективности и анализ формы досуговых
мероприятий.
Содержание учебного материала
1.
Понятие и педагогический потенциал игры. Классификации игр.
Понятие «игра». Характерные признаки игры: условность ситуации, наличие прямых или косвенных
правил, творческий, импровизационный характер, эмоциональная приподнятость, добровольность
участия,
высокая активность участников,
соревновательность/соперничество,
контактная
зависимость, многоплановость отношений участников.
Досуговая функции игры.
Негативные тенденции детской игровой культуры.
Классификации игр по различным основаниям.
2.
М етодика организации игры.
Позиции, занимаемые педагогом в игре: наблюдатель, организатор, ведущий, арбитр, участник.
Педагогические требования к руководству игрой. Этапы организации игры и требования к их
осуществлению
Развитие субъектности детей в организации игры.

2

10

Тема 5.
Конструирование конкурсно­
игровых программ

Тема 6.
Конструирование
«игр по станциям»

Тема 7. Разработка
интеллектуальных игр.

П рактические занятия
1.
Динамика игры в школьном возрасте. Особенности организации игр детей младшего школьного
возраста, подростков, старшеклассников.
2.
Практикум по организации игры (организация игр "на знакомство")
3.
Практикум по организации игры (организация игр "на взаимодействие")
4.
Практикум по организации игр (организация подвижных игр)
5.
Практикум по организации игр (организация настольных игр).
Содержание учебного материала
1.
Структура конкурсно-игровой программы.
Социально-педагогический потенциал конкурсно-игровых программ.
Составляющие конкурсно-игровой программы: цель, название, идея, игровая ситуация, игровая
задача, форма организации участников, содержание, оформление, форма и правила подведения
итогов.
План описания конкурсно-игровой программы.
Технологии конструирования конкурсно-игровых программ
Способы и приёмы конструирования конкурсно-игровых программ
2.
Конструирования конкурса. Педагогические требования к конкурсу.
Понятие «конкурс». Конкурс как компонент конкурсно-игровой программы.
Составляющие конкурса, их характеристика и взаимосвязь. Виды конкурсов.
Способы и приемы конструирования конкурса.
Педагогические требования к конкурсу.
П рактические занятия
1.
Конструирование и апробация конкурсов.
2.
Конструирование и апробация конкурсно-игровых программ.
3.
Проведение конкурсно-игровых программ с детьми
Содержание учебного материала
1.
Конструирование «игр по станциям»
Игра по станциям как вид конкурсно-игровой программы: понятие, существенные признаки,
педагогический потенциал. Составляющие «игры по станциям».
Игровые станции, игровые задания: виды, требования к составлению.
Разработка, подготовка и координация «игр по станциям».
П рактические занятия
1.
Разработка «игры по станциям».
2.
Анализ разработанных «игр по станциям»
Содержание учебного материала
1.
Интеллектуальная игра как вид конкурсно-игровой программы.
Понятие, существенные признаки, педагогический потенциал интеллектуальных игр. Традиционные
и оригинальные формы интеллектуальных игр.
Особенности разработки интеллектуальных игр.
2.
Виды заданий для интеллектуальных игр.
Виды заданий для интеллектуальных игр: открытый и закрытый вопрос, вопрос с вариантами ответа,
вопрос с подсказками, «перевертыши», «верю - не верю», загадка, ребус, анаграмма, метаграмма,

10
2

2

2
2
2

3

6
2

2

2

2

3

2

10
4
4
2
2
2

4
2
2
6
2

2

3
3
2
2

3
2
2

2

11

Тема 8.
М етодика организации
досуговых мероприятий.

логогриф, шарада, кроссворд, кроссчайнворд. Требования к составлению интеллектуальных заданий.
Требования к заданиям для интеллектуальных игр.
Требования к составлению интеллектуальных заданий. Отбор и корректировка вопросов и заданий
для интеллектуальных игр, представленных в методической литературе.
П рактические занятия
1.
Видовое разнообразие интеллектуальных игр.
2.
Составление и апробация заданий для интеллектуальных игр.
Содержание учебного материала
1.
Общие вопросы методики организации досуговых мероприятий.
Этапы организации: подготовка, проведение, анализ. Содержание и особенности реализации
каждого этапа. Педагогические и гигиенические требования к организации различных мероприятий.
Способы мотивации обучающихся к участию в досуговых мероприятиях.
Методы и приёмы активизации познавательной и творческой деятельности детей, организации и
стимулирования общения в процессе подготовки и проведения мероприятий.
2.
Особенности организации конкурсно-игровых программ, «игр по станциям»,
интеллектуальных игр.
3.
Сезонные праздники. М етодика организации конкурсно-игровой программы на улице
Специфика сезонных праздников (летние, зимние).
Особенности содержания и организации конкурсно-игровой программы на улице.
4.
М етодика организации фольклорного праздника.
Фольклорный праздник. Русские народные праздники: особенности, содержание, виды.
Сезонные народные праздники. Народный календарь.
Особенности организации фольклорного праздника.
5.
М етодика подготовки литературно-музыкальной композиции.
Литературно-музыкальная композиция. Сценарий. Распределение ролей. Музыкальное и
художественное оформление. Репетиционная работа.
6.
Использование технических средств при организации досуговых мероприятий
Подготовка музыкального сопровождения досугового мероприятия.
Подготовка и использование видеоряда в досуговых мероприятиях.
Мультимедиа оборудование: возможности в организации досуговых мероприятий, требования и
ограничения в использовании.
7.
«Ш кола» ведущего
Портрет ведущего досугового мероприятия.
Приемы традиционного ведения. Нестандартные формы ведения досуговых мероприятий.
Индивидуальный стиль ведущего.
Работа ведущих в паре.
8.
М етодика организации досуговых мероприятий спортивной направленности.
Спортивная эстафета как вид конкурсно-игровой программы. Специфика и требования к
организации
Особенности организации спортивных состязаний. Ограничения в использовании.
9.
М етодика организации вы ставок и олимпиад.
Олимпиада: понятие, специфические признаки, психолого-педагогический потенциал и виды.
Подготовка содержательной части олимпиады. Организация участников. Работа с жюри.

2

2

4
2
2
18
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1
3

12

Тема 9. Сущность и методика
организации диалоговых форм
досуговых мероприятий.

Тема 10.
М етодика организации
коллективного творческого
дела.

Тема 11.
М отивация и организация
участия родителей

Формы, виды и особенности организации подведения итогов олимпиад.
Психолого-педагогический потенциал выставочной работы. Виды выставок: по содержанию,
времени организации, категориям участников и т.д.
Подготовка выставки: работа с участниками, размещение экспозиции, анонсирование выставки.
Открытие выставки. Работа с посетителями: сопровождение, экскурсия и т.д.
Подведение итогов работы выставки.
П рактические занятия
i
Показательное занятие «Особенности содержания и организации фольклорного праздника»
2
Проведение фольклорного праздника с детьми и взрослыми
3
Создание музыкального сопровождения к конкурсно-игровой программе.
4
Тренинг работы с микрофоном.
5
Проведение и самоанализ авторских конкурсно-игровых программ.
6
Проведение и самоанализ авторских конкурсно-игровых программ.
7
Проведение и самоанализ авторских «игр по станциям»
8
Проведение и самоанализ авторских «игр по станциям»
9
Проведение и самоанализ авторских интеллектуальных игр.
10. Проведение и самоанализ авторских интеллектуальных игр.
Содержание учебного материала
1.
Сущность и методика организации диалоговых форм досуговых мероприятий.
Социально-педагогический потенциал диалоговых форм.
Дискуссия. Диспут. Диспут-экспромт. Дебаты. Ток-шоу. Их составляющие: тема, требования к теме,
ее конкретизация; роли и их содержание (ведущий, летописец и др.). Разработка содержательной
части диспута.
Разнообразие видов диалоговых форм.
Специфика организации, описания диалоговых форм досуговых мероприятий.
Содержание учебного материала
1.
Основные положения и развитие концепции коллективного творческого воспитания.
Взаимодействие детей и взрослых в досуговых мероприятиях. Методика коллективно-творческой
деятельности как механизм реализации идей субъектности ребенка в воспитании.
Основные положения и развитие концепции коллективного творческого воспитания И.П.Иванова.
Роль и позиция педагога в коллективном творческом воспитании. Коллективное творческое дело
(КТД).
М етодика коллективного творческого дела (КТД).
Характеристика стадий, алгоритм КТД. Приемы методики (постановка проблемы, создание
микрогрупп, мозговой штурм, отбор идей, защита идей).
Условия эффективности методики КТД. Современные акценты использования методики КТД.
Практические занятия
1.
Разработка КТД
2.
Реализация и анализ КТД
Содержание учебного материала
1.
М отивация и организация участия родителей обучающихся в досуговых мероприятиях.
Совместные мероприятия родителей и обучающихся: конкурсы, праздничные вечера, спортивные

20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
3
3
2
3
3
3
3
3
3
2

4
2

2

2

2

4
2
2
2
2

3
3
2

13

обучающихся в досуговых
мероприятиях.

Тема 12.
Планирование и анализ
досуговых мероприятий.

Тема 13.
М етодическое сопровождение
досуговых мероприятий

Тема 14.
Ресурсное обеспечение
досуговых мероприятий

Тема 2. Диагностика интересов
и потребностей детей и их
родителей в области досуговой
деятельности.
Тема 4. Игра как форма
организации досуговых
мероприятий.
Тема 5. Конструирование

праздники. Специфика и особенности организации.
Семейный праздник: особенности, специфика организации. Традиционные виды семейных
праздников.
Способы мотивации родителей обучающихся (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых
мероприятиях.
Практические занятия
1.
Разработка семейного праздника
Содержание учебного материала
1.
Планирование и анализ досуговых мероприятий.
Планирование. Вида планов. Требования к планам.
Планирование и анализ организации досуговых мероприятий, их значение. Особенности
планирования комплексного (или многоэтапного) досугового мероприятия. Планирование серии
досуговых мероприятий.
Виды анализа. Требования к организации анализа.
Содержание учебного материала
1.
М етодическое сопровождение досуговых мероприятий
Методическое описание досуговых программ. Структуры методического описания различных видов
досуговых программ.
Требования к оформлению сценариев, методических разработок.
Практические занятия
1.
Адаптация готовых разработок с учетом количества, возраста, индивидуальных особенностей
участников.
Содержание учебного материала
Ресурсное обеспечение досуговых мероприятий.
Основы взаимодействия с социальными партнёрами при организации досуговых мероприятий.
Взаимодействие со СМИ.
Привлечение финасовых ресурсов для осуществления культурно-досуговой деятельности.
Хозяйственный механизм, поступление и использование внебюджетных средств учреждением
дополнительного образования. Методика бизнес-планирования. Составление сметы расходов на
проведение досуговых мероприятий.
Целенаправленная деятельность по подбору,
приобретению
(изготовлению) реквизита,
используемого для организации досуговых мероприятий.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.01.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.
Изучение интересов детей в области досуговой деятельности (младших школьников, подростков,
старшеклассников): проведение анкетирования и обработка результатов. Сравнительный анализ
полученных результатов относительно возраста.

2
2
2
2

2

2
2

2

2
2

2

2
2

2

3

57
4

1.

Сделать подборку игр по категориям: младший школьный возраст, подростки, старшеклассники.

3

1.

Конструирование серии предметных конкурсов (не менее 15).

2

14

конкурсно-игровых программ
Тема 6. Конструирование
«игр по станциям»
Тема 7. Разработка
интеллектуальных игр.

2.
1.

Разработка и описание авторской конкурсно-игровой программы
Разработка и описание авторской «игры по станциям»

4
4

1.

4

1.

Составление серии из 20 открытых вопросов по одной из тем (по выбору студента):
География Вологодской области.
Флора и фауна Вологодской области.
Экономика Вологодской области.
Люди, прославившие Вологодскую область.
Достопримечательности Вологодчины.
Составление серии из 10 закрытых вопросов по одной теме (тема по выбору студентов).
Составление двух вопросов с подсказками
Подбор интеллектуальных заданий различного вида (минимум 10 заданий по каждому виду):
«перевертыши», «верю - не верю», ребус, загадка, шарада, логогриф, анаграмма, метаграмма.
(Представить в печатном виде.)
Разработка и описание авторской интеллектуальной игры.
Анализ содержания и приемов ведения телевизионных игр.
Создание мультимедийной презентации к одному из авторских досуговых мероприятий (по выбору
студентов)
Письменный самоанализ проведенных конкурсно-игровых программ, интеллектуальных игр и «игр
по станциям».
Подбор афоризмов, которые могут служить темой дискуссии.

1.

Заполнение таблицы «Методика организации коллективного творческого дела»

2

1.

Разработка сценария совместного мероприятия обучающихся и родителей.

6

2.
3.
4.

Тема 8. М етодика организации
досуговых мероприятий.

5.
1.
2.
3.

Тема 9. Сущность и методика
организации диалоговых форм
досуговых мероприятий.
Тема 10. М етодика
организации коллективного
творческого дела.
Тема 11. М отивация и
организация участия
родителей обучающихся в
досуговых мероприятиях.

Всего:

4
2
3

4
6
6
2
1

171

Промежуточная аттестация в форме экзамена

15

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: 25 рабочих
мест для студентов, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, экран,
коллекция видеоматериалов, мультимедийных презентаций.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную
учебную и производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Производственная практика по модулю «Организация досуговых
мероприятий» проводится в организациях дополнительного образования,
общеобразовательных организациях, учреждениях культуры города Вологды.
Для
организации
электронного
обучения
с
применением
дистанционных образовательных технологий может использоваться система
электронного обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта;
электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype;
социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бурмистрова, Е. В. Методика организации досуговых мероприятий:
учебное пособие для среднего профессионального образования /
Е. В. Бурмистрова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. —
150 с.
— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455095
Дополнительные источники:
1. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для
среднего профессионального образования / А. В. Каменец, И. А. Урмина,
Г. В. Заярская; под научной редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 185 с. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452839
2. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / [Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, А. Е.
16

Подобин и др.]; под ред. Б. В. Куприянова. — Москва: Академия, 2014. —
288 с.
3. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник
для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О.
Дерябина, В.В. Игнатьева. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. 192 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Преподавание междисциплинарного курса профессионального модуля
«Организация досуговых мероприятий» осуществляется в форме лекций,
комбинированных
уроков,
семинаров,
практических
занятий,
самостоятельной работы студентов.
Производственная
практика
02.01
«Организация
досуговых
мероприятий», 02.02. «Организация каникулярного отдыха детей»
проводятся концентрированно на базе общеобразовательных организаций,
организаций дополнительного образования детей.
Учебная практика 02.01.«Основы организации каникулярного отдыха
детей» проводится рассредоточено и концентрированно на базе
Вологодского
педагогического
колледжа,
общеобразовательных
организаций, организаций дополнительного образования детей.
Консультации могут проводиться индивидуально, для подгруппы или
группы обучающихся.
Изучение данного модуля проходит параллельно с изучением
следующих дисциплин: теоретические и методические основы организации
внеурочной деятельности детей, возрастная анатомия, физиология и гигиена,
педагогика, психология; профессионального модуля Преподавание в одной
из областей дополнительного образования.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение по междисциплинарному курсу: высшее педагогическое
образование, опыт деятельности по организации досуговых мероприятий в
детской среде.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
- высшее педагогическое образование, опыт деятельности по
организации досуговых мероприятий в детской среде (для руководителей
практики из числа преподавателей колледжа);
- высшее педагогическое образование, наличие высшей или первой
квалификационной категории, опыт деятельности по организации досуговых
мероприятий в детской среде (для руководителей практики из числа
педагогов организаций дополнительного образования).
Преподаватели
получают
дополнительное
профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме
стажировки в профильных организациях, не реже 1 раза в 3 года.

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательная организация, реализующая подготовку по программе
профессионального модуля «Организация досуговых мероприятий»,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных
образовательных достижений обучающихся. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе обучения.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной
аттестацией в форме экзамена (квалификационного), которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии входит
представитель работодателя.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по
профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся на первом
занятии по междисциплинарному курсу.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательным
учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в
себя оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия
(или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений
основным показателям оценки результатов подготовки.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных
достижений.
Процент
Качественная оценка индивидуальных
результативности
образовательных достижений
(правильных
вербальный аналог
балл (отметка)
ответов)
90 - 100
5
отлично
70 - 89
4
хорошо
50 - 69
3
удовлетворительно
2
менее 50
неудовлетворительно

18

Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Определять цели и задачи,
планировать досуговые
мероприятия, в т.ч. конкурсы,
олимпиады, соревнования,
выставки.

Организовывать и проводить
досуговые мероприятия.

Мотивировать обучающихся,
родителей (лиц, их
заменяющих) к участию в
досуговых мероприятиях.

Анализировать процесс и
результаты досуговых
мероприятий.

Оформлять документацию,
обеспечивающую организацию
досуговых мероприятий.

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

- подбор, реализация, анализ и
представление результатов
диагностических методик изучения
интересов и потребностей в досуговой
сфере школьников и их родителей;
- осуществление целеполагания на основе
анализа предыдущей деятельности и
программы деятельности
образовательного учреждения;
- создание различных видов планов
досуговых мероприятий;
- владение различными приёмами и
способами осуществления планирования
досуговых мероприятий
- определение специфики форм
досуговых мероприятий;
-владение методикой организации
различных форм досуговых мероприятий;
- составление сценария (конспекта)
досугового мероприятия;
- проведение досуговых мероприятий;
- привлечение обучающихся к
организации и участию в досуговых
мероприятиях;
- оказание педагогической поддержки в
процессе участия детей в организации
досуговых мероприятий;
- привлечение родителей к организации и
проведению совместных мероприятий
- владение видами и формами
организации анализа досугового
мероприятия;
- применение алгоритмов анализа
досугового мероприятия;
- анализ проведённых досуговых
мероприятий
- методическое описание досуговых
мероприятий, наблюдаемых в ходе
практики, а также авторских досуговых
мероприятий;
- составление плана подготовки
досуговых мероприятий;
- составление сметы расходов на
проведение досуговых мероприятий;
- заполнение различных видов
документации в соответствии с
нормативными требованиями

Устная проверка;
письменный контроль
(письменные ответы на
вопросы, контрольные
письменные работы,
домашние письменные
работы);
защита практических и
проектных заданий;
защита проектов;
зачёт по
производственной
практике;
экзамен по результатам
освоения МДК;
экзамен
(квалификационный)
по профессиональному
модулю.

19

Разрабатывать методические
материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на
основе примерных с учетом
области деятельности,
особенностей возраста, группы
и отдельных занимающихся.

- анализ разработок досуговых
мероприятий, представленных в
методической литературе;
- разработка досуговых мероприятий с
учетом цели, особенностей возраста,
группы и отдельных занимающихся.

Создавать в кабинете
(мастерской, лаборатории)
предметно-развивающую среду.

- оформление досуговых мероприятий;
- подбор и изготовление реквизита к
досуговым мероприятиям;
- оформление выставок.
- подбор педагогической литературы по
проблемам содержания и организации
досуговых мероприятий;
- анализ педагогического опыта педагогов
дополнительного образования в области
организации досуговых мероприятий;
- систематизация и оценка
педагогического опыта по организации
досуговых мероприятий в процессе
производственной практики

Систематизировать и оценивать
педагогический опыт и
образовательные технологии в
области дополнительного
образования на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.

Оформлять педагогические
разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений.

Участвовать в
исследовательской и проектной
деятельности в области
дополнительного образования
детей.

- составление и оформление отчёта о
проведённом досуговом мероприятии;
-подготовка выступления по проблемам
содержания и организации досуговых
мероприятий;
- написание рефератов по вопросам
содержания и организации досуговых
мероприятий
- Написание курсовых и выпускных
квалификационных работ по проблемам
содержания и организации досуговой
деятельности школьников

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
определять методы решения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и

Основные показатели оценки
результата
- демонстрация интереса к будущей
профессии

-постановка задач в рамках
осуществления деятельности по
организации досуговых мероприятий,
выбор и применение методов и способов
их решения;

Формы и методы
контроля и оценки
- выполнение
практических
заданий (написание
эссе, анализ
педагогических
ситуаций);
-создание программы
профессионального

20

качество.

ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и
решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные технологии
для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели,
мотивировать деятельность
обучающихся (воспитанников),
организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять
профессиональную деятельность
в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья обучающихся
(воспитанников).
ОК 11. Строить
профессиональную деятельность
с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.

- организация и оценка эффективности и
качества результатов деятельности по
организации досуговых мероприятий
-анализ рисков в процессе планирования,
подготовки и реализации досуговых
мероприятий, принятие решений по
корректировке деятельности в
стандартных и нестандартных ситуациях
-эффективный поиск необходимой
информации;
-использование различных источников,
включая электронные

-использование ИКТ при организации
досуговых мероприятий

-осуществление взаимодействия с
обучающимися, педагогами в ходе
обучения на разных уровнях (инициатор,
организатор, участник взаимодействия)
-владение приемами и методами
мотивирования деятельности
обучающихся;
-самоанализ и коррекция результатов
собственной работы

саморазвития в сфере
организации
досуговых
мероприятий;
-участие в
социально-значимых
проектах по
направлениям
педагогической
деятельности (по
выбору студентов),
- выполнение
заданий по
производственной
практике,
- зачёт по
производственной
практике

-организация самостоятельных занятий
при изучении профессионального модуля

-анализ инновационных процессов и
технологий в сфере образования;
-применение современной психологии в
деятельности педагога дополнительного
образования
-соблюдение техники безопасности;
-создание безопасных условий при
организации досуговых мероприятий

-соблюдение правовых норм
педагогической деятельности

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».