ПМ 03

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно - программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа профессионального модуля «Методическое
обеспечение образовательного процесса» по специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рассмотрено на заседании ПЦК
«____________________________ »
Протокол №_______
«
»
2023 г.
подпись

И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
Подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________ от
«
»
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

3

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03. Методическое обеспечение образовательного процесса
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля ПМ 03. Методическое
обеспечение образовательного процесса (далее - программа) - является
обязательной частью основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика
дополнительного образования в части освоения основного вида
профессиональной
деятельности (ВПД):
методическое
обеспечение
образовательного процесса
и
соответствующих
профессиональных
компетенций (ПК):
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие
программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом
области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных
занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.
Рабочая программа профессионального модуля может реализовываться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в формате электронных лекций, видео-конференций, выполнения
заданий, размещенных на портале дистанционного обучения колледжа.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном
процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
деловые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, мозговой
штурм.
Программа профессионального модуля включает самостоятельную
работу: анализ детских исследовательских и работ и проектов, разработка
фрагмента занятия на основе педагогической технологии (или её элементов),
написание эссе, подбор и анализ игр, создание тематического портфолио,
разработка методологического аппарата исследования, составление аннотации
научной статьи, представление результатов проведенного исследования по теме
ВКР в форме электронной (мультимедийной) презентации, разработка и
оформление анкеты, разработка программы наблюдения и др.
Часть компонентов профессионального модуля реализуется в форме
практической подготовки. Образовательная деятельность в форме практической
подготовки организуется при изучении междисциплинарных курсов путем
4

проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в
выполнении
отдельных элементов работ,
связанных
с будущей
профессиональной деятельностью (разработка паспорта проекта, конспектов
занятий, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,
оформление методических разработок, создание мультимедийной презентации
и др.).
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем
непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Программа профессионального модуля ПМ 03. Методическое обеспечение
образовательного процесса может быть использована при разработке программ
повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Уровень
образования: основное общее, среднее (полное) общее образование. Опыт
работы: не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля Методическое обеспечение
образовательного процесса - требования к результатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих
программ, учебно-тематических планов) для обеспечения образовательного
процесса;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по
проблемам дополнительного образования детей;
- самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания
образовательных технологий в дополнительном образовании;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете
(мастерской, лаборатории);
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов
выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности в области
дополнительного образования детей;
уметь:
- анализировать дополнительные образовательные программы в
избранной области деятельности;
- определять цели и задачи, планировать дополнительное образование
детей в избранной области деятельности;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей занимающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и
5

находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать
исследовательскую и проектную деятельность в области дополнительного
образования детей, подростков и молодежи;
- использовать методы и методики педагогического исследования и
проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- теоретические
основы
методической
деятельности
педагога
дополнительного образования;
- теоретические основы, методику планирования, разработки рабочей
программы дополнительного образовании детей в избранной области
деятельности и требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в
области дополнительного образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию
предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
- источники, способы обобщения, представления и распространения
педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету,
реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере
образования.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Методическое обеспечение образовательного процесса:
всего - 342 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 252 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 180 часов
(теоретических занятий - 95 часов, практических - 85 часов);
производственной практики - 72 часа
самостоятельной работы обучающегося - 90 часа;
в том числе в форме практической подготовки -157 часов.
Промежуточная аттестация
МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы
педагога дополнительного образования - в форме дифференцированного
зачета в 6 семестре и комплексного зачета в 7 семестре
6

МДК 03.02. основы учебно-исследовательской деятельности - в форме
комплексного зачета в 7 семестре
Экзамен (квалификационный) по модулю в 7 семестре
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля ПМ 03. Методическое
обеспечение образовательного процесса является овладение обучающимися
видом
профессиональной
деятельности
методическое
обеспечение
образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими
(ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области
деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных
занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать
и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные технологии в области дополнительного образования
на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и
анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дополнительного образования детей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
обучающихся
(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с
7

ОК 8.

ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Осуществлять
профессиональную
деятельность
в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни
и здоровья обучающихся (воспитанников).
Строить
профессиональную
деятельность
с
соблюдением
регулирующих ее правовых норм.

8

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля Методическое обеспечение образовательного процесса

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля*

1

2

ПК 3.1-3.4

ПК 3.3-3.5
ПК 3.1-3.5

Раздел 03.01. Теоретические и
прикладные аспекты методической
работы педагога дополнительного
образования
Раздел 03.02. Основы учебно­
исследовательской деятельности
Производственная практика
Методическое обеспечение
образовательного процесса
(концентрированная)
Всего:

Всего
часов

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч. в
в т.ч.,
лабораторные
форме
курсовая
работы и
Всего,
практическо
Всего,
работа
часов
практические
й
часов
(проект),
занятия,
подготовки,
часов
часов
часов

3

4

5

6

7

192

128

65

65

64

8

Практика

Учебна
я,
часов

Производственна
я (по профилю
специальности),
часов
если предусмотрена
рассредоточенная
практика)

9

10

-

-

-

-

-

72

-

72

78

52

20

20

26

72

72

-

72

-

342

252

85

157

90

-

9

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование
разде лов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

1
2
Раздел 03. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Тема 1.1.
Инновационная
направленность
педагогической
деятельности.
Передовой
педагогический опыт.

Тема 1.2.
Современные подходы
и педагогические
технологии в области
дополнительного
образования.

Содержание учебного материала
1.
1.1.1. Инновационная направленность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт.
Понятие «инновация». Составляющие инновационных процессов в образовании: изучение, обобщение и
распространение передового педагогического опыта; внедрение достижений психо лого-педагогической науки в
практику.
Понятие «передовой педагогический опыт». Новаторский и исследовательский передовой педагогический опыт.
Критерии педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность
творческого применения инновации в массовом опыте.
Педагогическое творчество как основание для развития инновационной деятельности педагога.
Непрерывность профессионального образования педагога как необходимая предпосылка развития его творческих
способностей и условие постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Содержание учебного материала
1.
1.2.1. Понятие о педагогической технологии.
Технологический подход в педагогике. Сущность педагогической технологии. Признаки педагогической
технологии. Виды технологий обучения.
2.
1.2.2. Технологии развивающего обучения
Основные положения системы развивающего обучения Л. В. Занкова. Принципы развивающего обучения.
Концептуальные основы системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Особенности
содержание образования, методики в системе развивающего обучения. Формы взаимодействия обучающихся
(воспитанников).
Использование технологий развивающего обучения в системе дополнительного образования детей.

3.

4.
5.

1.2.3. Технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные принципы личностно-ориентированного обучения. Особенности личностно-ориентированного
содержания образования. Личностно-ориентированная ситуация как элемент педагогической технологии
Методика и технология проведения личностно-ориентированного занятия.
1.2.4. Практическое занятие. Педагогическая технология. Технологии развивающего и личностно­
ориентированного обучения
1.2.5. Проблемное обучение.
Понятия «проблема», «учебная проблема». Проблемный вопрос и его признаки. Типы проблемных вопросов.

Объем часов
Ауд./сам.раб.
Лекц./практич.
3
128ауд. +64 с.р.
2/0
2/0

20/18
2/0

2/0

2/0

0/2
2/0

10

6.
7.

8.
9.

10.

11.
12.
13.

14.

15.
16.
17.

Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций.
Методы проблемного обучения. Проблемное занятие в образовательном процессе организации дополнительного
образования детей.
1.2.6.
Практическое занятие. Применение методов проблемного обучения в образовательном процессе
организации дополнительного образования детей.
1.2.7. Технология развития критического мышления.
Понятие «критическое мышление». Принципы технологии развития критического мышления. Базовая модель
технологии, этапы (стадии): стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии. Методические приемы
технологии. Использование технологии развития критического мышления в системе дополнительного образования
детей.
1.2.8. Практическое занятие. Реализация технологии критического мышления в образовательном процессе
организации дополнительного образования детей.
1.2.9. Технология педагогических мастерских.
Сущность и основополагающие принципы технологии педагогических мастерских. Позиция мастера (ведущего).
Основные этапы мастерской: индукция (поведение), деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование,
разрыв, рефлексия. Принципы и правила ведения мастерской. Методические приемы технологии. Использование
технологии педагогических мастерских в системе дополнительного образования детей.
1.2.10. М етод проектов.
Истоки метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике. Понятия «проект», «проектирование».
Классификация учебных проектов. Структура проекта. Этапы работы над проектом. Формы представления
результатов проектной деятельности.
1.2.11. Практическое занятие. Опыт использования метода проектов в образовательном процессе организации
дополнительного образования детей.
1.2.12. Практическое занятие. Педагогическое руководство проектной деятельностью детей
1.2.13. Технология коллективного взаимообучения.
История возникновения технологии. Методы коллективного способа обучения (КСО). Возможности применения
КСО в образовательном процессе организации дополнительного образования детей.
1.2.14. Технологии творческой деятельности.
Приемы развития творческого воображения.
Теория решения интеллектуальных (изобретательских) задач (ТРИЗ). Разрешение противоречия как источник
решения творческой задачи.
Приемы ТРИЗ: мозговой штурм как метод активизации творческой деятельности, синектика (прямая аналогия,
личностная аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия), метод сфокусированных объектов, метод
контрольных вопросов.
1.2.15. Практическое занятие. Приемы и методы ТРИЗ
1.2.16. Практическое занятие. Опыт использования ТРИЗ в образовательном процессе
организации
дополнительного образования детей.
1.2.17. Технологии использования игры в обучении.
Понятие «игра», «педагогическая игра». Характерные признаки игры. Игра как форма, метод, средство, прием
обучения. Дидактическая игра, классификации дидактических игр.
Методика организации дидактической игры. Общие требования к организации игры. Условия эффективности игр
относительно их содержания. Рекомендации по использованию игр в обучении. Трудности, с которыми

0/2
2/0

0/2
2/0

2/0

0/2
0/2
2/0

2/0

0/2
0/2
2/0

11

приходиться сталкиваться педагогу, использующему дидактические игры.
1.2.18. Практическое занятие. Использование игры в образовательном процессе организации я дополнительного
образования детей.
19. 1.2.19. Практическое занятие. Интерактивные технологии обучения.
Содержание учебного материала
1.
1.3.1. Основа правового статуса обучающегося (воспитанника). Конвенция о правах ребёнка.
Правовой статус обучающегося (воспитанника).
Конвенция о правах ребенка. Реализация положений Конвенции в образовательном процессе организации
дополнительного образования детей.
2.
1.3.1. Практическое занятие Изучение Конвенции о правах ребёнка.
18.

Тема 1.3.
Нормативно-правовые
основы
методической работы
педагога
дополнительного
образования детей.

3.

4.

4.
5.
6.

1.3.2. Федеральное законодательство в сфере образования.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Федеральный Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация основных положений документов федерального уровня, регламентирующих образовательную
деятельность, в методической работе педагога дополнительного образования.
1.3.3. Федеральное законодательство в сфере дополнительного образования.
Ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам утвержден Приказом Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013
Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации № 1726-р от 4.09.2014
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4.07.2014
Реализация основных положений документов федерального уровня, регламентирующих образовательную
деятельность, в методической работе педагога дополнительного образования.
1.3.4. Практическое занятие. Изучение и анализ документов федерального уровня, регламентирующих
дополнительное образование детей.
1.3.5. Практическое занятие. Изучение Приказа Минтруда России № 613н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
1.3.6. Рекомендательные документы федерального уровня, регламентирующие дополнительное образование
детей.
Рекомендательный характер документов: сущность и назначение. Рекомендации и письма Министерства
образования Российской Федерации. Использование рекомендательных документов Федерального значения в
образовательном процессе.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).
Письмо Минобрнауки России № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» от 11.12.2006
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы) от 18.11.2015

0/2
0/2
10/8
1/0

0/1
2/0

2/0

0/2
0/2
2/0

12

7.

Тема 1.4.
Содержание
и организация
методической работы
в организации
дополнительного
образования детей.

1.3.7. Нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровней, регулирующие
содержание и организацию образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей в
Вологодской области.
Методические письма и рекомендации, разрабатываемые на региональном и муниципальном уровне: сущность и
назначение; использования документов в образовательном процессе.
8.
1.3.7. Практическое занятие. Изучение Концепции развития дополнительного образования детей Вологодской
области до 2018 года от 14.09.2014
9.
1.3.8. Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность организации дополнительного
образования детей.
Устав организации дополнительного образования детей. Программа развития. Образовательная программа.
Должностные инструкции педагога-организатора, педагога дополнительного образования, методиста.
Инструкции по соблюдению правил техники безопасности, правил противопожарной безопасности, по организации
и проведению экскурсий, походов, экспедиций с обучающимися (воспитанниками).
Положение о детском объединении (коллективе и т.п.).
Положение о методическом совете. Положение о методическом объединении.
и анализ локальных нормативных актов организации
10. 1.3.9. Практическое занятие. Изучение
дополнительного образования детей, регламентирующих образовательный процесс.
Содержание учебного материала
1.
1.4.1. Задачи и содержание методической работы в организации дополнительного образования детей.
Педагогические проблемы методического характера и способы их решения.
Понятие «методическая работа». Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры.
Задачи методической работы в организации дополнительного образования детей: формирование инновационной
направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении,
обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки педагогов; организация
работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов; обогащение новыми педагогическими
технологиями, формами и методами обучения и воспитания; организация работы по изучению новых нормативных
документов, инструктивно-методических материалов; оказание научно-методической помощи педагогам
(испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; имеющим небольшой педагогический стаж;
не имеющим педагогического образования, и др.); оказание консультативной помощи педагогам в организации
педагогического самообразования; повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Содержание методической работы педагога: общекультурная подготовка педагога; методологическая культура;
исследовательская культура; профессионально-нравственная культура; воспитательная культура; диагностическая
культура; управленческая культура.
2.
1.4.2. Организация методической работы в организации дополнительного образования детей.
Единая научно-методическая тема организации дополнительного образования детей. Выбор и обоснование темы.
Организация деятельности педагогического коллектива по научно-методической теме.
Характеристика основных форм организации методической работы в организации дополнительного образования
детей: методический совет, методические объединения, единый методический день, проблемные семинары и
практикумы, школа молодого педагога, школа передового опыта, индивидуальная работа с педагогами, проведение
открытых и показательных занятий, творческие отчеты, научно-педагогические конференции и педагогические
чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических

1/0

0/1
2/0

0/2
11/9
2/0

2/0

13

3.

4.
5.

6.

ситуаций, творческие отчеты педагогов, педагогические консилиумы и др.
Педагогическое самообразование педагога как фактор эффективности методической работы.
1.4.3. Деятельность методического объединения в организации дополнительного образования детей.
Цели работы методического объединения: совершенствование методического обеспечения образовательных
программ; обеспечение современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего
поколения, совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом; создание
условий для развития профессионального мастерства педагогов; организация взаимопомощи в освоении
инновационных программ, современных технологий образования и т.п.
Создание и организация работы МО. Основные компоненты организации работы МО: характеристика кадрового
состава; составление плана работы исходя из задач, стоящих перед организацией дополнительного образования
детей в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами
педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.
Содержание работы МО: работа по ознакомлению педагогов с нормативными документами, новинками
методической и специальной литературы, монографиями и т.п.; изучение новых программ; составление
рекомендаций, памяток, и т.п.; вопросы преемственности и межпредметных связей; организация целевых взаимных
посещений занятий; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; организация
наставничества и др.
Конкретизация единой научно-методической темы для деятельности методического объединения и каждого
педагога. Формы практического выхода методической темы: выступление на семинаре, представление опыта
работы с практическим показом на открытом занятии, доклад на научно-практической конференции и т.д.
1.4.3. Практическое занятие. Знакомство с вариантами годового плана работы МО педагогов дополнительного
образования избранной области деятельности.
1.4.4. Содержание и организация методической работы педагога дополнительного образования детей.
Изучение и анализ примерных программ дополнительного образования, авторские программ в избранной области
деятельности.
Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе
примерных с учетом избранной области деятельности, особенностей возраста, состава обучающихся.
Целеполагание и планирование обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуально-психологических
особенностей обучающихся (воспитанников).
Работа над индивидуальной методической темой.
Анализ, обобщение и представление собственного педагогического опыта.
Подготовка конспектов, создание методических разработок. Корректировка и адаптация имеющихся методических
разработок. Требования к оформлению методических разработок.
Участие в исследовательской и проектной деятельности.
Участие в профессиональных и творческих конкурсах.
Презентация результатов методической деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, выступлений.
Тема 1.4.5. Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования
детей.
Понятия «учебное занятие», «цель», «задача». Виды задач. Требования к формулировке целей и задач. Критерии
достижения цели и задач занятия. Реализация основных структурных элементов занятия, воспроизводящего
целостный учебный процесс. Требования к отбору содержания учебного занятия. Типы учебного занятия. Методы,
средства и формы организации учебной деятельности обучающихся. Виды и типы анализа учебного занятия.

1/0

0/1
2/0

2/0

14

Примерная форма конспекта занятия.
7.

8.
9.
10.
11.

Тема 1.4.6. Реализация системно-деятельностного подхода при проектировании учебного занятия.
Сущность системно-деятельностного подхода. Компоненты системной организации учебной деятельности.
Признаки учебной деятельности с позиции системно-деятельностного подхода. Концепция формирования
универсальных учебных действий (УУД). Виды УУД.
Формулировка целей и задач занятия в контексте системно-деятельностного подхода.
Критерии и показатели анализа занятия с позиций требований системно-деятельностного подхода.
Тема 1.4.7. Практическое занятие. Разработка конспекта занятия (в рамках избранной области деятельности).

2/0

Тема 1.4.8. Практическое занятие. Анализ методических разработок конспектов занятий (в рамках избранной
области деятельности).
Тема 1.4.9. Практическое занятие. Изучение опыта деятельности педагогов дополнительного образования,
представленного в научно-методических периодических изданиях, на научно-практических конференциях.
Тема 1.4.10.
Практическое занятие.
Знакомство с видами методических разработок. Требования к
методическому описанию разработок разного вида.

0/2

Дифференцированный зачет
Тема 1.5. Программное
Содержание учебного материала
обеспечение
1.
Тема 1.5.1. Понятие и виды дополнительных общеобразовательных программ.
деятельности педагога
Понятия «программа», «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа»,
дополнительного
«дополнительная общеобразовательная программа».
образования.
Виды дополнительных общеобразовательных программ, их особенности
2.
Тема 1.5.2. Принципы и этапы проектирования дополнительных общеобразовательных программ.
Принципы проектирования дополнительной общеобразовательной программы: ориентация на потребности
общества и личности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; системность; учет реальных
возможностей и условий обеспечения программы материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами.
Этапы проектирования дополнительной общеобразовательной программы.
3.
Тема 1.5.3. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Структура дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к содержанию и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
4.
Тема 1.5.4. Практическое занятие. Изучение и анализ типовых и авторских дополнительных
общеобразовательных программ.
5.
Тема 1.5.5. Практическое занятие. Проектирование дополнительной образовательной программы в избранной
области деятельности (актуальность и новизна).
6.
Тема 1.5.6. Практическое занятие. Проектирование дополнительной образовательной программы в избранной
области деятельности (целевой блок и планируемые результаты).
7.
Тема 1.5.7. Практическое занятие. Проектирование дополнительной образовательной программы в избранной
области деятельности (учебный план).
8.
Тема 1.5.8. Практическое занятие. Проектирование дополнительной образовательной программы в избранной
области деятельности (содержание учебного плана).
9.
Тема 1.5.9. Практическое занятие. Проектирование дополнительной образовательной программы в избранной
области деятельности (методическое, материально-техническое обеспечение).

0/2

0/2
0/2
0/2
6/16
2/0

2/0

2/0

0/2
0/2
0/2
0/2
0/2
0/2

15

Тема 1.5.10. Практическое занятие. Проектирование дополнительной образовательной программы в избранной
области деятельности (текстовое оформление программы).
11. Тема 1.5.11. Практическое занятие. Анализ разработанных дополнительных образовательных программ.
Содержание учебного материала
1.
Тема 1.6.1. Аттестация педагогических работников.
Цель и задачи аттестации педагогических работников. Порядок аттестации педагогических работников
образовательных организаций.
Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Аттестация педагогических работников с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям,
предъявляемым к квалификационной категории (первая или высшая).
2.
Тема 1.6.2. Портфолио педагога дополнительного образования детей.
Портфолио: понятие и назначение. Виды портфолио: портфолио документов, портфолио отзывов, портфолио работ;
методический портфолио, тематический портфолио, проблемно-исследовательский портфолио.
Структура методического портфолио: общие сведения о педагоге; результаты педагогической деятельности;
научно-методическая деятельность; воспитательная деятельность; учебно-материальная база.
Оформление портфолио: текстовый и электронный вариант.
3.
Тема 1.6.3. Практическое занятие. Изучение и анализ портфолио педагога дополнительного образования детей.
4.
Тема 1.6.4. Практическое занятие. Создание тематического портфолио по МДК
5.
Тема 1.6.5. Практическое занятие. Создание портфолио документов
Содержание учебного материала

0/2
0/2
0/2
10/4

1.

2/0

10.

Тема 1.6. Аттестация
педагогических
работников.

Тема 1.7.
Создание предметно­
развивающей среды
в кабинете (мастерской,
лаборатории).

2.

3.

4.
5.

Тема 1.7.1. Понятие, функции и составляющие предметно-развивающей среды.
Понятие предметно-развивающей среды, ее функции. Факторы, влияющие на предметно-развивающую среду.
Составляющие предметно-развивающей среды.
Тема 1.7.2. Санитарно-гигиенические требования к предметно-развивающей среде кабинета (мастерской,
лаборатории)
Санитарно-гигиенические требования к предметно-развивающей среде кабинета (мастерской, лаборатории):
требования к естественному и искусственному освещению; требования к воздушно-тепловому режиму; требования
к применению технических средств обучения для разных возрастных групп обучающихся (воспитанников).
Требования к помещениям и оборудованию учреждений дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172­
14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4.07.2014.
Тема 1.7.3. Психолого-педагогические и эстетические требования к предметно-развивающей среде кабинета
(мастерской, лаборатории).
Психолого-педагогические и эстетические требования к предметно-развивающей среде кабинета (мастерской,
лаборатории).
Эстетические требования: единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений
искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п
Тема 1.7.4. Практическое занятие. Разработка макета оформления кабинета (мастерской, лаборатории) в
соответствии с избранной областью деятельности.
Тема 1.7.5. Требования к оснащению образовательного процесса.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии избранной областью деятельности. Принципы

0/2
0/2
4/6
2/0

2/0

2/0

2/0

0/2
2/0

16

6.

7.

отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. Характеристика расчета количественных
показателей материально-технического обеспечения.
Виды оснащения образовательного процесса: печатные пособия, технические средства обучения, экранно-звуковые
пособия, демонстрационные пособия, материалы для художественной деятельности, игры и игрушки, учебно­
практическое и учебно-лабораторное оборудование, натуральные объекты.
Раздаточный учебный материал для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной
работы.
Проектирование, изготовление и пополнение объектов и средств материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Тема 1.7.6. Информационные стенды в кабинете (мастерской, лаборатории).
Требования к стендам: соответствие возрастным особенностям, наглядность, трансформируемость и модульность,
эстетичность. Виды стендов: уголок природы, уголок безопасности, уголок здоровья, уголок почемучек, и др.
Тема 1.7.7. Практическое занятие. Создание макета настенного стенда для оформления кабинета (мастерской,
лаборатории)

Комплексный зачет

МДК 03.02. Основы учебно-исследовательской деятельности

Тема 2.2.
Методологические
основы педагогического
исследования

Тема 2.3.
Учебно­
исследовательская
деятельность студентов

0/2
0/2

Раздел 03.02. Основы учебно-исследовательской деятельности

Тема 2.1.
Наука и научное
познание.

2/0

Содержание учебного материала
1.
Тема 2.1.1. Наука и научное познание.
Понятия «наука», «научное знание», «научное исследование». Функции науки в обществе. Закономерности развития
науки. Критерии научности знания. Классификация научных знаний. Отличие научного познания от стихийноэмпирического познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научно-исследовательская
деятельность: сущность, особенности.
Содержание учебного материала
1.
Тема 2.2.1. Методологические основы педагогического исследования
Понятия «методология», «методология педагогики». Задачи, функции и уровни методологии педагогики.
Методологические принципы научного исследования: общие и частные. Методологические требования к
проведению психолого-педагогических исследований. Сущность научного педагогического исследования. Виды
педагогических исследований по характеру и содержанию: фундаментальные, прикладные, разработки.
Содержание учебного материала
1.
Тема 2.3.1. Особенности различных видов учебно-исследовательской деятельности студентов (курсовая
работа).
Виды учебно-исследовательской деятельности студентов по форме (доклад, реферат, курсовая работа) и
содержанию (теоретическая, практическая, опытно-экспериментальная, проектная).
Курсовая работа: сущность, цели. Характер курсовых работ по содержанию (реферативный, практический, опытно­
экспериментальный, проектный). Основные компоненты структуры курсовых работ различного характера. Логика
выполнения курсовой работы.
2.
Тема 2.3.2. Особенности учебно-исследовательской работы проектного характера.
Структура работы проектного характера. Содержание компонентов структуры работы проектного характера (для
специальности Педагогика дополнительного образования).

78
52 ауд. + 26 с.р.
32/20
1/1
1/1

1/1
1/1

6/0
2/0

2/0

17

3.

Тема 2.4.
Методологический
аппарат и структура
педагогического
исследования

Тема 2.5.
Технология работы с
информационными
источниками

Тема 2.3.3. Особенности различных видов учебно-исследовательской деятельности студентов (выпускная
квалификационная работа).
Выпускная квалификационная работа (ВКР): сущность, цели. Сходство и различие курсовой работы и ВКР.
Характер ВКР по содержанию (теоретический, опытно-практический, опытно- экспериментальный, проектный),
основные компоненты структуры ВКР различного характера.
Логика выполнения ВКР.
Содержание учебного материала
1.
Тема 2.4.1. Компоненты методологического аппарата исследования.
Проблема, тема, актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.
Выбор темы исследования. Требования к формулировке и типы формулировок тем исследования. Контент анализ
темы. Выделение ключевых понятий.
2.
2.4.2. Стратегия и тактика исследования.
Понятия, основные операции стратегии и тактики исследования.
Противоречие: сущность, типы. Выявление противоречия.
Проблема исследования: сущность, разновидности. Отличие противоречия и проблемы исследования.
Понятие «цель исследования». Требования к формулировке цели исследования.
Сущность объекта и предмета исследования. Соотношение и взаимосвязь объекта и предмета, предмета и темы
исследования. Требования к формулировке объекта и предмета исследования.
Сущность и функции гипотезы в научном исследовании. Виды гипотез. Структура и требования к формулировке
гипотезы.
Сущность задач исследования. Технология разработки задач. Основные группы задач. Требования к формулировке
задач исследования.
Сущность этапов исследования. Выбор этапов исследования.
3.
Тема 2.4.3. Практическое занятие. Формулировка темы, цели, объекта, предмета и задач исследования (курсовой
работы).
4.
Тема 2.4.4. Практическое занятие. Формулировка темы, цели, объекта, предмета и задач исследования (выпускной
квалификационной работы).
Содержание учебного материала
1.
Тема 2.5.1. Источники психолого-педагогического исследования. М етодика изучения научной литературы.
Понятие и классификация источников психолого-педагогического исследования. Виды литературы. Особенности
работы с научной литературой. Библиотека: библиографические указатели, библиотечные каталоги. Основные
этапы поиска литературы по теме учебно-исследовательской работы.
Виды чтения, способы обработки
информации.
Тезирование, аннотирование, рецензирование, реферирование.
2.
Тема 2.5.2. Библиографическое описание информационных источников. Оформление цитат,
библиографических ссылок.
Общие требования ГОСТ к библиографическому описанию информационных источников.
Правила оформления цитат, библиографических ссылок.
3.
Тема 2.5.3. Практическое занятие. Особенности поиска информационных источников в библиотеке. Работа с
библиографическими указателями и библиотечными каталогами. Поиск информации с использованием интернет­
ресурсов.
4.
Тема 2.5.4. Практическое занятие.
Оформление различных видов источников согласно библиографическим

2/0

6/4
2/0

4/0

0/2
0/2
4/6
2/0

2/0

0/2

0/4

18

Тема 2.6.
М етоды исследования
психолого­
педагогических проблем

Тема 2.7. Обобщение и
анализ результатов
исследования.
Предст авление
результатов
исследования.

требованиям.
Содержание учебного материала
1.
Тема 2.6.1. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического
поиска
Понятие «метод исследования». Классификация методов психолого-педагогического исследования. Теоретические
методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование.
Частные эмпирические методы исследования: изучение литературы, документов, результатов деятельности,
наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, оценивание. Общие эмпирические методы
исследования: психо лого-педагогическое обследование, обобщение опыта, опытная работа, эксперимент.
2.
Тема 2.6.2. Наблюдение как метод исследования. Метод изучения и обобщения педагогического опыта.
Сущность, виды, достоинства и недостатки метода наблюдения. Организация наблюдения психолого-педагогичес­
кого явления. Разработка программы наблюдения.
Понятие и виды педагогического опыта. Передовой педагогический опыт: функции, критерии, логика изучения.
Источники, способы обобщения и распространения педагогического опыта.
3.
Тема 2.6.3. Опросные методы исследования.
Сущность, основные формы, достоинства и недостатки опроса. Особенности интервью и анкетирования.
Вопрос как основа инструментария исследования с использованием опросных методов.
Требования к составлению анкеты.
4.
Тема 2.6.4. Практическое занятие. Составление анкет по педагогической тематике
5.
Тема 2.6.5. Практическое занятие. Анализ анкет, разработанных студентами
6.
Тема 2.6.6. Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования
Понятие «эксперимент». Признаки экспериментальной деятельности. Педагогический эксперимент: сущность,
структура. Виды эксперимента в педагогике.
Типы внутренней организации эксперимента. Этапы экспериментальной деятельности.
Методика диагностирования в эксперименте.
Содержание учебного материала
1.
Тема 2.7.1. Требования к оформлению и защите курсовых работ.
Требования к оформлению курсовой работы. Порядок защиты курсовой работы.
Типичные ошибки, допускаемые студентами в курсовых работах.
2.
Тема 2.7.1. Практическое занятие. Требования к оформлению и защите курсовых работ.
3.

4.

Тема 2.7.2. Требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы.
Язык и стиль научной работы. Требования к текстовому оформлению работы.
Особенности публичного представления результатов исследования, подготовка доклада.
Особенности и порядок защиты ВКР.
Рецензирование ВКР. Рекомендации по подготовке ответов рецензенту.
Типичные ошибки, допускаемые студентами в ВКР.
Тема 2.7.3. Обобщение и анализ результатов исследования.
Интерпретация, апробация, внедрение результатов исследования.
Основные требования к оформлению результатов исследования (содержание и логика изложения, выводы).
Подготовка Заключения курсовой работы и ВКР.
Подготовка результатов исследования к публикации.

8/4
2/0

2/0

2/0

0/2
0/2
2/0

6/4
1/0

0/1
2/0

2/0

19

5.

Тема 2.7.4. Практическое занятие. Представление результатов исследования

6.

Тема 2.7.5. Представление результатов исследования в форме мультимедийной презентации.
Требования к мультимедийной презентации.
Особенности пподготовки электронной презентации результатов исследования (к защите ВКР).
7.
Тема 2.7.5. Практическое занятие.
Комплексный зачёт
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
МДК 03.01. Теоретические и п]зикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
1.
Анализ детских исследовательских и работ и проектов
Тема 1.2. Современные
подходы и
педагогические
2.
Разработка фрагмента занятия на основе педагогической технологии (или её элементов)
технологии в области
3.
Эссе на тему: «Пути решения проблемы быстрого «старения» дидактических игр» (на основе учебного пособия
дополнительного
В. М. Букатова «Педагогические таинства дидактических игр»).
образования детей
4.
Подбор и анализ игр, которые могут быть использованы в образовательном процессе учреждения дополнительного

Тема 1.4.Содержание и
организация
методической работы в
учреждении
дополнительного
образования детей
Тема 1.5. Программное
обеспечение
деятельности педагога
дополнительного
образования
Тема 1.6. Аттестация
педагогических
работников.

5.
1
2.
3.
1.

1.

образования (в соответствии с избранной областью деятельности)
Эссе на тему: «Технология, которую я выбираю...».
Написать отзыв на статью из научно-методического периодического издания, посвящённую методической работе
конкретного педагога дополнительного образования или организации дополнительного образования в целом
Написание отзыва на выступление педагогов дополнительного образования в рамках научно-практической
конференции (методической выставки).
Разработать конспект занятия (в избранной области деятельности)
Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в избранной области
деятельности

Создание тематического портфолио.
Примерная тематика:
Формирование универсальных учебных действий на занятия (в избранной области деятельности).
Методы и приемы проблемного обучения (в избранной области деятельности).
Методы и приемы ТРИЗ
Использование дидактических игр на занятиях (в избранной области деятельности )
2.
Создание портфолио студента.
МДК 03.02. Основы учебно-исследовательской деятельности
1.
Тема 2.1, 2.2
Выполнение заданий модуля 1 «Методология научно-педагогического исследования» из учебно-методического
пособия авторов Е.О. Рябовой, И.А. Петранцовой «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».
1.
Разработка методологического аппарата исследования по теме курсовой работы.
Тема 2.4.
2.
Разработка методологического аппарата исследования по теме выпускной квалификационной работы.
1
Составление аннотации научной статьи по теме своего исследования.
Тема 2.5.
2.
Составление и оформление списка литературы и источников по теме курсовой работы

0/2
1/0

0/1
90 (64+26)
64
4
6
4
4
4
3
3
12
14

6

4
26
4
2
2
4
2

20

3.
1.
2.
1.

Составление и оформление списка литературы и источников по теме ВКР
Разработка программы наблюдения (по тематике курсовой работы)
Разработка и оформление анкеты /или опросного листа интервью/ (по тематике ВКР).
Представление результатов проведенного исследования по теме ВКР в форме электронной (мультимедийной)
Тема 2.6. , 2.7
презентации.
Производственная практика ПП 03.01 М етодическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования
(концентрированная)
Всего:
Тема 2.6.

2
2
4
4
72
342

21

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация профессионального модуля Методическое обеспечение
образовательного процесса предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: 30 рабочих мест,
оборудование (в соответствии с паспортом кабинета). Технические средства
обучения: мультимедиа проектор, компьютер, экран; коллекция электронных
презентаций.
Для
организации
электронного
обучения
с
применением
дистанционных образовательных технологий может использоваться система
электронного обучения Moodle, сервис ZOOM электронная почта;
электронная библиотека - ЭБС «Юрайт»; система интернет-связи skype;
социальные сети; телефонная связь.
Материально-техническая база, необходимая для осуществления
образовательного процесса по дисциплине с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя компьютер/ноутбук/планшет;
средства связи преподавателей и обучающихся.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную
производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
производственная практика по модулю методическое обеспечение
образовательного процесса проводится в типовых кабинетах организаций
дополнительного образования детей города Вологды.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы
педагога дополнительного образования
Основная литература
1. Золотарева,
А. В. Методика
преподавания
по
программам
дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая,
А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 315 с. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452331

22

Дополнительная литература
1. Дополнительное
образование
детей.
Психолого-педагогическое
сопровождение: учебник для среднего профессионального образования /
Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 363 с. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452459
2. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное
пособие для среднего профессионального образования / ответственный
редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт,
2020. — 277 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467528
3. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / [Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, А. Е. Подобин и др.];
под ред. Б. В. Куприянова. — Москва: Академия, 2014. — 288 с.
МДК 03.02 Основы учебно-исследовательской деятельности
Основные источники:
1. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина,
М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Юрайт, 2018. — 186 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/415067
2. Рябова, Е. О. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов в
системе непрерывного педагогического образования: учебно-методическое
пособие / Е.О. Рябова, И.А. Петранцова; БПОУ ВО «Вологодский
педагогический колледж». - 3-е изд. перераб и доп. - Вологда: ВПК, 2016. 122 с.
Дополнительные источники:
1. Коджаспирова,
Г. М. Педагогика:
учебник
для
среднего
профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Юрайт, 2017. — 719 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/406377
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации № 1726-р);
23

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(Приказ
Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013);
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41);
5. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» (письмо Минобрнауки России № 06-1844 от 11.12.2006);
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
Минообрнауки России от 18.11.2015).
Сайты сети Интернет
http://dop.edu.ru/home/27 (Единый национальный портал дополнительного
образования)
http://dopedu.ru/ (Информационно-методический портал Добразование)
http://dop-obrazovanie.com/
(Внешкольник:
сайт
о дополнительном
(внешкольном) образовании)
http://rcdop.edu.ru/ (Сайт АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного
образования детей»)
http://www.mon.gov.ru/ (Официальный сайт Министерства образования и
науки РФ.)
http://www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал.)
http://www.edu35.ru (Официальный сайт Департамента образования
Вологодской области.)
http://www.vestnik.edu.ru/ (Сайт журнала «Вестник образования».)
http://www.1september.ru (Сайт газеты «1 сентября».)
http://www.vneuchebnaya.ucoz.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Преподавание МДК профессионального модуля ПМ 03 Методическое
обеспечение образовательного процесса осуществляется в форме лекций,
комбинированных
уроков,
семинаров,
практических
занятий,
самостоятельной работы студентов.
Производственная практика по данному модулю проводится
концентрированно на базе учреждений дополнительного образования детей.
Консультации могут проводиться индивидуально, для подгруппы или
группы обучающихся.
24

Освоению данного профессионального модуля предшествует изучение
следующих дисциплин: психология общения, педагогика, возрастная
анатомия, физиология и гигиена, дополнительное образование детей: история
и современность; профессионального модуля организация досуговых
мероприятий.
Изучение данного модуля проходит параллельно с изучением
дисциплин:
психология,
правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности, и профессионального модуля: преподавание в одной из
областей дополнительного образования детей.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение по междисциплинарным курсам (курсам): высшее педагогическое
образование, опыт методической работы в сфере дополнительного
образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
- высшее педагогическое образование, опыт методической работы в
сфере дополнительного образования (для руководителей практики из числа
преподавателей колледжа);
- высшее педагогическое образование, наличие высшей или первой
квалификационной категории, опыт деятельности в методическом
объединении образовательного учреждения не менее 3 лет (для
руководителей практики из числа методистов учреждений дополнительного
образования детей или педагогов дополнительного образования детей).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе
профессионального
модуля
ПМ
03.
Методическое
обеспечение
образовательного процесса, обеспечивает организацию и проведение
текущего контроля индивидуальных образовательных достижений
обучающихся. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе
обучения.
Итоговый контроль по МДК 03.01 Теоретические и прикладные
аспекты методической работы педагога дополнительного образования дифференцированный зачёт (6 семестр); комплексный зачёт (7 семестр); по
МДК 03.02. Основы учебно-исследовательской деятельности - комплексный
зачет (7 семестр).
25

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной
аттестацией в форме экзамена (квалификационного), которую проводит
экзаменационная комиссия.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по
профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся на первом
занятии по междисциплинарному курсу.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательным
учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в
себя оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия
(или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений
основным показателям оценки результатов подготовки.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1. Универсальная шкала оценки индивидуальных образовательных
достижений.
Процент
результативности
(правильных ответов)
86-100%
70-85%
50-69%
менее 50%

Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
Разрабатывать учебно­
методические материалы (рабочие
программы, учебно-тематические
планы) на основе примерных с
учетом области деятельности,
особенностей возраста, группы и
отдельных занимающихся.
Создавать в кабинете (мастерской,
лаборатории) предметно­
развивающую среду.

Систематизировать и оценивать
педагогический опыт и
образовательные технологии в
области дополнительного

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
вербальный аналог
балл (отметка)
5
4
3
2

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и
оценки

- анализ примерных и авторских
образовательных программ;
- разработка учебно-тематических
планов на основе примерных;
- анализ методических разработок
с позиции качества содержания и
методического описания;
- методическое описание занятия
-отбор объектов и средств
материально-технического
обеспечения образовательного
процесса;
-оформление информационных
стендов;
-изготовление раздаточного
дидактического материала
- изучение профессиональной
литературы;
-анализ опыта деятельности
педагогов дополнительного

Устная проверка;
письменный
контроль
(письменные
ответы на вопросы,
контрольные
письменные
работы, домашние
письменные
работы);
защита
практических
занятий;
защита проектов;
дифференцирован­
ный зачёт и
комплексный зачёт
по результатам
освоения МДК
03.01;
26

образования на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.

Оформлять педагогические
разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений.

Участвовать в исследовательской
и проектной деятельности в
области дополнительного
образования.

образования детей;
-анализ деятельности
методического объединения
педагогов дополнительного
образования детей;
- анализ, обобщение и оценка
результатов собственного
педагогического опыта;
-создание тематических
портфолио по вопросам
организации образовательного
процесса в системе
дополнительного образования
детей;
- создание портфолио
обучающегося (студента)
- подготовка выступлений по
проблемам дополнительного
образования детей;
- составление отчётов по
результатам практики;
- подготовка электронной
презентации опыта деятельности
(или результатов учебно­
исследовательской деятельности)
- написание курсовых и
выпускных квалификационных
работ по проблемам
дополнительного образования
детей;
- участие в научно-практических
конференциях различных уровней

комплексный зачёт
по результатам
освоения МДК
03.02;
зачёт по
производственной
практике;
экзамен
(квалификационный) по
результатам
освоения
профессионального модуля.

Формы и методы контроля и оценки результатов проверяют у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
определять методы
решения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество.

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

- демонстрация интереса к
будущей профессии, к
методической работе учителя

- выполнение практических
заданий (написание эссе,
анализ педагогических
ситуаций);

- постановка задач
методической работы педагога
дополнительного образования,
выбор и применение методов и
способов их решения;
- организация и оценка
эффективности и качества

- разработка конспекта
занятия педагога
дополнительного
образования;
- выполнение учебно­
исследовательской работы
27

ОК 3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели,
мотивировать деятельность
обучающихся
(воспитанников),
организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя
ответственности за
качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания, смены
технологий.

результатов методической
работы педагога
дополнительного образования
-решение педагогических задач
в стандартных и нестандартных
ситуациях
-эффективный поиск
необходимой информации;
-использование различных
источников, включая
электронные

-использование ИКТ при
осуществлении методической
работы, представлении ее
результатов

(курсовая работа, ВКР)
-участие в учебноисследовательской работе и
социально-значимых
проектах по направлениям
педагогической
деятельности (по выбору
студентов),
- выполнение заданий по
педагогической практике,
- дифференцированный
зачёт по педагогической
практике

-осуществление взаимодействия
с обучающимися,
преподавателями в ходе
обучения, учителями и
методистами в ходе практики на
разных уровнях (инициатор,
организатор, участник
взаимодействия)
-владение приемами и методами
мотивирования деятельности
обучающихся (воспитанников);
-самоанализ и коррекция
результатов собственной работы

-организация самостоятельных
занятий при изучении
профессионального модуля;
- целеполагание, планирование
и осуществление деятельности
по самообразованию в
профессиональной сфере;
-анализ инновационных
процессов и технологий в сфере
образования

28

ОК 10. Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни
и здоровья обучающихся
(воспитанников).
ОК 11. Строить
профессиональную
деятельность с
соблюдением
регулирующих ее правовых
норм.
ОК 12 Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением
полученных
профессиональных знаний
(для юношей).

-соблюдение техники
безопасности;
-создание безопасных условий
при организации деятельности
обучающихся (воспитанников)
-анализ нормативно-правовых
актов, регламентирующих
сферу образования;
-соблюдение правовых норм
педагогической деятельности
-компетентное использование
полученных профессиональных
знаний при исполнении
воинской обязанности

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».