Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа АУЦ Коммуникативный практикум по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного образования СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено на заседании ПЦК «_________________________» Протокол №________________ «___»_________________20___ г __________ _______________ подпись Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ _________ подпись И.О. Фамилия Протокол № ________ И.О.Фамилия от «___» ________ 202__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ» г.Гусиноозерск 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины адаптационного цикла разработана в соответствии с учебным планом программ профессионального обучения (ОПОП ППССЗ) по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования и Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г. N 06-830вн), утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн Организация – разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский техникум» Заведующая методического кабинета С.А. Ульянова энергетический СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АЦ.03 «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа АЦ 03 «Коммуникативный практикум» является частью АПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы: Адаптационный цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебнойдисциплины: Подготовить обучающихся – инвалидов и обучающихся с ОВЗ к эффективной коммуникативной деятельности в учебной, а также деловой и социальной практиках, обеспечить формирование компетенций: способность и готовность применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности. В результате освоения программы адаптационного курса «Коммуникативный практикум» обучающийся-инвалид или обучающийся с ОВЗ должен уметь: толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния; выбирать стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения; находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в процессе обучения, так и вне его; ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; эффективно взаимодействовать в команде; взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт; ставить задачи профессионального и личностного развития. знать: теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации; методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению; приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации; способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций; правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе Практические занятия Самостоятельная работа Объем часов 90 60 14 30 Тематический план адаптационного курса «Коммуникативный практикум» Наименование разделов № п/п 1 Межличностная коммуникация 2 Вербальные средства коммуникации 3 Невербальные средства коммуникации 4 Деловая этика 5 Методы постановки целей в деловой коммуникации 6 Эффективное общение 7 Коммуникативные барьеры и пути их преодоления в межличностном общении 8 Конфликты в процессе коммуникации 9 Способы психологической защиты 10 Формы, методы и технологии самопрезентации 11 Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель Дифференцированный зачет Максимальная учебная нагрузка 6 Аудиторная нагрузка 4 Практические занятия 2 6 4 2 6 4 2 4 6 4 4 2 6 4 4 4 2 - 6 4 2 6 4 2 4 4 - 4 4 - 2 2 30 90 46 Самостоятельная работа Итого 5 14 Тематический план и содержание адаптационного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Межличностная коммуникация Тема 2. Вербальные средства коммуникации Тема 3. Невербальные средства коммуникации Тема 4. Деловая этика Тема 5. Методы постановки целей в деловой коммуникации 1.1 2.1 2.2. 3.1 3.2 4.1 5.1 Содержание учебного материала, практические работы обучающихся 2 - понятие коммуникация - сущность коммуникации в разныхсоциальных сферах - основные функции коммуникации - виды коммуникации - структура коммуникационногопроцесса Объем часов 3 4 Уровень усвоения 4 1 Практическое занятие № 1: Исследование коммуникативных и организаторских способностей. Самоанализ на основе тестирования - понятие вербальные средствакоммуникации - принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении 2 2 2 1 - речь и взаимопонимание, выбор слови выражений, речевое табу. - речь как средство утверждениясоциального статуса Практическое занятие № 2: Деловой речевой этикет - понятие невербальной коммуникации - место и функции невербальной коммуникации в межличностномобщении - проблема интерпретацииневербального поведения - основные каналы невербальной коммуникации (кинесика, такесика, проксемика, просодика) Практическое занятие № 3: Средства невербального общения - понятие деловой этики - основные понятия и нормы морали современного общества - толерантность - профессиональная этика и этическиекодексы - постановка целей в деловойкоммуникации - принципы постановки целей, SMART – технология - цели и виды коммуникации 2 1 2 2 4 1 2 4 2 1 4 1 5.2 5.3 Тема 6. Эффективное общение Тема 7. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления в межличностном общении. Тема 8. Конфликты в процессе коммуникации Тема 9. Способы психологической защиты Тема 10. Формы, методы и технологии самопрезентации - приемы постановки личныхстратегических целей - планирование и постановка целей, управление временем Практическое занятие № 4: Оценкаспособов достижения целей, эффективный тайм-менеджмент - цели и факторы эффективногослушания - стили слушания (пассивное и активное слушание, эмпатическоеслушание) - техники активного диалога ислушания (прием выяснения, перефразирования и резюмирования) - метод интервью 6.2 Практическое занятие № 5: Отработка навыков эффективного общения 7.1 - деловая коммуникация как процесс - коммуникационные барьерыразличных социальных групп - нарушения, барьеры, трудностиобщения - социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация - способы преодоления коммуникативных барьеров 7.2 Навыки преодоление коммуникативных барьеров 8.1 - понятие конфликта - сущность конфликтов в деловой коммуникации, их классификация и причины возникновения - управление конфликтами 8.2 Практическое занятие № 6: Мое поведение в конфликте Технологииэффективного общения и рационального поведения в конфликтах 9.1 - основные стратегии воздействия начеловека - техники манипулятивного воздействия - признаки манипулятора - манипуляция в общении (средстваи механизмы манипулятивного воздействия, распознавание и защита отманипуляции) 9.2 Практическое занятие 7: Способы психологической защиты 10.1 - особенности публичного выступления - значение резюме при трудоустройстве - прием на работу -эффективные способы подготовки ипрохождения собеседования 6.1 2 2 4 1 2 1 2 1 2 4 2 1 2 2 4 1 2 2 2 1 Тема 11. Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель Дифференцирова нный зачет Самостоятельная работа Всего 10.2 Правила эффективного поведения на рынкетруда 2 2 11.1 - понятие жизненного успеха. Мечта ицель - признаки уверенного в себе человека - внешняя и внутренняя уверенность - смысл жизни - социальная адаптация икомпетентность - волевое действие, усилениемотивации человека 4 1 2 30 90 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация адаптационной учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета оборудованного с учетом психофизиологических потребностей обучающихся – инвалидови обучающихся с ОВЗ. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно – методической документации; - библиотечный фонд. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя; - персональный компьютер со специальными образовательными программами, адаптированными учебными пособиями и дидактическими материалами; - специальное оборудование для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по нозологической группе «Нарушение слуха», дублирующее звуковую информацию – зрительной информацией (аудиовизуальные источники информации, субтитры, графические и схематические наглядные материалы); - техническое средство реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по нозологической группе «Нарушение слуха» - индукционная петля; - мультимедиа проектор; - демонстрационный экран; - аудиовизуальные средства обучения; - электронные носители информации. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения:учебник. – Москва:Академия, 2013. Дополнительные источники 1. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 9 2016. 2. Кошевая И.П., А.А. Канке Профессиональная этика психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2011. 3. Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие. – Москва: ДашковиК, 2013. Интернет – ресурсы: Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/; Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru; Эстетика сегодня: состояние, перспективы: http://anthropology.ru ; Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета: http://www.iu.ru/biblio/; 5. Библиотека сайта philosophy.ru:http://www.philosophy.ru/; 6. Библиотекарь.Ру: http://www.bibliotekar.ru/index.htm ; 7. Библиотека Гумер - гуманитарные науки: http://www.gumer.info/Name_Katalog.php; 8. Википедия - Свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org ; 9. Кругосвет Онлайн Энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru ; 10. Рубрикон - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета: http://www.rubricon.com ; 11. Горбатов А.В., Елескина О. В. Деловая этика: учебное пособие http://www.twirpx.com/file/87991/. 1. 2. 3. 4. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения адаптационной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения Уметь: оценка работы обучающегося и его толерантно воспринимать и правильно активности на практическом занятии; оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические оценка решения обучающимся особенности, цели, мотивы, намерения, практических ситуаций; состояния; оценка участия обучающегося в выбирать стиль, средства, приемы ролевых и деловых играх, тренингах общения, которые бы с минимальными тестирование; затратами приводили к намеченной оценка выполнения самостоятельной, цели общения; индивидуальной работы находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в процессе обучения, так и вне его; ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; эффективно взаимодействовать в команде; взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт; ставить задачи профессионального и личностного развития Знать: 11 теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации; методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению; приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации; способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций; правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации 12 фронтальный и индивидуальный опрос тестирование составление схем и таблиц