Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа АУЦ Коммуникативный практикум
по специальности 43.02.03 Педагогика дополнительного
образования
СК-УПД-РП-2.5.-23
Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №________________
«___»_________________20___ г
__________
_______________
подпись
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ _________
подпись
И.О. Фамилия
Протокол № ________
И.О.Фамилия
от «___» ________ 202__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ»
г.Гусиноозерск 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины адаптационного цикла разработана в
соответствии с учебным планом программ профессионального обучения (ОПОП
ППССЗ) по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования и
Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
(утв.
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г.
N 06-830вн),
утвержденные Минобрнауки России от 20.04.2015 № 06-830вн
Организация
–
разработчик:
ГБПОУ
«Гусиноозерский
техникум»
Заведующая методического кабинета С.А. Ульянова
энергетический
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АЦ.03
«КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа АЦ 03 «Коммуникативный практикум» является частью АПОП ППССЗ
в соответствии с ФГОС по специальностям 43.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы: Адаптационный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебнойдисциплины:
Подготовить обучающихся – инвалидов и обучающихся с ОВЗ к эффективной
коммуникативной деятельности в учебной, а также деловой и социальной практиках,
обеспечить формирование компетенций: способность и готовность применять полученные
знания в процессе теоретической и практической деятельности.
В результате освоения программы адаптационного курса «Коммуникативный
практикум» обучающийся-инвалид или обучающийся с ОВЗ должен уметь:
толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные
характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
выбирать стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами
приводили к намеченной цели общения;
находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в процессе
обучения, так и вне его;
ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях
профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию,
действовать с ее учетом;
эффективно взаимодействовать в команде;
взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации,
с которыми обучающиеся входят в контакт;
ставить задачи профессионального и личностного развития.
знать:
теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации;
методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств
убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих
переживаний, способы адаптации;
способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой
коммуникации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной
учебной нагрузки обучающегося 42 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
Практические занятия
Самостоятельная работа
Объем часов
90
60
14
30
Тематический план адаптационного курса «Коммуникативный практикум»
Наименование разделов
№
п/п
1
Межличностная
коммуникация
2
Вербальные средства
коммуникации
3
Невербальные средства
коммуникации
4
Деловая этика
5
Методы постановки целей в
деловой коммуникации
6
Эффективное общение
7
Коммуникативные барьеры и
пути их преодоления в
межличностном общении
8
Конфликты в процессе
коммуникации
9
Способы психологической
защиты
10 Формы, методы и технологии
самопрезентации
11 Конструирование цели жизни.
Технология превращения
мечты в цель
Дифференцированный зачет
Максимальная
учебная нагрузка
6
Аудиторная
нагрузка
4
Практические
занятия
2
6
4
2
6
4
2
4
6
4
4
2
6
4
4
4
2
-
6
4
2
6
4
2
4
4
-
4
4
-
2
2
30
90
46
Самостоятельная работа
Итого
5
14
Тематический план и содержание адаптационного курса «Психология личности и профессиональное
самоопределение
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Межличностная
коммуникация
Тема 2.
Вербальные
средства
коммуникации
Тема 3.
Невербальные
средства
коммуникации
Тема 4.
Деловая этика
Тема 5.
Методы постановки
целей в деловой
коммуникации
1.1
2.1
2.2.
3.1
3.2
4.1
5.1
Содержание учебного материала,
практические работы обучающихся
2
- понятие коммуникация
- сущность коммуникации в разныхсоциальных сферах
- основные функции коммуникации
- виды коммуникации
- структура коммуникационногопроцесса
Объем
часов
3
4
Уровень
усвоения
4
1
Практическое занятие № 1: Исследование коммуникативных и
организаторских способностей. Самоанализ на основе тестирования
- понятие вербальные средствакоммуникации
- принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении
2
2
2
1
- речь и взаимопонимание, выбор слови выражений, речевое табу.
- речь как средство утверждениясоциального статуса
Практическое занятие № 2: Деловой
речевой этикет
- понятие невербальной коммуникации
- место и функции невербальной коммуникации в межличностномобщении
- проблема интерпретацииневербального поведения
- основные каналы невербальной коммуникации (кинесика, такесика,
проксемика, просодика)
Практическое занятие № 3: Средства невербального общения
- понятие деловой этики
- основные понятия и нормы морали современного общества
- толерантность
- профессиональная этика и этическиекодексы
- постановка целей в деловойкоммуникации
- принципы постановки целей, SMART
– технология
- цели и виды коммуникации
2
1
2
2
4
1
2
4
2
1
4
1
5.2
5.3
Тема 6.
Эффективное
общение
Тема 7.
Коммуникативные
барьеры и пути их
преодоления в
межличностном
общении.
Тема 8.
Конфликты в
процессе
коммуникации
Тема 9.
Способы
психологической
защиты
Тема 10.
Формы, методы и
технологии
самопрезентации
- приемы постановки личныхстратегических целей
- планирование и постановка целей, управление временем
Практическое занятие № 4: Оценкаспособов достижения целей,
эффективный тайм-менеджмент
- цели и факторы эффективногослушания
- стили слушания (пассивное и активное слушание, эмпатическоеслушание)
- техники активного диалога ислушания (прием выяснения,
перефразирования и резюмирования)
- метод интервью
6.2 Практическое занятие № 5: Отработка
навыков эффективного общения
7.1 - деловая коммуникация как процесс
- коммуникационные барьерыразличных социальных групп
- нарушения, барьеры, трудностиобщения
- социальные стереотипы,
предубеждения и дискриминация
- способы преодоления коммуникативных барьеров
7.2 Навыки преодоление коммуникативных барьеров
8.1
- понятие конфликта
- сущность конфликтов в деловой коммуникации, их классификация и
причины возникновения
- управление конфликтами
8.2 Практическое занятие № 6: Мое поведение в конфликте Технологииэффективного
общения и рационального поведения в конфликтах
9.1 - основные стратегии воздействия начеловека
- техники манипулятивного воздействия
- признаки манипулятора
- манипуляция в общении (средстваи механизмы манипулятивного
воздействия, распознавание и защита отманипуляции)
9.2 Практическое занятие 7: Способы психологической защиты
10.1 - особенности публичного выступления
- значение резюме при трудоустройстве
- прием на работу
-эффективные способы подготовки ипрохождения собеседования
6.1
2
2
4
1
2
1
2
1
2
4
2
1
2
2
4
1
2
2
2
1
Тема 11.
Конструирование
цели жизни.
Технология
превращения мечты
в цель
Дифференцирова
нный зачет
Самостоятельная
работа
Всего
10.2 Правила эффективного поведения на рынкетруда
2
2
11.1 - понятие жизненного успеха. Мечта ицель
- признаки уверенного в себе человека
- внешняя и внутренняя уверенность
- смысл жизни
- социальная адаптация икомпетентность
- волевое действие, усилениемотивации человека
4
1
2
30
90
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация адаптационной учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета оборудованного с учетом психофизиологических потребностей обучающихся –
инвалидови обучающихся с ОВЗ.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – методической документации;
- библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;
- персональный компьютер со специальными образовательными
программами,
адаптированными учебными пособиями и дидактическими материалами;
- специальное оборудование для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по
нозологической группе «Нарушение слуха», дублирующее звуковую информацию –
зрительной информацией (аудиовизуальные источники информации, субтитры, графические и
схематические наглядные материалы);
- техническое средство реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по
нозологической группе «Нарушение слуха» - индукционная петля;
- мультимедиа проектор;
- демонстрационный экран;
- аудиовизуальные средства обучения;
- электронные носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения:учебник. –
Москва:Академия, 2013.
Дополнительные источники
1. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М,
9
2016.
2. Кошевая И.П., А.А. Канке Профессиональная этика психология делового общения.
М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации: массовые
коммуникации и медиапланирование: учебное пособие. – Москва: ДашковиК,
2013.
Интернет – ресурсы:
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
Эстетика сегодня: состояние, перспективы: http://anthropology.ru ;
Библиотека Русского гуманитарного Интернет-университета: http://www.iu.ru/biblio/;
5. Библиотека сайта philosophy.ru:http://www.philosophy.ru/;
6. Библиотекарь.Ру: http://www.bibliotekar.ru/index.htm ;
7. Библиотека Гумер - гуманитарные науки: http://www.gumer.info/Name_Katalog.php;
8. Википедия - Свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org ;
9. Кругосвет Онлайн Энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru ;
10. Рубрикон - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета:
http://www.rubricon.com ;
11. Горбатов А.В., Елескина О. В. Деловая этика: учебное пособие
http://www.twirpx.com/file/87991/.
1.
2.
3.
4.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения адаптационной учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Уметь:
оценка работы обучающегося и его
толерантно воспринимать и правильно
активности на практическом занятии;
оценивать людей, включая их
индивидуальные характерологические
оценка решения обучающимся
особенности, цели, мотивы, намерения,
практических ситуаций;
состояния;
оценка участия обучающегося в
выбирать стиль, средства, приемы
ролевых и деловых играх, тренингах
общения, которые бы с минимальными
тестирование;
затратами приводили к намеченной
оценка выполнения самостоятельной,
цели общения;
индивидуальной работы
находить пути преодоления
конфликтных ситуаций, встречающихся
как в процессе обучения, так и вне его;
ориентироваться в новых аспектах
учебы и жизнедеятельности в условиях
профессиональной организации,
правильно оценивать сложившуюся
ситуацию, действовать с ее учетом;
эффективно взаимодействовать в
команде;
взаимодействовать со структурными
подразделениями образовательной
организации, с которыми обучающиеся
входят в контакт;
ставить задачи профессионального и
личностного развития
Знать:
11
теоретические основы, структуру и
содержание
процесса
деловой
коммуникации;
методы
и
способы
эффективного
общения, проявляющиеся в выборе
средств убеждения и оказании влияния
на партнеров по общению;
приемы
психологической
защиты
личности от негативных, травмирующих
переживаний, способы адаптации;
способы предупреждения конфликтов и
выхода из конфликтных ситуаций;
правила активного стиля общения и
успешной самопрезентации в деловой
коммуникации
12
фронтальный и индивидуальный опрос
тестирование
составление схем и таблиц