КОС ОГСЭ 02 История

Министерство образования и науки РБ
ГБПОУ «Г усиноозерский энергетический техникум»

**

Учебно-программная документация
2.5. Учебный процесс

СК-УПД-КОС-2.5.-23

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины по специальности
44.02.03. Педагогика в дополнительном образовании (в области социально­
педагогической деятельности)

Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №
«
»
п о д п и сь

__20__г.

УТВЕРЖДАЮ
Методический совет ГБПОУ «ГЭТ»
Протокол № _
________20___г.
«
»
С.А.Ульянова

И .О .Ф ам и л и

п о д п и сь

И .О .Ф ам и л и я

Контрольно-оценочные средства
по учебной дисциплине «История»

Гусиноозерск, 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта,
знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации
3. Контроль и оценка освоения учебной
дисциплины
4. Контрольно-оценочные материалы
4.1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной
дисциплине
4.2. Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля по учебной
дисциплине
5. Дополнения и изменения к комплекту контрольно-оценочных средств

3

1. Общие положения
Комплекс

оценочных

средств

(КОС)

предназначен

для

контроля

и

оценки

образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины
История.
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.
КОС разработаны на основании положений:
- ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
- Основной

профессиональной

образовательной

программы по

специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования
- Рабочей программы учебной дисциплины История
- Положения о фонде оценочных средств
- Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся

4

2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и
промежуточной аттестации
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Код
и наименование элемента умений

- знать основные направления
развития ключевых регионов мира на
рубеже веков (XX и XXI вв.)

У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие
историческое содержание, аргументировано излагать
собственную точку зрения при анализе различных
социальных тенденций, фактов и явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат
исторических наук в профессиональной деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических
событий, временных рамок изучаемых исторических
явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать
историческую обусловленность общественных явлений,
процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и
отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий,
терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на
актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для
понимания исторического значения событий и явлений
современной жизни

- знать сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных конфликтов в
конце XX - начале XXI в.___________
- знать основные процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического
и экономического развития ведущих
государств и регионов мира
- знать назначение ООН, НАТО, ЕС и
других организаций и основные
направления их деятельности
- знать о роли науки, культуры и
религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций

Код
и наименование элемента знаний

3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения
современной цивилизации, истоков и основных этапов ее
развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной
истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений
истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями,
процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий
отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных
деятелей в мировой исторический процесс
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в
мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех
сфер общественной жизни
явлениям и процессам.

- знать содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов мирового и
регионального значения

5

- уметь ориентироваться в
современной экономической,
политической и культурной ситуации
в России и мире
- уметь выявлять взаимосвязь
отечественных,региональных,
мировых социально­
экономических, политических и
культурных проблем

6

Представленные умения и знания направлены на формирование общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих
ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на
занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в
том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дополнительного образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов

7

3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине История направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.

Тема 1.1.
Введение. Основы
исторических
знаний
Тема 1.2.
Индустриальная
модернизация
традиционного
общества в
начале. XX в.
Тема 1.3.
Первая мировая
война и ее
последствия
Тема 1.4.
Борьба
демократических
и тоталитарных
тенденций в 20-30е гг.
Тема 1.5
Мир в период
послевоенной
реконструкции и
«холодной войны»
Тема 1.6.
США во второй

Текущий контроль
Проверяемые
Оценочное средство
умения (У),
знания (З)
У.2 У.7 У.8 У.9
3. Эссе
З.3 З.9
8. Конспект
источников
11. Упражнение

У.3 У.4 У.5 У.6
У.7 У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5.
З.6 З.9

13. Задания в тестовой
форме

У.3 У.4 У.5 У.6
У.7 У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5.
З.6 З. 7 З.9

1. Открытый вопрос

Форма контроля

Промежуточная аттестация
Оценочное средство

3. Эссе
8. Конспект
источников
11. Упражнение

У.3 У.4 У.5 У.6
У.7 У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5. З.6 З.9

13. Задания в тестовой
форме

У.3 У.4 У.5 У.6
У.7 У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7 З.9

£
оо
о
а,
5Г

1. Открытый вопрос
11. Упражнение

а,

11. Упражнение

"Он
"Он

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7 У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7 З.9

h3L

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5.
З.6 З. 7 З.9

2. Сообщения

Проверяемые
умения (У),
знания (З)
У.2 У.7
У.8 У.9
З.3 З.9

зачет

Элемент учебной
дисциплины

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7

2. Сообщения

2. Сообщения

8

половине XX в.
Тема 1.7.
Страны западной
Европы во второй
половине XX в.
Тема 1.8.
Послевоенный
мир и СССР:
выбор пути
Тема 1.9
Советская
политическая
система в 1953­
1980 гг.
Тема 1.10
Страны Азии и
Африки во второй
половине XX века
Тема 1.11
Страны
Латинской
Америки во
второй половине
XX века
Тема 1.12
Внутренняя
политика
государственной
власти в СССР к
началу 90-х годов
Тема 1.13.
Политические
события в
Восточной Европе
во второй пол. 80­
х. гг.

У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5.
З.6 З. 7 З.9

У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7 З.9

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5.
З.6 З. 7 З.9

3. Эссе

2. Сообщения

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.3 З.4 3.5. З.6
З. 7 З.9

2. Сообщения

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7 У.8 У.9
З.1 З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7 З.9

3. Эссе

У.2 У.3 У.4 У.5
У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5.
З.6 З.7 З. 8 З.8

3. Эссе

У.2 У.3 У.4 У.5 У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5. З.6 З.7 З. 8
З.8

3. Эссе

2. Сообщения

13. Задания в тестовой
форме

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7 У.8 У.9
З.1 З.2 З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7 З.9

2. Сообщения

13. Задания в тестовой
форме

9

Тема 1.14
Постсоветское
пространство в
90-е гг.
Тема 1.15
Мир на исходе XX
века
1.16
Наука и культура
в современном
мире

6. Реферат

2. Сообщения

6. Реферат

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.3 З. 8 З.9
У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7
У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
У.8 У.9
З.1 З.3 З. 8 З.9

6. Реферат

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7 У.8 У.9
З.1 З.3 З. 8 З.9

2. Сообщения

У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7
З.3 З.4 3.5. З.6 З. 7
У.1 У.2 У.3 У.4
У.5 У.6 У.7 У.8 У.9
З.1 З.3 З. 8 З.9

6. Реферат

Тема 1.17
Участие России в
мировых
процессах в ХХ!
веке.
Тема 1.18.
Перспективы
развития РФ в
современном
мире

10

4.1. Контрольно-оценочные материалы (КОМ) для промежуточной аттестации по учебной
дисциплине.
Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки результатов
освоения учебной дисциплины История.
Предметом оценки являются умения и знания направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
- знать основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков
(XX и XXI вв.)
- знать сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX - начале XXI в
- знать основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
- знать назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их
деятельности
- знать о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций
- знать содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения
- уметь ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в
России и мире
- уметь выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально­
экономических, политических и культурных проблем
Умения:
У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие историческое содержание, аргументировано
излагать собственную точку зрения при анализе различных социальных тенденций, фактов и
явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни

Знания:
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
явлениям и процессам.

11

Оценка осуществляется с использованием устного, письменного и практического
контроля. Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение устного
комплексного экзамена

Условия организации промежуточной аттестации
Содержание и процедура накопительной системы: Одними из важных и обязательных
для выполнения являются творческие задания, эссе, работа с нормативными документами.
Кроме этого, по разделам учебной дисциплины предусмотрены задания в тестовой форме и
открытые вопросы, которые позволяют оценить уровень знаний и умений по предмету.
Студент, выполнивший все виды заданий в установленные сроки, оценивается в соответствии
с накопленным баллом. Студент, имеющий задолженность по какому-либо заданию, готовит
его к дифференцированному зачету и предоставляет в письменной форме. На
дифференцированном зачете студенты имеют возможность выполнить те виды заданий,
которые предполагают устную и практическую форму контроля. Задания в тестовой форме и
открытые вопросы по каждому разделу выполняют те студенты, которые не выполняли их
ранее или которые хотели бы продемонстрировать более высокий результат, чем во время
учебного процесса.
Общая характеристика дифференцированного зачёта: Деление группы на подгруппы
не предусмотрено. На зачете используются следующие виды оценочных средств: задания в
тестовой форме, открытые вопросы, упражнение. Время выполнения каждого вида
оценочного средства: тестовые задания и открытые вопросы по каждому разделу - общее
время выполнения от 20 до 45 минут, проектное задание студенты выполняют во внеучебное
время и сдают на проверку преподавателю на зачете или до его начала в письменном виде.
Содержание заданий
Содержание заданий при дифференцированном зачете аналогично заданиям в текущем
контроле. Критерии оценки для каждого вида оценочных средств указаны в текущем
контроле.

12

4.2.
дисциплине

Контрольно-оценочные материалы для

текущего

контроля

по

учебной

Спецификации
Тема 1.1
Введение. Основы исторических знаний
3. Эссе по теме «Практический смысл истории»
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
З.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает написание эссе по теме «Практический смысл истории».
Письменная аргументация способствует развитию таких способностей как четкое и понятное
выражение мыслей, соблюдение логической последовательности и структурирование материала.
Этому умению студенты обучаются с помощью такого вида письменного текста, как эссе.
Исследование темы после установления ее ключевых проблем методом разработки идей, которые
возможно доказать из соответственных источников - таково значение слова «аргумент» в
контексте эссе. Собранные в процессе проработки материала цитаты, информация и данные
становятся значительными только в том случае, когда они последовательно и логически
интегрированы в аргумент.
План написания эссе можно подразделить на следующие составляющие, из которых
четыре части - обязательные: введение, презентация довода, ожидание возражений и вывод.
Введение должно иметь как вводное, так и тезисное утверждение. Первое должно быть написано
так, чтобы заинтересовать читателя. Это может быть привлекающая внимание цитата, вопрос или
высказывание. Роль управляющей силы в эссе по истории отводится тезисному утверждению,
чаще всего это заключительное предложение вводной части. Презентация - основная часть
работы, она состоит из заявления и поддержки. Здесь необходимо преподнести убедительный
довод и предоставить необходимые доказательства. Студенту важно уметь рассматривать
ожидаемые возражения, дабы осознанно не замалчивать доказательство своего утверждения. Ему
должно быть известно о том, что в том случае, если самому признать мнение противоположной
стороны, его аргументу будет оказано больше доверия. Вывод, соответственно, включает
соединение аргумента, вторичную формулировку тезиса и окончательное утверждение.
Текст должен отличаться целостностью, быть хорошо продуманным и являть собой личное
рассуждение.
Критериями оценки эссе студента являются: умение грамотно формулировать мысли, знание
и понимание теоретического материала, анализ и оценка информации, использование
исторических примеров.

8. Конспект по теме «Виды исторических источников»
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и

13

профессиональных компетенций:
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
З.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Студенты работают с текстом учебного пособия и дополнительно привлекаемыми
материалами, фиксируют содержание классификаций видов исторических источников, раскрывают
сущность каждого из видов.
Источники:

1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с.

Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота отражения
информации, использование специальной терминологии, аккуратность оформления.

Тема 1.2.
Индустриальная модернизация традиционного общества в начале XX в.
11. Упражнение: Таблица «Колониальная система к началу XX в.»
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
З.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
явлениям и процессам.
Содержание задания:
Студенты работают с текстом предложенных источников и заполняют тематическую
14

таблицу: «Колониальная система к началу XX в.».
Метрополия

Зависимые территории

Дата
присоединения

Великобритания
Франция
Германия
Австро-Венгрия
Италия
Источники:
1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с.
2. История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413
3. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального
образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00824-1. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489
Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота заполнения
столбцов, соответствие содержания столбцов и строк их названию, аккуратность оформления.

Тема 1.3
Первая мировая война и ее последствия
1. Открытый вопрос: Анализ итогов Первой мировой войны
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
З.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
явлениям и процессам.
15

Содержание задания:
Студенты работают с текстом источников и формулируют ответ на вопрос об итогах
Первой войны для основных стран-участниц. Необходимо сделать обобщенный вывод о
принципиальных геополитических и культурно-исторических итогах Первой мировой войны.
Одной из опорных точек для построения анализа может является мнение историков о начале
«короткого» XX века с событий Великой войны 1914-1918 гг.
Источники:
1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с.
2. Всеобщая история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник для
среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978­
5-534-11919-0.
—
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/456096
3. История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413
4. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального
образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00824­
1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489
Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота отражения
информации, использование специальной терминологии, аккуратность оформления.

13. Задания в тестовой форме
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
16

Содержание задания
Вариант I
1. Каков был состав Антанты накануне войны?
A) Англия, США, Франция;
Б) Англия, Россия, Франция;
B) Англия, Россия, Италия;
Г) Россия, Австрия, Германия.
2. Австро-Венгрия объявила войну Сербии:
А) 28.03.1914 г.; Б) 28.07.1914 г.; В) 1.08.1914 г.; Г) 3.08.1915 г.
3. В конце 1914 и в 1915 годах позиционная война ведется на:
A) на Западном фронте;
Б) на Восточном фронте;
B) на обоих фронтах;
Г) ни на одном из них.
4. Компьенское перемирие подписано:
А) 3 марта 1918; Б) 11 ноября 1918; В) 28сентября 1918;

Г) 3 ноября 1918

5. План «Шлиффена», главной целью которого было избежание войны на два фронта, был принят
к действию командованием:
А) Германии; Б) Франции; В) Австро-Венгрии; Г) Бельгии.
6. Чем закончилось вторжение 2-х русских армий в Восточную Пруссию в начале войны?
A) разгромом 2-й русской армии
Б) разгромом немецких войск
B) отсутствием каких-либо успехов с обеих сторон
Г) Поражением Франции
7. Укажите основную причину сближения России и Англии в начале ХХ в.:
A) усиление германского милитаризма в Европе;
Б) усиление зависимости Англии от поставок сырья и хлеба из России;
B) общие интересы на Ближнем и Среднем Востоке.
Г) Совместная борьба с Францией
8. Какой регион в начале ХХ в. получил название «пороховой погреб Европы»:
А) Балканы; Б) Ближний Восток; В) Германия Г) Австро-Венгрия?
9. В годы Первой мировой войны в воевавших странах
A) значительно расширились связи с колониями
Б) поощрялась свободная рыночная торговля
B) осуществлялось государственное регулирование экономики
Г) вводилось всеобщее избирательное право
10. Какое из названных средств ведения боевых действий было впервые применено на
фронтах Первой мировой войны?
А) гранаты Б) газовые снаряды В) пушки Г) пулеметы
Вариант II.
1. Каков был состав Тройственного союза накануне войны?
A) Германия, Австро-Венгрия, Османская имп.;
Б) Германия, Австро-Венгрия, Италия;
B) Германия, Австро-Венгрия, Болгария.
17

2. С какой балканской страной накануне войны Россия считала себя связанной узами дружбы
более, чем с другими:
А) с Сербией; Б) с Грецией; В) с Румынией; Г) с Болгарией.
3. Германия объявила войну России:
А) 28.06.1914 г.; Б) 28.07.1914 г.; В) 1.08.1914 г.; Г) 3.08.1914 г.
4. В 1915 году стратегическая инициатива у:
A) Антанты;
Б) Четверного союза;
B) переходит от Антанты к Четверному союзу;
Г) переходит от Четверного союза к Антанте.
5. В первую мировую войну погибло:
А) 5 млн. человек; Б) 10 млн. человек; В) 15 млн. человек; Г) 14 млн. человек
6. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 году оказали:
A) суровые погодные условия
Б) нехватка снарядов
B) наличие немецких шпионов при царском дворе Г) бездарность военачальников
7. План «Шлиффена» предусматривал ведение:
А) маневренной войны; Б) молниеносной воны; В) позиционной войны; Г) коалиционной
войны.
8. К чему призывала партия российская большевиков в годы Первой мировой войны?
A) разорвать союз с Антантой;
Б) воевать до победы над Германией;
B) соблюдать нейтралитет;
Г) превращению войны империалистической в войну гражданскую.
9. Мир в Брест-Литовске подписали:
А) Австро-Венгрия и Англия; Б) Италия и Франция; В) Россия и Германия; Г) Франция и
Германия
10. Брусиловский прорыв был осуществлён в:
А) 1914 г.; Б) 1915 г.; В) 1916 г.; Г) 1917 г.

1 вариант
Эталоны ответов

1. б)
2. б)
3. в)
4. б)
5. а)
6. а)
7. а)
8. а)
9. в)
10. б)
Итого

Указания к
оцениванию:
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
10 баллов

2 вариант
18

Эталоны ответов

Указания к
оцениванию:

1. б)
2. а)
3. в)
4. г)
5. б)
6. б)
7. б)
8. г)
9. в)
10. в)
Итого

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
10 баллов

•I-

VO

00

о

Процент результативности
(правильных ответов)
90 - 100
50 - 69
менее 50

Количество
набранных баллов
10-9
8-7
6-5
менее 5

Отметка
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

Тема 1.5
Мир в период послевоенной реконструкции и «холодной войны»
11.
Упражнение: Выделение в научной и учебной литературе основных подходов к
сущности понятия «холодная война»
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие историческое содержание, аргументировано
излагать собственную точку зрения при анализе различных социальных тенденций, фактов и
явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
19

З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает выделение в научной и учебной литературе основных подходов к
сущности понятия «холодная война» (не менее трех определений). Предполагается
самостоятельный поиск и отбор студентами источников информации. Использованные источники
должны быть указаны в ответе.

Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота отражения
информации, актуальность и научность использованной информации, использование специальной
терминологии, аккуратность оформления.
Тема 1.6
США во второй половине XX в.
2. Подготовка сообщений по теме: «США и страны Запада во второй половине XX в.»
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие историческое содержание, аргументировано
излагать собственную точку зрения при анализе различных социальных тенденций, фактов и
явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает подготовку сообщений по теме: «США и страны Запада во второй
половине XX в.» в рамках групповой работы. Студенты формируют группы по 3-4 человека.
Каждая группа выбирает на рассмотрение одну из стран и готовит выступление по плану,
используя предложенные источники и самостоятельно подобранные материалы.
Общим совместным результатом является заполнение таблицы «США и страны Запада во
второй половине XX в.»
Страны:
1. США
2. Великобритания
20

3. Франция
4. ФРГ
5. Италия
6. Страны Северной Европы
7. Япония
План:
1. Итоги Второй мировой войны в экономике, политике и социальной жизни страны.
2. Место в послевоенной системе международных отношений.
3. Политическая система: структура, институты, особенности.
4. Развитие экономики в 1950-е - 1980-е.
Источники:
1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с.
2. Богатуров А.Д. История международных отношений. 1945-2008. — М.: Аспект Пресс,
2015. — Текст: электронный — URL: http://hist.asu.ru/faculty/cafedrs/library/lib_50.pdf
3. История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413
4. Кручинина, Н. А. Новая и новейшая история стран Европы и Америки : учеб. пособие / Н.
А. Кручинина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. —
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 124 с. — ISBN 978-5-7996-2291-6. — Текст:
электронный
//
Уральский
государственный
университет
[сайт].
—
URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/58553/1/978-5-7996-2291-6_2018.pdf
5. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального
образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00824-1.
— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489
Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота
отражения информации, актуальность и научность используемых материалов, использование
специальной терминологии.

Тема 1.9
Советская политическая система в 1953-1980 гг.
3. Эссе на тему: «Проблемы и трудности социалистического развития».
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие историческое содержание, аргументировано
излагать собственную точку зрения при анализе различных социальных тенденций, фактов и
явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
21

У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Написание эссе на тему: «Проблемы и трудности социалистического развития». В эссе
необходимо раскрыть вопрос исторического складывания социалистической системы, сущности и
причин ее кризиса, сформулировать своё видение проблемы краха социалистической модели
общественного развития. Необходимо обратить внимание на развитие ситуации не только на
территории СССР, но и всего социалистического лагеря.
Критериями оценки эссе студента являются: умение грамотно формулировать мысли, знание
и понимание теоретического материала, анализ и оценка информации, использование
исторических примеров.
2. Подготовка ообщений по истории стран Восточной Европы во второй половине XX в.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
22

Содержание задания:
Подготовка сообщений по истории стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Студенты выбирают одну из стран Восточной Европы для подготовки сообщения. В рамках
сообщения необходимо охарактеризовать все важнейшие процессы социального, политического и
экономического порядка, повлиявшие на сущность режимов и пути развития государств
Восточной Европы второй половине XX века.
Устное выступление продолжительностью 5 минут должно быть дополнено наглядным
рядом в виде мультимедийной презентации.
Страны:
1. Германская демократическая республика
2. Чехословацкая советская социалистическая республика
3. Социалистическая республика Румыния
4. Народная республика Болгария
5. Польская народная республика
6. Венгерская народная республика
7. Социалистическая федеративная республика Югославия
Источники::
1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с.
2. Богатуров А.Д. История международных отношений. 1945-2008. — М.: Аспект Пресс,
2015. — Текст: электронный — URL: http://hist.asu.ru/faculty/cafedrs/library/lib_50.pdf
3. История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413
4. Петрович-Белкин, О. К. История и культура Европы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. К. Петрович-Белкин. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11901-5. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457197
5. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального
образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00824-1. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489
Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота изложения,
соответствие содержания заданию, использование специальной терминологии, аккуратность
оформления.

Тема 1.10.
Страны Азии и Африки во второй половине XX века
2. Подготовка ообщений по истории стран Азии, Африки, Латинской Америки во второй
половине XX в.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
23

профессиональных компетенций:
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает подготовку тематических сообщений по истории стран Азии,
Африки, Латинской Америки во второй половине XX в. Студенты работают в парах. Каждая пара
выбирает на рассмотрение одну из стран и готовит выступление по плану.
Страны:
1. Мексика
2. Бразилия
3. Аргентина
4. Китай
5. Северная Корея
6. Южная Корея
7. Монголия
8. Индия
9. Пакистан
10 Афганистан
11. Иран
12. Сирия
13. Египет
14. Израиль
15. Турция
16. Куба
17. Вьетнам
План:
1. Итоги Второй мировой войны в экономике, политике и социальной жизни страны.
2. Место в послевоенной системе международных отношений.
3. Политическая система: структура, институты, особенности.
Источники:
1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 448 с.
24

2. Богатуров А.Д. История международных отношений. 1945-2008. — М.: Аспект Пресс,
2015. — Текст: электронный — URL: http://hist.asu.ru/faculty/cafedrs/library/lib_50.pdf
3. История новейшего времени: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / под редакцией В. Л. Хейфец. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
345 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442413
4. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального
образования / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00824-1.
— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489

Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ
и оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота
изложения, соответствие содержания заданию, использование специальной терминологии,
аккуратность оформления.

Тема 1.13.
Политические события в Восточной Европе во второй пол. 80-х. гг.
3. Эссе на основе анализа документального фильма «Как не стало СССР».
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает написание эссе-отзыва после просмотра документального фильма
«Как не стало СССР». Ключевыми факторами в содержании должны быть анализ политических,
экономических и идеологических причин распада СССР. Фильм доступен в медиатеке кабинета и на
портале дистанционного обучения колледжа.
25

Критериями оценки эссе студента являются: умение грамотно формулировать мысли, знание
и понимание теоретического материала, анализ и оценка информации, использование
исторических примеров.

13. Задания в тестовой форме
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Вариант I.
1. Укажите причину ввода советских войск в Чехословакию (ЧССР) в 1968 году:
а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в ЧССР
б) реформы, проводимые в ЧССР могли подорвать влияние СССР в стране
в) возникновение угрозы распада на Чехию и Словакию
г) появление опасности вступления ЧССР в НАТО
2. XX съезд КПСС состоялся в
а) 1955 г, б) 1956 г, в) 1957 г, г) 1958 г.
3. Организация Североатлантического договора — это:
а) международная миротворческая организация
б) международная коммунистическая организация
в) военно-политический союз, созданный для противодействия военной угрозе, исходящей от
СССР и его союзников
г) военно-политическая организация социалистических стран
4. О чем говорилось в знаменитой 6-ой статье Конституции СССР 1977 года
а) о выборах депутатов на альтернативной основе, б) о госуд. поддержке православной церкви,
в) о монополии КПСС на политическую власть в стране, г) разрешалась многопартийность
5. В результате подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе в 1975 году была создана организация
А) НАТО, Б) ООН, В) ОВД, Г) ОБСЕ
6. Идея Л. Брежнева о «стабильности кадров» привела к:
26

а) улучшению управленческой структуры
б) укреплению власти КПСС
в) уменьшению антипартийных выступлений
г) старению партийных кадров
7. Хронологическая последовательность руководителей СССР
A) И.Сталин, Л.Брежнев, Н.Хрущев, Ю.Андропов, К.Черненко, М.Горбачев
Б) И.Сталин, Н.Хрущев, Л, Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко, М.Горбачев
B) И.Сталин, Л.Берия, , Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко, М. Горбачев
8. Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к
противостоянию произошёл в
а) 1939-1941 гг.
б) 1941-1943 гг.
в) 1943-1945 гг.
г) 1945-1947 гг
9. Началом «холодной войны» послужила(о):
а) реализация «плана Маршалла»
б) нападение Германии на Польшу
в) речь У.Черчилля в Фултоне
г) нападение Германии на СССР
10. Соперничество США и СССР протекало в форме
а) открытой военной агрессии
б) идеологической борьбы, наращивания военных сил
в) территориальных захватов
г) привлечения на свою сторону стран Западной Европы

Вариант II.
1. «План Маршала» предусматривал
а) принятие мер по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе
б) предоставление кредита СССР для восстановления советской экономики
в) лишить конкурентов США на мировом рынке
г) оказание помощи странам Европы в преодолении последствий войны
2. Начальный период «холодной войны» характеризовался
а) обладанием США монополией на ядерное оружие
б) ядерным паритетом двух сверхдержав
в) явным превосходством СССР в вооружении
г) поддержкой СССР бывшими союзниками по антифашистской коалиции
3. Основная черта «холодной войны»:
а) раскол мира и Европы
б) развитие международного туризма
в) сокращение ядерного вооружения
г) развитие экономического сотрудничества
4. Организацией Варшавского договора называли:
а) международную миротворческую организацию
б) международную коммунистическую организацию
в) военно-политический союз, созданный для противодействия военной угрозе, исходящей от
СССР и его союзников
г) военно-политическую организацию социалистических стран
5. Особенностью научно-технической революции в СССР было то, что достижения науки
27

внедрялись преимущественно в:
а) сельское хозяйство;
б) военно-промышленный комплекс;
в) производство товаров массового потребления;
г) легкую промышленность.
6. Военное столкновение между СССР и США и их союзниками произошло в начале 1950-х гг.
а) в Корее б) в Китае в) во Вьетнаме г) в Афганистане
7. Какое положение из названных характеризует политику СССР по отношению к странам
соцлагеря?
а) военное присутствие
б) разрешение принять экономическую помощь по «плану Маршалла»
в) поддержка идеи многовариантности построения социализма
г) предоставление права репараций
8. Достижение к 70-м гг. ХХ в. равновесия стратегических вооружений СССР и США принято
называть:
а) военно-стратегическим паритетом;
б) доктриной Л.И. Брежнева;
в) стагнацией;
г) перестройкой.
9. Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг. было:
а) проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
б) введение моратория на производство ядерного оружия;
в) установление союзнических отношений ОВД и НАТО;
г) Карибский кризис.
10. Одной из причин свертывания политики разрядки международной напряженности и нового
витка «холодной войны» в конце 70-х гг. стало:
а) Введение войск ОВД в Венгрию;
б) Введение советских войск в Афганистан;
в) Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко;
г) Карибский кризис.

1 вариант
Эталоны ответов

1. б)
2. б)
3. в)
4. в)
5. г)
6. г)
7. б)
8. г)
9. в)
10. б)
Итого

Указания к оцениванию:

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
10 баллов
2 вариант

28

Эталоны ответов

Указания к оцениванию:

1. г)
2. а)
3. а)
4. г)
5. б)
6. а)
7. а)
8. а)
9. а)
10. б)
Итого

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
10 баллов

Процент
результативности
(правильных
ответов)
О
о

•1*
о
0\

70 - 89
50 - 69
менее 50

Количество
набранных баллов

Отметка

10-9
8-7
6-5
менее 5

5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)

Тема 1.14
Постсоветское пространство в 90-е гг.
6. Реферат «Региональные конфликты на постсоветском пространстве в 90-е-2000-е гг.».
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие историческое содержание, аргументировано
излагать собственную точку зрения при анализе различных социальных тенденций, фактов и
явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
З.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
З.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает написание реферата «Региональные конфликты на постсоветском
29

пространстве в 90-е-2000-е гг.». Объем реферата до 10 страниц. В тесте реферата возможно
как охарактеризовать один из избранных региональных конфликтов, так и охарактеризовать
ситуацию с этно-национальными конфликтами сложившуюся в целом на территории бывшего
СССР.
Источники:
1. Заец С. В. История России. XXI век. Хроника основных событий. Ярославль ЯрГУ 2017. —
48 с. — Текст: электронный — URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20170601.pdf
2. Иванов С.М., Журавель В.П., Региональные конфликты на постсоветском пространстве и
роль России в их урегулировании // Сайт журнала "Право и безопасность". —
URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_29_3.htm
3. Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10213-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/456469
Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота изложения,
соответствие содержания заданию, использование специальной терминологии, аккуратность
оформления.
Тема 1.15
Мир на исходе XX века
2. Подготовка сообщений по теме «Религия в современном мире».
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
3.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
3.2 дат и периодизации всемирной и отечественной истории
3.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
3.4 основных понятий исторической науки
3.5. взаимосвязей понятий с фактами, явлениями, процессами
3.6 современных версий и трактовок важнейших событий отечественной и мировой истории
3.7 вклада выдающихся политических и общественных деятелей в мировой исторический процесс
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает подготовку устных сообщений продолжительностью 5-7 минут по
30

теме «Религия в современном мире». Сообщения выполняются на основе актуальной информации,
представленной на религоведческих порталах, в тематической литературе и электронных
источниках. Предполагается самостоятельный поиск необходимой информации студентами.
Оформляются письменно. Объем сообщения до 5 страниц. На основе текста готовится устное
выступление.
Тематика сообщений:
1. Основные функции религий
2. История христианства, ислама и иудаизма (на выбор)
3. Атеизм и научный агностицизм
4. Мировые религии и их роль в современном мире
5. Религия и культура
6. Религия и политика
7. Религия и светская этика
8. Новые религиозные организации в современной России
9. Современное экуменическое движение
10. Религиозные конфликты: природа и пути решения
Источники:
1. Портал Религиозная жизнь. — URL: http://religious.life
2. Центр религиоведческих исследований «Религиополис». — URL: http://www.religiopolis.org
3. Петрович-Белкин, О. К. История и культура Европы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. К. Петрович-Белкин. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11901-5. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457197
4. Пряхин, В. Ф. История: Россия в глобальной политике: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Ф. Пряхин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 479 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5­
534-14147-4.
—
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/467887
5. Российское Объединение Исследователей Религии. — URL: https://rusoir.ru
Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического материала, анализ и
оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота изложения,
актуальность и научность используемой информации, соответствие содержания заданию,
использование специальной терминологии, аккуратность оформления.

Тема 1.16.
Наука и культура в современном мире
6.
Реферат «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в
современной России».
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций:
У.1 воспринимать и анализировать тексты, имеющие историческое содержание, аргументировано
излагать собственную точку зрения при анализе различных социальных тенденций, фактов и явлений
У.2 применять понятийно-категориальный аппарат исторических наук в профессиональной
деятельности
У.3 устанавливать последовательность исторических событий, временных рамок изучаемых
31

исторических явлений
У.4 выделять причины и следствия событий, понимать историческую обусловленность
общественных явлений, процессов, определять их результаты
У.5 соотносить связь общих исторических процессов и отдельных фактов
У.6 объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.
У.7 воспринимать историю как целостный процесс
У.8 понимать влияние исторических событий на актуальные проблемы современности
У.9 использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения
событий и явлений современной жизни
З.1 культурно-исторических предпосылок зарождения современной цивилизации, истоков и
основных этапов ее развития
З.3 основных факторов, ключевых событий и явлений истории России и стран мира в XX веке
З. 8 особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе
З.9 роль влияния политических факторов на развитие всех сфер общественной жизни
Содержание задания:
Задание предполагает написание реферата: «Пути и средства формирования духовных
ценностей общества в современной России». Работа над заданием предполагает как использование
обязательной литературы, так и самостоятельный поиск источников.
План:
1. Духовные ценности: понятие и классификация.
2. Традиционные ценности российского общества.
3. Проблема формирования духовных ценностей на современном этапе.

Источники:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
— URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
2. Ильичева, И.М. Психология духовности / И.М. Ильичева. — М. : Воронеж: МПСИ, 2004. —
URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2003/Ilicheva_I_M_2003.pdf
3. Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной
и международной безопасности. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-kulturaobschestva-kak-strategicheskiy-faktor- obespecheniya-natsionalnoy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti
4. Петрович-Белкин, О. К. История и культура Европы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. К. Петрович-Белкин. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11901-5. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457197
5. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для среднего профессионального образования /
О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 399 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00824-1. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452489
6. Шевченко, Н.И. Философия духовной культуры: русская традиция/ Н.И. Шевченко, В.А.
Котеля; БГТУ им. В.Г. Шухова; ГУК «БГЦНТ». - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. - 234 с. —
Текст: электронный // Белгородский государственный центр народного творчества [сайт]. —
URL: http://bgcnt.ru/assets/files/CULTURAL_HERITAGE/EDITIONS/00_OUR_EDITIONS/PHILSPIR-CUL_A5_100216-13.pdf

Критериями оценки являются: знание и понимание теоретического

материала, анализ и
32

оценка информации, краткость изложения, соответствие содержания теме, полнота изложения,
соответствие содержания заданию, использование специальной терминологии, аккуратность
оформления.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».