КОС ОГСЭ 02 Психология общения

М и н и стерство об разован ия и науки РБ
Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

**

У чебн о-п рограм м н ая д окум ентац ия
2.5. У чебн ы й процесс

С К -У П Д -К О С -2.5.-23

К о н трол ьн о-оц ен оч н ы е средства уч еб н ой д и сц и п ли н ы по сп еци альн ости
44.02.03. П ед агоги ка в допол н и тел ьн ом об разован ии (в области соц и ал ьн о­
педагогич еской д еятельн ости)

Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №
«
»
п о д п и сь

__20__г.

УТВЕРЖДАЮ
Методический совет ГБПОУ «ГЭТ»
Протокол № _
________20___г.
«
»
С.А.Ульянова

И .О .Ф ам и л и

п о д п и сь

И .О .Ф ам и л и я

Контрольно-оценочные средства
по учебной дисциплине «Психология общения»

Гусиноозерск, 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения
2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практическо­
го опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной
аттестации
3.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
4.
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации
5.
Фонд оценочных средств для текущего контроля учебной дисциплины

3

1. Общие положения
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной
дисциплины Психология общения.
ФОС включает оценочные материалы для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации в форме зачета.
ФОС разработаны на основании положений:
- ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного
образования;
основной

профессиональной

образовательной

программы

по

специальности Педагогика дополнительного образования;
- программы учебной дисциплины Психология общения,
- Положения о фонде оценочных средств
- Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся

2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов
практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю
и промежуточной аттестации
Таблица 1.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Код
и наименование элемента
умений

У 1 ум ение проявлять
активность на учебны х
занят иях в р азны х позициях
(инициатор, организатор,
участ ник общения),
У2 ум ение осугцествлятъ
самост оят ельный поиск и
анализ инф ормации по
заданном у вопросу,
зн ан и е
взаим освязи УЗ ум ение понимать
общ ени я и деятельности,
парт нера по общению,
- зн ан и е целей, ф ункций, У4 ум ение применять

- ум ен и е при м енять техники
и при ем ы эф ф ек ти вн ого о б ­
щ ени я в п роф ессион альной
деятельности;
- ум ен и е и сп ол ьзовать п ри е­
м ы сам орегуляци и поведения
в проц ессе м еж личностн ого
общ ения;

Код
и наименование элемента
знаний

31 знание взаимосвязи
общ ения и
деятельности,
32 знание сущности и
структуры общения,
33 знание особенностей
общ ения в современном
мире,
34 знание видов
общения, в том числе
педагогического
общения,

4

видов и уровн ей общ ения;
- зн ан и е р олей и ролевы х
ож иданий в общ ении.
- зн ан и е видов социальны х
взаим одействий;
-знан ие
м еханизм ов
взаи м опони м ани я
в
общ ении;
- зн ан и е техн и к и прием ов
общ ения, правил слуш ания,
ведения беседы , убеж дения;
зн ан и е
этически х
при нципов общ ения.
- зн ан и е источников, причин,
видов
и
способов
разреш ен ия конф ликтов.

т ехники акт ивного и
эмпат ического слушания,
У5 ум ение давать
обратную связь в общении,
У6 ум ение вести беседу,
У 7 ум ение применять
психологические способы
воздействия: внушение,
убеж дение,
У8 ум ение строить
общение в соот вет ст вии с
эт ическими принципами,
У9 ум ение работ ат ь в
группе,
У10 ум ение подгот овки и
проведения публичного
выступления,
У11 ум ение анализироват ь
и преодолевать
коммуникат ивные барьеры
в общ ении учит еля и
ученика,
У12 ум ение осуществлять
самоанализ и регуляцию
своего эмоционального
состояния,
У 13 ум ение выбрать
эф фективную стратегию
разреш ения конфликтной
ситуации,
У 14 ум ение осуществлять
анализ педагогических
ситуаций.
У15 ум ение осуществлять
самоанализ своей
проф ессиональной р о ли и
личност ны х особенностей в
ролевом взаимодействии,
У16 ум ение ставить цели
саморазвит ия и
самосоверш енст вования в
проф ессиональной
деятельности.

35 знание структуры
коммуникации и условий
уст ановления контакта,
36 знание статусно­
р олевы х характ ерист ик
личности,
З 7 зн а н и е
проф ессиональных ролей
учителя,
38 знание особенностей
освоения социальной
р о ли личностью,
39 знание моделей
поведения учит елей в
педагогическом общении,
310 знание ролевы х
ож иданий в общении,
311 качеств личност и
учителя, влияю щ их на
педагогическое общение,
312 механизмов и
эф ф ект ов социальной
перцепции,
313 знание
субъективных каналов
восприят ия и передачи
информации,
314 знание основных
компонент ов имидж а
личности,
315 знание
целеполагания и его р о ли
в личност ном развит ии,
316 знание сущности
интеракции,
317 знание основных
концепций
взаимодействия,
318 знание видов
психологической
обрат ной связи,
319 знание основных
средств коммуникации,
320 знание специфики
меж личност ного
обмена информацией,
321 знание основных
сост авляющ их
уверенного поведения
личности,

5

322 знание видов
социальных норм,
323 знание этических
принципов общения,
324 знание сущности
коммуникативной
культуры учителя.
325 знание сущности и
структуры конфликта,
326 знание стратегий
взаимодейст вия в
конфликте,
327 знание приемов
управления эмоциями в
ст рессовой ситуации,
328 знание
особенностей
педагогического
конф ликт а как одного из
видов конфликтов.

Представленные умения и знания направлены на формирование общих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для по­
становки и решения профессиональных задач, профессионального и личност­
ного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для со­
вершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.

6

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых
норм ее регулирующих.

Представленные умения и знания направлены на формирование
профессиональных компетенций (специальность Педагогика дополнительного
образования):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на заня­
тии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые
мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к уча­
стию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

7

3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по
дисциплине Психология общения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Таблица 2
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной
дисциплины

Формы и методы контроля
Текущий контроль
Оценочное средство

Промежуточная аттестация
Проверяе­
мые умения
(У), знания
(З)

Форма
кон­
троля

У 15, З 1,3

З

Оценоч­
ное сред­
ство

Проверяемые
умения (У),
знания (З)

Раздел 1. Социально-психологические аспекты общения
Тема 1.1. Общение
как социальнопсихологический
процесс
Тема 1.2. Социальная перцепция

Тема 1.3. Интерактивный аспект общения
Тема 1.4. Коммуникативный аспект
общения

Самоанализ «Какой я собеседник?» (выполнение заданий в
учебнике)
Задания в тестовой форме
Анализ ситуаций «Механизмы и
эффекты восприятия собеседника»
Проектное задание «Имидж личности педагога»
Задания в тестовой форме
Открытый вопрос
Конспект источников (концепции взаимодействия)
Рецензия на публичное выступление
Практическое задание по демонстрации компетенций «Ведение
беседы»
Самоанализ «Психологический
автопортрет личности» (выполнение заданий в учебнике)
Задание в тестовой форме
Открытый вопрос

А
З 2,3,4,19

Ч

У 3,14, З 12

Е
Т

У 1,2,7,9,
З 11,14
З 12
У 3, З12,20
У 2,
З 10,16,17
У 1,5,10,
З 16,17
У 1,3,4,5,
6,7,12,
З 5,12,13,
16,18,19,20
У 3,15,
З 5,18,19,20

З 2,3,4,19

Задания в
тестовой
форме
Открытый
вопрос

З 12

Практическое задание по
демонстрации
компетенций «Ведение беседы»
Задание в
тестовой
форме
Открытый
вопрос

У 1,3,4,5,
6,7,12,
З 5,12,13,
16,18,19,20

У 3, З 12,20

Д
И

ф

Е
Р
Е

З20
У 11,14, З 20

Задания в
тестовой
форме

Н
Ц
И
Р

З20

У 11,14, З 20

8

Раздел 2. Личная и профессиональная эффективность в межличностном
общении

О
В

Тема 2.1. Социальные роли и ролевые
ожидания

Тема 2.2. Этические принципы общения

Тема 2.3. Приемы
саморегуляции поведения в процессе
межличностного
общения

Эссе «Освоение социальной роли педагога дополнительного
образования»
Задания в тестовой форме
Открытый вопрос

У 15,16,
З 6,7,8,10
З6
У 15, З 6,7,9

Проектное задание «Воспитание
социально-психологической
культуры личности».
Открытый вопрос

У 15,16,
З 3,5,11,15

Задания в тестовой форме
Упражнения «Управление эмоциями»
«Целеполагание»
Открытый вопрос

А
Н
Н

У 8,
З 9,11,21,24
З 22,23,24
У 12,15,
З 21,27
У 16, З 15
У 2,
З 15, 21,27

Ы
Й

Задания в
тестовой
форме
Открытый
вопрос

З6

Открытый
вопрос
Задания в
тестовой
форме

У 8,
З 9,11,21,24
З 22,23,24

Открытый
вопрос

У 2,

У 15, З 6,7,9

З 15, 21,27

Раздел 3. Социальная психология конфликта
Тема 3.1. Конфликт
как особая форма
взаимодействия

Анализ ситуаций «Карта
конфликта»
Задания в тестовой форме

У 3,12,13,
З 20,25,26
З 25,26

Задания в
тестовой
форме

З 25,26

Тема 3.2. Педагогический конфликт

Упражнение «Матрица возможностей»
Анализ ситуации «Педагогический конфликт»
Открытый вопрос

У 11,13,14
З 25,26,28
У 3,13,14
З 25, 26,28
З 28

Анализ
ситуации
«Педагогический
конфликт»
Открытый
вопрос

У 3,13,14
З 25, 26,28

З 28

9

4. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации
Оценочные материалы предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины Психология общения.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и про­
фессиональных компетенций:
Умения
V I умение проявлять
активность на учебных занятиях в разных позициях (инициатор,
организатор, участник общения),
У2 умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
У3 ум ение понимать парт нера по общению,
У4 ум ение применять техники акт ивного и эмпат ического слушания,
У5 ум ение давать обратную связь в общении,
У6 ум ение вести беседу,
У7 ум ение применять психологические способы воздействия: внушение, убеж дение,
У8 ум ение строить общение в соот вет ст вии с этическими принципами,
У9 умение работ ат ь в группе,
У10 умение подгот овки и проведения публичного выступления,
V I I ум ение анализироват ь и преодолевать коммуникат ивные барьеры в общ ении учит еля и
ученика,
У12 ум ение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
У 13 ум ение выбрать эф фект ивную стратегию разреш ения конф ликт ной ситуации,
У 1 4 ум ение осущ ествлять анализ педагогических ситуаций.
У15
умение осущ ествлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ных
особенност ей в ролевом взаимодействии,
У16 ум ение ставить цели саморазвит ия и самосоверш енст вования в проф ессиональной де­
ятельности.
Знания
31 знание взаимосвязи общ ения и деятельности,
32 знание сущ ност и и структуры общения,
33 знание особенностей общ ения в современном мире,
34 знание видов общения, в том числе педагогического общения,
35 знание структуры коммуникации и условий уст ановления контакта,
36 знание статусно-ролевых характ ерист ик личности,
37 знание проф ессиональных р о лей учителя,
38 знание особенност ей освоения социальной р о ли личностью,
39 знание моделей поведения учит елей в педагогическом общении,
310 знание ролевы х ож иданий в общении,
311 качеств личност и учителя, влияющ их на педагогическое общение,
312 механизмов и эф ф ект ов социальной перцепции,
313 знание субъективных каналов восприят ия и передачи информации,
314 знание основных компонент ов имидж а личности,
315 знание целеполагания и его р о ли в личност ном развит ии,
316 знание сущности интеракции,
317 знание основных концепций взаимодействия,

10

318 знание видов психологической обрат ной связи,
319 знание основных средств коммуникации,
320 знание специфики меж личност ного обмена информацией,
321 знание основных сост авляю щ их уверенного поведения личности,
322 знание видов социальных норм,
323 знание эт ических принципов общения,
324 знание сущ ност и коммуникативной культуры учителя,
325 знание сущ ност и и структуры конфликта,
326 знание ст ратегий взаимодейст вия в конфликте,
327 знание приемов управления эмоциями в стрессовой ситуации,
328 знание особенност ей педагогического конф ликт а как одного из видов конфликтов.
О цен ка освоения дисц и п ли н ы предусм атри вает и спользовани е н акопительной си сте­
м ы оценивания. П рограм м ой опи сан о поле зад ан и й по каж дой изучен ной тем е учебной д и с ­
циплины , которое стан овится известно обучаю щ и м ся на 1 занятии. П р и ори тетн ы м и стан о­
вятся п родуктивны е зад ан и я по при м енен ию зн ан и й и ум ений, предп олагаю щ ие создан ие
студентом в ход е реш ен и я своего ин ф орм ац и он н ого продукта. Т акж е по каж дом у разделу
уч еб н ой д и сц и п ли н ы предусм отрены зад ан и я в тестовой ф орм е, которы е позвол яю т оценить
уровен ь зн ан и й по предм ету.
О тм етка «5» (отли чн о) стави тся студенту, своеврем енн о и качествен но вы п о л н и вш е­
му следую щ ие ви ды работ: сам остоятельны е, практические, контрольны е работы . В се р а б о ­
ты д ол ж н ы бы ть оценен ы полож ительно, с п реобладан ием «5». О бщ ая отм етка вы водится,
исходя из средн его балла. Е сл и за одну из контрольны х раб от по осн овны м разделам студент
получил оценку «удовлетворительно», но при этом средн ий балл вы сокий, то студент д о л ­
ж ен исправи ть эту оценку на д и ф ф ерен ц и рован н ом зачете, п род ем он стрировав необходи м ы е
зн ан и я и ум ения.
О тм етка «4» (хорош о) ставится студенту, вы п олн ивш ем у следую щ ие ви ды работ: с а ­
м остоятельны е, практические, контрол ьн ы е работы . В се раб оты д о л ж н ы бы ть оценен ы п о ­
лож ительно, с п реоблад ан ием «4». О бщ ая отм етка вы водится, исходя из средн его балла. Е с ­
ли за одну из контрол ьн ы х раб от по осн овны м разделам студ ен т получил оценку « н е у д о в л е­
творительно», то студ ен т д олж ен исправи ть эту оценку н а д и ф ф ерен ц и рован н ом зачете, п р о ­
дем он стри ровав необходи м ы е зн ан и я и ум ения.
О тм етка «3» (уд овлетворительно) стави тся студенту, вы п олн ивш ем у не м енее 70%
п роц ентов сам остоятельн ы х и практи ческих работ. П ри это м р аб оты вы п олн ен ы с н аруш е­
ни ем сроков, указан н ы х преподавателем , и (или) вы п олн ены с б ольш им ч ислом зам ечаний.
Б ольш и н ство раб от д олж ны бы ть оценен ы полож ительно, за часть зад ан и й получены оценки
«3». К он трол ьн ы е работы д олж ны бы ть вы п олн ены все, оценен ы полож ительно. Е сл и за о д ­
ну из контрольны х раб от по осн овны м разд ел ам студент получил оценку «н еу д о в летв о р и ­
тельно», то студ ен т д ол ж ен исправи ть эту оценку на д и ф ф ер ен ц и р о ван н о м зачете.
О тм етка «2» (неудовлетвори тельн о) стави тся студенту, вы п олн ивш ем у м енее 70%
п роц ентов сам остоятельн ы х и практи ческих работ. П ри этом м енее пол ови н ы раб от оценены
полож ительно. Т акж е студент не м ож ет п олучить уд овлетворительную оценку за д и ф ф е р ен ­
ц и рован ны й зачет, если одна из контрольны х раб от по разделам не вы п олн ена на п о л о ж и ­
тельную отм етку.

11

5.

Фонд оценочных средств для текущего контроля учебной дисциплины

Раздел 1. Социально-психологические аспекты общения
Тема 1.1. Общение как социально-психологический процесс
15 - С ам оанализ
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умение 15
ум ение осущ ествлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ны х
особенност ей в ролевом взаимодействии,
знание 1,3
знание взаимосвязи общ ения и деятельности,
знание особенностей общ ения в современном мире.
Т ем а сам оанализа «К акой я собеседник?». П р ед м ет сам оан ал и за - ин диви дуальн ы е
качества студента как собеседника. П ред п ол агается сам остоятельн ое вы п олн ени е зад ан и й по
уч еб н и ку Н .С .Е ф и м овой «П сихологи я общ ения». П осл е каж дого зад ан и я студент п и ш ет в ы ­
вод о своих и н д иви дуальн ы х особенностях. Заверш ает работу об об щ ение п олуч енн ой и н ­
ф орм ации.
С одерж ан ие заданий:
Задан ие 1. О пределите уровен ь своей об щ ительн ости (тест В .Ф . Р яховского). О тветьте
на воп росы опросника. В ар и ан ты ответов: да, нет, иногда.
О просник:
1. В ы б и в ает ли вас ож и д ан и е какой -ли б о встречи из колеи?
2. В ы зы вает ли у вас см ятение и неудовольстви е поручен ие вы ступ ить с докладом ,
сообщ ением , ин ф орм аци ей на каком -либ о м ероприятии?
3. Н е отклады ваете ли вы ви зи т к врачу до последн его м ом ента?
4. В ам предл агаю т вы ехать в другой город на студенческую конф еренцию . П р и л о ж и ­
те ли вы м акси м ум усилий, ч тобы этого избеж ать?
5. Л ю б и те ли вы д елиться своим и п ереж иваниям и с окруж аю щ им и лю дьм и?
6. Р азд раж аетесь ли вы, если незнаком ы й чел овек на улице обратился к вам с п р о сь­
бой или вопросом ?
7. В ери те ли вы, что сущ ествует проб лем а «отцов и детей» и что л ю д ям разны х п око­
л ени й труд н о пон и м ать д руг друга?
8. П остесн яетесь ли вы н апом ни ть знаком ом у, ч то он заб ы л вам вернуть деньги, к о ­
торы е зан ял несколько м есяцев назад?
9. В столовой вам подали н едоб рокачественное блю до, пром олчите ли вы?
10. О казавш ись один на один с незн аком ы м человеком , вы не вступите с ним в беседу
и будете тяготи ться, если первы м заго во р и т он. Т ак ли это?
11. В ас п ри вод ит в уж ас лю бая д линн ая очередь, где бы она ни бы ла (в м агазине, к и ­
нотеатре, библиотеке)?
12. Б ои тесь ли вы участвовать в какой -ли б о ком иссии по рассм отрен ию конф ликтны х
ситуаций?

12

13. У вас есть соб ствен ны е критери и оценки п рои звед ен ий литературы , искусства,
культуры , и чуж и х м нен ий на это т счет вы не прием лете, это так?
14. У слы ш ав где-либо в кулуарах вы сказы вани е явно ош ибочной точки зрен и я по х о ­
рош о и звестном у вам вопросу, предп очи таете ли вы пром олчать и не вступ ать в спор?
15. В ы зы вает ли у вас д осаду ч ья-либ о просьба пом очь разоб раться в уч еб н ой тем е?
16. О хотн ее ли вы и злагаете свою точку зрен и я в п и сьм енн ой ф орм е, чем в устной?

О цен ка ответов: «да» — 2 балла, «ин огда» — 1 балл, «нет» — О баллов.
П олуч ен н ы е баллы сум м ирую тся, и определяется уровен ь общ ительности.
30-32 балла. В ы явн о необщ ительны . Б ли зки м вам л ю д ям нелегко, вам труд н о работать в к о ­
манде. С тарай тесь бы ть общ ительнее, контролируй те себя.
25-29 баллов. В ы зам кнуты , предп очи таете одиночество, поэтом у У вас м ало друзей. Н е о б ­
х о д и м ость новы х контактов вы вод и т вас из рав-новесия. О днако бы вает, что при сильной
увл еч ен н ости вы р аскры ваетесь и стан овитесь общ ительны м . С тоит тол ько захотеть.
19-24 балла. В ы в известн ой степ ени общ ительн ы и в н езнаком ой обстановке ч увствуете себя
вп олн е уверенно. И все ж е с новы м и л ю д ьм и сходитесь с оглядкой. В ваш их вы сказы вани ях
м ного сарказма. О днако эти н едостатки исправим ы .
9-13 баллов. В ы весьм а общ ительны , лю бопы тны , л ю б и те вы сказы ваться по разн ы м воп р о ­
сам, что ин огд а вы зы вает разд раж ен и е у окруж аю щ их. О хотно зн аком и тесь с новы м и л ю д ь ­
ми, лю б ите бы вать в Ц ентре вним ания. О днако вам н едостает уси дчивости, терп ен и я и р е ­
ш ительности, когд а сталкиваетесь с серьезн ы м и проблем ам и. П ри ж елан ии вы м ож ете себя
застави ть не отступать.
4-8 баллов. В ы , дол ж н о бы ть, «рубаха-парень». В сегд а в курсе всех дел, лю б и те п ри ни м ать
уч асти е во всех дискуссиях, х о тя серьезн ы е тем ы м огут вы звать у вас хандру. Б еретесь за
л ю бое дело, хотя не всегда м ож ете усп еш н о довести его до конца. П о это й причине р у ко во ­
д ители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сом нениям и. Зад ум ай тесь над эти м и
ф актам и.
3 балла и менее. В аш а общ ительн ость н осит б олезнен ны й характер. В ы говорливы , м н о го ­
словны , вм еш иваетесь в дела, не им ею щ ие к вам н и какого отнош ения. Б еретесь суд ить о
проблем ах, в которы х не ком петентны . Б ы ваете всп ы льчивы и обидчивы . О круж аю щ им л ю ­
д ям труд н о с вами. В ам надо п оработать над собой и свои м характером . П реж д е всего, в о с ­
пи ты вайте в себе терп ели вость и сдерж анность, уваж и тел ьн ое отнош ени е к лю дям.
Задан ие 2. П роан ал и зи руй те особен ности ваш его общ ени я в начале разговора, при его
под д ерж ании и окончании. Д ля этого вспом ните, как чащ е всего вы общ аетесь. П р о ч и тай те и
вы делите ответы , соответствую щ ие ваш ем у стилю веден ия беседы.
С пособы начала разговора
А. Н ачало разговора зави си т от:
собеседника, если он первы й с вам и заговорил;
ситуации, если она треб ует от вас активности;
цели, если она предусм атривает совм естн ое действие.

13

Б. Н ачало р азговора зави си т от:
ваш его ж ел ан и я общ аться с эти м человеком ;
ваш его н астроени я вне зави си м ости от ситуации;
ваш ей активности вне зави си м ости от цели, которая м ож ет и не п редусм атривать п а р тн ер ­
ского взаим одействия.
П од держ ан и е разговора
А. Д ля поддерж ания разго во р а вы:
искренн е и н тересуетесь м нен ием собеседника;
зад аете вопросы , побуж даю щ ие соб есед ника п одели ться с вам и его знаниям и;
вн им ательно п ри слуш и ваетесь к п роблем ам ваш его собеседника.
Б. Д ля поддерж ания разговора вы:
рассказы ваете заб авн ы е случаи из ж изн и своей или других лю дей;
д ел и тесь своим и проблем ам и;
рассказы ваете о своих увлечени ях, интересах.
Заверш ение разговора
А. Заверш ая разговор, вы:
отдадите и н иц иативу первы м поп рощ аться своем у собеседнику;
ориентируетесь на реали заци ю целей своего собеседника;
будете веж ли во ж дать, п ока ваш соб есед н и к вы скаж ется, д аж е если спеш ите.
Б. Заверш ая разговор, вы:
явл яетесь и н и ц иатором его прекращ ения;
прощ аетесь с собеседником , если ваш а цель реализована;
м ож ете прервать его на полуслове, если п отеряли интерес к собеседнику.
Е сл и ваш и ответы чащ е совп адали с вари антам и А, то у вас есть явн ы й тал ан т слуш ателя.
О днако зам еч ал и ли вы за собой напряж ение, если беседа изли ш н е затянулась? П р о ан ал и зи ­
руйте эти случаи и попробуйте найти новы е сп особы веден ия беседы .
Е сл и ваш и ответы совп адали с вари антам и Б, то вы — дом и н ан тн ы й собеседник, однако о б ­
ратите вн им ани е на навы ки слуш ания. М о ж ет бы ть, за и зли ш н ей активностью в р азговоре вы
п роп ускаете ценную ин ф орм аци ю от своих собеседников.
Задан ие 3. Н ап и ш и те 7-10 качеств «п ри ятн ого собеседника» и оцените себя по этим
кач ествам по 10-балльной системе.
Н априм ер: ум ен и е слуш ать, тактичность, ум ен и е и н тересн о рассказы вать, д уш евность, ч у в ­
ство ю м ора, сод ерж ательн ость и н ф орм аци и и другие.
П о п роси те ваш их зн аком ы х оценить вас по вы п и сан н ы м качествам , используя ту ж е си стем у
баллов. С равн ите ваш и представлени я о себе с м нен ием других лю д ей о вас.
Е сл и ваш е м нен ие о себе как «при ятн ом собеседнике» совп ад ает с м нен ием других лю дей, то
с вам и дей стви тел ьн о и н тересн о общ аться. Е сл и не совпадает, то следует подум ать о своей
сам ооценке.
К ри тер и и оценки ответов студентов — зн ан и е теорети ч ески х полож ений, ум ение
осущ ествлять сам оанализ своей проф есси он ал ьн ой роли и л ичностн ы х особен ностей в р о л е­
вом взаим одействии, л огич еское обосновани е п редл ож ен н ого ответа, аргум ен таци я и вы во­
ды.

14

Т и повы е зад ан и я в тестовой ф орм е
П ред м етом о ценки явл яю тся знания, направлен ны е на ф орм ирование общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

знания 2,3,4,19
знание сущности и структуры общения,
знание особенностей общ ения в современном мире,
знание видов общения, в том числе педагогического общения,
знание основных средств коммуникации.
И сп ол ьзую тся зад ан и я в тестовой форме:
- зад ан и я с вы бором одного п равильного ответа,
- зад ан и я на устан овл ен и е соответствия,
- зад ан и я откры той ф ормы .
С одерж ан ие заданий:
1 вари ант
1. В п и ш и те правильны й ответ.
С лож ны й м ногоп лановы й проц есс устан овл ен и я и разви ти я контактов м еж ду лю дьм и,
порож даем ы й п отребн остям и в совм естн ой деятельн ости назы вается
2. С труктура общ ения. У стан ови те соответствие:
А. К ом м ун и кати вн ая сторона

А. проц есс восп рияти я и позн ани я друг д руга п ар тн ер а­
м и по общ ению и устан овл ен и я на этой основе взаи м о ­
пон им ан ия

Б. И н теракти вн ая сторона

Б. обм ен ин ф орм ац и ей м еж ду общ аю щ и м ися и н д и в и ­
дам и

В. П ерц еп ти вн ая сторона

В. О ргани заци я взаи м одействи я м еж ду общ аю щ и м ися
и н диви дам и

3. Д оп олн ите перечень ф ункц ий общ ения, которы е оп ределены по разл и ч н ы м к р и те­
риям:

эм оци ональная,

соц иализи рую щ ая,

устан овл ен и я

общ ности,

сплочения,

4.В ид ы общ ения. У станови те соответствие
А. Н еп осред ствен н ое общ ение

Б. О посред ованное или косвенное о б ­
щ ение
В. М ассовое общ ение

А. м нож ественн ы е к он такты незнаком ы х лю дей,
а такж е ком м уни каци ю , опосредованную р а з­
лич н ы м и видам и м ассовой и н ф орм аци и
Б. прям ое естественн ое общ ени е «лицом к лицу»
В. И н д и ви д ы отдалены д руг от д руга врем ен ем
или расстояни ем

Э талон ы ответов:
1. общ ение
2. А -Б, Б-В , В -А
3. ин ф орм аци онная, сам опознания, контактная, оказан ия влияни я (д остаточн о указать
1 из п еречи сленн ы х функций).
4. А -Б, Б-В , В -А За каж дый правильный ответ студент получает 1 балл.

Тема 1.2. Социальная перцепция

15

14 - А нализ ситуаций
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 3, 14
ум ение понимать парт нера по общению,
ум ение осущ ествлять анализ педагогических ситуаций,
знание 12
знание механизмов и эффектов социальной перцепции.
Т ем а «М ехан изм ы и эф ф ек ты восп рияти я собеседника». М етод ан ализа конкретны х
си туаций при м еняется в следую щ ем варианте: анализ кон кретн ой ситуации как вы работка
алгори тм а реш ен ия проф ессион ал ьной задачи.
С тудентам п редлагается п оследовательн о 2 конкретн ы е ситуации из п ро ф есси о н ал ь­
ной деятельн ости педагога доп ол н и тел ьн ого образования. Д ля реш ен и я первой ситуаци и о р ­
ганизуется груп повая раб ота в теч ен и е 30 м ин ут занятия. В торая ситуация ан ализируется
каж ды м студентом сам остоятел ьн о в теч ен и е 20 м инут, резул ьтат п редставляется в п и сьм ен ­
ной форме.
С одерж ан ие заданий:
С итуац ия 1: вы ведете зан яти е (урок). О дин из учени ков во врем я ваш его м онолога
п остоянн о д ел ает ком м ентарии, зад ает вопросы , б еседует с другим учеником . Э то новенький
в классе ученик. В аш и д ействия в д анн ой ситуации. К аки е м ехан изм ы и эф ф ек ты восп рияти я
партн ера по общ ению повли яли на ваш е реш ение?
С итуац ия 2: вы раб отаете с груп пой детей не первы й год. С реди уч ени ков группы
(класса) есть неуспеваю щ и й ребенок. К вам обратилась м ам а этого реб ен ка с п ретензиям и по
поводу ваш их м етодов обучения и восп итани я («ребен ок не поним ает, потом у что у ч и тел ь
плохо объясняет»). В ам необходи м о построи ть с ней д и ал ог и найти возм ож ны й вари ант
дал ьн ей ш ей работы с данн ы м учеником . К аки е м ехан изм ы и эф ф ек ты восп рияти я партн ера
по общ ению п овли яю т на ваш е реш ение?
О сновн ы м кри тери ем при оценке пи сьм енн ы х работ студентов явл яется не тол ько
грам отное обосновани е вари анта реш ения ситуации, но и пон им ан ие эф ф ек тов и м ехан изм ов
соц иальной перцеп ции при взаи м одействи и с партн ером по общ ению , которы е оказы ваю т
влияни е на вы бор реш ения.

16 - П роектн ое задан ие
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, нап равл ен н ы е на ф орм ирование общ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 1,2,7,9
умение проявлять акт ивност ь на учебны х занят иях в р а зны х позициях (инициатор,
организатор, участ ник общения),
ум ение осущ ествлять самост оят ельный поиск и анализ инф ормации по заданному
вопросу,
ум ение применять психологические способы воздействия: внушение, убеж дение,
умение работ ат ь в группе,
знание 11,14
знание качеств личност и учителя, влияю щ их на педагогическое общение,
знание основных компонент ов имидж а личности.

16

Т ем а «И м и д ж ли ч н ости педагога». Задан ие вы п олн яется в подгруппах. К ол ич ество
чел овек в подгруп пе - 5 . Д ля р аб оты студентам п редставляется ин ф орм аци я по им идж у л и ч ­
ности, м атериал учебников, проф ессиограм м а учителя н ачальны х классов (педагога д о п о л ­
н и тельн ого образован ия) и вы п иска из Ф ГО С С П О общ их и проф ессион ал ьны х ком петенций
педагога соответствую щ ей специальности. Р езул ьтат груп повой раб оты студенты м огут
п редставить в ф орм е коллаж а, таблиц ы , схем ы , текста, презентации. Ф орм у каж дая группа
оп ределяет сам остоятельно. П р ед вари тел ьн о студенты д ол ж н ы под готови ть необходим ы е
м атериалы : ли сты бум аги, и зоб рази тельн ы е средства, вы резки из ж урналов. Т акж е н е о б х о ­
дим о п редоставить возм ож ность раб оты с ком пью тером . В рем я вы п олн ени я 40-50 минут.
Д алее идет груп повая защ и та раб от с обосновани ем вы бран ны х ком пон ентов им идж а. П ри
оценке раб от обращ ается вн им ани е на след ую щ ие критерии: представлени е осн овны х к о м ­
пон ентов им идж а, отраж ен ие сп еци ф ики деятельн ости и тр еб ован и й проф ессии, ф орм а з а ­
щ иты и аргум ен таци я вы дви нуты х полож ений, эстети к а оф орм ления.
Т и повы е зад ан и я в тестовой ф орм е
П ред м етом о ценки явл яю тся знания, направлен ны е на ф орм ирование общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

зн ан и е12
механизмов и эффектов социальной перцепции.
И сп ол ьзую тся зад ан и я в тестовой форме:
- зад ан и я с вы бором одного п равильного ответа.
С одерж ан ие заданий:
1. Ж елан ие и ум ени е эм оц и он ал ьн о соп ереж ивать другом у человеку:
A. реф лексия;
Б. эм патия;
B. И дентиф и каци я;
Г. П риспособление.
2. П рави л ьн ость восп рияти я и пон им ан ия чел овека ч ел овеком в общ ени и зави си т от:
A. возраста;
Б. пола;
B. П роф ессии;
Г. В се вари анты верны.
Э талон ы ответов: 1. б, 2. г

За каж дый правильный ответ студент получает 1 балл.

Тема 1.3. Интерактивный аспект общения
8 - К о н сп ект источников
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умение 2
ум ение осущ ествлять самост оят ельный поиск и анализ инф ормации по заданному
вопросу,
знания 10,16,17
знание ролевы х ож иданий в общении,
знание сущности интеракции,

17

знание основных концепций взаимодействия.
С одерж ание задания:
С туденты на основе м атериалов уч еб ников по п сихологии общ ения и д оп ол н и тел ьн ой
литературы составляю т конспект основны х конц епц ий взаим одействия. В конце кон сп екта
об язательн а ссы лка на конспектируем ы е и сточни ки инф орм ации.
Р еком ен дуем ы е источники:
1.

Л аврин енко, В. Н. П си хол оги я общ ения [Э лектрон ны й pecypc]: уч еб н и к и п р а к ти ­

кум для С П О / В. Н. Л аврин енко, Л. И. Ч ерны ш ова; под ред. В. Н. Л авриненко, Л. И. Ч е р н ы ­
ш овой. — М осква: Ю райт, 2017. — 350 с. — Р еж и м доступа: http://urait.ru/bcode/451052
(Э БС «Ю райт»)
2.

Е ф им ова, Н. С. П си хол оги я общ ения. П рактикум по психологии: учебное пособие

для С П О / Н. С. Е ф им ова. — М осква: И нф ра-М : Ф орум, 2015. — 192 с.
К р и тери и оценки ответов студентов — ум ен и е осущ ествлять сам остоятельн ы й п о ­
иск и анализ и н ф орм аци и по зад ан н ом у вопросу, пол н ота и грам отность п редставлени я и н ­
ф орм ации, сод ерж ательность и логика, оф орм ление.
10 - Р ец ен зи я на публичное вы ступ ление
П ред м етом оценки явл яю тся ум ен и я и знания, н аправлен ны е на ф орм и рован и е общ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 1,5,10
умение проявлять активность на учебны х занят иях в р а зны х позициях (инициатор,
организатор, участ ник общения),
ум ение давать обратную связь в общении,
умение подгот овки и проведения публичного выступления,
знания 16,17
знание сущности интеракции,
знание основных концепций взаимодействия.
Р ец ен зи я предп олагает крити ческий отзы в на публичное вы ступ ление студента. С ту ­
д енты готовят вы ступ ление по учебнику в со ответстви и с изучаем ой тем о й «И нтерактивны й
асп ект общ ения». В о врем я вы ступ ления они м огут использовать различ ны е и сточни ки и н ­
ф орм ац ии и техн и чески е средства. Д ал ее преп од авател ь совм естн о со сту д ен там и об суж дает
резул ьтат публичного вы ступ ления по п редлож енны м критериям . П осл е следую щ его в ы ­
ступлен ия каж ды й студент сам остоятельн о составляет рецензию на публ и ч н ое вы ступление,
в то м числе и вы ступ аю щ и й - на сам ого себя. Ф орм а вы п олн ени я - письм енная.
О цен ка осущ ествляется по следую щ им критериям :
1

О браз вы ступаю щ его:
- вн еш н ий вид,
- поза,
- ж есты , м им ика

2

У стан овл ен и е контакта с аудиторией:
- зр и тел ьн ы й контакт,
- вн им ани е аудитории,
- об ратная связь

3

К ул ьтура речи:
- словарн ы й запас,

18

- точн ость, лакон и чн ость речи,
- д оступн ое излож ение,
- дикция,
- и н тонац ионн ая вы разительность,
- си ла голоса
4

С одерж ан ие вы ступления:
- тем а и цель вы ступления,
- л оги ч н ое и злож ен ие м атериала,
- п ри м енен ие техн и чески х средств,
- ответы на воп росы слуш ателей

5

К ом п ози ц и я вы ступления:
- вступление,
- осн овная часть,
- закл ю чен и е

К р и тери и оценки: разъ ясн яет взаи м освязь общ ени я и д еятельности; оп ределяет цели, ф у н к­
ции, виды и уровн и общ ения, ф орм улирует ви ды соц иальны х взаи м одействи й и м еханизм ы
взаи м опони м ани я в общ ении; знает этические принципы общения; определяет и разъ ясн яет
техн и ки и при ем ы общ ения, зн ает прави л а слуш ания, веден ия беседы , убеж дения; при м еняет
техн и ки и п ри ем ы эф ф ек ти вн ого общ ени я в п роф ессион альной д еятельности; определяет
психоэм оци онал ьное состояни е собеседника; вл адеет при ем ам и сам орегуляци и п овед ен и я в
проц ессе м еж личностн ого общ ения.

Тема 1.4. Коммуникативный аспект общения
22 - П ракти ч еское зад ан и е по д ем он страц и и ком петен ци й
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессональн ы х ком петенций:

умения 1,3,4,5,6,7,12
умение проявлять активность на учебны х занят иях в р а зны х позициях (инициатор,
организатор, участ ник общения),
ум ение понимать парт нера по общению,
ум ение применять т ехники акт ивного и эмпат ического слушания,
ум ение давать обратную связь в общении,
ум ение вести беседу,
ум ение применять психологические способы воздействия: внушение, убеж дение,
ум ение осущ ествлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
знания 5,12,13,16,18,19,20
знание структуры коммуникации и условий уст ановления контакта,
механизмов и эффектов социальной перцепции,
знание субъективных каналов восприят ия и передачи информации,
знание сущности интеракции,
знание видов психологической обратной связи,
знание основных средств коммуникации,
знание специфики меж личност ного обмена информацией.
Т ем а «В еден ие беседы ». П ракти ч еское зад ан и е по дем он страц и и ком петен ци й вы п о л ­
няется в проц ессе см од ел и рован н ой ситуации. К ом п етен ц и и д ем онстри рую тся в груп п е в

19

уч еб н ой аудитории. Д ля вы п олн ени я зад ан и я груп па разб ивается на подгруппы . К ол ич ество
чел овек в подгруп пах не более 5. Н а подготовку отводится 15 м инут. П осл е этого каж дая
п од груп па д ем он стри рует свой р езул ьтат в группе. З ад ач а набл ю д ател ей - оценить уровен ь
сф орм и рованн ости ком петен ци й студентов. Д л я этого список зн ан и й и ум ен и й по данном у
виду зад ан и я п редъ является заран ее группе. В результате об суж д ен ия подводи тся итог, о ц е ­
нивается раб ота подгруппы .
И нструкция: П роверьте свою ком петентность. П од готов ьте и проведите беседу по в ы ­
б ранн ой заран ее теме. К ри тери ям и оценки послуж ат ч еткость следования п равилам ведения
беседы и сп особность при м енять навы ки эф ф ек ти вн ого общ ения. Зап иш ите тем у и воп росы
беседы , оценку ее эф ф екти вности .
П ри анализе беседы обратите вн им ани е на критери и оценки:
1. В п ечатл ен и е от беседы .
2. К аки е техн и ки веден ия беседы бы ли использованы :
тех н и ка расспроса, инф орм ирован ия, слуш ания (активного, пассивного, эм пати ческого)
3. О ргани заци я беседы : начало, осн овная часть, заверш ение.
4. О собенн ости п оведени я собеседников: речь, неверб альны е средства общ ения, веж ли вость
и уваж ение.
5. Задачи, реш ен ны е в резул ьтате беседы .
6. Т и п беседы (неприн уж денн ая, деловая; стан дарти зирован ная, нестандартизи рованн ая).
К ри тер и и оценки: разъ ясн яет взаи м освязь общ ени я и д еятельн ости; определяет цели,
ф ункции, ви ды и уровн и общ ения, ф орм улирует ви ды соц и ал ьн ы х взаи м одействи й и м е х а ­
ни зм ы взаи м опони м ани я в общ ении; знает этические принципы общения; определяет и р азъ яс­
няет техн и ки и при ем ы общ ения, зн ает правила слуш ания, веден ия беседы , убеж дения; п р и ­
м ен яет техн и ки и прием ы эф ф ек ти вн о го общ ени я в проф ессион ал ьной д еятельности; и с ­
п ользует неверб альны е средства общ ени я и определяет психоэм оци онал ьное состояни е с о ­
беседника;

вл адеет при ем ам и сам орегуляци и п оведени я в проц ессе м еж л и ч н остн ого о б щ е ­

ния; осущ ествляет сам остоятел ьн ы й пои ск и анализ инф орм аци и по зад ан н ом у вопросу, с
испол ьзовани ем И К Т; п лан ирует и реал и зует соб ствен ное проф есси он ал ьн ое и личностн ое
развитие.

15 - С ам оанализ
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 3,15
ум ение понимать парт нера по общению,
ум ение осуществлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ных
особенност ей в ролевом взаимодействии,
знание 5,18,19,20
знание структуры коммуникации и условий уст ановления контакта,
знание видов психологической обратной связи,
знание основных средств коммуникации,
знание специфики меж личност ного обмена информацией.
Т ем а сам оанализа «П си хол оги чески й автоп ортрет личности». П р ед м ет сам оанализа ин диви дуальн ы е качества, зн ан и я и ум ен и я студента как собеседника. П ред п ол агается сам о ­

20

стоятельн ое вы п олн ени е зад ан и й по учебнику Н .С .Е ф и м овой «П сихологи я общ ения». П осле
каж дого зад ан и я студент п и ш ет вы вод о своих и н д иви дуальн ы х особенностях. З аверш ает
работу составление резю м е - п сихологического автоп ортрета личности.
С одерж ан ие заданий:
Задан ие 1. П он аб л ю д ай те за тем, как вы слуш аете окруж аю щ их вас лю дей. А как
слуш аю т вас? К аки е особ ен ности вы для себя отм етили? Зап иш ите результаты своих н а б л ю ­
дений, когда слуш аете вы и когд а слуш аю т вас.
«Я слуш аю :»
«М еня слуш аю т:»
Задан ие 2. П ред ставьте себя, сл уш аю щ его разн ы х лю д ей в различ ны х об сто ятел ь­
ствах. П оп роб уй те коротко в виде ф орм улы обозн ач и ть свои ф ильтры или «Я -слуш ания»: «я
теб е не верю », «нравл ю сь ли я тебе», «я хоч у тебе пом очь», «м не нравится все, что ты го в о ­
риш ь», «я теб я не слуш аю », «я обиж ен» и т.д. Зап иш ите названи я ваш их ф ильтров, си м п а­
ти ч н ы х вам и не очень. П остарай тесь осознать, д л я чего они вам нужны.
Задан ие 3. О пред елите правила беседы , п родолж ив фразу. Е сл и к вам обращ аю тся, то
вы д ол ж н ы ... Е сл и с вам и разговариваю т, то вы д ол ж н ы ... Е сл и другой чел овек не слы ш ит
зад ан н ого вам и вопроса, то вы д ол ж н ы ...
Е сл и уч астни ки беседы зн ачи тельно старш е вас, то вы д о л ж н ы .

Е сл и вы не м ож ете сказать

ничего ум естного, то .
Задан ие 4. С оставьте психол оги ч ески й автопортрет, вы деляя свои достоинства, к о то ­
ры м и м огли бы заи нтересовать п отен ци альн ы х работодателей. Затем возм ож но об суж д ен ие
резю м е в группе с целью д оп ол н ен и я и корректировки текста.
Р еком ен дуем ы е источники:
1. Е ф им ова, Н. С. П си хол оги я общ ения. П рактикум по психологии: учебное пособие для
С П О / Н. С. Е ф им ова. - М осква: И нф ра-М : Ф орум, 2015. - 192 с.
К р и тери и оценки ответов студентов — ум ен и е осущ ествлять сам оанализ своей
проф ессион ал ьной роли и л ичностн ы х особ ен ностей в рол евом взаим одействии, п ол н ота и
грам отн ость п редставлени я инф орм ации, содерж ательность и логика, аргум ентация, наличие
вывода.
13 - Зад ан и е в тестовой ф орм е
П ред м етом о ценки явл яю тся знания, направлен ны е на ф орм ирование общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

знание 20
знание специфики меж личност ного обмена информацией.
С одерж ан ие задания:
К ом м ун и кати вн ы е барьеры в об щ ен и и возникаю т:
A. и з-за того, что партн ёры при н ад л еж ат к разл и ч н ы м соц иальны м группам ;
Б. и з-за п роф ессион альны х различий;
B. И з-за употреб л ен и я слен говы х вы раж ений;
Г. В се вари анты верны.
В ерн ы й вари ант ответа Г.
1 - О ткры ты й вопрос
П ред м етом о ценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование о б щ и х
и п роф ессион альны х ком петенций:

21

умения 11,14
ум ение анализироват ь и преодолевать коммуникативные барьеры в общ ении учит еля
и ученика,
ум ение осущ ествлять анализ педагогических ситуаций,
знание 20
знание специфики меж личност ного обмена информацией.
С одерж ан ие заданий:
1 вари ант - О пиш ите прием ы , которы е м огут сп особствовать преодолен ию ко м м у н и ­
кативны х барьеров при взаи м одействи и п едагога с воспитанником .
2 вари ант - О пиш ите прием ы , которы е м огут сп особствовать преодолен ию ко м м у н и ­
кативны х барьеров при род ителей с ребенком .
Задан ие студенты вы п олн яю т сам остоятельно, в п и сьм енн ой ф орм е, по вариантам .
О бращ ается вним ание, что зад ан и е сод ерж и т 2 вопроса: первы й - какие возн и каю т к о м м у ­
н и кативн ы е барьеры , второй - какие при ем ы м ож но использовать. К ри тери и оценки ответов
студентов - зн ан и е теорети ч ески х полож ений, прогноз их при м енен ия во взаим одействи и.

Раздел 2. Личная и профессиональная эффективность в межличностном общении
Тема 2.1. Социальные роли и ролевые ожидания
3 - Э ссе
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 15,16
ум ение осуществлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ны х
особенност ей в ролевом взаимодействии,
ум ение ставить цели саморазвит ия и самосоверш енст вования в проф ессиональной
деятельности.
знания 6,7,8,10
знание ст атусно-ролевых характ ерист ик личности,
знание проф ессиональных р о лей учителя,
знание особенностей освоения социальной р о ли личностью,
знание ролевы х ож иданий в общении.
Т ем а эссе «О своен ие соц и ал ьн ой роли п едагога доп ол н и тел ьн ого образования». С ту­
д енты повторяю т асп екты освоения соц и ал ьн ой роли (техни ческий и см ы словой), ан ал и зи ­
рую т возрастн ы е асп екты освоения соц иальной роли и зн ачен и е об разовательного у ч р еж д е­
ния в п роф ессион ализац ии студентов. Затем оп и сы ваю т свой оп ы т в свободной форме.
К р и тери и оценки ответов студентов — ум ен и е осущ ествлять сам оанализ своей п р о ­
ф ессиональн ой роли и л ичностн ы х особен ностей в рол евом взаи м одействи и, наличие целей
сам оразвития, сод ерж ательность и логика, аргум ентация, нали чи е вывода.
Т и повы е зад ан и я в тестовой ф орм е
П ред м етом о ценки явл яю тся знания, направлен ны е на ф орм и рован и е общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

знание 6

22

знание ст атусно-ролевых характ ерист ик личности,
С одерж ан ие задания:

1 вариант
1. С танд арти зирован ны е безличны е роли, строящ и еся на основе прав и обязан н остей
н езависи м о от того, кто эти роли исполняет, и связан ны е с соц иальны м статусом , п р о ф есси ­
ей или видом деятельн ости - это:
A ) м еж личностн ы е роли

Б ) соц иальны е роли

B ) ф орм альны е роли

Г ) п редп исанны е роли

2. Д ан ная характери сти ка соц иальной роли определяется д и ап азон ом м еж личностн ы х
отнош ений:
A ) м асш таб роли;

Б ) способ получения;

B ) уровен ь эм оци ональности ; Г ) ф орм ализация;

Д ) м отивация

Эталоны ответов: 1. в, 2. а
За каж дый правильный ответ студент получает 1 балл.

1 - О ткры ты й вопрос
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, нап равл ен н ы е на ф орм и рован и е общ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 15
ум ение осуществлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ных
особенност ей в ролевом взаимодействии,
знание 6,7,9
знание ст атусно-ролевых характ ерист ик личности,
знание проф ессиональных р о лей учителя,
знание моделей поведения учит елей в педагогическом общении.
С одерж ан ие заданий:
1 вариант.
Н а осн ове им ею щ ихся зн ан и й определи те соц иальны е роли м ладш его ш кольника.
2 вариант.
Н а основе им ею щ ихся зн ан и й определите соц иальны е роли педагога.
Задан ие студенты вы п олн яю т сам остоятельно, в п и сьм енн ой ф орм е, по вариантам .
К р и тери и оценки ответов студентов - зн ан и е теоретич ески х полож ений, ум ен и е п р и м е­
нить зн ан и я для реш ен ия конкретн ой ситуации.

Тема 2.2. Этические принципы общения
16 - П роектн ое задан ие
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 15,16

23

ум ение осуществлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ных
особенност ей в ролевом взаимодействии,
ум ение ставить цели саморазвит ия и самосоверш енст вования в профессиональной
деятельности,

знания 3,5,11,15
знание особенностей общ ения в современном мире,
знание структуры коммуникации и условий уст ановления контакта,
знание качеств личност и учителя, влияю щ их на педагогическое общение,
знание целеполагания и его р о ли в личност ном развит ии.
Т ем а «В осп итани е соц иал ьн о-п си хол оги ч еской культуры личности». Задан ие вы п о л ­
няется сам остоятельн о каж ды м студ ентом в п и сьм енн ой форме.
С одерж ан ие задания:
С оставлен ие п рограм м ы по сам овоспитан ию соц и ал ьн о-п си хол оги ч еской культуры .
П рограм м а д ол ж н а содерж ать х арактери сти ку уровн я соц и ал ьн о-п си хол оги ч еской культуры
студента (на осн ове сам ооценки). В програм м е необходи м о отразить цели сам овоспитан ия
(ф орм ирование качеств, которы е студент хотел бы у себя развивать), сп особ ы сам о во сп и та­
ния (каким образом будут разви вать у себя эти качества), сам окон трол ь (как будут о тсл еж и ­
вать ф орм ирование у себя указан н ы х качеств), сроки реал и зац и и п рограм м ы (на какое врем я
рассчи тан а п рограм м а - месяц, полгода, год, 5 лет). П ри оценке раб от обращ ается вн им ани е
на следую щ ие критерии: ум ени е осущ ествл ять сам оанализ л ичностн ы х особен ностей и с т а ­
вить цели сам оразвития, отраж ен ие треб ован и й проф ессии, аргум ен таци я вы дви нуты х п о л о ­
ж ений, л оги ка излож ения, конкретность, лакони чн ость, д оступ н ость осущ ествления.
Т и повы е зад ан и я в тестовой ф орм е
П ред м етом оценки являю тся знания, н аправлен ны е на ф орм ирование общ их и п р о ф е с­
си ональны х ком петенций:

знания 22,23,24
знание видов социальных норм,
знание эт ических принципов общения,
знание сущности коммуникативной культуры учителя.
И сп ол ьзую тся зад ан и я в тестовой форме:
- зад ан и я с вы бором одного п равильного ответа,
- зад ан и я с вы бором нескольки х п равильны х ответов.
С одерж ан ие заданий:
1. Э ти кет— это:
а) наука о морали;
б) м анера поведения;
в) общ ая культура.
2. И з п редлож енны х вариантов укаж и те правильны е. К то и кого п ервы м д олж ен п р и ­
ветствовать в след ую щ их парах: старш ий— м ладш ий, ж ен щ и на— м уж чина?
3. И з п ри веден ны х прим еров вы берите те, которы е соответствую т эти ч еск и м запрет ам
на некоторы е ответы и воп росы в проц ессе тел еф о н н о го разговора.
А ) «А лло, это кто?»
б) «П етрова сейчас нет. Ч ем я м огу вам пом очь?»
в) «И звините, очень плохо слы ш но»

24

г) «Л ады , договорились. П ока»
4. В ком м уни кативн ую культуру восп итателя вход ят все ум ения, кроме:
A ) сп особность к эм патии, пон им ан ию и учету эм о ц и он ал ьн ого состояни я другого;
Б ) ум ени е д авать полож и тельн ую обратную связь другом у;
B ) конкретн ы е ком м уни кативн ы е ум ения: приветствовать, общ аться, зад авать вопросы ,
отвечать, акти вн о слуш ать, оценивать, просить, поддерж ивать, отказы вать и т.д.;
Г ) ум ен и е определять х арактери сти ки зн ан и й восп итанн иков в начале и в конц е у ч еб н ого
года; определять состояни е деятельн ости, ум ен и й и навы ков, видов сам окон троля и с ам о ­
оценки в деятельн ости в начале и в конц е у ч еб н ого года.
5. Н орм ам и эти кета являю тся:
а) упорство, настойчивость;
б) принц ипи альн ость, беспрекословность;
в) веж ливость, тактичность.
Э талон ы ответов:

1- б, 2 - младший, муж чина, 3 -а , г, 4- г, 5- в
За каж дый правильный ответ студент получает 1 балл.

Тема 2.3. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
11 - У праж н ени е
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 12,15
ум ение осущ ествлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
ум ение осуществлять самоанализ своей проф ессиональной р о ли и личност ных
особенност ей в ролевом взаимодействии,
знания 21,27
знание основных сост авляю щ их уверенного поведения личности,
знание приемов уп р а влени я эмоциями в ст рессовой ситуации.
У праж н ени е письм енное. Н а вы п олн ени е отводится 40 минут. П р и оценке у ч и ты в ает­
ся ум ени е студентов ан ал и зи ровать ситуацию , осущ ествлять сам оанализ, корректировать
свои эм оци и, зн а н и е особ ен ностей уверенного поведения.
С одерж ан ие задания: студенты сам остоятельн о оп и сы ваю т си туации в м еж л и ч н ост­
ном общ ении, которы е вы зы ваю т у них негативн ы е чувства и поведение. Зап и сы ваю т их в
таблицу. Затем п редл агаю т те чувства и действия, которы е бы ли бы ум естн ы м и в д анн ой с и ­
туации. П осл е вы п олн ени я студенты об суж д аю т в паре полученн ы е результаты . Д алее п и ­
ш ут вы вод по резул ьтатам вы п олн ен и я упраж нения.
И ниц и и рую щ ее собы тие

Н егати в н ы й ответ

О п равдан ны е чувства и р а ­
зу м н о е поведение

К ри тери и оценки ответов студентов — зн ан и е тео р ети ч ески х полож ений, ум ени е о п р е д е­
л ить составляю щ ие уверенного поведения, логич еское обосновани е предл ож ен н ого ответа,
аргум ен тац и я с опорой на зн ан и е личностн ы х особен ностей в ролевом взаим одействии,
определение способов регул яц и и своего эм оц и о н ал ьн о го состояния.
11 - У праж н ени е

25

П ред м етом о ценки явл яю тся ум ение, н аправлен ное на ф орм ирование общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

умение 16
ум ение ставить цели саморазвит ия и самосоверш енст вования в профессиональной
деятельности.
знания 15
знание целеполагания и его р о ли в личност ном развит ии.
У праж н ени е письм енное. Н а вы п олн ени е отводится 40 минут. П р и оценке у ч и ты в ает­
ся ум ен и е студентов осущ ествлять сам оанализ, ставить цели сам оразвития в п р о ф есси о н ал ь­
ной деятельности.
С одерж ан ие задания: студенты п о следовател ьн о вы п олн яю т задания. О тветы зап и сы ­
ваю т в тетради. П осл е вы п олн ени я упраж н ен и я пи ш ут вы вод о зн ач ен и и данн ого ви да д е я ­
тел ьн ости д ля их сам оразвития.
1) Зап иш ите сп исок всего того, что вы х о ти те д остичь в это й ж и зн и (зам етьте: не м о­
ж ете, а х оти те достичь).
2) К о гд а д и ап азон им ею щ ихся возм ож ностей уж е определен, н еобход и м о сделать в ы ­
бор. Ф актически это означает, что вы р еш аете направи ть уси ли я на одно (или несколько)
возм ож ны х направлений, отказавш ись от других.
3) У точнение, конкрети заци я цели.
4) У становлен ие врем ен ны х границ.
5) А нализ последствий.
6) Р есурсы для д ости ж ен и я цели.
7) П реп ятстви я и их преодоление.
8) Э тапы д остиж ения цели.
9) Д евиз на ближ ай ш ее врем я для д ости ж ен и я цели.
К ри тер и и оценки ответов студентов — зн ан и е теорети ч ески х полож ений, ум ени е
определить отдаленн ы е и б л иж ай ш и е цели, л огич еское обосновани е предл ож ен н ого ответа,
вы п олн ены все пункты плана, аргум ен таци я с опорой на зн ан и е целеполаган ия и его роли в
ли ч н остн ом разви ти и, определение путей дости ж ен и я зн ачи м ой цели, нали чи е вы вода по
вы п олн енн ом у упраж нению .
1 - О ткры ты й вопрос
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и зн ания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умение 2
ум ение осущ ествлять самост оят ельный поиск и анализ инф ормации по заданному
вопросу,
знания 15,21,27
знание целеполагания и его р о ли в личност ном развит ии,
знание основных сост авляю щ их уверенного поведения личности,
знание приемов управления эмоциями в стрессовой ситуации.
С одерж ан ие заданий:
1 вари ан т 1. Зн ачение ц елеполаган ия для ли ч н остн ой эф ф ективности.

26

2. П очем у у чел овека в си туации стресса сн и ж ается сп особ ность к разум ны м д е й с тв и ­
ям?
2 вари ан т 1. Зн ачение ц елеполаган ия для проф ессион ал ьной эф ф екти вности .
2. М ож н о ли управлять своим и эм оц и ям и в ситуации стресса?
К ри тер и и оценки ответов студентов - зн ан и е теорети ч ески х полож ений, ум ени е о п р е­
делить, как в стрессовой ситуации п острои ть свое поведение. П ри ответе на 3 вопрос д о л ж ­
ны бы ть д ан ы не тол ько общ ие характери стики , но и п роведено сравнен ие данн ы х понятий.

Раздел 3. Социальная психология конфликта
Тема 3.1. Конфликт как особая форма взаимодействия
14 - А нализ ситуаций
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 3,12,13
ум ение понимать парт нера по общению,
ум ение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
ум ение выбрать эф фективную стратегию разреш ения конф ликт ной ситуации,
знания 20,25,26
знание специфики меж личност ного обмена информацией,
знание сущ ности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодейст вия в конфликте.
Т ем а «А нализ конф ликта». М етод ан ализа конкретн ы х си туаций прим еняется в с л е ­
дую щ ем варианте: анализ конкретн ой си туации как ее оценка.
С оставлен ие К ар ты конф ликта.
С тудентам н еобход и м о всп ом нить конф ликт, уч астн и ко м которого они являлись. П р о ­
ан ализировать его предм ет, треб ован и я опп онен тов д руг к другу, и н тересы и опасени я о п п о ­
нентов, зап о л н и ть предлагаем ую К ар ту конф ликта. П осл е зап олн ен и я К арты необходим о
п роанализи ровать разреш ен ие данн ого конф ликта, определить стратегию взаи м одействи я и
п редлож и ть эф ф ек ти вн ы е сп особы разреш ен и я конф ли ктн ой си туации на основе п р о в ед ен ­
ного анализа.
М атери алы к занятию :
К ар та конф ли кта
И нтересы

Я

О пасения

Т ребования к оппоненту

П ред м ет конф ли кта

27

Т ребования к оппоненту

И н тересы

Он

О пасения

К ри тер и и оценки ответов студентов — ум ен и е осущ ествлять сам оанализ и регуляцию
своего эм оц и он ал ьн ого состояния, ум ен и е вы брать эф ф екти вную стратегию разреш ен ия
конф ли ктн ой ситуации, сод ерж ательность и логика, аргум ентация, наличие вы вода.

Т и повы е зад ан и я в тестовой ф орм е
П ред м етом о ценки явл яю тся знания, направлен ны е на ф орм ирование общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

знания 25,26
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодейст вия в конфликте.
С одерж ан ие заданий.
В ар и ан т 1
1. С течени е обстоятельств, которое объекти вно созд ает почву для реал ьн ого п р оти воб орства
м еж ду соц иал ьны м и субъектам и, назы вается:
A ) конф ли ктн ой си туацией

Б ) и н ци дентом

B ) кон ф л и ктом

Г ) предм ет конф ли кта

2. Х од развития, изм ен ени я конф ли кта

под влияни ем д ействую щ и х на него ф акторов и

услови й назы вается:
A ) ди н ам и кой конф ли кта

Б ) гран ицы конф ли кта

B ) д и сп озиц ия конф ли кта

Г ) конф ли ктн ая такти ка

3. С тиль взаи м одействи я в конф ликте, при котором субъ екты конф ли кта о р и ен ти рован ы на
определенны е уступки, назы вается:
A ) п ри способлен ие

Б) конкуренци я

B ) ком пром и сс

Г ) сотрудни чество

4. С тиль взаи м одействи я в конф ликте, при котором отстаиваю тся тол ько собствен ны е и н те­
ресы без учета ин тересов другой стороны , назы вается:
A ) п ри способлен ие

Б) конкуренци я

B ) ком пром и сс

Г ) сотрудни чество

Э талон ы ответов:

1г, 2а, 3в, 4б
За каж дый правильный ответ студент получает 1 балл.

Тема 3.2. Педагогический конфликт
11 - У праж н ени е
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, н аправлен ны е на ф орм и рован и е общ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 11,13,14

28

ум ение анализироват ь и преодолевать коммуникативные барьеры в общ ении учит еля
и ученика,
ум ение выбрать эфф ект ивную стратегию разреш ения конф ликт ной ситуации,
ум ение осущ ествлять анализ педагогических ситуаций,

знания 25,26,28
знание сущности и структуры конфликта,
знание ст ратегий взаимодейст вия в конфликте,
знание особенностей педагогического конф ликт а как одного из видов конфликта.
У праж н ени е письм енное. Н а вы п олн ени е отводится 40 минут. С туд ен ты сам о сто я­
тел ьн о опи сы ваю т конф ликт, возни кш ий в п едагогической деятельн ости во врем я п ро х о ж д е­
ния практики. П ри оценке уч иты вается ум ен и е студентов ан ализировать предлож енную с и ­
туацию , разраб аты вать вари анты ее реш ения, п рогнозировать возм ож ны е последствия.
С одерж ан ие задания:
С туденты зап о л н яю т таб лицу «М атри ц а возм ож ностей», оценивая д о стои н ства р а з ­
личны х стратеги и разреш ен ия конф ликта. П осл е зап олн ен и я таб л и ц ы необходи м о сделать
вы вод о целесооб разн ой стратеги и п оведени я в конф ликте.
С тратеги я (п о ­
д роб ное опи са­
ние)

В ероятн ы й
результат
при м енен ия
этого подхода

В ероятность
р еакц и и от 1
до 10.

Ж ел ател ьн ость
такого и тога от
1 до 10.

И тоговая оц ен ка (веро­
ятн ость
реакц и и*ж елательность
итога)

У клонени е
П ри сп особ лен и е
С оперничество
К ом пром и сс
С отрудничество

14 - А нализ ситуаций
П ред м етом оценки явл яю тся ум ени я и знания, направлен ны е на ф орм ирование об щ их
и п роф ессион альны х ком петенций:

умения 3,13,14
умение понимать парт нера по общению,
ум ение выбрать эф фективную стратегию разреш ения конф ликт ной ситуации,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знания 25,26,28
знание сущ ности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодейст вия в конфликте,
знание особенностей педагогического конф ликт а как одного из видов конфликта.
Т ем а «А нализ педагогического конф ликта». М етод ан ализа конкретн ы х

ситуаций

п ри м еняется в следую щ ем варианте: анализ конкретн ой си туации как ее оценка. С туденты
отвечаю т на следую щ ие вопросы : К акую стратегию взаи м одействи я и спользовал уч ител ь в
д анн ой конф ли ктн ой ситуации? Н аскол ько эф ф ек ти вн а данн ая стратегия? П ред л ож и те свой
вари ан т реш ен ия с обоснованием .

29

1 вари ант - Н а уроке русского язы к а уч и тел ьн и ц а несколько раз д елала зам еч ан и я
ученику, которы й не заним ался. Н а зам еч ан и я у ч и тел ьн и ц ы он не реагировал, продолж ая
м еш ать другим : достал рези нку и начал стрелять бум аж кам и в учени ков, сидящ их впереди.
У чи тельн и ц а потребовала, ч тобы м альчи к вы ш ел из класса. О н грубо ответил и не выш ел.
У чи тельн и ц а п рекратила урок. К л асс заш ум ел, а ви н овн и к п родолж ал си деть на своем месте,
хотя стрелять прекратил. У чи тельн и ц а села за стол и стала пи сать в ж урнале, учени ки за н я ­
лись своим и делам и. Так п рош ло 20 минут. П розвен ел звонок, у ч и тел ьн и ц а встала и сказала,
что весь класс о ставл яет после уроков. В се заш ум ели.
2 вари ант - П ед аго г пош ел в однод н евн ы й поход с уч ащ им ися 4-го класса. В се п ров е­
рил как полож ено, но, п рой дя 500 м, реш ил ещ е раз проверить. У О ли М . оказался тяж елы й
рю кзак (она взяла 4 кг картоф еля), он «резал» плечи. П осоветовавш и сь, реб ята реш и л и о т ­
дать картоф ель м альчику, у которого бы л сам ы й легки й рю кзак. Н о это т м альчи к — В о ва Т.
— сразу и резко отказался. Р еб ята друж но возм утились его отказом , то гд а В о ва побеж ал к у ­
д а глаза глядят, д ва м ал ьчи ка побеж али за ним, но не догнали , а он вернулся дом ой. Р еб ята
взяли его рю кзак и пош ли дальш е. О тды хали, веселились. В еч ером к В ове заш л и д ве д е в о ч ­
ки, отдали рю кзак и вручили букет полевы х цветов. М ал ьч и к бы л испуган так и м о тн о ш ен и ­
ем, он ож идал другого, долго переж ивал случивш ееся (по наблю ден ию девочек).
К ри тер и и оценки ответов студентов — зн ан и е теорети ч ески х полож ений, ум ение
определи ть отдаленн ы е и б л иж ай ш и е цели, л огич еское обосновани е предл ож ен н ого ответа,
д ан ы ответы на поставленны е вопросы , аргум ен таци я с опорой на зн ан и е сущ ности и стр у к­
ту р ы конф ликта, зн ан и е стратеги й взаи м одействи я в конф ликте, зн ан и е особен ностей п е д а ­
гоги ческого к он ф л и кта как одного из видов конф ликта, оп ределение конструкти вны х путей
реш ен ия конф ликта.
1 - О ткры ты й вопрос
П ред м етом о ценки явл яю тся знания, н аправлен ны е на ф орм и рован и е общ их и п р о ­
ф ессиональн ы х ком петенций:

знания 28
знание особенностей педагогического конф ликт а как одного из видов конфликта.
С одерж ан ие задания:
1 вари ант - Р аскрой те следую щ ий вопрос: позиции педагога в кон ф л и ктн ой ситуации.
2 вари ант - Р аскрой те следую щ ий вопрос: понятие и при чи ны педагогического конф ликта.
К р и тери и оценки ответов студентов - зн ан и е теорети ч ески х полож ений, грам отность,
логич ность излож ения, достоверность.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».