М и н и стерство об разован ия и науки РБ Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум » ** У чебн о-п рограм м н ая д окум ентац ия 2.5. У чебн ы й процесс С К -У П Д -К О С -2.5.-23 К о н трол ьн о-оц ен оч н ы е средства уч еб н ой д и сц и п ли н ы по сп еци альн ости 44.02.03. П ед агоги ка в допол н и тел ьн ом об разован ии (в области соц и ал ьн о педагогич еской д еятельн ости) Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол № « » п о д п и сь __20__г. УТВЕРЖДАЮ Методический совет ГБПОУ «ГЭТ» Протокол № _ ________20___г. « » С.А.Ульянова И .О .Ф ам и л и п о д п и сь И .О .Ф ам и л и я Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы детской одаренности» Гусиноозерск, 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. О б щ и е п о л о ж е н и я 2. П еречень п ракти ческого опы та, основны х знаний показателей и ум ений, оценки подлеж ащ их результатов, текущ ем у элем ен тов контролю пром еж уточной аттестац ии 3. К о н т р о л ь и о ц е н к а о с в о е н и я у ч е б н о й д и с ц и п л и н ы п о т е м а м (р а з д е л а м ) 4. Ф о н д о ц е н о ч н ы х с р е д с т в д л я т е к у щ е г о к о н т р о л я у ч е б н о й д и с ц и п л и н ы 5. Ф о н д о ц е н о ч н ы х с р е д с т в д л я п р о м е ж у т о ч н о й а т т е с т а ц и и и 1. Общие положения Ф онд оценочны х о б разовательн ы х средств достиж ений п редн азн ачен обучаю щ ихся, для освоивш их контроля и оценки програм м у учебной д и с ц и п л и н ы П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы д е т с к о й о д а р е н н о с т и . Ф онд оценочны х средств вклю чает контрольны е м атериалы для проведени я текущ его кон троля и п р о м еж у то ч н о й аттестац и и в ф орм е д и ф ф ерен ц и рован н ого за ч е т а . Ф онд оценочны х средств разраб отан ы на осн овани и полож ений: — Ф едеральн ого специальности средн его дополни тельн ого государственн ого проф ессион ального образован и я, о б разовательн ого о б разован и я утверж ден ного стандарта 4 4 .0 2 .0 3 п ри казом по П едагоги ка М инистерства о б р а з о в а н и я и н а у к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и № 9 8 8 о т 13 а в г у с т а 2 0 1 4 г о д а ; — О сновн ой проф ессиональной обр азо вател ьн о й програм м ы по с п е ц и а л ь н о с т и 4 4 .0 2 .0 3 . П е д а г о г и к а д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я . — П р о г р а м м ы у ч е б н о й д и с ц и п л и н ы П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы детской одаренности; — П олож ения о ф онде — П олож ени я о текущ ем контроле зн ан и й и пром еж уточной аттестац ии обучаю щ ихся оценочны х средств 2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации Т а б л и ц а 1. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Код и наименование элемента умений Код и наименование элемента знаний - ум ен и е при м енять зн ан и я по п си хол ого педагогически м основам д етской од арен ности в работе с детьм и У .1. осущ ествлять поиск, анализ и отбор и н ф орм аци и в соответстви и с п оставленной целью ; У .2. при м енять зн ан и е об ин д и ви дуальн о тип ологи ческих (возрастн ы х) особен ностях детей возраста при реш ен ии педагогически х задач; У .3. при м енять зн ан и я о детской од арен ности при взаи м одействи и с детьм и У .4. п лан ировать работу с од арен ны м и детьм и; У .5. ан ализировать опы т работы с одарен ны м и детьми. У .6. вы являть индиви дуальн ы е особен ности позн авательной сф еры одарен ны х детей; У .7. вы являть особен ности эм оц и он ал ьн о-вол евой сф еры л ичности одарен ны х детей; У .8. прогнозировать перспекти вы разви ти я У .9. использовать м етодики диагностики одарен ности У .10. ан ализировать результаты д иагностики одарен ны х детей 3.1. В л и ян и е п озн авательны х и лич ностн ы х особен ностей разви ти я одарен ного р еб ен ка на протекание уч еб н о й и игровой д еятельн ости 3.2. В л и ян и е особен ностей одарен ного р еб ен ка на характер общ ени я и взаи м одействи я с окруж аю щ им и лю дьм и 3.3. В л и ян и е ви да одарен ности на п озн авательное и л ичностн ое разви ти е ребен ка 3.4. Р ол ь п едагога в вы явлени и и разви ти и д етской одарен ности З.5.Зн ач ени е орган изац ии разви ваю щ ей среды в стан овлении одарен ного ребен ка 3.6. В л и ян и е возрастн ы х особ ен ностей на проявление од арен ности 3.7. У чет возрастн ы х и и н д иви дуальн ы х особен ностей одарен ного р еб ен ка при орган изац ии его обучения и разви ти я на этапе дош кольн ого образования, в усл ови ях общ еоб разовател ьн ы х у ч реж д ен и й и доп ол н и тел ьн ого образования 3.8. О сновн ы е под ход ы и принципы д и агн ости ки одаренности. 3.9. М етод ы д иагностики одаренности. 3.10. А нализ д иагностически х м етод ик вы явлени я од арен ности и м одели д и агн ости ки одаренности. 3.11. С лож ность д иагностики и п рогн оза разви ти я одаренности. 3.12. С п ец и ф и ка д иагностики разны х видов одарен ности 3.13. С ущ ность осн овны х понятий проб л ем ати ки д етской одаренности: пон яти я «одаренность», «одарен ны й ребенок»; п роблем ы изучения п сихологии детской одаренности. 3.14. К р и тери и вы делен ия видов (уметь: - п лан ировать работу с одарен ны м и детьм и; - ан ализировать опы т работы с одарен ны м и детьм и) - ум ен и е вы являть одарен ны х детей ( ум еть использовать м етодики д иагностики одаренности) - зн ан и е сущ ности осн овны х понятий п роблем атики д етской одаренности; - зн ан и е основны х конц епц ий одаренности; -знание психологически х особен ностей одарен ной л ичности - зн ан и е возрастн ы х и индиви дуальн ы х особен ностей разви ти я д етской одарен ности - зн ан и е основ разви ти я детской од арен ности в образовательной среде (знать - направления, ф орм ы и м етоды разви ти я детской од арен ности в образовательной среде; - содерж ание основны х докум ентов, определяю щ их зад ач и работы с одарен ны м и детьм и в сф ере образования; - тр еб ован и я к педагогу, работаю щ ем у с одарен ны м и детьм и) -знан ие роли сем ьи в разви ти и д етской одаренности. одаренности, виды одаренности. 3.15. С п ец и ф и ка и особен ности п роявлен ия творч еской одаренности; разви ти е детского творчества.___________________________ 3.16. П роб лем а одарен н ости в заруб еж н ой п сихологии и педагогике. 3.17. В клад отеч ествен ны х учены х в р азраб отку п роблем ы д етской одаренности; осн овны е п олож ен ия «Р аб очей конц епц ии одаренности»; м одель од арен ности по Д. Б. Б огоявленской._______________________ 3.18. О сновн ы е категори и одарен ны х детей, психологически е особ ен ности одарен ной личности. 3.19. П роб лем а сп особностей в отеч ествен ной и заруб еж н ой психологии. 3.20. П он яти е «талант», «гениальность». Ф ем ен ология гениальности. Т еории гениальности. 3.21. Р азви ти е одарен ности в детском возрасте 3.22. В л и ян и е ген етически х и средовы х ф акторов на разви ти е одаренности. 3.23. П озн авательн ое разви ти е одарен ного ребен ка 3.24. Л и чн остн ы е характери сти ки одарен ного ребенка. Л и чн остны е п роблем ы одарен ного ребенка._______ 3.25. Р азви ти е одарен ности на этапе дош кольн ого образования. 3.26. Р азви ти е одарен ности в усл ови ях общ еобразовательны х учреж дени й 3.27. Р азви ти е детской од арен ности в усл ови ях д ополни тельн ого образования. 3.28. Заруб еж ны й опы т разви ти я детской од арен ности в образовател ьной среде 3.29. Р азви ваю щ ая р аб ота с од арен ны м и детьми. 3.30. П од готов ка педагога к раб оте с од арен ны м и детьми._________________ 3.31. Р азви ти е детской од арен ности в семье. 3.32. В заи м одей стви е п едагога с сем ьей одарен ного ребенка. Представленные умения и знания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 1 - 11 O K 1. П о н и м а т ь с у щ н о с т ь и с о ц и а л ь н у ю з н а ч и м о с т ь с в о е й б у д у щ е й проф ессии , проявлять к н ей у стой ч и вы й интерес. О К 2. О р г а н и з о в ы в а т ь с о б с т в е н н у ю д е я т е л ь н о с т ь , о п р е д е л я т ь м е т о д ы р е ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н ы х за д а ч , о ц е н и в а т ь и х э ф ф е к т и в н о с т ь и к а ч е с т в о . О К 3. О ц е н и в а т ь р и с к и и п р и н и м а т ь р е ш е н и я в н е с т а н д а р т н ы х с и т у а ц и я х . О К 4. О с у щ е с т в л я т ь п о и с к , а н а л и з и о ц е н к у и н ф о р м а ц и и , н е о б х о д и м о й д л я п о с т а н о в к и и р е ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н ы х за д а ч , п р о ф е с с и о н а л ь н о г о и л и ч н о с т н о г о разви ти я. О К 5. И с п о л ь з о в а т ь и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы е т е х н о л о г и и д л я со верш ен ствован и я п р о ф есси о н ал ьн о й деятельности. О К 6. Р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е и к о м а н д е , в з а и м о д е й с т в о в а т ь с р у к о в о д с т в о м , коллегам и и соц иальны м и партн ерам и ОК 7. С тави ть цели, м отивировать деятельн ость обучаю щ ихся (в о с п и т а н н и к о в ), о р г а н и з о в ы в а т ь и к о н т р о л и р о в а т ь и х р а б о т у с п р и н я т и е м н а с е б я ответствен н о сти за качество о б разовательн ого проц есса. О К 8. С а м о с т о я т е л ь н о о п р е д е л я т ь з а д а ч и п р о ф е с с и о н а л ь н о г о и л и ч н о с т н о г о разви ти я, зан и м аться сам ообразован и ем , осозн ан н о п лан и ровать повы ш ен и е квалиф икации. О К 9. О с у щ е с т в л я т ь п р о ф е с с и о н а л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь в у с л о в и я х о б н о в л е н и я ее ц е л е й , с о д е р ж а н и я , с м е н ы т е х н о л о г и й . O K 10. О с у щ е с т в л я т ь п р о ф и л а к т и к у т р а в м а т и з м а , о б е с п е ч и в а т ь о х р а н у ж и з н и и з д о р о в ь я о б у ч а ю щ и х с я (в о с п и т а н н и к о в ). OK 11. С троить проф ессиональную деятельн ость р е г у л и р у ю щ и х ее п р а в о в ы х н о р м . с соблю дением ПК 1.1 - 1.5 П К 1.1. О п р е д е л я т ь ц е л и и з а д а ч и , п л а н и р о в а т ь за н я т и я . П К 1.2. О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь за н я т и я . ПК 1.3. Д е м о н с т р и р о в а т ь в л а д е н и е д е я т е л ь н о с т ь ю , соответствую щ ей и зб р ан н о й о б л асти д о п о л н и тел ьн о го о бразован и я. П К 1.4. О ц е н и в а т ь п р о ц е с с и р е з у л ь т а т ы д е я т е л ь н о с т и з а н и м а ю щ и х с я н а зан яти и и освоен и я доп олн и тельн ой обр азо вател ьн о й програм м ы . П К 1.5. А н а л и з и р о в а т ь за н я т и я . ПК 2.1 - 2.4 П К 2 .1 . О п р е д е л я т ь ц е л и и з а д а ч и , п л а н и р о в а т ь д о с у г о в ы е м е р о п р и я т и я , в том числе конкурсы , олим пиады , соревнован ия, вы ставки. П К 2 .2 . О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь д о с у г о в ы е м е р о п р и я т и я . П К 2 .3 . М о т и в и р о в а т ь о б у ч а ю щ и х с я , р о д и т е л е й (л и ц , и х з а м е н я ю щ и х ) к участию в досуговы х м ероприятиях. П К 2 .4 . А н а л и з и р о в а т ь п р о ц е с с и р е з у л ь т а т ы д о с у г о в ы х м е р о п р и я т и й . ПК 3.1 - 3.5 П К 3.1. Р а з р а б а т ы в а т ь м е т о д и ч е с к и е м а т е р и а л ы (р а б о ч и е п р о г р а м м ы , у ч е б н о -т е м а т и ч е с к и е п л а н ы ) н а о с н о в е п р и м е р н ы х с у ч е т о м о б л а с т и д е я т е л ь н о с т и , о со б ен н о стей возраста, гр у п п ы и о тд ел ьн ы х зан и м аю щ и хся. ПК 3.2. С озд авать в п р е д м е т н о -р а з в и в а ю щ у ю с р е д у . ПК 3 .3 . С и стем ати зи ровать кабинете и (м а с т е р с к о й , оценивать лаборатории) п едагогически й опы т и образовательн ы е тех н о л о ги и в об ласти д оп олн и тельн ого об р азо ван и я н а основе и зучен и я п р о ф есси о н ал ьн о й ли тературы , сам о ан ал и за и ан ал и за д еятельн о сти д р у ги х п едагогов. П К 3.4. О ф о р м л я т ь п е д а г о г и ч е с к и е р а з р а б о т к и в в и д е о т ч е т о в , р е ф е р а т о в , вы ступлений. П К 3 .5 . У ч а с т в о в а т ь в и с с л е д о в а т е л ь с к о й о б л асти д о п о л н и тел ьн о го о б р азо в ан и я детей. и п роектн ой деятельности в 3. К онтроль и оценка освоения уч ебной ди сци п лин ы по тем ам (разделам ) П р е д м е т о м о ц е н к и с л у ж а т у м е н и я и з н а н и я , п р е д у с м о т р е н н ы е Ф Г О С п о д и с ц и п л и н е П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы д етской одарен ности, н ап равлен н ы е н а ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й. Т аблица 2 Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Текущий контроль Промежуточная аттестация Оценочное средство Раздел 1 Тема 1.1. О бщ ая характери сти ка одарен ности Тема 1.2. О сновны е конц епц ии одарен ности Тема 1.3. П си хол оги чески е особен ности одарен ной л ичности Тема 1.4. В озрастн ы е и индиви дуальн ы е особен ности разви ти я д етской одарен ности Тема 1.5. Д и агности ка одарен ности 11. У праж н ени е (заполн ени е таб лицы ) 2. С ообщ ение 2. С ообщ ение 11. У праж н ени е 16. П ро ектн ое зад ан и е (подбор разви ваю щ их игр и упраж нен ий) 11. У праж н ени е (анализ б иограф ии) 11. У п раж н ен и е (заполн ени е таб лицы ) 11. У праж н ени е (анализ особенностей) 13. Задан ия в тестовой ф орм е 16. П роектн ое зад ан и е (подбор и описание м етодик диагностики одаренности) Проверяемые умения (У), знания (З) Форма контроля У .1, З.13, З.14, З.15 Оценочное средство Проверяемые умения (У), знания (З) 16. П роектное У .1, 3.13, 3.14, 3.15, 316 задан ие У1, З16 У .1, З.17 У1, З16, З17 У .2, З15, З.21 У .1, У .2, У .3, З.18, З.19, З.20 У .2, У .6, У .7, 3.22,3.23, З.24 У .6, У .7, 3.23, 3.24 3.1,2, 3, 3.5, 6 3.16, 3.17 У .6, У .7, У .8, У .9, У .10 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 У .1, 3.16, 3.17 Д и ф ф ерен ц и рован н ы й зач ет Элемент учебной дисциплины У .2, 315, 3.21 У .1, У .2, У .3, 3.18, 3.19, 3.20 У .2, У .6, У .7, 3.22,3.23, 3.24 У .6, У .7, 3.23, 3.24, 3.1,2, 3, 3.5, 6 3.16, 3.17 У .6, У .7, У .8, У .9, У .10, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 Тема 1.6. Р азви ти е д етской одарен ности в образовател ьн ой среде 2. С ообщ ение Тема 1.7. П од готовка 16. П ро ектн ое зад ан и е п едагога к раб оте с одарен ны м и детьм и Тема 1.8. Р оль сем ьи в разви ти и детской одарен ности (психологич ески й портрет педагога) 16. П ро ектн ое задан ие (разработка реком ен д аци й) 13. Задан ия в тестовой ф орм е 2. С ообщ ение У .1, З.25, З.26, З.27 З.25, З.26, З.27, 28 У .1, З.25, З.26, З.27,28 У .1, У .2, У .3, У .4, У .5, З.29, З.30 У .1, У .3, З.31, З.32 З.4, З.7, З.18 У .1, У .2, У .3, У .4, У .5, З.29, З.30 У .1, У .3, З.31, З.32 З.4, З.7, З.18 4. Ф онд оценочны х средств для текущ его контроля уч ебн ой ди сци п лин ы Раздел 1. Тема 1.1. Общая характеристика одаренности 11 - Упражнение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, направленны е на ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: У.1. О сущ ест влят ь поиск, анализ и от бор психологической инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; 3.13. С ущ ност ь основны х понят ий проблем ат ики дет ской одаренност и. П онят ия «одаренност ь», «одаренны й ребенок». П роблем ы изучения психологии дет ской одаренност и. 3.14. К рит ерии вы деления видов одаренност и. В иды одаренност и. 3.15. С пециф ика и особенност и проявления т ворческой одаренност и. Р азвит ие дет ского т ворчест ва. С о д е р ж а н и е з а д а н и я : Проанализировать описание одаренных личностей (п о в ы б о р у с т у д е н т о в ) с т о ч к и з р е н и я н а л и ч и я к р и т е р и е в о д а р е н н о с т и . В ы д е л и т ь главн ы й критерий одаренности. С тудентам необходим о структурировать и н ф орм аци ю о ви дах одарен ности, н а основе при м еров разн ы х одарен ны х л и ч н о с т е й (п о в ы б о р у с т у д е н т а )._________________________________________________________ О даренная личност ь В ид деят ельност и и обеспечиваю щ ие ее сф еры психики. Ст епень сф орм ированност и К рит ерии Ф орма проявлений Ш ирот а проявлений в р а зли чн ы х видах деят ельност и О собенност и возраст ного ра зви т и я П ри оценке учиты вается ум ение студентов структурировать инф орм ацию по и зу ч ен н о й п роблем е, вы делять сход ства и разл и ч и я р азн ы х ви дов одарен ности, ум ен и е ан али зи ровать и оп ределять особ ен н ости и х вы явлен и я и проявлен и й . 2 - Сообщение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.1. О сущ ест влят ь поиск, анализ и от бор психологической инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; З.16. П роблем а одаренност и в зарубеж ной психологии и педагогике. Подготовить сообщения зарубежных психологов в развитии теорий одаренности». С одерж ание задан ия: на тему: «Вклад Т ем ы для сообщ ений: 1. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в и с т о р и и ф и л о с о ф и и . 2. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в э п о х у В о з р о ж д е н и я » . 3. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в э п о х у П р о с в е щ е н и я » . 4. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в н е м е ц к о й к л а с с и ч е с к о й ф и л о с о ф и и » . 5. « Э к с п е р и м е н т а л ь н ы е и с с л е д о в а н и я п р о б л е м ы д е т с к о й о д а р е н н о с т и » . 6. « С о в р е м е н н ы е м о д е л и о д а р е н н о с т и : « М о д е л ь Р е н з у л л и » . 7. « С о в р е м е н н ы е м о д е л и о д а р е н н о с т и : М ю н х е н с к а я м о д е л ь о д а р е н н о с т и » . 8. « С о в р е м е н н ы е м о д е л и о д а р е н н о с т и : М о д е л ь Г и л ф о р д а » . П ри оценке учиты вается ум ение студентов ан али зи ровать структури ровать и н ф орм ац и ю по и зу ч ен н о й п роблем е, вы являть и зу ч ен и я п р о б л ем ы о д ар ен н о сти в зар у б еж н о й п си хологи и . и особенности Тема 1.2. Основные концепции одаренности 2 - Сообщение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.1. О сущ ест влят ь поиск, анализ и от бор психологической инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; З.17. В клад от ечест венны х у ч ен ы х в р а зр а б о т ку проблем ы дет ской одаренност и. О сновны е полож ения «Р абочей концепции одаренност и». М одель одаренност и по Д. Б. Богоявленской. сообщения на отечественных психологов в развитие теорий одаренности». С одерж ание задан ия: П одготовить тему: «Вклад Т ем ы для сообщ ений: 1. « Р а б о ч а я к о н ц е п ц и я о д а р е н н о с т и » 2. « В к л а д Л е й т е с Н . С. в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и » 3. « В к л а д М а т ю ш к и н а А . М . в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и » . 4. « В к л а д Т е п л о в а Б .М . в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и » 5. « В к л а д В .С . Ю р к е в и ч в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и » 6. « В к л а д Д р у ж и н и н а В .Н . в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и » П ри оценке учи ты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по и зу ч ен н о й п роблем е, вы являть о со б ен н о сти и зучен и я п р о б л ем ы о д ар ен н о сти в о теч ествен н о й пси хологи и . 11 - Упражнение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф о р м и р о ван и е о б щ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; 3.16. П роблем а одаренност и в зарубеж ной психологии и педагогике. 3.17. В клад от ечест венны х у ч ен ы х в р а зр а б о т ку проблем ы дет ской одаренност и. О сновны е полож ения «Рабочей концепции одаренност и». М одель одаренност и по Д. Б. Богоявленской. С о с т а в и т ь таблицу: «Сравнительный анализ концепций психологии одаренности» . С т у д е н т а м н е о б х о д и м о с т р у к т у р и р о в а т ь и н ф о р м а ц и ю о к о н ц е п ц и я х п с и х о л о г и и о д а р е н н о с т и .__________________________________ С одерж ание Э поха зад ан и я: А вт о р П онят ие одаренност и Причины. О т кры т ия П ри оценке учиты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по и зу ч ен н о й п роблем е, вы д ел ен и е общ его и разл и ч н о го в р азн ы х п одходах, у м ен и е ан али зи ровать и х д о сто и н ства и недостатки . Тема 1.3. Психологические особенности одаренной личности 11 - Упражнение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х) особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач; У.3. прим енят ь знания о дет ской одаренност и при взаим одейст вии с дет ьм и 3.18. О сновны е кат егории одаренны х дет ей. П сихологические особенност и одаренной личност и. 3.19. П роблем а способност ей в от ечест венной и зарубеж ной психологии. 3.20. П онят ие «т алант », «гениальност ь». Ф ем енология гениальност и. Теории гениальност и. задан ия: Проанализировать биографию какой-либо выдающейся личности , в ы д е л и т ь о с о б е н н о с т и р а з в и т и я п о з н а в а т е л ь н о й и л и ч н о стн о й сф еры . О пределить вид одаренности. С тудентам необходим о структури ровать и н ф орм ац и ю о п озн авательн ом и л и ч н о стн о м р азви ти и одарен н ой С одерж ание личности. О даренная личност ь В иды одаренност и по классиф икации П ознават ельны е особенност и Л ичност ны е особенност и П роблем ы в р а звит ии П рогноз ра зви т и я П ри оценке учиты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по и зу ч ен н о й п роблем е, вы делен и е о со б ен н о стей п о зн авательн ого и ли чн остн ого р азви ти я од ар ен н о й личности , п роб лем и п р о гн о за разви ти я, у м ен и е ан али зи ровать и н д и в и д у а л ь н о -в о з р а с т н ы е о с о б е н н о с т и о д а р е н н ы х д е т е й 16 - Проектное задание П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм ирование общ их и п роф есси он альн ы х ком петен ци й: направленны е на У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х) особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач; З.15. С пециф ика и особенност и проявления т ворческой одаренност и. Р азвит ие дет ского т ворчест ва. З.21. Р азвит ие одаренност и в дет ском возраст е С о д е р ж а н и е з а д а н и я : Развитие творческих способностей одаренных детей (подбор упражнений) . С т у д е н т а м н е о б х о д и м о , и с п о л ь з у я р а з л и ч н ы е и с т о ч н и к и инф орм ации, разраб отать К ом плекс упраж нений, зад ан и й направленны х на разви ти е тво р ч ески х сп особ н остей д етей д ош кольн ого и м ладш его ш кольн ого в о зр а с т а . П лан описания упраж нения: 1. Н а з в а н и е , а в т о р (е с л и у к а з а н ). 2. Ц е л ь . 3. Н е о б х о д и м о е о б о р у д о в а н и е (е с л и т р е б у е т с я ). 4. И н с т р у к ц и я , п р а в и л а . 5. Х о д в ы п о л н е н и я . 6. Р е к о м е н д а ц и и п о о р г а н и з а ц и и , и с п о л ь з о в а н и ю ( в о з р а с т и к о л и ч е с т в о у ч а с т н и к о в и д р .) 7. Л и т е р а т у р н ы й и с т о ч н и к . К р и т е р и я м и о ц е н и в а н и я я в л я ю т с я ч е т к о е с о б л ю д е н и е п л а н а о п и с а н и я и гр , гр ам о тн о сть ф о р м у л и р о ван и я ц елей, соо тветстви е со д ер ж ан и я у п р аж н ен и й ц елям и тем ати ке раб оты , со б л ю д ен и е тр еб о ван и й к к о л и ч еству игр и уп раж н ен и й . О т м е т к а « о т л и ч н о » с т а в и т с я в с л у ч а е , е с л и с т у д е н т п р е д с т а в и л н е м е н е е 10 игр и у п р аж н ен и й , оп и сан и е к о то р ы х со о тветству ет всем заявл ен н ы м требован и ям . О т м е т к а « х о р о ш о » с т а в и т с я в с л у ч а е , е с л и с т у д е н т п р е д с т а в и л н е 8 -1 0 упраж нений, описание которы х соответствует всем заявленн ы м требованиям . О тм етка « у д о вл етво р и тел ьн о » стави тся в случае, есл и сту д ен т представи л не м е н е е 6 -7 у п р а ж н е н и й , о п и с а н и е к о т о р ы х с о о т в е т с т в у е т в с е м з а я в л е н н ы м требованиям . О тм етка « н еу д о влетво р и тел ьн о » стави тся в случае, есл и сту д ен т представил м енее 6 уп раж н ен и й , опи сан ие которы х соответствует всем заявлен н ы м требованиям . Тема 1.4. Возрастные и индивидуальные особенности развития детской одаренности 11 - Упражнение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х) особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач; У.6. вы являт ь индивидуальны е особенност и познават ельной сферы. одаренны х дет ей; У.7. вы являт ь особенност и эм оционально-волевой сф еры личност и одаренны х дет ей; 3.22. В лияние генет ических и средовы х ф акт оров на р а зви т и е одаренност и. 3.23. П ознават ельное ра зви т и е одаренного р еб ен к а 3.24. Л ичност ны е характ ерист ики одаренного ребенка. Л ичност ны е проблем ы одаренного р еб ен к а Подбор из художественной литературы или из жизни примеров проявления одаренности в детском возрасте, анализ психологических особенностей. С о д е р ж а н и е за д а н и я : С тудентам необходим о структурировать инф орм ацию о возрастн ы х о с о б е н н о с т я х д е т с к о й о д а р е н н о с т и , у к а з а в о д а р е н н у ю л и ч н о с т ь , п р о и з в е д е н и е (п р и н е о б х о д и м о с т и ).___________________________________________________________________________ Критерии Познавательное развитие Личностное развитие Признаки общей одаренности Признаки специальной одаренности Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст П ри оценке учи ты вается ум ен и е студен тов структурировать и н ф орм аци ю по и зу ч ен н о й п роблем е, вы делен и е общ его и р азли ч н ого в осо б ен н о стях р азви ти я одаренны х детей разн ого возраста, соотнесения, сопоставления, ум ение ан ал и зи р о вать сх о д ств а и разли чи я, о со б ен н о сти п р о явл ен и я и вы явл ен и я д етск о й од арен н ости в р азн ы е возрастн ы е периоды . 11 - Упражнение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.6. вы являт ь индивидуальны е особенност и познават ельной сф еры одаренны х дет ей; У.7. вы являт ь особенност и эм оционально-волевой сф еры личност и одаренны х дет ей 3.23. П ознават ельное ра зви т и е одаренного р еб ен к а 3.24. Л ичност ны е характ ерист ики одаренного ребенка. Л ичност ны е проблем ы одаренного р еб ен к а У держ ание познавательного одаренности» . зад ан и я: и Составить таблицу: «Сравнительный анализ личностного развития детей с разными видами С тудентам необходи м о структурировать инф орм ацию об ин диви дуальн ы х разл и ч и ях п озн авательн ого и л и ч н остн ого разви ти я д етей с разн ы м и ви дам и о д а р е н н о с т и .________ _______________________ _______________________ _______________________ Вид одаренности Познавательное развитие Личностное развитие Проблемы развития Общая Интеллектуальная Творческая Спортивная Музыкальная Художественная Техническая П ри оценке учиты вается ум ение студентов структурировать инф орм ацию по и зу ч ен н о й п роблем е, вы д ел ен и е общ его и разл и ч н о го в р азн ы х ви д ах детской од арен н ости , у м ен и е ан ал и зи р о вать р азли ч и я. 1 - Открытый вопрос П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, направленны е на ф о р м и р о ван и е о б щ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: З.3.В лияние вида одаренност и на познават ельное и личност ное р а зви т и е р еб ен к а З.5.Значение организации ра зви ва ю щ ей среды в ст ановлении одаренного р еб ен к а 3.16. П роблем а одаренност и в зарубеж ной психологии и педагогике. 3.17. В клад от ечест венны х у ч ен ы х в р а зр а б о т ку проблем ы дет ской одаренност и. О сновны е полож ения «Р абочей концепции одаренност и». М одель одаренност и по Д. Б. Богоявленской. У д е р ж а н и е задан и я: И сп о л ьзу ю тся зад ан и я в о тк р ы то й ф орм е: В ариант 1 1. К а к н а з ы в а е т с я г л а в н а я о т е ч е с т в е н н а я к о н ц е п ц и я о д а р е н н о с т и ? О п и ш и т е ее с т р у к т у р у и с о д е р ж а н и е . 2. С о г л а с н о м н е н и ю Д .Б . Б о г о я в л е н с к о й , о д а р е н н о с т ь - э т о . .. 3. Н а з о в и т е д в а а с п е к т а о д а р е н н о с т и с о г л а с н о м н е н и ю о т е ч е с т в е н н ы х п с и х о л о г о в и р а с к р о й т е и х су ть. 4. П о ф о р м е п р о я в л е н и я в ы д е л я ю т о д а р е н н о с т ь я в н у ю и ...... 5. К а к в ы с ч и т а е т е , о д а р е н н ы й р е б е н о к с в ы с о к и м и н т е л л е к т о м и к р е а т и в н о с т ь ю х о р о ш о а д а п т и р у е т с я в о б щ е с т в е ? П о я с н и т е с в о й о т в е т : е с л и д а, п о ч ем у та к дум аете, есл и нет, п о ч ем у та к д ум аете? В ариант 2 1. Н а з о в и т е соврем енную зарубеж н ую м о д е л ь о д а р е н н о с т и . О п и ш и т е ее структуру и содерж ание. 2. С о г л а с н о м н е н и ю Д .Б . Б о г о я в л е н с к о й о д а р е н н ы й р е б е н о к - э т о . 3. К акое отнош ение к деятельн ости отличает од арен н ого ребенка от « о б ы ч н о г о » (п е р е ч и с л и т е н е м е н е е 3 -х х а р а к т е р и с т и к )? 4. П о с т е п е н и с ф о р м и р о в а н н о с т и в ы д е л я ю т о д а р е н н о с т ь а к т у а л ь н у ю и .... 5. К а к в ы с ч и т а е т е , к а к и е о с о б е н н о с т и л и ч н о с т н о г о р а з в и т и я п о м о г а ю т творческом у ч еловеку лучш е адап ти роваться в общ естве, какие м еш аю т? П е р е ч и с л и т е н е м е н е е 3 -х « п о м о г а ю щ и х » и н е м е н е е 3 -х « м е ш а ю щ и х » . П ри оценке учиты вается правильность данны х ответов, их содерж ательность. Тема 1.5. Диагностика одаренности 16. Проектное задание П редм етом оценки являю тся ум ения и знания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.6. вы являт ь индивидуальны е особенност и познават ельной сф еры одаренны х дет ей; У.7. вы являт ь особенност и эм оционально-волевой сф еры личност и одаренны х дет ей; У.8. прогнозироват ь перспект ивы р а зви т и я У.9. использоват ь м ет одики диагност ики одаренност и У.10. анализироват ь результ а т ы диагност ики одаренны х дет ей 3.8. О сновны е подходы и принципы диагност ики одаренност и. 3.9. М ет оды диагност ики одаренност и. 3.10. А н а ли з диагност ических м ет одик вы явления одаренност и. М о дели диагност ики одаренност и. 3.11. С лож ност ь диагност ики и прогноза р а зви т и я одаренност и. 3.12. С пециф ика диагност ики р а зн ы х видов одаренност и. С о д ер ж ан и е задан ия: Подбор и анализ методик выявления одаренности. С тудентам необходи м о структурировать разн ы х ви дов д етской одаренности. Вид одаренности Общая Название методики, авторство инф орм ацию Цель методики о м етодиках и зучен и я Возможности методики для изучения вида одаренности Интеллектуальная Творческая Спортивная Музыкальная Художественная Техническая П ри оценке учиты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по и зу ч ен н о й проблем е, вы делен и е общ его и разли чн ого в р азн ы х п си хологи ческого и сследован и я, у м ен и е ан али зи ровать во зм о ж н о сти и сследован и я, и х досто и н ства и н едостатки . м етодах м етодов Тема 1.6. Развитие детской одаренности в образовательной среде 2 - Сообщение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, направленны е на ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; 3.25. Р азвит ие одаренност и на эт апе дош кольного образования. 3.26. Р азвит ие одаренност и в усло ви ях общ еобразоват ельны х учреж дени й 3.27. Р азвит ие дет ской одаренност и в усло ви ях дополнит ельного образования. Подготовка сообщений по теме: «Опыт работы различных учреждений дополнительно образования по развитию детской одаренности». С о д ер ж ан и е задан ия: Т ем ы для сообщ ений: 1. « Р азви ти е и поддерж ка творческой одаренности в условиях м н о го п р о ф и л ьн о го у ч р еж д ен и я д о п о л н и тел ьн о го об р азо ван и я детей». 2. « И н т е г р а ц и я р е с у р с о в о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й д л я р а з в и т и я д е т с к о й одарен н ости . У гл у б л ен н о е и зучен и е п р ед м ето в в у сл о ви ях до п о л н и тел ьн о го о б разован и я». 3. « О п ы т р а б о т ы п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б ы п о ф о р м и р о в а н и ю м о т и в а ц и и р о д и тел ей к тво р ч еско м у разви ти ю детей». 4. «Ф орм ирование ком м уникативной культуры подростков через образовательн ую п р о гр ам м у « С оц и али зац и я старш еклассников». 5. « Э т а п н о с т ь р а б о т ы с о д а р ё н н ы м и д е т ь м и п р и р е а л и з а ц и и д о п о л н и т е л ь н о й о б р азо в ател ьн о й п р о гр ам м ы « А к ад ем и я к о м п ью тер н о го ген ия». 6. « О р г а н и з а ц и я в о с п и т а т е л ь н о -о б р а з о в а т е л ь н о г о п р о ц е с с а п о п р о г р а м м е д о п о л н и тел ьн о го о б р азо ван и я «А кад ем и я ком п ью терн ого ген и я» п р ед ставл ен а как ступени творческой деятельн ости». П р и о ц е н к е и н ф о р м а ц и и у ч и т ы в а е т с я : к а к о в а о с н о в н а я и д е я а в т о р а , е го п ози ц и я; в ч ем сп ец и ф и к а о р ган и зац и и р аб о ты по разви ти ю д етск о й о д ар ен н о сти в дан н ом учреж ден и и , каки е создан ы услови я, оценить эф ф екти вн ость р аб о ты дан н ого у ч р еж д ен и я по разви ти ю д етск о й од арен н ости , р азр аб о тать и опи сать предлож ен и я по ул учш ен и ю условий. 2 - Сообщение П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, направленны е на ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: 3.25. Р азвит ие одаренност и на эт апе дош кольного образования. 3.26. Р азвит ие одаренност и в усло ви ях общ еобразоват ельны х учреж дени й 3.27. Р азвит ие дет ской одаренност и в усло ви ях дополнит ельного образования. Просмотр и подготовка сообщения на основе видеолекции В. С. Юркевич «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками» С одерж ание задан ия: Р еком ен дац и и по подготовке сообщ ения: 1. О з н а к о м ь т е с ь с п р е д с т а в л я е м ы м м а т е р и а л о м , в ы д е л и т е и н ф о р м а ц и о н н о зн ачи м ы е м еста текста, гл авн у ю м ы сль, и д ею автора. 2. С о с т а в ь т е п л а н т е к с т а . 3. Н а п о л н и т е п у н к т ы п л а н а инф орм ационны м содерж анием , при этом и с п о л ь з у й т е с п о с о б и з л о ж е н и я о т т р е т ь е г о л и ц а (« а в т о р с ч и т а е т ...» , « а в т о р р а с к р ы в а е т ...» , « а в т о р о п и с ы в а е т . » , « п о м н е н и ю а в т о р а . » и т.д .). 4. Р а с п о л о ж и т е н а п о л я х с о б с т в е н н ы е к о м м е н т а р и и , в о п р о с ы , р а з м ы ш л е н и я о д ан н о й п о зи ц и и автора. 5. Т о ч н о ц и т и р у е м ы й т е к с т з а к л ю ч а й т е в к а в ы ч к и . В аж но обратить вн им ани е на следую щ ие м ом енты : какова основная идея автора, его п о зи ц и я; о тл и ч ается л и о н а о т т р ад и ц и о н н о й то ч к и зрен и я, ч ем ; по каки м воп росам автор не согласен с д руги м и исследователям и , перечи слить и описать стратеги и раб оты с одарен н ы м и детьм и, описать п реи м ущ ества и н е д о с т а т к и к а ж д о й с т р а т е г и и и д р. Тема 1.7. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми 16 - Проектное задание П ред м етом оц ен ки явл яю тся у м ен и я и знания, н ап равлен н ы е н а ф орм и рован и е о б щ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х) особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач; У.3. прим енят ь знания о дет ской одаренност и при взаим одейст вии с дет ьм и У.4. планироват ь р а б о т у с одаренны м и дет ьми; У.5. анализироват ь опы т р а б о т ы с одаренны м и детьми. 329. Р азвиваю щ ая р а б о т а с одаренны м и детьми. 330. П одгот овка педагога к р а б о т е с одаренны м и детьми. С о д ер ж ан и е задан ия: Написать «Психологический портрет одаренного педагога». Задание письм енное. О бучаю щ им ся предлагается на основе р езультатов, п о л у ч ен н ы х п р и в ы п о лн ен и и п си х о д и агн о сти ч еск и х задан и й , ан али за и и н терп ретац и и результатов, состави ть п си х о л о ги ч ески й п о р тр ет своей ли чн ости . П ри этом учиты ваю тся данны е об индивидуальны х особенностях позн авательной сф еры (в о с п р и я т и я , вним ания, пам яти, м ы ш ления, речи, в о о б р а ж е н и я ), э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в о й с ф е р ы , а т а к ж е о с о б е н н о с т и т е м п е р а м е н т а , характера и способностей. П ри вы полнении индивидуальны х задан и я особенностях, студент берет полученны х в за ходе основу вы воды о своих л аб о р ат о р н о -п р ак т и ч еск и х зан ятий , и о б о б щ ает п о л у ч ен н у ю и н ф орм ац и ю . Н а основе составлен и я собствен н ого п едагоги ческого п о р тр ета сделать вы вод о собствен н ы х возм ож ностях и сп особностях для раб оты с одаренны м ребен ком и сф орм улировать необходим ы е, недостаю щ и е качества ли чн ости и зн ан и я по сам о р азв и ти ю и п р о ф е сси о н ал ь н о м у росту. Тема 1.8. Роль семьи в развитии детской одаренности 16 - Проектное задание П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с пост авленной целью; У.3. прим енят ь знания о дет ской одаренност и при взаим одейст вии с дет ьм и 3.31. Р азвит ие дет ской одаренност и в семье. 3.32. В заим одейст вие педагога с сем ьей одаренного ребенка. С о д е р ж а н и е з а д а н и я : С т у д е н т а м п р е д л а г а е т с я составить рекомендации для родителей по учету индивидуально-типологических, психологических особенностей детей в развитии, общении, взаимодействии с одаренным ребенком. О п и с а т ь т р у д н о с т и в о в з а и м о д е й с т в и и с о д а р е н н ы м р е б е н к о м и п у т и и х преодоления. П ри оценке учиты вается грам отность составленны х реком ендаций, содерж ательность, ч еткость и п р акти ческая н ап равлен н ость реком ендаций. 1 - Открытый вопрос П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й: направленны е на З.4.Р оль педагога в вы явлении и р а зви т и и дет ской одаренност и З.7.У чет возраст ны х и индивидуальны х особенност ей одаренного р еб ен к а при организации его обучения и р а зви т и я на эт апе дош кольного образования, в усло ви ях общ еобразоват ельны х учр еж дени й и дополнит ельного образования З.18. О сновны е кат егории одаренны х дет ей. П сихологические особенност и одаренной личност и. У д е р ж а н и е за д а н и я : И сп о л ьзу ю тся зад ан и я в тесто во й ф орм е: В ариант 1 1. П еречислите главны е п р и зн аки характеристику. 2. П о ч е м у у о д а р е н н ы х д е т е й ч а щ е одарен н ого всего ребенка, «слож ны е» дав им отнош ения с о к р у ж аю щ и м и ? О б ъ я сн и те св о й ответ. 3. П е р е ч и с л и т е о с о б е н н о с т и п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я о д а р е н н о г о р е б е н к а м ладш его ш кольн ого возраста с ди сгарм он и чн ы м ти п ом р азви ти я? 4. О п и ш и т е п р и з н а к и , п о к о т о р ы м м о ж н о о п р е д е л и т ь о б щ у ю о д а р е н н о с т ь ? 5. П о я с н и т е , к а к в ы п о н и м а е т е в ы р а ж е н и е « у г а с а н и е о д а р е н н о с т и » . 6. В ы б е р и т е у т в е р ж д е н и я , с к о т о р ы м и в ы с о г л а с н ы и о б о с н у й т е с в о й в ы б о р : A ) В сех д етей м ож н о н азвать одарен н ы м и . Б) В ы д ел яю т общ ую и специ альн ую одаренность. B ) О д ар ен н ы е д ет и в се гд а х о р о ш о у ч атся в ш коле. 7. П р е д л о ж и т е у с л о в и я д л я р а з в и т и я о д а р е н н о г о возраста в систем е д о п о лн и тельн ого образован и я ребенка д ош кольн ого 8. О п и ш и т е , к а к с е м ь я м о ж е т п о л о ж и т е л ь н о и о т р и ц а т е л ь н о п о в л и я т ь н а разви ти е одарен н ого р еб ен ка В ариант 2 1. П е р е ч и с л и т е характеристику. главны е п ри зн аки одарен ного ребенка и дайте им 2. П е р е ч и с л и т е в с е в о з м о ж н ы е п р и ч и н ы , п о ч е м у у о д а р е н н ы х д е т е й ч а щ е всего « сл о ж н ы е» о тн о ш ен и я с о к р у ж аю щ и м и ? О б о сн у й те св о й ответ. 3. П еречислите особенности психического р азви ти я одарен н ого п о д р о стко во го во зр аста с д и сгар м о н и ч н ы м ти п о м разви ти я? 4. О п и ш и т е п р и з н а к и , п о к о т о р ы м м о ж н о о п р е д е л и т ь с п е ц и а л ь н у ю одаренность. 5. П о я с н и т е , к а к в ы п о н и м а е т е п о н я т и е « т в о р ч е с к а я о д а р е н н о с т ь » . 6. В ы б е р и т е у т в е р ж д е н и я , с к о т о р ы м и в ы с о г л а с н ы и о б о с н у й т е с в о й в ы б о р : A ) О д ар ен н о сть всегд а п р о явл яет себя в р ан н ем детстве. Б) Д етск ая о д ар ен н о сть ч асто в ы сту п ает к ак п р о явл ен и е зак о н о м ер н о стей во зр астн о го разви ти я. B ) О д ар ен н ы й р еб ен о к всегд а р азв и в ается гарм он и ч н о. 7. П р е д л о ж и т е у с л о в и я д л я р а з в и т и я о д а р е н н о г о ребенка м ладш его ш кольн ого во зр аста в си стем е д о п о л н и тел ьн о го образован и я. 8. О п и ш и т е , к а к п е д а г о г м о ж е т п о л о ж и т е л ь н о и о т р и ц а т е л ь н о п о в л и я т ь н а разви ти е одарен н ого р еб ен ка П р и оц ен ке у ч и ты вается со д ер ж ательн о сть, гр ам о тн о сть д ан н ы х ответов, и х полнота. 5. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации Ф он д оц ен очн ы х средств п р едн азн ачен для кон троля и оц ен ки р езультатов освоения учебной дисциплины П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е основы детской одаренности. П редм етом оценки являю тся ум ения и зн ания, ф орм ирование общ их и п роф есси он альн ы х ком петенций. направленны е на Умения: У .1 . о с у щ е с т в л я т ь п о и с к , а н а л и з и о т б о р и н ф о р м а ц и и в с о о т в е т с т в и и с п оставленной целью ; У .2 . п р и м е н я т ь з н а н и е о б и н д и в и д у а л ь н о -т и п о л о г и ч е с к и х (в о з р а с т н ы х ) о с о б е н н о с т я х д е т е й в о з р а с т а п р и р е ш е н и и п е д а г о г и ч е с к и х за д а ч ; У .3 . п р и м е н я т ь з н а н и я о д е т с к о й о д а р е н н о с т и п р и в з а и м о д е й с т в и и с д е т ь м и У .4 . п л а н и р о в а т ь р а б о т у с о д а р е н н ы м и д е т ь м и ; У .5 . а н а л и з и р о в а т ь о п ы т р а б о т ы с о д а р е н н ы м и д е т ь м и . Знания: 3 .1 . В л и я н и е п о з н а в а т е л ь н ы х и л и ч н о с т н ы х о с о б е н н о с т е й р а з в и т и я одарен н ого р еб ен ка н а п ротекан и е у ч еб н о й и и гр о во й деятельн о сти 3 .2 . В л и я н и е о с о б е н н о с т е й о д а р е н н о г о р е б е н к а н а х а р а к т е р о б щ е н и я и взаи м одей стви я с о кр у ж аю щ и м и лю д ьм и 3 .3 . В л и я н и е в и д а о д а р е н н о с т и н а п о з н а в а т е л ь н о е и л и ч н о с т н о е р а з в и т и е ребенка 3 .4 . Р о л ь п е д а г о г а в в ы я в л е н и и и р а з в и т и и д е т с к о й о д а р е н н о с т и 3 .5 . З н а ч е н и е о р г а н и з а ц и и р а з в и в а ю щ е й с р е д ы в с т а н о в л е н и и о д а р е н н о г о ребенка 3 .6 . В л и я н и е в о з р а с т н ы х о с о б е н н о с т е й н а п р о я в л е н и е о д а р е н н о с т и 3 .7 . У ч е т в о з р а с т н ы х и и н д и в и д у а л ь н ы х о с о б е н н о с т е й о д а р е н н о г о р е б е н к а п р и о р г а н и з а ц и и е го о б у ч е н и я и р а з в и т и я н а э т а п е д о ш к о л ь н о г о о б р а з о в а н и я , в у сл о ви ях общ ео б р азо вател ьн ы х у ч р еж д ен и й и д оп олн и тельн ого образован и я 3 .8 . О с н о в н ы е п о д х о д ы и п р и н ц и п ы д и а г н о с т и к и о д а р е н н о с т и . З .9 М е т о д ы д и а г н о с т и к и о д а р е н н о с т и . 3 .1 0 . А н а л и з д и а г н о с т и ч е с к и х м е т о д и к в ы я в л е н и я диагностики одаренности. одаренности. М одели 3 .1 1 . С л о ж н о с т ь д и а г н о с т и к и и п р о г н о з а р а з в и т и я о д а р е н н о с т и . 3 .1 2 . С п е ц и ф и к а д и а г н о с т и к и р а з н ы х в и д о в о д а р е н н о с т и 3 .1 3 . С у щ н о с т ь о с н о в н ы х п о н я т и й п р о б л е м а т и к и д е т с к о й о д а р е н н о с т и .П о н я т и я « о д а р е н н о с т ь » , « о д а р е н н ы й р е б е н о к » . П р о б л е м ы и з у ч е н и я п с и х о л о г и и детской одаренности. 3 .1 4 . К р и т е р и и в ы д е л е н и я в и д о в о д а р е н н о с т и . В и д ы о д а р е н н о с т и . 3 .1 5 . С п е ц и ф и к а и о с о б е н н о с т и п р о я в л е н и я т в о р ч е с к о й о д а р е н н о с т и . Р азви ти е д етско го творчества. 3 .1 6 . П р о б л е м а о д а р е н н о с т и в з а р у б е ж н о й п с и х о л о г и и и п е д а г о г и к е . 3 .1 7 . В к л а д о т е ч е с т в е н н ы х у ч е н ы х в р а з р а б о т к у п р о б л е м ы д е т с к о й одаренности. О сновн ы е п олож ен и я «Р аб очей кон ц еп ц и и одарен ности». М одель о д а р е н н о с т и п о Д . Б. Б о г о я в л е н с к о й . 3 .1 8 . О с н о в н ы е к а т е г о р и и о д а р е н н ы х д е т е й . П с и х о л о г и ч е с к и е о с о б е н н о с т и одарен н ой личности. 3 .1 9 . П р о б л е м а с п о с о б н о с т е й в о т е ч е с т в е н н о й и з а р у б е ж н о й п с и х о л о г и и . 3 .2 0 . П о н я т и е « т а л а н т » , « г е н и а л ь н о с т ь » . Ф е м е н о л о г и я г е н и а л ь н о с т и . Т е о р и и ген иальности . 3 .2 1 . Р а з в и т и е о д а р е н н о с т и в д е т с к о м в о з р а с т е 3 .2 2 . В л и я н и е г е н е т и ч е с к и х и с р е д о в ы х ф а к т о р о в н а р а з в и т и е о д а р е н н о с т и . 3 .2 3 . П о з н а в а т е л ь н о е р а з в и т и е о д а р е н н о г о р е б е н к а 3 .2 4 . Л ичностны е характеристики од арен н ого ребенка. Л ичностны е п р о б л ем ы о д арен н ого ребен ка. 3 .2 5 . Р а з в и т и е о д а р е н н о с т и н а э т а п е д о ш к о л ь н о г о о б р а з о в а н и я . 3 .2 6 . Р а з в и т и е о д а р е н н о с т и в у с л о в и я х о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й 3 .2 7 . Р азви ти е детской одаренности в условиях дополни тельн ого о бразован и я. 3 .2 8 . З а р у б е ж н ы й о п ы т р а з в и т и я д е т с к о й о д а р е н н о с т и в о б р а з о в а т е л ь н о й среде 3 .2 9 . Р а з в и в а ю щ а я р а б о т а с о д а р е н н ы м и д е т ь м и . 3 .3 0 . П о д г о т о в к а п е д а г о г а к р а б о т е с о д а р е н н ы м и д е т ь м и . 3 .3 1 . Р а з в и т и е д е т с к о й о д а р е н н о с т и в с е м ь е . 3 .3 2 . В з а и м о д е й с т в и е п е д а г о г а с с е м ь е й о д а р е н н о г о р е б е н к а . О ценка осущ ествляется с и сп о л ьзо ван и ем устн ого, пи сьм енн ого и п ракти ческого контроля. К он троль освоен и я д и сц и п ли н ы п роводи тся в ф орм е защ и ты творч еской работы . П р о м е ж у т о ч н а я а т т е с т а ц и я п о У Д П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы детской одаренности (д и ф ф ер ен ц и р о ван н ы й зачет) м ож ет проводиться в д и с т а н ц и о н н о й ф о р м е (у ч и т ы в а ю т с я р е з у л ь т а т ы т е к у щ е й у с п е в а е м о с т и и о ц е н к а р а з р а б о т а н н о й м у л ь т и м е д и й н о й п р е з е н т а ц и и ). С т р е б о в а н и я м и к и т о г о в о й р а б о т е преподаватель зн аком и т обучаю щ ихся заран ее, осущ ествляет необходим ую консультац ию . В ден ь ди ф ф ер ен ц и р о ван н о го зач ета студ ен ты р азм ещ аю т м ульти м еди й н ую п резен тац и ю на портале Д О и л и отп р авляю т на электрон н ую почту преподавателю . Условия организации промежуточной аттестации в форме Дифференцированного зачета С одерж ание и процедура: В качестве проектн ого задан ия к Д и ф ф ерен ц и рован н ом у зач ету студентам п р е д л а г а е т с я т в о р ч е с к а я р а б о т а - разработка мультимедийной презентации «Психологический портрет варианты развития» одаренной личности. Проблемы, прогнозы, П ракти ческое творческое задан и е вы п о лн яется ин ди ви дуальн о. С туденты сам остоятельн о расп ределяю тся по ви дам одарен ности в с о о т в е т с т в и и со с п и с к о м и к о л и ч е с т в о м ч е л о в е к (з а о с н о в у к л а с с и ф и к а ц и и б е р у т с я виды одаренности, вы деляем ы е по критерию «В ид деятельн ости и о б е с п е ч и в а ю щ и е ее с ф е р ы п с и х и к и » (« Р а б о ч а я к о н ц е п ц и я о д а р е н н о с т и » ): - одаренность в рем еслах; - сп орти вная одаренность; - и н теллектуальн ая; - хореограф и ческая; - сценическая; - л и т е р а т у р н о -п о э т и ч е с к а я ; - и зобрази тельн ая; - м у зы кальн ая одарен ность. О сущ ествляется пои ск теорети ческой инф орм ации о вы бранном виде одарен ности из доступн ы х достоверн ы х источни ков и и н ф орм ац и и о биограф ии вы б ран н ой од арен н ой л и ч н ости в соответстви и с планом : План отбора информации: 1. О бщ ий теоретический вопрос: в чем основны е особенности вида о д а р е н н о с т и , к о т о р ы й в ы в ы б р а л и (и н т е л л е к т у а л ь н а я , о д а р е н н о с т ь в р е м е с л а х , м у з ы к а л ь н а я и т .д .)? 2. Н а с л е д с т в е н н о с т ь о д а р е н н о й л и ч н о с т и (д а л е е - О Л ): о т л и ч а л и с ь л и р о д и т е л и , б р а т ь я , с е с т р ы в ы д а ю щ и м и с я с п о с о б н о с т я м и в к а к о м -л и б о в и д е о д а р е н н о с т и ? Е с л и д а, т о н а п и ш и т е , в к а к о м и м е н н о в и д е о д а р е н н о с т и ; с о в п а д а е т л и о н с в и д о м , в ы д е л е н н ы м у и з у ч а е м о й в а м О Л ; и т.д . Е с л и н е т , н а п и ш и т е , ч т о у О Л не бы ло ген етической предрасполож ен ности к проявлению вы соких сп особн остей , п о д твер ж д ая это ф ак там и из биограф ии. 3. О т н о ш е н и е к п р о я в л е н и е м о д а р е н н о с т и О Л с е м ь и : с о з д а в а л и /н е с о з д а в а л и у с л о в и я д л я р а з в и т и я с п о с о б н о с т е й (е с л и д а, т о к а к и е ; е с л и н е т, т о п о ч е м у ); о к азы в ал и л и р о д и т ел и и бли зки е р о д ств ен н и к и вл и ян и е н а п р о явл ен и е и р азви ти е с п о с о б н о с т е й О Л (к а к и м о б р а з о м и л и п о ч е м у н е о к а з ы в а л и )? 4. О т н о ш е н и я О Л со с в е р с т н и к а м и в д е т с т в е и п о м е р е в з р о с л е н и я : в х о д и л и л и в к р у г о б щ е н и я О Л д е т и е г о ж е в о з р а с т а (и л и о н и б ы л и с т а р ш е /м л а д ш е ); к а к о е п о л о ж е н и е в к о л л е к т и в е з а н и м а л ( л и д е р /о с т а в а л с я в с т о р о н е /б ы л н а б л ю д а т е л е м /н е и н т е р е с о в а л с я к о л л е к т и в о м и т .д .); к а к р е а г и р о в а л и н а О Л с в е р с т н и к и ? 5. О с о б е н н о с т и о б у ч е н и я О Л : к а к о в а е го у с п е в а е м о с т ь , о с о б е н н о с т и а д а п т а ц и и к о б у ч е н и ю , д о с т и ж е н и я /з а т р у д н е н и я в о б у ч е н и и и т .д .? 6. О т н о ш е н и я О Л с д р у г и м и в з р о с л ы м и (п о м и м о ч л е н о в с е м ь и ): к а к у ю р о л ь в ж и зн и О Л сы гр али п едагоги , н аставн и к и и д руги е взрослы е; кто и з н и х и к ак п ом ог и ли не п ом ог в разви ти и одаренности? 7. П р о я в л е н и е п о з н а в а т е л ь н ы х и л и ч н о с т н ы х о с о б е н н о с т е й О Л : в к а к и х си туац и ях п роявляли сь конкретн ы е особен ности, как это влияло н а проц есс и результати вность разви ти я одаренности, обучения и общ ения? 8. Д о с т и ж е н и я О Л : ч т о к о н к р е т н о о н с о з д а л , н а п и с а л , р а з р а б о т а л , к о г о и н а ч т о о р г а н и з о в а л , ч е м о т л и ч и л с я в с в о е й д е я т е л ь н о с т и и т.д. 9. О б о б щ е н и е а н а л и з а б и о г р а ф и и О Л : т р у д н о с т и , к о т о р ы е в о з н и к а л и в т е ч е н и е ж и з н и и о б о з н а ч ь т е то , ч т о с п о с о б с т в о в а л о р а з в и т и ю о д а р е н н о с т и (м о ж н о с ф о р м и р о в а т ь д в а с п и с к а ). 10. В о з м о ж н ы е в а р и а н т ы ( в е р о я т н ы й п р о г н о з ) р а з в и т и я о д а р е н н о с т и п р и и зм ен ен и и су щ ество вавш и х ж и зн ен н ы х у слови я, ф актором разви ти я. Н ап ри м ер, у О Л б ы ли благоп ри ятн ы е у сл о ви я в сем ье д ля р азви ти я сп особ н остей - тогд а п редп олож и те, см ог бы он д оби ться вы со ки х результатов, если бы п о д д ер ж ки сем ьи не бы ло? Е сл и да, за сч ет ч его ? И л и ж е, к п р и м ер у , в к р у г о б щ ен и я О Л вх о д и л и только взрослы е лю ди, что п о м о гл о р азви ти ю одарен ности. В это м случае п редп олож и те, что не бы ло бы д ан н ы х л ю д ей - как м о гл а р азви ваться одаренность? Творческая работа (презентация) оценивается по 10 критериям. Критерии оценки творческой работы: 1. И с п о л ь з о в а н и е т е р м и н о в и ф а к т и ч е с к о г о м а т е р и а л а п о т е м е п р о е к т а , п о т е о р и и п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и х о с н о в д е т с к о й о д а р е н н о с т и (о с н о в а - н а у ч н ы й с т и л ь и з л о ж е н и я , и с п о л ь з о в а н и е т е р м и н о в , п о н я т и й , п р и с у т с т в и е о п р е д е л е н и й (н а с л а й д е о с п е ц и ф и к и в ы б р а н н о г о в и д а о д а р е н н о с т и ) и т.д .). 2. Д е м о н с т р а ц и я у м е н и я у с т а н а в л и в а т ь п р и ч и н н о -с л е д с т в е н н ы е с в я зи , аргум ен тирован ность и наличие прим еров, подтверж даю щ их сделанны е в ы в о д ы (н а п р и м е р , н а к а к о м о с н о в а н и и в ы н а з ы в а е т е О Л ц е л е у с т р е м л е н н о й ? Е с т ь л и п р и м ер ы п р о явл ен и я ц елеу стр ем лен н о сти ? В случае, если ы го во р и те о том , что у ОЛ есть ген ети ч еская предрасполож енность к проявлению вы соких с п о с о б н о с т е й , т о к а к в ы с д е л а л и э т о т в ы в о д ? ). 3. У м е н и е и с п о л ь з о в а т ь р а з л и ч н ы е и с т о ч н и к и д л я д о к а з а т е л ь с т в а (к а ч е с т в о сп и ска литературы и источни ков, отсутствие грубы х ош и бок в оф орм лен и и сп и ска ли тературы - всп ом н и те требован и я к б и бли ограф и ческом у опи сан ию источни ков и з о с н о в п р о е к т н о й д е я т е л ь н о с т и с т у д е н т о в ). 4. Г р а м о т н о с т ь письм енной р е ч и (о т с у т с т в и е грам м ати ч ески х, о р ф о г р а ф и ч е с к и х , п у н к т у а ц и о н н ы х о ш и б о к , о п е ч а т о к ). 5. Б о л ь ш и н с т в о з а д а ч п р о е к т а в ы п о л н е н ы (б о л ь ш и н с т в о о т в е т о в н а в о п р о с ы п л а н а п р е д с т а в л е н ы ; в с л у ч а е о т с у т с т в и я о т в е т а н а к а к о й -л и б о в о п р о с - у к а з а н а п р и ч и н а (н а п р и м е р , в и з у ч е н н ы х и с т о ч н и к а х д а н н а я и н ф о р м а ц и я н е в с т р е ч а л а с ь ). 6. Ц е л е с о о б р а з н о с т ь и с п о л ь з у е м ы х ф о т о - , а у д и о - и в и д е о м а т е р и а л о в в п р езен тац и и , и х качество, н али чи е п о д п и си к м атери алам . 7. У р о в е н ь слож ности вы полнения достаточно в ы с о к и й (к а ч е с т в о и сод ерж ан и е п резен тац и и , м атер и ал а в н ем д ем о н стр и р у ет зн ач и тел ьн ы й вклад с т у д е н т а в п о д г о т о в к у , е го у м е н и е и с к а т ь , н а х о д и т ь , а н а л и з и р о в а т ь и о б о б щ а т ь м а т е р и а л ). 8. Т в о р ч е с к и й п о д х о д к в ы п о л н е н и ю п р о е к т а (о р и г и н а л ь н о с т ь в ы п о л н е н и я п р е з е н т а ц и и ). 9. С о о т в е т с т в и е о ф о р м л е н и я м ульти м едийн ой презен тац и и требован иям к о ф о р м л е н и ю (о т с у т с т в и е г р у б ы х о ш и б о к п р и в ы б о р е ф о н а , ц в е т а т е к с т а , с о ч е т а н и е ц в е т о в , в ы б о р ш р и ф т а и т .д .). Н а т и т у л ь н о м л и с т е - о б я з а т е л ь н о у к а з а т ь а в т о р с т в о разработки . 10. С о д е р ж а т е л ь н о с т ь и практи ческая зн ачи м о сть п р о д у к т а (о ц е н к а в о зм о ж н о сти и сп о л ьзо в ан и я в аш ей п р езен тац и и н а у ч еб н ы х зан яти ях ; о бщ ее в п е ч а т л е н и е о т п р о д у к т а ). За наличие каждого критерия студент получает 1 балл. М а к с и м а л ь н о е к о л и ч е с т в о б а л л о в - 10. Перевод баллов в шкалу отметок: м енее 5 б аллов - "н еуд овлетвори тельн о" 5 -6 б а л л о в - « у д о в л е т в о р и т е л ь н о » ; 7 -8 б а л л о в - « х о р о ш о » ; 9 -1 0 б а л л о в - « о т л и ч н о » .