КОС ОП 07 Психолого-педагогические основы детской одаренности

М и н и стерство об разован ия и науки РБ
Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

**

У чебн о-п рограм м н ая д окум ентац ия
2.5. У чебн ы й процесс

С К -У П Д -К О С -2.5.-23

К о н трол ьн о-оц ен оч н ы е средства уч еб н ой д и сц и п ли н ы по сп еци альн ости
44.02.03. П ед агоги ка в допол н и тел ьн ом об разован ии (в области соц и ал ьн о­
педагогич еской д еятельн ости)

Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №
«
»
п о д п и сь

__20__г.

УТВЕРЖДАЮ
Методический совет ГБПОУ «ГЭТ»
Протокол № _
________20___г.
«
»
С.А.Ульянова

И .О .Ф ам и л и

п о д п и сь

И .О .Ф ам и л и я

Контрольно-оценочные средства
по учебной дисциплине
«Психолого-педагогические основы детской одаренности»

Гусиноозерск, 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. О б щ и е п о л о ж е н и я
2.

П еречень

п ракти ческого

опы та,

основны х
знаний

показателей
и

ум ений,

оценки

подлеж ащ их

результатов,
текущ ем у

элем ен тов
контролю

пром еж уточной аттестац ии
3. К о н т р о л ь и о ц е н к а о с в о е н и я у ч е б н о й д и с ц и п л и н ы п о т е м а м (р а з д е л а м )
4. Ф о н д о ц е н о ч н ы х с р е д с т в д л я т е к у щ е г о к о н т р о л я у ч е б н о й д и с ц и п л и н ы
5. Ф о н д о ц е н о ч н ы х с р е д с т в д л я п р о м е ж у т о ч н о й а т т е с т а ц и и

и

1. Общие положения
Ф онд

оценочны х

о б разовательн ы х

средств

достиж ений

п редн азн ачен

обучаю щ ихся,

для

освоивш их

контроля

и

оценки

програм м у

учебной

д и с ц и п л и н ы П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы д е т с к о й о д а р е н н о с т и .
Ф онд оценочны х средств вклю чает контрольны е м атериалы для проведени я
текущ его кон троля и п р о м еж у то ч н о й аттестац и и в ф орм е д и ф ф ерен ц и рован н ого
за ч е т а .
Ф онд оценочны х средств разраб отан ы на осн овани и полож ений:
—

Ф едеральн ого

специальности

средн его

дополни тельн ого

государственн ого
проф ессион ального

образован и я,

о б разовательн ого
о б разован и я

утверж ден ного

стандарта

4 4 .0 2 .0 3

п ри казом

по

П едагоги ка

М инистерства

о б р а з о в а н и я и н а у к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и № 9 8 8 о т 13 а в г у с т а 2 0 1 4 г о д а ;
—

О сновн ой

проф ессиональной

обр азо вател ьн о й

програм м ы

по

с п е ц и а л ь н о с т и 4 4 .0 2 .0 3 . П е д а г о г и к а д о п о л н и т е л ь н о г о о б р а з о в а н и я .
—

П р о г р а м м ы у ч е б н о й д и с ц и п л и н ы П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы

детской одаренности;
—

П олож ения о ф онде

—

П олож ени я о текущ ем контроле зн ан и й и пром еж уточной аттестац ии

обучаю щ ихся

оценочны х средств

2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов знаний и
умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации
Т а б л и ц а 1.

Результаты
обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

Код
и наименование
элемента умений

Код
и наименование элемента
знаний

- ум ен и е при м енять
зн ан и я по п си хол ого­
педагогически м
основам д етской
од арен ности в работе с
детьм и

У .1. осущ ествлять поиск,
анализ и отбор
и н ф орм аци и в
соответстви и с
п оставленной целью ;
У .2. при м енять зн ан и е об
ин д и ви дуальн о­
тип ологи ческих
(возрастн ы х)
особен ностях детей
возраста при реш ен ии
педагогически х задач;
У .3. при м енять зн ан и я о
детской од арен ности при
взаи м одействи и с детьм и
У .4. п лан ировать работу
с од арен ны м и детьм и;
У .5. ан ализировать опы т
работы с одарен ны м и
детьми.
У .6. вы являть
индиви дуальн ы е
особен ности
позн авательной сф еры
одарен ны х детей;
У .7. вы являть
особен ности
эм оц и он ал ьн о-вол евой
сф еры л ичности
одарен ны х детей;
У .8. прогнозировать
перспекти вы разви ти я
У .9. использовать
м етодики диагностики
одарен ности
У .10. ан ализировать
результаты д иагностики
одарен ны х детей

3.1. В л и ян и е п озн авательны х и
лич ностн ы х особен ностей разви ти я
одарен ного р еб ен ка на протекание
уч еб н о й и игровой д еятельн ости
3.2.
В л и ян и е особен ностей
одарен ного р еб ен ка на характер
общ ени я и взаи м одействи я с
окруж аю щ им и лю дьм и
3.3.
В л и ян и е ви да одарен ности на
п озн авательное и л ичностн ое
разви ти е ребен ка
3.4.
Р ол ь п едагога в вы явлени и и
разви ти и д етской одарен ности
З.5.Зн ач ени е орган изац ии
разви ваю щ ей среды в стан овлении
одарен ного ребен ка
3.6.
В л и ян и е возрастн ы х
особ ен ностей на проявление
од арен ности
3.7. У чет возрастн ы х и
и н д иви дуальн ы х особен ностей
одарен ного р еб ен ка при орган изац ии
его обучения и разви ти я на этапе
дош кольн ого образования, в
усл ови ях
общ еоб разовател ьн ы х у ч реж д ен и й и
доп ол н и тел ьн ого образования
3.8. О сновн ы е под ход ы и принципы
д и агн ости ки одаренности.
3.9. М етод ы д иагностики
одаренности.
3.10. А нализ д иагностически х
м етод ик вы явлени я од арен ности и
м одели д и агн ости ки одаренности.
3.11. С лож ность д иагностики и
п рогн оза разви ти я одаренности.
3.12. С п ец и ф и ка д иагностики разны х
видов одарен ности
3.13. С ущ ность осн овны х понятий
проб л ем ати ки д етской одаренности:
пон яти я «одаренность», «одарен ны й
ребенок»; п роблем ы изучения
п сихологии детской одаренности.
3.14. К р и тери и вы делен ия видов

(уметь:
- п лан ировать работу с
одарен ны м и детьм и;
- ан ализировать опы т
работы с одарен ны м и
детьм и)
- ум ен и е вы являть
одарен ны х детей (­
ум еть использовать
м етодики д иагностики
одаренности)
- зн ан и е сущ ности
осн овны х понятий
п роблем атики д етской
одаренности;
- зн ан и е основны х
конц епц ий
одаренности;
-знание
психологически х
особен ностей
одарен ной л ичности
- зн ан и е возрастн ы х и
индиви дуальн ы х
особен ностей разви ти я
д етской одарен ности
- зн ан и е основ
разви ти я детской
од арен ности в
образовательной среде
(знать - направления,
ф орм ы
и
м етоды
разви ти я
детской
од арен ности
в
образовательной среде;
- содерж ание основны х
докум ентов,
определяю щ их зад ач и

работы с одарен ны м и
детьм и
в
сф ере
образования;
- тр еб ован и я к
педагогу, работаю щ ем у
с одарен ны м и детьм и)
-знан ие роли сем ьи в
разви ти и д етской
одаренности.

одаренности, виды одаренности.
3.15. С п ец и ф и ка и особен ности
п роявлен ия творч еской одаренности;
разви ти е детского
творчества.___________________________
3.16. П роб лем а одарен н ости в
заруб еж н ой п сихологии и
педагогике.
3.17. В клад отеч ествен ны х учены х в
р азраб отку п роблем ы д етской
одаренности; осн овны е п олож ен ия
«Р аб очей конц епц ии одаренности»;
м одель од арен ности по Д. Б.
Б огоявленской._______________________
3.18. О сновн ы е категори и
одарен ны х детей, психологически е
особ ен ности одарен ной личности.
3.19. П роб лем а сп особностей в
отеч ествен ной и заруб еж н ой
психологии.
3.20. П он яти е «талант»,
«гениальность». Ф ем ен ология
гениальности. Т еории гениальности.
3.21. Р азви ти е одарен ности в
детском возрасте
3.22. В л и ян и е ген етически х и
средовы х ф акторов на разви ти е
одаренности.
3.23. П озн авательн ое разви ти е
одарен ного ребен ка
3.24. Л и чн остн ы е характери сти ки
одарен ного ребенка. Л и чн остны е
п роблем ы одарен ного ребенка._______
3.25. Р азви ти е одарен ности на этапе
дош кольн ого образования.
3.26. Р азви ти е одарен ности в
усл ови ях общ еобразовательны х
учреж дени й
3.27. Р азви ти е детской од арен ности в
усл ови ях д ополни тельн ого
образования.
3.28. Заруб еж ны й опы т разви ти я
детской од арен ности в
образовател ьной среде
3.29. Р азви ваю щ ая р аб ота с
од арен ны м и детьми.
3.30. П од готов ка педагога к раб оте с
од арен ны м и детьми._________________
3.31. Р азви ти е детской од арен ности в
семье.
3.32. В заи м одей стви е п едагога с
сем ьей одарен ного ребенка.

Представленные умения и знания направлены на формирование общих
и профессиональных компетенций:
ОК 1 - 11
O K 1. П о н и м а т ь с у щ н о с т ь и с о ц и а л ь н у ю з н а ч и м о с т ь с в о е й б у д у щ е й
проф ессии , проявлять к н ей у стой ч и вы й интерес.
О К 2. О р г а н и з о в ы в а т ь с о б с т в е н н у ю д е я т е л ь н о с т ь , о п р е д е л я т ь м е т о д ы
р е ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н ы х за д а ч , о ц е н и в а т ь и х э ф ф е к т и в н о с т ь и к а ч е с т в о .
О К 3. О ц е н и в а т ь р и с к и и п р и н и м а т ь р е ш е н и я в н е с т а н д а р т н ы х с и т у а ц и я х .
О К 4. О с у щ е с т в л я т ь п о и с к , а н а л и з и о ц е н к у и н ф о р м а ц и и , н е о б х о д и м о й д л я
п о с т а н о в к и и р е ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н ы х за д а ч , п р о ф е с с и о н а л ь н о г о и л и ч н о с т н о г о
разви ти я.
О К 5. И с п о л ь з о в а т ь и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы е т е х н о л о г и и д л я
со верш ен ствован и я п р о ф есси о н ал ьн о й деятельности.
О К 6. Р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е и к о м а н д е , в з а и м о д е й с т в о в а т ь с р у к о в о д с т в о м ,
коллегам и и соц иальны м и партн ерам и
ОК
7.
С тави ть
цели,
м отивировать
деятельн ость
обучаю щ ихся
(в о с п и т а н н и к о в ), о р г а н и з о в ы в а т ь и к о н т р о л и р о в а т ь и х р а б о т у с п р и н я т и е м н а с е б я
ответствен н о сти за качество о б разовательн ого проц есса.
О К 8. С а м о с т о я т е л ь н о о п р е д е л я т ь з а д а ч и п р о ф е с с и о н а л ь н о г о и л и ч н о с т н о г о
разви ти я, зан и м аться сам ообразован и ем , осозн ан н о п лан и ровать повы ш ен и е
квалиф икации.
О К 9. О с у щ е с т в л я т ь п р о ф е с с и о н а л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь в у с л о в и я х о б н о в л е н и я
ее ц е л е й , с о д е р ж а н и я , с м е н ы т е х н о л о г и й .
O K 10. О с у щ е с т в л я т ь п р о ф и л а к т и к у т р а в м а т и з м а , о б е с п е ч и в а т ь о х р а н у
ж и з н и и з д о р о в ь я о б у ч а ю щ и х с я (в о с п и т а н н и к о в ).
OK
11.
С троить
проф ессиональную
деятельн ость
р е г у л и р у ю щ и х ее п р а в о в ы х н о р м .

с

соблю дением

ПК 1.1 - 1.5
П К 1.1. О п р е д е л я т ь ц е л и и з а д а ч и , п л а н и р о в а т ь за н я т и я .
П К 1.2. О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь за н я т и я .
ПК
1.3. Д е м о н с т р и р о в а т ь в л а д е н и е д е я т е л ь н о с т ь ю ,

соответствую щ ей

и зб р ан н о й о б л асти д о п о л н и тел ьн о го о бразован и я.
П К 1.4. О ц е н и в а т ь п р о ц е с с и р е з у л ь т а т ы д е я т е л ь н о с т и з а н и м а ю щ и х с я н а
зан яти и и освоен и я доп олн и тельн ой обр азо вател ьн о й програм м ы .
П К 1.5. А н а л и з и р о в а т ь за н я т и я .

ПК 2.1 - 2.4
П К 2 .1 . О п р е д е л я т ь ц е л и и з а д а ч и , п л а н и р о в а т ь д о с у г о в ы е м е р о п р и я т и я , в
том числе конкурсы , олим пиады , соревнован ия, вы ставки.
П К 2 .2 . О р г а н и з о в ы в а т ь и п р о в о д и т ь д о с у г о в ы е м е р о п р и я т и я .
П К 2 .3 . М о т и в и р о в а т ь о б у ч а ю щ и х с я , р о д и т е л е й (л и ц , и х з а м е н я ю щ и х ) к
участию в досуговы х м ероприятиях.
П К 2 .4 . А н а л и з и р о в а т ь п р о ц е с с и р е з у л ь т а т ы д о с у г о в ы х м е р о п р и я т и й .

ПК 3.1 - 3.5
П К 3.1. Р а з р а б а т ы в а т ь м е т о д и ч е с к и е м а т е р и а л ы (р а б о ч и е п р о г р а м м ы ,
у ч е б н о -т е м а т и ч е с к и е п л а н ы ) н а о с н о в е п р и м е р н ы х с у ч е т о м о б л а с т и д е я т е л ь н о с т и ,
о со б ен н о стей возраста, гр у п п ы и о тд ел ьн ы х зан и м аю щ и хся.

ПК

3.2.

С озд авать

в

п р е д м е т н о -р а з в и в а ю щ у ю с р е д у .
ПК
3 .3 .
С и стем ати зи ровать

кабинете
и

(м а с т е р с к о й ,

оценивать

лаборатории)

п едагогически й

опы т

и

образовательн ы е тех н о л о ги и в об ласти д оп олн и тельн ого об р азо ван и я н а основе
и зучен и я п р о ф есси о н ал ьн о й ли тературы , сам о ан ал и за и ан ал и за д еятельн о сти
д р у ги х п едагогов.
П К 3.4. О ф о р м л я т ь п е д а г о г и ч е с к и е р а з р а б о т к и в в и д е о т ч е т о в , р е ф е р а т о в ,
вы ступлений.
П К 3 .5 . У ч а с т в о в а т ь в и с с л е д о в а т е л ь с к о й
о б л асти д о п о л н и тел ьн о го о б р азо в ан и я детей.

и

п роектн ой

деятельности

в

3. К онтроль и оценка освоения уч ебной ди сци п лин ы по тем ам (разделам )
П р е д м е т о м о ц е н к и с л у ж а т у м е н и я и з н а н и я , п р е д у с м о т р е н н ы е Ф Г О С п о д и с ц и п л и н е П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы
д етской одарен ности, н ап равлен н ы е н а ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й.
Т аблица 2

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
Оценочное
средство

Раздел 1
Тема 1.1. О бщ ая
характери сти ка одарен ности

Тема 1.2. О сновны е
конц епц ии одарен ности
Тема 1.3. П си хол оги чески е
особен ности одарен ной
л ичности

Тема 1.4. В озрастн ы е и
индиви дуальн ы е
особен ности разви ти я
д етской одарен ности

Тема 1.5. Д и агности ка
одарен ности

11. У праж н ени е (заполн ени е
таб лицы )
2. С ообщ ение
2. С ообщ ение
11. У праж н ени е
16. П ро ектн ое зад ан и е (подбор
разви ваю щ их игр и упраж нен ий)
11. У праж н ени е (анализ
б иограф ии)

11. У п раж н ен и е (заполн ени е
таб лицы )
11. У праж н ени е (анализ
особенностей)
13. Задан ия в тестовой ф орм е
16. П роектн ое зад ан и е (подбор и
описание м етодик диагностики
одаренности)

Проверяемые
умения (У),
знания (З)

Форма
контроля

У .1, З.13, З.14, З.15

Оценочное
средство

Проверяемые
умения
(У), знания
(З)

16. П роектное

У .1, 3.13,
3.14, 3.15, 316

задан ие
У1, З16
У .1, З.17
У1, З16, З17
У .2, З15, З.21
У .1, У .2, У .3,
З.18, З.19, З.20

У .2, У .6, У .7,
3.22,3.23, З.24
У .6, У .7, 3.23, 3.24
3.1,2, 3, 3.5, 6 3.16, 3.17
У .6, У .7, У .8,
У .9, У .10
3.8, 3.9, 3.10,
3.11, 3.12

У .1, 3.16, 3.17
Д и ф ф ерен ц и рован н ы й зач ет

Элемент
учебной дисциплины

У .2, 315, 3.21
У .1, У .2, У .3,
3.18, 3.19, 3.20

У .2, У .6, У .7,
3.22,3.23, 3.24
У .6, У .7, 3.23,
3.24, 3.1,2, 3, 3.5,
6 3.16, 3.17
У .6, У .7,
У .8, У .9,
У .10, 3.8,
3.9, 3.10,
3.11, 3.12

Тема 1.6. Р азви ти е д етской
одарен ности в
образовател ьн ой среде

2. С ообщ ение

Тема 1.7. П од готовка

16. П ро ектн ое зад ан и е

п едагога к раб оте с
одарен ны м и детьм и
Тема 1.8. Р оль сем ьи в
разви ти и детской
одарен ности

(психологич ески й портрет
педагога)
16. П ро ектн ое задан ие
(разработка реком ен д аци й)
13. Задан ия в тестовой ф орм е

2. С ообщ ение

У .1, З.25, З.26,
З.27
З.25, З.26,
З.27, 28

У .1, З.25, З.26,
З.27,28

У .1, У .2, У .3,
У .4, У .5,
З.29, З.30
У .1, У .3, З.31,
З.32
З.4, З.7, З.18

У .1, У .2, У .3,
У .4, У .5,
З.29, З.30
У .1, У .3, З.31,
З.32
З.4, З.7, З.18

4. Ф онд оценочны х средств для текущ его контроля уч ебн ой ди сци п лин ы

Раздел 1.
Тема 1.1. Общая характеристика одаренности
11 - Упражнение
П редм етом

оценки

являю тся

ум ения

и

зн ания,

направленны е

на

ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

У.1. О сущ ест влят ь поиск, анализ и от бор психологической инф орм ации в
соот вет ст вии с пост авленной целью;
3.13. С ущ ност ь основны х понят ий проблем ат ики дет ской одаренност и.
П онят ия «одаренност ь», «одаренны й ребенок». П роблем ы изучения психологии
дет ской одаренност и.
3.14. К рит ерии вы деления видов одаренност и. В иды одаренност и.
3.15. С пециф ика и особенност и проявления т ворческой одаренност и.
Р азвит ие дет ского т ворчест ва.
С о д е р ж а н и е з а д а н и я : Проанализировать описание одаренных личностей
(п о в ы б о р у с т у д е н т о в ) с т о ч к и з р е н и я н а л и ч и я к р и т е р и е в о д а р е н н о с т и . В ы д е л и т ь
главн ы й

критерий

одаренности.

С тудентам

необходим о

структурировать

и н ф орм аци ю о ви дах одарен ности, н а основе при м еров разн ы х одарен ны х
л и ч н о с т е й (п о в ы б о р у с т у д е н т а )._________________________________________________________
О даренная
личност ь

В ид
деят ельност и
и
обеспечиваю щ ие
ее сф еры
психики.

Ст епень
сф орм ированност и

К рит ерии
Ф орма
проявлений

Ш ирот а
проявлений
в
р а зли чн ы х
видах
деят ельност и

О собенност и
возраст ного
ра зви т и я

П ри оценке учиты вается ум ение студентов структурировать инф орм ацию по
и зу ч ен н о й п роблем е, вы делять сход ства и разл и ч и я р азн ы х ви дов одарен ности,
ум ен и е ан али зи ровать и оп ределять особ ен н ости и х вы явлен и я и проявлен и й .

2 - Сообщение
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.1. О сущ ест влят ь поиск, анализ и от бор психологической инф орм ации в
соот вет ст вии с пост авленной целью;
З.16. П роблем а одаренност и в зарубеж ной психологии и педагогике.

Подготовить сообщения
зарубежных психологов в развитии теорий одаренности».
С одерж ание

задан ия:

на

тему:

«Вклад

Т ем ы для сообщ ений:
1. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в и с т о р и и ф и л о с о ф и и .
2. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в э п о х у В о з р о ж д е н и я » .
3. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в э п о х у П р о с в е щ е н и я » .
4. « Р а з в и т и е и д е й о б о д а р е н н о с т и в н е м е ц к о й к л а с с и ч е с к о й ф и л о с о ф и и » .
5. « Э к с п е р и м е н т а л ь н ы е и с с л е д о в а н и я п р о б л е м ы д е т с к о й о д а р е н н о с т и » .
6. « С о в р е м е н н ы е м о д е л и о д а р е н н о с т и : « М о д е л ь Р е н з у л л и » .
7. « С о в р е м е н н ы е м о д е л и о д а р е н н о с т и : М ю н х е н с к а я м о д е л ь о д а р е н н о с т и » .
8. « С о в р е м е н н ы е м о д е л и о д а р е н н о с т и : М о д е л ь Г и л ф о р д а » .

П ри

оценке

учиты вается

ум ение

студентов

ан али зи ровать

структури ровать и н ф орм ац и ю по и зу ч ен н о й п роблем е, вы являть
и зу ч ен и я п р о б л ем ы о д ар ен н о сти в зар у б еж н о й п си хологи и .

и

особенности

Тема 1.2. Основные концепции одаренности
2 - Сообщение
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.1. О сущ ест влят ь поиск, анализ и от бор психологической инф орм ации в
соот вет ст вии с пост авленной целью;
З.17.
В клад от ечест венны х у ч ен ы х в р а зр а б о т ку проблем ы дет ской
одаренност и. О сновны е полож ения «Р абочей концепции одаренност и». М одель
одаренност и по Д. Б. Богоявленской.

сообщения на
отечественных психологов в развитие теорий одаренности».
С одерж ание

задан ия:

П одготовить

тему:

«Вклад

Т ем ы для сообщ ений:
1. « Р а б о ч а я к о н ц е п ц и я о д а р е н н о с т и »
2. « В к л а д Л е й т е с Н . С. в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и »
3. « В к л а д М а т ю ш к и н а А . М . в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и » .
4. « В к л а д Т е п л о в а Б .М . в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и »
5. « В к л а д В .С . Ю р к е в и ч в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и »
6. « В к л а д Д р у ж и н и н а В .Н . в п р о б л е м у и з у ч е н и я о д а р е н н о с т и »
П ри оценке учи ты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по
и зу ч ен н о й п роблем е, вы являть о со б ен н о сти и зучен и я п р о б л ем ы о д ар ен н о сти в
о теч ествен н о й пси хологи и .

11 - Упражнение
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф о р м и р о ван и е о б щ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с
пост авленной целью;
3.16. П роблем а одаренност и в зарубеж ной психологии и педагогике.
3.17. В клад от ечест венны х у ч ен ы х в р а зр а б о т ку проблем ы дет ской
одаренност и. О сновны е полож ения «Рабочей концепции одаренност и». М одель
одаренност и по Д. Б. Богоявленской.
С о с т а в и т ь таблицу: «Сравнительный анализ
концепций психологии одаренности» . С т у д е н т а м н е о б х о д и м о с т р у к т у р и р о в а т ь
и н ф о р м а ц и ю о к о н ц е п ц и я х п с и х о л о г и и о д а р е н н о с т и .__________________________________
С одерж ание

Э поха

зад ан и я:

А вт о р

П онят ие
одаренност и

Причины.

О т кры т ия

П ри оценке учиты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по
и зу ч ен н о й п роблем е, вы д ел ен и е общ его и разл и ч н о го в р азн ы х п одходах, у м ен и е
ан али зи ровать и х д о сто и н ства и недостатки .

Тема 1.3. Психологические особенности одаренной личности

11 - Упражнение
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с
пост авленной целью;
У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х)
особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач;
У.3. прим енят ь знания о дет ской одаренност и при взаим одейст вии с
дет ьм и
3.18. О сновны е кат егории одаренны х дет ей. П сихологические особенност и
одаренной личност и.
3.19. П роблем а способност ей в от ечест венной и зарубеж ной психологии.
3.20. П онят ие «т алант », «гениальност ь». Ф ем енология гениальност и.
Теории гениальност и.
задан ия:
Проанализировать биографию какой-либо
выдающейся личности , в ы д е л и т ь о с о б е н н о с т и р а з в и т и я п о з н а в а т е л ь н о й и
л и ч н о стн о й сф еры .
О пределить вид одаренности.
С тудентам
необходим о
структури ровать и н ф орм ац и ю о п озн авательн ом и л и ч н о стн о м р азви ти и одарен н ой
С одерж ание

личности.
О даренная
личност ь

В иды
одаренност и по
классиф икации

П ознават ельны е
особенност и

Л ичност ны е
особенност и

П роблем ы в
р а звит ии

П рогноз
ра зви т и я

П ри оценке учиты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по
и зу ч ен н о й п роблем е, вы делен и е
о со б ен н о стей п о зн авательн ого и ли чн остн ого
р азви ти я од ар ен н о й личности , п роб лем и п р о гн о за разви ти я, у м ен и е ан али зи ровать
и н д и в и д у а л ь н о -в о з р а с т н ы е о с о б е н н о с т и о д а р е н н ы х д е т е й

16 - Проектное задание
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм ирование общ их и п роф есси он альн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х)
особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач;
З.15. С пециф ика и особенност и проявления т ворческой одаренност и.
Р азвит ие дет ского т ворчест ва.
З.21. Р азвит ие одаренност и в дет ском возраст е
С о д е р ж а н и е з а д а н и я : Развитие творческих способностей одаренных детей
(подбор упражнений) . С т у д е н т а м н е о б х о д и м о , и с п о л ь з у я р а з л и ч н ы е и с т о ч н и к и
инф орм ации,

разраб отать

К ом плекс

упраж нений,

зад ан и й

направленны х

на

разви ти е тво р ч ески х сп особ н остей д етей д ош кольн ого и м ладш его ш кольн ого
в о зр а с т а .
П лан описания упраж нения:
1. Н а з в а н и е , а в т о р (е с л и у к а з а н ).
2. Ц е л ь .
3. Н е о б х о д и м о е о б о р у д о в а н и е (е с л и т р е б у е т с я ).
4. И н с т р у к ц и я , п р а в и л а .
5. Х о д в ы п о л н е н и я .
6. Р е к о м е н д а ц и и п о о р г а н и з а ц и и , и с п о л ь з о в а н и ю ( в о з р а с т и к о л и ч е с т в о
у ч а с т н и к о в и д р .)

7. Л и т е р а т у р н ы й и с т о ч н и к .
К р и т е р и я м и о ц е н и в а н и я я в л я ю т с я ч е т к о е с о б л ю д е н и е п л а н а о п и с а н и я и гр ,
гр ам о тн о сть ф о р м у л и р о ван и я ц елей, соо тветстви е со д ер ж ан и я у п р аж н ен и й ц елям
и тем ати ке раб оты , со б л ю д ен и е тр еб о ван и й к к о л и ч еству игр и уп раж н ен и й .
О т м е т к а « о т л и ч н о » с т а в и т с я в с л у ч а е , е с л и с т у д е н т п р е д с т а в и л н е м е н е е 10
игр и у п р аж н ен и й , оп и сан и е к о то р ы х со о тветству ет всем заявл ен н ы м требован и ям .
О т м е т к а « х о р о ш о » с т а в и т с я в с л у ч а е , е с л и с т у д е н т п р е д с т а в и л н е 8 -1 0
упраж нений, описание которы х соответствует всем заявленн ы м требованиям .
О тм етка « у д о вл етво р и тел ьн о » стави тся в случае, есл и сту д ен т представи л не
м е н е е 6 -7 у п р а ж н е н и й , о п и с а н и е к о т о р ы х с о о т в е т с т в у е т в с е м з а я в л е н н ы м
требованиям .
О тм етка « н еу д о влетво р и тел ьн о » стави тся в случае, есл и сту д ен т представил
м енее 6 уп раж н ен и й , опи сан ие которы х соответствует всем
заявлен н ы м
требованиям .

Тема 1.4. Возрастные и индивидуальные особенности развития детской
одаренности
11 - Упражнение
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х)
особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач;
У.6. вы являт ь индивидуальны е особенност и познават ельной сферы.
одаренны х дет ей;
У.7. вы являт ь особенност и эм оционально-волевой сф еры личност и
одаренны х дет ей;
3.22. В лияние генет ических и средовы х ф акт оров на р а зви т и е одаренност и.
3.23. П ознават ельное ра зви т и е одаренного р еб ен к а
3.24. Л ичност ны е характ ерист ики одаренного ребенка. Л ичност ны е
проблем ы одаренного р еб ен к а

Подбор из художественной литературы или из
жизни примеров проявления одаренности в детском возрасте, анализ
психологических особенностей.
С о д е р ж а н и е за д а н и я :

С тудентам

необходим о

структурировать

инф орм ацию

о

возрастн ы х

о с о б е н н о с т я х д е т с к о й о д а р е н н о с т и , у к а з а в о д а р е н н у ю л и ч н о с т ь , п р о и з в е д е н и е (п р и
н е о б х о д и м о с т и ).___________________________________________________________________________

Критерии
Познавательное
развитие
Личностное
развитие
Признаки
общей
одаренности
Признаки
специальной
одаренности

Дошкольный
возраст

Младший школьный
возраст

Подростковый
возраст

П ри оценке учи ты вается ум ен и е студен тов структурировать и н ф орм аци ю по
и зу ч ен н о й п роблем е, вы делен и е общ его и р азли ч н ого в осо б ен н о стях р азви ти я
одаренны х
детей
разн ого
возраста,
соотнесения,
сопоставления,
ум ение
ан ал и зи р о вать сх о д ств а и разли чи я, о со б ен н о сти п р о явл ен и я и вы явл ен и я д етск о й
од арен н ости в р азн ы е возрастн ы е периоды .

11 - Упражнение
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.6. вы являт ь индивидуальны е особенност и познават ельной сф еры
одаренны х дет ей;
У.7. вы являт ь особенност и эм оционально-волевой сф еры личност и
одаренны х дет ей
3.23. П ознават ельное ра зви т и е одаренного р еб ен к а
3.24. Л ичност ны е характ ерист ики одаренного ребенка. Л ичност ны е
проблем ы одаренного р еб ен к а
У держ ание

познавательного
одаренности» .

зад ан и я:

и

Составить таблицу: «Сравнительный анализ
личностного развития детей с разными видами

С тудентам необходи м о структурировать инф орм ацию об ин диви дуальн ы х
разл и ч и ях п озн авательн ого и л и ч н остн ого разви ти я д етей с разн ы м и ви дам и
о д а р е н н о с т и .________ _______________________ _______________________ _______________________

Вид одаренности

Познавательное
развитие

Личностное
развитие

Проблемы развития

Общая
Интеллектуальная
Творческая
Спортивная
Музыкальная
Художественная
Техническая
П ри оценке учиты вается ум ение студентов структурировать инф орм ацию по
и зу ч ен н о й п роблем е, вы д ел ен и е общ его и разл и ч н о го в р азн ы х ви д ах детской
од арен н ости , у м ен и е ан ал и зи р о вать р азли ч и я.

1 - Открытый вопрос
П редм етом

оценки

являю тся

ум ения

и

зн ания,

направленны е

на

ф о р м и р о ван и е о б щ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

З.3.В лияние вида одаренност и на познават ельное и личност ное р а зви т и е
р еб ен к а
З.5.Значение организации ра зви ва ю щ ей среды в ст ановлении одаренного
р еб ен к а
3.16. П роблем а одаренност и в зарубеж ной психологии и педагогике.
3.17. В клад от ечест венны х у ч ен ы х в р а зр а б о т ку проблем ы дет ской
одаренност и. О сновны е полож ения «Р абочей концепции одаренност и». М одель
одаренност и по Д. Б. Богоявленской.
У д е р ж а н и е задан и я: И сп о л ьзу ю тся зад ан и я в о тк р ы то й ф орм е:
В ариант 1

1. К а к н а з ы в а е т с я г л а в н а я о т е ч е с т в е н н а я к о н ц е п ц и я о д а р е н н о с т и ? О п и ш и т е
ее с т р у к т у р у и с о д е р ж а н и е .
2. С о г л а с н о м н е н и ю Д .Б . Б о г о я в л е н с к о й , о д а р е н н о с т ь - э т о . ..
3. Н а з о в и т е д в а а с п е к т а о д а р е н н о с т и с о г л а с н о м н е н и ю о т е ч е с т в е н н ы х
п с и х о л о г о в и р а с к р о й т е и х су ть.
4. П о ф о р м е п р о я в л е н и я в ы д е л я ю т о д а р е н н о с т ь я в н у ю и ......
5. К а к в ы с ч и т а е т е , о д а р е н н ы й р е б е н о к с в ы с о к и м и н т е л л е к т о м и
к р е а т и в н о с т ь ю х о р о ш о а д а п т и р у е т с я в о б щ е с т в е ? П о я с н и т е с в о й о т в е т : е с л и д а,
п о ч ем у та к дум аете, есл и нет, п о ч ем у та к д ум аете?
В ариант 2
1. Н а з о в и т е

соврем енную зарубеж н ую

м о д е л ь о д а р е н н о с т и . О п и ш и т е ее

структуру и содерж ание.
2. С о г л а с н о м н е н и ю Д .Б . Б о г о я в л е н с к о й о д а р е н н ы й р е б е н о к - э т о .
3.

К акое

отнош ение

к

деятельн ости

отличает

од арен н ого

ребенка

от

« о б ы ч н о г о » (п е р е ч и с л и т е н е м е н е е 3 -х х а р а к т е р и с т и к )?
4. П о с т е п е н и с ф о р м и р о в а н н о с т и в ы д е л я ю т о д а р е н н о с т ь а к т у а л ь н у ю и ....
5. К а к в ы с ч и т а е т е , к а к и е о с о б е н н о с т и л и ч н о с т н о г о р а з в и т и я п о м о г а ю т
творческом у ч еловеку лучш е адап ти роваться в общ естве, какие м еш аю т?
П е р е ч и с л и т е н е м е н е е 3 -х « п о м о г а ю щ и х » и н е м е н е е 3 -х « м е ш а ю щ и х » .
П ри
оценке
учиты вается
правильность
данны х
ответов,
их
содерж ательность.

Тема 1.5. Диагностика одаренности
16. Проектное задание
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
знания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.6. вы являт ь индивидуальны е особенност и познават ельной сф еры
одаренны х дет ей;
У.7. вы являт ь особенност и эм оционально-волевой сф еры личност и
одаренны х дет ей;
У.8. прогнозироват ь перспект ивы р а зви т и я
У.9. использоват ь м ет одики диагност ики одаренност и
У.10. анализироват ь результ а т ы диагност ики одаренны х дет ей
3.8. О сновны е подходы и принципы диагност ики одаренност и.
3.9. М ет оды диагност ики одаренност и.
3.10. А н а ли з диагност ических м ет одик вы явления одаренност и. М о дели
диагност ики одаренност и.
3.11. С лож ност ь диагност ики и прогноза р а зви т и я одаренност и.
3.12. С пециф ика диагност ики р а зн ы х видов одаренност и.
С о д ер ж ан и е задан ия:

Подбор и анализ методик выявления одаренности.

С тудентам необходи м о структурировать
разн ы х ви дов д етской одаренности.

Вид одаренности

Общая

Название методики,
авторство

инф орм ацию

Цель методики

о

м етодиках

и зучен и я

Возможности
методики для
изучения вида
одаренности

Интеллектуальная
Творческая
Спортивная
Музыкальная
Художественная
Техническая
П ри оценке учиты вается ум ени е студентов структурировать инф орм ацию по
и зу ч ен н о й проблем е, вы делен и е общ его и разли чн ого в р азн ы х
п си хологи ческого и сследован и я, у м ен и е ан али зи ровать во зм о ж н о сти
и сследован и я, и х досто и н ства и н едостатки .

м етодах
м етодов

Тема 1.6. Развитие детской одаренности в образовательной среде
2 - Сообщение
П редм етом

оценки

являю тся

ум ения

и

зн ания,

направленны е

на

ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с
пост авленной целью;
3.25. Р азвит ие одаренност и на эт апе дош кольного образования.
3.26. Р азвит ие одаренност и в усло ви ях общ еобразоват ельны х учреж дени й
3.27. Р азвит ие дет ской одаренност и в усло ви ях дополнит ельного
образования.

Подготовка сообщений по теме: «Опыт работы
различных учреждений дополнительно образования по развитию детской
одаренности».
С о д ер ж ан и е задан ия:

Т ем ы для сообщ ений:
1.

« Р азви ти е

и

поддерж ка

творческой

одаренности

в

условиях

м н о го п р о ф и л ьн о го у ч р еж д ен и я д о п о л н и тел ьн о го об р азо ван и я детей».
2. « И н т е г р а ц и я р е с у р с о в о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й д л я р а з в и т и я д е т с к о й
одарен н ости . У гл у б л ен н о е и зучен и е п р ед м ето в в у сл о ви ях до п о л н и тел ьн о го
о б разован и я».
3. « О п ы т р а б о т ы п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б ы п о ф о р м и р о в а н и ю м о т и в а ц и и
р о д и тел ей к тво р ч еско м у разви ти ю детей».
4.
«Ф орм ирование
ком м уникативной
культуры
подростков
через
образовательн ую п р о гр ам м у « С оц и али зац и я старш еклассников».
5. « Э т а п н о с т ь р а б о т ы с о д а р ё н н ы м и д е т ь м и п р и р е а л и з а ц и и д о п о л н и т е л ь н о й
о б р азо в ател ьн о й п р о гр ам м ы « А к ад ем и я к о м п ью тер н о го ген ия».
6. « О р г а н и з а ц и я в о с п и т а т е л ь н о -о б р а з о в а т е л ь н о г о п р о ц е с с а п о п р о г р а м м е
д о п о л н и тел ьн о го о б р азо ван и я «А кад ем и я ком п ью терн ого ген и я» п р ед ставл ен а как
ступени творческой деятельн ости».
П р и о ц е н к е и н ф о р м а ц и и у ч и т ы в а е т с я : к а к о в а о с н о в н а я и д е я а в т о р а , е го
п ози ц и я; в ч ем сп ец и ф и к а о р ган и зац и и р аб о ты по разви ти ю д етск о й о д ар ен н о сти в
дан н ом учреж ден и и , каки е создан ы услови я, оценить эф ф екти вн ость р аб о ты
дан н ого у ч р еж д ен и я по разви ти ю д етск о й од арен н ости , р азр аб о тать и опи сать
предлож ен и я по ул учш ен и ю условий.

2 - Сообщение

П редм етом

оценки

являю тся

ум ения

и

зн ания,

направленны е

на

ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

3.25. Р азвит ие одаренност и на эт апе дош кольного образования.
3.26. Р азвит ие одаренност и в усло ви ях общ еобразоват ельны х учреж дени й
3.27. Р азвит ие дет ской одаренност и в усло ви ях дополнит ельного
образования.

Просмотр и подготовка сообщения на основе
видеолекции В. С. Юркевич
«Инновационные стратегии работы с
одаренными детьми и подростками»
С одерж ание

задан ия:

Р еком ен дац и и по подготовке сообщ ения:
1. О з н а к о м ь т е с ь с п р е д с т а в л я е м ы м м а т е р и а л о м , в ы д е л и т е и н ф о р м а ц и о н н о
зн ачи м ы е м еста текста, гл авн у ю м ы сль, и д ею автора.
2. С о с т а в ь т е п л а н т е к с т а .
3. Н а п о л н и т е п у н к т ы п л а н а

инф орм ационны м

содерж анием ,

при

этом

и с п о л ь з у й т е с п о с о б и з л о ж е н и я о т т р е т ь е г о л и ц а (« а в т о р с ч и т а е т ...» , « а в т о р
р а с к р ы в а е т ...» , « а в т о р о п и с ы в а е т . » , « п о м н е н и ю а в т о р а . » и т.д .).
4. Р а с п о л о ж и т е н а п о л я х с о б с т в е н н ы е к о м м е н т а р и и , в о п р о с ы , р а з м ы ш л е н и я
о д ан н о й п о зи ц и и автора.
5. Т о ч н о ц и т и р у е м ы й т е к с т з а к л ю ч а й т е в к а в ы ч к и .
В аж но обратить вн им ани е на следую щ ие м ом енты : какова основная идея
автора, его п о зи ц и я; о тл и ч ается л и о н а о т т р ад и ц и о н н о й то ч к и зрен и я, ч ем ; по
каки м воп росам автор не согласен с д руги м и исследователям и , перечи слить и
описать стратеги и раб оты с одарен н ы м и детьм и, описать п реи м ущ ества и
н е д о с т а т к и к а ж д о й с т р а т е г и и и д р.

Тема 1.7. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми
16 - Проектное задание
П ред м етом оц ен ки явл яю тся у м ен и я и знания, н ап равлен н ы е н а
ф орм и рован и е о б щ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с
пост авленной целью;
У.2. прим енят ь знание об индивидуально-т ипологических (возраст ны х)
особенност ях дет ей возраст а при р еш ен и и педагогических задач;
У.3. прим енят ь знания о дет ской одаренност и при взаим одейст вии с
дет ьм и
У.4. планироват ь р а б о т у с одаренны м и дет ьми;
У.5. анализироват ь опы т р а б о т ы с одаренны м и детьми.
329. Р азвиваю щ ая р а б о т а с одаренны м и детьми.
330. П одгот овка педагога к р а б о т е с одаренны м и детьми.
С о д ер ж ан и е задан ия:

Написать «Психологический портрет одаренного

педагога».

Задание
письм енное.
О бучаю щ им ся
предлагается
на
основе
р езультатов, п о л у ч ен н ы х п р и в ы п о лн ен и и п си х о д и агн о сти ч еск и х задан и й , ан али за
и и н терп ретац и и результатов, состави ть п си х о л о ги ч ески й п о р тр ет своей ли чн ости .
П ри
этом
учиты ваю тся
данны е
об
индивидуальны х
особенностях
позн авательной
сф еры
(в о с п р и я т и я ,
вним ания,
пам яти,
м ы ш ления,
речи,
в о о б р а ж е н и я ), э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в о й с ф е р ы , а т а к ж е о с о б е н н о с т и т е м п е р а м е н т а ,
характера и способностей.

П ри

вы полнении

индивидуальны х

задан и я

особенностях,

студент

берет

полученны х

в

за
ходе

основу

вы воды

о

своих

л аб о р ат о р н о -п р ак т и ч еск и х

зан ятий , и о б о б щ ает п о л у ч ен н у ю и н ф орм ац и ю .
Н а основе составлен и я собствен н ого п едагоги ческого п о р тр ета сделать
вы вод о собствен н ы х возм ож ностях и сп особностях для раб оты с одаренны м
ребен ком и сф орм улировать необходим ы е, недостаю щ и е качества ли чн ости и
зн ан и я по сам о р азв и ти ю и п р о ф е сси о н ал ь н о м у росту.

Тема 1.8. Роль семьи в развитии детской одаренности
16 - Проектное задание
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

У.1. осущ ест влят ь поиск, анализ и от бор инф орм ации в соот вет ст вии с
пост авленной целью;
У.3. прим енят ь знания о дет ской одаренност и при взаим одейст вии с
дет ьм и
3.31. Р азвит ие дет ской одаренност и в семье.
3.32. В заим одейст вие педагога с сем ьей одаренного ребенка.
С о д е р ж а н и е з а д а н и я : С т у д е н т а м п р е д л а г а е т с я составить рекомендации для
родителей по учету индивидуально-типологических, психологических
особенностей детей в развитии, общении, взаимодействии с одаренным
ребенком. О п и с а т ь т р у д н о с т и в о в з а и м о д е й с т в и и с о д а р е н н ы м р е б е н к о м и п у т и и х
преодоления.
П ри
оценке

учиты вается

грам отность

составленны х

реком ендаций,

содерж ательность, ч еткость и п р акти ческая н ап равлен н ость реком ендаций.

1 - Открытый вопрос
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм и рован и е общ и х и п р о ф есси о н ал ьн ы х ком петен ци й:

направленны е

на

З.4.Р оль педагога в вы явлении и р а зви т и и дет ской одаренност и
З.7.У чет возраст ны х и индивидуальны х особенност ей одаренного р еб ен к а
при организации его обучения и р а зви т и я на эт апе дош кольного образования, в
усло ви ях общ еобразоват ельны х учр еж дени й и дополнит ельного образования
З.18.
О сновны е кат егории одаренны х дет ей. П сихологические особенност и
одаренной личност и.
У д е р ж а н и е за д а н и я :
И сп о л ьзу ю тся зад ан и я в тесто во й ф орм е:
В ариант 1
1.
П еречислите
главны е
п р и зн аки
характеристику.
2. П о ч е м у у о д а р е н н ы х д е т е й ч а щ е

одарен н ого
всего

ребенка,

«слож ны е»

дав

им

отнош ения

с

о к р у ж аю щ и м и ? О б ъ я сн и те св о й ответ.
3. П е р е ч и с л и т е о с о б е н н о с т и п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я о д а р е н н о г о р е б е н к а
м ладш его ш кольн ого возраста с ди сгарм он и чн ы м ти п ом р азви ти я?
4. О п и ш и т е п р и з н а к и , п о к о т о р ы м м о ж н о о п р е д е л и т ь о б щ у ю о д а р е н н о с т ь ?
5. П о я с н и т е , к а к в ы п о н и м а е т е в ы р а ж е н и е « у г а с а н и е о д а р е н н о с т и » .
6. В ы б е р и т е у т в е р ж д е н и я , с к о т о р ы м и в ы с о г л а с н ы и о б о с н у й т е с в о й в ы б о р :

A ) В сех д етей м ож н о н азвать одарен н ы м и .
Б) В ы д ел яю т общ ую и специ альн ую одаренность.
B ) О д ар ен н ы е д ет и в се гд а х о р о ш о у ч атся в ш коле.
7. П р е д л о ж и т е у с л о в и я д л я р а з в и т и я о д а р е н н о г о
возраста в систем е д о п о лн и тельн ого образован и я

ребенка

д ош кольн ого

8. О п и ш и т е , к а к с е м ь я м о ж е т п о л о ж и т е л ь н о и о т р и ц а т е л ь н о п о в л и я т ь н а
разви ти е одарен н ого р еб ен ка
В ариант 2
1. П е р е ч и с л и т е
характеристику.

главны е

п ри зн аки

одарен ного

ребенка

и

дайте

им

2. П е р е ч и с л и т е в с е в о з м о ж н ы е п р и ч и н ы , п о ч е м у у о д а р е н н ы х д е т е й ч а щ е
всего « сл о ж н ы е» о тн о ш ен и я с о к р у ж аю щ и м и ? О б о сн у й те св о й ответ.
3.
П еречислите
особенности
психического
р азви ти я
одарен н ого
п о д р о стко во го во зр аста с д и сгар м о н и ч н ы м ти п о м разви ти я?
4. О п и ш и т е п р и з н а к и , п о к о т о р ы м м о ж н о о п р е д е л и т ь с п е ц и а л ь н у ю
одаренность.
5. П о я с н и т е , к а к в ы п о н и м а е т е п о н я т и е « т в о р ч е с к а я о д а р е н н о с т ь » .
6. В ы б е р и т е у т в е р ж д е н и я , с к о т о р ы м и в ы с о г л а с н ы и о б о с н у й т е с в о й в ы б о р :
A ) О д ар ен н о сть всегд а п р о явл яет себя в р ан н ем детстве.
Б) Д етск ая о д ар ен н о сть ч асто в ы сту п ает к ак п р о явл ен и е зак о н о м ер н о стей
во зр астн о го разви ти я.
B ) О д ар ен н ы й р еб ен о к всегд а р азв и в ается гарм он и ч н о.
7. П р е д л о ж и т е у с л о в и я д л я р а з в и т и я о д а р е н н о г о

ребенка

м ладш его

ш кольн ого во зр аста в си стем е д о п о л н и тел ьн о го образован и я.
8. О п и ш и т е , к а к п е д а г о г м о ж е т п о л о ж и т е л ь н о и о т р и ц а т е л ь н о п о в л и я т ь н а
разви ти е одарен н ого р еб ен ка
П р и оц ен ке у ч и ты вается со д ер ж ательн о сть, гр ам о тн о сть д ан н ы х ответов, и х
полнота.

5. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации
Ф он д оц ен очн ы х средств п р едн азн ачен для кон троля и оц ен ки р езультатов
освоения учебной
дисциплины
П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е
основы
детской
одаренности.
П редм етом
оценки
являю тся
ум ения
и
зн ания,
ф орм ирование общ их и п роф есси он альн ы х ком петенций.

направленны е

на

Умения:
У .1 . о с у щ е с т в л я т ь п о и с к , а н а л и з и о т б о р и н ф о р м а ц и и в с о о т в е т с т в и и с
п оставленной целью ;
У .2 . п р и м е н я т ь з н а н и е о б и н д и в и д у а л ь н о -т и п о л о г и ч е с к и х (в о з р а с т н ы х )
о с о б е н н о с т я х д е т е й в о з р а с т а п р и р е ш е н и и п е д а г о г и ч е с к и х за д а ч ;
У .3 . п р и м е н я т ь з н а н и я о д е т с к о й о д а р е н н о с т и п р и в з а и м о д е й с т в и и с д е т ь м и
У .4 . п л а н и р о в а т ь р а б о т у с о д а р е н н ы м и д е т ь м и ;
У .5 . а н а л и з и р о в а т ь о п ы т р а б о т ы с о д а р е н н ы м и д е т ь м и .

Знания:
3 .1 . В л и я н и е п о з н а в а т е л ь н ы х и л и ч н о с т н ы х о с о б е н н о с т е й р а з в и т и я
одарен н ого р еб ен ка н а п ротекан и е у ч еб н о й и и гр о во й деятельн о сти
3 .2 . В л и я н и е о с о б е н н о с т е й о д а р е н н о г о р е б е н к а н а х а р а к т е р о б щ е н и я и
взаи м одей стви я с о кр у ж аю щ и м и лю д ьм и
3 .3 . В л и я н и е в и д а о д а р е н н о с т и н а п о з н а в а т е л ь н о е и л и ч н о с т н о е р а з в и т и е
ребенка
3 .4 . Р о л ь п е д а г о г а в в ы я в л е н и и и р а з в и т и и д е т с к о й о д а р е н н о с т и
3 .5 . З н а ч е н и е о р г а н и з а ц и и р а з в и в а ю щ е й с р е д ы в с т а н о в л е н и и о д а р е н н о г о
ребенка
3 .6 . В л и я н и е в о з р а с т н ы х о с о б е н н о с т е й н а п р о я в л е н и е о д а р е н н о с т и
3 .7 . У ч е т в о з р а с т н ы х и и н д и в и д у а л ь н ы х о с о б е н н о с т е й о д а р е н н о г о р е б е н к а
п р и о р г а н и з а ц и и е го о б у ч е н и я и р а з в и т и я н а э т а п е д о ш к о л ь н о г о о б р а з о в а н и я , в
у сл о ви ях общ ео б р азо вател ьн ы х у ч р еж д ен и й и д оп олн и тельн ого образован и я
3 .8 . О с н о в н ы е п о д х о д ы и п р и н ц и п ы д и а г н о с т и к и о д а р е н н о с т и .
З .9 М е т о д ы д и а г н о с т и к и о д а р е н н о с т и .
3 .1 0 . А н а л и з д и а г н о с т и ч е с к и х м е т о д и к в ы я в л е н и я
диагностики одаренности.

одаренности.

М одели

3 .1 1 . С л о ж н о с т ь д и а г н о с т и к и и п р о г н о з а р а з в и т и я о д а р е н н о с т и .
3 .1 2 . С п е ц и ф и к а д и а г н о с т и к и р а з н ы х в и д о в о д а р е н н о с т и
3 .1 3 . С у щ н о с т ь о с н о в н ы х п о н я т и й п р о б л е м а т и к и д е т с к о й о д а р е н н о с т и
.П о н я т и я « о д а р е н н о с т ь » , « о д а р е н н ы й р е б е н о к » . П р о б л е м ы и з у ч е н и я п с и х о л о г и и
детской одаренности.
3 .1 4 . К р и т е р и и в ы д е л е н и я в и д о в о д а р е н н о с т и . В и д ы о д а р е н н о с т и .
3 .1 5 . С п е ц и ф и к а и о с о б е н н о с т и п р о я в л е н и я т в о р ч е с к о й о д а р е н н о с т и .
Р азви ти е д етско го творчества.
3 .1 6 . П р о б л е м а о д а р е н н о с т и в з а р у б е ж н о й п с и х о л о г и и и п е д а г о г и к е .
3 .1 7 . В к л а д о т е ч е с т в е н н ы х у ч е н ы х в р а з р а б о т к у п р о б л е м ы д е т с к о й
одаренности. О сновн ы е п олож ен и я «Р аб очей кон ц еп ц и и одарен ности». М одель
о д а р е н н о с т и п о Д . Б. Б о г о я в л е н с к о й .

3 .1 8 . О с н о в н ы е к а т е г о р и и о д а р е н н ы х д е т е й . П с и х о л о г и ч е с к и е о с о б е н н о с т и
одарен н ой личности.
3 .1 9 . П р о б л е м а с п о с о б н о с т е й в о т е ч е с т в е н н о й и з а р у б е ж н о й п с и х о л о г и и .
3 .2 0 . П о н я т и е « т а л а н т » , « г е н и а л ь н о с т ь » . Ф е м е н о л о г и я г е н и а л ь н о с т и . Т е о р и и
ген иальности .
3 .2 1 . Р а з в и т и е о д а р е н н о с т и в д е т с к о м в о з р а с т е
3 .2 2 . В л и я н и е г е н е т и ч е с к и х и с р е д о в ы х ф а к т о р о в н а р а з в и т и е о д а р е н н о с т и .
3 .2 3 . П о з н а в а т е л ь н о е р а з в и т и е о д а р е н н о г о р е б е н к а
3 .2 4 .
Л ичностны е
характеристики
од арен н ого
ребенка.
Л ичностны е
п р о б л ем ы о д арен н ого ребен ка.
3 .2 5 . Р а з в и т и е о д а р е н н о с т и н а э т а п е д о ш к о л ь н о г о о б р а з о в а н и я .
3 .2 6 . Р а з в и т и е о д а р е н н о с т и в у с л о в и я х о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и й
3 .2 7 .
Р азви ти е
детской
одаренности
в
условиях
дополни тельн ого
о бразован и я.
3 .2 8 . З а р у б е ж н ы й о п ы т р а з в и т и я д е т с к о й о д а р е н н о с т и в о б р а з о в а т е л ь н о й
среде
3 .2 9 . Р а з в и в а ю щ а я р а б о т а с о д а р е н н ы м и д е т ь м и .
3 .3 0 . П о д г о т о в к а п е д а г о г а к р а б о т е с о д а р е н н ы м и д е т ь м и .
3 .3 1 . Р а з в и т и е д е т с к о й о д а р е н н о с т и в с е м ь е .
3 .3 2 . В з а и м о д е й с т в и е п е д а г о г а с с е м ь е й о д а р е н н о г о р е б е н к а .
О ценка
осущ ествляется
с и сп о л ьзо ван и ем
устн ого,
пи сьм енн ого
и
п ракти ческого контроля. К он троль освоен и я д и сц и п ли н ы п роводи тся в ф орм е
защ и ты творч еской работы .
П р о м е ж у т о ч н а я а т т е с т а ц и я п о У Д П с и х о л о г о -п е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы
детской
одаренности
(д и ф ф ер ен ц и р о ван н ы й
зачет)
м ож ет проводиться
в
д и с т а н ц и о н н о й ф о р м е (у ч и т ы в а ю т с я р е з у л ь т а т ы т е к у щ е й у с п е в а е м о с т и и о ц е н к а
р а з р а б о т а н н о й м у л ь т и м е д и й н о й п р е з е н т а ц и и ). С т р е б о в а н и я м и к и т о г о в о й р а б о т е
преподаватель

зн аком и т

обучаю щ ихся

заран ее,

осущ ествляет

необходим ую

консультац ию . В ден ь ди ф ф ер ен ц и р о ван н о го зач ета студ ен ты р азм ещ аю т
м ульти м еди й н ую п резен тац и ю на портале Д О и л и отп р авляю т на электрон н ую
почту преподавателю .

Условия организации промежуточной аттестации в форме
Дифференцированного зачета
С одерж ание и процедура:
В качестве проектн ого задан ия к Д и ф ф ерен ц и рован н ом у зач ету студентам
п р е д л а г а е т с я т в о р ч е с к а я р а б о т а - разработка мультимедийной презентации

«Психологический портрет
варианты развития»

одаренной

личности.

Проблемы,

прогнозы,

П ракти ческое творческое задан и е вы п о лн яется ин ди ви дуальн о.
С туденты сам остоятельн о расп ределяю тся по ви дам одарен ности в
с о о т в е т с т в и и со с п и с к о м и к о л и ч е с т в о м ч е л о в е к (з а о с н о в у к л а с с и ф и к а ц и и б е р у т с я
виды
одаренности,
вы деляем ы е
по
критерию «В ид
деятельн ости
и
о б е с п е ч и в а ю щ и е ее с ф е р ы п с и х и к и » (« Р а б о ч а я к о н ц е п ц и я о д а р е н н о с т и » ):
- одаренность в рем еслах;
- сп орти вная одаренность;

- и н теллектуальн ая;
- хореограф и ческая;
- сценическая;
- л и т е р а т у р н о -п о э т и ч е с к а я ;
- и зобрази тельн ая;
- м у зы кальн ая одарен ность.
О сущ ествляется пои ск теорети ческой

инф орм ации

о

вы бранном

виде

одарен ности из доступн ы х достоверн ы х источни ков и и н ф орм ац и и о биограф ии
вы б ран н ой од арен н ой л и ч н ости в соответстви и с планом :

План отбора информации:
1.

О бщ ий

теоретический

вопрос: в

чем

основны е

особенности

вида

о д а р е н н о с т и , к о т о р ы й в ы в ы б р а л и (и н т е л л е к т у а л ь н а я , о д а р е н н о с т ь в р е м е с л а х ,
м у з ы к а л ь н а я и т .д .)?
2. Н а с л е д с т в е н н о с т ь о д а р е н н о й л и ч н о с т и (д а л е е - О Л ): о т л и ч а л и с ь л и
р о д и т е л и , б р а т ь я , с е с т р ы в ы д а ю щ и м и с я с п о с о б н о с т я м и в к а к о м -л и б о в и д е
о д а р е н н о с т и ? Е с л и д а, т о н а п и ш и т е , в к а к о м и м е н н о в и д е о д а р е н н о с т и ; с о в п а д а е т
л и о н с в и д о м , в ы д е л е н н ы м у и з у ч а е м о й в а м О Л ; и т.д . Е с л и н е т , н а п и ш и т е , ч т о у
О Л не бы ло ген етической предрасполож ен ности к проявлению
вы соких
сп особн остей , п о д твер ж д ая это ф ак там и из биограф ии.
3. О т н о ш е н и е к п р о я в л е н и е м о д а р е н н о с т и О Л с е м ь и : с о з д а в а л и /н е с о з д а в а л и
у с л о в и я д л я р а з в и т и я с п о с о б н о с т е й (е с л и д а, т о к а к и е ; е с л и н е т, т о п о ч е м у );
о к азы в ал и л и р о д и т ел и и бли зки е р о д ств ен н и к и вл и ян и е н а п р о явл ен и е и р азви ти е
с п о с о б н о с т е й О Л (к а к и м о б р а з о м и л и п о ч е м у н е о к а з ы в а л и )?
4. О т н о ш е н и я О Л со с в е р с т н и к а м и в д е т с т в е и п о м е р е в з р о с л е н и я : в х о д и л и
л и в к р у г о б щ е н и я О Л д е т и е г о ж е в о з р а с т а (и л и о н и б ы л и с т а р ш е /м л а д ш е ); к а к о е
п о л о ж е н и е в к о л л е к т и в е з а н и м а л ( л и д е р /о с т а в а л с я в с т о р о н е /б ы л н а б л ю д а т е л е м /н е
и н т е р е с о в а л с я к о л л е к т и в о м и т .д .); к а к р е а г и р о в а л и н а О Л с в е р с т н и к и ?
5. О с о б е н н о с т и о б у ч е н и я О Л : к а к о в а е го у с п е в а е м о с т ь , о с о б е н н о с т и
а д а п т а ц и и к о б у ч е н и ю , д о с т и ж е н и я /з а т р у д н е н и я в о б у ч е н и и и т .д .?
6. О т н о ш е н и я О Л с д р у г и м и в з р о с л ы м и (п о м и м о ч л е н о в с е м ь и ): к а к у ю р о л ь
в ж и зн и О Л сы гр али п едагоги , н аставн и к и и д руги е взрослы е; кто и з н и х и к ак
п ом ог и ли не п ом ог в разви ти и одаренности?
7. П р о я в л е н и е п о з н а в а т е л ь н ы х и л и ч н о с т н ы х о с о б е н н о с т е й О Л : в к а к и х
си туац и ях п роявляли сь конкретн ы е особен ности, как это влияло н а проц есс и
результати вность разви ти я одаренности, обучения и общ ения?
8. Д о с т и ж е н и я О Л : ч т о к о н к р е т н о о н с о з д а л , н а п и с а л , р а з р а б о т а л , к о г о и н а
ч т о о р г а н и з о в а л , ч е м о т л и ч и л с я в с в о е й д е я т е л ь н о с т и и т.д.
9. О б о б щ е н и е а н а л и з а б и о г р а ф и и О Л : т р у д н о с т и , к о т о р ы е в о з н и к а л и в
т е ч е н и е ж и з н и и о б о з н а ч ь т е то , ч т о с п о с о б с т в о в а л о р а з в и т и ю о д а р е н н о с т и (м о ж н о
с ф о р м и р о в а т ь д в а с п и с к а ).
10. В о з м о ж н ы е в а р и а н т ы ( в е р о я т н ы й п р о г н о з ) р а з в и т и я о д а р е н н о с т и п р и
и зм ен ен и и су щ ество вавш и х ж и зн ен н ы х у слови я, ф актором разви ти я. Н ап ри м ер, у
О Л б ы ли благоп ри ятн ы е у сл о ви я в сем ье д ля р азви ти я сп особ н остей - тогд а
п редп олож и те, см ог бы он д оби ться вы со ки х результатов, если бы п о д д ер ж ки
сем ьи не бы ло? Е сл и да, за сч ет ч его ? И л и ж е, к п р и м ер у , в к р у г о б щ ен и я О Л
вх о д и л и только взрослы е лю ди, что п о м о гл о р азви ти ю одарен ности. В это м случае
п редп олож и те, что не бы ло бы д ан н ы х л ю д ей - как м о гл а р азви ваться
одаренность?

Творческая работа (презентация) оценивается по 10 критериям.
Критерии оценки творческой работы:
1. И с п о л ь з о в а н и е т е р м и н о в и ф а к т и ч е с к о г о м а т е р и а л а п о т е м е п р о е к т а , п о
т е о р и и п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и х о с н о в д е т с к о й о д а р е н н о с т и (о с н о в а - н а у ч н ы й
с т и л ь и з л о ж е н и я , и с п о л ь з о в а н и е т е р м и н о в , п о н я т и й , п р и с у т с т в и е о п р е д е л е н и й (н а
с л а й д е о с п е ц и ф и к и в ы б р а н н о г о в и д а о д а р е н н о с т и ) и т.д .).
2. Д е м о н с т р а ц и я у м е н и я у с т а н а в л и в а т ь п р и ч и н н о -с л е д с т в е н н ы е с в я зи ,
аргум ен тирован ность
и
наличие
прим еров,
подтверж даю щ их
сделанны е
в ы в о д ы (н а п р и м е р , н а к а к о м о с н о в а н и и в ы н а з ы в а е т е О Л ц е л е у с т р е м л е н н о й ? Е с т ь
л и п р и м ер ы п р о явл ен и я ц елеу стр ем лен н о сти ? В случае, если ы го во р и те о том , что
у
ОЛ
есть
ген ети ч еская
предрасполож енность
к
проявлению
вы соких
с п о с о б н о с т е й , т о к а к в ы с д е л а л и э т о т в ы в о д ? ).
3. У м е н и е и с п о л ь з о в а т ь р а з л и ч н ы е и с т о ч н и к и д л я д о к а з а т е л ь с т в а (к а ч е с т в о
сп и ска литературы и источни ков, отсутствие грубы х ош и бок в оф орм лен и и сп и ска
ли тературы - всп ом н и те требован и я к б и бли ограф и ческом у опи сан ию источни ков
и з о с н о в п р о е к т н о й д е я т е л ь н о с т и с т у д е н т о в ).
4. Г р а м о т н о с т ь
письм енной
р е ч и (о т с у т с т в и е
грам м ати ч ески х,
о р ф о г р а ф и ч е с к и х , п у н к т у а ц и о н н ы х о ш и б о к , о п е ч а т о к ).
5. Б о л ь ш и н с т в о з а д а ч п р о е к т а в ы п о л н е н ы (б о л ь ш и н с т в о о т в е т о в н а в о п р о с ы
п л а н а п р е д с т а в л е н ы ; в с л у ч а е о т с у т с т в и я о т в е т а н а к а к о й -л и б о в о п р о с - у к а з а н а
п р и ч и н а (н а п р и м е р , в и з у ч е н н ы х и с т о ч н и к а х д а н н а я и н ф о р м а ц и я н е в с т р е ч а л а с ь ).
6. Ц е л е с о о б р а з н о с т ь и с п о л ь з у е м ы х ф о т о - , а у д и о - и в и д е о м а т е р и а л о в в
п р езен тац и и , и х качество, н али чи е п о д п и си к м атери алам .
7. У р о в е н ь
слож ности
вы полнения
достаточно
в ы с о к и й (к а ч е с т в о
и
сод ерж ан и е п резен тац и и , м атер и ал а в н ем д ем о н стр и р у ет зн ач и тел ьн ы й вклад
с т у д е н т а в п о д г о т о в к у , е го у м е н и е и с к а т ь , н а х о д и т ь , а н а л и з и р о в а т ь и о б о б щ а т ь
м а т е р и а л ).
8. Т в о р ч е с к и й п о д х о д к в ы п о л н е н и ю п р о е к т а (о р и г и н а л ь н о с т ь в ы п о л н е н и я
п р е з е н т а ц и и ).
9. С о о т в е т с т в и е о ф о р м л е н и я

м ульти м едийн ой презен тац и и требован иям к

о ф о р м л е н и ю (о т с у т с т в и е г р у б ы х о ш и б о к п р и в ы б о р е ф о н а , ц в е т а т е к с т а , с о ч е т а н и е
ц в е т о в , в ы б о р ш р и ф т а и т .д .). Н а т и т у л ь н о м л и с т е - о б я з а т е л ь н о у к а з а т ь а в т о р с т в о
разработки .
10. С о д е р ж а т е л ь н о с т ь
и
практи ческая
зн ачи м о сть
п р о д у к т а (о ц е н к а
в о зм о ж н о сти и сп о л ьзо в ан и я в аш ей п р езен тац и и н а у ч еб н ы х зан яти ях ; о бщ ее
в п е ч а т л е н и е о т п р о д у к т а ).

За наличие каждого критерия студент получает 1 балл.
М а к с и м а л ь н о е к о л и ч е с т в о б а л л о в - 10.

Перевод баллов в шкалу отметок:
м енее 5 б аллов - "н еуд овлетвори тельн о"
5 -6 б а л л о в - « у д о в л е т в о р и т е л ь н о » ;
7 -8 б а л л о в - « х о р о ш о » ;
9 -1 0 б а л л о в - « о т л и ч н о » .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».