КОС ОП 08 Основы театральной деятельности

М и н и стерство об разован ия и науки РБ
Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

**

У чебн о-п рограм м н ая д окум ентац ия
2.5. У чебн ы й процесс

С К -У П Д -К О С -2.5.-23

К о н трол ьн о-оц ен оч н ы е средства уч еб н ой д и сц и п ли н ы по сп еци альн ости
44.02.03. П ед агоги ка в допол н и тел ьн ом об разован ии (в области соц и ал ьн о­
педагогич еской д еятельн ости)

Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №
«
»
п о д п и сь

__20__г.

УТВЕРЖДАЮ
Методический совет ГБПОУ «ГЭТ»
Протокол № _
________20___г.
«
»
С.А.Ульянова

И .О .Ф ам и л и

п о д п и сь

И .О .Ф ам и л и я

Контрольно-оценочные средства
по учебной дисциплине
«Основы театральной деятельности»

Гусиноозерск, 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие положения
2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического
опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной
аттестации
3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины
4. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по учебной
дисциплине
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля по учебной дисциплине

1. Общие положения
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной
дисциплины Основы театрализованной деятельности.
ФОС включает оценочные материалы для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
ФОС разработаны на основании положений:
- ФГОС СПО по специальностям: 44.02.03. Педагогика дополнительного
образования
- Основной профессиональной образовательной программы по специальности:
44.02.03. Педагогика дополнительного образования
Рабочей программы учебной дисциплины Основы театрализованной
деятельности;
- Положения о фонде оценочных средств
- Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся

2.
Перечень основных показателей оценки результатов, элементов
практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и
промежуточной аттестации
Таблица 1.
Результаты обучения
Код
Код
(освоенные умения,
и наименование
и наименование элемента
усвоенные знания
знаний
элемента
умений
Умение
-орган изовать
театрализованную
д еятельн ость
в
разны х
возрастн ы х группах детей;
сам остоятельн о
подбирать
прои зведен ия
для
и н сценирования
и
театрал и зац и и
детей
разн ы х возрастны х групп;
-учиты вать
правила
ин сцени рования
и
драм ати зац и и
в
театрал и зован н ой
деятельности;
при м енять
прием ы
сц ени ческой
речи
в
проц ессе театрал и зац и и и
проф ессион альной
деятельности;
- использовать театральны е
игры как средство разви ти я
детей;
сам остоятельн о
разраб аты вать сц енари и и
оф орм лять
театральны е
постановки;
сам остоятельн о
определять
задачи
личностн ого
развития,
осущ ествлять
поиск,
ан ализ
и
оценку
инф орм ации, необходи м ой
для личностн ого развития;
- работать в коллективе и
ком анде,
проявлять
активную пози цию работы
в группе

Знание:
-специф ики, истори ческих
устоев
и
трад и ц и й
ви дового театра;
-особен ности
сценарной

У .1. осущ ествлять поиск,
ан ализ и отбор
ин ф орм ац и и с целью
сам остоятельн ой
п остановки задач и
л и ч н остн ого развития;
У .2. п од б ирать и
ан ализировать
п рои звед ен ия искусства и
л и тературы для
и н сценирования и
театрал и зац и и детей
разн ы х возрастн ы х групп;
У .3.учи ты вать возрастны е
особ ен н ости
детей
д ош кольн ого возраста при
орган изац ии
театрал и зован н ой
д еятельности;
У .4.созд авать
х у д ож ествен н ы й
образ,
используя
приём ы
сц ени ческой речи, как в
проф ессион альной, так и
театрал и зован н ой
д еятельности;
У .5.и сп ользовать
в
п роф ессион альной
д еятельн ости театральны е
игры
как
средство
р азви ти я воспитанников;
У .6. д ем онстри ровать
ум ен и е
работать
в
коллективе,
проявлять
инициативу,
п ри д ерж иваться активной
позиции;
У .7.разраб аты вать
сц енари и
на
заданную
тем у
У .8.п ри м ен ять
в
театрал и зован н ой
д еятельн ости
правила

З 1. влияние
театрал и зован н ы х игр на
эстетич еское развитие;
З 2. пон яти е инсценирования,
его ви ды и правила;
З 3. м етодика
и н сценирования в разны х
видах театра;
З 4. ф орм ы и м етоды
орган изац ии театр ал ьн о ­
игровой деятельности.
З 5.понятие театрал ьн ы х игр,
сп еци ф ика и особенности;
З 6.понятие ритм опластики,
её особен ности
З 7.виды театров, их
специф ика, истори ческие
устои;
З 8. сц енари й и м етод ика его
составления;
З 9. сп ец и ф и ка показа
сп ектакля д етской
аудитории;
З 10. оф орм лени е спектакля
(м узы ка, декорации);
З 11 .спец иф и ка сцени ческой
речи, её особенности;
З 12. осн овы сц ени ческого
движ ения

разработки,
м етодику и н сценирования
и
составления сценария;
драм ати зац и и
-сп особы
театрального
воздей ствия на разви ти е
л ичности
р еб ён ка через
им провизацию ,
театральную
игру,
ритм опластику,
инсценирование;
п ри ем ы
сцени ческой
речи,
сц ени ческого
д виж ения
и
их
особенности;
сп ециф ику
показа
спектакля
д етской
аудитории._______________________________________________

Представленные умения и знания направлены на формирование общих и
профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
OK 10. Осуществлять профилактику травматизма,обеспечивать охрану жизни и
здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее
регулирующих.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной
области дополнительного образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том
числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности,
особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.4. Оформлять
педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дополнительного образования детей.
3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по
дисциплине Основы театрализованной деятельности, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций.

Т аблица 2

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной
дисциплины

Текущий контроль
Оценочное Проверяемы
е умения (У),
средство
знания (З)
Раздел 2. Основы знаний о театре как одном из
видов искусства
9.Тезисы
Тема 2.1. Театр
У .1, 3.4, 3.7.
как вид
искусства.
У .2,У .4, 3.6,
Тема 2.2. Основы 11.
Упражнение 3.12
знаний о
режиссуре и
11.
актерском
У .1, У .6 3.11
Упражнение
мастерстве
Раздел 3. Эрганизация детской
театрализован ой деятельности в УДОД
21. Ролевая
У .1, У 2, У.4.
Тема 3.1.
ситуация
3.1, 3.3,
Содержание
3.7,3.9
театрализованно
й деятельности
детей в УДОД.
У .1, У .2, 3.1,
3.7, 3.9, 3.10,
З.Эссе
3.11,3.12

22.
Тема 3.2. Основы
педагогической
Практическо
организации и
е задание по
руководства
демонстраци
детской
и
театрализованно компетенций
й деятельностью
Тема 3.3.
Особенности
организации
знакомства детей
с устройством
театра, с
культурой
поведения в нем

24. Проект

У .1, У .2,
У .3,У .4, У .5,
У .6, У.8
3.2, 3.3, 3.9,
3.10, 3.11,
3.12

У .1, У .3, 3.7

Промежуточная аттестация
Форма Оценочно Проверяемы
контрол е средство е умения (У),
знания (З)
я
У .1, З.4, З.7.

У .2,У .4, З.6,
З.12
У .1, У .6 З.11

У .1, У 2, У.4.
З.1, З.3,
З.7,З.9

8
тО

к
к

S
ап
аа
■8н

-8н

У .1, У .2, З.1,
З.7, З.9, З.10,
3.11,3.12
У .1, У .2,
У .3,У .4, У .5,
У .6, У.8
3.2, 3.3, 3.9,
3.10, 3.11,
3.12

У .1, У .3, 3.7

4. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по учебной
дисциплине
Оценочные материалы предназначены для контроля и оценки результатов
освоения учебной дисциплины Основы театрализованной деятельности.
Промежуточная аттестация по дисциплине Основы театрализованной
деятельности осуществляется в форме Дифференцированного зачета.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций:
Умения
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации с целью самостоятельной
постановки задач и личностного развития;
У.2. подбирать и анализировать произведения искусства и литературы для
инсценирования и театрализации детей разных возрастных групп;
У.3.учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста при
организации театрализованной деятельности;
У.4.создавать художественный образ, используя приёмы сценической речи, как в
профессиональной, так и театрализованной деятельности;
У.5.использовать в профессиональной деятельности театральные игры как
средство развития воспитанников;
У.6.демонстрировать умение работать в коллективе, проявлять инициативу,
придерживаться активной позиции;
У.7.разрабатывать сценарии на заданную тему;
У.8.применять в театрализованной деятельности правила инсценирования и
драматизации
Знания
3.1. влияние театрализованных игр на эстетическое развитие;
3.2. понятие инсценирования, его виды и правила;
3.3. методика инсценирования в разных видах театра;
3.4. формы и методы организации театрально-игровой деятельности.
3.5. понятие театральных игр, специфика и особенности;
3.6. понятие ритмопластики, её особенности
3.7. виды театров, их специфика, исторические устои;
З. 8. сценарий и методика его составления;
3.9. специфика показа спектакля детской аудитории;
3.10. оформление спектакля (музыка, декорации);
3.11. специфика сценической речи, её особенности;
3.12. основы сценического движения
Оценка освоения учебной дисциплины предусматривает проведение
дифференцированного зачета. Контролю и оценке в данной форме аттестации
подвергаются знания и умения, сформированные у обучающихся при изучении
учебной дисциплины Основы театрализованной деятельности.
Условия организации промежуточной аттестации Дифференцированный
зачет.
Одними из важных и обязательных для выполнения являются практические
задания по подбору материала для инсценирования, а также методика показа
инсценировок. Кроме этого, предусмотрены задания в тестовой форме и открытые
вопросы, которые позволяют оценить уровень знаний и умений по предмету.

Студент, выполнивший все виды заданий в установленные сроки, оценивается в
соответствии с средним баллом. Студент, имеющий задолженность по какому-либо
заданию, готовит его к зачету и предоставляет в письменной форме.
Общая характеристика дифференцированного зачёта: на зачете используются
следующие виды оценочных средств: задания в тестовой форме, открытые
вопросы, проектное задание. Время выполнения каждого вида оценочного
средства: тестовые задания и открытые вопросы по разделу - общее время
выполнения от 20 до 35 минут.
Вопросы:
1. Теоретические основы театрализованной деятельности.
2. Организация режиссерских игр и игр-драматизаций в детском саду.
3. Примерные методические рекомендации к организации театрализованной
деятельности в УДОД.
4. Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрального искусства.
Л.С.Выготский о роли воображения при формировании детского творчества.
5. Воспитательные возможности детского театра. Роль театрализованных игр в
эстетическом воспитании.
6. Программы по детскому театральному творчеству как универсальная
педагогическая модель.
7. Характеристика театрализованных игр и их классификация.
8. Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности.
9. Содержание и методика самостоятельной театрализованной деятельности в
детском саду.
10. Принципы отбора литературных произведений для игр-драматизаций.
11. Специфика методов и приемов и их разнообразие при организации игрдраматизаций.
12. Роль театрально-игровой деятельности в овладении дошкольником навыками
коллективного творчества.
13. Особенности организации знакомства детей с устройством театра, с культурой
поведения в нем.
14. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к театральному
искусству.
15. Педагогическое руководство театрализованной деятельностью детей старшего
дошкольного возраста.
16. Приобщение к театру детей дошкольного возраста.
17. Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации театрализованной
деятельности.
18. Н.С.Карпинская о развитии выразительности речи в процессе игрыдраматизации.
ТЕСТ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УДОД»:
1. Дайте определение художественно-речевой деятельности детей в УДОД:
а) обучение пересказу знакомых произведений;
б) формирование связной речи, обучение детей диалогической и монологической
речи;
в) деятельность, связанная с восприятием и исполнением литературных
произведений, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане -

придумыванием и разыгрыванием загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов и
т.д.
2. Что означает термин «инсценировка»? С каким значением он используется в
педагогике?
а) приспособление литературного произведения для его постановки в театре (на
экране);
б) обучение пересказу знакомого произведения;
в) это смысловое развернутое высказывание, состоящее из логически
сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание.
3. Для обыгрывания художественных произведений используется несколько
терминов - инсценировка, театральные представления, театрализованные игры
(драматизации), ролевые игры. Какое определение подходит к термину
театрализованная игра?
а) спектакль;
б) игра-инсценировка на темы прослушанных и освоенных произведений;
в) обыгрывание популярного среди детей сюжета.
4. Дайте определение термина «театральное представление»:
а) обыгрывание популярного в детской среде сюжета;
б) приспособление художественного произведения для его постановки детьми;
в) спектакль, предусматривающий предварительное заучивание ролей, длительную
репетицию, широкое использование костюмов, декораций, музыкальное
сопровождение.
5. Как определяется ролевая игра детей?
а) как перевоплощение;
б) игра на сюжеты современных художественных произведений, содержащая лишь
элемент произведения (имя героя, черты характера, отдельный эпизод);
в) осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
6. Какие признаки характеризуют театрализованные игры?
а) заимствуется лишь элемент произведения, но в целом сюжет развивается
произвольно по замыслу детей;
б) предварительное заучивание ролей, длительные репетиции, широкое
использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения;
в) проходят по готовому сюжету, который заимствуется из художественного
произведения; заранее известны герои будущей игры, ход ее действия, сохраняется
язык произведения; дети остаются активными действующими лицами и
используют разные театральные атрибуты; возможность для импровизации.
7. Какова специфика театрализованных игр?
а) воссоздаются конкретные художественные образы, необходимо перевоплощение
в какого-либо персонажа; используются средства эмоциональной, интонационно­
звуковой и языковой выразительности; осваиваются приемы вождения кукол;
удовольствие для себя, а не для зрителей;
б) обыгрываются современные сюжеты, используется лишь имя героя и черты его
характера, сюжет развивается произвольно по замыслу детей;
в) предусматриваются предварительное заучивание ролей, длительные репетиции,
широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения; к
участию привлекается музыкальный руководитель.
8. Какие творческие проявления детей реализуются в театрализованных играх и
представлениях?

а) заучивание наизусть, декламация;
б) исполнительское (речевое и двигательное), оформительское, продуктивное
(сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация известного
сюжета);
в) пересказ по ролям или от лица персонажа.
9. Каковы условия для проведения театрализованных игр?
а) деятельность методического кабинета, подбор учебно-методической литературы,
проведение разных форм методической работы с воспитателями;
б) проведение диагностических мероприятий, выявление уровня готовности детей
к театрализации и сформированности необходимых умений и навыков;
в) освоение художественных произведений детьми, наличие в них диалога,
организация предметно-пространственной среды (уголка, студии для игр),
подготовка необходимой атрибутики, участие педагога в деятельности.
10. Какова роль педагога в организации и проведении театрализованных игр?
а) обогащение опыта детей новыми жизненными впечатлениями;
б) обучение пересказу, многократное повторение произведения, развитие у детей
интереса к произведению и мотивации к театрализации, связь с жизнью детей,
метод косвенного предложения игры; исполнение роли ведущего педагогом, показ
приемов выразительности речи и вождения кукол, создание предметной среды,
регулирование игры;
в) ознакомление с художественной литературой и работа с книгой.
11. Возможно ли вносить исправления или делать замечания в ходе театрализации?
а) да;
б) по ситуации;
в) нет.
12. Как следует использовать театрализацию в течение дня?
а) дозированно, в соответствии с планом;
б) не регулировать вообще;
в) как можно шире - как метод обучения на занятиях, как форму совместной с
педагогом или свободной деятельности детей, объединять детей для выполнения
похожих ролей и массовых сцен.
13. Следует ли приобщать к театрализации только наиболее способных детей?
а) нет;
б) да;
в) стараться привлечь к театрализации каждого ребенка группы, формируя
подходящую мотивацию.
14. От чего зависит успех театрализации?
а) только от детей;
б) только от педагога;
в) от подготовительной работы, предшествующей театрализации, от условий ее
организации и проведения.
15. Какова подготовка педагога к театрализации?
а) правильный выбор произведения с учетом интересов и речевых возможностей
детей, владение приемами художественного чтения и рассказывания детям, анализ
прочитанного произведения, работа над техникой исполнения текста детьми;
словарная работа, владение приемами кукловождения;
б) постановка голоса и владение техникой выразительной речи;
в) владение технологиями подготовки детей к обучению грамоте.

16. Что включает подготовка детей к театрализованным играм?
а) освоение всех задач речевого развития в их взаимосвязи и взаимодействии;
б) освоение задач по ознакомлению с художественной литературой и
произведениями разных жанров (сказками, рассказами, стихами, загадками и т.д.);
в) обогащение жизненного опыта детей, беседы, объяснение незнакомых слов в
тексте, овладение разными видами пересказа, техникой речи и приемами ее
выразительности, освоение просодических компонентов речи, овладение приемами
кукловождения, повторное переживание произведения в продуктивных видах
деятельности.
17. Кому из педагогов принадлежит классификация театрализованных игр, в
которой выделяются предметные и непредметные игры?
а) Е.И. Тихеевой;
б) Е.А. Флериной;
в) Л.С. Фурминой.
18. Какие театрализованные игры выделены в классификации Л.В. Артемовой?
а) режиссерские и игры-драматизации;
б) настольный театр и театр на ширме;
в) подвижные игры и настольно-печатные.
19. С какого театра рекомендуется начинать обучение детей приемам
кукловождения?
а) куклы на гапите;
б) перчаточные куклы;
в) театр ложек.
20. Какой вид театра можно отнести к пальчиковому театру?
а) теневой театр;
б) театр теней;
в) перчаточные куклы.
21. Какой простейший вид театра не требует атрибутов или оборудования?
а) «говорящая голова»;
б) вращающиеся кубики;
в) театр на ладони.
22. Какой вид театра связан с рукоделием?
а) театр игрушек;
б) минифланелеграф;
в) театр картинок.
23. К какому виду театра можно отнести куклы-самоделки из шишек, киндерсюрпризов, пустых бутылок и прочих отходов?
а) народный кукольный театр;
б) штоковые куклы;
в) куклы из природного и бросового материала.
24. Какой народный персонаж в России дал рождение целому театру народной
кукольной комедии?
а) скоморохи;
б) Петрушка;
в) дед-раешник.
25. Выделите этапы театрализованной игры:
а) этап постановки навыков, этап уточнения и закрепления, этап активизации
навыков, этап дифференциации смешиваемых навыков;

б) этап первичного ознакомления, этап более глубокого обследования и анализа,
этап родовидовых обобщений в предметной деятельности;
в) этап чтения и рассказывания, этап подготовки сценарного материала, этап
освоения произведения (пересказ или заучивание наизусть), подготовка предметно­
пространственной среды, реализация игры.
26. Каким этапом отличается театрализованное представление от театрализованной
игры?
а) репетиционным;
б) этапом чтения и рассказывания;
в) этапом подготовки сценария.
27. Какие виды театра могут использоваться в свободной деятельности младших
дошкольников?
а) настольный театр картинок, фланелеграф, игра-драматизация;
б) театр стенд-книжка, вращающиеся кубики;
в) настольный театр игрушек и пальчиковый театр.
28. Какие новые виды театра демонстрируются в средней группе?
а) настольный театр картинок и картинок, фланелеграф, пальчиковый театр;
б) «говорящая голова», театр на гапите, кукольный театр на ширме, теневой театр;
в) театр ложек, фланелеграф, драматизация.
29. Какой вид театра в старшей группе подготавливает детей к участию в
фольклорном
театре:
а) игра-импровизация;
б) кукольный театр (верховые куклы);
в) штоковый театр.
30. С какими новыми видами театра знакомят детей в подготовительной к школе
группе?
а) театр теней (руки), штоковый театр, тростевые куклы;
б) театр на ладони, куклы из природного и бросового материала, народные театры;
в) кукольный театра, теневой театр, «говорящая голова», драматизация.
31. Какие технологии в обучении детей театрализованной деятельности являются
целесообразными?
а) ритмопластика, пантомима, культура и техника речи, основы театральной
культуры;
б) теория решения изобретательских задач;
в) теория развития творческого воображения.
32. Какие технологии развивают психомоторные и двигательные способности
детей?
а) технологии подготовки к обучению в школе;
б) ритмопластика, пантомима, показ этюдов, пальчиковая гимнастика, технология
«Расскажи стихи руками».
1
В
12
В
23
В

2
А
13
В
24
Б

3
Б
14
В
25
В

4
В
15
А
26
А

5
Б
16
В
27
В

6
В
17
В
28
Б

7
А
18
А
29
А

8
Б
19
В
30
Б

9
В
20
Б
31
А

10
Б
21
В
32
Б

11
В
22
Б

При оценивании ответа обучающегося на вопросы дифференцированного
зачета учитываются следующие критерии:
отметка «5» (отлично): обучающийся полно,
правильно, логично, с
использованием понятийного аппарата дисциплины изложил ответы на вопросы,
привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их
подтверждающие, сделал вывод;
отметка «4» (хорошо): обучающийся правильно изложил теоретический
вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил
незначительные неточности. На заданные преподавателем дополнительные
вопросы ответил правильно;
отметка «3» (удовлетворительно): обучающийся смог частично раскрыть
ответы на вопросы, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные
положения. На заданные преподавателем дополнительные вопросы ответить не
смог;
отметка «2» (неудовлетворительно): не раскрыл ответы на вопросы, на
дополнительные вопросы, заданные преподавателем обучающийся не смог дать
удовлетворительный ответ.

5. Фонд оценочных средств для текущего контроля по учебной дисциплине
Раздел 2. Основы знаний о театре как одном из видов искусства
Тема 2.1. Подбор материала для инсценирования и театрализации
произведений для детей разных возрастных групп.
9.Тезисы
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации с целью самостоятельной
постановки задач и личностного развития;
З.4. формы и методы организации театрально-игровой деятельности;
З.7.виды театров, их специфика, исторические устои;
Студенты имеют право использовать все доступные источники информации.
При оценке учитывается умение студентов структурировать информацию по
изученной проблеме.
Данное занятие проходит в библиотеке образовательной организации.
Студенты самостоятельно подбирают литературу для инсценирования и
театрализации с детьми разных возрастных групп: младшие дошкольники, средний
дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, младшие школьники.
Примечание: для удобства выполнения задания можно составить таблицу с двумя
столбцами.
Таблица
Возрастная группа Произведения для инсценирования и театрализации
Либо составить каталог произведений в алфавитном порядке. Каждый студент
выбирает для себя более удобный способ выполнения задания.

Критериями оценки письменной работы студента являются: умение
осуществлять подбор необходимых источников, знание возрастных особенностей
детей дошкольного возраста, умение структурировать материал по теме.
Тема 2.2. Основы знаний о режиссуре и актерском мастерстве
11. Упражнение.
У.2. подбирать и анализировать произведения искусства и литературы для
инсценирования и театрализации детей разных возрастных групп;
У.4.создавать художественный образ, используя приёмы сценической речи, как в
профессиональной, так и театрализованной деятельности;
З.6.понятие ритмопластики, её особенности;
З.12. основы сценического движения
Пластическая, музыкальная, танцевальная импровизация.
Пластическая иимпровизация. Практикум проходит в актовом зале, на сцене.
Студенты делятся на пары. Каждая пара выполняет каждое упражнение. Между
упражнениями перерыв в 2 минуты для настроя на новый вид пластики.
1. К у к ло во д и к у к л а

Участники разбиваются на пары. Один - «кукловод», второй - «кукла».
«Кукла» сидит, мышцы максимально расслаблены. «Кукловод» изучает свою
«куклу». Он поднимает поочередно руки, ноги, голову. Проверяет, как кукла
реагирует на его прикосновения, насколько она послушна его воле. После
выполнения упражнения, партнеры меняются местами.
2. З ер к а ло

Участники встают парами друг против друга. Один - Человек, другой - Зеркало.
Человек делает то, что обычно делают перед зеркалом — причесывается, бреется,
гримируется, примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия
Человека. Зеркало не должно механически повторять все движения Человека.
«Зеркало» пытается угадать внутреннюю жизнь Человека, угадать его цели,
старается жить его мыслями. По сигналу ведущего пары меняются ролями.
3 . Ф а н т а с т и ч е с к о е сущ ест во

Участникам предлагается превратиться в фантастическое существо по
ассоциации с незнакомым словом. Например, «маняпа», «барабуда», «карапулька»
и т.д. Найти пластический образ персонажа, представиться, рассказать о нем как
можно подробнее: где живет, что любит, чего боится и т.д. Задание усложняется,
когда у «существа» появляется друг (партнёр), тепрь это парная история.
4 . С к у ль п т у р н а я к о м п о з и ц и я

Один из участников выходит в центр комнаты и застывает в какой-либо
выразительной скульптурной позе. Остальные участники внимательно изучают
скульптуру. По желанию любой может выйти и пристроиться к ней. Важно, чтобы
пристройка была оправдана. Затем пристраивается другой желающий. Важно не
торопиться, внимательно следить за изменениями, которые происходят в
скульптурной композиции, в ее настроении и почувствовать тот момент, когда
скульптурная композиция обретает законченность и не требует дальнейших
дополнений.
Музыкальная импровизация.
О ркест р

Участники становятся вкруг. Ведущий - дирижер начинает отбивать ритм. Это
медленные, равномерные хлопки. Каждый хлопок равен по протяженности одной
целой ноте. Каждый из участников по очереди вступает со своей ритмической

фразой. Обязательное условие - не нарушать темпо-ритм, заданный ведущим.
Постепенно в игру вступают все участники, каждый со своим ритмическим
рисунком. В итоге должен получиться слаженный оркестр. Музыканты,
импровизируйте. Вы можете топать, петь, звенеть, хлопать, двигаться по аудитории
и т.д. Придумайте свой музыкальный инструмент. Важно держать общий темпо­
ритм.
Танцевальная импровизация.
Пары определяют очередность выполнения задания (1-5) Звучит музыка,
необходимо уловить её жанр и воспроизвести стилизованную импровизацию.
Время на подготовку и обдумывание движений не предполагается. Танцевальные
движения исполняются экспромтом.
1. Медленна музыка, например, Ф. Шопен «Осенний вальс» Тема: «Части тела»
2. Джазовая музыка, например, Рэй Чайльз «A song for you». Тема: «Мечта»
3. Детская музыка, например, П. Чайковский «Мазурка». Тема: «Секрет»
4. Известная музыка из кино. Оркестр Поля Мориа мелодия из к/ф «Игрушка».
Тема: «Игрушка».
5. Современная музыка, Кейко Матцуи «О любви». Тема: «О любви»
Критериями оценки является: демонстрация умения «переключаться» с одного
вида пластической импровизации на другой (по заданной тематике); умение
работать в паре, подстраиваться под партнера; пластичность, творческий подход.
Тема 2.2. Основы знаний о режиссуре и актерском мастерстве
11. Упражнение.
Упражнения на технику речи на материале чистоговорок и скороговорок.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации с целью самостоятельной
постановки задач и личностного развития;
У.6.демонстрировать умение работать в коллективе, проявлять
3.11. специфика сценической речи, её особенности;
3.12. основы сценического движения
Каждый из студентов по очереди проводит упражнение на активизацию
речевого аппарата. Разминка (15 мин)
Из предложенного каталога чистоговорок и скороговорок или из учебного
пособия 1000 русских скороговорок для развития речи Е.В. Лаптевой каждый
выбирает свой вариант, отводится время для заучивания 15 мин. Студенты имеют
право использовать все доступные источники информации. При оценке
учитывается умение студентов структурировать информацию по изученной
проблеме.
Далее следует демонстрация чистоговорки или скороговорки каждым студентом.
Критерием оценивания является чистота речи, верное воспроизведение
текста, тенденция к ускорению во время повторного произнесения, отсутствие
заминок в воспроизведении.
Раздел 3. Организация детской театрализованной деятельности в УДОД.
Тема 3.1. Содержание театрализованной деятельности детей в УДОД
Методика показа инсценировок в театре теней.

21.Ролевая ситуация
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации с целью самостоятельной
постановки задач и личностного развития;
У.2. подбирать и анализировать произведения искусства и литературы для
инсценирования и театрализации детей разных возрастных групп;
У.4.создавать художественный образ, используя приёмы сценической речи, как в
профессиональной, так и театрализованной деятельности;
З. 1. влияние театрализованных игр на эстетическое развитие
З.3. методика инсценирования в разных видах театра;
3.7. виды театров, их специфика, исторические устои;
З. 9. специфика показа спектакля детской аудитории
Для выполнения данного задания студенты приносят необходимый для их
роли реквизит. Студенты имеют право использовать все доступные источники
информации.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги,
черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря
которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и
при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
На примере сказки «Теремок».
Критериями оценки является чистота речи, приближенность исполняемого
текста к тексту оригинала, темп произнесения, координация движений актёров,
отсутствие заминок и следование сюжетной линии.
Тема 3.1. Содержание театрализованной деятельности детей в УДОД
3.Эссе.
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации в соответствии с
поставленной целью;
У.2. анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
3.1. влияние театрализованных игр на эстетическое развитие;
3.7. виды театров, их специфика, исторические устои;
3.9. специфика показа спектакля детской аудитории;
3.10. оформление спектакля (музыка, декорации);
3.11. специфика сценической речи, её особенности;
3.12. основы сценического движения
Посещение детского спектакля, беседа по нему.
Студенты совместно с преподавателем посещают спектакль,
ориентированный на детскую аудиторию, в одном из театров города (возможен
выезд в другой город приличном желании студентов).
После просмотра пишут творческое эссе, где каждый автор передаёт
свои эмоции, впечатления от увиденного.
Возможная структура эссе:
1. Вступление.
2.
Основная часть.
3. Заключение.

Требования к эссе.
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и
понятной.
2.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту
информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным
четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует
теоретическое понятие, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме
позиции.
Типичные ошибки в написании эссе:
1. Непонимание сути заявленной темы.
2.
Отсутствие структурированности в изложении.
3. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос (пространные
отвлечения от темы).
4. Использование риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширная описательная часть, не подкреплённая аналитическим
материалом.
7. Изложение других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без
высказывания собственной позиции.
8. Повторы без необходимости.
Критерии оценивания письменной работы.
Критерий Знание и понимание теоретического материала
-Определять рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие
примеры;
-Используемые понятия строго соответствуют теме;
-Самостоятельность выполнения работы.
Критерий Анализ и оценка информации
-Грамотно применять категории анализа;
-Умело используют приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи
понятий и явлений;
-Способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и
прийти к сбалансированному заключению;
-Диапазон используемого информационного пространства (студент использует
большее количество различных источников информации);
-Обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью диаграмм и
графиков дает личную оценку проблем
Критерий Построение суждений
-Ясность и четкость изложения, логика структурирования доказательств;
-Выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
-Приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
-Общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации
соответствует жанру проблемной научной статьи.
Критерий оформление работы
-Работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

-Соблюдение лексических, фразеологических грамматических и стилистических
норм русского литературного языка;
-Оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и
пунктуации; соответствие формальным требованиям.
Тема 3.2. Основы педагогической организации и руководства детской
театрализованной деятельностью
22. Практическое задание по демонстрации компетенций
Инсценирование детских произведений (сказок, потешек, стихотворений,
пьес)
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации с целью самостоятельной
постановки задач и личностного развития;
У.2. подбирать и анализировать произведения искусства и литературы для
инсценирования и театрализации детей разных возрастных групп;
У.3.учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста при
организации театрализованной деятельности;
У.4.создавать художественный образ, используя приёмы сценической речи, как в
профессиональной, так и театрализованной деятельности;
У.5.использовать в профессиональной деятельности театральные игры как
средство развития воспитанников;
У.6.демонстрировать умение работать в коллективе, проявлять инициативу,
придерживаться активной позиции;
У.8.применять в театрализованной деятельности правила инсценирования и
драматизации
3.2. понятие инсценирования, его виды и правила;
3.3. методика инсценирования в разных видах театра;
3.9. специфика показа спектакля детской аудитории;
3.10. оформление спектакля (музыка, декорации);
3.11. специфика сценической речи, её особенности;
3.12. основы сценического движения
Выполнение данного задания осуществляется на основе подобранного
материала студентами в практической работе №1. Задание выполняется в группе. У
студентов есть 5 минут на выбор произведения для инсценирования. Студенты
сами определяют предполагаемый возраст детской аудитории. Студенты имеют
право использовать все доступные источники информации.
После чего происходит распределение ролей между обучающимися.
Преподаватель является сторонним наблюдателем. Студенты имеют право
использовать все доступные источники информации. При оценке учитывается
умение студентов структурировать информацию по изученной проблеме.
Подготовка к инсценированию занимает 50 минут (поскольку выбранное
произведение хорошо знакомо студентам, оно не требует дополнительного
прочтения, что экономит время).
Демонстрация достижения - 15 минут, 10 минут обсуждение и оценивание.
Подсказка.
План работы над сказкой (Е.А.Антипина):
I. 1. Чтение сказки. 2. Показ музыкальных номеров. 3. Беседа по содержанию.

II. 1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. 2. Чтение сказки по
ролям.
III. 1. Работа с ведущим. 2. Знакомство со вступлением.
IV. 1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в)
мимика. 2. Знакомство с рисунком танцев.
V. 1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой. 2. Разучивание танцев. 3.
Закрепление.
VI. 1. Работа над танцами. 2. Работа с фонограммой.
VII. 1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.
VIII. Генеральная репетиция.
IX. Премьера.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных
возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный
опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
В современных программах для образовательных организаций предлагается
большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе
народных и авторских сказок.
Критерии оценки творческой работы: знание возрастных особенностей детей
дошкольного и школьного возраста, содержания авторских произведений,
произведений народного творчества, умение работать в команде, демонстрировать
лидерские качества, брать на себя ответственность, владеть техническими
средствами, подбирать музыкальный материал, работать над ролью и «вживаться»
в роль, владеть четкой, грамотной речью, соответствующей содержанию
произведения и нормам русского языка, демонстрировать пластические зарисовки,
навыки сценического движения.
Тема 3. 3. Особенности организации знакомства детей с устройством
театра, с культурой поведения в нем
24. Проект
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций:
У.1. осуществлять поиск, анализ и отбор информации с целью самостоятельной
постановки задач и личностного развития;
У.3.учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста при
организации театрализованной деятельности;
З.7.виды театров, их специфика, исторические устои.
Составление кодекса поведения театрального зрителя.
Кодекс - это сводный акт, содержащий в себе определенные нормы.
Задание выполняется в письменном виде с последующим представлением
разработки.
Задание является групповым, где каждый берет на себя ответственность за
разработку раздела Кодекса. Студенты имеют право использовать все доступные
источники информации. Разделами кодекса являются: внешний вид, общение,
поведение во время антракта, поведение во время просмотра спектакля, поведение
в гардеробе, буфете и после завершения спектакля. Разделы кодекса подлежат
корректировке на усмотрение разработчиков, но не могут удаляться совсем.
Критериями оценивания являются: умение студентов структурировать

информацию по изученной проблеме, подбирать необходимый материал, работать
в команде, оформлять полученные данные в единый продукт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».