КОС ОП 11 Основы семейного воспитания

М и н и стерство об разован ия и науки РБ
Г Б П О У «Г у си н оозерски й эн ергети ч ески й техникум »

**

У чебн о-п рограм м н ая д окум ентац ия
2.5. У чебн ы й процесс

С К -У П Д -К О С -2.5.-23

К о н трол ьн о-оц ен оч н ы е средства уч еб н ой д и сц и п ли н ы по сп еци альн ости
44.02.03. П ед агоги ка в допол н и тел ьн ом об разован ии (в области соц и ал ьн о­
педагогич еской д еятельн ости)

Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №
«
»
п о д п и сь

__20__г.

УТВЕРЖДАЮ
Методический совет ГБПОУ «ГЭТ»
Протокол № _
________20___г.
«
»
С.А.Ульянова

И .О .Ф ам и л и

п о д п и сь

И .О .Ф ам и л и я

Контрольно-оценочные средства
по учебной дисциплине «Основы семейного воспитания»

Гусиноозерск, 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.О бщ ие полож ения
2. П ереч ен ь осн овны х п оказателей оценки результатов, эл ем ен тов зн ан и й и ум ений,
п одлеж ащ и х текущ ем у контролю и п ром еж уточ ной аттестац ии
3. К он трол ь и оценка освоения учебной дисц и п ли н ы по тем ам (разделам )
4. Ф онд оценочны х средств д ля текущ его контроля уч еб н ой д исц ип ли ны
5. Ф онд оценочны х средств д ля п ром еж уточ ной аттестац ии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ф онд оценочны х средств (Ф О С ) предн азн ачен для контроля и оценки
об разовательны х д остиж ений обучаю щ ихся, освои вш их програм м у уч еб н ой дисц и п ли н ы
О сновы сем ейного воспитания
Ф О С вклю чает оценочны е м атериалы для п роведени я текущ его контроля и
п ром еж уточной аттестац и и в ф орм е экзам ена.
Ф О С разраб отан на осн овани и полож ений:
Ф ГО С С П О 44,02,03 П ед агоги ка доп ол н и тел ьн ого образован ия
О сновн ой проф ессион ал ьной об разовательной п рограм м ы по сп ец и ал ьн ости 44,02,03
П ед агоги ка д о п ол н и тел ьн ого образован ия (углуб лённой подготовки)
П рограм м ы уч еб н ой дисц и п ли н ы О сновы сем ейного воспитания
П олож ен и я о ф онде оценочны х средств
П олож ен и я о текущ ем контроле зн ан и й и п ром еж уточ ной аттестац ии обучаю щ и хся

2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ,
ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 1.
Результаты
обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
уметь:
-использовать
м етодики
д иагностики семьи;
- устан авливать
контакты с сем ьей
воспитанников;
-орган изовы вать
взаи м одействи е с
сем ьей
восп итанн иков в
различны х ф орм ах;

знать:
- особен ности
соврем енной сем ьи,
тен д ен ц и и её
разви ти я и
проблем ы ;
- сущ ность
восп итательного
п отен ци ала семьи,
специф ику
восп итательного
п отен ци ала сем ей
разн ого типа;
- особенности,
принципы , м етоды и

Код
и наименование элемента
умений
У .1. У м еть подбирать м етоды
изучен ия семьи.
У .2. У м еть подбирать м етодики
д и агн ости ки сем ьи, их делать
анализ
У .З. У м еть устан авливать
контакты с сем ьей
в о сп и тан н и ко в.
У .4. У м еть орган изовы вать
взаи м одействи е с сем ьей
восп итанн иков в различны х
ф орм ах
У .5. У м еть ф орм улировать
пам ятки для роди тел ей по
р азн ы м тем ам
У .6. У м еть подбирать детские
п рои звед ен ия и их
ан ализировать с точки зрен и я
общ ечеловеческих и базовы х
национ альны х ценностей
У .7. У м еть подбирать игры для
д етей оп ределенного возраста и
д ел ать их анализ
восп и тател ьн ого потен ци ала
дан н ы х игр.
У .8. У м еть разрабаты вать
л екци и для родителей

Код
и наименование элемента
знаний
3.1. О пределять сем ью как
об ъект и сследовани я в
педагогике, п сихологии и
соц иологии
3.2. Знать актуальны е вопросы
изучен ия семьи.
3.3. Н орм ати вн о-п равовы е
докум енты , регул и рую щ и е
сем ейны е отнош ения.
3.4. Знать трад и ц и и сем ьи и
б рака в разл и ч н ы х религиях.
3.5. Знать соврем енны е
м етодики д ом аш него
восп итани я и ран него развития
детей.
3.6. Знать м етоды сем ейного
восп итани я
3.7. Знать неблагоприятны е
ф акторы сем ейного восп итани я
3.8. Знать ф орм ы
взаи м одействи я учреж дени й
об разован ия с сем ьей
3.9. Знать направлен ия
соц иально-педагогич еской
пом ощ и сем ье
3.10. Знать цели, зад ач и и

стили сем ейного
воспитания;
- содерж ание
сем ейного
воспитания;
-негативн ы е ф акторы
сем ейного
воспитания,
-ф орм ы
взаи м одействи я
сем ьи с различ ны м и
образовательны м и
учреж дениям и;
-направления
соц и ал ьн о­
педагогической
пом ощ и семье;
-цели, зад ач и и
ф орм ы д ом аш него
образования.

П р ед ставл ен н ы е

У .9. У м еть ан ализировать
оф иц и ал ьн ы е сайты учреж д ен и й
об разован ия по вопросу
орган изац ии р аб оты с
родителям и.
У .10. У м еть разрабаты вать
сц енари и м еропри яти й с
у ч асти ем родителей
У .11. У м еть устан авливать
взаи м освязи сем ейной
п едагогики с д ругим и наукам и.
У .12. У м еть оф орм лять
п од об ран ны й м атериал в ф орм е
сообщ ения, сочинения, эссе,

3.11. Зн ать сп ециф ику
сем ейного воспитания.
3.12. Зн ать особен ности сем ьи,
как соц иального института
3.13. Зн ать особен ности
соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и
её р азви ти я и проблем ы ;
3.14. Зн ать сущ ность
восп и тател ьн ого потен ци ала
сем ьи, сп ециф ику
восп и тател ьн ого потен ци ала
сем ей разн ого ти п а
3.15. Зн ать особен ности

реф ерата
У .13. У м ени е анализировать,
сравнивать и ран ж ировать
У .14. У м еть подбирать
худ ож ествен н ы е прои зведен ия
и их ан ализировать с точки
зрен и я , иллю страци и
восп и тател ьн ого потен ци ала
сем ей разн ого ти п а
У. 15. У м еть составлять
библ и ограф и ч ески й список
статей, п освящ ен ны х вопросам
д ом аш н его восп итани я
и

сем ейного восп итани я в
Р осси и в зави си м ости от
соц иальны х групп (сословий)

ф ункц ии семьи.

ум ен и я

ф орм ы д ом аш н его образован ия

зн ан и я

н аправлен ы

3.16. Зн ать особен ности
ген дерного восп итани я д етей в
семье.

на

ф орм ирование

общ их

и

п роф ессион альны х ком петенций:
О К 1. П оним ать сущ ность и социальную зн ачи м ость своей будущ ей проф ессии, проявлять
к ней устой ч и вы й интерес.
ОК

2.

О ргани зовы вать

собственную

д еятельн ость,

определять

м етоды

реш ен ия

п роф ессион альны х задач, оцен и вать их эф ф ек ти вн ость и качество.
О К 3. О цен ивать риски и п ри ни м ать реш ен ия в н естандартны х ситуациях.
О К 4. О сущ ествлять поиск, анализ и оценку ин ф орм ации, н еобходи м ой д ля п остановки и
реш ен ия п роф ессион альны х задач, проф есси он ал ьн ого и л и ч н остн ого развития.
О К 6. Р аботать в коллективе и ком анде, взаи м одействовать с руководством , коллегам и и
соц иальны м и партнерам и.
ОК

11. С троить проф ессион альную

правовы х норм.

д еятельн ость с соблю дени ем регул и рую щ и х ее

П К 2.3. М оти ви ровать обучаю щ ихся, р од и тел ей (лиц, их зам ен яю щ и х) к

участию в д осуговы х м ероприятиях.

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
П ред м етом

оценки

служ ат

ум ени я

и

знания,

п редусм отренны е

Ф ГО С

по

д и сц ип ли не О сновы сем ейного воспитания, н аправлен ны е на ф орм ирование общ их и
п роф ессион альны х ком петенций.

Таблица 2.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам
Элемент
учебной
дисциплины
Т ем а 1.1.
С ем ейная
педагогика в
систем е
педагогически
х наук.
Т ем а 1.2.
С ем ья как
соц иальны й
институт
Т ем а 1.3.
С ем ья как
объект
научного
исследования
Т ем а 1.4.
С ем ья как
институт
воспитания

Т ем а 1.5.
Х арактеристи к
а сем ейного
воспитания

Текущий контроль
П ромежуточная аттестация
Оценочное
Проверяемы Форма
Оценочное
Проверяемые
е умения (У), контрол
умения (У),
средство
средство
знания (З)
я
знания (З)
С ообщ ени е 1.

У .11. У .12.
З.11.

О ткры ты й
вопрос

З.11.

У праж н ени е
1.

У .13. З.12.
З.13.

О ткры ты й
вопрос

З.12. З.13.

С ообщ ени е 2.

У .12. З.4.

О ткры ты й
вопрос
О ткры ты й
вопрос

З.4.

О ткры ты й
вопрос

З.5. З.6. З.14.
З.15. З 16

О ткры ты й
вопрос

З.14. З.15. З 16.

У п раж н ен и е 2

У .1. У .2. З.1.
З.2

У праж н ени е
3.
У праж н ени е
4.

У .14. З.5.
З.6.
У .5. З.13.
З.14.

С очинение 1.

У .12. З.13.
З.14.

К онтрольная
работа

Р еф ерат 1.

У .5. У .12.
У .14. З.5.
З.6. З.13.
З .14.
У .12. З.14.
З.15.
У .4. З.14.
У .4. У.7.
З.14.
У .10. У.2.
3.8.
3.9. З.13
У .12. З.16.

К онтрольная

У .4. У .12.

С ообщ ени е 3.
У п раж н ен и е 5.
У п раж н ен и е 6.
П роектное
зад ан и е 1.

Э
К
З
А
М
Е
Н

З.1. З.2

Т ем а 1.6.
П ед агоги ческа
я культура
родителей.
Т ем а 1.7.
С ем ья в
систем е
восп итательны
х институтов

Т ем а 1.8.
С о ц и ал ьн о­
педагогическая
раб ота с
сем ьей
Т ем а 1. 9.
Д ом аш нее
восп итани е и
образование

З.14. З.15.
У .5. У.8.
У .9. З.3. З.5.
З.6. З.7. З.8.
З.9.
У п раж н ен и е 7. У .9. У .12.
З.8. З.9.

работа
П роектное
зад ан и е 2.

У п раж н ен и е 8. У .9. У .12.
З.8. З.9.
П роектное
У .10.
У .3.У .4. З.8.
зад ан и е 3.
З.9.
У п раж н ен и е 9 У .9.У .10.
У .12. З.2.
З.3. З.5.
З.6.З.7. З.8.
З.9.
У праж н ени е
У .14. З.10.
10
З.11. З.12.
З.13.
П роектное
зад ан и е 4

О ткры ты й
вопрос

З.3. З.5. З.6.
З.7. З.8. З.9.

О ткры ты й
вопрос

З.8. З.9.

О ткры ты й
вопрос

З.2. З.3. З.5.
З.6.З.7. З.8. З.9.

О ткры ты й
вопрос

З.10. З.11. З.12.
З.13.

У. 15. З.10.
З.11. З.12.
З.13

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.1. Семейная педагогика в системе педагогических наук.
Задание 1.
Сообщение 1.
У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется:

Умения
У .11. У м еть устан авл и вать взаи м освязи сем ейной п едагогики с д ругим и науками.
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания
З.11. Зн ать сп еци ф ику сем ейного воспитания.
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии С ообщ ение
С одерж ан ие задания. П одготовка сооб щ ени й (по вы бору студентов):
В заи м освязь сем ейной п едагоги ки и психологии.
В заи м освязь сем ейной п едагоги ки и ф илософ ии.
В заи м освязь сем ейной п едагоги ки и социологии.
В заи м освязь сем ейной педагогики, эко н о м и ки и дем ограф ии.
В заи м освязь сем ейной п едагогики и м едицины .
Л и тература для подготовки: Зверева, О. Л. С ем ей ная педагогика и дом аш нее
воспитание: уч еб н и к и практи кум для средн его п роф ессион ального образован ия / О. Л.
Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М осква: Ю райт, 2018. — 219 с. —
Текст: эл ектрон н ы й // Э БС Ю р ай т [сайт]. — U RL: https://urait.ru/bcode/414527

Тема 1.2.
Семья как социальный институт
Задание 2.
Упражнение 1.
У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется

Умения
У .13. У м ени е анализировать, сравнивать и ран ж ировать ф ункц ии семьи.

Знания
3.12. Зн ать особен ности семьи, как соц иального института.
3.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы ;
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания. С оздани е схем ы «И ерархия ф ункций семьи». О боснован ие своего
выбора.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я сх ем ы и н ф о р м а ц и и из у ч еб н и к а ,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы .

Л и тература для подготовки: Зверева, О. Л. С ем ей ная педагогика и дом аш нее
воспитание: уч еб н и к и практи кум для средн его п роф ессион ального образован ия / О. Л.
Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М осква: Ю райт, 2018. — 219 с. —
Текст: эл ектрон н ы й // Э БС Ю р ай т [сайт]. — U RL: https://urait.ru/bcode/414527

Задание 3.
Сообщение 2.
У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется

Умения
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания.
З.4. Зн ать трад и ц и и сем ьи и б рака в различны х религиях.
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии С ообщ ение
С одерж ан ие задания. П од готов ка сооб щ ени й (по вы бору студентов):
Т ради ции сем ьи и б рака в православии.
http://goodcharacter.ru/tradicii/199-pravoslavie
Т ради ции сем ьи и б рака в буддизм е.
http://goodcharacter.ru/tradicii/176-tradiciibuddizm
Т ради ции сем ьи и б рака в иудаизм е.
http://m irvsem ye.ru/sem ya-v-iudaizm e.php
Т ради ции сем ьи и б рака в исламе.
http://m ahalla1.ru/history rubric/islam and ta tar w orld/islam -i-sem einve-cennosti.php
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й т е м е ,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы .

Тема 1.3. Семья как объект научного исследования
Задание 4.
Упражнение 2

У м ени я и знания, сф орм и рован н ость которы х проверяется

Умения
У.1. У м еть подбирать м етоды и зучен ия семьи.
У.2. У м еть подбирать м етодики д иагностики семьи, их дел ать анализ

Знания.
3.1. О пред елять сем ью как об ъект исследовани я в педагогике, п сихологии и социологии
3.2. Зн ать актуальны е воп росы изучения семьи.
В и д ы оценочного средства, представленн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания. П одбор 2-3 м етодик д иагностики сем ьи, их анализ.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я о т о б р а н н ы х д и а г н о с т и к за я в л е н н о й
тем е,
п о л н о та
и
достоверность
инф орм ации,
аккуратность
вы полнения
и
заверш ён н ость работы .
Л и тература д ля подготовки:
1. Зверева, О. Л. С ем ей ная педагогика и дом аш н ее воспитание: уч еб н и к и практи кум
для среднего проф есси он ал ьн ого образован ия / О. Л. Зверева, А. Н. Г аничева. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М осква: Ю райт, 2018. — 219 с. — Текст: эл ектрон н ы й // Э БС
Ю р ай т [сайт]. — U RL: https://urait.ru/bcode/414527
2. К одж асп ирова, Г. М .
П едагогика: уч еб н и к для средн его п роф ессион ального
образован ия / Г. М . К одж асп ирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М осква: Ю райт,
2017. — 719 с. — Текст: эл ектрон н ы й // Э БС Ю р ай т [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/406377

Тема 1.4.
Семья как институт воспитания
Задание 5.
Упражнение 3.
Умения:
У .14. У м еть п од б ирать худ ож ествен н ы е п рои звед ен ия и их ан ализировать с точки
зрения, и л лю страци и восп итательного п отен ци ала сем ей разн ого тип а

Знания:
3.5. Зн ать соврем енны е м етодики д ом аш него восп итани я и ран него разви ти я детей.
3.6. Зн ать м етоды сем ейного воспитания
В и д ы оценочного средства, представленн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания. П одбор из х уд ож ествен н ой л итературы прим еров, иллю стрирую щ их
восп итательны й потен ци ал сем ей разн ого ти п а (по вы бору студентов).
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Задание 6.
Упражнение 4.
Умения:
У.5. У м еть ф орм улировать пам ятки для роди тел ей по разн ы м тем ам

Знания:
3.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы .
3.14. Знать сущ ность восп итательного п отен ци ала семьи, сп ециф ику восп итательного
п отен ци ала сем ей разн ого типа.
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания. Зн аком ство с кни гой Г .Т .Х ом ен таускаса «С ем ья глазам и ребен ка» и
написани е текста консультац ии для род ителей на одну из след ую щ их тем:

- К ак готовить старш его р еб ен ка к появлению в сем ье малы ш а.
- Т акти ка ф орм ирования полож и тельн ы х взаи м оотн ош ен и й м еж ду старш и м и и м ладш и м и
детьми.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы
Источник:
Г.Т.
Х ом ентаускас
«С ем ья
глазам и
ребенка»
h ttp://lib.ru/K ID S /hom entauskas.txt w ith-big-pictures.htm l

Задание 7 .
Сочинение 1.
Умения:
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания:
3.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы .
3.14. Знать сущ ность восп итательного п отен ци ала семьи, сп ециф ику восп итательного
п отен ци ала сем ей разн ого типа.
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания. Н ап и сан и е сочин ени я на одну из тем (по вы бору студентов): «М оя
будущ ая сем ья», «Д ом, где м еня ж дут», «М ои род ители и я».
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Контрольная работа №1
по теме «Семья как социальный институт и объект научного исследования и
институт воспитания.

1. Д оп олн ите

определение:

осн ованн ая

С ем ья — м алая соц иальн о-п си хол оги ч еская группа,

на

_________________________________________________ ,

ч лены

которой

объеди нен ы

2.

П ереч ислите ф ункц ии сем ьи и докаж ите, что они взаим освязаны .

3.

П од тверди те или опровергни те утверж дения:
3.1. Н уклеарн ая сем ья отличается м ногооб рази ем лич ностн ы х и м еж п околенны х
связей.
3.2. Б р ак - это сою з м уж чины и ж енщ ины , осн ованн ы й на л ю бви и взаи м ном
уваж ении , которы й создается для возн и кн овен и я сем ьи и появлен ия детей.
3.3. Д евиан тн ы е

семьи,

где

по

объекти вны м

или

субъ ективн ы м

при чи нам

соц иальное ф ункц ион ирован ие затруд нен о назы ваю тся сем ьям и соц иального
риска.
4.

П ри вед и те прим ер одной из ти п ологи й семей, кратко поясните её содерж ание.

5. Н азови те 3 особен ности и тен д ен ц и и разви ти я соврем енны х семей. П од робн о
раскрой те одну из них.

Ответы
1. С ем ья - м алая соц иально-психологическая группа, осн ованн ая на браке и/или кровном
родстве, ч лены которой объеди нен ы совм естн ы м прож и ван ием и веден ием д ом аш него
хозяйства,

эм оц и он ал ьн ой

связью ,

взаи м ной

м оральной

ответствен ностью

и

взаи м о п о м о щ ью .
2. Ф ункц ии семьи:
- репродуктивная,
- хозяйствен но-экон ом и ческая,
- воспитательная,
- социальная,
- психотерапевтическая:
рекреати вная
(восстановительная),
- регулятивная (регулирую тся отнош ени я внутри семьи, с другим и лю дьм и, со всем
общ еством ),
- ф елиц итологич еская (создан ие усл ови й для счастья каж дого ч лен а семьи),
- ком м уникативная.
3.
Н ет; Да; Д а
4.
Н априм ер:
сем ьи по составу д елятся на нуклеарны е и расш иренны е. О ни разл и ч аю тся тем, что в
составе нуклеарной сем ьи п ри сутствую т д в а поколения: род ител и и дети, а расш и ренны е
сем ьи п редп ол агаю т нали чи е нескольки х поколен ий родственников. Н уклеарн ы е сем ьи
п одразделяю тся на полны е (оба родителя) и н еп ол н ы е (один родитель)

Или: по тип у гл авен ства сем ь под разд ел яю тся на м атриархальн ы е (гл авен ствует
ж енщ ина), п атри архальны е (главен ствует м уж чина), эгал и тарн ы е (равноправие).
5.

О собенн ости и тен д ен ц и и разви ти я соврем енны х сем ей

1)

С п ец и ф и ка

соц иального

уклада

в

городски х

и сельских сем ьях сказы вается на особ ен ностях развития.
2)

С ущ ествует прям ая зависим ость: чем вы ш е образован ие родителей, тем более

усп еш но учатся их д ети в ш коле.
3)

П рои сход ящ ее

в

общ естве

расслоен и е

населени я

по степ ени м атериальн ого

д остатка серьезн о влияет на разл и ч и я в сем ейном восп итани и детей, на характер
взаи м оотн ош ений

м еж ду род и тел ям и

и д етьм и

из

сем ей

с разн ы м

м атериальн ы м

обеспечением .
4)

И д ет проц есс «разукруп нен ия» сем ьи - вы делен ие м олодой б рачной сем ьи, так

назы ваем ой сем ьи без д ед у ш ек и бабуш ек.
5)

С оврем енная сем ья характери зуется зам етн ы м у вел и чен и ем ч и сл а разводов.

6)

П оявл яю тся сем ьи, где род ители не зареги стри ровали свои отнош ения.

7)

В сю яр ч е проявляется тен д ен ц и я рож ден ия детей «для себя», не предп олагая

создавать сем ью с потен ц и ал ьн ы м отцом.

Процент результативности
(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)

вербальный аналог

5

отлично

4

хорош о

50 - 69

3

удовл етвори тел ьн о

м енее 50

2

н еудовлетворительн о

•I-

VO

00

о

90 - 100

Тема 1.5.
Характеристика семейного воспитания
Задание 8 .
Сообщение 3.
Умения:
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания:
3.14. Знать сущ ность восп итательного п отен ци ала семьи, сп ециф ику восп итательного
п отен ци ала сем ей разн ого типа.
3.15. Зн ать особен ности сем ейного восп итани я в Р осси и в зави си м ости от социальны х
групп (сословий)
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии С ообщ ение
С одерж ан ие задания. П од готов ка сооб щ ени й по тем ам (по вы бору студентов):
О собенн ости восп итани я в д ворянски х семьях.
О собенн ости восп итани я в м ещ анских семьях.
О собенн ости восп итани я в купеческих семьях.
О собенн ости восп итани я в крестьянски х семьях.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы
Л и тература для подготовки: Зверева, О. Л. С ем ей ная педагоги ка и д ом аш нее воспитание:
уч еб н и к и практи кум для среднего проф есси он ал ьн ого об разован ия / О. Л. Зверева, А. Н.
Г аничева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М осква: Ю райт, 2018. — 219 с. — Текст:
электрон н ы й // Э БС Ю р ай т [сайт]. — U RL: https://urait.ru/bcode/414527

Задание 9 .
Упражнение 5.
Умения:
У .4. У м еть орган изовы вать взаи м одействи е с сем ьей восп итанн иков в разл и ч н ы х ф орм ах
У.6. У м еть подбирать детски е п рои зведен ия и
их ан ализировать с то ч к и зрен и я
общ ечеловеческих и базовы х национ альны х ценностей

Знания:
З.14. Знать сущ ность восп итательного п отен ци ала семьи, сп ециф ику восп итательного
п отен ци ала сем ей разн ого ти п а
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания.
П одбор 2-3 колы б ельны х и их анализ с точки зрен ия
общ ечеловеческих и базовы х национ альны х ценностей.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы
Д оп олн и тел ьн ая литература: К озлова, С.А. Д ош кол ьн ая педагогика: уч еб н и к для студ.
сред. проф. учеб. завед ен и й / С.А. К озлова, Т.А. К уликова. - 15-е изд., стер. - М осква:
А кадем ия, 2014. - 416 с.

Задание 10 .
Упражнение 6.
Умения:

У.4. У м еть орган изовы вать взаи м одействи е с сем ьей восп итанн иков в разл ич ны х ф орм ах
У.7. У м еть подбирать игры для детей определенного возраста и делать их анализ
восп итательного потен ц и ал а дан н ы х игр.

Знания:
З.14. Знать сущ ность восп итательного потен ц и ал а сем ьи, сп ециф ику восп итательного
п отен ци ала сем ей разн ого ти п а
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания.
П од бор 5-7 игр для детей определенного возраста (по вы бору
студента). А нализ восп итательного п отен ци ала д анн ы х игр.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы
Д оп олн и тел ьн ая литература: К озлова, С.А. Д ош кол ьн ая педагогика: уч еб н и к для студ.
сред. проф. учеб. завед ен и й / С.А. К озлова, Т.А. К уликова. - 15-е изд., стер. - М осква:
А кадем ия, 2014. - 416 с.

Задание 11.
Проектное задание 1.
Умения.
У .10. У м еть разраб аты вать сц енари и м еропри яти й с уч астием род ителей
У .2. У м еть подбирать м етодики д иагностики семьи, их дел ать анализ

Знания.
3.8. Зн ать ф орм ы взаи м одействи я у ч реж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Зн ать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
З.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы ;
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания.
Р азр аб о тка сц енари я сем ейного п раздн ика с уч астием детей
д ош кольн ого (м ладш его ш кольн ого возраста).
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я с ц е н а р и я за я в л е н н о й тем е, п о л н о та
и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы
Д оп олн и тел ьн ая литература: К озлова, С.А. Д ош кол ьн ая педагогика: уч еб н и к для студ.
сред. проф. учеб. завед ен и й / С.А. К озлова, Т.А. К уликова. - 15-е изд., стер. - М осква:
А кадем ия, 2014. - 416 с.

Задание 12 .
Реферат 1.
Умения:
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания.
З.16. Зн ать особен ности ген дерного восп итани я в семье.
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии Р еф ерат
С одерж ан ие задания.
Н ап и сан и е р еф ерата на тем у «П оловое восп итани е м альчи ка
(девочки) в семье».
Д оп олн и тел ьн ая литература: К озлова, С.А. Д ош кол ьн ая педагогика: уч еб н и к для студ.
сред. проф. учеб. завед ен и й / С.А. К озлова, Т.А. К уликова. - 15-е изд., стер. - М осква:
А кадем ия, 2014. - 416 с.

Контрольная работа №2
по т е м е « Х а р а к т е р и с т и к а с е м е й н о го в о с п и т а н и я » .
1. П од тверди те или оп ровергни те утверж дения:
1.1. В осп и тан и е близнец ов в сем ье треб ует тех ж е подходов, что и восп итани е
разн овозрастны х детей
1.2. С реди ед и н ствен ны х детей чащ е встречаю тся д ети с неврозам и.
1.3. О соб енн остям и
со

всей

сем ейного

воспитания

ж изн ед еятельн остью

ребенка,

явл яю тся

орган ическая

краткосроч ность

связь

воздействия,

м ногократн ость и п роти воречивость восп и тател ьн ого воздействия.
2.

Д оп олн ите вы сказы вани я о восп итательном п отен ци але семьи:
2.1. С оц и ально-культурн ы й ф актор восп итани я определяется тем, как ...
2 .2 . С оц и ально-эконом и ческий ф актор восп итани я о п р е д е л я е т с я ..
2.3. Т ехн ико-ги гиен ически й ф актор означает ...
2.4. Д ем ограф и ч ески й ф актор п о к а з ы в а е т .

3.

П ри вед и те

п ри м еры

2-3

сем ейны х

трад и ц и й

обоснуй те

их

восп итательны й

потенциал
4.

Н азови те 3 при чи ны суп руж ески х конф ли ктов и обоснуйте их.

5.

О боснуйте негативн ы е ф акторы сем ейного восп итани я (лю бы е 3):
-

преобладан ие м атериальн ы х ценностей,

-

автори тари зм или б езгран ичны й либерализм ;

-

отсутствие н орм ального психол оги ч еского клим ата;

-

н еразвитость роди тел ьски х чувств;

-

ф ан атизм в лю бы х его проявлениях;

-

отсутствие психол ого-п ед агоги ч ески х зн ан и й у взрослы х членов семьи.

О тветы :
1. Н е т ; Д а ; Н е т
2. Д оп олн ите вы сказы вани я о восп итательном п отен ци але семьи:
- С оц и ально-культурн ы й
ф актор
восп итани я
определяется

-

-

3.

тем, как
относятся родители к процессу воспитания. Какова их педагогическая
культура, какой эмоциональный микроклимат в семье, присутствуют ли
«культурные» традици в воспитании.
С оц и ально-эконом и ческий
ф актор
восп итани я
определяется
имущественными характеристиками семьи. занятостью родителей
(особенно матерью) на работе.
Т ехн ико-ги гиен ически й ф актор означает, что воспитательный потенциал
семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища,
особенностей образа жизни семьи.
Д ем ограф и ч ески й ф актор показы вает, что структура и состав семьи
диктуют свои особенности воспитания детей.
2-3 сем ейны е традиции: С овм естн ы е сем ейны е праздн ики - восп итательны й
потенциал: совм естн ое переж ивание зн ачи м ы х собы тий, ф орм ирование
соц иального опы та общ ени я со старш им и и м ладш и м и член ам и семьи.
С овм естн ы е труд овы е д ел а - труд овое восп итани е детей, укреп лен и е связей
внутри сем ьи посредством участия в труд овой деятельн ости.

4.

3 при чи ны суп руж ески х конф ликтов: конф ли кты на почве несправед ли вого
расп ред елени я труд а (разны е п он яти я прав и обязанностей); конф ли кты на
почве неудовлетворен и я каки х-ли б о потребностей; ссоры и з-за недостатков
в восп итани и

Процент результативности
(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)

вербальный аналог

5

отлично

4

хорош о

50 - 69

3

удовл етвори тел ьн о

м енее 50

2

н еудовлетворительн о

•I-

VO

00

о

90 - 100

Тема 1.6. Педагогическая культура родителей
Задание 13 . Р азраб отка л екци и для род ителей (тем а по вы бору студентов).
Проектное задание 2.
Умения:
У.5. У м еть ф орм улировать пам ятки для роди тел ей по разн ы м тем ам
У.8. У м еть разраб аты вать л екци и для родителей
У .9. У м еть ан ализировать оф иц иальны е сайты у ч реж д ен и й
образован и я по вопросу
орган изац ии работы с родителям и.

Знания:
З.3. Н орм ати вн о-п равовы е докум енты , регули рую щ ие сем ейны е отнош ения.
3.5. Зн ать соврем енны е м етодики д ом аш него восп итани я и ран него разви ти я детей.
3.6. Знать м етоды сем ейного воспитания
3.7. Знать н еблагоприятны е ф акторы сем ейного воспитания
3.8. Знать ф орм ы взаи м одействи я учреж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Знать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
В и д ы оценочного средства, представленн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии П роектное
задание.
С одерж ан ие задания. Р азр аб о тка л екци и для род ителей (тем а по вы бору студентов).
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Д оп олн и тел ьн ая литература: К озлова, С.А. Д ош кол ьн ая педагогика: уч еб н и к для студ.
сред. проф. учеб. завед ен и й / С.А. К озлова, Т.А. К уликова. - 15-е изд., стер. - М осква:
А кадем ия, 2014. - 416 с.
К одж асп ирова, Г. М .
П едагогика: уч еб н и к для средн его п роф ессион ального
образован ия / Г. М . К одж асп ирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М осква: Ю райт,
2017. — 719 с. — Текст: эл ектрон н ы й // Э БС Ю р ай т [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/406377

Тема 1.7. Семья в системе воспитательных институтов
Задание 14 .
Упражнение 7.
Умения:

У.9. У м еть ан ализировать оф иц иальны е сайты у ч реж д ен и й
образован ия по вопросу
орган изац ии работы с родителям и.
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания:
3.8. Зн ать ф орм ы взаи м одействи я у ч реж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Зн ать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания.
И зучен и е оф иц иальны х сайтов у ч реж д ен и й дош кольн ого
образован ия по вопросу орган и зац и и работы с родителям и. П ри вести прим еры
В оп росы для изучения:
1. Н аи м ен ован и е об разовательного учреж дения.
2. Н аличие на сайте уч реж д ени я разд ел а «Р одителям », «И нф орм ац ия для родителей »
3. С одерж ан ие раздела.
4. Ф орм ы работы с родителям и.
5. О собенн ости р аб оты об разовательного уч реж д ени я с родителям и.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Задание 15 .
Упражнение 8.
Умения:
У .9. У м еть ан ализировать оф иц иальны е сайты у ч реж д ен и й
образован ия по вопросу
орган изац ии работы с родителям и.
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания:
3.8. Знать ф орм ы взаи м одействи я учреж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Знать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания. И зучен и е оф иц иальны х сайтов общ еобразовательны х орган изац ий
по вопросу орган изац ии работы с родителям и. П ри вести прим еры
В оп росы д ля изучения:
1. Н аи м ен ован и е об разовательного учреж дения.
2. Н аличие на сайте уч реж д ени я разд ел а «Р одителям », «И нф орм ац ия д ля роди телей »
3. С одерж ан ие раздела.
4. Ф орм ы работы с родителям и.
5. О собенн ости р аб оты об разовательного уч реж д ени я с родителям и.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , ак к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Задание 16 .
Проектное задание 3.

Умения:
У .10. У м еть разраб аты вать сц енари и м еропри яти й с уч астием род ителей
У.3. У м еть у стан авл и вать контакты с сем ьей воспитанников.
У.4. У м еть орган изовы вать взаи м одействи е с сем ьей восп итанн иков в разл ич ны х ф орм ах

Знания:
3.8. Зн ать ф орм ы взаи м одействи я у ч реж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Зн ать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие задания.
Р азраб отка сц енари я м еропри яти я с уч астием р од и тел ей для уч реж д ени я д ополни тельн ого
образования.
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е с о д е р ж а н и я с ц е н а р и я за я в л е н н о й тем е, п о л н о та
и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён н ость работы

Тема 1.8. Социально- педагогическая работа с семьей
Задание 17 .
Упражнение 9.
Умения:
У .9. У м еть ан ализировать оф иц иальны е сайты у ч реж д ен и й
образован ия по вопросу
орган изац ии работы с родителям и.
У .10. У м еть разраб аты вать сц енари и м еропри яти й с уч астием роди тел ей
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата

Знания:
3.2. Зн ать актуальны е воп росы изучения семьи.
3.3. Н орм ати вн о-п равовы е докум енты , регули рую щ ие сем ейны е отнош ения.
3.5. Зн ать соврем енны е м етод и ки д ом аш него восп итани я и ран н его разви ти я детей.
3.6. Зн ать м етоды сем ейного воспитания
3.7. Зн ать н еблагоприятны е ф акторы сем ейного воспитания
3.8. Зн ать ф орм ы взаи м одействи я у ч реж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Зн ать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие зад ан и я
П од обрать прим ер из опы та раб оты соц иального педагога. С делать сообщ ени е по плану:
1. Н аи м ен ован и е об разовательного учреж дения, Ф .И .О . соц иального педагога
2. К раткое содерж ание оп ы та работы
3. П олож и тел ьн ы е и отриц ательн ы е м ом енты работы .
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Тема 1. 9. Домашнее воспитание и образование
Задание 18.
Упражнение 10.
Умения:
У .14. У м еть подбирать х уд ож ествен н ы е п рои звед ен ия и их ан ализировать с то ч к и зрен ия
, иллю страци и восп итательного потен ци ала сем ей разн ого ти п а

Знания:
З.10.

Зн ать цели, зад ач и и ф орм ы д ом аш него образован ия

3.11. Зн ать сп еци ф ику сем ейного воспитания.
3.12. Зн ать особен ности семьи, как соц иального ин ститута
3.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы ;
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие зад ан и я П од бор из исторической, х уд ож ествен н ой и п ублиц исти ческой
литературы прим еров, раскры ваю щ и е цели и содерж ание д ом аш него восп итани я в
различ ны е истори ческие периоды .
Критерии оценивания : с о о т в е т с т в и е
с о д е р ж а н и я с о о б щ е н и я за я в л е н н о й тем е,
п о л н о та и д о с т о в е р н о с т ь и н ф о р м ац и и , а к к у р а т н о с т ь в ы п о л н е н и я и заверш ён ность
работы

Задание 19.
П роектн ое зад ан и е 4.
У мения:
У. 15. У м еть составлять б иб лиограф ический сп исок статей, посвящ ен ны х вопросам
д ом аш него воспитания.
Знания
3.10. Зн ать цели, зад ач и и ф орм ы д ом аш него образован ия
3.11. Зн ать сп еци ф ику сем ейного воспитания.
3.12. Зн ать особен ности семьи, как соц иального ин ститута
3.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы ;
В и д ы оценочного средства, представл енн ы й(-ы е) в общ ей сп еци ф икац ии У праж нение
С одерж ан ие зад ан и я С оставлен ие б иб лиограф ического сп и ска статей, посвящ ен ны х
воп росам д ом аш него воспитания. К о н сп ек т одной статьи (по вы бору студента)

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
П ром еж уточн ая аттестац ия проводи тся в ф орм е экзам ен а (ком пл.). П ред м етом
оценки явл яю тся ум ени я и знания, н аправлен ны е на ф орм и рован и е общ их и
п роф ессион альны х ком петенций:

Умения
У.1. У м еть подбирать м етоды изучения семьи.
У.2. У м еть подбирать м етодики д иагностики семьи, их дел ать анализ
У.3. У м еть у стан авл и вать контакты с сем ьей воспитанников.
У.4. У м еть орган изовы вать взаи м одействи е с сем ьей восп итанн иков в разл ич ны х ф орм ах
У.5. У м еть ф орм улировать пам ятки для роди тел ей по р азн ы м тем ам
У.6. У м еть подбирать д етские п рои зведен ия и их ан ализировать с точки зрен ия
общ ечеловеческих и базовы х национ альны х ценностей
У.7. У м еть подбирать игры для детей определенного возраста и дел ать их анализ
восп итательного потен ц и ал а дан н ы х игр.
У .8. У м еть разраб аты вать л екци и для родителей
У.9. У м еть ан ализировать оф иц иальны е сайты у ч реж д ен и й об разован ия по вопросу
орган изац ии работы с родителям и.
У .10. У м еть разраб аты вать сц енари и м еропри яти й с уч астием род ителей
У .11. У м еть у стан авл и вать взаи м освязи сем ейной п едагогики с д ругим и науками.
У .12. У м еть оф орм лять п од об ран ны й м атериал в ф орм е сообщ ения, сочинения, эссе,
реф ерата
У .13. У м ени е анализировать, сравнивать и ран ж ировать ф ункц ии семьи.

У .14. У м еть подбирать худ ож ествен н ы е п рои зведен ия и их ан ализировать с точки зрен и я
, иллю страци и восп итательного потен ци ала сем ей разн ого ти п а
У. 15. У м еть составлять библ и ограф и ч ески й список статей, посвящ ен ны х вопросам
д ом аш него воспитания

Знания
3.1. О пределять сем ью как об ъект исследовани я в педагогике, п сихологии и социологии
3.2. Зн ать актуальны е воп росы изучения семьи.
3.3. Н орм ати вн о-п равовы е докум енты , регули рую щ ие сем ейны е отнош ения.
3.4. Зн ать трад и ц и и сем ьи и б рака в различны х религиях.
3.5. Зн ать соврем енны е м етодики д ом аш него восп итани я и ран него разви ти я детей.
3.6. Зн ать м етоды сем ейного воспитания
3.7. Зн ать н еблагоприятны е ф акторы сем ейного воспитания
3.8. Зн ать ф орм ы взаи м одействи я у ч реж д ен и й об разован ия с сем ьей
3.9. Зн ать н аправлен ия соц и ал ьн о-п едагоги ч еской пом ощ и сем ье
3.10. Зн ать цели, зад ач и и ф орм ы д ом аш него образован ия
3.11. Зн ать сп еци ф ику сем ейного воспитания.
3.12. Зн ать особен ности семьи, как соц иального ин ститута
3.13. Зн ать особен ности соврем енной сем ьи, тен д ен ц и и её разви ти я и проблем ы ;
3.14. Зн ать сущ ность восп итательного п отен ци ала сем ьи, сп еци ф ику восп итательного
п отен ци ала сем ей разн ого ти п а
3.15. Зн ать особен ности сем ейного восп итани я в Р осси и в зави си м ости от социальны х
групп (сословий)
3.16. Зн ать особен ности ген дерного воспитания детей в семье.
О цен ка осущ ествляется с испол ьзовани ем устного, п и сьм енн ого и п ракти ческого
контроля. О цен ка освоения дисц и п ли н ы предусм атривает и спользовани е накопительной
систем ы оценивания и п роведени е эк зам ен а .
В ходе и зучен ия д и сц и п ли н ы необходи м о вы п олн ить 19 заданий, среди них
сообщ ени я по тем ам , реф ераты , сочинения, упраж нен ия, проектн ы е задания. А так ж е 2
контрольны е работы . В случае вы п олн ени я всех зад ан и й и написани я контрольны х работ
на отм етки «отлично» и «хорош о», экзам ен стави тся автом атически, по среднем у баллу.
В

случае

н евы полнения

ч асти

задан ий,

нали чи е

заданий,

вы п олн енн ы х

на

уд овлетворительную или неудовлетворительн ую отм етки, написани я контрольны х раб от
на н еудовлетворительн ы е отм етки, экзам ен п роход и т в устн ой ф орм е (по билетам).

В опросы д л я экзам ен а.
1. П р е д м е т , з а д а ч и и м е т о д ы се м е й н о й п е д а г о г и к и . М есто сем ейной п едагогики в
структуре п едагоги ч еской науки. П р ед м ет сем ейной педагогики. И сточн и ки
сем ейной педагогики. О сновн ы е зад ач и сем ейной педагогики. М етод ы сем ейной
педагогики.
2. В з а и м о с в я з ь с е м е й н о й п е д а г о г и к и с д р у г и м и н а у к а м и . В заи м освязь сем ейной
п едагогики с психологией, ф илософ ией, социологией, дем ограф ией, эконом икой,
м едициной.
3. П о н я т и е , ф у н к ц и и и т и п ы сем ей . О пред елен ие понятия «сем ья». П ри зн аки
семьи.
4. И с т о р и я в о з н и к н о в е н и я и р а з в и т и я се м ь и . В озн и кн овен и е брачны х отнош ений
м еж ду полам и в первоб ы тн ом общ естве. И стори ч ески е ф орм ы брака: групповой
брак, полигам ия, парны й брак. Р азви ти е п редставлени й о сем ье и браке в
различны х стран ах и культурах. О сновн ы е ф ункц ии семьи: репродуктивная,
хозяйствен ная, рекреацион ная, восп итательная и д р.Т ипологи я семьи.
5. О с о б е н н о с т и с о в р е м е н н о й р о с с и й с к о й се м ь и . О сновн ы е тен д ен ц и и разви ти я
соврем енной семьи. П роб лем ы соврем ен н ой семьи.
6. П р а в о в ы е в о п р о с ы
р е г у л и р о в а н и я с е м е й н ы х о т н о ш е н и й . Н о р м ати вн о ­
п равовы е докум енты , регул и рую щ и е сем ейны е отнош ения. П р ава и обязанности
супругов. П р ава ребенка.
7. С е м ь я к а к о б ъ е к т н а у ч н о г о и с с л е д о в а н и я . С ем ья как об ъект и сследовани я в
педагогике, п сихологии и социологии. А ктуальн ы е воп росы и зучен ия семьи.
М етод ы изучения семьи.
8. В о с п и т а т е л ь н ы й п о т е н ц и а л с е м ь и . П он яти е о восп итательном потен ци але семьи.
С оци ально-культурн ы й, соц иально-экон ом и ческий , техн и ко-ги ги ен и чески й и
дем ограф и чески й ф акторы , определяю щ ие восп и тател ьн ы й потен ци ал семьи.
В о сп и тател ьн ы й потен ци ал город ской и сельской семьи.
9. В н у т р и с е м е й н ы е о т н о ш е н и я к а к в о с п и т а т е л ь н ы й ф а к т о р . В осп итательная
зн ачи м ость вн утри сем ей ны х отнош ений. Т ипы отнош ени й в семье: диктат, опека,
невм еш ательство, конф рон таци я, сотрудничество. Зн ачение род и тел ьского дом а в
ф орм ировании л ичности ребенка. О тец и м ать как воспитатели.
10. В з а и м о о т н о ш е н и я м еж д у р о д и т е л я м и и д е т ь м и в р а з л и ч н ы е п е р и о д ы
р а з в и т и я р е б е н к а . Р од и тел ьски й авторитет. Л ож ны е осн овани я род ительского
авторитета. Б аб уш ки и дедуш ки как воспитатели.
11. В о с п и т а т е л ь н ы й п о т е н ц и а л н е п о л н о й и п р и е м н о й с е м ь и . В осп и тател ьн ы й
потен ци ал однодетной, м алодетной, м ногодетн ой семьи. В осп итательны й
потен ци ал сем ьи, восп иты ваю щ ей близнецов. В о сп и тател ьн ы й потен ци ал
городской и сельской семьи. У словия прож и ван ия и возм ож ности для воспитания.
12. И с т о р и ч е с к и й о п ы т
се м е й н о го в о с п и т а н и я д е т е й р а з л и ч н ы х с о с л о в и й
(д в о р я н с к и х , м е щ а н с к и х , к у п е ч е с к и х , к р е с т ь я н с к и х )
13. С т и л и
се м е й н о го
воспитания.
С очувствую щ ий,
попустительский,
состязательны й,
рассуди тельн ы й,
предуп редительны й ,
контролирую щ ий,
гарм он ичны й стили воспитания. В л и ян и е стиля сем ейного восп итани я на
ф орм ирование ли ч н ости ребенка.
14. П р и н ц и п ы
се м е й н о го
воспитания.
Х арактери сти ка
при нципов
целенап равленн ости, научности, гум анизм а, планом ерности, последовательн ости,
н епреры вн ости сем ейного воспитания
15. С о д е р ж а н и е с е м е й н о го в о с п и т а н и я . Ф и зи ч е с к о е и и н т е л л е к т у а л ь н о е р а з в и т и е
р е б е н к а . Ф изи ческое разви ти е р еб ен ка в семье. И н тел л ектуал ьн ое разви ти е
ребен ка в семье.
16. С о д е р ж а н и е
с е м е й н о го
воспитания.
Л ичностное
разви ти е
ребенка.
Н равствен ное, граж данское, трудовое, эстетическое, экологическое, экон ом и ческое

17.

18.

19.

20.

21.
22.
23.

24.

25.

восп итани е р еб ен ка в семье. П оловое восп итани е в семье. С оврем ен н ы е м етодики
д ом аш него восп итани я и ран него разви ти я детей (М. М онтессори, С. Л упан, Е. Б.
Н икити ны , М . И бука, Ш . С узуки, Н. Зайцев, Г. Д оман).
Неблагоприятные факторы семейного воспитания. П оняти я «дисгарм оничная
семья», «н еблагополучн ая семья». П р и зн аки н еблагополучн ой сем ьи. Т и пология
д и сгарм онич ны х семей. Т и пичны е н едостатки сем ейного восп итани я
Методы семейного воспитания. М етод ы ф орм и рован и я сознания в сем ейном
воспитании. М етод ы орган изац ии д еятельн ости и поведения в сем ейном
воспитании. М етод ы стим улировани я д еятельн ости и п оведени я в сем ейном
воспитании
Педагогическая
культура родителей . П он яти е «педагогическая культура
родителей». У ровн и п едагогической культуры родител ей .О сн овн ы е зад ач и
повы ш ения уровн я педагогич еской культуры родителей. П ри н ц и п ы повы ш ения
педагогической культуры родителей. Ф орм ы и м етоды повы ш ения п едагогической
культуры родителей.
Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования. П од готовка
ребен ка к дош кольн ом у образовательном у учреж дени ю . Зад ач и и ф орм ы
взаи м одействи я
роди тел ей
с
воспитателем ,
логопедом ,
психологом ,
ад м ин истрац ией дош кольн ого об разовательного учреж дения.
Взаимодействие семьи и школы. П о д го то в к а р еб ен ка к ш коле. Задачи
взаи м одействи я сем ьи и ш колы .
Ф орм ы взаи м одействи я сем ьи и ш колы .
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования. Задачи
взаи м одействи я сем ьи и учреж д ен и й д оп олни тельн ого образования. Ф орм ы
взаи м одействи я сем ьи и учреж д ен и й доп ол н и тел ьн ого образования.
Социально-педагогическая работа с семьей. Задачи и направлен ия соц и ал ьн о­
педагогической раб оты с сем ьей. М етод ы соц и ал ьн о-п едагоги ч еской р аб оты с
семьей. С одерж ан ие д еятельн ости соц иального п едагога сем ейного типа.
Домашнее воспитание. Ц ел и и содерж ание д ом аш него воспитания. Ф ункции
д ом аш него педагога.
Н ян я и гуверн ан тка как д ом аш ние воспитатели.
П р оф есси он ал ьн ы е кач ества д ом аш н его п едагога

Отметка «5» вы ставляется в то м случае, если обучаю щ и йся в полном
объем е отвечает на п оставленны й воп рос и д ем он стри рует след ую щ ие зн ан и я и
умения:
• осущ ествлять пои ск инф орм ации, представленн ой в различны х зн аковы х систем ах;
• логично, развернуто отвечать на вопрос;
• анализировать, сравнивать, об об щ ать факты ;
• соп оставлять различ ны е то ч к и зрен и я учён ы х на проблем у, обосновы вать свое
м нение, под тверж д ать ответ конкретн ы м и прим ерам и, ф актам и, ссы лкам и на
научны е источники.
• тол ковать содерж ание осн овны х терм ин ов в соответстви и с теорети ч ески м
м атериалом с исп ол ьзован и ем проф ессион ал ьной терм ин ологии;
• дем он стри ровать зн ан и е осн овны х ф актов програм м ного м атериала;
Отметка «4» вы ставляется в то м случае, если обучаю щ ийся:
• показы вает предъ являем ы е требован ия, как и к ответу на «отлично», но при ответе
доп ускает неточности, не и скаж аю щ ие общ его смы сла;
• вы деляет главны е пол ож ен и я в изучен ном м атериале;
• на осн овани и ф актов и прим еров делает обобщ ение, вы воды . д ем онстри рует
зн ан и е при чи н н о-след ствен н ы х связей;

дает определения п розвучавш и м при ответе понятиям ;

Отметка «3» вы ставляется в то м случае, если обучаю щ ийся:
• дем он стри рует общ ие представлени я по содерж анию воп роса с грубы м и
ош ибкам и;
• путается в конкретн ы х данны х, д опускает н еточности в определении понятий;
• показы вает верн ое п он им ан ие отдельн ы х эл ем ен тов сод ерж ания на основе
ч астичного и спользовани я необходи м ы х ум ений;
• не и спользует в качестве д о к азател ьства вы воды и обобщ ения из наблю дений,
ф актов, опы та или д опускаю тся ош и б ки при их излож ении;
• отсутствует логи ч ески построенны й и п род ум ан ны й ответ;
• не показы вает зн ан и е различ ны х точек зрения, сущ ествую щ их по проблем е;

Отметка «2» вы ставляется в то м случае, если обучаю щ и йся не п родем он стрировал
никаких зн ан и й либо отказался отвечать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».