Рабочая программа История 2 курс ТОРА

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс

СК‐УПД‐РП‐2.5.‐23

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

УТВЕРЖДЕНО
Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол № ______________
От «___»________20___ г.
__________ ______________
(подпись)

И.О.Фамилия

Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
________ __________
(подпись)

И.О.Фамилия

Протокол № __________
от «___»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ

г.Гусиноозерск 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022
№ 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации
применения современных методик и программ преподавания по
общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального
образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся
образовательных организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401 «Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины
«История» для профессиональных образовательных организаций (базовый
уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития профессионального
образования, 2022г.

Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17
19

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07
«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Код и наименование
формируемых компетенций

ОК
способы
01. Выбирать
решения
задач
Профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а)базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;

-уметь критически анализировать для решения познавательной задачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные,
вещественные, аудиовизуальные)по истории России и зарубежных стран
ХХ–начала XXIв., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с
историческим периодом ; выявлять общее и различия ;привлекать
контекстную информацию при работе с историческими источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать
причинно- следственные, пространственные связи исторических
событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего
времени;
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические
события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего
времени

- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б)базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
ОК02. Использовать современные В области ценности научного познания:
средства поиска, анализа и
сформированность мировоззрения,
интерпретации информации, и соответствующего современному уровню
Информационные технологии
развития науки и общественной практики,
для
выполнения
задач основанного на диалоге культур
профессиональной
,способствующего осознанию своего места в
деятельности
поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;

- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории России
и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе,
сети Интернет, средствах массовой информации для решения
познавательных задач; оценивать полноту и достоверность
информации с точки зрения ее соответствия исторической
действительности;
- уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
находить их; учитывать при работе специфику современных
источников социальной и личной информации; объяснять
значимость конкретных источников при изучении событий и

осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в)работа с информацией:
владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
ОК04.
Эффективно готовность
к
саморазвитию,
взаимодействовать и работать в самостоятельности и самоопределению;
коллективе и команде

процессов истории России и истории зарубежных стран;
приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской
деятельности

-приобретать опыт осуществления проектной деятельности в
форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей истории,
в том числе – на региональном материале (с использованием
ресурсов библиотек, музеев и т.д.);

-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б)совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г)принятие себя и других людей:
принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на
ошибки;
развивать
способность понимать мир с
позиции другого человека

- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой
культуры,национальнойирелигиознойпринадлежностинаосновецен
ностейсовременногороссийскогообщества:идеаловгуманизма,демо
кратии,мираивзаимопониманиямеждународами, людьми разных
культур; уважения к историческому наследию народов России

ОК05.Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста

ОК06.Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармо-

В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру,включая эстетику
быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а)общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных
традиций, формирование системы

уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной историиХХ–
начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм
межличностного взаимодействия, а также при разработке и
представлении учебных проектов и исследований по новейшей
истории, аргументировано критиковать фальсификации
отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при
защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной
истории

- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской войны,
нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль
Советского Союза в победе над нацизмом,
Значение советских научно-технологических успехов, освоения

низации межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

Значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы; в части гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятиетрадиционныхнациональных,общечелов
еческихгуманистическихидемократическихценнос
тей;
готовностьпротивостоятьидеологииэкстремизма
,национализма,ксенофобии,дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность
винтересахгражданскогообщества,участвоватьвсам
оуправлениивобщеобразовательнойорганизаци
иидетско-юношескихорганизациях;
умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народ а России;

космоса ;понимание причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации как мировой державы,
воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции
на Украине и других важнейших событий ХХ – началаXXIв.;
особенности развития культуры народов СССР(России);
знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических личностей, внёсших
значительный вклад в социально-экономическое, политической и
культурное развитие России в ХХ–началеXXIв.;
-уметь составлять описание(реконструкцию)в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов истории родного
края, истории России и всемирной истории ХХ–начала XXI в. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую
эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения
(версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений, процессов; систематизировать историческую
информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления,
процессы;
уметь
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории
родного края и истории России в ХХ – началеXXIв.; определять
современников исторических событий истории России и
человечества в целом в ХХ–началеXXIв.;
уметь анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические
карты/схемы, по истории России и зарубежных странХХ–
началаXXIв.; сопоставлять информацию, представленную в
различных источниках; формализовать историческую информацию в
виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;

ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народовРоссии,достижениямРоссиивнауке,искусст
ве,спорте,технологияхитруде;
идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
способность их использования в
познавательной и социальной практике
,готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и
мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной
и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные
ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах с древнейших времен до
настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
- иметь сформированность представлений о предмете, научных и
социальных функциях исторического знания, методах изучения
исторических источников

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные,
метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового
уровня изучения (ПРб):

Коды
результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают

ЛР 01

Сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважения к государственным
символом (герб, флаг, гимн)

ЛР 02

становление гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;

ЛР 03

готовности к служению Отечеству, его защите

ЛР 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики,
основанного на диалоге

ЛР 05

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения
умение самостоятельно определять цели деятельности исоставлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

ЛР 06

МР 01

МР 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 03

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания

МР 04

готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках исторической информации, критически ее

оценивать и интерпретировать
МР 05

умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности

МР 07.

умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей

ПРб 01

сформированность представлений о современной исторической науке,
её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире

ПРб02

владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом
историческом процессе

ПРб03

сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном
общении

ПРб 04

владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников

ПРб05

сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике

1. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

48

в т.ч. в форме практической подготовки

14

В том числе:
Теоретическо еобучение

34

Самостоятельная работа1

-

Промежуточная аттестация

2

Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Раздел 1. Введение
Тема 1.1.
Периодизация
новейшей истории
(1945 – 2016).
Основные тенденции
международных
отношений во 2-й
половине XX в.

Объём в
часах

Коды
компетенций и
личностных
результатов

2
Содержание учебного материала

2

1.
Периодизация (основные этапы новейшей истории). Основные особенности
новейшего времени.
2.
Послевоенное устройство мира. Раздел территории Германии на
оккупационные зоны. Рост влияния СССР в мире. Нарастание противоречий между
бывшими союзниками. Фултонская речь У. Черчилля как начало холодной войны.
3.
Сущность холодной войны, её проявления в политической, экономической и
культурно-идеологической сфере. Формирование двуполярного мира. Гонка
вооружений. Ядерная монополия США и её ликвидация СССР. Формирование
противоборствующих блоков. Возникновение НАТО и ОВД. План Маршалла для
восстановления Европы. Установление просоветских режимов в странах
центральной и восточной Европы. Роль ООН в международной политике
послевоенного периода. Раскол Германии: образование ГДР и ФРГ. Приход к
власти в Китае коммунистов. Основные конфликты периода холодной войны:
Корейская война, Берлинские кризисы, Карибский кризис, Вьетнамская война и др.
Договоры о нераспространении и ограничении вооружений между СССР и США.
Чередование периодов разрядки и нагнетания напряженности в отношениях СССР и
США.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
Самостоятельная работа обучающихся *

Раздел 2. СССР в 1945 – 1991 гг., Россия и страны СНГ в 1992 – 2016 гг.

18

Тема 2.1. СССР в
1945 –

6

Содержание учебного материала
1. Итоги 2-й мировой войны для СССР. Территориальное расширение СССР.
Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны.

ОК1-ОК11

1985 гг.

Источники быстрого восстановления хозяйства. Продолжение политики
командного администрирования в экономике. Отрицание рыночных отношений в
труде Сталина «Экономическиепроблемы социализма в СССР».
Укрепление режима личной власти И. В. Сталина после войны. Изменения в
политической структуре управления СССР. Усиление идеологического контроля
над обществом. Ждановщина. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Борьба с космополитизмом. Сессия ВСХНиЛ и разгром генетики. Советский
атомный проект.
3.
Борьба за власть в окружении Сталина. XIX съезд ВКП (Б). Перестановки в
руководстве партии. Дело врачей. Смерть Сталина.
4.
Изменения в руководстве страны после смерти Сталина. Ликвидация Берии.
Начало процесса реабилитации. Экономическая политика правительства Г. М.
Маленкова, его поражение в кадровом противостоянии с Н. С. Хрущёвым. XX съезд
партии. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности», его значение для политических
последствий. Ограниченность проведенной десталинизации. Антипартийная группа
1957 г. и попытка отстранения Хрущёва. Победа Хрущева в аппаратном
противостоянии.
5.
Экономическая политика в период «оттепели». Идея совнархозов. Освоение
целины. Противоречивость сельскохозяйственной политики. Расстрел в
Новочеркасске 1962 г. Достижения научно-технического прогресса. СССР – пионер
в освоении космоса.
6.
Продолжение процессов десталинизации на XXII съезде КПСС. Принятие
новой программы партии. Новые тенденции в духовной жизни советского общества.
Границы либерализации политического режима.
7.
Причины недовольства политикой Н. С. Хрущёва. Отстранение Хрущёва от
власти в октябре 1964 г.
8.
Приход к власти Л. И. Брежнева. Сворачивание политической
либерализации. Экономическая реформа Н. А. Косыгина. Переход советской
экономики к сырьевой модели развития. Нарастание кризисных явлений в
социально-экономических сфере.
9.
Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское
движение. Деятельность А. Н. Сахарова и А. И. Солженицына.
10.
Кризис правящей верхушки советского общества в начале 1980-х гг.
Периодыправления Ю. В. Андропова и К. У. Черненко.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
2.

Тема 2.2. СССР в
эпоху Перестройки.
Распад СССР и его
последствия.

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Содержание учебного материала

3

1.
Предпосылки Перестройки. Приход М. С. Горбачёва к власти. Ускорение
как первый лозунг Перестройки. Чернобыльская катастрофа. Политика гласности.
Десталинизация общества. Курс на обновление социализма. Проекты
экономической и политической реформы 1987-88 г. Кооперативное движение.
Изменение политической системы: съезд народных депутатов. Оппозиция власти
КПСС. Межрегиональная депутатская группа. Становление многопартийности.
Возвышение Б.Н. Ельцина. Экономические программы Л. Абалкина и Г.
Явлинского. Введение поста президента СССР.
2.
Обострение национальных конфликтов в СССР. Нагорно-Карабахский
конфликт. Объявление независимости республиками Прибалтики.
3.
Противостояние союзной и российской власти в 1990-1991 гг.
Новоогарёвский процесс. Попытка переворота 19 августа и его провал. Ликвидация
партийных структур КПСС. Беловежские и Алма-Атинские соглашения декабря
1991 г. Роспуск СССР и создание СНГ. Политические, экономические, социальные
последствия распада СССР.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

ОК1-ОК11

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 2.3.
Становление
современной
российской
государственности.
Экономические и
политические
преобразования
1990-х годов.
Конституция 1993 г.
Россия в
президентство В. В.
Путина и Д. А.
.
Медведева (2000 –

Содержание учебного материала
1.
Декларация о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. Формирование
структур российской власти. Введение поста президента РФ. Роль российской
власти в событиях 1991 г. Формирование команды молодых реформаторов.
Реформы Е. Т. Гайдара. Приватизация, формы её проведения и её последствия.
Формирование класса предпринимателей. Социальные конфликты в 1990-е гг.
2.
Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти в 19921993 гг. Осенний политический кризис 1993 г. Роспуск советов. Принятие
конституции РФ. Принципы её функционирования. Россия как президентская
республика.
3.
Конфликты на Северном Кавказе. Боевые действия в Чечне 1994-1996 гг.
Хасавюртовские соглашения.
Усиление олигархических тенденций в конце 1990-х гг. Дефолт 1998 г. и его
последствия. Обострение ситуации на Северном Кавказе (нападение боевиков на

3

ОК1-ОК11

2016 гг.)

Тема 2.4. Россия в
системе
международных
отношений
современного мира.

Тема 2.5. Страны
СНГ в 1992 2016

Дагестан, теракты в Москве). Назначение В. В. Путина председателем
правительства. Уход Б. Н.Ельцина в отставку.
5. Президентские выборы 2000 г. Восстановление конституционного порядка в
Чечне. Курс на укрепление вертикали власти. Политические преобразования В. В.
Путина: образование федеральных округов, отмена выборности глав субъектов
федераций, изменение порядка формирования палат парламента и пр.) Основные
политические партии и общественные движения современной России. Доктрина
«суверенной демократии» её сторонники и критики. Экономическое развитие
России в 2000-е гг., его неравномерность. Президентство Д. А. Медведева. Курс на
модернизацию и инновации. Изменения в конституции. Возвращение В. В. Путина
на пост президента. Актуальные проблемы современной России. Воссоединение
Крыма с Россией, значение этого события.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Содержание учебного материала

3

ОК1-ОК11

1. Основные направления внешней политики современной России. Россия как член
международных и региональных структур. Выстраивание отношений с США.
Проблема регулирования численности вооружений. Совместная борьба с
международным терроризмом. Расширение НАТО и угроза интересам России.
Россия и страны СНГ, методы влияния России в ближнем зарубежье. Союзное
государство России и Белоруссии. Россия и«цветные революции» в странах СНГ.
Российско-грузинский конфликт 2008 г. Выстраивание отношений со странами
Азии и «третьего мира». Территориальные споры с Японией и Китаем. Россия и
ситуация на современном Ближнем Востоке (Ливия, Сирия). Защита принципов
многополярного мира.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Содержание учебного материала

3

1. Особенности развития стран СНГ. Украина: между Западом и Россией.

ОК1-ОК11

годы.

Политические процессы на Украине. Вопрос о пребывании российского флота в
Севастополе. Президентство Л. Кравчука и Л. Кучмы. «Оранжевая революция» 2004
г. Обострение отношений с Россией, их нормализация при В. Януковиче.
Евромайдан и государственныйпереворот февраля 2014 г. Вооруженное
противостояние на Донбассе.
Белоруссия: А.Г. Лукашенко, авторитарные методы правления. Молдова:
приднестровский конфликт 1992 г., обострение политической ситуации в конце
2000-х гг. Приднестровье и Гагаузия на современном этапе.
3.
Грузия. Президентство З. Гамсахурдиа и Э. Шеварднадзе. Отделение
Абхазии и Южной Осетии от Грузии. «Революция роз» 2003 г. Правление М.
Саакашвили и обострение отношений с Россией. Внутриполитическая ситуация в
Армении и Азербайджане.
4.
Особенности развития среднеазиатских государств СНГ. Средняя Азия и
Казахстан в орбите интересов России, США и Китая. Развитие Казахстана при Н.
Назарбаеве.
«Культ личности» С. Ниязова в Туркмении. Конфликты 1990-х гг. в Таджикистане.
Политическая нестабильность 2000-х годов в Киргизии.
2.

Контрольная работа № 1 (1 час)
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Раздел 3. Страны Западной и Центральной Европы на рубеже XX – XXI вв.

8

Тема 3.1. Страны
Западной Европы в
1945 2016 годы

4

Содержание учебного материала
Положение стран Европы после 2-й мировой войны. Восстановление
экономики и инфраструктуры. Формирование общеевропейских структур (ЕЭС,
Европарламент и пр.). Распад колониальной системы и его влияние на состояние
бывших метрополий. НАТО в Западной Европе. Введение евро и его последствия.
Социально-экономическая политика стран Зап. Европы. Социальные противоречия
развития. Миграционные процессы в странах Европы. Поликультурализм
современной Европы. Отношения стран Зап. Европы и США.
2.
Великобритания. Социальные реформы лейбористов. М. Тэтчер, её
консервативный курс. Преобразование колониальной империи в британское
1.

ОК1-ОК11

содружество.
3.
Изменение политической структуры (введение выборности палаты лордов и
пр.) Отношение к монархии. Политика лейбористов и консерваторов. Д. Мэйджор,
Т. Блэр, Г. Браун, Д. Камерон, Т. Мэй как премьер-министры. Референдум по
Брекзиту. Проблема Сев. Ирландии.
4.
Франция. Режим 4-й республики во Франции и его кризис. Установление 5й республики. Президентство Ш. де Голля. Студенческие беспорядки 1968 г.
Президентсоциалист Ф. Миттеран. Итоги правления Ф. Миттерана. Переход власти
к умеренно правым.Президентство Ж. Ширака и Н. Саркози, Ф. Олланда.
Политические преобразования (сокращение сроков президентства и пр.). Проблема
мигрантов во Франции. Националистические силы (Ж. ле Пен).
5.
Германия. Разница в политическом и социально-экономическом развитии
ФРГ и ГДР. К. Аденауэр и В. Брандт как федеральные канцлеры ФРГ. Возведение
Берлинской стены. Нарастание кризисных явлений в экономике ГДР. Падение
социализма в ГДР и объединение Германии. Проблемы выравнивания уровня жизни
Восточной и Западной Германии. Федеративная структура Германии. Основные
политические силы ХДС и социал-демократы. Канцлерство Г. Коля. Социалдемократы у власти Г. Шрёдер (1998 – 2005), Политика правительства ХСС. А.
Меркель. Германия и миграционный кризис.
6.
Италия. Ликвидация монархии в 1946 г. Основные проблемы Италии в
новейшее время. Противостояние правых (С. Берлускони) и социал-демократов (Р.
Проди). Борьба с коррупцией и мафией.
7.
Испания. Диктатура Ф. Франко. Восстановление монархии и изживание
авторитаризма. Социально-экономические и политические проблемы современной
Испании.Баскский терроризм.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 3.2. Страны
Центральной
Европы и Восточной
Европы в 1945 2016
гг.

Содержание учебного материала
Установление политических режимов по советскому образцу. Социальноэкономические преобразования. Югославия в годы правления ИосипаБроз Тито.
Венгерское восстание 1956 г. и его подавление. Пражская весна 1968 г. Ввод войск
ОВД в Чехословакию. Политическое движение в Польше начала 1980-х гг.
Профсоюз «Солидарность».
2.
Нарастание кризисных явлений в странах социалистического блока.
1.

2

ОК1-ОК11

Отставание от стран Запада. Демократические революции 1989 г. в Восточной
Европе. Крушение социалистических режимов. Распад структур социалистического
лагеря.
. Особенности развития стран Центральной Европы. Освобождение от влияния
СССР. Противоречия в отношениях стран Центр. Европы и России. Отношения с
США и Зап. Европой. Вступление ряда стран Центр. Европы в НАТО. Переход к
рыночнойэкономике, последствия вступления в Евросоюз.
4.
Страны Балтии. Эстония, Латвия и Эстония на рубеже 20-21 вв.
Возобновление государственности. Осуществление рыночных реформ.
Противоречия утверждения национальной идентификации. Отношение к
советскому наследию в странах Балтии.
5.
Польша. Президентство Л. Валенсы. Рыночные реформы Л. Бальцеровича.
Президентство А. Квасьневского, Л. Качинского и Б. Камаровского. Отношения
Польши с Россией.
6.
Чехия и Словакия. Распад единого чехословацкого государства (1992 г.).
Вацлав Гавел как президент Чехии. Экономическое, социальное и политическое
развитие Чехии и Словакии.
7.
Венгрия и Румыния в кон. XX – нач. XXI в. Особенности их развития.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Тема 3.3. Распад
Югославии и его
последствия.

-

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Содержание учебного материала

2

1. Состав Югославской федерации к 1991 г. Противоречия развития Югославии.
Обострение национальных противоречий. Усиление националистических элементов
в идеологии. С. Милошевич. Отделение Словении и Хорватии в 1991 г. Боснийская
война 1992 – 1995 гг. Провозглашение независимости Македонией -1992 г.
Проблема Косово. Рост албанского национализма. Попытки мирного
урегулирования косовской проблемы со стороны России и стран Запада.
Бомбардировки Югославии силами НАТО. Ввод миротворческих сил НАТО и
России в Косово. Фактическое отделение Косово от Югославии, его последствия.
Европейский трибунал по Югославии Свержение С. Милошевича. Отделение
Черногории (2001 г.). Прекращение существования Югославии. Сербия идругие
части бывшей Югославии в начале XXI в.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

ОК1-ОК11

Самостоятельная работа обучающихся *
Раздел 4. Страны Американского континента в 1945 – 2016 гг.

6

Тема 4.1. Внутренняя
политика США в
1945 – 2016 гг.

2

Содержание учебного материала

ОК1-ОК11

1. США как лидер западного мира. Экономическое развитие США в послевоенный
период. Внутренняя политика администрации президентов демократов и
республиканцев.
Маккартизм. Д. Кеннеди как государственный деятель. Мартин Лютер Кинг и
борьба заправа темнокожего населения. Антивоенное движение в США.
Уотергейтский скандал. Импичмент Р. Никсона. Неоконсервативная волна. Рональд
Рейган и «рейганомика».
2. США к началу 1990-х годов. Политическая система США. Последствия
правления республиканцев. Президентство Б. Клинтона (1993 – 2001).
Экономическое развитие США. США как лидер постиндустриальной цивилизации.
Социальная политика демократов. Проблема платной медицины. Изживание
элементов расизма и сегрегации в США. Попытка импичмента Б. Клинтона в 1998 г.
Президентские выборы 2000 г. как свидетельство противоречий политической
системы США. Президентство Д. Буша-младшего (2001
– 2009). Социальная и экономическая политика республиканцев.
Внутриполитические последствия террористической атаки 11 сентября 2001 г. Рост
патриотических настроений. Экономический кризис 2008 г. в США. Причины
победы демократов на президентских выборах 2008 и 2012 гг. Основные
направления внутренней политики администрации Б.Обамы. Особенности
выборной кампании 2016 г.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 4.2. Внешняя
политика США в
1945 – 2016

Содержание учебного материала
1.
Роль США в международной политике после 2-й мировой войны. Участие
США в холодной войне и в гонке вооружений. Участие США в локальных
конфликтах периода холодной войны. США как единственная сверхдержава в 1990-

2

ОК1-ОК11

гг.

е гг. Продолжение совершенствования вооружения. Обоснование гегемонии США в
мире и права на вмешательство во внутренние дела других государств («экспорт
демократии»). Роль США в мировой финансовой политике. Отношения США со
странами Европы и Россией. США и структуры НАТО. США и Югославский
кризис.
2.
Операция по освобождению Кувейта («Буря в пустыне» 1991 г.). Позиции
США по иракскому вопросу в 1990-е гг. Изменение внешней политики США после
теракта 11 сентября 2001 г. США как лидер борьбы против международного
терроризма. Усиление военного присутствия США в Центральной Азии.
Контртеррористическая операция в Афганистане. Иракская война 2003 г.
Результаты афганской и иракской войн для внешней политики США. Отношения
США и Ирана. Рост антиамериканских настроений в мире как реакция на
экспансионизм США. США и проблема ядерного вооружения. РольСША на
постсоветском пространстве.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 4.3. Страны
Латинской Америки
в 1945 – 2016 гг.

Содержание учебного материала
1.
Особенности политического и социально-экономического стран Латинской
Америки изучаемого периода. Революция 1959 г. на Кубе. Фидель Кастро во главе
Кубы. Социалистический курс после крушения социалистической системы.
Политика Ф. и Р. Кастро.
2.
Социалистические реформы Сальвадора Альенде в Чили. Военный
переворот 1973 г. и установление диктатуры А. Пиночета. Преодоление
последствий диктатуры А. Пиночета в Чили.
3.
Политическая нестабильность стран региона и методы её преодоления.
Высокий уровень бедности как главная социальная проблема региона. Борьба с
мафиозными структурами. Индейский фактор во внутренней политике
латиноамериканских стран. Попытка интеграции стран региона. Влияние США в
регионе и отношение к нему со стороны латиноамериканцев. Деятельность А.
Фухимори в Перу. Основные проблемы развития Мексики. Курс на построение
боливарианского социализма в Венесуэле; преобразования Уго Чавеса.
Противостояние левых и правых сил в странах Латинской Америки в 2000 – 2010-х годах.

2

ОК1-ОК11

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Раздел 5. Страны Азии и Африки в 1945 – 2016 гг.

5

Тема 5.1. Ближний и
средний Восток в
1945 – 2016 гг.
Развитие арабоизраильского
конфликта.

1

Иранский фактор.

Содержание учебного материала

ОК1-ОК11

1. Образование государства Израиль. Зарождение арабо-израильского конфликта.
Шестидневная война и другие военные конфликты. Основные проблемы и
противоречия ближневосточного региона. Внутриполитическая жизнь Израиля. Б.
Нетаньяху, Э. Барак, И. Рабин. Создание Палестинской автономии. Я. Арафат.
Интифада, палестинский террор и методы противодействия ему. Политика ведущих
арабских стран: Египет, Сирия. Саудовская Аравия как абсолютная монархия.
Нефтяной фактор в развитии Ближнего Востока. Ирано-иракская война. Ирак в
годы правления С. Хусейна. Агрессия против Кувейта и операция «Буря в пустыне».
Свержение режима Хусейна и попытки демократизации. Исламская революция 1978
г. в Иране. Власть исламских фундаменталистов в Иране.
Иранский ядерный проект и отношение к нему в мире. Афганистан при «народном
правительстве», войска СССР на территории Афганистана и их вывод. Приход
талибов к власти в Афганистане. Аль-Каида. Антитеррористическая операция в
Афганистане и ликвидация режима талибов. Попытки налаживания мирной жизни.
Пакистан на рубеже веков как региональная ядерная держава. Военное присутствие
стран Запада на Ближнем и Среднем Востоке. ИГИЛ и борьба против него.
Контртеррористическая операция России
против ИГИЛ в Сирии. Позиция Турции по Ближневосточным вопросам.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 5.2. Индия и
Индокитай в 1945
2016гг.

Содержание учебного материала
1.
Объявление Индией независимости. Индийский национальный конгресс как
правящая партии. Политика Д. Неру, Индиры и Раджива Ганди. Социальноэкономическое и политическое развитие Индии. Контрасты экономического
развития Индии. Противостояние с Пакистаном вокруг спорных территорий.

1

ОК1-ОК11

Обретение Индией статуса ядерной державы. Индия и движение неприсоединения.
Религиозные противоречия в Индии. Террористические организации сикхов.
2.
Социально-политическое и экономическое развитие Бирмы, Тайланда,
Индонезии. Филиппин. Террористический режим Пол Пота в Кампучии. Индонезия
в новейшеевремя.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 5.3. Китай,
Монголия и Вьетнам
в 1945 – 2016 гг.

Содержание учебного материала

1

ОК1-ОК11

1. Гражданская война в Китае. Победа коммунистов и образование КНР. Мао
Цзэдун во главе Китая. Попытка решительного рывка и культурная революция.
Коррекция курса Мао после его смерти. Дэн Сяопин – инициатор рыночных реформ
в Китае. События на площади Тяньаньмынь в 1989 г. Методы осуществления
экономических преобразований. Факторы быстрого экономического роста
(дешевизна рабочей силы, поощрение предпринимательства и пр.). Сохранение
политической власти КПК. Преследование инакомыслящих в Китае. Проблема
Тибета. Неравномерность экономического развития
регионов Китая, поляризация доходов населения. Ху Цзинтао и Си Цзиньпин как
продолжатели политики Дэн Сяопина. Китай на международной арене.
Присоединение Гонконга к Китаю (1997 г.).
2. Осуществление контролируемого перехода к рынку в Монголии и Вьетнаме.

Тема 5.4. Страны
дальневосточного
региона в 1945 – 2016
гг. (Япония,
Северная и Южная
Кореи).

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная В том числе

-

Содержание учебного материала

1

Япония после II-й мировой войны. Оккупационный режим и восстановление
суверенитета Японии. Японское экономическое чудо. Соединение западных и
традиционных факторов в развитии экономики Японии. Политическая жизнь
Японии на рубеже веков. Япония и экономический кризис 1998 г. Проблема
«северных территорий» во внешней политике Японии.
2.
Раскол Кореи на Северную и Южную Корейская война. Мобилизационный
тип экономики в Сев. Корее. Идеология чучхэ – сплав коммунистических и
1.

ОК1-ОК11

националистических идей. Монархический принцип наследования власти в Сев.
Корее. Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и Ким ЧенЫн. Ядерная программа в Сев. Корее.
Экономическое развитие Южной Корее, постепенная демократизация режима.
Дидактические единицы: История Японии после 1945 г. Демилитаризация и
Японское экономическое чудо, Корейская война 1950 – 1953 гг., Развитие Северной
Кореи: политика национального социализма (чучхэ), Развитие Южной Кореи:
превращение виндустриального «тигра»
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 5.5. Страны
Африки, Австралия
и Океания в 1945 –
2016 гг.

Содержание учебного материала

1

ОК1-ОК11

Освобождение стран Африки от колониальной зависимости.
ПатрисЛумумба. Противоречия развития стран Африки. Бедность как главная
проблема африканских стран. Преодоление последствий колониализма.
Присутствие западных корпораций в экономике Африки. Попытки кооперации
усилий странами Африки. Режим апартеида в ЮАР и его крушение. Нельсон
Мандела. Война в Руанде 1994 г. Диктаторские режимы в странах Африки.
. Австралия, Новая Зеландия и Океания на рубеже веков.
Дидактические единицы: Освобождение стран Африки от колониальной
зависимости, Проблемы стран Африки, после обретения ими независимости,
Страны Африки вначале XXI в., Австралия и Новая Зеландия в 1945 – 2016 гг.
1.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Раздел 6. Развитие мира в 1945 – 2016 гг.

7

Тема 6.1.
Деятельность
мировых и
региональных
надгосударственных
структур. Религия в
современном мире.

1

Содержание учебного материала
1.
Виды мировых и региональных надгосударственных структур. Военные,
политические и экономические организации. Образование ООН. Деятельность ООН
на современном этапе развития. НАТО как ведущая политическая организация
современного мира. Расширение НАТО на Восток. Евросоюз и СНГ как примеры
конфедераций.
2.
Религия в современном мире. Религия в секулярном обществе.

ОК1-ОК11

Тема 6.2.
Проявления
глобализации в
социальноэкономической
сфере.

Тема 6.3. Основные
глобальные угрозы
современного мира.
Экологические проблемы.
Международный

Христианские конфессии в начале 21 в. Ислам в современном мире. Исламский
фундаментализм. Связь радикального ислама с террористическим подпольем.
Буддизм и национальные религии в современном мире. Нетрадиционные культы и
секты, отношение к ним со стороны государства и общества. Диалог верующих и
неверующих. Реализация принципасвободы совести. Религии в современной
России.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Содержание учебного материала

1

1.
Понятие «глобализация». Экономический уклад современного общества.
Соотношение традиционного (доиндустриального), индустриального и
постиндустриального типов общества в современном мире. Экономическая
специализация регионов мира, её противоречия. Наиболее динамично
развивающиеся отрасли экономики. Борьба с монополизацией. Малый бизнес в
современном мире. Деятельность МВФ и других финансовых структур.
Экономические кризисы 1990 – 2000-х годов, их причины, ход и последствия.
. Изменения в социальной структуре общества. Основные черты общества
потребления. Рост численности среднего класса. Критерии принадлежности к
среднему классу в современном обществе. Образ жизни среднего класса. «Белые
воротнички», «Синие воротнички». Андерклассы современного общества.
Особенности маргинализации в современном обществе. Методы социальной
защиты, дискуссии вокруг правомерности чрезмерной социальной защиты. Элита,
её состав и методы формирования в различныхрегионах.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Содержание учебного материала

1

1.
Понятие глобальных проблем. Причины их обострения в современном мире.
Классификация глобальных проблем. Доклады «Римского клуба», их роль в анализе
глобальных проблем и средств их решения. Экологические проблемы как результат
чрезмерного антропогенного воздействия на природу. Основные экологические
проблемы. Киотские соглашения 1997 г., их выполнение различными странами.
Сокращение биоразнообразия растительных и животных видов. Проблема

ОК1-ОК11

ОК1-ОК11

терроризм.

исчерпания невозобновимых природных ресурсов. Конференция в Рио-де-Жанейро
1992 г. Выработка стратегии устойчивого развития, её основные черты.
2.
Внутрисоциальные глобальные проблемы. Недопущение распространения и
применения оружия массового уничтожения. Международные договоры по
ограничению ОМУ. Проблема распространения наркомании и социально значимых
заболеваний. Борьба с распространением СПИДа. Международный терроризм как
глобальная проблема современного общества. Средства борьбы против терроризма.
Глобальные демографические проблемы современного общества. Особенности
воспроизводства населения в различных регионах. Перенаселённость в бедных
странах как фактор миграции. Низкая рождаемость в развитых странах, средства
минимизации её отрицательных последствий. Социальные последствия увеличения
сроков жизни.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 6.4.
Характерные
особенности
современной
культуры.
Построение
культуры
информационного
постиндустриальног
о общества.

Содержание учебного материала

1

ОК1-ОК11

1. Постмодернизм как тип культуры. Его отличие от модернизма. Эклектический и
вторичный характер постмодернистской культуры. Синкретизм культурных
принципов.
Размывание чёткой системы норм и правил в культуре. Дозволенное и запретное в
современной культуре. Взаимовлияние культуры и политики, культуры и религии,
культуры и бизнеса. Средства влияния на ход развития культуры. Спорт в культуре
современности. Реализация принципов толерантности в культуре.
2. Влияние технических достижений на развитие культуры. Применение
компьютерных технологий в науке и искусстве. Виртуализация реальности в
современной культуре. Проблема защиты авторского права.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 6.5.
Достижения науки и
техники на рубеже

Содержание учебного материала
1.
Основные черты науки современности. Интернационализация науки.
Источники финансирования научных исследований. Развитие науки и военно-

1

ОК1-ОК11

XX – XXI вв.

Тема 6.6.
Художественная
культура на рубеже
XX – XXI вв.
Основные жанры
современного
искусства и
литературы.

промышленный комплекс. Достижения в области физики и химии. Нанотехнологии
как результат более глубокого изучения структур материи. Синтезирование новых
веществ. Развитие астрономии и космонавтики. Биология и медицина на рубеже
тысячелетий. Достижения в генетике. Расшифровка геномов живых существ.
Генные технологии. Изготовление генно-модифицированных продуктов.
Клонирование животных.. Состояние медицины в современный период. Проблема
оправданности эвтаназии и применения стволовых клеток. Социальногуманитарное
знание в современный период. Развитие техники на рубеже тысячелетий, её
взаимосвязь с научным познанием мира. Основные достижения техники в сфере
повседневного быта, транспорта, информационной технологии, военной сфере.
2.
Этические вопросы деятельности учёных. Ответственность учёных перед
обществом. Демаркация науки и паранауки в современной культуре.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Самостоятельная работа обучающихся примерная В том числе

-

Содержание учебного материала

1

1. Традиционализм, модернизм и постмодернизм в современном искусстве и
литературе. Визуализация современного искусства. Коммерческое и
некоммерческое искусство. Основные тенденции развития градостроительства и
архитектуры. Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Развитие
изобразительного искусства в современнойРоссии.
2.
Тенденции в развитии театра и кинематографа. Выдающиеся режиссёры
театра и кино. Массовое и авторское кино.
3.
Классическая и неклассическая музыка в современном мире. Выдающиеся
композиторы и исполнители современности. Основные виды неклассической
музыки: поп, рок, джаз, рэп и др.
4.
Основные направления и авторы в современной литературе. Традиционные
и нетрадиционные формы литературных произведений. Развитие литературы в
России.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

ОК1-ОК11

Самостоятельная работа обучающихся *
Тема 6.7.
Футурологические
прогнозы развития
мира в XXI в.

Содержание учебного материала

1

1. Футурология как попытки научного предсказания развития общества. Разработка
концепций совершенствования постиндустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р.
Арон, Д. Белл и др.). Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Теория конфликта
цивилизаций Р. Хантингтона. Оптимистические и пессимистические прогнозы
развития общества.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Самостоятельная работа обучающихся *

-

Промежуточная аттестация

2

Всего

48

ОК1-ОК11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «История» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к
уровню подготовки
обучающихся
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины « История» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся
ученых, поэтов. писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,
научной и научно-популярной литературой и др. по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по истории, имеющиеся в
свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).

1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Код и наименование
Раздел/Тема
Тип оценочных
формируемых компетенций
мероприятий
ОК01.Выбирать способы решения Р1,П-о/с8
Диагностическая работа
задач профессиональной
Контрольная работа
Р2,П-о/с
деятельности применительно к
Самооценка и
Р3,П-о/с
взаимооценка
различным контекстам
Р4,П-о/с
Презентация миниР5,П-о/с
проектов
ОК02.Использовать современные Р1,Тема1.1,1.2,1.3,П-о/с
Устный и письменный
Р2,Темы2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,
средства поиска, анализа и
опрос
П-о/с
интерпретации информации,
Результаты выполнения
Р3,Темы3.1,3.2,3.3,3.4,Пинформационные технологии для
учебных
заданий
о/с
выполнения задач
Разработка маршрута
Р4,Темы4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,
профессиональной деятельности
образовательного
П-о/с
путешествия
Р5,Темы5.1,5.2,5.3,П-о/с
Практические работы
ОК04.Эффективно
Р1,Тема1.2,1.3,П-о/с
Промежуточная аттестация
Р2,Темы2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,
взаимодействовать и работать в
(выполнение
П-о/с
коллективе и команде
экзаменационных
Р3,Темы3.1,3.2,3.3,3.4,Пзаданий)
о/с

ОК05.Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

Р4,Темы4.1,4.3,4.4,4.5,По/с
Р5,Темы5.1,5.2,5.3,П-о/с
Р1,Тема1.1,1.2,1,3П-о/с
Р2,Темы2.1,2.2,2.3,2.4,2.5
П-о/с
Р3,Темы3.1,3.2,3.3,3.4,По/с
Р4,Темы4.1,4.2,4.3,4.4,4.5
П-о/с
Р5,Темы5.1,5.2,5.3П-о/с
Р1,Тема1.1,1.2,1.3.П-о/с
Р2,Темы2.1,2.2,2.3,2.4,2.5
П-о/с
Р3,Темы3.1,3.2,3.4П-о/с
Р4,Темы4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,
П-о/с
Р5,Темы5.1,5.2,5.3,П-о/с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».