Рабочая программа Введение в специальность ТЭС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
СК-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в
специальность» по специальности 13.02.01. Тепловые
электрические станции

Рассмотрено на заседании ПЦК
УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика
Протокол № ____________
«____»________________2023
____________Т.Н.Репина.

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
_______ ____________
Протокол № ________
от «___»________2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

Гусиноозерск, 2023 г.

Разработчик преподаватель

Волкова Г.В

Проверил зав.отделением

Еремина Л.А.

Согласовал зав.метод.кабинетом

Ульянова С.А.

Рабочая

программа учебной

государственного

дисциплины

образовательного

разработана

стандарта

по

на

основе

Федерального

специальности

среднего

профессионального образования (далее – СПО) 13.02.01 Тепловые электрические станции
(базовой подготовки).
Организация-разработчик:
Государственное

бюджетное

образовательное

учреждение

среднего

профессионального образования «Гусиноозёрский энергетический техникум» (ГБПОУ
ГЭТ);

СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

10

ДИСЦИПЛИНЫ
6. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
Контроль и управление технологическими процессами
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 13.02.01 Тепловые электрические станции.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах
повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке
по профессиям рабочих предприятий энергетической отрасли.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: «Введение в специальность» является
дополнительной учебной дисциплиной общеобразовательного цикла и
направлена на формирование у студента естественнонаучного мировоззрения.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
личностные результаты
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения углубленного курса введения в
специальность должны включать требования к результатам освоения базового
курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли введения в специальность и
месте в современной картине мира; понимание роли введения в специальность
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями о дисциплине;
3) сформированность умения решать профессиональные задачи;
4) сформированность умения применять полученные знания для принятия
практических решений в повседневной жизни;
5) сформированность собственной позиции по отношению к информации,
получаемой из разных источников.
6) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать
последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
процессами, с позиций экологической безопасности.
Подготовка специалиста по данной дисциплине способствует
формированию следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего - 36 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 34 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 2 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
36
Максимальная учебная нагрузка (всего)
12
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
22
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе
- выполнение домашних заданий по лекционному курсу:
конспектирование, подбор материала, анализ учебной
литературы,
составление конспектов, опорных конспектов, работа со
справочниками;
- составление презентаций, проектов.
Итоговая аттестация в форме зачета

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1.
Введение в специальность
электрические станции, сети и
системы.
Введение

Тема 1.1

Системы теплоснабжения и
тепловые сети.

Тема 1.2

Нормативные требования

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Объем часов

История и перспективы развития электроэнергетики. Электрическая энергия, способы
получения, передачи и распределения электрической энергии. План изучения учебной
дисциплины «Введение в специальность», ее связь с другими учебными дисциплинами
и профессиональными модулями. Профессиональные и общие компетенции техника
электрика.
Содержание
1.
Основные сведения об источниках тепла и системах теплоснабжения.
Классификация потребителей тепловой энергии. Принципиальные схемы
источников тепла в системах теплоснабжения. Теплофикация,
централизованное теплоснабжение.
Практические занятия
Определение потребителей тепловой энергии. Изучение различных
1.
источников теплоснабжения
Изучение работы ТЭЦ (теплоэлектроцентрали)
2.
Содержание
Основные сведения об экологических проблемах при строительстве систем
1.
теплоснабжения.
Основные сведения о системе нормативных документов в строительстве
2.
систем теплоснабжения.
Изучение
нормативных
документов
при
строительстве
систем
3.
теплоснабжения.
4.
Изучение источников загрязнения окружающей среды.
5.
Защита окружающей среды при работе теплотехнического оборудования.

2

3
32

Уровень
освоения
4

4
2

4
2
10
3

3

Тема 1.3
Основные понятия о котельных
установках.

Содержание
1.
Назначение котельных установок, их устройство. Принцип действия
барабанных котлов. Циркуляция. Маркировки котлов.
2
Принципиальные схемы водогрейной и паровой котельной. Основные
сведения о целях и задачах при строительстве систем газораспределения и
газопотребления
Практические занятия
1.
Изучение принципиальной схемы водогрейного котла. Изучение
принципиальной схемы парового котла.
2
Изучение схемы газораспределительной установки.
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка к практическим работам, изучение теоретического материала по
учебникам и дополнительной литературе, ответы на контрольные вопросы.
Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4
2
2
4

2
34

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
- мультимедиа-проектор
- КОМПЬЮТЕР
-. ПРИНТЕР HP
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
Соколов, Б. А. Основы теплотехники. Теплотехнический контроль и
автоматика котлов / Б.А. Соколов. - М.: Академия, 2013. - 128
Дополнительные источники:
Смирнова М.В. Теплоснабжение.-Волгоград: Издательский дом "Ин-Фолио",
2013
Интернет-ресурсы:
http://www.rpi-inc.ru/communications/ofsmr/items
gazhelp.ucoz.r
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании
дисциплины используются современные образовательные технологии:
практико-ориентированные технологии (курсовая работа), информационные
технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего
обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение,
эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического
обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые
методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и
развития общих и профессиональных компетенций обучающихся
применяются активные и интерактивные формы проведения занятий
(групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые
игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные
(индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование,
контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по
лабораторным занятиям.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса
дисциплины в форме дифференцированного зачета.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
сформированность представлений о
роли введения в специальность и
месте в современной картине мира;
понимание роли введения в
специальность в формировании
кругозора и функциональной
грамотности человека для решения
практических задач
владение основополагающими
понятиями по дисциплине

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Входной контроль: собеседование

Оперативный контроль:
- просмотр и обсуждение докладов,
рефератов;
- проверка и оценка презентаций
сформированность умения решать
Оперативный контроль:
профессиональные задачи
- в устной или письменной форме;
- тестирование;
- просмотр и оценка отчётов по
лабораторным работам
сформированность умения применять Рубежный контроль
полученные знания для принятия
- письменная контрольная работа;
практических решений в
- комбинированный опрос
повседневной жизни;
сформированность собственной
Оперативный контроль:
позиции по отношению к
- в устной или письменной форме;
информации, получаемой из разных
- тестирование;
источников.
- просмотр и оценка отчётов по
лабораторным работам
Оперативный контроль:
сформированность умений
- в устной или письменной форме;
прогнозировать, анализировать и
- тестирование;
оценивать последствия бытовой и
- просмотр и оценка отчётов по
производственной деятельности
лабораторным работам
человека, связанной с процессами, с
позиций экологической безопасности.

5. Регистрация внесения изменений
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
Номер
изменения

Раздел рабочей программы

замененных

новых

Номера листов

Основание
для
внесения
изменений

аннулированных

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».