Рабочая программа по ПМ 02 ТЭС

Министерство образования и науки Республики Бурятии
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно-программная документация

СК-УПД-РП-2.5-23

2.5 Учебный процесс
Рабочая программа профессионального модуля по
профессии/специальность 13.02.01 «Тепловые электрические
станции» гр.11-1

Рассмотрено на заседании ПЦК
УГС 13 02 01 Электро-теплоэнергетика
Протокол №__________
«______»________________2023 г.
________________ Т.Н.Репина

Утверждено
методическим советом ГБПОУ
__________
Протокол №_________
«____» _________________2023г.

Программа профессионального модуля ПМ 02
Обслуживание турбинного оборудования на тепловых электрических станциях
Основной профессиональной программы по специальности 13.02.01. Тепловые
электрические станции

Гусиноозерск, 2023 г.
1

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

подпись
подпись
подпись

Ф.И.О Захаров Г.П.
Ф.И.О Еремина Л.А.
Ф.И.О Ульянова С.А.

2

Рабочая

программа

профессионального

модуля

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГСО) и примерной
программы профессионального модуля по подготовке специалистов среднего звена
(ППССЗ)/

по

подготовке

ПМ_02.01_Техническое

квалифицированных

обслуживание

рабочих

турбинного

и

служащих

оборудования

на

(ППКРС).
тепловых

электрических станциях.
Организация-разработчик:
Государственное образовательное
учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум».

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

подпись
подпись
подпись

профессиональное

Ф.И.О Захаров Г.П.
Ф.И.О Еремина Л.А.
Ф.И.О Ульянова С.А.

3

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

9

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

25

МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

30

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Обслуживание турбинного оборудования на тепловых электрических станциях
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа
соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.01. Тепловые электрические станции )
– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности СПО 13.02.01. Тепловые электрические станции (базовой
подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
«Обслуживание турбинного оборудования на тепловых электрических станциях» и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном
оборудовании турбинного цеха.
2. Обеспечивать водный режим электрической станции.
3.Контролировать работу тепловой автоматики, контрольно-измерительных приборов,
электрооборудования в турбинном цехе.
4. Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного оборудования
турбинного цеха.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована:
- в профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
13577 Машинист блочной системы управления агрегатами (котел-турбина);
18538 Слесарь по ремонту парогазотурбинного оборудования
при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется;
- в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
рабочих по ремонту и обслуживанию теплоэнергетического оборудования тепловых
электрических станций.

5

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
Базовая часть
иметь практический опыт:
- чтения технологических и полных схем турбинного цеха;
- управления работой турбины в соответствии с заданной нагрузкой;
- пуска турбины в работу;
- останова турбины;
- выполнения переключений в тепловых схемах;
- составления и заполнения оперативной документации по обслуживанию турбинного
оборудования;
- отработки навыков обслуживания в плановых противоаварийных тренировках;
- контроля за водным режимом электрической станции;
- составления и заполнения оперативной документации по обслуживанию оборудования
химводоочистки;
- регистрации показаний контрольно-измерительных приборов;
- производства переключений с группового щита управления турбины;
- наладки работы турбинного оборудования при отклонении контролируемых величин;
- участия в испытаниях систем регулирования.
уметь:
- выбирать оптимальный режим работы турбины;
- рассчитывать расход пара на турбину;
- выбирать паровую турбину и вспомогательное оборудование;
- составлять схемы точек замеров контролируемых величин при обслуживании
вспомогательного оборудования турбинной установки;
- анализировать работу вспомогательного оборудования по заданным значениям
контролируемых величин;
- выбирать водно-химический режим;
- рассчитывать и выбирать основное оборудование водоподготовительных установок;
- пользоваться ключами щитов управления турбинной установкой;
- контролировать показания средств измерения;
- выбирать способы предупреждения и устранения неисправностей в работе турбинного
оборудования, применяемые инструменты и приспособления.
знать:
- устройство, принцип работы и технические характеристики турбины и вспомогательного
оборудования;
- технологический процесс производства тепловой и электрической энергии;
- процессы рабочего тела теплового цикла;
- основы газодинамики пара при течении через каналы турбинных решеток;
- конструкцию узлов и деталей паровых турбин;
- назначение, разрезы, схемы, особенностиконденсационных,теплофикационных турбин;
- назначение и конструкцию вспомогательного оборудования турбинного цеха;
- регулирование, маслоснабжение и защиту паровых турбин;
- режимы работы турбин;
- правила и порядок пуска турбины в работу, останова турбины;
- работу турбины в рабочем диапазоне нагрузок;
6

- общие вопросы обслуживания турбины и вспомогательного оборудования;
- требования правил технической эксплуатации, правил техники безопасности при
обслуживании турбинных установок и вспомогательного оборудования;
- структуру и порядок оформления технической документации;
- схемы обращения воды на электрических станциях;
- устройство, принцип работы и технические характеристики оборудования
водоподготовительных и очистных сооружений тепловой электростанции (ТЭС);
- показатели качества воды, используемые на тепловой электростанции (ТЭС);
- способы очистки воды и водяного пара;
- способы очистки сточных вод водоподготовительных установок и конденсатоочисток;
- безреагентные способы подготовки воды;
- функциональные схемы регулирования вспомогательного оборудования турбинной
установки;
- схемы автоматических защит основного и вспомогательного оборудования турбинной
установки;
- компоновку щитов контроля и пультов управления турбинной установкой;
- допустимые отклонения рабочих параметров турбоустановок и вспомогательного
оборудования;
- неполадки и нарушения в работе турбинного оборудования;
- задачи и виды испытаний турбинного оборудования;
- основы организации, проведения теплотехнических испытаний турбин и
вспомогательного оборудования.
Вариативная часть
знать:
- устройство, принцип работы и технические характеристики газовых турбин и
вспомогательного оборудования;
- цикл простой ГТУ при Р= соnst ;
- принципиальные схемы турбин АЭС;
- особенности конструкций турбин АЭС.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
всего 528 часов, в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 360 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки –350 часа;
- самостоятельной работы - 10часов;
- производственной практики –144 часа
- экзамен по модулю – 24 часа.

7

2. Результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности Обслуживание котельного
оборудования на тепловых электрических станциях, в том числе профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4

Код
компете
нции

Наименование результата обучения
Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном
оборудовании турбинного цеха.
Обеспечивать водный режим электрической станции.
Контролировать работу тепловой автоматики, контрольно-измерительных
приборов, электрооборудования в турбинном цехе
Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного
оборудования турбинного цеха.

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации, и

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
действия;
определять
составлять
план
необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
Умения:
определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
8

информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об

ОК 06

ОК 07

информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в профессиональной деятельности в том числе
с использованием цифровых средств
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать
значимость
своей
профессии;применять
стандарты
антикоррупционного поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по профессии
(специальности); стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессииосуществлять работу
с
соблюдением
принципов
бережливого
9

изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессииосуществлять работу
с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности; пути обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства; основные направления изменения
климатических условий региона
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые); писать простые связные
сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений
на
профессиональные
темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения
текстов профессиональной направленности

10

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования
разделов
профессионального
модуля

1

2

ПК 1- ПК 4

ПК 1- ПК 4

ПК 1-ПК 4

Раздел 1 Применение
ВПУ и трубопроводов
при обслуживании
теплоэнергетического
оборудования. Тепловые
процессы .Конструкция
турбин.
Раздел 2. Обслуживание
турбинного
оборудования на
тепловых электрических
станциях
Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
Экзамен по модулю
Всего:

Объем времени, отведенный на освоение
Практика
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная
работа
учебная нагрузка обучающегося
обучающегося
Всего
Производственная
часов
Экзамен
(по профилю
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
по моду
специальности),
лабораторные
курсовая
курсовая
часов
часов
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов практические
часов
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
3

4

5

114

110

48

246

240

104

6

7

-

5

20

5

8

-

9

10

-

-

-

144
24
528

144

350

152

20

10

24
24

144
11

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 1. Техническое
обслуживание
турбинного
оборудования на
тепловых
электрических
станциях
Раздел ПМ 2.
Применение
вспомогательного
водоподготовительного
оборудования и
трубопроводов при
обслуживании
теплоэнергетического
оборудования
электрических
станциях
Тема 1.1. Водный
режим тепловых

Объем часов

Уровень
освоения

3
348

4

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2

114

Содержание
1. Цели и задачи водоподготовки. Очистка воды фильтрованием и коагуляцией.
Основные методы осветления воды. Конструкция и принцип работы

18

2
12

электрических станций

механического фильтра. Эксплуатация механического фильтра. Намывные
осветлительные фильтры. Сущность процесса коагуляции, механизм
протекания процесса коагуляции. Конструкция и принцип работы
осветлителя.
2. Очистка воды методом осаждения. Физико – химические основы метода
осаждения. Схемы для умягчения воды содовым, известковым, едконатровым
и комбинированными методами.
3. Обработка воды методом ионного обмена. Сущность процесса
катионирования. Особенности работы Na, H, NH4 - катионитных фильтров.
Показатели качества ионитов. Скорость фильтрования, фильтроцикл.
Процесс восстановления ионных фильтров.
Конструкция и принцип работы ионитного фильтра. Выбор схемы для
обработки воды методом ионного обмена для различных источников
водоснабжения
4. Химическое обессоливание воды. Обессоливание воды. Характеристика
анионитов. Схемы обессоливающих установок. Блочные обессоливающие
установки.
5. Безреагентные методы подготовки воды. Сущность процесса термической
деаэрации. Типы и конструкция термических деаэраторов. Требования к
работе деаэраторов. Атмосферный деаэратор смешивающего типа. Удаление
свободной углекислоты. Декарбонизация. Химическое обескислороживание
сульфитом натрия и гидразином. Включение и отключение деаэраторов.
Неполадки и отказы в работе деаэраторов, их причины и способы устранения.
Термическое обессоливание. Принцип работы 2 испарительных установок.
Очистка воды методом электродиализа, обратного осмоса.
6. Оборудование водоподготовительных установок. Набор оборудования ВПУ
на ТЭС, его назначение и конструкции. Основные положения по выбору
схем водоподготовительных установок в соответствии с действующими
нормами технологического проектирования .
7. Сточные воды тепловых электрических станций. Классификация сточных
вод ТЭС, их состав. ПДК сбросов вредных веществ в водоемы. Источники
попадания загрязнения в сточные воды ТЭС. Влияние сточных вод ТЭС на
природные водоемы. Мероприятия по уменьшению сбросов ТЭС в водоемы.
Обработка и обезвреживание сточных ТЭС. Создание бессточных ТЭС
Лабораторные работы

3
3

3
2

2

2

6
13

Проведение опытного известкования воды. Определение изменения качества
воды по жесткости и щелочности.
Проведение коагуляции природной воды. Определение эффекта коагуляции
2.
по прозрачности и снижению окисляемости
3. Проведение опытного умягчения воды методом катионного обмена
Практические занятия
1. Расчет механического фильтра и осветлителя.
2. Расчет ионообменных фильтров.
3. Заполнение оперативной документации по обслуживанию оборудования
химводоочистки
4. Разбор и изучение оборудования ВПУ на действующей ТЭЦ или по схемам.
Содержание
1. Трубы и детали станционных трубопроводов. Трубы станционных
трубопроводов. Условия выбора и характеристики труб станционных
трубопроводов. Детали трубопроводов, их назначение, характеристики и
способы изготовления.
2. Трубы и детали станционных трубопроводов. Условные проходы труб.
Условные, рабочие и пробные давления согласно действующим
государственным стандартам. Сортамент, технические требования
государственных стандартов на размеры труб и допускаемые отклонения.
Трубы сварные с продольными и спиральными швами, их сортамент, марки
сталей. Трубы из нержавеющей стали. Водогазопроводные трубы.
Пластмассовые трубы из полиэтилена высокой плотности и винипласта.
Фасонные детали трубопроводов, их назначение, характеристики и способы
изготовления.
3. Опорно-подвесная система. Нагрузка на опоры трубопроводов. Типы опор и
подвесок. Назначение, факторы, влияющие на величину пролета.
Нормативная документация. Нагрузки на подвижные и неподвижные опоры
трубопроводов.
4. Тепловые удлинения трубопроводов. Компенсация тепловых удлинений
трубопроводов. Самокомпенсация. Типы компенсаторов теплового
удлинения. Холодный натяг труб.
Назначение дренажно- продувочной
5. Дренажно- продувочная система.
системы. Дренаж паропроводов, водяных тепловых сетей. Контроль за
продувкой и дренажом. Системы опорожнения и удаления воздуха из
1.

Тема 1.2.
Трубопроводы и
трубопроводная
арматура тепловых
электрических станций

4

20

2

2

3

3
2

14

трубопроводов. Использование теплоты дренажей и продувок на тепловой
схеме станции.
6. Противокоррозионные покрытия и тепловая изоляция трубопроводов. Виды
противокоррозионных покрытий, трубопроводов и арматуры; применяемые
материалы в зависимости от условий работы трубопровода.
проектирования
трубопроводов.
Условные
обозначения
7. Основы
трубопроводов на чертежах согласно государственным и отраслевым
стандартам. Основные положения по компоновке и трассировке
трубопроводов. Плоские и аксонометрические схемы трубопроводов.
Спецификация проектов. Пользование государственными и отраслевыми
стандартами и нормами при определении размеров труб, опор, подвесок,
фланцев.
8. Арматура. Назначение арматуры. Классификация по назначения и способу
присоединения. Условия работы. Правила установки. Условные обозначения.
Материалы, применяемые при изготовлении корпусных деталей,
уплотняющих поверхностей, для работы в агрессивной среде.
Приводы для управления арматурой. Классификация приводов их назначение
и устройство. Типы приводов. Дистанционные приводы арматуры их
основные узлы
9. Редукционно-охладительные установки. Классификация и область
применения РУ. Конструктивные схемы РОУ и БРОУ. Паровые дроссельные
клапаны, охладители пара, шумоглушители, предохранительные устройства и
арматура.
10. Регистрация, техническое освидетельствование, разрешение на эксплуатацию
трубопроводов. Условия регистрации. Объем, сроки, условия проведения.
Объем, сроки, условия проведения технического освидетельствования.
Внеочередное освидетельствование. Перечень необходимых документов.
Лица, дающие разрешение на эксплуатацию трубопроводов.
11. Обслуживание трубопроводов и арматуры. Включение и отключение
паропроводов и питательных трубопроводов в работу. Тепловые и
гидравлические удары. Гидравлические и пневматические испытания
трубопроводов. Их назначение, условия и порядок проведения. Регистрация,
техническое
освидетельствование,
разрешение
на
эксплуатацию
трубопроводов.
Практические занятия

2
3

2

2

2

3

12
15

Выбор категории трубопровода, выбор типа соединения элементов
трубопроводов по заданным параметрам рабочей среды. Выбор материала и
сортамента трубы по заданным параметрам рабочей среды и расходу через
трубопровод.
2. Расчет величины теплового удлинения трубопровода. Определение величины
растяжки трубопровода
3. Выбор теплоизоляционных конструкций оборудования и трубопровода.
Расчет толщины теплоизоляционного слоя трубопровода.
конструкций
запорной,
дроссельно-регулирующей,
4. Выбор
предохранительной и контрольной арматуры по каталогам и чертежам.
максимального
расстояние
между
подвижными
и
5. Определение
неподвижными опорами. Расчет вертикальных и горизонтальных нагрузок на
трубопроводы.
6. Определение места установки дренажных и продувочных устройств по
заданным схемам трубопровода. Определение места расположения
предохранительной арматуры по заданной схеме трубопровода.
7. Определение диаметра труб и их подбор по сортаменту.
8. Изготовление макетов фасонных деталей трубопроводов.
9. Определение назначение заглушек и их конструкции. Материал для
заглушек. Расчет толщины заглушек.
виды гидравлический и
10. Порядок проведения, назначение, условия и
пневматических испытаний трубопроводов
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ .
Выполнение кроссвордов по индивидуальным темам, выполнение расчетов по специальным индивидуальным
заданиям, систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы,
подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Написание рефератов и докладов по
предложенным темам.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Химический и механический способы удаления отложений. Степень загрязненности оборудования.
2. Подготовить цветные схемы испарительной установки.
3. Задачи энергетиков в деле охраны окружающей среды.
4. Виды водных растворов
5. Реки основные источники воды на ТЭС.
1.

5

10

16

6. Сущность процесса коагуляции. Факторы, влияющие на процесс коагуляции. Реагенты и оптимальное
их применение.
7. Техника безопасности при обращении с реагентом. Известковая предочистка.
8. Качество воды, покидающей осветлитель. Разновидности ионитных фильтров.
9. Эксплуатация обессоливающих ионообменных установок. Устройство и принцип работы
декарбонизаторов
10. Предотвращение образования отложений в тепловых сетях
11. Автоматизация водоподготовительных установок.
12. Работа химической лаборатории электростанций.
13. Марки сталей, применяемых для станционных трубопроводов согласно требованиям "Правил устройств
и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды".
14. Наблюдение за ползучестью металла труб, за изменениями металла труб, за графитизацией
паропроводов
15. Арматура на высокие и сверхвысокие параметры
16. Испытания трубопроводов АЭС и ТЭС
17. Подготовить цветную схему редукционно- охладительной установки.
18. Запорная арматура (виды вентилей и их схемы)
19. Регулирующая арматура (виды вентилей и их схемы)
20. Предохранительная арматура (виды вентилей и их схемы)
21. Вспомогательная арматура (виды вентилей и их схемы)
Тема 1.3Тепловые
процессы в паровой
турбине и ее
принципиальное
устройство

Содержание
1. Процессы преобразования энергии на тепловых электростанциях.
Производство электроэнергии и тепла на ТЭС. Принципиальная тепловая
схема КЭС без промперегрева, с промперегревом, ТЭЦ.
2.

3.

Тепловые циклы паротурбинных установок. Идеальный пароводяной цикл
Ренкина. Изображение цикла в pv- и Тs - диаграммах. Работа, получаемая в
результате совершения цикла. Полезно использованное тепло. Термический
КПД цикла Ренкина и его определение с использованием hs- диаграммы и
термодинамических таблиц водяного пара.
Методы
повышения
термического
КПД
паросилового
цикла.

30
2

2

2
17

4.

5.
6.
7.

8.

9.

Действительный цикл с необратимым адиабатным расширением пара в
турбине. Внутренние относительный и абсолютный КПД действительной
паротурбинной установки. Удельный расход пара и теплоты. Влияние
основных параметров пара на термический КПД цикла Ренкина.
Регенеративный цикл паротурбинной установки. Принципиальная схема
установки, работающей по регенеративному циклу. Изображение
регенеративного цикла в Тs-, hs- диаграммах. Термический КПД цикла с
регенеративными отборами пара. Удельный расход пара и теплоты. Цикл с
промежуточным перегревом пара. Схема цикла и его изображение в Тs, hsдиаграммах. Термический КПД цикла с промперегревом пара.
Классификация, конструкция и условные обозначения паровых турбин.
Отличительные особенности конденсационных и теплофикационных турбин.
Комбинированная
выработка
теплоты
и
электрической
энергии
паротурбинной установкой. Цикл и КПД турбоустановки с турбиной с
противодавлением Цикл паротурбинной установки с теплофикационной
Основы газодинамики пара при течении через каналы турбинных решеток.
Основные понятия о движении газов. Уравнения состояния, неразрывности,
количества движения, сохранения энергии. Изоэнтропическое движение
газа. Параметры заторможенного потока газа. Критическое сечение канала.
Критические параметры. Зависимость между площадью поперечного сечения
канала скоростью газа и скоростью звука Число М Способы получения
Турбинная ступень. Преобразование энергии в турбинной ступени. Усилия,
действующие на рабочие лопатки. Геометрические и аэродинамические
характеристики решеток. Активный и реактивный принципы работы
турбинной ступени. Потери энергии при обтекании турбинных решеток.
Особенности течения влажного пара, потери энергии при течении влажного
пара. Потери энергии с выходной скоростью. Треугольники скоростей.
Оптимальное отношение скоростей U/Сф Зависимость лопаточного КПД и
потерь энергии в турбинных решетках, потерь энергии с выходной скоростью
О
МногоступенчатыеU/Сф
паровые
турбины.й Назначение,й КПД
конструктивные
особенности. Основные преимущества и недостатки многоступенчатых
паровых турбин. Процесс расширения пара в многоступенчатой турбине на
hS- диаграмме, коэффициент возврата теплоты. Потери энергии в турбине
(внутренние и внешние ). Парораспределение турбин (дроссельное, сопловое,
обводное, регулирование мощности турбины скользящим давлением) Работа
блоков на скользящих параметрах пара. Предельная мощность и способы

2

2
2
2

2

18

Практические занятия
1.
Расчёт и исследование циклов паротурбинных установок.
2. Определение КПД турбоустановки.
3. Тепловой расчет суживающихся турбинных решеток.
4. Тепловой расчет расширяющихся турбинных решеток.
5. Тепловой расчет турбинной ступени.
6. Построение ориентировочного процесса расширения пара в турбине (ЦВД,
ЦСД и ЦНД)
7. Определение расхода пара на турбину по заданной мощности с построением
процесса в hS- диаграмме.
8. Определение числа нерегулируемых ступеней.

224

МДК 1. Техническое
обслуживание
турбинного
оборудования на
тепловых
электрических
станциях
Тема 2.1. Конструкция
паровых турбин.

24

Содержание
1. Статор. Назначение и конструкция корпуса турбины: паровпуска, выхлопа,
горизонтального
разъема.
Конструкции
корпусов:
прямоточных
(одностенных), противоточных (двустенных), с расходящимися потоками.
Организация температурных перемещений корпусов. Причины коробления
корпусов.
2. Сопловой аппарат регулирующей ступени. Диафрагмы. Установка диафрагм
в обойме или в корпусе турбины. Обоймы диафрагм и их роль в
формировании конструкции корпуса.
3. Валопровод. Типы, конструкции и условия работы роторов турбин.
Конструкции дисков. Валоповоротное устройство, его назначение и
конструкция.
4. Соединительные муфты. Фундаменты. Типы и конструкции. Фундаменты
паровых турбин. Силы, действующие на фундамент.
5. Уплотнения. Конструкции и установка концевых и промежуточных

24
2

3
3
2
2
19

Тема 2.2.
Вспомогательное
оборудование
паротурбинной
установки

Тема 2.3.
Обслуживание

(диафрагменных) уплотнений. Схемы трубопроводов концевых уплотнений.
6. Подшипники. Назначение подшипников паровых турбин. Конструкции
радиальных (опорных) подшипников, принцип их работы. Особенности
сегментных опорных подшипников. Конструкции упорных подшипников.
Принцип работы осевого (упорного) подшипника.
7. Условия работы и конструкции рабочих лопаток. Причины колебания
лопаток.
Практические занятия
1. Расчеты на прочность деталей паровых турбин.
2. Чтение конструкций узлов и деталей турбин на разрезах и схемах.
Содержание
1. Конденсационная установка. Схема конденсационной установки, назначение,
устройство и работа ее основных элементов. Устройство и принцип работы
поверхностного конденсатора. Воздухоотсасывающие, деаэрирующие и
дроссельно – охладительные устройства. Назначение встроенных пучков.
2. Механизм процесса конденсации. Виды конденсации. Влияние присосов
воздуха и скорости пара на процесс конденсации. Переохлаждение
конденсата. Уравнение теплового баланса поверхностного конденсатора.
3. Общие сведения о системе регенерации. Работа системы регенерации. типах
и
устройстве
подогревателей
системы
регенерации.
Включение
подогревателей, отключение, контроль за работой. Проверка системы защиты
подогревателей
высокого
давления.
Особенности
обслуживания
смешивающих подогревателей низкого давления.
Практические занятия
1. Анализ конструкции поверхностного конденсатора по чертежам
2. Тепловой расчет поверхностного конденсатора
3. Решение задач на определение площади теплообмена конденсаторов,
количества охлаждающей воды, кратности охлаждения, количества и длины
трубок.
4
Анализ работы системы регенерации по заданным значениям величин
5. Анализ конструкций поверхностных и смешивающих подогревателей по
разрезам и схемам
Содержание
1.
. Обслуживание конденсационной установки. Пуски и останов
конденсационной установки и системы циркуляционного водоснабжения.

2

2
10

14
2

3
2

12

20
2
20

Показатели работы конденсационной установки и их оценка.
Эксплуатационные характеристики конденсатора. Гидравлическая
плотность конденсатора, воздушная плотность вакуумной системы
турбины, способы их контроля. Борьба с присосами охлаждающей воды в
конденсаторы паровых турбин. Предотвращение образований отложений в
конденсаторах паровых турбин.

вспомогательного
оборудования
турбинной установки

2.

Обслуживание конденсатных и циркуляционных насосов. Пуск
конденсатных насосов. Неполадки в работе этих насосов. Работа системы
циркуляционного водоснабжения. Предотвращение теплового загрязнения
водоемов.

3

3.

Нагрев сетевой воды на ТЭЦ. Сетевые подогреватели.

2

Пуск и останов сетевой подогревательной установки питающейся паром: от
турбин с двумя регулируемыми отборами пара, от регенеративных отборов
конденсационных турбин, работающих в параллель с другими установками
подогрева сетевой воды
Практические занятия
1. Работа с инструкциями по пуску и останову конденсационной установки.
2. Составление схемы точек контролируемых величин при обслуживании
конденсационной установки.
3. Определение значений величин по эксплуатационным (нормативным)
характеристикам конденсаторов и расчетным путем. Анализ работы
установки по заданным значениям величин.
4.
Тема2.4
Конденсационные и
теплофикационные
турбины.
Теплофикационная
(сетевая) установка

Проверка системы защиты подогревателей высокого давления (ПВД).

Содержание
1.
Конденсационные турбины отечественного производства. Процесс
расширения пара на hS-диаграмме в турбине с регенерацией и
промперегревом. Определение расхода пара через турбину и каждый ее
отсек с промперегревом и регенерацией. Коэффициент регенеративных
отборов. Влияние отклонения начального давления пара, начальной
температуры пара, конечного давления пара на работу турбины.
2.

16

Обслуживание конденсатных и циркуляционных насосов. Пуск
конденсатных насосов. Неполадки в работе этих насосов. Работа системы
циркуляционного водоснабжения. Предотвращение теплового загрязнения

20
2

2
21

водоемов.
3.
4.

Проверка системы защиты подогревателей высокого давления. Особенности
обслуживания смешивающих подогревателей низкого давления
Неисправности регенеративных подогревателей. Причины и способы
устранения.

2
2

5.

Питательные насосы. Пуск, обслуживание и останов питательных
насосов. Неполадки в работе питательных насосов, их причины и способы
устранения.

2

6.

Сетевые установки. Нагрев сетевой воды на ТЭЦ. Сетевые подогреватели.

2

Пуск и останов сетевой подогревательной установки питающейся паром:
от турбин с двумя регулируемыми отборами пара, от регенеративных
отборов конденсационных турбин, работающих в параллель с другими
установками подогрева сетевой воды.
7.

Работа сетевых установок. Обслуживание установок системы подогрева
сетевой воды во время работы. Особенности пуска установки сетевой воды
на отключенную тепломагистраль. Неисправности сетевых насосов и и
подогревателей сетевой воды, их причины и методы устранения
.Предотвращение образований отложений в тепловых сетях.

Практические занятия
1.
Определение конструктивных особенностей конструкции
конденсационных турбин по чертежам
2.

Определение конструктивных особенностей конструкции
теплофикационных турбин по чертежам

3.

Определение конструктивных особенностей турбин с противодавлением
по чертежам

2

14

4.
Тема 2.5. Эксплуатация
и обслуживание
паротурбинных
установок и

Содержание
1. Режимы работы турбин. Общая характеристика переменных и переходных
режимов работы паровых турбин. Работа ступени при нерасчетном режиме.
Влияние изменения расхода пара на распределение давлений и
теплоперепадов по ступеням турбины. Осевые усилия при изменении расхода

20
2

22

энергетических блоков
2.

3.

пара. Явления, возникающие в турбине при нестационарных режимах.
Диаграммы режимов турбоагрегатов.
Режимы пуска и останова турбин. Классификация пусков. Пуск неблочных
паротурбинных установок из холодного состояния. Теплонапряжения,
изменения зазоров в турбине при пуске. Горячий резерв. Особенности пуска
турбин из горячего и неостывшего состояния. Особенности пуска
противодавленческих турбин и турбин с регулируемыми отборами пара.
Особенности блочного пуска турбины с барабанным и прямоточным котлом.
Виды остановов и основные принципы организации режимов останова
турбин. Особенности останова блоков. Аварийные случаи останова турбин и
блоков. Уход за остановленной турбиной. ПТЭ при обслуживании турбин и
блоков в режимах пуска и останова.
Наблюдение и уход за работающей турбиной. Критерии надежности
работы турбины. Прохождение минимальных и пиковых электрических
нагрузок. Вибрационное состояние паротурбинной установки. Выявление
причин неполадок и аварий при обслуживании оборудования, их
устранение. Солевые отложения в турбине и борьба сними.

3

2

4.

Щиты управления и схемы теплотехнического контроля. Контрольноизмерительные приборы щита управления турбиной, блоком. Компоновка
и оборудование щитов управления. Назначение, общие данные.

2

5.

Автоматизация регулирования энергетических блоков. Схемы
автоматического пуска и регулирования мощности блоков. Связь котла и
турбины при работе в энергетическом блоке. Характеристики
регулирования блоков. Автоматизация пуска блока, перевод его на
холостой ход и растопочную нагрузку.

2

Практические занятия
1.
2.
3.
4.

Тема 2.6.

Расчет расхода пара с помощью диаграммы режимов.
Анализ пусковых режимов турбин и блоков на стендах или тренажерах.
Составление сетевых графиков пуска турбин, блоков.
Работа с инструкциями по пуску, останову турбинного оборудования.
Обсуждение программ противоаварийных тренировок
5.
Анализ функциональных схем теплотехнического контроля.
6.
Заполнение ведомостей работы турбинного оборудования
Содержание

24

6
23

Основные элементы газотурбинных установок (ГТУ), классификация ГТУ.
Схема замкнутой ГТУ с промежуточным подводом теплоты и
промежуточным охлаждением воздуха. Системы топливоснабжения,
маслоснабжения, автоматического регулирования и защита ГТУ. ГТУ
Турбины АЭС. Принципиальные схемы турбин АЭС, их основные
2.
параметры. Особенности конструкций турбин АЭС, работающих на
влажном паре Внешняя и внутренняя сепарация пара
Практические занятия
1. Разбор и определение особенностей конструкций газовых турбин и турбин
АЭС по чертежам
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Составление кроссвордов по индивидуальным темам, решение задач, выполнение расчетов по специальным
индивидуальным заданиям, систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя, оформление практических заданий, отчетов и подготовка к их защите, работа с каталогами,
написание рефератов, докладов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Изготовление цветных схем конденсационных и теплофикационных турбин
2. Регулирование, маслоснабжение и защита паровых турбин
3. Изучение конструкции теплофикационных турбин отечественного производства по каталогам.
4. Изучение конструкции основных элементов корпуса турбин: паровпуска, выхлопа, горизонтального
разъема. Конструкции корпусов цилиндров: прямоточных (одностенных), противоточных
(двустенных), с расходящимися потоками по альбомам и каталогам.
5. Организация температурных расширений. Материалы для сопловых лопаток и диафрагм
6. Изучение конструкции элементов маслосистем: масляных баков, маслоохладителей, аварийных бачков,
масляных насосов, инжекторов, маслопроводов по альбомам и каталогам.
7. Эксплуатация паровых турбин, вспомогательного оборудования на ТЭС.
Газотурбинные
установки

1.

2

2
10

8. Требования к системам регулирования и защитам согласно ПТЭ, неисправности систем регулирования,
испытания систем
регулирования при мгновенных сбросах электрической нагрузки, настройка систем
регулирования.
Примерная тематика курсового проекта
1. Тепловой расчет паровой турбины.
2. Расчет основных размеров проточной части турбины (цилиндра), тепловых потерь, КПД и мощности
турбинной установки.
24

3. Расчет расхода пара, КПД и мощности турбины (цилиндра) по заданным размерам и профилям
проточной части при модернизации или реконструкции.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по курсовому проектированию
Расчет и оформление курсового проекта по индивидуальным заданиям и темам.
Раздел ПМ 3.
Применение
электрооборудования
на тепловых
электрических
станциях
МДК 1. Техническое
обслуживание
турбинного
оборудования на
тепловых
электрических
станциях
Тема 3.1.
Содержание
Электрооборудование
1.
Общие сведения об энергосистемах и электроустановках. Качество
ТЭС
электрической энергии. Номинальные напряжения в соответствии с
2.

3.
4.

Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).
Применение основного электрооборудования на ТЭС:
Турбогенераторы, типы, особенности конструкции, системы охлаждения и
возбуждения
синхронных
генераторов.
Уплотнения
генераторов.
Синхронизация генератора с сетью.
Силовые трансформаторы, типы
Короткие замыкания в электрических установках. Виды, причины и
последствия коротких замыканий. Заземляющие устройства
Применение проводников и электрических аппаратов на ТЭС.
Предохранители. Автоматические воздушные выключатели, контакторы,
магнитные пускатели. Разъединители. Выключатели. Измерительные

20
20
32

32

8
2

2

2
2

25

трансформаторы тока и напряжения.
Практические занятия
1. Выбор конструкции турбогенераторов электростанции в зависимости от
мощности и типа турбин.
2. Ознакомление с конструкциями коммутационных аппаратов, применяемых
на ТЭС.
Тема 3.2.
Содержание
Распределительные
1. Условные обозначения в электрических схемах. Понятие распределительного
устройства (РУ). Схемы электрических соединений распределительных
устройства ТЭС
устройств ТЭС.
2. Собственные нужды ТЭС. Потребители собственных нужд. Источники
электроснабжения собственных нужд. Резервирование собственных нужд.
Снижение расхода электроэнергии на собственные нужды.
3. Виды РУ. Требования к конструкциям закрытых распределительных
устройств (ЗРУ). Типы и конструкции комплектных распределительных
устройств (КРУ), их применение на электростанции. Требования к
конструкции открытых распределительных устройств (ОРУ).
4. Назначение релейной защиты и требования к ней. Основные типы и
устройство реле.
Релейная защита электродвигателей от перегрузки.
Управление выключателями.
Практические занятия
1. Определение элементов электрических схем ТЭС по таблицам условных и
графических обозначений.
2. Выбор и обоснование электрических схем РУ различных напряжений на
ТЭС.
3. Построение конструктивных схем ОРУ и ЗРУ ТЭС.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Составление кроссвордов по индивидуальным темам, систематическая проработка конспектов занятий,
учебной и специальной технической литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием
методических рекомендаций преподавателя, оформление практических заданий, отчетов и подготовка к их
защите, работа с каталогами, написание рефератов, докладов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Изучение различных типов силовых трансформаторов, применяемых на ТЭС по справочникам и

8

8
2
2
2

2
8

26

каталогам.
2. Изготовление стенда с образцами заземляющих устройств.
3. Классифицировать потребителей собственных нужд на ТЭС, их характеристика
4. Виды распределительных устройств.
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю
Виды работ:
1. Чтение технологических и полных схем турбинного цеха;
2. Выполнение измерений технологических параметров.
3. Регистрация показаний контрольно-измерительных приборов, контроль за работой автоматических
регуляторов и сигнализации.
4. Участие в переключениях с группового щита управления турбины;
5. Выполнение работ по пуску, останову, опробованию и опрессовке обслуживаемого оборудования.
6. Выполнение переключений в тепловых схемах турбинной установки.
7. Участие в плановых противоаварийных тренировках.
8. Обслуживание турбины во время работы.
9. Участие в обходе оборудования и заполнение ведомостей.
10. Выполнение работ по обслуживанию конденсационной установки.
11. Выполнение работ по обслуживанию масляной системы.
12. Проверка, настройка и опробование автомата безопасности, реле осевого сдвига ротора, других защит
турбоустановки и энергоблока в целом.
13. Выполнение работ по обслуживанию насосного оборудования.
14. Участие в управлении работой турбины в соответствии с заданной нагрузкой.
Производственная практика
Аудиторные занятия
СРС
Экзамен по модулю
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

144

144
350
10
24
528

27

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие
лабораторий:
- общепрофессиональных дисциплин по специальности;
- турбинного оборудования тепловой электростанции (ТЭС);
- обслуживания и наладки теплоэнергетического оборудования;
кабинета:
- информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование лаборатории общепрофессиональных дисциплин по специальности и рабочих
мест:
- переносная химическая лаборатория - 10 наборов химических реагентов для определения
процесса коагуляции, определения степени жесткости и щелочности воды, проведения умягчения
воды;
- методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
- электронные диски с учебными фильмами;
- комплект учебно-методической документации;
- мультимедийное оборудование.
Оборудование лаборатории турбинного оборудования тепловой электростанции (ТЭС):
- комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия (чертежи продольных разрезов турбин, тепловые схемы, плакаты,
электронные диски с учебными фильмами, фотографиями оборудования).
-макет турбины;
- модель конструктивного исполнения ротора и статора;
- развернутые тепловые схемы;
- элементы конструкции турбин: муфты и полумуфты, диафрагмы, обоймы, бандажи, концевые
уплотнения, турбинные шпильки и гайки, стопорные и регулирующие клапаны, турбинные
лопатки малых размеров;
- мультимедийное оборудование (экран, проектор);
Рабочие места по количеству обучающихся с учетом выполнения практических заданий
бригадным методом по 3-4 человека.
Оборудование лаборатории обслуживания и наладки теплоэнергетического оборудования:
- комплект учебно-методической документации;
- инструкции по эксплуатации паротурбинного и вспомогательного оборудования, паспорта
паровых турбин отечественного производства, правила технической эксплуатации,
противопожарной эксплуатации, режимные карты, суточные ведомости.
Рабочие места по количеству обучающихся с учетом выполнения практических заданий
бригадным методом по 3-4 человека.
Оборудование кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности:
- программы противоаварийных тренировок;
- компьютерный тренажер паротурбинной установки;
автоматизированная
обучающая
система
(АОС)
«Etest»
для проведения предэкзаменационной подготовки и тестирования знаний;
- программное обеспечение для демонстрации конструкций теплоэнергетического оборудования:
поперечные разрезы турбин, деталировка турбин, тепловые схемы;
- мультимедийное оборудование (экран, проектор);
- компьютеры, не менее 15 штук.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику
по профилю специальности, которая является итоговой по модулю и проходит концентрировано.
Оборудование рабочих мест на производственной практике:
- паровые турбины;
- вспомогательное оборудование (питательные насосы, конденсационная установка, трубопроводы
и запорная арматура, электродвигатели);

- технологические схемы паротурбинных установок;
- контрольно-измерительные приборы;
- средства дистанционного и автоматического контроля, устройства технологических защит,
блокировки;
- средства информации и оперативной связи;
-оборудования для выполнения опрессовки трубопроводов;
- комплекс оборудования регулирования и защиты паротурбинной установки (ПТУ): автомат
безопасности, реле осевого сдвига, стопорные и регулирующие клапаны;
- пульты управления основного и вспомогательного оборудования;
- оборудование группового щита управления паротурбинной установки;
- инструкции по эксплуатации паровых турбин и вспомогательного оборудования;
- правила технической эксплуатации;
- правила техники безопасности;
- паспорта на основное и вспомогательное оборудование;
- инструкции по эксплуатации турбин и вспомогательного оборудования;
- режимные карты ПТУ;
- организационные и технические требования по эксплуатации оборудования);
- протоколы испытаний, акты скрытых работ, ревизий;
- инструкции по пуску и останову паровых турбин и вспомогательного оборудования;
- ведомости обхода оборудования;
- сменные журналы по эксплуатации ПТУ.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
литературы

Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основные источники:
1. Паровые и газовые турбины для электростанций [Текст]: учебник для вузов. – 3-е изд.,
перераб. и доп./А.Г. Костюк, В.В. Фролов, А.Е. Булкин, А.Д. Трухний; под ред. А.Г. Костюка. –
М.: Издательский дом МЭИ, 2008. – 556, [4]с.: ил.; 26 см. – 2000 экз.- ISBN 978-5-383-00268-1.
2. Цанев, С.В. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций [Текст]:
учебное пособие для вузов / С.В. Цанев, В.Д. Буров, А.Н. Ремезов; под ред. С.В. Цанева. 3-е изд.,
стереот. – М.: Издательский дом МЭИ, 2009. – 584 с.: ил.; 24см. – 1000 экз. - ISBN 978-5-38300340-4.
3. Матюнин, В.М. Металловедение в теплоэнергетике [Текст]: учебное пособие для вузов / В.М.
Матюнин. – М. : Издательский дом МЭИ, 2008. – 328 с.: ил.; 21,5 см. – 1000 экз. - ISBN 978-5383-00222-3.
4. Александров, А.А., Григорьев Б.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара
[Текст]: Справочник. Рек. Гос. Службой стандартных справочных данных. ГСССД Р-776-98. -2-е
изд., стереот. – М.: Издательский дом МЭИ, 2006. – 168 с.; ил.; 26 см. – 5000 экз. – ISBN 5-90307243-7.
5. Трухний, А.Д. Атлас конструкций деталей турбин [Текст] = Atlas of Turbine Parts Design.:
учебное пособие для вузов: в двух частях / А.Д. Трухний, Б.Н. Крупенников, А.Н. Троицкий;
перевод на англ. яз. Ю.А. Зейгарника.- 3-е изд., перераб. и доп.; на рус. и англ.яз. – М.:
Издательский дом МЭИ, 2007. – 500 экз. - ISBN 978-5-383-00022-9
Часть 1. Чертежи и конструкции = Part 1. Drawings and Designs. – 152 c., вкладка.- ISBN 978-5-38300106-6.
Часть 2. Описание конструкций = Part 2/ Drawing Descriptions. – 164 с. – ISBN 978-5-383-00107-3.
6. Иванова, Г.М. Теплотехнические измерения и приборы [Текст]: учебник для вузов / Г.М.
Иванова, Н.Д. Кузнецов, В.С.Чистяков. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007.460 с., ил.; 22,5 см. – 3000 экз. – ISBN 978-5-383-00155-4.
29

7. Копылов, А.С., Лавыгин В.М., Очков В.Ф.
Водоподготовка в энергетике [Текст]: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. стереот.- М.:
Издательский дом МЭИ, 2006. – 309[11] с.: ил.; 20.5 см, - 2 000 экз. – ISBN 5-903072-45-3
8. Воронов, В.Н Водно-химические режимы ТЭС и АЭС [Текст]: учебное пособие /В.Н.
Воронов,Т.И. Петрова; под ред. А.П Пильщикова. – М.: Издательский дом МЭИ, 2009. – 240 с.:
ил.; 21.5 см. – 1000 экз. –
ISBN 978-5-383-00145-5
Дополнительные источники:
1.
Копылов, А.С. Процессы и аппараты передовых технологий водоподготовки и их
программированные расчеты[ Текст]: учеб. пособие для вузов / А.С.Копылов, В.Ф.Очков, Ю.В.
Чудова. – М.: Издательский дом МЭИ, 2009. – 222с.: ил.; 21.5 см, - 1000 экз. –ISBN 978-5-38300223-0
2.
Трухний, А.Д. Стационарные паровые турбины [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Энергоатомиздат, 1990. – 640 с.: ил.; 24 см. – 10500 экз. – ISBN5-283-00069-9.
3.
Щегляев, А.В. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин
[Текст]: Учеб. для вузов: В 2 кн. Кн.1. – 6-е изд., перераб., доп. И подгот. К печати Б.М.
Трояновским. – М.: Энергоатомиздат, 1993. -384с.: ил.; 20 см. – 1900 экз. – ISBN 5-283-00197-0.
4.
Щегляев, А.В. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин
[Текст]: Учеб. для вузов: В 2 кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб., доп. и подгот. к печати Б.М.
Трояновским. – М.: Энергоатомиздат, 1993. – 416с.: ил.; 20 см. – 1900 экз. - ISBN 5-283-00264-0.
5.
Степанов, И.Р. Парогазовые установки. Основы теории, применение и перспективы [Текст].
– Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2000. – 169 с.
6.
Трухний, А.Д., Ломакин Б.В. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки
[Текст]: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство МЭИ, 2002. – 540 с. :ил., вкладки. – 2500
экз. – ISBN 5-7046-0722-5.
7.
Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения [Текст]. В 3-х кн. Кн. 1:
Выбор. Эксплуатация. Ремонт. М.: Машиностроение, 2003. – 432 с.: с ил.; - 1030 экз. – ISBN 5217-03182-4 (кн. 1).
8.
Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения [Текст]. В 3-х кн. Кн. 2:
Производство. Испытания. Монтаж. М.: Машиностроение, 2003. – 336 с.: с ил.; - 1030 экз. – ISBN
5-217-03189-4 (кн.2)
9.
Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения [Текст]. В 3-х кн. Кн. 3:
Управление качеством. Технический контроль. Сертификация. М.: Машиностроение, 2003. – 224
с.: с ил.; - 1030 экз. – ISBN 5-217-03191-3 (кн.3).
10.
Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования зданий и
сооружений электростанций и сетей РДПр34-38-030-92. М., 1994. 406 с.
11.
Методика оценки технического состояния паротурбинных установок до и после ремонта и в
период между ремонтами РД 34.20.581-96 СП ОРГРЭС 1998. 27 с.
12.
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации
/ Министерство топлива и энергетики РФ, РАО "ЕЭС России": РД 34.20.501.95. 15-е изд. М.:СПО
ОРГРЭС, 1996. - 274 с.
13.
ГОСТ 18322—78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и
определения.
Интернет-ресурсы:
1.Экоток. Экологические технологии. Альтернативная энергетика.- URL: http://www.ecotoc/ru/.
Дата обращения: 20.05.2011.
2. Производство паротурбинного оборудования. Паровые турбины 100 –
1 000 кВт [Текст] – URL: http://www.turbopar/ru/proizvodstvo-turbin/100/html. Дата обращения:
20.05.2016.
30

3.ЗАО ТУРБИНИСТ [Текст] – URL: http://www.turdinist.com. Дата обращения: 20.05.2016.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Условия проведения занятий:
При организации учебных занятий в целях реализации компетентностного подхода должны
применяться активные и интерактивные формы и методы обучения (деловые и ролевые игры,
разбора конкретных ситуаций и т.п.), партнерские отношения преподавателя с обучающимися,
обучающихся между собой; использование средств для повышения мотивации к обучению.
Проведение занятий должно обеспечивать эффективную самостоятельную работу
обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и
мастеров производственного обучения.
Обучающийся должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его
учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его
учебно-познавательной деятельностью.
Для повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется проводить
лабораторные работы и практические занятия с обучающимися в количестве не более 15 человек в
одной подгруппе.
Условия организации производственной практики:
Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) практику по
профилю специальности. Производственная практика по профилю специальности должна
проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки обучающихся.
Обязательным условием допуска к практике по модулю «Обслуживание турбинного
оборудования на тепловых электрических станциях» является освоение междисциплинарного
курса «Техническое обслуживание турбинного оборудования на тепловых электрических
станциях».
Перед выходом на практику обучающиеся должны быть ознакомлены с целями, задачами
практики, основными формами отчетных документов по итогам практики. Во время прохождения
практики руководитель практики от техникума (колледжа) осуществляет связь с работодателями и
контролирует условия прохождения практики.
В соответствии с Положением об организации производственной практики
образовательного учреждения по результатам прохождения обучающимися производственной
практики проводится оценка индивидуальных образовательных достижений, которая
осуществляется комиссией, в состав которой входят специалисты образовательного учреждения и
производственной организации, где проводилась практика.
Условия консультационной помощи обучающимся:
При подготовке к итоговой аттестации по модулю организуется проведение консультаций.
Консультационная помощь может осуществляться в виде индивидуальных и групповых
консультаций. Самостоятельная внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим
обеспечением (учебными элементами, методическими рекомендациями и т.п.)
Во время
самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к базам данных и библиотечным
фондам образовательного учреждения.
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин
«Материаловедение», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и
электроника», Изучение профессионального модуля «Обслуживание турбинного оборудования на
тепловых электрических станциях» может изучаться параллельно с модулем «Обслуживание
котельного оборудования на тепловых электрических станциях».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального
образования, соответствующего профилю модуля «Обслуживание турбинного оборудования на
тепловых электрических станциях» и специальности «Тепловые электрические станции».
31

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой:
преподаватели
междисциплинарного
курса,
а
также
преподаватели
общепрофессиональных дисциплин «Электротехника и электроника», «Материаловедение»,
«Охрана труда» с высшим профессиональным образованием.
Инженерно-педагогический состав должен иметь опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы и должен проходить стажировку в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
1.Проводить эксплуатационные
работы на основном и
вспомогательном оборудовании
турбинного цеха.

Основные показатели оценки
результата
Демонстрация навыков чтения
технологических и полных схем
турбинного цеха.

Выполнение тепловых расчетов
и
выбор паровых турбин в
соответствии
с
нормами
технологического
проектирования
Точность
изложения
последовательности операций по
пуску и останову паровых турбин
в соответствии с инструкциями.
Составление
и
правильное
заполнение
оперативной
документации по обслуживанию
паротурбинного оборудования в
соответствии с требованиями
Правил
технической
эксплуатации

Демонстрация
практических
навыков
обслуживания
турбинного оборудования при
проведении
плановых
противоаварийных тренировок в
соответствии
с
нормативами
времени и инструкциями по
эксплуатации.
Точность выбора оптимального
режима работы турбины в
соответствии графиком нагрузки.

Формы и
методы
контроля и
оценки
Наблюдение за
деятельностью
обучающегося во
время
семинарских
занятий;
Оценка
самостоятельног
о выполнения
практического
задания
Оценка
результатов
выполнения
практического
задания
Оценка
результатов
выполнения
практического
задания.
Наблюдение
и
анализ
деятельности
при прохождении
практики
Оценка
самостоятельног
о выполнения
практического
задания и анализ
деятельности
при прохождении
практики
Наблюдение за
выполнением
заданий на
производственно
32

й практике;
Демонстрация
практических
навыков
переключения
с
группового щита управления
турбин
в зависимости от
изменения режима работы.
2.Обеспечивать водный режим Правильный
выбор
водноэлектрической станции.
химического
режима
электрической
станции
в
соответствии
с
качеством
исходной сырой воды.

Наблюдение и
анализ
деятельности
при прохождении
практики
Оценка
результатов
выполнения
практического
задания

Правильность
и
полнота
перечисления параметров для
контроля за водным режимом
электрической
станции
в
соответствии
со
схемой
водоподготовительной установки.
Правильный выбор схемы и
технических
характеристик
оборудования
водоподготовительных установок
и очистных сооружений тепловых
электрических станций (ТЭС) в
соответствии
с
типом
технического водоснабжения и
качества исходной сырой воды.
3.Контролировать работу
Демонстрация практических
тепловой автоматики,
навыков контроля показаний
контрольно-измерительных
контрольно-измерительных
приборов, электрооборудования в приборов в турбинном цехе
турбинном цехе.
Оптимальный выбор схемы точек
замеров контролируемых величин
при обслуживании
вспомогательного оборудования
турбинной установки в
соответствии с требованиями
правил технической
эксплуатации.
Быстрота и точность определения
показаний средств измерения в
соответствии с типом прибора и
местом их расположения на
щитах управления.
4.Проводить
наладку
и Правильность
определения
испытания
основного
и значений
величин
по
вспомогательного оборудования эксплуатационным
турбинного цеха
(нормативным) характеристикам
основного и вспомогательного
оборудования

Оценка
результатов
выполнения
практического
задания
Оценка
результатов
выполнения
практического
задания

Наблюдение и
анализ
деятельности
при прохождении
практики
Оценка
результатов
выполнения
практического
задания

Наблюдение
и
анализ
деятельности
при прохождении
практики
Оценка
результатов
выполнения
практического
задания

33

Четкость изложения условий
возникновения
неполадок
и
нарушений в работе турбинного
оборудования;

Наблюдение
за
деятельностью
обучающегося во
время
семинарских
занятий;

Правильность
перечисления Оценка
типов
испытаний
систем результатов
регулирования турбин.
выполнения
практического
задания
Обоснованность выбора способов Оценка
предупреждения и устранения результатов
неисправностей
в
работе выполнения
турбинного оборудования.
практического
задания
Четкость
планирования
и Зачет по итогам
правильность
определения прохождения
последовательности действий при производственно
организации
и
проведении й практики.
теплотехнических
испытаний
турбин
и
вспомогательного
оборудования;
По окончании данного модуля проводится экзамен (квалификационный)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к
будущей профессии;

- грамотная постановка
цели дальнейшего
профессионального роста
и развития
2. Организовывать собственную - точность выбора и
деятельность, выбирать типовые применения методов и
методы и способы выполнения
способов решения
профессиональных задач,
профессиональных задач;
оценивать их эффективность и
- точность оценки
качество
эффективности и качества
их выполнения
3.
Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.

- правильность решения
стандартных и
нестандартных
профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения
образовательной программы;
оценка портфолио
(результатов
достижений);
Наблюдение, оценка
деятельности на
практических занятиях и
лабораторных работах

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения
34

4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.

- эффективность поиска
необходимой
информации,
использование различных
источников, включая
электронные

5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии
в
профессиональной
деятельности

демонстрация владения
программными и
программно-аппаратными
и техническими
средствами и
устройствами,
функционирующими на
базе микропроцессорной,
вычислительной техники,
а также современных
средств и систем
транслирования
информации,
информационного обмена
6. Работать в коллективе и - скорость адаптации при
команде, эффективно общаться взаимодействии
с коллегами,
руководством, обучающихся с
потребителями
преподавателями в ходе
обучения

7. Брать на себя ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий

- демонстрация навыков
организации работы
подчиненных и контроля
выполнения заданий

8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации

- правильность и четкость
организации
самостоятельных занятий
при изучении
профессионального
модуля

9. Ориентироваться в условиях
частой
смены
технологий
в профессиональной
деятельности

- точность анализа
инноваций в энергетике,
использование
современных технологий в
профессиональной
деятельности

образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения
образовательной программы
Наблюдение, оценка
деятельности на
практических занятиях и
лабораторных работах

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе
проведения
лабораторных работ,
деловых и ролевых игр,
конференций, круглых
столов, в нестандартных
ситуациях
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе
проведения
лабораторных работ,
деловых и ролевых игр,
конференций, круглых
столов, в нестандартных
ситуациях
Анализ деятельности
обучающегося в процессе
освоения образовательной программы

Наблюдение, оценка
портфолио: участие в
научно-технических
конференциях, научнотехническом творчестве,
наличие дипломов,
35

10. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе
с применением полученных
профессиональных знаний (для
юношей)

решение ситуационных
задач с применением
знаний, умений и
профессиональных
компетенций

грамот)
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения
образовательной программы

36

Лист изменений
№ изменения

№ и дата
извещения об
изменении

№
листа
изменением

с Дата
внесения Подпись
изменения
внесшего
изменения

лица,

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».