Рабочая программа география ЭССиС

СК-УПД-РП2.5.-23

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа ОУД ГЕОГРАФИЯ
Специальность 13.02.01 Электрические станции, сети и
системы

Рассмотрено на заседании ЦК
«Общих гуманитарных и
экономических дисциплин»
Протокол №______
«___»_____________2023 г.
___________ О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия

утверждена
Методическим советом ГБПОУ
« ГЭТ»
«_____ »__________2023г
___________С.А. Ульянова
подпись
И.О. Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ

г.Гусиноозерск 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
‒ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в
Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации
12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методического письма Департамента государственной политики в сфере
среднего профессионального образования и профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05772

по организации применения современных методик и программ преподавания по

общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования,
учитывающих

образовательные

потребности

обучающихся образовательных

организаций,

реализующих программы среднего профессионального образования
‒ Письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от
14.04.2021г. №05-401 «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерной рабочей программы

общеобразовательной дисциплины «География» для

профессиональных образовательных организаций (базовый уровень, вариант 2), разработанная
Институтом развития профессионального образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

подпись
подпись
подпись

В.Г. Бутина
Л.А.Еремина
С.А.Ульянова

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География» ..................................................................................................................4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................18
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...............27
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины «География»...........................................................................................28

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Общеобразовательная

дисциплина

«География»

является

обязательной

частью

общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО в
соответствии с ФГОС) по специальности 13.02.01 Электрические станции, сети и системы
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на
достижение следующих целей:


освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;



овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;



воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей
природной среде;



использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;



нахождение и применение географической информации, включая географические карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;



понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
(прописаны в таблице)
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам ;

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
взаимодействовать и работать в коллективе и команде
OK 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих

Дисциплинарные
- понимать роль и место современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в
решении важнейших проблем человечества: приводить
примеры проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная географическая
наука, на региональном уровне, в разных странах, в том
числе в России; определять роль географических наук в
достижении целей устойчивого развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических
объектов
и
территориальной
организации природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации
и проблема народонаселения); выбирать и использовать
источники географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- сформировать системы комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства:
- различать географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной жизни;
- использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений и процессов;
- проводить классификацию географических объектов,
процессов и явлений;
7

утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
способность их использования в познавательной и
социальной практике

- устанавливать взаимосвязи между социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями,
между
природными
условиями
и
размещением населения, между природными условиями
и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран;
- формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных
и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем;
- описывать
географические
аспекты
проблем
взаимодействия природы и общества;
- приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем;
- приводить примеры возможных путей решения
глобальных проблем;

8

- понимать роль и место современной географической
В области ценности научного познания:
OK 02. Использовать
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего науки в системе научных дисциплин, ее участии в
современные средства современному уровню развития науки и общественной решении важнейших проблем человечества: приводить
поиска, анализа и
практики, основанного на диалоге культур, способствующего примеры проявления глобальных проблем, в решении
интерпретации
осознанию своего места в поликультурном мире
которых принимает участие современная географическая
информации, и
- совершенствование языковой и читательской культуры как наука, на региональном уровне, в разных странах, в том
информационные
числе в России;
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
технологии для
- осознание ценности научной деятельности, готовность - определять роль географических наук в достижении
выполнения задач
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность целей устойчивого развития;
профессиональной
индивидуально и в группе;
- освоить и применить знания о размещении основных
деятельности
Овладение универсальными учебными познавательными
географических
объектов
и
территориальной
действиями: в работа с информацией:
организации природы и общества (понятия и концепции
- владеть навыками получения информации из источников устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, и проблема народонаселения);
систематизацию и интерпретацию информации различных - выбирать и использовать источники географической
информации
для
определения
положения
и
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом взаиморасположения объектов в пространстве;
назначения информации и целевой аудитории, выбирая - описывать положение и взаиморасположение
оптимальную форму представления и визуализации
географических объектов в пространстве;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее - сформировать системы комплексных социально
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
ориентированных
географических
знаний
о
- использовать
средства
информационных
и закономерностях развития природы, размещения
коммуникационных технологий в решении когнитивных, населения и хозяйства: различать географические
коммуникативных и организационных задач с соблюдением процессы и явления и распознавать их проявления в
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, повседневной жизни; использовать знания об основных
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм географических закономерностях для определения и
информационной безопасности;
сравнения свойств изученных географических объектов,
- владеть навыками распознавания и защиты информации, явлений и процессов; проводить классификацию
информационной безопасности личности;
географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями;
между
природными
условиями
и
размещением населения, между природными условиями
9

и природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения учебных
и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества; приводить
примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных
проблем;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических
объектов
и
территориальной
организации природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации
и проблема народонаселения);
- выбирать и использовать источники географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов: определять цели
и задачи проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации результатов наблюдения; формулировать
обобщения и выводы по результатам наблюдения;
10

- сформировать

умения находить и использовать
различные источники географической информации для
получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей
и
тенденций
их
развития,
прогнозирования;
- выбирать и использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым
задачам;
- сопоставлять и анализировать географические карты
различной тематики и другие источники географической
информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и
явлений;
- определять и сравнивать по географическим картам
разного
содержания
и
другим
источникам
географической
информации
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты, процессы и явления;
определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- самостоятельно находить, отбирать и применять
различные методы познания для решения практикоориентированных задач;

11

OK 03. Планировать и
реализовывать
В области духовно-нравственного воспитания:
собственное
- сформированность нравственного сознания, этического
профессиональное и
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
личностное развитие,
предпринимательскую решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
деятельность в
ценности;
профессиональной
- осознание личного вклада в построение устойчивого
сфере, использовать
будущего;
знания по финансовой
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
грамотности в различных членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
жизненных ситуациях
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению

- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности
и
человеческими
ресурсами,
природными
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять в различных формах (графики,
таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию;
- формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников;
- использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

12

цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
OK 04. Эффективно
-.
готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе и -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
команде
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

- владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для решения
учебных и (или) практикоориентированных задач;
-овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать
работу
группы,
рационально
распределять
деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой
проблемы.

13

OK 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

- освоить и применить знания о размещении основных
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного географических
объектов и
территориальной
творчества, присущего физической науке;
организации природы и общества (понятия и
- способность воспринимать различные виды искусства, концепции
устойчивого
развития,
зеленой
традиции и творчество своего и других народов, ощущать энергетики,
глобализации
и
проблема
эмоциональное воздействие искусства;
народонаселения);
- убежденность в значимости для личности и общества - выбирать и использовать источники географической
отечественного и мирового искусства, этнических культурных информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства,
- описывать положение и взаиморасположение
стремление проявлять качества творческой личности;
географических объектов в пространстве;
- сформировать систему комплексных социально
ориентированных
географических
знаний
о
Овладение универсальными коммуникативными
закономерностях развития природы, размещения
действиями:
населения и хозяйства: различать географические
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
процессы и явления и распознавать их проявления в
- распознавать невербальные средства общения, понимать повседневной жизни;
значение социальных знаков, распознавать предпосылки - использовать знания об основных географических
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
закономерностях для определения и сравнения
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с свойств
изученных географических объектов,
использованием языковых средств;
явлений и процессов;
- проводить классификацию географических
объектов, процессов и явлений;
- устанавливать взаимосвязи между социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными
условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой
структурой
хозяйства
стран;
формулировать и/или обосновывать выводы на
основе использования географических знаний;

14

OK 06.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

осознание
обучающимися
российской
гражданской - понимать
роль
и
место
современной
идентичности;
географической науки в системе научных дисциплин,
целенаправленное развитие внутренней позиции личности на ее участии в решении важнейших проблем
основе духовнонравственных ценностей народов Российской человечества: приводить примеры проявления
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, глобальных проблем, в решении которых принимает
формирование системы значимых ценностно-смысловых участие современная географическая наука, на
установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, региональном уровне, в разных странах, в том числе в
экологической культуры, способности ставить цели и строить России;
жизненные планы;
- определять
роль
географических
наук
в
достижении целей устойчивого развития;
В части гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей,
- владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих источников: находить, отбирать, систематизировать
гуманистических и демократических ценностей;
информацию,
необходимую
для
изучения
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма, географических объектов и явлений, отдельных
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, территорий мира и России, их обеспеченности
религиозным, расовым, национальным признакам;
природными
и
человеческими
ресурсами,
- готовность вести совместную деятельность в интересах хозяйственного потенциала, экологических проблем;
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в представлять в различных формах (графики,
общеобразовательной организации и детско-юношеских таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
организациях;
информацию;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в - формулировать выводы и заключения на основе
соответствии с их функциями и назначением;
анализа и интерпретации информации из различных
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
источников
географической
информации;
патриотического воспитания:
критически
оценивать
и
интерпретировать
- сформированность российской гражданской идентичности, информацию,
получаемую
из
различных
патриотизма,
уважения
к
своему
народу,
чувства источников;
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою - использовать различные источники географической
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее информации для решения учебных и (или) практикомногонационального народа России;
ориентированных задач;
- ценностное отношение к государственным символам, - сформировать умения применять географические
историческому и природному наследию, памятникам, традициям знания для объяснения разнообразных явлений и
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, процессов:
объяснять
изученные
социально15
-

экономические и геоэкологические процессы и
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите явления;
- объяснять географические особенности стран с
Отечества, ответственность за его судьбу;
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и разным уровнем социально-экономического развития,
универсальные
учебные
действия
(регулятивные, включая особенности проявления в них глобальных
проблем человечества;
познавательные, коммуникативные);
способность их использования в познавательной и - использовать географические знания о мировом
социальной практике, готовность к самостоятельному хозяйстве и населении мира, об особенностях
планированию и осуществлению учебной деятельности, взаимодействия природы и общества для решения
организации учебного сотрудничества с педагогическими учебных и (или) практикоориентированных задач;
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
ОК 07. Содействовать В области экологического воспитания:
- сформировать систему комплексных социально
сохранению
- сформированность экологической культуры, понимание ориентированных
географических
знаний
о
окружающей среды,
влияния социально-экономических процессов на состояние закономерностях развития природы, размещения
ресурсосбережению,
природной и социальной среды, осознание глобального населения и хозяйства: различать географические
применять знания об
характера экологических проблем;
процессы и явления и распознавать их проявления в
изменении климата,
- планирование и осуществление действий в окружающей среде повседневной жизни; использовать знания об
принципы бережливого на основе знания целей устойчивого развития человечества;
основных географических закономерностях для
производства,
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей определения и сравнения свойств изученных
эффективно действовать среде;
географических объектов, явлений и процессов;
в чрезвычайных
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические проводить
классификацию
географических
ситуациях
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
объектов, процессов и явлений;
- расширение
опыта
деятельности
экологической -устанавливать взаимосвязи между социальнонаправленности;
экономическими и геоэкологическими процессами и
овладение
навыками
учебно-исследовательской, явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными
проектной и социальной деятельности;
условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран;
- формулировать и/или обосновывать выводы на
основе использования географических знаний;
16

- владеть

умениями географического анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
географических объектов и явлений, отдельных
территорий мира и России, их обеспеченности
природными
и
человеческими
ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;

- формулировать выводы и заключения на основе

анализа и интерпретации информации из различных
источников географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую из различных источников; использовать
различные источники географической информации
для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические

знания для объяснения разнообразных явлений и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
17

- сформировать умения применять географические
знания для оценки разнообразных явлений и
процессов: оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов; оценивать изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;

ОК 9.
Пользоваться
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

освоить и применить знания о размещении
В области ценности научного познания:
основных
географических
объектов
и
сформированность
мировоззрения,
соответствующего территориальной организации природы и общества
на современному уровню развития науки и общественной практики, (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой
и основанного на диалоге культур, способствующего осознанию энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
своего места в поликультурном мире;
географической
информации
для
- совершенствование языковой и читательской культуры как источники
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
определения положения и взаиморасположения
- осознание ценности научной деятельности, готовность объектов в пространстве; описывать положение и
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
индивидуально и в группе;
- Овладение универсальными учебными познавательными - владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
действиями:
социально-экономические понятия для решения
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной учебных и (или) практикоориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и
деятельности, навыками разрешения проблем;
информации
из
различных
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов интерпретации
решения практических задач, применению различных методов источников: находить, отбирать, систематизировать
информацию,
необходимую
для
изучения
познания;
18
-

- овладение видами деятельности по получению нового знания, географических

объектов и явлений, отдельных
его интерпретации, преобразованию и применению в различных территорий мира и России, их обеспеченности
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и природными
и
человеческими
ресурсами,
социальных проектов;
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- формирование научного типа мышления, владение научной - представлять в различных формах (графики,
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
- -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и информацию;
- формулировать выводы и заключения на основе
способов действия в профессиональную среду
анализа и интерпретации информации из различных
источников географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников;
использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
- объяснять географические особенности стран с
разным
уровнем
социально-экономического
развития, включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества;
- использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения
учебных и (или) практикоориентированных задач;

19

20

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
дисциплины
1. Основное содержание

Объем в
часах
72
72

в т. ч.:
теоретическое обучение

44

лабораторные занятия

14

Практические занятия

14

2. Профессионально-ориентированное содержание

16

в т. ч.:
Практические занятия

14

консультации

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

2

Итого:

72

21

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

1
Введение.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

Объ
ем
часо
в

2
Содержание учебного материала:
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее
роль и значение в системе наук. Источники географической информации и
методы работы с ними. Традиционные и новые методы географических
исследований. Географические карты различной тематики и их практическое
использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические группы в соцсетях, художественная литература,
путеводители, карты - их критический анализ)

3

Раздел 1. Общая характеристика мира

2

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и
современные особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные
государства и несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения.
Формы правления, типы государственного устройства и формы
государственного режима Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Условия и особенности социальноэкономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений
на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты.
Основные политические и военные союзы в современном мире

ОК 01. ОК 02.

38
6

Тема 1.1.
Современная
политическая
карта мира

Формируемые
общие и
профессиональны
е
компетенци
и
4

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.

ПК 1.1
4

22

Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Тема 1.2.
География
мировых
природных
ресурсов

Тема 1.3.
География
населения мира

2
6
2

Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов
на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные
сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
2
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
2
выбору)»
№3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией»
6
Тема 1.3. География населения мира
Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие «География населения мира. № 4: «Анализ особенностей
населения в различных странах и регионах мира (особенности демографической
ситуации, расселения, сравнительная оценка качества жизни населения,
сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»»

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК1.2
ПК1.3

2
ОК 01
ОК 02
ПК 1.4

2

2

23

Тема 1.4. Мировое Содержание учебного материала:
хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и
глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели,
характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие № 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов
размещения производительных сил»
Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс
мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная
промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические
особенности развития мировой электроэнергетики

20
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

2
16

2

24

Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения

2

Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
К
й
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность

2

Г
ф
б
Сельское хозяйство

2

й

й

ё

й

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный
комплекс.
География
мирового
растениеводства
и

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами

2

25

Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»

№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной
и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха»

Раздел 2. Региональная характеристика мира
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика природноресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского
хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»

2
2
2

ПК 1.6
ПК 1.7
ПК 1.8

ПК 1.9
2

28
6
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2

2

ПК 2. 10

2

26

Тема 2.2.
Зарубежная Азия

Содержание учебного материала

6

Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение
предприятийучебного
профильной
отрасли(основное
в Азии и профессионально-ориентированное),
Содержание
материала

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной
Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Практическое занятие

2

2

ПК 2. 11

№ 11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»

27

Тема 2.3. Африка

Содержание учебного материала

2
ОК 01
ОК 02
ОК 03

Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
И
ф потенциала и особенности населения
й
Х
ресурсного
Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала

2

6
ОК 01
ОК 02
ОК 03

Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
й
ф ресурсы,
й население
С и хозяйство
й А США. Условия их формирования и
США. Природные

4

развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
й
й
К

28

ПК 2.12

2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки Бразилия и
Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал,
население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. *Развитие и
размещение
предприятий
профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое
занятие
№12: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

29

Тема 2.6. Россия в
современном мире

6

Теоретическое обучение
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического
и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в
мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
География отраслей международной специализации РФ. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России

ОК 01
ОК 02
ОК 03
2

Практические занятия
ПК 13
ПК 14

№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»

4

№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

2

Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных проблем. Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
прогнозы,гипотезы и процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных
и
проекты
общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. *Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Р
Дифференцированный зачет

ф

б

б

2

30

Всего

72 часа

31

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ « ГЕОГРАФИЯ »
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
 наличие учебного кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
 компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа,
проектор.
 Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской.
 Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский
экспресс», «Циклопические постройки мира», «Путешествие по
Австралии» и др.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения

2.

32

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов:
o Баранчиков Е.В., Горохов С.А. География: учебник для студ.
образоват.

учреждений сред. проф. образования. — 8-е изд.,

стер. — М.: 2011
o Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—
11 классы. — М.: 2012
o Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10-11
классы.
М.: 2011
o Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная
география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012
o Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11
классы.
М.: 2011, 2013
Для преподавателей
o Баранчиков Е.В., Горохов С.А. География: учебник для студ.
образоват.

учреждений сред. проф. образования. — 8-е изд.,

стер. — М.: 2011
 География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
 География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
 География и экология в школе XXI века: Научно-методический
журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
 Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—
11 классы. — М.: 2012
33

 Домогацких

Е.М.,

Алексеевский

Н.И.

Экономическая

и

социальная география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
 Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А.
Громыко. — М.: 1987
 Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С.
Осипов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С.
Голицын, М.Л. и др. - М.: 2011
 Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е.
Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003
 Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное
приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
 Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации /
Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: 2001
 Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л.
Макаров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
Интернет-ресурсы
o www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США
o www.wikipedia.org — сайт общедоступной
универсальной интернет-энциклопедии

мультиязычной

o www.faostat3.fao.org
—
сайт
Международной
сельскохозяйственной и продовольственной организации при
ООН (ФАО)
o www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county
Геологической службы США

—

сайт

o www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых
образовательных ресурсов
o http://simvolika.rsl.ru — Г
ербы городов Российской Федерации

34

3.4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
o Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты,
направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК...

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы
2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1
Тестирование Кейс задания
географический диктант
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4 Р 2, устный опрос
Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1
фронтальный письменный
Р 1, Тема 1.3; 1.4. Р 2, Темы 2.1 - опрос эссе, доклады,
рефераты оценка
2.6 Р 3, Тема 3.1
составленных презентаций по
Р 1, Темы 1.1., 1.4. Р 3, Тема 3.1 темам раздела
оценка работы с картами
Р 1, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 атласа мира, заполнение
контурных карт контрольная
Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1
работа оценка самостоятельно
выполненных заданий
Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1
дифференцированный зачет
проводится в форме
Р 1, Тема 1.1.
тестирования
Профессиональноориентированное
содержание

35

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номера листов
Номе
р
аннулиРаздел рабочей программы
заменен
изменовых
рованн
-ных
нения
ых

Основание для
внесения изменений

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
36

(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».