Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины ИКТ в профессиональной
деятельностипо специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
СК-УПД-РП-2.5.-23 системы
Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №_______
«___»_________________2023 г.
__________
О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия
Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ __________
Подпись
И.О.Фамилия
Протокол № ________от
«___» _________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
г. Гусиноозерск 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2017 г. №1217) и примерной рабочей программы учебной дисциплины по специальности13.02.03 Электрические станции, сети и системы
Организация-разработчик:
ГБПОУ
«Гусиноозерский
энергетический
техникум»
Разработал
Проверил
Согласовал
должность
Заведующий кабинетом
Председатель ПЦК
Заведующий отделением
Фамилия
Ахмедзянов Т.К.
Думнова О.В.
Еремина Л.А.
Согласовал
Зав. метод.кабинетом
Ульянова С.А.
2
подпись
дата
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального
цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.03
Электрические станции, сети и системы. Особое значение дисциплина имеет
при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
Умения
Знания
ОК
- выполнять расчеты с исполь- базовые системные проОК
граммные продукты и паке01-09 зованием прикладных компьютерных программ;
ты прикладных программ
- использовать информацион(текстовые
процессоры,
ПК
электронные таблицы, си1.1 - 1.6, но-телекоммуникационную
стемы управления базами
2.1 - 2.3, сеть "Интернет" (далее - сеть
данных, графические редак3.1 - 3.5, Интернет) и ее возможности
торы,
информационно4.1 - 4.3, для организации оперативного
поисковые системы);
5.1 - 5.4 обмена информацией; - использовать технологии сбора,
- методы и средства сбора,
размещения, хранения, накопобработки, хранения, переления, преобразования и передачи и накопления инфордачи данных в профессиомации;
нально ориентированных ин- общий состав и структуру
формационных системах;
персональных электронновычислительных машин (да- обрабатывать и анализиролее - ЭВМ) и вычислительвать информацию с примене4
нием программных средств и
вычислительной техники;
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
- применять компьютерные
программы для поиска информации, составления и
оформления документов и
презентаций.
ных систем;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
- основные положения и
принципы автоматизированной обработки и передачи
информации;
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося88часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -62 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 6 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах
Техникаэлектрика
Вид учебной работы
68
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
22
практические занятия
40
Самостоятельная работа1
6
Промежуточная аттестация2
1
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией
в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2
Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образовательной организацией.
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем, их программное обеспечении
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Архитектура персо1 Архитектура персонального компьютера
нального компьютера, 2 Структура вычислительных систем
структура вычисли- 3 Программное обеспечение вычислительной техники
тельных систем.
4 Системное программное обеспечение
Программное обеспе- 5 Прикладное программное обеспечение
чение вычислительной
техники
Раздел 2 Прикладные программные средства
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Классификация при- 1 Программные средства и их основные характеристики
кладных программных 2 Текстовый процессор
средств
3 Табличный процессор
4 Система управления базами данных
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Технология обработки 1 Назначение текстового процессора.
7
Объем в
часах
Техникаэлектрика
3
Коды компетенций, формированию которых
способствует
элемент программы
4
2
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
2
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
4
ОК 1-09
ПК
текстовой информации 2 Структура интерфейса текстового процессора.
3 Создание документов на основе шаблонов. Создание
шаблонов и форм.
4 Вставка объектов в текстовый документ.
5 Оформление формул.
6 Оформление документа с помощью графических объектов.
7 Организационные диаграммы в документе.
Практические работы
1 Создание деловых документов в текстовом процессоре
MSWord.
2 Представление информации в табличной форме.
3 Представление информации в структурированной форме. Многоуровневые списки.
4 Создание документов с формулами.
5 Внедрение графических объектов.
6 Организационные диаграммы в документе.
7 Комплексное использование текстового процессора
MSWord для создания документов.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Технология обработки 1 Назначение табличного процессора. Структура интерчисловой информации
фейса табличного процессора.
2 Поиск и сортировка данных в MSExcel.
3 Связывание листов электронной книги. Расчёт промежуточных итогов.
4 Оптимизационное моделирование. Надстройки в MSExcel.
5 Технология связей между файлами и консолидация данных.
8
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
14
2
2
2
2
2
2
2
4
ОК 1-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
6 Экономические расчёты.
Практические работы
1 Фильтрация данных и условное форматирование.
2 Связанные таблицы. Расчёт промежуточных результатов.
3 Подбор параметра. Организация обратного расчёта.
4 Задачи оптимизации. Поиск решения.
5 Связи между файлами и консолидация данных. Экономические расчёты в MSExcel.
6 Комплексное использование приложений MSOffice для
создания документов.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Технология обработки 1 Назначение систем управления базами данных (СУБД).
информационных мас- 2 Интерфейс СУБД.
сивов
3 Структура элементов баз данных, способы их представления.
4 Инструменты СУБД для обработки данных.
5 Использование СУБД в энергетике.
Практические работы
1 Создание базы данных в табличной форме. Редактирование и форматирование базы данных. Создание и редактирование формы.
2 Создание запросов. Создание и редактирование отчета.
Тема 2.5.
Информационная технология представления
информации в виде
презентаций
1
2
3
4
Содержание учебного материала
Назначение компьютерных презентаций.
Интерфейс программы для создания презентаций.
Технология создания презентаций.
Использование презентаций в профессиональной деятельности.
9
12
2
2
2
2
2
2
4
ОК01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
4
2
2
2
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
1
Тема 2.6.
Технология обработки 1
графической инфор- 2
мации
3
1
Практические работы
Создание, редактирование и форматирование компьютерной презентации. Настройка анимации.
Содержание учебного материала
Растровая и векторная графика.
Программы растровой графики.
Программный пакет Adobe Photoshop.
Практические работы
Работа с шаблонами. Практические приёмы работы в
AdobePhotoshop.
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Представление об ин- 1 Виды компьютерных сетей.
формационно2 Всемирная сеть Интернет.
коммуникационных 3 Технология работы в сети Интернет.
технологиях
4 Использование сетевых технологий в энергетике.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Всемирная сеть Ин1 Назначение и интерфейс браузера.
тернет
2 Поисковые системы.
3 Назначение WEB-сайтов, WEB-страниц.
4 Использование интернет технологий в профессиональной деятельности.
Практические работы
1 Настройка браузера. Поиск информации в различных
поисковых системах.
2 Работа с электронной почтой. Использование интернет
технологий в профессиональной деятельности.
Раздел 4. Основы информационной безопасности
10
2
2
2
2
2
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
2
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
2
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
4
2
2
Тема 4.1.
Информационная безопасность
Содержание учебного материала
1 Основные методы и приёмы обеспечения информационной безопасности.
2 Защита от компьютерных вирусов.
3 Организация безопасной работы с компьютерной техникой.
Практические работы
1 Резервное копирование данных. Тестирование и лечение 2
файлов. Установка паролей на документ.
3
Промежуточная аттестация
Всего:
3
Выбор формы промежуточной аттестации в основных образовательных программах определяется образовательной организацией.
11
2
2
2
68
ОК 01-09
ПК
1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3,
3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3,
5.1 - 5.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Информационных технологий».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
• Компьютер
• Проектор
• Принтер
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
• Устройства создания графической информации (графический
планшет)
Программные средства
• Операционная система (графическая);
• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
• Антивирусная программа;
• Программа-архиватор;
• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
• Звуковой редактор;
• Простая система управления базами данных;
• Система автоматизированного проектирования;
• Виртуальные компьютерные лаборатории;
• Программа-переводчик;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие
персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
12
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
3.2.1 Печатные издания4
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. «Академия», 2014 г.
2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. «Академия», 2014 г.
3. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности, 2015 г.
3.2.2 Интернет-ресурсы:
1. http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
3.2.3Дополнительные источники5:
1.
Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность.
Учебное пособие, 2016 г.
2.
Макаровой Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Практикум по технологии работы на компьютере ––
М.: «Финансы и статистика», 2013. – 256 с.
4
Образовательная организация вправе выбрать одно из предлагаемых изданий в качестве основного источника для
изучения модуля или заменить его новым изданием по согласованию с ФУМО СПО по укрупненной группе
13.00.00.
5
Список дополнительных источников образовательной организацией формируется самостоятельно с учетом требований ПООП.
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
базовые системные программные
продукты и пакеты прикладных
программ (текстовые процессоры,
электронные таблицы, системы
управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
- общий состав и структуру персональных
электронновычислительных машин (далее ЭВМ) и вычислительных систем;
- основные методы и приемы
обеспечения
информационной
безопасности;
- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
- основные принципы, методы и
свойства информационных и телекоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности.
Умения:
- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
- использовать информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и
ее возможности для организации
оперативного обмена информацией; - использовать технологии
сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования и передачи данных в профессионально
ориентированных информацион-
Критерии оценки
Методы оценки
Текущий контроль:
Полнота ответов,
-письменный
точность формули/устный опросы;
ровок, не менее 70% -тестирования;
правильных ответов. - практические рабоАктуальность темы, ты.
достижение результатов поставленным
целям,
полнота ответов,
точность формулировок,
адекватность применения профессиональной терминологии.
-Правильность, полнота выполнения заданий,
точность формулировок, точность расчетов,
соответствие требованиям
-Точность оценки
-Соответствие требованиям инструкций, регламентов
-Рациональность
14
Текущий контроль:
- защита отчетов по
практическим работам;
- практические задания
- выполнения практических заданий на
зачете.
ных системах;
- обрабатывать и анализировать
информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных
сетях;
- применять графические редакторы для создания и редактирования
изображений;
- применять компьютерные программы для поиска информации,
составления и оформления документов и презентаций.
действий и т.д.
-Адекватность, оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник, последовательностей
действий и т.д.
Правильное выполнение заданий в
полном объеме.
15
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения
Номера листов
Раздел рабочей программы
замененных
новых
аннулированных
Основание для внесения
изменений
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)
(подпись)
16
(И.О. Фамилия)