Рабочая программа История 2 курс ЭССис

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Учебно-программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рассмотрено на заседании ЦК

Утверждаю
Методическим советом ГБПОУ:

«Общих гуманитарных и соц-экономических
дисциплин»
Протокол №______

«___»_____________2023 г.

«___»_____________2023г.

__________ С.А. Ульянова

__________ О.В. Думнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

г. Гусиноозерск
2023

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе:
‒ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по

образовательным

программам

среднего

профессионального

образования»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методического письма Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от
20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ
преподавания

по

профессионального
обучающихся

общеобразовательным
образования,

образовательных

дисциплинам

учитывающих

организаций,

в

системе

образовательные

реализующих

среднего

потребности

программы

среднего

профессионального образования
‒

Письма

профессионального
просвещения

Департамента
образования

Российской

государственной
и

политики

профессионального

Федерации

от

14.04.2021г.

в

сфере

обучения
№05-401

среднего

Министерства
«Методические

рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «История» для
профессиональных

образовательных

организаций

(базовый

уровень,

вариант

2),

разработанной Институтом развития профессионального образования, 2022г.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

5

ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

14

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности
13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения
истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке специалистов среднего звена.

Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:

-

формирование

у

молодого

поколения

исторических

ориентиров

самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

-

формирование понимания истории как процесса эволюции общества,

цивилизации и истории как науки;

-

усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при

особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

-

развитие

способности

у

обучающихся

осмысливать

важнейшие

исторические события, процессы и явления;

-

формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей

на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой
личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

-

воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего

Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе
равенства всех народов России.
Программа учебной дисциплины «История» является основой для разработки
рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации,
реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание
учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов,
тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ
подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена,
осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями,

реализующими

образовательную

программу

среднего

общего
4

образования

в

пределах

освоения

основной

профессиональной

образовательной

программы СПО на базе основного общего образования - программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего
звена (ППКРС, ППССЗ).

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому

циклу

основной

профессиональной

образовательной

программы.
Цели и задачи дисциплины –

требования

к результатам освоения

дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на
основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории
последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий
XX – начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на
развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в
современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии
России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации
в России и мире;
–

выявлять

взаимосвязь

отечественных,

региональных,

мировых

социально-

экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
5

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в
конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:



обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;



самостоятельной работы обучающегося 18 часов

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:
лабораторные занятия

–

практические занятия

24

контрольные работы

6

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

–
18

в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

–

не предусмотрено
Подготовка практикоориентированных работ проектного характера

4
6

домашняя работа

10

Итоговая аттестация в форме зачета

4

Предусмотренные учебной программой практические занятия по истории подразумевают:
Во-первых, совместную работу учителя и студентов по освоению учебного материала,
работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно
- ориентированными заданиями.
Во-вторых, самостоятельную работу студентов по выполнению в рамках каждого занятия
комплекса заданий из учебного пособия по истории и предложенных учителем. Все
предложенные задания ориентированы на формирование умения и готовности
использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной
деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах
общества и государства.
В-третьих, каждое практическое занятие включает проверку осмысленного выполнения
студентами внеаудиторных заданий. На основе содержания заданий строится содержание
каждого следующего практического занятия.
В-четвертых, характер и особенности выполнения внеаудиторных заданий определяют
особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу
каждого этапа работы на практическом занятии положено не содержание учебного
материала, а различные формы учебной и учебно-исследовательской деятельности,
которые обеспечиваются конкретным содержанием.
В-пятых, организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности основана на
процессе самостоятельного сбора, анализа и осмысления добытой в рамках задания
информации. Подобный подход при грамотном направлении поисков информации,
содействуют более полному решению задач ФГОС СПО.

7

8

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
Раздел 1.
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.1.
Основные тенденции
развития СССР к 1980м гг.

Тема 1.2.
Дезинтеграционные
процессы в России и
Европе во второй
половине 80-х гг.

Содержание учебного материала
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя
политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США,
странами «третьего мира».
Лабораторные работы
Практические занятия.
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным
аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х
гг.
2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер
творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне
традиций русской культуры.
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР
«новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и
«советской культуры»?
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов
социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный
результат.
Содержание учебного материала
1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как
правопреемница СССР.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала,
раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных
государственной власти сил в Восточной Европе.
2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х
гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

16час.

2

продуктивный

–
2

2

4
–
2

продуктивный

Контрольная работа «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на
1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского
кризиса» 1998-2000 гг.
Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании,
Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в
Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ
обосновать.
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е гг.
XX века.

Тема 2.2.
Укрепление влияния
России на
постсоветском

Содержание учебного материала
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего
СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в
разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
2. Российская Федерация в планах международных организаций: военнополитическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в
отношении России.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении
постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и
политический аспекты.
2. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль
России в этих проектах.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач,
стоящих перед Россией после распада территории СССР.
Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и
специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте
свой прогноз.
Содержание учебного материала
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией,
Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном
результаты вооруженного
Кавказе. Причины, участники, содержание,

2
2

46час.
4

репродуктивный

–
3

–
3

2

репродуктивный

10

пространстве.

Тема 2.3.
Россия и мировые
интеграционные
процессы

Тема 2.4.
Развитие культуры в
России.

конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве
Российской Федерации.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь
образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии
РФ.
2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий
политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов.
Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Существуют
ли
отличия
в
содержании
понятий
«суверенитет»,
«независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной
политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению
проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
Содержание учебного материала
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная
программа НАТО и политические ориентиры России.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в
сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина
России.
Контрольная работа «Россия как партнер НАТО»
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального
коммунистического общества в начале XX века и построения глобального
демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.
Содержание учебного материала
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование
«массовой культуры».
2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и
«свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные
экстремистские движения.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции
национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой
культуры».
2. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых
культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

–
4

–
2

2

репродуктивный

–
2
2
2
2

репродуктивный

–
4

11

Контрольная работа «Человек как носитель культуры своего народа»
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его
идеология. Обоснуйте свою позицию.
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или
трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой
культуры»?
Содержание учебного материала
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном
Тема 2.5.
этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и
Перспективы развития
соседних народов – главное условие политического развития. Сохранение
РФ в современном
традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека –
мире.
основа развития культуры в РФ.
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за
последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социальноэкономического и политического курса с государственными традициями России.
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило
усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000
гг.
Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства
формирования духовных ценностей общества в современной России.
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено

2
3

2

продуктивный

–
2
5

ИТОГО: 62часа
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48 учебных
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) часов

12

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при
его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным
программным обеспечением.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсы, дополнительная литература:
Основная литература
Учебные пособия:
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. –
М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru

Дополнительная литература:
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. –
254 с.
2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook
(компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А.
Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретикоправовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ,
Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстильполиграфия, 2009. - 352 с.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного
периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт
экономических стратегий, 2006. – 544с.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. –
416 с.

10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист.
свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. –
365 с.
11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России.
/В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа,
2005. – 232 c.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной
экономической,
политической,
культурной ситуации в России и
мире;
выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и
культурных проблем.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
– домашние задания проблемного характера;
– практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;
– подготовка и защита индивидуальных и
групповых заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе
которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
В результате освоения дисциплины выставляется итоговая отметка
обучающийся должен знать:
основные
направления Методы контроля направлены на проверку умения
ключевых регионов мира на учащихся:
– отбирать и оценивать исторические факты,
рубеже XX и XXI вв.;
сущность
и
причины процессы, явления;
локальных,
региональных, – выполнять условия здания на творческом уровне
межгосударственных конфликтов в с представлением собственной позиции;
– делать осознанный выбор способов действий из
конце XX – начале XXI вв.;
основные
процессы ранее известных;
осуществлять
коррекцию
(исправление)
(интеграционные, поликультурные, –
миграционные
и
иные) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых
политического и экономического заданий;
– работать в группе и представлять как свою, так
развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и и позицию группы;
др. организаций и их деятельности; - проектировать собственную гражданскую
- о роли науки, культуры и позицию через проектирование исторических
религии
в
сохранении
и событий.
14

укреплении
национальных
и
государственных традиций;
- содержание и назначение
важнейших
правовых
и
законодательных актов мирового и
регионального значения.

методы оценки результатов обучения:
–
мониторинг
роста
творческой
самостоятельности и навыков получения нового
знания каждым обучающимся
–
формирование
результата
итоговой
аттестации по дисциплине на основе суммы
результатов текущего контроля.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».