Рабочая программа обществознаниеЭССиС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация

СК-УПД-РП-2.5.-23

2.5. Учебный процесс
Рабочая программа ОУД Обществознание
Специальность 13.02.02 «Электрические станции, сети и системы»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Общих гуманитарных и соцэкономических дисциплин»
Протокол №_________
«____»__________2023г
__________ О.В. Думнова___
Подпись
И.О.Фамилия

Утверждено
Методическим советом ГБПОУ
«ГЭТ» «___»___________2023 г.
______________С.А.Ульянова
подпись
И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

г.Гусиноозерск 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации
применения современных методик и программ преподавания по
общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального
образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся
образовательных
организаций,
реализующих
программы
среднего
профессионального образования
‒ Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального
образования
и
профессионального
обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401
«Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций
(базовый уровень, вариант 2), разработанная Институтом развития
профессионального образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «ГЭТ»

Разработчик преподаватель
Проверил зав. отделением
Согласовал: зав. методкабинетом

подпись
подпись
подпись

В.Г. Бутина
Л.А.Еремина
С.А.Ульянова

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая

характеристика

рабочей

программы

общеобразовательной

дисциплины………………………………………………………..……………..4
2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ……………20
3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»……………………………………... ........ …………………31
4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины……………………………………………………………………33

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» является обязательной частью
общеобразовательного

цикла

основной

образовательной

программы

в

соответствии с ФГОС) по специальности 13.02.02 «Электрические станции,
сети и системы»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав базовых
дисциплин общеобразовательного цикла предметной области
«Обществознание», реализуется на 1 году обучения ( I и II семестр) с общей
трудоемкостью освоения – 72 учебных часа.
Теоретической базой для освоения дисциплины с учетом принципа
преемственности, основного общего, среднего общего и профессионального
образования.
Изучение

учебной

дисциплины

«Обществознание»

завершается

дифференцированным зачётом в рамках освоения основной профессиональной
образовательной программы на базе основного общего образования.

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о

российском обществе и особенностях его развития в современных условиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными

институтами,

содействие

формированию

способности

к

рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.

Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом

преемственности с основной школой являются:
воспитание

-

общероссийской

идентичности,

гражданской

ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование

-

целостной картины общества;
-

овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и

систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач;
совершенствование опыта применения полученных знаний и умений

-

при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с
учётом

профессиональной

направленности

организации

среднего

профессионального образования;
-

становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в
период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и
гуманитарных

дисциплин,

самоопределению.

развитие

мотивации

к

предстоящему

Рекомендуемое

количество

часов

на

освоение

рабочей

программы

общеобразовательной учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки
студента


72 часа в том числе:



Теоретическое обучение - 38



Лабораторно - практической работы студента - 34 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:
Теория

30

Практические работы обучающихся (всего)

22

Профессионально

ориентированное

содержание

20

(содержание прикладного модуля)
В том числе:
Теоретическое обучение

6

Практические занятия

12

Дифференцированный зачёт

2

ИТОГО

72

Код и наименование
формируемых
компетенций
0К01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Общие /

Планируемые результаты освоения
дисциплины
профессиональные компетенции

. В части трудового воспитания:
- сформировать знания об обществе:
- готовность к труду, осознание ценности
- как целостной развивающейся системе в
мастерства, трудолюбие; У
единстве и взаимодействии основных сфер и
- готовность к активной деятельности
институтов; основах социальной динамики;
технологической и социальной направленности,
глобальных проблемах и вызовах
способность инициировать, планировать и
современности; перспективах развития
самостоятельно выполнять такую деятельность;
современного общества, в том числе
- интерес к различным сферам профессиональной
тенденций развития Российской Федерации;
деятельности,
- человеке как субъекте общественных
Овладение универсальными учебными
отношений и сознательной деятельности;
познавательными действиями:
особенностях социализации личности в
а) базовые логические действия:
современных условиях, сознании, познании и
- самостоятельно формулировать и
самосознании человека; особенностях
актуализировать проблему, рассматривать ее
профессиональной деятельности в области
всесторонне;
науки, культуры, экономической и финансовой
- устанавливать существенный признак или
сферах;
основания для сравнения, классификации и
- экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
государственной политики поддержки
параметры и критерии их достижения;
конкуренции и импортозамещения,
- выявлять
закономерности и противоречия в
особенностях рыночных отношений в
рассматриваемых явлениях;
современной экономике;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
- системе права и законодательства Российской
соответствие результатов целям, оценивать риски
Федерации;
последствий деятельности;
- владеть базовым понятийным аппаратом
социальных наук, уметь различать существенные и
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
несущественные признаки понятий, определять
различные смыслы многозначных понятий,
б) базовые исследовательские действия:
классифицировать используемые в социальных
- владеть навыками учебно-исследовательской и
науках понятия и термины; использовать
проектной деятельности, навыками разрешения
8

проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
-

понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам сточки зрения социальных
ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для
объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального
опыта и фактами социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил здорового образа
жизни; умение создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе предложенных
критериев;

9

OK 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформировать знания об :
- сформированность
нравственного
сознания, - особенностях процесса цифровизации и влиянии
этического поведения;
массовых коммуникаций на все сферы жизни
- способность оценивать ситуацию и принимать общества;
осознанные решения, ориентируясь на морально- - владеть умениями применять полученные знания
нравственные нормы и ценности;
при анализе социальной информации, полученной из
- осознание личного вклада в построение устойчивого источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) органов, нормативные правовые акты,
другим членам семьи, созданию семьи на основе государственные документы стратегического
осознанного принятия ценностей семейной жизни в характера, публикации в средствах массовой
соответствии с традициями народов России;
информации; осуществлять поиск социальной
Овладение
универсальными
регулятивными информации, представленной в различных знаковых
действиями: а)самоорганизация:
системах, извлекать информацию из
- самостоятельно
осуществлять
познавательную неадаптированных источников, вести
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и целенаправленный поиск необходимых сведений, для
формулировать собственные задачи в образовательной восполнения недостающих звеньев, делать
деятельности и жизненных ситуациях;
обоснованные выводы, различать отдельные
- самостоятельно составлять план решения проблемы с компоненты в информационном сообщении,
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных выделять факты, выводы, оценочные суждения,
возможностей и предпочтений;
мнения;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой - сформированность навыков оценивания социальной
эрудиции в разных областях знаний, постоянно информации, в том числе поступающей по каналам
повышать свой образовательный и культурный сетевых коммуникаций, владение умением
определять степень достоверности информации;
уровень;
владение умением соотносить различные оценки
б)самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, социальных явлений, содержащиеся в источниках
информации, давать на основе полученных знаний
выбора верного решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий - уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность:
10

OK 03. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению
цели
и
успеху,
оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными

сформированность представлений о методах
изучения социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование

- овладеть умениями работать в группе с
выполнением
различных социальных ролей, планировать работу
группы, рационально распределять деятельность в
нестандартных ситуациях, адекватно оценивать
вклад каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы.
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения
типичных
социальных
ролей,
реализации прав и осознанного выполнения
обязанностей гражданина Российской Федерации, в
том числе правомерного налогового поведения;
ориентации в актуальных общественных событиях,
определения
личной
гражданской
позиции;
осознание значимости здорового образа жизни;
роли непрерывного образования; использовать
средства информационно - коммуникационных
технологий в решении различных задач
11

OK 04. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

действиями: г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на
ошибки; развивать способность понимать мир с
позиции другого человека.
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества;
- способность
воспринимать
различные
виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности; Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- - развернуто и логично излагать свою точку зрения с

использованием языковых средств.

- владеть умениями проводить с опорой на
полученные знания учебноисследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности;
- готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике, составлять
сложный и тезисный план развернутых
ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные
суждения
и
аргументы
по
определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые
понятия, теоретические положения социальных наук
для
объяснения
явлений
социальной
действительности;
- конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального
опыта и фактами социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил здорового образа
жизни;
12
-

- умение создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе предложенных
критериев

ОК 05. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

осознание обучающимися российской
. 1) сформировать знания об обществе как целостной
гражданской идентичности;
развивающейся системе в единстве и взаимодействии
- целенаправленное развитие внутренней позиции основных сфер и институтов; основах социальной
личности на основе духовно-нравственных
динамики; особенностях процесса цифровизации и
ценностей народов Российской Федерации,
влиянии массовых коммуникаций на все сферы
исторических и национально-культурных
жизни общества; глобальных проблемах и вызовах
современности: перспективах развития современного
традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
общества, в том числе тенденций развития
антикоррупционного мировоззрения,
Российской Федерации; человеке как субъекте
правосознания, экологической культуры,
общественных отношений и сознательной
способности ставить цели и строить жизненные деятельности;
- особенностях социализации личности в
планы;
В части гражданского воспитания:
современных условиях, сознании, познании и
- осознание своих конституционных прав и самосознании
человека;
особенностях
обязанностей, уважение закона и правопорядка; профессиональной деятельности в области науки,
- принятие традиционных национальных,
культуры, экономической и финансовой сферах;
общечеловеческих гуманистических и
значении
духовной
культуры
общества
и
разнообразии ее видов и форм; экономике как науке
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, и хозяйстве, роли государства в экономике, в том
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по числе государственной политики поддержки
социальным, религиозным, расовым, национальным
конкуренции и импортозамещения,
-

13

.

признакам;
- владеть навыками получения информации из
разных
типов,
самостоятельно
- готовность вести совместную деятельность в источников
интересах гражданского общества, участвовать осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
в самоуправлении в общеобразовательной интерпретацию информации различных видов и
организации
и
детско-юношеских форм представления;
организациях;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
- умение
взаимодействовать с социальными назначения информации и целевой аудитории,
институтами в соответствии с их функциями и выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
назначением;
- готовность к гуманитарной и
- оценивать
достоверность,
легитимность
волонтерской деятельности;
информации, ее соответствие правовым и моральнопатриотического воспитания:
этическим нормам;
- сформированность российской гражданской
- использовать
средства
информационных
и
идентичности, патриотизма, уважения к своему коммуникационных
технологий
в
решении
народу, чувства ответственности перед Родиной, когнитивных, коммуникативных и организационных
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и задач с соблюдением требований эргономики,
культуру, прошлое и настоящее
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
многонационального народа России;
правовых и этических норм, норм информационной
- ценностное отношение к государственным
безопасности;
символам, историческому и природному
- владеть навыками распознавания и защиты
наследию, памятникам, традициям народов
информации,
информационной
безопасности
России, достижениям России в науке, искусстве, личности.
спорте, технологиях и труде;
- владеть умениями применять полученные
- идейная убежденность, готовность к служению и знания при анализе социальной информации,
защите Отечества, ответственность за его судьбу; полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и характера, публикации в средствах массовой
социальной практике, готовность к самостоятельному информации;
планированию и осуществлению учебной деятельности, - осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах,
извлекать информацию из неадаптированных
14

источников, вести целенаправленный поиск
необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные
выводы, различать отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения;
- владеть умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить
устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику;
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения
- конкретизировать теоретические положения
OK 07. Содействовать
В области экологического воспитания:
сохранению окружающей среды, - сформированное знание экологической культуры, фактами социальной действительности, модельными
ресурсосбережению, применять понимание
влияния
социально-экономических ситуациями, примерами из личного социального
знания об
процессов на состояние природной и социальной среды, опыта и фактами социальной действительности, в
том числе по соблюдению
изменении климата,
осознание
правил здорового образа жизни;
принципы
глобального характера экологических проблем;
- умение создавать типологии социальных
- планирование и осуществление действий в
бережливого
производства,
окружающей среде на основе знания целей устойчивого процессов и явлений на основе предложенных
развития человечества;
критериев;
эффективно
активное неприятие действий, приносящих вред
действовать в
- владеть умениями устанавливать, выявлять,
окружающей среде;
чрезвычайных
объяснять
причинно-следственные,
- умение прогнозировать неблагоприятные
ситуациях
функциональные, иерархические и другие связи
15

экологические последствия предпринимаемых
социальных объектов и процессов, включая умения
действий, предотвращать их;
характеризовать
взаимовлияние
природы
и
- расширение опыта деятельности экологической
общества, приводить примеры взаимосвязи всех
направленности;
сфер жизни общества; выявлять причины и
- овладение навыками учебно-исследовательской, последствия преобразований в различных сферах
проектной и социальной деятельности
жизни российского общества

ОК.08.
- наличие мотивации к обучению и личностному
- владеть умениями применять полученные знания
Пользоваться профессиональной развитию;
при анализе социальной информации, полученной
документацией
В области ценности научного познания:
из источников разного типа, включая официальные
на
государственном
и - сформированность мировоззрения,
публикации на интернет-ресурсах государственных
иностранном языках.
соответствующего современному уровню развития
органов,
нормативные
правовые
акты,
науки и общественной практики, основанного на
государственные
документы
стратегического
диалоге культур, способствующего осознанию своего
характера, публикации в средствах массовой
места в поликультурном мире;
информации;
- совершенствование языковой и читательской
- овладеть умениями работать в группе с
культуры как средства взаимодействия между людьми и выполнением различных социальных ролей,
познания мира;
планировать
работу
группы,
рационально
- осознание ценности научной деятельности,
распределять деятельность в нестандартных
готовность осуществлять проектную и
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
проблемы.
- Овладение универсальными учебными
- владеть навыками получения информации из
разных
типов,
самостоятельно
познавательными действиями, готовность
и источников
способность
к образованию и
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; интерпретацию информации различных видов и
-овладение
навыками
учебноформ представления;
исследовательской, проектной и социальной
- создавать тексты в различных форматах с учетом
16

назначения информации и целевой аудитории,
деятельности;
Овладение
универсальными коммуникативными выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
действиями:
- оценивать
достоверность,
легитимность
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности, - использовать
средства
информационных
и
организовывать и координировать действия по ее коммуникационных
технологий
в
решении
достижению: составлять план действий, распределять когнитивных, коммуникативных и организационных
роли с учетом мнений участников обсуждать задач с соблюдением требований эргономики,
результаты совместной работы;
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
- координировать и выполнять работу в условиях правовых и этических норм, норм информационной
реального,
виртуального
и
комбинированного безопасности;
взаимодействия;
- владеть навыками распознавания и защиты
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в информации,
информационной
безопасности
различных ситуациях, проявлять творчество и личности.
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
- принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки; развивать способность понимать мир с
позиции другого человека.

17

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименовани
е разделов и
тем
1
Раздел 1.Введение.
Человек в обществе

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
индивидуальный проект (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала:

Раздел 1. Человек в
обществе
- Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
Тема 1.1.
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки
Общество и
и функции социальных институтов.
общественные
- Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.
отношения. Развитие Роль массовой коммуникации в современном обществе
общества
- Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов
XXI в.
- Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
- Перспективы развития электроэнергетики в информационном обществе.
Направления цифровизации в профессиональной деятельности электроэнергетики .
Роль науки в решении глобальных проблем
- Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных
проблем на профессиональную деятельность электроэнергетики. Направления
цифровизации в профессиональной деятельности электроэнергетики
Тема 1.2.
Биосоциальная

Объе
м
часов
3
10 часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4

ОК 01
2

ОК 05

2

Содержание учебного материала:
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние

18

природа человека и
его деятельность

социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека
- Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание:
- Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей
характера в профессиональной деятельности электроэнергетики. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере
электроэнергетики - практическое занятие

Тема 1.3
Содержание учебного материала:
Познавательная
деятельность человека. - Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и
Научное познание
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие
истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические,
точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного
познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угроз и выводов ХХ1 века
- Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности электроэнергетики

2
ОК 02
ОК 04
2

ОК 05

ОК 02
ОК 04
ОК 05
1
1

Раздел 2.1.Духовная

Содержание учебного материала:

10

19

культура – 8 часов
Тема 2.1. Духовная
культура личности и
общества

- Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура.
- Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая
ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность.
Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
- Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности в электроэнергетике

ОК 03
ОК 06
2

ОК 05

1
Тема 2.2.

Содержание учебного материала:

Наука и образование - Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
в современном мире Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской
Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
- Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы

Тема 2.3
Религия

Решение задач с профессиональной направленностью
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования
- Профессиональное образование в сфере электроэнергетики. Роль и значение
непрерывности образования
Содержание учебного материала:
- Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации.
Свобода совести.

2
ОК 02
ОК 03

2

ОК 05

Тема 2.4

Решение задач с профессиональной направленностью: « Свобода совести».

1

Содержание учебного материала:

2

ОК 06

20

ОК 01
Искусство

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
- Особенности профессиональной деятельности в сфере искусства
- Образ профессии/ специальности электроэнергетики в искусстве
Раздел 3 Экономическая жизнь общества

Тема 3.1 Экономика
основа
жизнедеятельности
общества

Тема 3.2
Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты

ОК 05

- 16 часов

-Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
- - Особенности разделения труда и специализации в сфере электроэнергетики.
- Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика
Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия
- Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение.
Закон предложения. Эластичность предложения.
- Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая
безопасность. Денежные агрегаты

Тема 3.3 Рынок труда Содержание учебного материала:
и безработица.
- Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Рациональное
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
поведение
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
потребителя
- Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества
- Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой
сферах
- Спрос на труд и его факторы в сфере электроэнергетики . Стратегия поведения при
поиске работы. Возможности электроэнергетики в профессиональной переподготовке

ОК 02
2

ОК 07

2

ОК 01
ОК 03
ОК 09

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
21

Тема 3.4
Предприятие в
экономике

Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №11 Стратегия поведения при поиске работы. Возможности
электроэнергетики в профессиональной переподготовке
Содержание учебного материала:
- Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации

1
2

2

ОК 01
ОК 03

Профессионально ориентированное содержание
- Предпринимательская деятельность в сфере электроэнергетики.
менеджмента и маркетинга в сфере электроэнергетики
Тема 3.5
Экономика и
государство

Основы

Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
- Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета.
Государственный долг.

1
2
ОК 01
ОК 09

- Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации
- Решение задач с профессиональной направленностью

2

ОК 01

22

ОК 06
Тема 3.6
Основные
тенденции
развития
экономики России
и международная
экономика

- Мировая экономика. Международная экономика. Мировое разделение
труда.Экспорт и импорт товаров и услуг.Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли.
- Технический и естественно-научный профили – направления импортозамещения в
условиях современной экономической ситуации в сфере электроэнергетики;
- Собственное производство как средство устойчивого развития государства;
- Региональная экономика и её особенности в сфере электроэнергетики,;
- Основные направления развития региональной экономики

ОК 09

ОК 01
- Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное
неравенство.
Социальная
структура
российского
общества.
Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской
Федерации.

ОК 05

- Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе
- Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста

- Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

ОК 05
ОК 06

23

Тема 4.3.
Этнические
общности и нации

Тема 4.4
Социальные
нормы и
социальный
контроль.
Социальные
конфликты и
пути их
разрешения

Тема 5.

- Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные
отношения.
Этносоциальные
конфликты,
способы
их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации

Содержание учебного материала:
- Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности
социолога, социального психолога.
- Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации

ОК 05
2
ОК 06

ОК 04
2
ОК 05
2

Политическая сфера жизни общества - 6 часов

24

Тема 5.1. Политика
и власть.
Политическая
система

- Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
- Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе

2

ОК 05
ОК 06

- Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология
форм государства
- Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти
в Российской Федерации.
- Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и
статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение
национальной безопасности в Российской Федерации
- . Государственная политика
экстремизму

Российской Федерации по

противодействию

25

Тема 5.2
Политическая
- Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
культура общества Политическое участие. - Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в
и личности.
обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический
- Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия
процесс и его
граждан в политике.
участники.

2
ОК 03
ОК 04

- Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в
Российской Федерации Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства
- Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
- Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная
деятельность в области защиты прав работника

2

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации - 20 часов

Содержание учебного материала:

26

системе социальных - Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
норм
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система
российского права.
Правоотношения,
их
субъекты.
Особенности
правового
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность.

ОК 01
ОК 05

статуса
2

ОК 09

- Функции правоохранительных органов Российской Федерации
- Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала:
- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Тема 6.2 Тема 6.2.
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские),
Тема 6.2. Основы политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и
гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
конституционного
права
Российской Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени
Федерации

2
ОК 02
ОК 06
ОК 07

- Профессионально ориентированное содержание
- - Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени

Тема 6.3

Содержание учебного материала:

2
ОК 01
27

Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений в
РФ

- Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.

2

ОК 02
ОК 03

- Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
- Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения
и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников

2

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
- Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа

2

- Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность
регулирования трудовых отношений в сфере электроэнергетики
Тема 6.4
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство.

- Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
- Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 09

- Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и
виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном
праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
28

- Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения

2

Тема 6.5. Основы
- Конституционное судопроизводство
процессуального права
- Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии.
Субъекты уголовного процесса

2

ОК 02
ОК 05
ОК 09

- Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт

2
Всего:

OK 01, OK 02, OK 03,
OK 04, OK 05, OK 06,
OK 07, OK 09

72ч

29

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в профессиональной
образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный
доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено
типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут
просматривать визуальную информацию по обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание»
входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
•

информационно-коммуникационные средства;

•

экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд кабинета;
• рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
• В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные),
30

обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные для использования в профессиональных
образовательных

организациях,

реализующих

образовательную программу среднего общего образования в
пределах

ОПОП

СПО

на

базе

основного

общего

образования, не старше пяти лет с момента издания.
•
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой
литературой по вопросам обществоведческого образования.
•
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим ресурсам

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты,
направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на формирование общих компетенций OK 1, ОК 2,
ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК б, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС С00.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной учебной
дисциплины «Обществознание» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса.
Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для
организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания,
представленными в психолого-педагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
31

Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на
проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы
различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой,
текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебной
деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими социальную информацию; задания к
схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть
возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые
образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной
дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так и развитие письменной речи;
поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного
проведения процедуры оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны
разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны соответствовать
критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель выбирает формы и методы с учетом
профессионализации обучения по программе дисциплины
32

Общая/профессиональная

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

компетенции
Раздел 1. Человек в обществе
0К01
ОК 05

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.1.
Познавательные задания
Общество и общественные • Вопросы проблемного
отношения. Развитие характера
общества
• Задания к схемам,таблицам,
диаграммам, инфографике
• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
•
Задания
к
документам,
содержащим
социальную
информацию

33

• Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
OK 02
OK 04
OK 05

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура
OK 03
OK 05
OK 06

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
• Вопросы проблемного
характера
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

OK 02
OK 03

OK 05
OK 06

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
•
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания •

34

35

• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
0К 07

Тема 3.1.
Экономика - основа

Устный опрос
Познавательные задания

жизнедеятельности
общества

• Задания к схемам,таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

0К01
ОКОЗ
ОК 09

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

0К01
ОК 02
ОКОЗ

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи

Рациональное поведение • Задания к схемам,таблицам,
потребителя
диаграммам, инфографике •
Проектные задания Самооценка
и взаимооценка знаний /умений
обучающихся
0К01
ОКОЗ

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания - задачи
• Задания к документам,

содержащим социальную
информацию

36

37

Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
OK Об
OK 09

Тема 3.6.
Основные тенденции

Познавательные задания
• Вопросы проблемного

развития экономики
характера
России и международная • Работа с документами,
экономика
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
OK 01
OK 05

Тема 4.1.
Социальная структура

Устный опрос
Познавательные задания

общества. Положение
личности в обществе

• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

OK 05
OK 06

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

OK 05
OK 06

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка

38

39

способы его разрешения

Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера
OK 05
OK Об

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

OK 03
OK 04

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
0К01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

ОК 02
ОКОб
ОК 07

Тема 6.2.
Основы
права Российской
Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка

40

OK 02 OK Об OK 09

OK 02
OK 05
OK 09

OK 01, OK 02, OK 03, OK
04
OK 05, OK 06, OK 07, OK
09

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Тема 6.5.
Отрасли
права

Устный опрос Познавательные
задания • Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания- задачи Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Выполнение заданий
промежуточной аттестации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в профессиональной
образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
41

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №
178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут
просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание»
входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной
учебной дисциплины «Обществознание» рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по
экономике, социологии, праву и т.п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам по обществознанию, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги,
практикумы, тесты и др.); к сайтам государственных, муниципальных органов власти.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
 Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. - М.: 2015
 Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: 2015
 Важенин А.Г. Контрольные материалы по обществознанию. - М.: 2015
42






















Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.: 2014
Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.: 2014
Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Соболева О.Б., Кошкин., С.Г., Бордовский Г.А. - М.: 2013
Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И. - М.: 2014
Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. - М.: 2014
Обществознание, Марченко М.Н. - М., 2011.
Обществознание в схемах и таблицах. Северинов К.М. - М.: 2010
Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А. - М.: 2012
ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. - М.: 2015
ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. Баранов П.А., Шевченко С.В. - М.: 2014
ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.: 2015
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
07.06.2013 № 120- ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317- ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259)
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М.: 2014
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.- М.: 2014
43

 Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М.: 2014
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, №23. - Ст.
2381.
Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - №32. -Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 5. - Ст.
410;
ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001, №49. - Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, № 52 (ч. I). - Ст. 5496
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001 , № 44. - Ст. 4147
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, №1 (ч. I). - Ст. 1
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, № 1 (ч. I). - Ст. 3
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 25. - Ст. 2954
Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992, № 15. - Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
ВС РФ. - 1991, № 18. - Ст. 566
Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1995, № 10. - Ст. 823
Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1993
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. - 2002
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012
Федеральный закон от 30.03.1999
№52-ФЗ
«О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 2. - Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.
Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. - 1999, № 18. - Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в
Совет Европы» // Российские вести. - 1996, 18 мая.
Указ Президента РФ от 7.05.2012
№596
«О
долгосрочной
44

государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.
Интернет- ресурсы
http:// history, standart. edu. ru - История России. Обществознание: Учебнометодический комплект для школы
http:// www. openclass. ru/communities/ - Открытый класс: сетевые образовательные сообщества
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
http:// festival. 1 september.ru/ subjects - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.base.garant.ru- «ГАРАНТ» (информационно-правовой портал)
http://www.istrodina.com-Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________

по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изме-

Раздел рабочей программы

заменен-

Номера листов
новых
аннули-

Основание для внесения
изменений

45

нения

ных

рованных

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».