Рабочая программа Основы финансовой грамотности ЭССиС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Учебно – программная документация
2.5. Учебный процесс
СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа ОП.11. Основы финансовой грамотности
По специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
__________ Ульянова С.А

Рассмотрено на заседании ПЦК
«Специальных дисциплин »
Протокол №_______
«___»_________________20___ г.
__________
Репина Т.Н.
подпись

подпись

И.О.Фамилия

Протокол № ________
от «___» ________ 202__г.

И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы финансовой грамотности

г. Гусиноозерск 2023 г

Разработчик преподаватель

Еремина Л.А

Проверил зав. отделением

Еремина Л.А

Согласовано зав.методкабинетом

Ульянова С.А

Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной
программы по подготовки специалистов среднего звена для специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.

Организация

-

разработчик:

Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»

3

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание дисциплины

8

3. Условия реализации дисциплины

13

4. Контроль и оценка результатов освоения дисципли- 15
ны

4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1.Область применения программы.
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для
изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
специалистов среднего звена, по специальности: 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной
дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением. В
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой
грамотности изучается в общепрофессиональном цикле учебного плана ППССЗ СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних
профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает
условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования
социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой
асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет
студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в
обществе.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам
явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового
рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности студентов на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то,
что она базируется на системнодеятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию студентов. У них формируются
не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения,
компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС.
5

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство
обучающихся с финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными
финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными
документами, изучение основ финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы.
Программа может использоваться другими образовательными организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Основы финансовой грамотности направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с
приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления;
- способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;
- уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения;
- освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве
специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на достижение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических
данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на
этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия
принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных
решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в
финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации,
прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать
информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в
деятельности человека на финансовом рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с
профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих,
общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств,
обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов
личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества,
определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- воспитание мотивации к труду;
6

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое
благополучие, благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных альтернатив;
- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой
системе РФ;
- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную
позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать
соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества
гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской
Федерации.
предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни
общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых
решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и
успешности в бизнесе;
- приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности,
которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную
банковскую и финансовую сферы;
- владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет;
- умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности
на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации
в экономической деятельности;
7

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в
России и мире.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 40 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка студентов составляет 38 часов;
самостоятельная учебная работа 2 часа.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Итоговый контроль – зачёт по завершению курса

Объём часов
40
38
26

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Тема 1.1. Личное
финансовое планирование.

Содержание учебного материала
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности
при освоении профессий СПО.
Раздел 1. Семейная экономика.
Содержание учебного материала
1 Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения,
рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать
свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России.
Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы.
Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость
уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия
при увольнении. Безработица, виды безработицы.
2 Практическое занятие №1.
Тест «Источники денежных средств семьи».

2

12
1

Тема 1.3. Семей-

Содержание учебного материала
1 Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги.
2 Практическое занятие №2.
Тест «Контроль семейных расходов».
Самостоятельная работа.
Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень жизни населения Саратовской области».
Содержание учебного материала

ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09

2

ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09

1

ОК01. ОК 02. ОК
09, ОК 11

2

ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.

Самостоятельная работа.
Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме.
Тема 1.2. Контроль семейных
расходов.

ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09.

1

ный бюджет.

1
2

Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита
и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.
Практическое занятие №3.
Тест «Построение семейного бюджета».

2

Самостоятельная работа.
Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи».
Тема 1.4. Финансовое планирование как способ
повышения благосостояния семьи.

Содержание учебного материала
1 Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.
2 Практическое занятие №4
Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»

1
2

Самостоятельная работа.
Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История
происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.
Тема 2.1. Способы Содержание учебного материала
увеличения се1 Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад,
мейных доходов с
процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестициониспользованием
ный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни.
услуг финансовых
2 Практическое занятие №5.
организаций.
Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».
Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.
Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок
РФ».
Тема 2.2. Валюта Содержание учебного материала
в современном
1 Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение
мире.
валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.

26
1

2

1

ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09

11

2

Тема 2.3.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.

Тема 2.4.
Банковская система РФ.

Практическое занятие №6.
Тест «Валюта в современном мире».

Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок
РФ».
Содержание учебного материала
Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд.
2 Практическое занятие №7.
Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».
Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».
Самостоятельная работа.
Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).

2

1

1

Содержание учебного материала
1 Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски.
Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ.
Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.
2 Практическое занятие №8.
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».

2

1

2

Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».
Тема 2.5. Финансовые риски и
способы защиты
от них.

Содержание учебного материала
1 Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое
мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков.
2 Практическое занятие №9.
Тест «Риски в мире денег».
Самостоятельная работа.

1

2

ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
12

Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество»,
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Бизнес, тенденции 1 Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предего развития и
приятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факриски.
торы, влияющие на прибыль компании.
2 Практическое занятие №10.
Тест «Собственный бизнес».
3 Практическое занятие №11.
Создание собственной компании: шаг за шагом
Самостоятельная работа.
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Тема 2.7. Страхование как способ
сокращения финансовых потерь.

Содержание учебного материала
1

2

Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.
Практическое занятие №12.
Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь».

Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг».
Тема 2.8 Финансовые механизмы
работы фирмы

Содержание учебного материала
1 Практическая работа № 13
Взаимоотношения работодателя и сотрудников

Зачет
Всего аудиторных занятий:

2

2
2

1

2
2

2

ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09
ОК01. ОК 2.
ОК 03, ОК 04;
ОК 07; ОК 09

40

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Интернет-ресурсы 1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
Основные источники:
1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительные источники:
1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2015.
2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К,
2019.
4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012.
5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. —
М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.
6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П.
Кокина. – М.: Экономистъ, 2020.
7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. – М.: ВИТАПРЕСС, 2018.
8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие.. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.
9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие
(включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.
10. Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТАПРЕСС, 2018.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы
финансовой грамотности».
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного
опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у
студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения
и знания.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся должен продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной
дисциплины
«Основы
финансовой
грамотности»:
 рассчитывать доходы своей семьи,
полученные
из
разных
источников
и
остающиеся в распоряжении после уплаты
налогов;
 контролировать
свои
расходы
и
использовать разные способы экономии денег;
 отличить
плановую
покупку
отимпульсивной, купить нужный товар по более
низкой цене; рассчитать общую стоимость
владения (ОСВ);
 правильно обсуждать и согласовывать с
другими членами семьи финансовые вопросы;
 составлять бюджет семьи, оценивать его
дефицит (профицит), выявлять причины
возникновения дефицита бюджета и пути его
ликвидации;
 определять приоритеты, если доходы не
соответствуют запланированным расходам;
пользоваться
методом
замкнутого
круга
расходов;
 достигать поставленных финансовых
целей через управление семейным бюджетом.
 пользоваться своими правами на рабочем
месте и в случае увольнения;
 использовать профсоюз для защиты прав
работников и улучшения условий их труда;
 получить пособие по безработице в
случае необходимости;
 выбрать из банковских сберегательных
вкладов тот, который в наибольшей степени
отвечает поставленной цели; рассчитать
процентный доход по вкладу;
 оценить, что предпочтительнее в данный
момент
 сберегательный вклад в банке, вложение

Формы и методы контроля и
оценкирезультатов обучения
Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания

15

денег в ПИФ или страхование жизни;
 правильно выбрать ПИФ для размещения
денежных средств.
 отличить средства граждан в банках,
которые застрахованы ССВ, учесть сумму
страхового лимита при размещении денег на
банковских депозитах, получить страховое
возмещение по вкладу;
 получить необходимую информацию на
официальных сайтах ЦБ и Агентства по
страхованию вкладов и выбрать банк для
размещения своих сбережений.
 различать
обязательное
пенсионное
страхование и добровольные пенсионные
накопления,
альтернативные
способы
накопления на пенсию;
 определить размер своей будущей
пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
 делать дополнительные накопления в
негосударственных пенсионных фондах и
правильно выбрать НПФ;
 рассчитать размер ежемесячной выплаты
по кредиту, определить, может ли семья
позволить себе кредит;
 различать банковский кредит, кредит в
торговых сетях и микрокредит;
 воспользоваться досрочным погашением
кредита или рефинансированием кредита;
 распознать разные виды финансового
мошенничества и отличить финансовую
пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
 различать
организационно-правовые
формы
предприятия
и
оценить
предпочтительность использования той или
иной схемы налогообложения;
 защитить себя от рисков утраты
здоровья, трудоспособности и имущества при
помощи страхования;
 различать обязательное и добровольное
страхование;
 правильно выбрать страховую компанию.

Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания.
Оперативный контроль в форме:
 написание мини-эссе;
 проверка
практического
домашнего задания.

16

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность
предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Формы и методы контроля и
Результаты (личностные и метапредметные)
Основные показатели оценки результата
оценки
Личностные результаты
- развитие личностных, в том числе духовных и
Интерпретация
результатов
 демонстрация желания учиться;
физических качеств, обеспечивающих защищенность
наблюдений
за
деятельностью
 сознательное
отношение
к
продолжению
студента для определения жизненно важных образования в ВУЗе
обучающегося в процессе
интересов личности в условиях кризисного развития
освоения
образовательной
- демонстрация интереса к будущей профессии;
экономики, сокращения природных ресурсов;
- выбор и применение методов и способов решения программы
- формирование системы знаний о финансово- профессиональных задач
экономической жизни общества, определение своего
места и роли в экономическом пространстве, в
финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к
сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности;
- воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе
целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и
будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.
метапредметные:
- освоение способ решения проблем творческого и
поискового характера;
формирование
умения
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
активное
использование
средств
информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных

задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности;
- развитие аналитических способностей, навыков
принятия решений на основе сравнительного анализа
сберегательных альтернатив;
овладение
умениями
формулировать
представление о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение студентами навыками самостоятельно
определять свою жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые знания,
подбирать соответствующие правовые документы и
на их основе проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью разрешения
имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и
перерабатывать
информацию,
полученную
в
процессе изучения общественно-экономических наук,
вырабатывать в себе качества гражданина РФ,
воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции Российской Федерации.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».