Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно-программная документация 2.5. Учебный процесс Рабочая программа СК-УПД-РП-2.5.-23 Рассмотрено на заседании ПЦК УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика Протокол № ___ «____» ______ 2023г. ___________ Т.Н. Репина Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ _________ подпись И.О.Фамилия Протокол № ___ от «___» ______ 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ 2023 г. 1 Разработчик преподаватель Проверил зав. отделением Согласовал: зав. методкабинетом Жарова Ю.Л. Еремина Л.А. Ульянова С.А. 2 Рабочая программа профессионального модуля учебной и разработана производственной на основе практики Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГСО) и программы профессионального модуля по специальности среднего профессионального образования 13.02.03 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ, СЕТИ И СИСТЕМЫ. Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ стр. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 7 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 10 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 11 6. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 14 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Контроль и управление технологическими процессами 1.1. Область применения программы Рабочая практико-ориентированная программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.03Электрические станции, сети и системы (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): контроль и управление технологическими процессами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии. 2. Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии. 3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им. 4. Оптимизировать технологические процессы в соответствии с нагрузкой на оборудование. 5. Определять технико-экономические показатели работы электрооборудования. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: - по программам профессиональной подготовке по профессиям рабочих 19842 «Электромонтер по обслуживанию подстанций»; 19867 «Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей». Минимально необходимый уровень образования - среднее (полное) общее. Опыт работы не требуется. - по профессиональной переподготовке по профилю основной профессиональной образовательной программы 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы». Минимально необходимый уровень образования - среднее профессиональное. Опыт работы не требуется. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - обслуживания систем контроля и управления производства, передачи и распределения электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов; - оценки параметров качества передаваемой электроэнергии; - регулирования напряжения на подстанциях; - соблюдения порядка выполнения оперативных переключений; - регулирования параметров работы электрооборудования - расчета технико-экономических показателей; уметь: 5 - включать и отключать системы контроля управления; - обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления, автоматических устройств регуляторов; - контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии; - осуществлять оперативное управление режимами передачи; - измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети; - пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля; - обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования; - определять показатели использования электрооборудования; - определять выработку электроэнергии; - определять экономичность работы электрооборудования; знать: - принцип работы автоматических устройств управления и контроля; - категории потребителей электроэнергии; - технологический процесс производства электроэнергии; - способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии; - методы регулирования напряжения в узлах сети; - допустимые пределы отклонения частоты и напряжения; - инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей; - оперативные схемы сетей; - параметры режимов работы электрооборудования; - методы расчета технических и экономических показателей работы; - оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы практики профессионального модуля: всего - 108 часов учебная практика – 36 часов производственная практика – 72 часа 6 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Код компет енции Результатом освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности контроль и управление технологическими процессами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение 7 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательску ю деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Знания: номенклатураинформационныхисточников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений 8 ОК 06 ОК 07 ОК 08 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения 9 ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 10 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 3.1. Тематический план производственной практики профессионального модуля Коды профессиональных компетенций 1 ПК 2 ПК 3 ПК 4 ПК 1 ПК 2 ПК 3 ПК 5 ПК-5 ПК 1- 5 Практика Наименования разделов профессионального модуля 2 Раздел 1. Выполнение электрических расчетов в энергосистемах Раздел 2. Измерение, контроль и регулирование параметров электрических станций, сетей и систем Раздел 3. Экономические расчеты в электроэнергетике. Производственная практика (по профилю специальности) Всего часов (по профилю специальности), часов 3 4 36 Учебная практика 60 Производственная практика 12 Производственная практика 72 Всего: 108 108 11 3.2. Содержание обучения Наименование профессионального модуля (ПМ),) и тем 1 ПМ 03 контроль и управление технологическими процессами Тема 1 Определение электрических нагрузок Тема 3 Устройство электрических сетей Тема 4 Качество электрической энергии и его обеспечение Объем часов 2 3 Учебная практика Виды работ Сборка электрических схем. 1. 6 Измерение параметров электрических цепей. 6 2. Тема 2 Контроль и измерения электрических параметров электроэнергетических систем Содержание учебного материала, практические занятия обучающихся Виды работ Оценка параметров передаваемой электроэнергии 1. Измерение активной энергии трехфазной цепи с использованием изме2. рительных трансформаторов 3. Измерение реактивной энергии трехфазной цепи Виды работ Ознакомится с конструкцией воздушных электрических линий (ВЭЛ): провода 1. и тросы, изоляторы, линейная арматура, опоры и основания. Ознакомится с конструкцией кабельных линий. 2. Виды работ Обслуживание элементов систем контроля и 1. управления. 2. Контроль качества энергии. Учебная практика Тема 5 Регулирование параметров электрических сетей Тема 6 Схемы электрических сетей Тема 7 Оперативные переключения в схемах сетей Уровень освоения 4 2 6 3 6 2 6 1 6 3 2 36 Производственная практика Виды работ 1. Ознакомится со способами регулирования напряжения в электрических сетях. 3. Ознакомится с устройствами ПБВ и РПН. Виды работ 1. Ознакомится с категориями потребителей по надёжности электроснабжения. Виды работ Участие в режимных оперативных переключениях в 1. электрических сетях. 12 3 6 12 2 12 Ознакомится с бланками переключений. Тема 8 Средства диспетчерского управления энергосистемой Виды работ 1. Ознакомится с основными видами связи ДУ. 2. Участие в оперативном управлении режимами передачи электрической энергии. 3. Ознакомление со средствами диспетчерского и технологического управления на диспетчерском щите энергопредприятия. 4. Участие в обслуживании элементов систем контроля и управления Тема 9 Автоматика Виды работ электроэнергетических систем Ознакомится с устройствами АПВ, АВР и АЧР. 1. Тема 10 Разработка и выбор схемы Виды работ электрической сети 1. Изучение схем местных и районных электрических сетей электроэнергетических систем. Номинальные напряжения элементов ЭЭС. Тема 11 Электрический расчет местных Виды работ сетей Участвовать в определении потерь напряжения в электрических линиях. 2. Тема 12 Экономические расчеты в Виды работ электроэнергетике Участие в выборе экономичного режима работы электрооборудования 1. Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Всего (учебная и производственная практика) 6 2 2 12 2 12 2 6 12 72 108 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 13 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 4.1. Общие требования к организации образовательного процесса Условия организации производственной практики: Производственная практика (по профилю специальности) является итоговой по модулю, проводится концентрированно, после изучения теоретического материала, выполнения всех лабораторных работ, практических занятий и защиты курсового проекта. Производственное обучение осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием, учреждением, организацией и образовательным учреждением. Перед выходом на практику обучающиеся должны быть ознакомлены с целями, задачами практики, основными формами отчетных документов по итогам практики. Во время прохождения практики руководитель практики от образовательного учреждения осуществляет связь с работодателями и контролирует условия прохождения практики. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Контроль и управление технологическими процессами производства, передачи и распределения электроэнергии в электроэнергетических системах». Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: преподаватели междисциплинарных курсов, а также преподаватели общепрофессиональных дисциплин «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Охрана труда» с высшим профессиональным образованием. Инженерно-педагогический состав должен иметь опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы и должен проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 14 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты (освоенные профессиональные компетенции) 1. Контролировать и регулировать параметры производства электроэнергии 2. Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии 3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - точность проведения измерений электрических параметров на электростанции; - четкость изложения принципов действия устройств регулирования параметров на электростанции; - оценка параметров качества вырабатываемой электроэнергии в соответствии с ГОСТ. - Определение элементов конструкции воздушной лини электропередач в соответствии с ГОСТами и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ); - точность определения конструктивных элементов кабеля в соответствии с техническими условиями и ПУЭ; - демонстрация навыков оценки параметров качества передаваемой электроэнергии; - определение и оценка потерь напряжения в разомкнутых и замкнутых электрических сетях в соответствии с алгоритмом; - точность измерений электрических параметров в электрических сетях; Определение порядка действий при оперативных переключениях в схемах сетей в соответствии с типовыми бланками переключений; демонстрация навыков выполнения оперативных переключений в электрических сетях; - изложение технологии диспетчерского управления в соответствии с ПТЭ; - демонстрация навыков обслуживания систем контроля и управления. оценка результатов выполнения практического задания; анализ результатов выполнения практического задания. оценка результатов выполнения практического задания; наблюдение за деятельностью обучающихся на производственной практике. Оценка выполнения практического задания; наблюдение за выполнением заданий на производственной практике; 15 оценка выполнения - Расчет нагрузок на практического электрооборудование задания. электростанций и подстанций в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Нормами технологического проектирования (НТП); - выбор параметров электрооборудования, электрических аппаратов и проводников на электростанциях и подстанциях в соответствии с (ПУЭ); 5. Определять технико- Расчет технико-экономических оценка выполнения экономические показатели показателей работы практических работы электрооборудования в заданий электрооборудования соответствии с алгоритмом. По окончании данного модуля проводится экзамен (квалификационный) 4. Оптимизировать технологические процессы в соответствии с нагрузкой на оборудование Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - Четкое владение информацией о профессиональной области, о профессии и основных видах деятельности техникаэлектрика: Наблюдение, оценка при выполнении работ на производственной практике, - грамотная постановка цели дальнейшего профессионального роста и развития; - адекватное оценивание своих образовательных и профессиональных достижений. - Правильная организация рабочего места в соответствии с выполняемой работой и требованиями охраны труда; - грамотный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в соответствии с требованиями техники безопасности и видами работ; интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Наблюдение, оценка деятельности при выполнении работ на производственной практике. 16 - применение методов профессиональной профилактики своего здоровья. 3. Принимать решения в - Правильное решение стандартных и стандартных и нестандартных нестандартных ситуациях профессиональных задач с и нести за них применением интегрированных ответственность знаний профессиональной области. 4. Осуществлять поиск и - Эффективный поиск использование необходимой информации; информации, необходимой - использование различных исдля эффективного точников информации, включая выполнения электронные. профессиональных задач, профессионального и личностного развития 5. Использовать - Владение программными, и информационнотехническими средствами и коммуникационные устройствами, системами технологии в транслирования информации, профессиональной информационного обмена. деятельности 6. Работать в коллективе и - Установление позитивного команде, эффективно стиля общения, владение общаться с коллегами, диалоговыми формами руководством, общения; потребителями - аргументирование и обоснование своей точки зрения. 7. Брать на себя - самоанализ и коррекция ответственность за работу результатов собственной членов команды деятельности; (подчиненных), за - организация работы команды, результат выполнения постановка целей, мотивация, заданий контроль результатов. 8. Самостоятельно - Четкая организация определять задачи самостоятельных занятий при профессионального изучении профессионального и личностного развития, модуля; заниматься - планирование повышения самообразованием, личностного и осознанно планировать квалификационного уровня. повышение квалификации 9. Ориентироваться в - проявление интереса к условиях частой смены инновациям в области технологий профессиональной в профессиональной деятельности; деятельности владение и использование современных технологий в профессиональной деятельности. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий.. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий. Анализ результатов деятельности обучающегося в процессе выполнения заданий. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий. Наблюдение, оценка выполнения заданий. 17 18 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной и производственной практики ПМ 03 Контроль и управление технологическими процессами по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора 2022, форма обучения очная) на 2022 / 2023 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия) 19