Рабочая программа Правовые основы проф деят ЭССиС

СК-УПД-РП-2.5.23

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности»
Специальность 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»

Рассмотрено на заседании ЦК «Общих
гуманитарных и соц.экономических дисциплин»
Протокол №
«___» _________ 2023 г.
________О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия

Утверждена
Методическим советом ГБПОУ
«ГЭТ»
«___»_____________2023г.
_______С.А. Ульянова __
подпись
И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы профессиональной деятельности»

г.Гусиноозёрск
2023г.

Разработчик программы: преподаватель
Проверил: председатель ПЦК
Проверил: зав. Отделением

В.Г. Бутина
О.В. Думнова
Л.А. Ерёмина
2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 3
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………… 5
Тематическое планирование …………………………………………… …….7
Содержание учебной дисциплины ……………………………………………7
Контроль и оценка основных видов учебной деятельности студентов…….9
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины …………………………………………. …………….10
Рекомендуемая литература………………………………………………..10-12

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности » предназначена для изучения правовых основ
профессиональной деятельности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая
программа разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по

образовательным

программам

среднего

профессионального

образования»

(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от
20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ
преподавания

по

профессионального
обучающихся

общеобразовательным
образования,

образовательных

дисциплинам

учитывающих

организаций,

в

системе

образовательные

реализующих

среднего

потребности

программы

среднего

профессионального образования
‒

Письмо

профессионального
просвещения

Департамента
образования

Российской

государственной
и

Федерации

политики

профессионального
от

14.04.2021г.

в

сфере

обучения
№05-401

среднего

Министерства
«Методические

рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»

Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»

4

Содержание программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» направлено на достижение следующих целей и задач:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную
деятельность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
 виды административных правонарушений и административной ответственности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;


нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;



организационно-правовые формы юридических лиц;

 основные

положения

законодательные

и

Конституции
иные

Российской

Федерации,

нормативно-правовые

акты,

действующие
регулирующие

правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;


нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;



понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;



порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;



права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;



права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;



правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;



роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов,
выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой
частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые
профессиональной

деятельности»

завершается

подведением

итогов

основы
в

форме

дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

5

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение

содержания

учебной

дисциплины

«Правовые

основы

профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:

•

сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и

способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;

•

сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития правовых отношений и общественной практики;

•

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•

сформированность

коммуникативной

компетентности

в

общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

•

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в правовых аспектах,

понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;

•

критичность мышления, владение первичными навыками анализа и

критичной оценки получаемой информации;

•

креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

•

владение навыками разрешения проблем возникающих в процессе трудовой

деятельности; готовность и способность к самостоятельному поиску решения правовых
задач, и применению различных методов познания;

•

умение

ориентироваться

в

различных

источниках

юридической

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от
различных источников;
6

•

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом правовых, гражданских и нравственных ценностей;

•

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;

•

представление о необходимости овладения правовыми знаниями с целью

формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
предметных:

•

владение представлениями о современном гражданском обществе и

правовом государстве, юридической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества;

•

владение правовым мышлением для определения правовых аспектов

общественных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

•

владение умениями географического анализа и интерпретации раз-

нообразной информации;

•

владение умениями применять правовые знания для объяснения и оценки

разнообразных общественных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
социально-экономических проблем в трудовой и общественно-полезной деятельности.

7

Тематический план
Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
Самостоятельная работа обучающихся:

16

в том числе:
- создание словаря юридических терминов

2

- заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ «Принципы

2

государства»
- сравнительный анализ прав и свобод человека и гражданина

2

на основании Всеобщей Декларации прав человека и
Конституции РФ, подготовка докладов
- составление схемы органов государственной власти РФ на

1

основании Конституции РФ
- установление компетенции судов различных инстанций

1

- оформление отчета по экскурсии

2

- решение ситуационных задач на основании положений

2

Трудового кодекса
- заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых

2

форм юридических лиц» с использованием Гражданского
кодекса
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

ИТОГО

48

8

9

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Основы
теории права

Тема 2.
Конституция
РФ - основной
закон
государства
Тема 3.
Система органов
государственной
власти в РФ

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала.
1
Источники
права Понятие формы
(источника)
права Основные
2
Структура правоотношений.
Физические
и юридические
лица. виды источников права Правила действия
3
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
4
Административное правонарушение и административная ответственность.
Практическое занятие «Анализ состава правонарушения»

6

1

2
2

«Классификация прав и свобод человека и гражданина»
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ, Сравнительный анализ прав
и свобод человека и гражданина на основании Всеобщей Декларации прав человека и Конституции РФ, подготовка
докладов.
Содержание учебного материала.
1
Виды государственных органов. Органы судебной власти.
2
Административный порядок обжалования актов или действия органов государственного управления и
должностных лиц.
Практическое занятие «Составление иска»

4

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы органов государственной власти РФ на основании
Конституции РФ, установление компетенции судов различных инстанций.

4

1

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2
3

Права и обязанности работников в сфере трудовой деятельности.
Трудовой договор, порядок заключения, основания прекращения.

3
2

3

7

1 «Ознакомление с функциями Центра занятости»
2 «Разрешение трудовых конфликтов в сфере дисциплинарной ответственности».
Самостоятельная работа обучающихся: оформление отчета по экскурсии, решение ситуационных задач на основании
положений Трудового кодекса.

4

1

3

2

1
2

1
2

2
1
2

5

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Понятие, признаки и виды субъектов
предпринимательской деятельности.
Право собственности, формы собственности, правомочия собственника.

1
2
1

1

4
Дисциплинарная и материальная ответственность работника.
Практические занятия:

Содержание учебного материала
Тема 5.
Право и

3

Уровень
освоения
4

Самостоятельная работа обучающихся: создание словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала.
1
Основы конституционного строя РФ.
2
Основы правового статуса человека и гражданина.
Практическое занятие

Содержание учебного материала.
Тема 4.
Правовое
регулирование
в
профессиональ
ной
деятельности

Объем часов

2

1
1
10

3 | Понятие юридического лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых форм
юридических лиц» с использованием Г ражданского кодекса.

2

2

48 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

• - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
• - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
• продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

решение

проблемных

з

11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;


защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным
и трудовым законодательством;

 использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
знать:
 виды административных правонарушений и административной ответственности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;


нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

 организационно-правовые формы юридических лиц;
 основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно- правовые акты,
регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;


нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;



понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;



порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;



права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;



права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;



правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;



роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

 оценка решения ситуационных задач;
 наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе освоения образовательной программы;


оценка навыков применения нормативно- правовых актов при выполнении практических заданий;

 оценивание результатов тестирования;
 анализ результатов выполнения письменных работ;


наблюдение за ходом деловой игры;



оценка результатов тестирования;



анализ ответов при устном опросе, результатов решения ситуационных задач;



оценка решения ситуационных задач;



анализ результатов выполнения письменных работ;



наблюдение за ходом деловой игры;



анализ результатов выполнения письменных работ;



оценка содержания доклада и качества его защиты;



анализ результатов выполнения письменных работ;
13



оценка отчета по результатам экскурсии.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты;
- образцы оформления документов (трудовых договоров, исков, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка);
- компьютерная программа «Консультант Плюс».
Технические средства обучения: компьютеры с пакетом прикладных программ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы профессиональной деятельности»
Основные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)//
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. От 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации») //
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред.
От 07.02.2011) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.03.20011)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный
ресурс];
14

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010)// Консультант
Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
6. Молчанов, А.А. Гражданское право в схемах [Текст]: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. – 464с.
7. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений. – 6-е изд. М., Academia, 2010. - 192 с. - URL:
http://www.mofmosu.ru>docs/material/ap/m/pinf.pdf. Дата обращения 05.04.2011.
8. Румынина, В.В. Основы права [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.:ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2006. 256с. - (Профессиональное образование) (допущено Министерством образования Российской Федерации).
9. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учебник/Алябьев Д.Н. [и др.]; под. ред. А.К.Исаева. - М.: Омега-Л, 2006. - 424с.
Дополнительные источники:
1. Арыхова, С.А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М., МарТ, 2005. - 256 с. - URL: http://
www.books.iqbue…professionalnoi-deytelnosti. Дата обращения 05.04.2011.
2. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – 2008. – 236 с. – URL: http:// www.book.tr200.net.
Дата обращения 06.04.2011.
3. Казанцев, В.И., Васин, В.Н. Трудовое право [Текст]: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 416с. (допущено Министерством образования Российской Федерации);
4. Мелихова, Л.В., Шелест, Е.А., Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: Учебное пособие. Ростов н/Д:
«Феникс», 2002. – 320с. (Серия «Учебники XXI века») (допущено Министерством образования Российской Федерации);
5. Основы права [Текст]: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 429с. – серия «Fundamenta»
(допущено Министерством образования Российской Федерации);
6. Сорк, Д.М., Заморенова, Н.Г., Белоусов, Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности [Текст]: Учебник для среднего
профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с. (допущено Министерством образования Российской
Федерации);
7. Трудовое право [Текст]: Учебное пособие/ под редакцией В.С. Бердычевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 352с. (допущено
Министерством образования Российской Федерации).
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».