Рабочая программа Техническая механика ЭССиС

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
СК-РП-2.5.-23

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая
механика» по специальности 13.02.03. Электрические станции, сети
и системы

Рассмотрено на заседании ПЦК
УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика
Протокол № ____________
«____»_________________2023г
______________ Т.Н.Репина

Утверждено
Методическим советом
ГБПОУ «ГЭТ»
_________ ___________
Протокол № __________
от «___»__________2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА ( базовый уровень)

Гусиноозерск, 2023 г.

Разработчик преподаватель

ВОЛКОВА Г.В.

Проверил зав. отделением
Согласовал: рук.. методкабинетом

ЕРЕМИНА Л.А.
УЛЬЯНОВА С.А.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
‒ Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля
2013 г., регистрационный № 29200) (в ред. Приказов Минобрнауки России от
22 января 2014 г. № 31, от 15 декабря 2014 г. № 1580);
‒

Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной

политики

в

сфере

среднего

профессионального

образования

и

профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации
применения

современных

методик

и

программ

преподавания

по

общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального
образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся
образовательных

организаций,

реализующих

программы

среднего

профессионального образования
- Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального

образования

и

профессионального

обучения

Министерства просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401
«Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
-

Рабочая

программа

федерального

учебной

государственного

профессионального

дисциплины

разработана

образовательного

образования

(далее

–

на

стандарта

ФГОС)

и

основе
среднего

программы

профессионального модуля по специальности среднего профессионального
образования

13.02.01

Тепловые

электрические

станции,

13.02.03.

«Электрические станции, сети и системы»
Организация-разработчик:
техникум»

ГБПОУ

«Гусиноозерский

энергетический

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

ОСВОЕНИЯ

5. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 13.02.01 «Тепловые электрические станции», 13.02.03.
«Электрические станции, сети и системы»
1.2 Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.2.2 Общие компетенции
Код
Формулировка
компетенц
компетенции
ии
ОК 01

Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
Умения:
определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий
5

профессиональной
деятельности

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального
и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы бережливого
производства,

ОК 06

ОК 07

для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в профессиональной деятельности в том числе
с использованием цифровых средств
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей профессии;
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по профессии
(специальности); стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии осуществлять работу
с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
6

эффективно
действовать
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09

в

Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности; пути обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства; основные направления изменения
климатических условий региона
Умения:
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые); писать простые связные
сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений
на
профессиональные
темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения
текстов профессиональной направленности

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина «Техническая механика»
относится к профильному образовательному циклу основной образовательной
программы.
Овладение учебными универсальными действиями ведет к освоению
содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и
практической деятельности, к формированию способности самостоятельно
успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая
самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять напряжения в конструкционных элементах;
- определять передаточное отношение;
- проводить расчеты и проектировать детали и сборочные единицы
общего назначения;
7

- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером
соединений деталей и сборочных единиц;
- производить расчеты на сжатие, срез и смятие;
- производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость
и устойчивость;
- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
- читать кинематические схемы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивление
материалов;
- требования к деталям и сборочным единицам общего и специального
назначения;
- особенности строения металлов и сплавов;
-свойства смазочных и абразивных материалов;
-кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические
передачи;
- методику расчета на прочность, жесткость и устойчивость при
различных деформациях;
- методику расчета на сжатие, срез и смятие;
- основные типы смазочных устройств;
- устройство и назначение редукторов;
- характер соединения основных сборочных единиц и деталей;
- устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных
приборов.
1.4.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка сообщений
работа с дополнительной литературой
выполнение кинематических схем
написание рефератов, создание презентаций

Промежуточная аттестация(дифференцированный зачёт)

Объем часов
70
66
46
4
1
1
1
4

Диф.зачет

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

Введение

1.Цели и задачи курса. Проект как один из видов самостоятельной деятельности
обучающегося. Понятие о науке, познании, исследовании.

2

Тема 1.
Статика

Содержание учебного материала
1. Основные понятия и аксиомы статики. Плоская система сходящихся сил.
Пара сил, момент пары, плоская система произвольно расположенных сил.
Центр тяжести.

Тема 2
Геометрические
характеристики
плоских сечений.
Растяжение и
сжатие. Изгиб

Тема 3.1.

6

Коды общих
компетенций
формированию
которых
способствует элемент
программы
ОК 01 – ОК 02
ОК 04 - ОК 07
ОК 09

6

Содержание учебного материала

12

1. Статические моменты сечений. Осевые центробежные и полярные
моменты сечений.
2. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Продольные
и поперечные деформации Закон Гука.
Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.
Дифференциальные зависимости между изгибающим моментов,
поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки.
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие №1 " Определение реакций идеальных связей
аналитическим способом "
2. Практическое занятие №2 " Построение эпюры продольных сил и
нормальных напряжений "

4

Содержание учебного материала

20

ОК 01 – ОК 02
ОК 04 - ОК 07
ОК 09

8
4
2
2
ОК 01 – ОК 02

10

Разъемные
соединения деталей
Неразъемные
соединения деталей

Тема 4.
Фрикционные
механизмы

Тема 5.
Испытательные
приборы и
инструменты

1. Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Шпоночные и
шлицевые соединения. Классификация, сравнительная характеристика.
Соединения сварные, паянные, клеевые. Соединения с натягом.
Основные типы сварных швов и сварных соединений
2. Элементы конструкций, материалы валов и осей. Опоры и
направляющие. Подшипники скольжения. Виды разрушения, критерии
работоспособности.
Подшипники качения. Классификация. Особенности работы. Причины
выхода из строя. Смазывание.
Уплотнения.
Тематика практических занятий
Практическое занятие №3 " Расчет резьбовых соединений, Определение класса
точности подшипников с полями допусков. "
Содержание учебного материала
1. Кинематика фрикционных механизмов. Роль силы трения
2. Общие сведения о зубчатых передачах. Параметры колес,
передаточные отношения. Кинематика передач.
Кинематические и силовые отношения передачи винт-гайка. Грузовой
винтовой механизм.
Содержание учебного материала
1. Испытания на растяжение, сжатие, изгиб. Машины УИМ. Испытательные стенды,
приборы и инструменты.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:

12

ОК 04 - ОК 07
ОК 09

8

2
2
16
6

ОК 01 – ОК 02
ОК 04 - ОК 07
ОК 09

10
8
8

ОК 01 – ОК 02
ОК 04 - ОК 07
ОК 09

2
70

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
технической механики;
Оборудование учебного кабинета:
 рабочее место преподавателя,
 посадочные места для обучаемых,
 комплект учебно-методической документации,
 комплект учебно-наглядных пособий,
 методические пособия для выполнения самостоятельных и
практических работ
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедиа проектор,
- электронные учебные материалы (учебники, видеоматериалы, презентации)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники. – 2-е изд.
- М., Академия, 2015.
2. Горбач Н.И. Теоретическая механика. Динамика [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Горбач Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Минск:
Высшая школа, 2015.— 320 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/20286.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3.Лукьянов А.М. Техническая механика [Электронный ресурс]: учебник/
Лукьянов А.М., Лукьянов М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.:
Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2014.— 712 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/45321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Интернет ресурсы:
1. Лекции по технической механике и гидравлике.
Форма допуска: свободная http://www. texnik.ru

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
определять
напряжения
в
конструкционных элементах;
определять
передаточное
отношение;
- проводить расчеты и проектировать
детали и сборочные единицы общего
назначения;
- проводить сборочно-разборочные
работы в соответствии с характером
соединений деталей и сборочных единиц;
- производить расчеты на сжатие,
срез и смятие;
- производить расчеты элементов
конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость;
- собирать конструкции из деталей
по чертежам и схемам;
- читать кинематические схемы
знать:
основные понятия и термины
кинематики механизмов, сопротивление
материалов;
- требования к деталям и сборочным
единицам общего и специального
назначения;
- особенности строения металлов и
сплавов;
-свойства смазочных и абразивных
материалов;
-кинематику механизмов, соединения
деталей машин, механические передачи;
- методику расчета на прочность,
жесткость и устойчивость при различных
деформациях;
- методику расчета на сжатие, срез и
смятие;
- основные типы смазочных
устройств;
- устройство и назначение
редукторов;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение
за
ходом
выполнения
практических
работ и оценка их
результатов, анализ и оценка результатов
самостоятельной работы обучающихся

Результаты индивидуального опроса, анализ
и оценка результатов самостоятельной
работы обучающихся;
Оценка результатов фронтального опроса
Оценка результатов тестового контроля

Оценка
диктанта

результатов

технического

Проведение индивидуального опроса

Анализ
и
оценка
подготовленной
информации по предлагаемым тематикам
самостоятельной работы, собеседование по
содержанию компьютерных презентаций
13

- характер соединения основных
сборочных единиц и деталей;
- устройство и назначение
инструментов и контрольноизмерительных приборов.

Оценка результатов тестового контроля

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой
(таблица).

Процент результативности
(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

14

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по специальности
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номера листов

Номер
изме-

Раздел рабочей программы

нения

замененных

новых

аннули-

Основание для

рованн

внесения изменений

ых

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».