Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Рабочая программа 2.5. Учебный процесс СК-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» по специальности 13.02.03. Электрические станции, сети и системы Рассмотрено на заседании ПЦК УГС 13.00.00 Электро-теплоэнергетика Протокол № ____________ «____»_________________2023г ______________ Т.Н.Репина Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» _________ ___________ Протокол № __________ от «___»__________2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА ( базовый уровень) Гусиноозерск, 2023 г. Разработчик преподаватель ВОЛКОВА Г.В. Проверил зав. отделением Согласовал: рук.. методкабинетом ЕРЕМИНА Л.А. УЛЬЯНОВА С.А. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: ‒ Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 31, от 15 декабря 2014 г. № 1580); ‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования - Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 14.04.2021г. №05-401 «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального - Рабочая программа федерального учебной государственного профессионального дисциплины разработана образовательного образования (далее – на стандарта ФГОС) и основе среднего программы профессионального модуля по специальности среднего профессионального образования 13.02.01 Тепловые электрические станции, 13.02.03. «Электрические станции, сети и системы» Организация-разработчик: техникум» ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 ОСВОЕНИЯ 5. РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.01 «Тепловые электрические станции», 13.02.03. «Электрические станции, сети и системы» 1.2 Планируемые результаты освоения образовательной программы 1.2.2 Общие компетенции Код Формулировка компетенц компетенции ии ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий 5 профессиональной деятельности ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, ОК 06 ОК 07 для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона. 6 эффективно действовать чрезвычайных ситуациях ОК 09 в Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Техническая механика» относится к профильному образовательному циклу основной образовательной программы. Овладение учебными универсальными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности, к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - определять напряжения в конструкционных элементах; - определять передаточное отношение; - проводить расчеты и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; 7 - проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; - производить расчеты на сжатие, срез и смятие; - производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; - собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; - читать кинематические схемы. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивление материалов; - требования к деталям и сборочным единицам общего и специального назначения; - особенности строения металлов и сплавов; -свойства смазочных и абразивных материалов; -кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи; - методику расчета на прочность, жесткость и устойчивость при различных деформациях; - методику расчета на сжатие, срез и смятие; - основные типы смазочных устройств; - устройство и назначение редукторов; - характер соединения основных сборочных единиц и деталей; - устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов; самостоятельной работы обучающегося 4 часов. 8 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка сообщений работа с дополнительной литературой выполнение кинематических схем написание рефератов, создание презентаций Промежуточная аттестация(дифференцированный зачёт) Объем часов 70 66 46 4 1 1 1 4 Диф.зачет 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов Введение 1.Цели и задачи курса. Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Понятие о науке, познании, исследовании. 2 Тема 1. Статика Содержание учебного материала 1. Основные понятия и аксиомы статики. Плоская система сходящихся сил. Пара сил, момент пары, плоская система произвольно расположенных сил. Центр тяжести. Тема 2 Геометрические характеристики плоских сечений. Растяжение и сжатие. Изгиб Тема 3.1. 6 Коды общих компетенций формированию которых способствует элемент программы ОК 01 – ОК 02 ОК 04 - ОК 07 ОК 09 6 Содержание учебного материала 12 1. Статические моменты сечений. Осевые центробежные и полярные моменты сечений. 2. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Продольные и поперечные деформации Закон Гука. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментов, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. Тематика практических занятий 1. Практическое занятие №1 " Определение реакций идеальных связей аналитическим способом " 2. Практическое занятие №2 " Построение эпюры продольных сил и нормальных напряжений " 4 Содержание учебного материала 20 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 - ОК 07 ОК 09 8 4 2 2 ОК 01 – ОК 02 10 Разъемные соединения деталей Неразъемные соединения деталей Тема 4. Фрикционные механизмы Тема 5. Испытательные приборы и инструменты 1. Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Шпоночные и шлицевые соединения. Классификация, сравнительная характеристика. Соединения сварные, паянные, клеевые. Соединения с натягом. Основные типы сварных швов и сварных соединений 2. Элементы конструкций, материалы валов и осей. Опоры и направляющие. Подшипники скольжения. Виды разрушения, критерии работоспособности. Подшипники качения. Классификация. Особенности работы. Причины выхода из строя. Смазывание. Уплотнения. Тематика практических занятий Практическое занятие №3 " Расчет резьбовых соединений, Определение класса точности подшипников с полями допусков. " Содержание учебного материала 1. Кинематика фрикционных механизмов. Роль силы трения 2. Общие сведения о зубчатых передачах. Параметры колес, передаточные отношения. Кинематика передач. Кинематические и силовые отношения передачи винт-гайка. Грузовой винтовой механизм. Содержание учебного материала 1. Испытания на растяжение, сжатие, изгиб. Машины УИМ. Испытательные стенды, приборы и инструменты. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего: 12 ОК 04 - ОК 07 ОК 09 8 2 2 16 6 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 - ОК 07 ОК 09 10 8 8 ОК 01 – ОК 02 ОК 04 - ОК 07 ОК 09 2 70 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики; Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, посадочные места для обучаемых, комплект учебно-методической документации, комплект учебно-наглядных пособий, методические пособия для выполнения самостоятельных и практических работ Технические средства обучения: - компьютер, - мультимедиа проектор, - электронные учебные материалы (учебники, видеоматериалы, презентации) 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники. – 2-е изд. - М., Академия, 2015. 2. Горбач Н.И. Теоретическая механика. Динамика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горбач Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Высшая школа, 2015.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20286.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3.Лукьянов А.М. Техническая механика [Электронный ресурс]: учебник/ Лукьянов А.М., Лукьянов М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014.— 712 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/45321.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Интернет ресурсы: 1. Лекции по технической механике и гидравлике. Форма допуска: свободная http://www. texnik.ru 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектов. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь: определять напряжения в конструкционных элементах; определять передаточное отношение; - проводить расчеты и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; - проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; - производить расчеты на сжатие, срез и смятие; - производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; - собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; - читать кинематические схемы знать: основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивление материалов; - требования к деталям и сборочным единицам общего и специального назначения; - особенности строения металлов и сплавов; -свойства смазочных и абразивных материалов; -кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи; - методику расчета на прочность, жесткость и устойчивость при различных деформациях; - методику расчета на сжатие, срез и смятие; - основные типы смазочных устройств; - устройство и назначение редукторов; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Наблюдение за ходом выполнения практических работ и оценка их результатов, анализ и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся Результаты индивидуального опроса, анализ и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся; Оценка результатов фронтального опроса Оценка результатов тестового контроля Оценка диктанта результатов технического Проведение индивидуального опроса Анализ и оценка подготовленной информации по предлагаемым тематикам самостоятельной работы, собеседование по содержанию компьютерных презентаций 13 - характер соединения основных сборочных единиц и деталей; - устройство и назначение инструментов и контрольноизмерительных приборов. Оценка результатов тестового контроля Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 не удовлетворительно 14 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по специальности (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номера листов Номер изме- Раздел рабочей программы нения замененных новых аннули- Основание для рованн внесения изменений ых Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) (И.О. Фамилия) 15