Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» Учебно – программная документация 2.5. Учебный процесс СК-УПД-РП-2.5.-23 Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин» Протокол №_______ «___»_________________2023 г. __________ О.В. Думнова подпись И.О.Фамилия РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 01 МАТЕМАТИКА г. Гусиноозерск 2023 г. Утверждено Методическим советом ГБПОУ «ГЭТ» __________ __________ Подпись И.О.Фамилия Протокол № ________от «___» _________ 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2017 г. №1217) и примерной рабочей программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский техникум» 2 энергетический СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ 11 ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 13 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « МАТЕМАТИКА» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Математика» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. Учебная дисциплина «Математика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. Особое значение, для дальнейшего освоения профессиональных модулей, дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональ4 ной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ПК 1.3. Проводить испытания элементов и устройств релейной защиты, автоматики и средств измерений; ПК 1.4. Оформлять документацию по результатам проверок и испытаний; ПК 2.2. Планировать работы по ремонту устройств релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации; ПК 3.1. Проводить осмотры высоковольтного оборудования, устройств релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации; ПК 4.1. Планировать работу производственного подразделения. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, ОК ОК 01, Умения Знания - решать при- - значение математики в профессиональной дея5 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 кладные задачи в области профессиональной деятельности тельности и при освоении ППССЗ; - основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; - основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел; - основы интегрального и дифференциального исчисления. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часа; самостоятельной работы обучающегося 4 часа. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 96 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 92 в том числе: теоретическое обучение 44 практические занятия 38 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 4 в том числе: выполнение реферата 1 подготовка сообщений 1 создание компьютерной презентации 2 Консультаций 4 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 7 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Раздел 1 Тема 1.1 Матрицы и определители ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ Содержание учебного материала 1. Матрицы и действия над ними 2. Определители В том числе практические занятия Операции над матрицами Вычисление определителей Содержание учебного материала 16 8 4 4 8 1.Решение системы линейных уравнений методом обратной матрицы 2.Решение системы линейных уравнений по правилу Крамера 3. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса Раздел 2 Тема 2.1 Дифференциальное исчисление ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Содержание учебного материала 1.Функции одной независимой переменной, их графики. Приращение функции и аргумента. 2.Предел числовой последовательности. Предел функции в точке. Непрерывность функции. 3.Производная функции, ее физический и геометрический смысл. 9 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 2 2 Тема 1.2 Системы линейных уравнений В том числе практические занятия Решение системы линейных уравнений Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 6 2 2 40 18 10 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 Тема 2.2 Интегральное исчисление. Раздел 3 Правила и формулы дифференцирования. 4.Производная сложной функции. Дифференциал функции и его приложение к приближенным вычислениям. 5.Производные высших порядков. Точки перегиба. Решение с помощью производной прикладных задач по видам профессиональной деятельности 6.Функции нескольких переменных. Частные производные В том числе практические занятия Вычисление пределов функций в точке и на бесконечности Вычисление производных сложных функций, производных высших порядков Исследование функций и построение графиков с помощью производной Решение прикладных задач с помощью производной и дифференциала Содержание учебного материала 1.Неопределенный интеграл. Непосредственное интегрирование. 2.Метод замены переменной. Метод интегрирования по частям. 3.Вычисление интегралов дробно-рациональных функций 4.Геометрический смысл определенного интеграла. 5.Вычисление объёмов тел вращения с помощью определённого интеграла 6.Приближённое вычисление определённого интеграла. В том числе практические занятия Интегрирование простейших функций. Вычисление интегралов дробно-рациональных функций Вычисление интегралов методом заменой переменных и по частям. Вычисление площадей Вычисление объёмов тел вращения Приближённое вычисление определённого интеграла. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ Содержание учебного материала 10 8 2 2 2 2 22 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 10 12 2 2 2 2 2 2 16 8 ОК 01, 02, 03, 04, Тема 3.1 Основные свойства комплексных чисел Тема 3.2 Некоторые приложения теории комплексных чисел 1.Комплексные числа и действия над ними. Геометрическая интерпретация комплексных чисел 2.Тригонометрическая и показательная формы записи комплексного числа. Переход из одной формы записи в другую. В том числе практические занятия Действия над комплексными числами в алгебраической форме Действия над комплексными числами в тригонометрической форме Содержание учебного материала 1.Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом. Извлечение квадратного корня из комплексного числа. 2.Решение прикладных задач с комплексными числами для профессиональной деятельности по специальности. В том числе практические занятия Применение комплексных чисел при решении алгебраических задач. Решение типовых задач на применение комплексных чисел. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Содержание учебного материала Тема 4.1 1.Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Задача Дифференциальные урав- Коши. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменнения. ными. 2.Однородные и линейны дифференциальные уравнения первого порядка 3.Дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. В том числе практические занятия Решение дифференциальных уравнений 1 порядка. Решение дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами. Самостоятельная работа обучающегося Консультации Промежуточная аттестация (экзамен) 4 4 2 2 8 4 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 4 2 2 10 Раздел 4 11 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 10 6 4 2 2 4 4 6 ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07 ПК 1.3, 1.4, 2.2, 3.1, 4.1 Всего: 96 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - классная доска; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для практических работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы экзамена. Технические средства обучения: - персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; - проектор с экраном. Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике(Текст): Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / Н.В. Богомолов.- М.: Высшая школа. 2008- 495с.(Рекомендовано Министерством образования и науки РФ). 2.Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ.(Текст): Учебник.М.:ФОРУМ:ИНФРА-М.2006.-512с.(Профессиональное образование) (Рекомендовано Министерством образования РФ). 3.Дадаян А.А. Сборник задач по математике (Текст): Учебник – М.: ФОРУМ–ИНФРА–М.2011.-353с.(Профессиональноеобразование) (Рекомендовано Министерством образования РФ). 4.Григорьев С.Г.,Иволгина С.В. Математика (Текст) Учебник / под ред.В.А.Гусева-М.Издательскийцентр «Академия».2011- 84с.(Рекомендовано ФГУ «ФИРО»). 13 5. Григорьев, В.П., Сабурова, Т.Н. Сборник задач по высшей математике [Текст] : Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 160 с. (Рекомендовано ФГУ «ФИРО»). 6. Филимонова Е.В. Математика для средних специальных учебных заведений: учебное пособие. – Изд.4-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 414 с. – (Среднее профессиональное образование). 7. Лунгу К.Н., Письменный Д.Т., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. – 3-е изд., ипр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.: ил. – (Высшее образование). 3.2.2. Дополнительные источники 1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/ 2.Образовательный математический сайт - http://www.exponenta.ru 3. Метод Гаусса, формулы Крамера, матричный определитель. – URL: http: // www.matburo.ru. 4. Сайт «Наука Математика». Умножение матриц, транспортная задача. URL: http: // www.softtok.org/science/math/. 5. Григорьев, В.П., Дубинский, Ю.А. Элементы высшей математики [Текст]: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с. (Допущено Министерством образования РФ); 6. Общие методы решения уравнений. - URL: http:// www.rusedu.ru/subcat_is/htm/. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения анализ решения и оценка результатов выполнения практических и индивидуальных –решать прикладные задазаданий, проектов, исследований по видам чи в области профессиопрофессиональной деятельности; нальной деятельности; оценка рефератов по теме «Значение мазнать: тематики в профессиональной деятельно-значение математики в сти и при освоении основной профессиопрофессиональной дея- нальной образовательной программы»; тельности и при освоении результаты собеседования по содержанию основной образовательной мини-рефератов и компьютерных презенпрограммы; таций; -основные математические анализ решений и оценка результатов выметоды решения прикладполнения практических заданий и решеных задач в области прония задач по видам профессиональной дефессиональной деятельноятельности; сти; оценка результатов тестового контроля, -основные понятия и мефронтального опроса; тоды математического анализа, линейной алгеб- анализ и оценка подготовленной инфорры, теории комплексных мации по предлагаемым тематикам самочисел; -основы инте- стоятельной работы; грального и дифференцианализ решения и оценка результатов выального исчисления. полнения практических заданий; уметь: Оценка результатов заданий экзамена 15 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________ по специальности / профессии (код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) (год набора ________, форма обучения _______________) на 20___ / 20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Номер изменения Номера листов Раздел рабочей программы замененных новых аннулированных Основание для внесения изменений Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ (должность) (подпись) 16 (И.О. Фамилия)