СК-УПД-РП2.5.-23
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Рабочая программа
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности»
Специальности 13.02.06 «Релейная защита и автоматизация
электроэнергетических систем»
Рассмотрено на заседании ЦК «Общих
гуманитарных и соц.экономических дисциплин»
Протокол №
«___» _________ 2023 г.
________О.В. Думнова
подпись
И.О.Фамилия
Утверждена
Методическим советом ГБПОУ
«ГЭТ»
«___»_____________2023г.
_______С.А. Ульянова __
подпись
И.О.Фамилия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правовые основы профессиональной деятельности»
г.Гусиноозёрск
2023г.
Разработчик программы: преподаватель
Проверил: председатель ПЦК
Проверил: зав. Отделением
В.Г. Бутина
О.В. Думнова
Л.А. Ерёмина
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 3
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………… 5
Тематическое планирование …………………………………………… …….7
Содержание учебной дисциплины ……………………………………………7
Контроль и оценка основных видов учебной деятельности студентов…….9
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины …………………………………………. …………….10
Рекомендуемая литература………………………………………………..10-12
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые основы
профессиональной деятельности » предназначена для изучения правовых основ
профессиональной деятельности в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая
программа разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от
20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ
преподавания
по
профессионального
обучающихся
общеобразовательным
образования,
образовательных
дисциплинам
учитывающих
организаций,
в
системе
образовательные
реализующих
среднего
потребности
программы
среднего
профессионального образования
‒
Письмо
профессионального
просвещения
Департамента
образования
Российской
государственной
и
политики
профессионального
Федерации
от
14.04.2021г.
в
сфере
обучения
№05-401
среднего
Министерства
«Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» для
профессиональных
образовательных
организаций
(базовый
уровень,
вариант
2),
разработанная Институтом развития профессионального образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
4
Содержание программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной
деятельности» направлено на достижение следующих целей и задач:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную
деятельность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды административных правонарушений и административной ответственности;
классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
организационно-правовые формы юридических лиц;
основные
положения
законодательные
и
Конституции
иные
Российской
Федерации,
нормативно-правовые
акты,
действующие
регулирующие
правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов,
выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой
частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Правовые
профессиональной
деятельности»
завершается
подведением
итогов
основы
в
форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
5
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
«Правовые
основы
профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:
•
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и
способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
•
сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития правовых отношений и общественной практики;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
сформированность
коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
•
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в правовых аспектах,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы
и контраргументы;
•
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и
критичной оценки получаемой информации;
•
креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
•
владение навыками разрешения проблем возникающих в процессе трудовой
деятельности; готовность и способность к самостоятельному поиску решения правовых
задач, и применению различных методов познания;
•
умение
ориентироваться
в
различных
источниках
юридической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от
различных источников;
6
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом правовых, гражданских и нравственных ценностей;
•
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;
•
представление о необходимости овладения правовыми знаниями с целью
формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
предметных:
•
владение представлениями о современном гражданском обществе и
правовом государстве, юридической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества;
•
владение правовым мышлением для определения правовых аспектов
общественных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
•
владение умениями географического анализа и интерпретации раз-
нообразной информации;
•
владение умениями применять правовые знания для объяснения и оценки
разнообразных общественных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
социально-экономических проблем в трудовой и общественно-полезной деятельности.
7
Тематический план
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
Самостоятельная работа обучающихся:
16
в том числе:
- создание словаря юридических терминов
2
- заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ «Принципы
2
государства»
- сравнительный анализ прав и свобод человека и гражданина
2
на основании Всеобщей Декларации прав человека и
Конституции РФ, подготовка докладов
- составление схемы органов государственной власти РФ на
1
основании Конституции РФ
- установление компетенции судов различных инстанций
1
- оформление отчета по экскурсии
2
- решение ситуационных задач на основании положений
2
Трудового кодекса
- заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых
2
форм юридических лиц» с использованием Гражданского
кодекса
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
ИТОГО
48
8
9
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Основы
теории права
Тема 2.
Конституция
РФ - основной
закон
государства
Тема 3.
Система органов
государственной
власти в РФ
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала.
1
Источники
права Понятие формы
(источника)
права Основные
2
Структура правоотношений.
Физические
и юридические
лица. виды источников права Правила действия
3
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
4
Административное правонарушение и административная ответственность.
Практическое занятие «Анализ состава правонарушения»
6
1
2
2
«Классификация прав и свобод человека и гражданина»
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы по 1 главе Конституции РФ, Сравнительный анализ прав
и свобод человека и гражданина на основании Всеобщей Декларации прав человека и Конституции РФ, подготовка
докладов.
Содержание учебного материала.
1
Виды государственных органов. Органы судебной власти.
2
Административный порядок обжалования актов или действия органов государственного управления и
должностных лиц.
Практическое занятие «Составление иска»
4
Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы органов государственной власти РФ на основании
Конституции РФ, установление компетенции судов различных инстанций.
4
1
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
2
3
Права и обязанности работников в сфере трудовой деятельности.
Трудовой договор, порядок заключения, основания прекращения.
3
2
3
7
1 «Ознакомление с функциями Центра занятости»
2 «Разрешение трудовых конфликтов в сфере дисциплинарной ответственности».
Самостоятельная работа обучающихся: оформление отчета по экскурсии, решение ситуационных задач на основании
положений Трудового кодекса.
4
1
3
2
1
2
1
2
2
1
2
5
Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Понятие, признаки и виды субъектов
предпринимательской деятельности.
Право собственности, формы собственности, правомочия собственника.
1
2
1
1
4
Дисциплинарная и материальная ответственность работника.
Практические занятия:
Содержание учебного материала
Тема 5.
Право и
3
Уровень
освоения
4
Самостоятельная работа обучающихся: создание словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала.
1
Основы конституционного строя РФ.
2
Основы правового статуса человека и гражданина.
Практическое занятие
Содержание учебного материала.
Тема 4.
Правовое
регулирование
в
профессиональ
ной
деятельности
Объем часов
2
1
1
10
3 | Понятие юридического лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблицы «Сравнение организационно-правовых форм
юридических лиц» с использованием Г ражданского кодекса.
2
2
48 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
• - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
• - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
• продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,
решение
проблемных
з
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным
и трудовым законодательством;
использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
знать:
виды административных правонарушений и административной ответственности;
классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
организационно-правовые формы юридических лиц;
основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно- правовые акты,
регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
оценка решения ситуационных задач;
наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе освоения образовательной программы;
оценка навыков применения нормативно- правовых актов при выполнении практических заданий;
оценивание результатов тестирования;
анализ результатов выполнения письменных работ;
наблюдение за ходом деловой игры;
оценка результатов тестирования;
анализ ответов при устном опросе, результатов решения ситуационных задач;
оценка решения ситуационных задач;
анализ результатов выполнения письменных работ;
наблюдение за ходом деловой игры;
анализ результатов выполнения письменных работ;
оценка содержания доклада и качества его защиты;
анализ результатов выполнения письменных работ;
оценка отчета по результатам экскурсии.
13
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты;
- образцы оформления документов (трудовых договоров, исков, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка);
- компьютерная программа «Консультант Плюс».
Технические средства обучения: компьютеры с пакетом прикладных программ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правовые основы профессиональной деятельности»
Основные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)//
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. От 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации») //
Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред.
От 07.02.2011) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.03.20011)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный
ресурс];
14
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010)// Консультант
Плюс: Версия Проф. [Электронный ресурс];
6. Молчанов, А.А. Гражданское право в схемах [Текст]: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. – 464с.
7. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений. – 6-е изд. М., Academia, 2010. - 192 с. - URL:
http://www.mofmosu.ru>docs/material/ap/m/pinf.pdf. Дата обращения 05.04.2011.
8. Румынина, В.В. Основы права [Текст]: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.:ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2006. 256с. - (Профессиональное образование) (допущено Министерством образования Российской Федерации).
9. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учебник/Алябьев Д.Н. [и др.]; под. ред. А.К.Исаева. - М.: Омега-Л, 2006. - 424с.
Дополнительные источники:
1. Арыхова, С.А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М., МарТ, 2005. - 256 с. - URL: http://
www.books.iqbue…professionalnoi-deytelnosti. Дата обращения 05.04.2011.
2. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – 2008. – 236 с. – URL: http:// www.book.tr200.net.
Дата обращения 06.04.2011.
3. Казанцев, В.И., Васин, В.Н. Трудовое право [Текст]: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 416с. (допущено Министерством образования Российской Федерации);
4. Мелихова, Л.В., Шелест, Е.А., Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: Учебное пособие. Ростов н/Д:
«Феникс», 2002. – 320с. (Серия «Учебники XXI века») (допущено Министерством образования Российской Федерации);
5. Основы права [Текст]: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 429с. – серия «Fundamenta»
(допущено Министерством образования Российской Федерации);
6. Сорк, Д.М., Заморенова, Н.Г., Белоусов, Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности [Текст]: Учебник для среднего
профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с. (допущено Министерством образования Российской
Федерации);
7. Трудовое право [Текст]: Учебное пособие/ под редакцией В.С. Бердычевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 352с. (допущено
Министерством образования Российской Федерации).
15