Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
Учебно-программная документация
2.5. Учебный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Специальности 13.02.06 «Релейная защита и автоматизация
электроэнергетических систем»
СК-УПД-РП-2.5.-23
Рассмотрено на заседании ЦК
Утверждено
Методическим советом ГБПОУ ГЭТ:
«Общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин»
Протокол №______
«___»_____________2023 г.
«___»_____________2023г.
__________ С.А. Ульянова
__________ О.В. Думнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
г. Гусиноозерск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
стр.
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
9
11
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
2
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 № 70167)
‒ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413» (Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 12.09.2022 № 70034)
‒ Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в
сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от
20.07.2020г. № 05-772 по организации применения современных методик и программ
преподавания
по
профессионального
обучающихся
общеобразовательным
образования,
образовательных
дисциплинам
учитывающих
организаций,
в
системе
образовательные
реализующих
среднего
потребности
программы
среднего
профессионального образования
‒
Письмо
профессионального
просвещения
Департамента
образования
Российской
государственной
и
политики
профессионального
Федерации
от
14.04.2021г.
в
сфере
обучения
№05-401
среднего
Министерства
«Методические
рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»
‒ Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» для
профессиональных
образовательных
организаций
(базовый
уровень,
вариант
2),
разработанная Институтом развития профессионального образования, 2022г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозёрский энергетический техникум»
3
1.1 . Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы
подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально –
экономический цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен освоить:
-ориентацию в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и
будущего специалиста;
-определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования
личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных
и духовных ценностей
-сформулировать представление об истине и смысле жизни.
- В результате освоения дисциплины студент узнает:
- основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
1.2. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48 часов
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
В том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
контрольные работы
12
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
домашняя работа
Итоговая аттестация в форме дифф.зачета
2
ИТОГО
48
5
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование
разделов и тем
№
заня
тия
1
Раздел 1.
Предмет философии и ее
история – 26ч
Тема1.1
Основные понятия
и предмет философии – 4ч
2
1
2
Тема 1.2.
Философия Древнего мира и
средневековая философия – 10 ч
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа.
3
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии:
понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии
Предмет и определение философии
П.з
Сочинение «Смысл жизни»
Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия»,
«дискурсивность»
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия)
Объем Уровень
часов освоения
3
4
1
2
1
2
2
2
4
Философия Древнего Китая и Древней Индии
2
5
Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
Аристотель.
2
2
2
6
«Философские школы Древней Греции»
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
7
Тема 1.3.
Философия Возрождения
и Нового времени – 4 ч
8
9
Тема 1.4.
Современная философия – 8ч
10
«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской
философии»
1
1
2
2
Реферат «Философия Аристотеля»
Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
2
«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени
1
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма
П.з
«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским
словарем
1
Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3
– 4) – по выбору учащихся
«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
1
Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм
экзистенциализм. Философия бессознательного.
2
1
2
2
2
1
8
11
12
13
Раздел2.
Структура и основные
направления философии – 22
ч
14
Тема 2.1.
Методы философии и
ее внутреннее строение – 4 ч
2
«Основные направления философии XX века»
П.з
«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем
Особенности русской философии. Русская идея.
2
2
Работа с текстом В.С.Соловьева«Русская идея»
Философия П.А.Флоренского. Философия В.И.Вернадского «Теория ноосферы»
2
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные
картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная(
Новое время, xx век)
1
2
1
Этапы философии
15
Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический,
системный, и др.. Строение философии и ее основные направления
1
2
1
Методы философии
2
Тема 2.2.
Учение о бытии и теория
познания – 4 ч
16
Эссе «Философская система нашего времени: основные черты»
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
онтологические представления. Пространство, время, причинность,
целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и
2
3
9
17
относительной истины.Соотношение философской, религиозной и научной истин.
Методология научного познания.
П.з
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной
истин
2
2
18
Тема 2.3.
Этика и социальная философия –
6 ч.
Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская
картина мира»
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как
высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
1
3
1
19
20
Значение этики
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества:
Ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Философия и глобальные проблемы современности.
П. з
Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии
Философия о глобальных проблемах современности
1
3
1
2
2
Тема 2.4.
Место философии в
духовной культуре и
ее значение – 8 ч
21
Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
философии от искусства, религии, науки, идеологии.
1
3
10
1
22
Сравнение философии с другими отраслями науки.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной
личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии
23
2
3
2
Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)
24. П.з.Контрольная работа «Содержание основных разделов философии»
2
11
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Философии»
3.1. Материально – техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии
Оборудование учебного кабинета Философии
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением
мультимедийный комплекс.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А.Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –
256 с. ( с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2009. – 288 с. (Профессиональное образование)
3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для суд. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Универсальная книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
12
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007. – 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов
н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. –
799 с.
Дополнительные оригинальные источники:
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мыслб.1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2 – х т. - М.: Мысль. 1972
4.Лосский Н.О.История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. – 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет ресурсы
www.alleg.ru\edu\philos1.htm
ru. Wikipedia.org\wiki\Философия
www.diplom-inet.ru\resursfil
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
- -ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры будущего гражданина и
будущего специалиста;
-определить значение философии как
отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской
позиции и профессиональных навыков;
-определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей
-сформулировать представление об
истине и смысле жизни.
-домашние задания проблемного характера;
-практические задания по работе с оригинальными текстами;
-подготовка и защита групповых заданий
-подготовка и защита индивидуальных заданий
-тестовые задания по соответствующим темам
-контрольные работы
Знать:
- основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни человека и
общества;
-основы философского учения о бытии;
-контрольные работы
-тестовые задания
-устные ответы
-накопительная оценка
-мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания
обучающимися
14
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и
религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий.
15
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ _______________________________________
по специальности / профессии
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)
(год набора ________, форма обучения _______________)
на 20___ / 20___ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Номер
изменения
Номера листов
Раздел рабочей программы
замененных
новых
аннулированных
Основание для внесения
изменений
16
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____
(должность)
(подпись)
(И.О. Фамилия)
17
18